Научная статья на тему 'Поликультурная среда как условие актуализации личностных ресурсов студентов первого курса на этапе адаптации к обучению'

Поликультурная среда как условие актуализации личностных ресурсов студентов первого курса на этапе адаптации к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' ADAPTATION / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ / ASPECTS OF ADAPTATION / СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / SUPPORT OF STUDENTS / ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSON-CENTERED APPROACH / ЭНКАУНТЕР-ГРУППЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ENCOUNTER-GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Ольга Александровна

В статье рассматриваются особенности поликультурной среды, в которой происходит адаптация студентов первого курса лингвистического вуза. Приводятся результаты собственного исследования межнациональных отношений, проводимого в течение четырех лет, оценки студентами контактов с представителями других национальностей, подходов к определению понятия «толерантность». Определяется значение личностно-центрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к обучению в вузе, позволяющего актуализировать способность к успешному общению. Поликультурная среда при этом выступает условием развития отношения к себе и другим людям, имеющим с нами различия. Для повышения эффективности адаптации использовалась групповая фасилитация, осуществляемая в группах встречи. Сопровождение студентов, основанное на личностно-центрированном подходе, позволяет развивать ценностное отношение к себе и к другим людям, что способствует адаптации в поликультурной среде вуза и города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF ACTUALIZATION OF FIRST-YEAR STUDENTS’ PERSONAL RESOURCES AT THE STAGE OF ADAPTATION TO STUDYING

The features of the polycultural environment in which the adaptation of first-year students of the institute of higher education occurs are considered in this paper. The results of an own research about interethnic relations, students’ estimations of the contacts with representatives of other nationalities and approaches in definition of the concept «tolerance» are also cited. The author defines the significance of the person-centered approach to supporting students at the stage of adaptation to studying at any institute of higher education, which allows actualizing the ability to successful dialogue. At the same time the polycultural environment acts as a condition for developing the valuable attitude to oneself and to other people who are different from us.

Текст научной работы на тему «Поликультурная среда как условие актуализации личностных ресурсов студентов первого курса на этапе адаптации к обучению»

| ПЕДАГОГИКА УДК 378

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

О. А. Молокова

POLYCULTURAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF ACTUALIZATION OF FIRST-YEAR STUDENTS' PERSONAL RESOURCES AT THE STAGE OF ADAPTATION TO STUDYING

O. A. Molokova

В статье рассматриваются особенности поликультурной среды, в которой происходит адаптация студентов первого курса лингвистического вуза. Приводятся результаты собственного исследования межнациональных отношений, проводимого в течение четырех лет, оценки студентами контактов с представителями других национальностей, подходов к определению понятия «толерантность». Определяется значение личностно-центрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к обучению в вузе, позволяющего актуализировать способность к успешному общению. Поликультурная среда при этом выступает условием развития отношения к себе и другим людям, имеющим с нами различия. Для повышения эффективности адаптации использовалась групповая фасилитация, осуществляемая в группах встречи. Сопровождение студентов, основанное на личностно-центрированном подходе, позволяет развивать ценностное отношение к себе и к другим людям, что способствует адаптации в поликультурной среде вуза и города.

The features of the polycultural environment in which the adaptation of first-year students of the institute of higher education occurs are considered in this paper. The results of an own research about interethnic relations, students' estimations of the contacts with representatives of other nationalities and approaches in definition of the concept «tolerance» are also cited. The author defines the significance of the person-centered approach to supporting students at the stage of adaptation to studying at any institute of higher education, which allows actualizing the ability to successful dialogue. At the same time the polycultural environment acts as a condition for developing the valuable attitude to oneself and to other people who are different from us.

Ключевые слова: адаптация студентов, поликультурная среда, аспекты адаптации, сопровождение студентов, личностно-центрированный подход, энкаунтер-группы, толерантность.

Keywords: students' adaptation, polycultural environment, aspects of adaptation, support of students, person-centered approach, encounter-groups, tolerance.

Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе во многом определяет не только успешность учебно-профессиональной деятельности, но и особенности развития и саморазвития личности. Поэтому данный процесс требует тщательно разработанной системы психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение предусматривает пролонгированное присутствие в жизни человека, адаптирующегося к изменениям среды, осуществление комплекса мер, а не эпизодической помощи в затруднительной ситуации. Эти меры могут носить в том числе и превентивный характер, но, прежде всего, необходимо оценить потенциальные трудности. Поэтому, несмотря на универсальность и целостность процесса адаптации, целесообразно выделять аспекты, которые наиболее значимы для адаптации студентов к обучению в конкретном вузе, учитывая уже на этом этапе требования к тому, какие свойства профессиональной личности должны развиваться в процессе обучения.

В Евразийском лингвистическом институте (МГЛУ ЕАЛИ) в рамках работы лаборатории социально-психологических проблем образования осуществляется сопровождение студентов на этапе адаптации к обучению в вузе с позиций личностно-центри-рованного подхода. В результате исследований мы выделили в качестве наиболее значимых общеучебный, лингвистический (имеется в виду адаптация к изучению иностранного языка), психогигиенический

и социально-психологический аспекты адаптации. При этом критериями эффективности социально-психологической адаптации выступают не только удовлетворенность межличностными отношениями с преподавателями вуза и в студенческой группе, но и межнациональными отношениями в поликультурной среде лингвистического вуза. Нельзя не согласиться с мнением М. Г. Синяковой, что сегодня монокультурная образовательная среда - скорее гипотетическая конструкция, т. к. в условиях динамически развивающегося мира абсолютная монокультурность практически невозможна [10]. В современном мире важным показателем адаптивности личности становится мно-гокультурность. Но она же является и составляющей ее профессионализма, что означает умение правильно понимать человеческие различия, быть толерантным к ним, утверждать личными делами и словами культурный плюрализм в обществе [4]. Для лингвистического вуза это имеет особую значимость, поэтому с 2010 г. мы стали выделять аспект адаптации в поликультурной среде вуза, учитывая его при сопровождении студентов.

Поликультурность среды обитания в регионе Восточной Сибири предопределяется исторической мно-гонациональностью населения, созданной добровольным и вынужденным переселением, а также современными миграционными процессами. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Иркут-

ской области проживают представители 138 национальностей. При этом сложился этнографический тип сибиряка, который характеризуется такими чертами, как миролюбие, нравственность, трудолюбие, независимость характера, чувство собственного достоинства

[7].

Разнообразие поликультурной среды лингвистического вуза, которое во многом отражает особенности региональной социокультурной среды, создается также иностранными студентами из Китая, Монголии, Японии, Германии, Франции, США, Бельгии, Испании, Швейцарии, Австралии, Мексики, Нидерландов, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Казахстана, Узбекистана и других стран, а также преподавателями - носителями языка. Если исходить из того, что «среда выступает... в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств в роли источника развития» [2, с. 395], поликультурная среда вуза предстает фактором, который нельзя не учитывать в свете эффективной адаптации в вузе и актуализации личностных ресурсов. Общение, происходящее в подобной многонациональной среде в ходе обучения и во вне-учебное время, обогащает жизненный опыт студентов новыми фактами, меняя или уточняя не только восприятие человека другой культуры, но и представления о мире и взаимодействии в нем с другими людьми.

В формальном и неформальном окружении жителей региона всегда присутствуют представители разных национальностей. В мировоззрении первокурсника, начинающего обучение в лингвистическом вузе, уже имеется позитивное или негативное отношение к представителям различных наций и народов, а также стереотипы, суеверия и предрассудки, которые на деятельностно-поведенческом уровне реализуются в

Результаты показывают, что за четыре года исследования (отметим, что это не были годы острых противоречий в международных отношениях) не происходило уменьшение числа первокурсников, считающих, что существуют серьезные проблемы взаимоотношений людей разных национальностей. Это может свидетельствовать о том, что в межнациональных отношениях присутствует существенный потенциал противоречий, а потому данный аспект адапта-

желании или нежелании, умении или неумении с ними взаимодействовать. Приобретенное до обучения в вузе позитивное отношение к представителям других наций и народностей будет содействовать развитию способности к признанию культурного разнообразия мира и пониманию людей других культур, в то время как негативное - замедлять или препятствовать этому. Поэтому исследование адаптации в поликультурном пространстве позволяет прогнозировать не только эти особенности развития отношений (и разрабатывать специальные мероприятия в рамках психолого-педагогического сопровождения), но и ход формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, сопряженных с общением.

Первой задачей при организации сопровождения выступает диагностика того или иного явления. При исследовании адаптации в поликультурной среде города и вуза нами используется метод анкетирования. Вопросы, на которые в условиях анонимности отвечают студенты первого курса, связаны с оценкой интереса к культуре других народов; ориентации на познание и принятие человека иной национальности, присутствия толерантности и потенциала ее развития. Кроме того, нас интересует наличие в жизненном опыте респондентов межнационального конфликтного взаимодействия. Отметим, что исследование охватывает относительно небольшое число респондентов и проводится для реализации сопровождения в конкретном вузе. Так, в исследованиях 2010 г. принимали участие 150 студентов различных специальностей и направлений подготовки лингвистического вуза; 2011 г. - 148; 2012 г. - 157 и 2013 г. - 121 студент. Некоторые общие оценки межнациональных взаимоотношений студентами первого курса представлены в таблице 1.

ции нуждается во внимательном к нему отношении. Несмотря на то, что в большей мере оценка взаимоотношений между представителями разных наций и народов в нашем регионе позитивная, респондентами были отмечены случаи унижения по национальному признаку и участия студентов в межнациональных конфликтах. Это тот опыт, который появляется в том числе и в связи с переездом в чужой город (анкетирование в рамках сопровождения проводится в конце

Таблица 1

Оценка межнациональных взаимоотношений (в % от числа опрошенных студентов первого курса)

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Считают, что существуют серьезные проблемы взаимоот- 77 81 84 89

ношений людей разных национальностей

Считают, что таких проблем нет 16 16 13 9

Не захотели отвечать на этот вопрос 7 3 3 2

Сталкивались с неприязненным отношением к людям 50 31 34 43

других национальностей

Испытывали национальное унижение 14 11 10 11

Сталкивались с хулиганскими действиями на межнацио- 29 30 36 34

нальной почве

Участвовали в конфликтах на межнациональной почве 11 5 6 10

октября - начале ноября текущего учебного года). Следовательно, адаптация происходит не только в поликультурной образовательной среде вуза, но и в целом в поликультурной городской среде. А это создает в большей мере ее сложности, так как в основном с негативными фактами межнациональных отношений студенты встречаются вне стен вуза.

Следует отметить тот факт, что представление о конфликтности межнациональных отношений присутствует у гораздо большего числа студентов, по сравнению с теми, кто непосредственно встречался с ее примерами. Таким образом, в данном случае мы в значительной мере сталкиваемся с действием устано-

По оценкам студентов, принимавших участие в исследовании, к представителям других национальностей в ближайшем их окружении, в основном, относятся хорошо или нейтрально. Если сравнивать эти результаты с теми, что были получены другими исследователями при анкетировании студентов в нашем регионе, то они в среднем (по опросу) совпадают [5, с. 11 - 20].

У большинства (от 87 до 90 %) опрошенных среди друзей есть представители другой национальности, а для 70 - 80 % респондентов не важна национальная принадлежность друзей и знакомых. 40 % студентов, принимавших участие в исследовании (это число практически не менялось за годы исследований) считают, что национальность при выборе мужа или жены не имеет никакого значения. Таким образом, значение для развития дружеских, приятельских - в большей мере, или потенциальных супружеских отношений - в меньшей мере, имеют личностные особенности человека, а в оценке межнациональных отношений определяются два плана - общий и частный, опирающийся на конкретные жизненные ситуации. Если в первом случае более важной оказывается идентичность человека как члена некой этносоциальной группы, то во втором - более значимы индивидуальные человеческие свойства и качества. Поэтому анализ ответов на эти вопросы затруднен тем, что они зачастую проти-

вок и стереотипов, порождаемых недостатком информации и упрощением представлений об особенностях других народов или тревогой о собственной безопасности. Это осознается и самими респондентами, из которых более половины считают, что представления о других народах могут быть ошибочными и отталкивать их друг от друга, в то время как объединяют стремление к достижению общих целей и интерес к чужой культуре.

В исследовании нас интересовала оценка студентами первого курса контактов с представителями других национальностей, а также значения национальной принадлежности окружающих (таблица 2).

воречат друг другу, так как по-разному оцениваются тогда, когда в них преобладает обобщение или конкретизация рассматриваемого явления.

При рассмотрении вопросов, связанных с межнациональными отношениями, большое значение имеет интерес человека к другим народам, создающий возможность реализации образовательной (познавательной) функции в поликультурной среде. В этом случае развивается умение использовать творчески знания об уникальности своей национальной культуры и других культур для их понимания, а также для планирования и моделирования собственной жизнедеятельности [11]. Однако ежегодно около 10 % опрошенных студентов на начальном этапе обучения заявляют о том, что им неинтересны традиции и особенности других народов, за исключением стран изучаемых языков.

Необходимо отметить, что в исследованиях 2012/2013 учебного года впервые не было ответов о том, что респондент никогда не задумывался о значении своей национальной принадлежности. Анализа требует тот факт, что около трети студентов первого курса, принимавших участие в анкетировании, отвечают, что собственная национальная принадлежность для них не важна. В ходе дальнейшей работы в группах встречи было определено, что этим ответом студенты чаще стремятся подчеркнуть равноценность

Таблица 2

Отношение к национальной принадлежности (в % от числа опрошенных студентов первого курса)

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Собственная национальная принадлежность важна/не важна 51/34 58/37 64/36 76/24

Никогда не задумывались о важности собственной 15 5 0 0

национальной принадлежности

Национальная принадлежность друзей и знакомых важна/не важна 16/83 20/80 23/77 30/70

Имеют друзей - представителей другой национальности/не имеют 89/11 90/10 89/11 87/13

Не испытывают неприязни к представителям других национальностей/испытывают 61/21 58/21 52/24 42/38

Не могут ответить на этот вопрос 18 21 24 20

В ближайшем окружении студента относятся к представителям дру- 49 47 47 42

гих национальностей хорошо

В ближайшем окружении студента относятся к представителям дру- 48 49 47 51

гих национальностей нейтрально

В ближайшем окружении студента относятся к представителям дру- 3 4 6 7

гих национальностей скорее плохо

для них различных наций и народов, не отрицая при этом собственную национальную идентичность.

Для успешной адаптации студентов-первокурсников в поликультурном пространстве вуза при организации сопровождения следует, на наш взгляд, предусмотреть следующее:

1) планировать мероприятия, связанные с формированием умений взаимодействия, в том числе и конфликтного. Это вытекает из того факта, что после психологической диагностики ежегодно более трети первокурсников рекомендуются тренинги развития коммуникативных навыков;

2) создавать ситуации межличностного общения с носителями другой национальной культуры. Информированность об особенностях других культур позволяет понять неоднородность мира, его многообразие, помогает проявлять независимость в своих суждениях. Она дает возможность проявлять гибкость мышления, изменять позиции и создавать предпосылки личностного выбора [8].

Оценка то

Особенностью студентов лингвистического вуза является то, что большинство из них поступает в вуз, движимое интересом к иностранным языкам, к иностранной культуре, а это подразумевает определенную толерантность в отношении чужой культуры и ее носителей. Обучение иностранному языку расширяет границы культурного опыта студента, формирует умение взаимодействовать с представителями других культур. Диалог культур, присутствующий в обучении иностранному языку, стимулирует становление не только интернационализма, но и национальной идентичности личности. Кроме того, само расширение общения в поликультурной среде вуза ведет к установлению личных отношений, осознанию особенностей той или иной народности, установлению взаимопонимания.

Для организации сопровождения представляет интерес выяснение отношения студентов к понятию «толерантность» (таблица 3).

Таблица 3

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Считают, что обладают терпимостью по отношению к людям дру- 64 58 59 48

гой национальности

Отметили, что их терпимость определяется ситуацией 26 25 31 44

Считают, что не обладают терпимостью/затрудняются ответить 10 17 10 6/2

Интересны передачи о международных отношениях, о традициях и обычаях других народов 11 18 45 56

Иногда интересны подобные передачи 37 39 45 37

Обучение в лингвистическом вузе повлияло на восприятие людей 21 22 35 37

других национальностей, сделав более толерантным

Толерантность - это уважение к другим людям* 27 24 24 19

Толерантность - это умение понять других людей 26 28 25 29

Толерантность - это тактичность 15 14 12 9

Толерантность - это воспитанность 12 14 10 18

Примечание: *приведены наиболее часто встречающиеся в ответах определения толерантности.

Отметим, что в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО это понятие определяется как «...уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.» [3]. Исследование показывает, что около четверти респондентов под толерантностью понимают умение вести себя в соответствии с социальными правилами, соблюдая чувство меры и пристойность в отношениях, то есть в некоторой мере превозмогая или скрывая свое отрицательное отношение. Гуманизация же социальной и педагогической реальности - это ориентация на индивидуальность и уникальность человеческого образа, а не на социализирующую норму поведения [1], поэтому можно предположить, что личность другого человека при таком понимании толерантности не всегда представляет ценность. Это может стать препятствием в диалогическом общении, в том числе и в поликультурной среде, а потому нуждается в проведении психолого-педагогической работы.

Сопровождение обучающихся, организуемое с позиций личностно-центрированного подхода, который сегодня некоторыми исследователями рассматривается не как относительно узкий психологический подход в рамках гуманистической парадигмы, а как культурное течение, обладающее потенциалом изменения человеческой культуры [6, с. 69 - 77], определило для нас выбор методов профилактики и коррекции проблем адаптации у студентов младших курсов. В частности, это использование групповой фасилита-ции, направленной на изменения личности в сторону конгруэнтности, самораскрытия и личностной интеграции, осуществляемой в группах встречи (энкаун-тер-группах). Сопровождение вхождения в высшее образование, базирующееся на позициях этого подхода, по нашему мнению, способствует приобретению опыта, позволяющего освободить резервы личностного и профессионального роста, необходимые для становления гуманистического мировоззрения личности [9], что создает возможности для эффективного общения людей, различающихся по своим внешним и

внутренним признакам. Уже на этапе адаптации к обучению в лингвистическом вузе происходят изменения в восприятии и отношении к представителям других национальностей, что отмечают некоторые из респондентов-первокурсников, принимавших участие в группах встречи, как и изменения, происходящие в самом себе.

В заключение следует отметить, что сопровождение студентов на этапе адаптации позволяет оценить существующие проблемы и прогнозировать их влияние на развитие образовательного пространства лин-

гвистического вуза, в котором поликультурность не является препятствием в общении, а создает возможность развивать и проявлять социально-психологическую компетентность в диалоге с представителями различных культур. При этом для взаимопонимания и общения недостаточно усвоения общепринятых социокультурных норм, необходимо развитие ценностного отношения к себе и другим людям, обладающим отличиями, что позволяет сопровождение студентов, основанное на личностно-центрированном подходе.

Литература

1. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Гуманизация социальной и педагогической реальности: проблемы и опыт // Образование личности. 2012. № 2. С. 64 - 72.

2. Выготский Л. С. Основы педологии: Стенограммы лекций / Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

3. Декларация принципов толерантности: утв. Резолюцией S.16 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 10.04.2015).

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.

5. Карнышев А. Д. Проблемы теории и практики межнациональных отношений (этнопсихологические аспекты) // Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 537 с.

6. Колпачников В. В. Человекоцентрированный подход к пониманию толерантности: напряженное терпение или безусловное позитивное уважение // Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах: материалы Междунар. науч. -практ. конф. / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 537 с.

7. Косогова А. С., Дьякова М. Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3.

8. Мириманова М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный: монография. М.: Прометей, 2004. 253 с.

9. Молокова О. А., Погодаева М. В. Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования // Преподаватель XXI века. 2014. № 3. С. 133 - 144.

10. Синякова М. Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход: монография. М.: МГОУ, 2011. 170 с.

11. Фалунина Е. В. Приоритетные функции поликультурного образования России // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 3. С. 101 - 105.

Информация об авторе:

Молокова Ольга Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Евразийского лингвистического института - филиала Московского государственного лингвистического университета, г. Иркутск, Россия, omolokova@mail.ru.

Olga A. Molokova - Candidate of Biology, Assistant Professor at the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Eurasian Institute of Moscow State Linguistic University, Irkutsk.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.