Научная статья на тему 'Поликультурное образование в контексте воспитания личности'

Поликультурное образование в контексте воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование в контексте воспитания личности»

Ж. М. Блиева

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Образование в современном мире выступает важнейшим национальным ресурсом социальноэкономического обновления страны. Важнейшей исторической миссией образования является формирование самосознания у каждого представителя цивилизации, а также идеологии того общества, ценности которого передаются последующим поколениям людей. Полипарадигмальность развития образования в современном мире, множественность социальных функций, возложенных на образовательную систему, делает данную сферу важнейшим механизмом устойчивого развития общества.

Деформация образовательной системы России последней четверти ХХ в. обусловлена многими социально-экономическими факторами, но к наиболее значимым последствиям привели три «социальные катастрофы»:

1) кризис семьи и внутрисемейных отношений между родителями и детьми. В условиях постиндустриального мира семья потеряла свои функции как важнейшего общественного института воспитания и социализации подрастающего поколения;

2) крах коммунистической идеи и связанной с ней идеологией построения государства и общественных отношений. Результатом данного процесса явилась деидеологизация общества в целом и, как следствие, содержания образования в школах и вузах;

3) деформация системы общественных ценностей и нравственно-этических норм вследствие нивелирования коммунистической морали. Современная система общественного воспитания в большей мере стала нуждаться в новой методологии, репрезентативном аксиологическом подходе.

В последнее десятилетие ХХ в. все отчетливее стал проявляться гуманистический подход к построению целей, задач и содержания образования. Нацеленность на демократические преобразования в российском обществе явилась источником активизации инновационных процессов в образовательной системе, характеристиками которых стали авторизация педагогического опыта, гуманистическая направленность учебно-воспи-

тательного процесса, усиление личностной составляющей процесса обучения.

Многообразие возникших авторских школ и дидактических подходов, массовые явления педагогического экспериментирования потребовали своего научного осмысления и психолого-педа-гогического обоснования. Инновации явились проявлением кризисного состояния в образовании, при котором изменение социальной ситуации потребовало изменения специфики и направленности организации образовательного процесса. Формирующиеся в 90-е гг. ХХ в. рыночные отношения в обществе потребовали воспитания предприимчивых, трудолюбивых людей, способных самостоятельно принимать жизненно важные решения. Оказалось, что школа не была готова к их подготовке.

В работе «Духовная ситуация времени» (1931 г.) К. Ясперс, анализируя смысл воспитания в философской традиции, приходит к выводу о том, что важнейшим симптомом обеспокоенности нашего времени в воспитании является «интенсивность педагогических усилий, лишенных единой идеи» [3, с. 353].

Именно «распад субстанциального воспитания, замена его бесконечными педагогическими опытами, растворением в безразличных возможностях, неистинной прямолинейности того, что выражено быть не может», характерны для настоящего этапа развития цивилизации. К. Ясперс выделяет две «крайние возможности», которые даны государству: либо оно «овладевает воспитанием, незаметно и насильно формируя его в своих целях», либо предоставляет полную свободу в деле воспитания [3, с. 356]. Если для советского периода развития образования характерен первый подход, связанный с формированием единообразного воспитания в масштабе всей страны, то в настоящее время с достаточной степенью обоснованности проявилась вторая модель, основанная на идеях многообразия воспитательного воздействия.

Государственная политика в области образования должна реализовываться в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Ж. М. Блиева, 2007

из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Как указывается в докладе рабочей группы Президиума Госсовета Российской Федерации по вопросам реформы образования, необходима общенациональная образовательная политика, с которой связывается достижение «качества образования, его соответствия активным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [2, с. 57]. Именно с образованием связываются современные задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, формирования ценностной системы - «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма». Сегодня крайне важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, по-ликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Одним из направлений решения данных задач является усиление интегративной основы содержания образования.

Ведущим принципом реализации любого образования и воспитания выступает социокультурный контекст развития личности, предполагающий всемерный учет национальных особенностей и определение их значимости в интернациональном и поликультурном мире. Данное положение определяет образовательную стратегию, ориентированную на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различных этнических культур. Данная образовательная стратегия способна решать следующие образовательные задачи:

- содействовать глубокому и всестороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь выступает важнейшим условием интеграции в другие культуры;

- способствовать формированию у подрастающего поколения представлений о многообразии этнических культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде;

- всемерно приобщать учащихся к основам мировой культуры, раскрывать объективные при-

чины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и взаимопомощи народов и этносов в решении актуальных проблем развития цивилизации.

Реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвано создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с освоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - представитель своего этноса», «Я - россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я - гражданин мира».

Диалог культур в образовательно-воспитательном процессе предполагает определение своеобразия каждой из национально-культурных систем на основе анализа и сопоставления. При этом выявляется, с одной стороны, общечеловеческое содержание каждой национальной культуры, с другой - характерные для них «национальные картины мира» и особенности мировоззрения и мировосприятия. Необходимо, чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало личность учащегося от родной, не ослабевало, не ущемляло национальные чувства. При этом сам эффект идентификации, неизбежно возникающий при реализации принципа диалога культур, может осуществляться в нескольких вариантах. В одном случае, учащиеся узнают в другой этнической культуре знакомое, близкое, но в ином национальном контексте. В другом - происходит усвоение непривычных мировоззренческих взглядов, эстетических вкусов и представлений, что, в конечном итоге, способствует расширению социального и нравственно-этического опыта самих учащихся.

Таким образом, поликультурность в образовании призвана создать условия для введения учащихся в этническую, российскую и мировую культуру. Это позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравственно-этических нормах, особенностях мировоззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть свои задатки и дарования как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения национальной культуры в контексте мирового культурного развития. Определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизационном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению единого культурного и образовательного пространства [1, с. 62-63].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

25

Следует отметить, что именно этнокультурный фактор должен выступить основой для поликуль-турного образования. Ведущий принцип реализации национального в поликультурном образовании - социокультурный контекст развития личности - предполагает максимальный учет конкретных национальных реалий и определение их места и значимости в интернациональном мире. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Данная образовательная стратегия определяет следующие образовательные задачи: глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование представлений

о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности; приобщение к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях. В этой связи современное поликультурное образование должно не только опираться на сравнительно-сопоставительный анализ различных этнокультурных модусов, но всемерно использовать диахронический подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно-нравственных ценностей, увидеть в историко-ретроспективном аспекте инвариантные и специфические явления в развитии определенного типа культуры, почувствовать «духовный стиль эпохи» и выявить артефакты в развитии данной этнокультуры. Диахронический подход в структуре поликультурного образования направлен на выявление и анализ «культурных стереотипов», представляющих собой совокупность наиболее характерных черт культуры. Так как культурный стереотип представляет собой совокупность взаимодействующих друг с другом и взаимодополняющих элементов, то рассмотрение каждого из них неизбежно выводит на уровень изучения самой системы. Организованное таким образом поликультурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование поликультурологической рефлексии, в резуль-

тате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека. Результатом данного образовательного процесса является формирование поликультурного мышления, выступающего отражением современных глобалистических тенденций в образовательной сфере.

С реализацией принципов поликультурного образования связывается также сохранение единого воспитательного пространства. Мы полагаем, что на республиканском уровне необходимо ставить вопросы формирования у подрастающего поколения толерантного поведения, веротерпимости к представителям различных конфессий, уважения к культурам других народов. Данные исходные позиции должны определять стратегию воспитательной политики, как в республиках северокавказского региона, так и других субъектов Российской Федерации. В период социальных преобразований в российском обществе особую значимость приобретают формирование ценностно-мировоззренческих оснований воспитания, всемерное использование накопленного воспитательного потенциала российской и республиканской образовательных систем; обеспечение преемственности между поколениями-носителями социально-культурных ценностей на основе общественного согласия, в духе формирования культуры миры, терпимости, толерантности. Мы полагаем, что именно воспитательные общественные ресурсы выступают основой для устойчивого социально-экономического и духовного развития северокавказского региона и всей России. Устойчивое развитие предполагает установление в региональном масштабе системы морально-этических ценностей с учетом самобытности культуры и межкультурного диалога.

Библиографический список

1 БелогуровА.Ю., СупруноваЛ.Л. Поликуль-турный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск: ПГЛУ. -2000. - N° 3. - С. 59-64.

2. Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации и официальные документы (август 2001 г.). - М., 2001.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994.

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.