УДК 37.013(479.25)
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРМЕНИИ: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ1
Майрануш Геворкян*
Ключевые слова: поликультурное образование, стратегическая задача, диалог культур, взаимодействие, среда, толерантность, национальное самосознание
Современный глобальный мир, который М.Маклюэн характеризует как «деревню без границ», диктует необходимость поиска новых путей и условий человеческого общежития в мире. На международном уровне неоспоримым фактом является прогрессирующая межнациональная нетерпимость образовательной среды, проявляющаяся как в индивидуальном поведении (следование этническим предрассудкам, избегание межнациональных контактов, конфликтность), так и в коллективных националистических проявлениях (межэтническая агрессия, национальная дискриминация, межнациональные конфликты и пр.).
Кроме того, стратегия развития системы образования с учетом современных реалий, модернизационных процессов, неизбежностью глобализации в разных сферах жизни диктуют новые требования к системе образования. Поэтому задачей стратегического значения для системы образования является включение поликультурного компонента в процесс развития системы образования. В законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» актуализируется необходимость формирования готовности личности к успешной, бесконфликтной жизнедеятельности в современном социокультурном мире. В частности, в законе «Об образовании» РА отмечается: «Образовательная система Республики Ар-
1 Исследование выполнено при поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в рамках армяно-российского совместного научного проекта №15РГ-16.
' Кандидат педагогических наук, доцент Армянского государственного педагогического университета им. Х.Абовяна.
мения направлена на укрепление духовного и интеллектуального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей (статья 4.3.). Принципами государственной политики в области образования являются ... гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей; интеграция в международную образовательную систему (статья 5.4.)» [1].
В законе «О высшем и послевузовском образовании» республики Армения одним из принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования постулируется мобильность студентов, возможность получать и продолжить образование вне Армении (статья 4.5., 4.6.) [2].
Однако справедливости ради нужно отметить, что поликультурное образование как стратегическая задача развития системы образования -не единственный фактор, актуализирующий поликультурный компонент в системе образования. К вышесказанному можно добавить также миграционные процессы. Для Армении этот вопрос имеет двоякое значение. Во-первых, каждый армянин имеет потенциальную возможность или необходимость какой-то отрезок своей жизни жить и работать в «чужой» стране. Во-вторых, в Армению приезжают на постоянное или временное проживание граждане из разных стран, в том числе из Ирана и Сирии. И, несмотря на то, что часто приезжие являются коренными армянами, остро стоит и сложно решается проблема их социально-психологической адаптации, интеграции. И вновь встает проблема их взаимодействия в многонациональной, многокультурной среде.
Еще одним немаловажным фактором актуальности поликультурного образования в Армении является культурологический подход к этой проблеме. Поскольку в поликультурном воспитании речь идет о взаимодействии культур, о диалоге культур (М.М.Бахтин), о культурном развитии человека (Л.С.Выготский).
Это актуализирует необходимость формирования нового поликультурного мышления, поиска новых путей межкультурного взаимодействия, что является не только одним из эффективных средств позитивной и целенаправленной организации этнокультурных процессов в обществе,
средством интеграции системы образования в общемировое образовательное пространство, но и задачей государственного назначения.
Актуальность и необходимость проблемы поликультурного образования в многонациональном регионе очевидна и достаточно активно, многоаспектно исследуется в трудах западных и российских ученых. Однако в условиях моноэтнического региона, каковым является Армения, поликультурное образование как актуальная психолого-педагогическая проблема принимается неоднозначно, а иногда даже враждебно. Причина заключается в устоявшемся противоречивом мнении о том, что поликультурное образование будет препятствовать формированию национального самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения. Однако такой подход к воспитанию личности в многокультурном, разнообразном мире совершенно не оправдан, так как одним из факторов, позитивно влияющих, способствующих поликультурному воспитанию, диалогу культур является чувство национального самосознания, осознание принадлежности к определенной культуре, этносу. Таким образом, вопросы о том, что поликультурный диалог может отдалить молодежь от своих национальных корней (наши молодые люди и так стоят на грани интеграции, ассимиляции с «чужой» культурной средой, легко могут забыть свои исторические корни), являются необоснованными и маловероятными. Наоборот, в условиях глобализационных процессов поликультурный диалог помогает обратиться к собственной культуре, а сравнение «свой - чужой» побуждает по-новому осознать, оценить свою культуру, свое историческое прошлое и настоящее.
Справедливости ради хочется отметить, что в Армении данная проблема имеет особую окраску. С одной стороны, внутриполитическая нестабильность способствует эмиграции, и с каждым годом количество трудовых мигрантов из Армении увеличивается. С другой - влияние внешнеполитической ситуации, бесконечные информационные войны между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, напряженная ситуация на армяно-азербайджанской границе, отказ от признания факта геноцида армян турецким правительством, демократические веяния Запада и вступление в состав Евразийского экономического союза, поток армян-
ских беженцев из Сирии и других стран создают нездоровый климат межэтнической агрессии в обществе, желание во всем увидеть злой умысел. Нельзя также игнорировать апрельскую «четырехдневную войну» 2016 года, которая не оставила равнодушным ни одного здравомыслящего армянина, где бы он ни жил. Мы начали по-новому осмысливать каждый прожитый день, мы поняли, что, сомневаясь в патриотизме, отваге, умению жертвовать жизнью наших молодых ребят, мы их недооценивали, в то время как они самоотверженно защищали нашу Родину. Мы по-новому осознали значение слов «война», «тыл», «мать солдата», «товарищ», «враг», «герой», «смерть», «Родина», «государство», «нация».
Еще одна особенность исследования проблемы в Армении - моно-этничный-полиэтничный, монокультурный-поликультурный факторы. Армения, безусловно, моноэтничная страна, но нельзя отрицать, что армянская культура очень многогранна и многообразна. В частности, армянская культура не только вбирала в себя многокультурные традиции в течение многих веков, но и никто не станет спорить с тем, что культура, традиции, обычаи и даже язык, диалект в разных областях и районах, а зачастую и в разных селах различаются. Уже не говоря о том, что армяне, проживающие в Америке, Европе, Иране, принадлежат к разным культурам, но вместе с тем они продолжают оставаться армянами, позиционировать себя как армяне и воспитывать своих детей как армян. Следовательно, в мононациональной образовательной среде ограничивается межнациональное общение и более активно используются возможности поликультурного диалога (субъект-объектный диалог с культурой, традициями, нравами, искусством разных культур).
Поэтому в полиэтнической среде межнациональное взаимодействие является естественным процессом, и педагогу нужно лишь в учебновоспитательной работе учитывать особенности многонационального региона и акцентировать национальные особенности субъектов образовательного процесса. Когда же речь идет о мононациональной образовательной среды, где национальный состав учащихся ограничивается рамками одной национальности, а национальные меньшинства составляют малый процент от количества учащихся (например, как в Армении), то особенно-
сти многонационального региона теряют свою актуальность. В этом случае преподаватель может лишь искусственно создать поликультурную ситуацию через игры, диалоги, проблемные лекции, факультативные занятия, сравнения «свой - чужой» в контексте культуры и т.д. Если в полиэтническом образовательном пространстве культурный шок возникает в естественных условиях и продиктован особенностями многонационального региона, то в моноэтническом образовательном пространстве ситуация культурного шока создается искусственно.
Результаты эмпирических исследований, проведенных в 20142015гг. в армянских вузах1 показали, что в данной области существует множество проблем и противоречий. Так, несмотря на бытующее мнение
0 том, что Армения - мононациональная страна, изучение результатов эмпирических исследований показало, что мнения опрошенных разделились почти поровну: 49% респондентов считают, что живут в мононациональной Армении, 46% - в многонациональной, 5% не смогли определиться с ответом.
Достаточно интересны ответы на вопрос, кого можно считать армянином: того, кто родился, жил и умер в Армении (18%), у кого армянские корни, вне зависимости от того, где он родился, на каком языке разговаривает и где живет (48%), армянином можно считать лишь того, кто думает о своей национальной принадлежности, осознает свою национальную идентичность (30%) и 4% не выбрали ни один из предложенных вариантов.
В Армении очень остро стоит вопрос миграции. На вопрос: «Должен ли армянин, эмигрируя в другую страну, забыть о своем прошлом и ассимилировать, для того, чтобы легче приспособиться к новым условиям жизни?» - отрицательно ответили 88% опрошенных, затруднились ответить 5%, положительно ответили лишь 7% опрошенных.
Студенты достаточно высоко оценили положительное влияние межнационального поликультурного диалога на развитие личности и расширение ее мировоззрения (37% очень высоко, 24% выше среднего,
1 В эмпирических исследованиях приняли участие студенты Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна (г.Ереван), Российско-Армянского (Славянского) университета (г.Ереван), Гаварского государственного университета (Гегаркуникская область).
24% средне, 10% ниже среднего, низкий уровень не был зафиксирован, однако 5% не смогли определиться с ответом).
Проведенный теоретический анализ трудов армянских ученых, раскрывающих проблему воспитания личности в современном глобализированном, поликультурном мире, показал, что на современном этапе наблюдается:
• активная тенденция роста национального и гражданского самосознания среди армянской молодежи,
• стремление студенческой молодежи познать исторические корни и сохранять уникальность своей культуры,
• интерес психологов к проблемам идентичности, идентификации, культурной самобытности,
• изучение проблемы поликультурного воспитания и межнационального общения в контексте преподавания иностранных языков, в том числе и русского,
• стремление ученых обратить внимание на необходимость подготовки будущих учителей билингвов [8, с. 36].
Следовательно, проблема поликультурности и поликультурного образования давно вышла за рамки ее изучения в контексте многонацио-наьного региона и рассматривается с позиции культурологического подхода. Суть культурологического подхода в поликультурном образовании состоит в создании условий для взаимодействия, столкновения, диалога различных мнений, позиций, культурных различий, что является способом и средством восприятия, познания, передачи и усвоения нравственно -культурных достижений разных народов, в результате которого происходит взаимопроникновение культур и сближение представителей разных национальностей.
Взаимовлияние человека и культуры неоспоримо. Суммируя все существующие трактовки понятия «культура», можно сказать, что культура - это стержень, вокруг которого складываются ценностные ориентации человека. Следовательно, культурный аспект пронизывает практически все сферы человеческих отношений и деятельности, предполагает
приобщение молодого поколения к духовным ценностям, знаниям, зафиксированным в лучших образцах человеческой культуры, является основополагающим при разработке новых концепций образования и воспитания молодежи. С этой точки зрения особый интерес представляют тео-ретичесие концепции «диалога культур» М.М.Бахтина и В.С.Библера и идеи Л.С.Выготского о культурном развитии ребенка. Они рассматривали культуру вне национального контекста:
• Культура, как способ мышления, культура как бытие, диалог личность-культура (М.М.Бахтин) [4];
• Культура, как способ преодоления детской примитивности, влияние культуры на формирование мировоззрения личности, культурный возраст человека (Л.С.Выготский) [5, 6].
В то же время культура имеет национальную основу, она развивается в рамках определенной эпохи и страны. Нет плохих и хороших культур. Единственно приемлемой формой их сосуществования и взаимодействия является диалог. Но чтобы вести диалог, культуру надо знать и понимать, надо диалогически общаться с ней.
Однако, как отмечает Н.Ю.Синягина, готовность к межнациональному конструктивному взаимодействию в социокультурной среде не может быть гарантирована сформированными знаниями, умениями, навыками, специально созданными внешними условиями. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации [7, с. 270].
Поэтому, в поликультурном образовательном процессе нами выделены следующие компоненты [8, сс. 47-48]:
• Знаниевый, где особое внимание уделяется не просто передаче готовых знаний, а именно развитию познавательной активности студентов в поликультурном образовательном процессе. В этом аспекте особо подчеркивается самостоятельность, гибкость и критичность мышления, где гибкость мышления предполагает открытость всему новому, умение преодолевать внешние и внутренние ограни-
чения, выйти за рамки стереотипов, а критичность позволяет оценить способность личности рассматривать каждую культуру в многообразии мировых культур, а каждого человека как носителя определенных культурных ценностей, при этом не возвышая и не ущемляя ценность каждой из них.
• Деятельностный компонент. В этом случае особо подчеркивается специально организованная деятельность и готовность личности к диалогу поликультурной среде. В этом контексте готовность к деятельности можно рассмотреть как совокупность психологических установок, положительное отношение к деятельности, включающее не только знания, умения и навыки, но и интересы, склонности и потребности личности.
• Эмоционально-ценностнный компонент предполагает ценностное отношение к своей и чужой культуре. Смысл и ценность культуры раскрывается через диалог, через активное бесконфликтное взаимодействие. В основе эмоционального переживания уникальности и неповторимости разных культур находится эмпатическая способность, как понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его внутренний мир, а также способность индивида адекватно воспринимать культурные различия и эмоционально отзываться на культурное окружение.
• Воспитательный компонент рассматривает поликультуроное образовательное пространство как воспитательную диалоговую среду, направленную на развитие навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, выработку адекватного отношения к чужому, неродному, непривычному.
В поликультурном образовательном процессе особую важность приобретает выявленные и обоснованные педагогические условия:
1. Гуманизация образовательного и воспитательного пространства вуза. Здесь особо подчеркивается направленность педагогического коллектива на педагогическое взаимодействие, сотрудничество, толерантное отношение как к студентам, так и к «чужим» культу-
рам, преемственность в деятельности преподавателей кафедр по реализации целей и задач поликультурного воспитания.
2. Создание образовательной поликультурной среды, где обеспечиваются субъект-субъектные и субъект-объектные отношения с культурой народов. Это условие предполагает включение в содержание образования национальных и общечеловеческих ценностей, которые будут способствовать восприятию и осознанию культурного разнообразия.
3. Комплексное воздействие культуры разных народов на развитие психологических качеств студентов в процессе их активной познавательной, культурной, общественной, творческой деятельности. Интеграция культурологического знания в дисциплины учебного плана, создание интегрированных курсов.
4. Построение системы профессиональной подготовки студентов на принципах уважения, равенства всех людей, национальностей и культур. Это условие направленно на переосмысление цели педагогического процесса и перехода от знаниевой к личностной парадигмы образования.
Таким образом, образовательная среда, в которой осуществляется межнациональный поликультурный диалог, служит основой для взаимодействия, столкновения, диалога, сравнения «своей» и «чужой» культур. В этом контексте чужая культура рассматривается, оценивается сквозь призму своей, родной культуры. Реакции такой встречи разных культур, культурного шока могут быть разными: взаимодействие, принятие, ассимиляция, отречение и отказ от собственной культуры и т.д.
В связи с этим в поликультурном образовательном пространстве необходимо учитывать положительные мотивы и потребности, способствующие поликультурному диалогу и психологические барьеры и установки, препятствующие свободному, бесконфликтному диалогу в поликультурном образовательном пространстве.
Важным фактором, способствующим установлению конструктивных взаимоотношений в многонациональном социуме и поликультурному диа-
логу, выступает ценностное отношение к собственному народу, чувство национального самосознания. Обосновывая важность и необходимость данного фактора, отметим, что только человек, который ценит и уважает свою культуру, знает свое историческое прошлое, гордится малыми и большими победами своей страны и своих героев, поистине может уважать и ценить другие культуры, общаться и взаимодействовать с «чужой» культурой, сравнивать свои и другие культурные различия. Иначе без уважения и ценностного отношения к своей культуре поликультурное взаимодействие будет ложным, беспринципным, псевдополикультурным.
Еще одним фактором, имеющим важное значение в поликультурном образовании, является толерантность и формирование толерантных отношений. Существует ошибочное мнение, что проблема толерантности актуальна только в межнациональной, полиэтнической среде. Многочисленные исследования дают основание полагать, что толерантность очень часто связывают с ксенофобией, экстремизмом, межкультурными конфликтами. Однако практика показывает, что толерантность нужна не только в межнациональной среде, а конфликты, непонимание могут возникнуть и в мононациональной среде с представителями одного этноса. Кроме того, даже в рамках мононациональной страны человек часто становится участником поликультурного взаимодействия. И наличие иностранца совершенно не обязательно. Преодоление культурных барьеров, возникающих в процессе общения с другой, «чужой» культурой требует высокого уровня толерантности, ведь каждая культура формирует уникальную систему ценностей, приоритетов, моделей поведения, поэтому ее описание, интерпретация и оценка должны осуществляться с позиции диалога культур.
В числе факторов, препятствующих свободному, бесконфликтному взаимодействию, конструктивному межнациональному поликультурному диалогу, нами выделены этноцентризм, этнические стереотипы, культурный шок [9].
Нами была сделана попытка показать, что поликультурное образование не должно и не будет препятствовать формированию национального самосознания, национальной идентичности подрастающего поколе-
ния, ибо одним из факторов, позитивно влияющих, способствующих межнациональному поликультурному диалогу является чувство национального самосознания, осознание принадлежности к определенной культуре, этносу.
Таким образом, выявление особенностей и возможностей поликультурного образования в современном мире поможет учитывать культурные и образовательные интересы представителей разных национальностей и этнических групп, что будет иметь стратегическое значение в конкурентоспособности образовательных учреждений в условиях мобильности образования и перехода вузов на международный уровень.
Апрель, 2017г.
Источники и литература
1. Закон «Об образовании» Республики Армения // http://www.edu.am/index.php? id=5 &topMenu= 1&menu1=85&menu2=89&arch=0.
2. Закон «О вузовском и послевузовском образовании» Республики Армения // http://www.edu.am/index.php?id=5983&topMenu=-&menu1=85&menu2=89&arch=0.
3. Геворкян М.М, Геворкян А.М., Модель межнационального поликультурного диалога: психолого-педагогический подход: научно-методический труд. — Ереван: Артагес, 2016. — 172 с.
4. Бахтин ММ, Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М., 1986. — 445 с.
5. Выготский, Л.С, Проблема культурного развития ребёнка [Э/р]. // http://www.bim -bad.ru/docs/vygotsky_childs_cultural_development.pdf.
6. Выготский Л. С, Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
7. Синягина Н.Ю., Риски межнационального взаимодействия и их диагностика // Живая психология. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 269-278.
8. Геворкян М.М, Геворкян А.М, Модель межнационального поликультурного диалога: психолого-педагогический подход: научно-методический труд. — Ереван: Артагес, 2016. — 172 с.
9. Геворкян М.М, Факторы, влияющие на межнациональный поликультурный
диалог в образовательной среде (результаты эмпирических исследований) // Проблемы педагогики и психологии: научное периодическое издание
межвузовского консорциума. — Ереван, 2015, №1. — сс. 51-58
ԲԱԶՄԱՄՇԱԿՈՒԹԱՅԻՆ ԿՐԹՈՒԹՅՈՒՆԸ ՀԱՅԱՍՏԱՆՈՒՄ. ԿՐԹՈՒԹՅԱՆ ԶԱՐԳԱՑՄԱՆ ՆՈՐ ՌԱԶՄԱՎԱՐՈՒԹՅՈՒՆ
Մայրանուշ Գևռրցյաե
Ամփոփագիր
Հոդվածում դիտարկված է բազմամշակութային կրթության հիմնախնդիրը' որպես Հայաստանի Հանրապետության կրթական համակարգի զարգացման ռազմավարական խնդիր: Տեսական վերլուծության և էմպիրիկ հետազոտության արդյունքում հիմնավորված են բազմամշակութային կրթության էությունը և արդիականությունը' հաշվի առնելով կրթական միջավայրի էթնիկ կազմը: Դիտարկված են բազմամշակութային կրթության կազմակերպման հիմնական բաղադրատարրերը և մանկավարժական պայմանները, ներկայացված են բազմամշակութային երկխոսությանը նպաստող դրական դրդապատճառները և պահանջմունքներն ու բազմամշակութային կրթական տիրույթում ազատ, առանց կոնֆլիկտների երկխոսությանը խաթարող խոչընդոտները և համոզմունքները:
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРМЕНИИ:
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Майрануш Геворкян
Резюме
В статье рассматривается проблема поликультурного образования как стратегическая задача развития системы образования Республики Армения. В результате теоретического анализа и эмпирического исследования обоснована сущность и актуальность поликультурного образования с учетом этнического состава образовательной среды. Выделены основные компоненты и педагогические условия организации поликультурного образования, представлены положительные мотивы и потребности, способствующие поликультурному диалогу и психологические барьеры и установки, препятствующие свободному, бесконфликтному диалогу в поликультурном образовательном пространстве.
MULTICULTURAL EDUCATION IN ARMENIA:
NEW STRATEGY FOR EDUCATION DEVELOPMENT
Mayianush Gevorgyan
Resume
The article is focused on the problem of multicultural education as a strategic objective for the development of the education system in the Republic of Armenia. As a result of a theoretical analysis and an empirical study, the essence and relevance of multicultural education for a mono-ethnic country are substantiated. The main components and pedagogical conditions for the organization of multicultural education are singled out, and positive motives and needs are presented which are conducive to the multicultural dialogue, along with psychological barriers and tenets that hinder the free and conflict-free international dialogue in the multicultural educational environment.