Научная статья на тему 'Полихудожественная образовательная среда как психолого-педагогический феномен'

Полихудожественная образовательная среда как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ВЛИЯНИЙ И УСЛОВИЙ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудаков Владимир Аркадьевич

В данной работе автор рассматривает образовательную среду как совокупность влияний и условий формирования личности обучаемых, выделяет три группы условий: педагогические (психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические), социокультурные и материальные (предметно-пространственное окружение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-ARTS EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The author of the article considers the educational environment as the whole range of influences and conditions of forming personality in students. The author distinguishes three groups of conditions: pedagogical (psychological and pedagogical, organizational-pedagogical, didactic), socio-cultural and material (body space concept).

Текст научной работы на тему «Полихудожественная образовательная среда как психолого-педагогический феномен»

УДК 37.015

РУДАКОВ Владимир Аркадьевич, соискатель кафедры профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института, директор центра пред-профильной подготовки и профильного обучения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» (г. Ханты-Мансийск). Автор 15 научных публикаций

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В данной работе автор рассматривает образовательную среду как совокупность влияний и условий формирования личности обучаемых, выделяет три группы условий: педагогические (психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические), социокультурные и материальные (предметнопространственное окружение).

Образовательная среда, система влияний и условий, полихудожественная образовательная среда

Выявление сущности понятия «полихудожественная образовательная среда» основывается на анализе родового понятия «среда». В философии среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования1. В социологии данное понятие трактуется как «1. Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.»2, т.е. как «совокупность условий и влияний, окружающих человека»3.

Таким образом, в философии и социологии среда понимается как совокупность природных, экономических, социальных, политиче-

ских и духовных условий существования индивида, в которых происходит формирование и развитие личности.

Н.Б. Крылова под средой предлагает понимать окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в ее структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.4

Анализ научной литературы позволяет выделить основные положения, характеризующие понятие «среда»:

- среда представляет собой зону непосредственной активности индивида и характеризует совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных

условий существования, формирования и деятельности индивида;

- окружающая среда выступает как фактор развития личности, причем его влияние во многом определяется полнотой и активностью использования индивидом возможностей среды.

В педагогических исследованиях последних десятилетий достаточно широкое распространение получило понятие «образовательная среда», которое, однако, еще не имеет однозначного определения.

Вместе с тем большинство исследователей рассматривают образовательную среду как:

- совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психологопедагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности5;

- педагогически организованную систему условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности6;

- систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении7;

- систему влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся8.

Присоединяясь к мнению В.И. Панова, В.А. Ясвина и др., мы рассматриваем образовательную среду как совокупность влияний и условий формирования и развития личности обучаемых в социальном и пространственнопредметном окружении.

Необходимо отметить, что условия, составляющие образовательную среду, создаются осознанно, целенаправленно на основе принципов: единообразия, разнообразия и вариативности9. Взаимодействие с этими условиями

обеспечивает активную позицию обучаемых в образовательном процессе и обусловливает их личностное развитие и саморазвитие. Именно непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования (как процесса и результата освоения культуры), оказывает формирующее воздействие на человека10.

Рассмотрим сущность и структуру специфической образовательной среды - полиху-дожественной, определение которой основывается на анализе понятия «художественная среда».

А.Д. Яковлева определяет данное понятие как совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые обусловливают формирование его художественных потребностей, способы и средства их удовлетворения11. При этом автор подчеркивает, что принципиально важным является то, что в такой среде содержание занятий ориентируется на собственную художественнотворческую деятельность ребенка.

Л.Л. Редько, РМ. Чумичева понимают художественную среду как сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры и как художественное творчество, направленное на воспитание и реализацию художественных и эстетических потребно-стей12. Авторы отмечают, что воспитательный потенциал данной среды заключается в разнообразии ее функций - познавательной, информационной, коммуникативной, ценностноориентационной, социально-адаптационной, психотерапевтической, культурообразую-

щей13.

Присоединяясь к мнению вышеназванных ученых, мы понимаем художественную образовательную среду как совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует обучаемый и которые обусловливают формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения. Данная среда

представляет собой совокупность условий, обеспечивающих возможности развития и удовлетворения художественных потребностей учащегося.

Полихудожественная образовательная среда определяется нами с учетом сущности понятий «образовательная среда» и «художественная среда» и с опорой на полихудо-жественный подход в образовании, который отражает взаимосвязь различных видов искусства в формировании творческой личности посредством различных приемов и средств, присущих каждому виду искусств. При этом частица «поли...» характеризует использование возможностей различных видов искусства в развитии творческих способностей учащихся во взаимосвязи и взаимозависимости.

С учетом вышесказанного мы рассматриваем полихудожественную образовательную среду как совокупность специально организованных условий, способствующих развитию личности учащихся на основе интеграции возможностей различных видов искусства и соответствующих им видов деятельности в социокультурном и предметном пространстве образовательного учреждения.

Такая трактовка данного понятия обусловливает выделение нескольких положений, важных для нашего исследования:

- полихудожественная образовательная среда выступает как фактор, способствующий развитию готовности младших школьников к творческой деятельности;

- полихудожественная образовательная среда как совокупность условий создается специально для выявления скрытых задатков и максимального раскрытия творческого потенциала учащихся.

Раскроем структуру полихудожественной образовательной среды как совокупности условий.

Прежде всего рассмотрим понятие «условие», которое в философии понимается как отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплек-

са объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления»14.

В педагогических исследованиях понятие «условие» трактуется с опорой на философские положения и рассматривается как «составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся»15.

В структуре полихудожественной образовательной среды можно выделить несколько компонентов, характеризующих различные группы условий, составляющих ее.

Современные исследователи (Т.А. Осипова, Л.Л. Редько, РМ. Чумичева и др.) выделяют такие составляющие образовательной среды, как психологический, социальный, пространственно-предметный, материальный и др.

Группа исследователей (В.И. Панов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.А. Ясвин и др.) выделяет в структуре образовательной среды три взаимосвязанных компонента: пространственно-предметный, социальный и психодидактический.

С учетом данных исследований мы выделяем следующие группы условий, составляющих полихудожественную образовательную среду: педагогические (психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические), социокультурные и материальные (предметно-пространственное окружение).

В блок психолого-педагогических условий входят условия, способствующие развитию всех сфер личности учащихся и их способностей (познавательных, художественно-эстетических и пр.). Данный блок включает следующие условия: психологическая поддержка посредством психодиагностики и психологического консультирования; развитие интереса учащихся к обучению в целом и к творческой деятельности в частности на основе создания благоприятного психологического климата, атмосферы поддержки, ситуаций успеха; расширение опыта творческой деятельности за счет включения учащихся в различную по видам и содержанию художественно-творческую деятельность.

Организационно-педагогические условия отражают организационную сторону педагогического процесса, т.е. особенности его организации, функционирования и развития16. Мы понимаем организационнопедагогические условия как педагогические условия, отражающие особенности осуществления педагогического процесса и направленные на совершенствование деятельности его субъектов и обеспечение его целостности. К организационно-педагогическим условиям мы относим: реализацию преемственности обучения в образовательных учреждениях различного уровня (школа-колледж-вуз); обеспечение координации и консолидации деятельности субъектов педагогического процесса; применение сочетания различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности учащихся.

К блоку дидактических условий мы относим: обогащение содержания образования за счет совершенствования учебных планов на основе введения предметов художественноэстетического цикла (музыка, хореография, ИЗО), интеграции общеучебных и художественно-эстетических дисциплин; применение в образовательном процессе современных педагогических технологий (игровых, проблемных, личностно-ориентированных и др.)

Вторую группу условий, образующих структуру полихудожественной образовательной среды, составляют социокультурные условия. Блок социальных условий характеризует особенности социальной организации окружающей ребенка среды. В группу данных

условий мы включаем: оптимизацию взаимодействия учащихся с референтными лицами (взрослыми, старшими товарищами), посещение мастер-классов ведущих педагогов, музыкантов, хореографов и пр.

Блок культурных условий отражает особенности культурного окружения учащихся и включает: использование возможностей учреждений культуры (музеев, картинной галереи, концертных залов и пр.); организацию самостоятельной творческой деятельности учащихся (участие в концертах, выставках, спектаклях и т.д.).

Следующим элементом, составляющим по-лихудожественную образовательную среду, являются материальные условия, которые характеризуют предметное пространство образовательного учреждения, в котором учащиеся и педагоги работают и общаются. Здесь можно выделить два компонента: пространственное окружение (наличие и характер размещения разнофункциональных помещений - учебных кабинетов, музыкальных и хореографических залов, картинной галереи, комнат для индивидуальных занятий, художественных мастерских, помещений для кружковой работы и психологической релаксации и пр.) и предметное окружение (учебное оборудование, мебель, средства обучения и пр.).

Итак, структуру полихудожественной образовательной среды составляют три взаимосвязанные группы условий: педагогические (психолого-педагогические, организационнопедагогические, дидактические), социокультурные и материальные (предметнопространственное окружение).

Примечания

1 Философский словарь / под ред. М.М. Розенталь. 3-е изд. М., 1975.

2 Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 38.

3 Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991. С. 36.

4 Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

5 Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб., 2003. С. 4.

6 Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. 2001. № 4. С. 41.

7 Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред.

В.И. Панова. М., 1997. С. 28.

8 Осипова Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. С. 85.

9 Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. Вып. 7. М., 1997. С. 183.

10 Шендрик И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4. С. 41.

11 Яковлева А.Д. Образовательная среда интегрированного комплекса «общеобразовательная школа - школа искусств» как условие эффективного развития личности младшего школьника: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

12 Там же. С. 43.

13 Там же. С. 88.

14 Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. Г.В. Панов. М., 1983. С. 707.

15 Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000.

С. 84.

16 Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: моногр. М., 2004. С. 236.

Rudakov Vladimir

MULTI-ARTS EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The author of the article considers the educational environment as the whole range of influences and conditions of forming personality in students. The author distinguishes three groups of conditions: pedagogical (psychological and pedagogical, organizational-pedagogical, didactic), socio-cultural and material (body space concept).

Контактная информация: e-mail', [email protected]

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.