FORMATION OF STUDENTS’ PREPAREDNESS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY IN INCLUSIVE SCHOOL ENVIRONMENT: COMPETENCE APPROACH
I.L. Fedotenko, I.A. Ugfeld
The article looks into the theory and practice of university students’ preparedness for teaching activity in inclusive school environment. There was substantiated the composition of psychoeducational competence, which includes cognitive, operation-and-activity, conative, emotional-value and personal components. In the course of studying psychological and pedagogical disciplines and the elective course of Inclusive Teaching Psychology, students analyze the essence of inclusion model, the problems of children with special educational needs and peculiarities of family support. Pedagogical practice tasks are modernized in a way to give a personal experience of interaction with both healthy children and physically- or mentally-challenged children.
Key words: inclusive teaching, educational environment, special educational requirements, psychoeducational competence, competences.
Inna Leonidovna Fedotenko, doctor of pedagogical science, professor, head of department, fedotenko@,tspu.tula.ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.
Ugfeld Irina Aleksandrovna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.
УДК 378.046
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
М.В. Филатова
Рассматриваются содержательные характеристики поликультурного образования как, фактора социализации современных дошкольников; описываются основные задачи поликультурного образования.
Ключевые слова: поликультурное образование, ценностные ориентиры.
Разнообразие этнокультурного облика российского социума, сложные процессы самоидентификации народов оказывают влияние на систему образования.
Проблема поликультурного образования не просто вышла за пределы теоретического анализа, за рамки философии, культурологии, этнопсихологии, она вошла в сферу «большой политики», «внутренних и межгосударственных отношений», так как в ней заключено противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и его столь же неотъемлемой функцией механизма передачи этнокультурного наследия и сохранения этнической идентичности.
В современных исследованиях активно применяется термин «поликультурное образование», так как он наиболее толерантен и созвучен новым научным тенденциям, которые отражены в научной литературе и закреплены в законодательных документах. В настоящее время термин «национальный» используется для обозначения понятий «государственный» или «федеральный».
Поликультурное образование - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Принятие идеи поликультурного образования означает создание поликультурной и полинациональной системы обучения и воспитания.
В качестве основных задач поликультурного образования национальных меньшинств можно выдвинуть:
1) глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
2) формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
3) создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
4) формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
5) воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [4; 6];
6) формирование и развитие умения критически мыслить [5];
7) развитие этнотолерантности;
8) формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
9) формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
10) воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;
11) использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
12) формирование способности ребёнка к личностному, культурному самоопределению .
В целом, несмотря на различную формулировку задач поликультур-ного образования российскими учеными, в проанализированных нами концепциях можно выделить главную идею, заключающуюся в том, чтобы вооружить детей соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур. Иными словами, первостепенная задача поликультурного образования в России заключается в воспитании уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке людей к жизни в поликультурной среде.
Необходимо отметить, что разработка концептуальных подходов к проблеме поликультурного образования базируется сегодня на теоретикометодологических положениях этнической психологии (Ю.В. Арутюнов, J1.M. Дробижева, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, А.П. Оконешникова, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Г.Г. Шлет и др.); психологии межнационального взаимодействия (А.Д. Карнышев и др.); культурологии, выявляющей значение межкультурного диалога в духовном обогащении личности (Б.А. Александров, С.Н. Артановский, Э.А. Баллер, Л.С. Зорило-ва и др.) и становлении ее национальной концептосферы (Н.Д. Арутюнова, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов и др.); этнопедагогики (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Д.А. Данилов, М.Г. Тайчинов, Ж.Т. Тумунов и др.).
В то же время на данный момент в мировой науке существует достаточно большое количество разнообразных теоретический идей относительно организации практики поликультурного образования. Систематизация всех этих идей является задачей отдельного исследования, а данная работа ограничивается выявлением наиболее авторитетных (имеющих наиболее высокий индекс цитирования) идей, возникших у ученых трех федераций: Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза, Российской Федерации. В каждой из этих федераций мультикультурализм, как официально признанная идеология, оказывает существенное влияние на трансформации в системе образования.
В 80-е годы XX в. понятие «Поликультурное образование» становится все более и более популярным как в академической среде, так и у педа-гогов-практиков. В конце 80-х создается многочисленная Ассоциация Поликультурного Образования (NAME - National Association for Multicultural Education»), которая собирает на ежегодную конференцию более 1500 исследователей и педагогов, издает рецензируемые журналы: «Поликультур-ные перспективы» (Multicultural Perspective) и «Праксис» (Praxis), ведет высоко информативный сайт с дидактическими материалами и исследованиями о расовых, этнических, половых, социальных, религиозных группах, а также учащихся с особыми нуждами - инвалидах. Тенденции развития поликультурного образования связаны с признанием все большего количества социальных групп, нуждающихся в поддержке и защите общества.
Весьма интересной нам представляется и мысль А.Г. Асмолова о том, что социализация поколения детей, подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения в эпоху массовых коммуникаций, Интернета, киберпространства, сдвига ценностей переживаемого Россией переходного периода и т.п. Социологические опросы свидетельствуют о социальной разнородности этого поколения, его многомерности, тенденции к разрыву «связей времен» и т.п. Вместе с тем, как за рубежом, так и в России, только на самой начальной стадии находятся системные программы исследований социального профиля растущего поколения и роли идентичности в развитии общества [1]. К тому же различные социальные эффекты образования с особой отчетливостью проявляются в дошкольном образовании, общем школьном образовании, дополнительном образовании детей и подростков, а также в специальном компенсирующем образовании детей с физическими и психическими трудностями развития. В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации.
Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования как ведущей социальной деятельности общества, по мнению А.Г. Асмолова, позволяют сформулировать задачу формирования гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности и как условие ее решения разработать три различных типа примерных программ, сообразных этим ипостасям идентичности:
• Совокупность примерных программ по формированию граж-
данской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине: русский язык как государственный, история Отечества, родная литература, обществознание, граждановедение и т.д.
• Совокупность примерных программ по формированию этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с
«малой родиной - село, город, регион»), направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.: национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.
• Совокупность примерных программ по формированию обще-
человеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством: математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.
Особое значение в связи с этим приобретает задача проектирования программ, в первую очередь, программ дошкольного и школьного образо-
вания, обеспечивающих формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном российском обществе [1].
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс].
URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной модернизации-образования-с-приложениями^ос
2. Ежкова Н.С., Филатова М.В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: аксиологический аспект. Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. 101 с.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. http: //sinncom.ru/content/reforma/index5 .htm
4. Филатова М.В. Приоритетность поликультурного образования в Западной Европе/ Социально экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тула: ТГПУ им. Л Н. Толстого, 2010. 399 с.
5. American Association of Colleges for Teacher Education. No one model American// Washington, DC, 1973.
6. Banks, J.A. Approaches to multicultural curriculum reform/ J.A. Banks, & C.A.M. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001. P.225-246.
Филатова Мария Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
MULTICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF
MODERN PRESCHOOLERS
M.V. Filatova
Пе article reviews the content-related features of multicultural education as a factor of socialization of modern preschoolers, and describes the main objectives of multicultural education.
Key words: multicultural education, values.
Maria V. Filatova, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.