Научная статья на тему 'Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города'

Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЕШЕХОДНЫХ СВЯЗЕЙ / ГОРОДСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ЛИНЕЙНЫЙ РЕКРЕАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ / ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / SYSTEM OF PEDESTRIAN LINKS / CITY RECREATION / LINE RECREATION OBJECT / PEDESTRIAN BRIDGE / MULTIFUNCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Покка Е. В.

Вопросам проектирования комфортного пребывания человека в рекреационной системе города и ее элементах уделяется много внимания. Как показывает мировой опыт проектирования и функционирования этих систем, их элементы включают в себя, помимо основной функции передвижения, функции, способствующие процессу общения. Пешеходный мост как элемент системы рекреации может быть полифункциональным по заранее спланированной схеме или стать полифункциональным в процессе развития системы рекреации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDESTRIAN BRIDGES MULTIFUNCTIONALITY IN URBAN SISTEM OF RECREATION

Nowadays a lot of attention is given to the questions of design of comfortable staying for a person in city recreational system and its elements. According to world experience of designing and functioning of these spaces, such elements include not only basic movement functions, but also the functions promoting the communication process. The pedestrian bridge as a recreational system element can be multifunctional according to scheme planned in advance, or to become a multifunctional as a result of the recreational system development.

Текст научной работы на тему «Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города»

УДК 624.2

Е.В. Покка - аспирант, ассистент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ)

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПЕШЕХОДНЫХ МОСТОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА

АННОТАЦИЯ

Вопросам проектирования комфортного пребывания человека в рекреационной системе города и ее элементах уделяется много внимания. Как показывает мировой опыт проектирования и функционирования этих систем, их элементы включают в себя, помимо основной функции передвижения, функции, способствующие процессу общения. Пешеходный мост как элемент системы рекреации может быть полифункциональным по заранее спланированной схеме или стать полифункциональным в процессе развития системы рекреации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Система пешеходных связей, городская рекреация, линейный рекреационный объект, пешеходный мост, полифункциональность.

E.V. Pokka - post-graduate student, assistant

Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE)

PEDESTRIAN BRIDGES MULTIFUNCTIONALITY IN URBAN SISTEM OF RECREATION

ABSTRACT

Nowadays a lot of attention is given to the questions of design of comfortable staying for a person in city recreational system and its elements. According to world experience of designing and functioning of these spaces, such elements include not only basic movement functions, but also the functions promoting the communication process. The pedestrian bridge as a recreational system element can be multifunctional according to scheme planned in advance, or to become a multifunctional as a result of the recreational system development.

KEYWORDS: System of pedestrian links, city recreation, line recreation object, pedestrian bridge, multifunction.

Международный градостроительный семинар, проходивший в Казани в августе-сентябре 2008 года, акцентировал значение комфортности рекреационных зон в городской среде крупных мегаполисов и продемонстрировал современное градостроительное мышление в формировании этих зон. Пересечению рекреационных зон с городскими транспортными системами участниками семинара было уделено особое внимание.

Категорически отказавшись от методов решения проблем пересечения рекреационных и транспортных потоков путем строительства подземных пешеходных переходов, столь популярных в недавнем прошлом, градостроительная практика вернулась к веками накопленному опыту строительства надземных переходов как к инструменту более комфортного решения этих задач.

Пешеходная система города обеспечивает реализацию двух видов функциональных процессов: утилитарно-потребительского и рекреационного.

Утилитарно-потребительская деятельность пешехода строится по заранее обусловленной схеме. Для ее обеспечения требуются: непрерывность пешеходной системы, безопасность и физический комфорт передвижения в ней.

Рекреационная деятельность пешехода в дополнение к утилитарно-потребительской включает также такие виды деятельности, как досуг и развлечение. Ее построение зависит от множества факторов, неизвестных заранее, возникающих спонтанно или по спланированному архитектором сценарию.

Полифункциональность объектов рекреации включает широкий веер предложений по оказанию услуг рекреанту. Она предоставляет ему свободу выбора поведения, возможность одновременного выполнения нескольких действий, тем самым формируя спрос на предоставляемый веер услуг.

Города формируют свои рекреации в качестве интегрированных полифункциональных

пространственно-планировочных систем, отдавая им свои лучшие территории [1]:

- ландшафтно-живописные,

- эколого-привлекательные,

- культурно-познавательные,

- художественно-эстетические,

- социально-активные [2].

Когда пешеходные трассы, обеспечивающие связи в пространственно-планировочных системах, прокладываются также в ландшафтно-живописных, художественно-эстетических и (или) социальноактивных местах города, тогда пешеходные трассы сами являются рекреационными объектами (линейными).

В процессе формирования исторических городов складывались различные типы линейных рекреационных объектов: улицы, бульвары, галереи, пассажи, парки, набережные и т.д. [3]. Значительную роль в формировании этих линейных рекреационных объектов играли пешеходные мосты. В отличие от мостов утилитарно-потребительской пешеходной системы, пешеходные мосты рекреационной системы выполняют также задачу повышения художественноэстетической составляющей комфортности пребывания рекреантов: дополняют ландшафтноживописные и (или) художественно-эстетические качества среды или способствуют их восприятию. Таким образом, пешеходный мост как элемент линейной рекреационной системы города становится полифункциональным.

В толковом словаре приводится следующее определение понятию «мост»:

Мост - сооружение, соединяющее два пункта земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность сообщаться между ними [4].

Определение «переход» включает более широкое понятие, в т.ч. включает понятие «мост»:

Переход - 1. Действие по значению глагола «переходить»; 2. Место, где можно перейти с одной стороны чего-либо на другую; 3. Специальное сооружение или часть здания, соединяющая одно помещение с другим (коридор, галерея); 4. Расстояние от одного пункта до другого, преодолеваемое пешком без длительной остановки; время преодоления расстояния; 5. Передвижение от одного пункта до другого без длительной остановки; 6. Момент, когда что-либо одно, изменяясь, превращается во что-либо другое; то, что характеризует момент такого превращения [4].

Соединив эти два определения, получаем определение понятия «пешеходный мост»:

Пешеходный мост - сооружение для преодоления препятствия, по которому можно перейти от одного пункта земной поверхности на другой посредством их соединения.

В данной цепи рассуждений пешеходный мост нас интересует с точки зрения происходящего процесса.

Понятие полифункциональности пешеходного моста добавляет ему предоставление выбора осуществления процесса без остановки или с возможностью одновременного осуществления каких-либо дополнительных функциональных процессов: получение художественно-эстетического удовольствия, удовлетворение досугово-развлекательных потребностей.

Качества объектов рекреации, используемые при формировании рекреационных систем: Художественно-эстетические качества:

- ландшафтно-живописные:

В 2002 году норвежское управление шоссейных дорог в рамках национальной программы организации туристических маршрутов объявило конкурс на проект смотровых площадок для Орланда. В проекте норвежской компании архитектора Тодда Сондерса (Todd Saunders) Saunders Architecture большое внимание уделено совмещению нового сооружения с «контекстом среды». Смотровая площадка вырастает из склона горы, по которой вьётся небольшое шоссе. Деревянный « мост», выполненный без видимых швов, берёт начало у края дороги и «выстреливает» на 30 метров от неё, а затем закругляется вниз, к склону горы. Под этой стрелой, далеко-далеко внизу, лежит захватывающий дух фьорд, обрамлённый лесистыми склонами. Площадка находится на высоте 640 метров над водами фьорда, а окружающие горы поднимаются ещё выше.

Сондерс гордится, что ни одно дерево на месте стройки не пришлось уничтожить, в то же время сам «анти-трамплин» выполнен из дерева (на стальном каркасе) местных пород, что как раз соответствует экологическому духу времени в применении натуральных материалов.

Проектом Сондерс зрительно ставит значение природы на первое место, а архитектуру отодвигает на второе. Гладкий, выполненный «без единого гвоздя» деревянный «мост в никуда» - словно часть местного леса. Вид с Aurland Lookout открывается и вправду захватывающий, воздух в этих местах очень чистый, а тонкие пряди облаков и тумана, иногда плывущие под ногами, добавляют картине ощущение нереальности. Архитекторы постарались, чтобы у человека, подошедшего к краю сооружения, возникало ощущение полёта над горами. Этому способствует и закругление в конце дорожки и чистое стекло, ограждающее её в этом месте. Даже автостоянку для машин туристов авторы проекта расположили не рядом, а чуть дальше по дороге, чтобы создать определённое настроение, удалив из поля зрения всё техногенное, насколько это возможно [5].

Активно использует ландшафтно-живописные возможности территории Grand Canyon Skywalk -мостик в форме подковы со стеклянным полом, через который видна пропасть Большого Каньона Колорадо глубиной 1220 метров («Небесная дорожка») [6].

Конкурс на оформление набережной Москва-реки в районе Сити, устроенный компанией Mirax Group, выиграл проект мастерской А. Асадова. По замыслу авторов цветочные ленты набережной, сплетаясь в косу, превращаются в обитаемый мост над Москвой-рекой. Архитекторы мастерской А. Асадова устроили на мосту жилье и объединили его одновременно с двумя видами транспортных магистралей -монорельсом и автодорогой. Проект отличает удачное сочетание интересного инженерного решения архитектуры моста с живописно-ландшафтным методом проектирования предмостных территорий. Авторы превратили набережную в сад вечнозеленых растений радужной окраски. Это гигантская цветочная клумба, состоящая из переплетенных в косу цветных лент - террас набережной. Предполагается, что это будет самая большая цветочная клумба в Европе -длиной около 700 метров, а составляющие ее цветы и вечнозеленые кустарники сохранят свой цвет круглый год, зимой и летом [7].

- архитектурно-конструктивные:

Пешеходный мост Сольферино соединяет музей Д”Орсэ на набережной Анатоля Франса с набережной Тюильри, где расположен одноименный парк. Мост был построен в период 1997-1999 гг. с целью заменить временный пешеходный мост, который служил в 1961-1992 гг.

Современный пешеходный мост с одним пролетом в 115 м пересекает Сену и органично вплетается в городской ландшафт, где мосты играют немаловажную роль. Проект Марка Мимрама позволил решить технические, эстетические вопросы, а также планировочные проблемы города весьма оригинальным образом: вход на мост идет из четырех разных точек по ряду несимметричных проходов, которые внедряются в симметричную структуру.

Включение входных проходов в состав конструкции моста обогатило облик пешеходного моста, который, при всей его пространственной сложности, производит впечатление гармоничного и легкого сооружения [8].

Пешеходный мост Вебстера на набережной Ренессанса г. Бедфорд (Великобритания) расположен на верхнем канале реки Оз между засаженными ивой и травой берегами. Его пролет - 30 м. Мост связывает Рассел Парк и Остров Лонгхолм.

Мост Вебстера - очередная попытка создания эволюционного проекта, применяющего современные инженерные возможности и возможности материала. Мост состоит из пары высоких параболических арок, исходящих из одной точки на каждом берегу, отклоненных от вертикали, формирующих открытие, похожее на крылья бабочки, «подобно некоторому механическому насекомому, приземлившемуся на заливных лугах». Мост претендует называться ярким, запоминающимся сооружением, которое

характеризует достижения науки и техники в мостостроении XX века [9].

Мост Тысячелетия в Лондоне - пешеходный мост, соединяющий центр города - великий памятник позднего средневековья, собор Святого Павла, с южным берегом Темзы, где в здании заброшенной городской электростанции Бенксайд была незадолго до этого открыта вторая галерея Тейта - галерея современного искусства. Рядом с галереей расположен воссозданный театр Шекспира - Глобус.

Местоположение будущего моста наложило серьезные ограничения на его облик. При полной длине 320 м его главный пролет перекрывает судоходное русло Темзы. Выход моста непосредственно к собору исключает возможность использования в его конструкциях каких-либо башен или пилонов из соображений обзора собора. Кроме того, нижняя отметка пролетного строения была ограничена высотой судоходного габарита, а верхняя -невозможностью поднимать конструкции моста по изложенным выше архитектурным соображениям. Одновременно были понятны желания заказчика и проектировщиков сделать конструкцию легкой и элегантной. Таким образом, еще до начала проектирования основные «габаритные» размеры сооружения уже были предопределены.

Еще до начала строительства мост стали называть мостом Тысячелетия. По мнению специалистов, проект является сплавом нескольких искусств -архитектуры, скульптуры и инженерного творчества [9].

Эколого-привлекательные качества.

Японский архитектор, изобретатель и сторонник «зелёных» технологий Сигеру Бан (Shigeru Ban), глава компании Shigeru Ban Architects, построил на юге Франции мост из бумаги. Перекинутый через реку Гардон (Gardon) пешеходный мост способен выдержать 20 человек одновременно.

Примечательно, что Бан поставил свой необычный мост всего в восьмистах метрах от Пон дю Г ар (Pont du Gard) - самого крупного римского виадука, сохранившегося до наших дней. По замыслу Сигеру, это должно создавать любопытный контраст между каменным памятником архитектуры и бумажным творением, между древней и современной технологиями.

Мост выполнен из 281 картонной трубы, каждая 11,5 сантиметров в диаметре при толщине стенок 11,9 миллиметра. Ступеньки отформованы из переработанного бумажного и пластмассового вторсырья, а фундаментом послужили деревянные коробки, заполненные песком. Для проверки моста на прочность на ступеньки положили множество шариков с водой, общим весом 1,5 тонны. Мост проработал шесть недель, после чего его демонтировали в ожидании дождливого сезона [10].

Проблема современных мегаполисов - постоянная нехватка пространства. Квадратные метры добывают буквально «из воздуха», чтобы максимально использовать доступную площадь. Именно так

появляются небоскрёбы. Как следствие, природа полностью вытесняется из городской среды. Таким городам не хватает разнообразия внешнего вида (к примеру, типичной панораме Нью-Йорка или Гонконга). Это вдохновило проектное бюро eVolo Architecture на организацию конкурса Skyscraper Competition.

Проект Symbiotic Interlock (SI) начинающего архитектора Даэквона Парка (Daekwon Park) из университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign) вышел в финал конкурса. Symbiotic Interlock не небоскрёб в чистом виде, а своего рода «насадка» на небоскрёб, используемая не только в целях украшения сформировавшегося городского пейзажа, но и чтобы связать небоскребы в единую трёхмерную сеть.

Четыре вида секций SI крепятся в определённом порядке друг на друга и к углам уже отстроенных небоскрёбов, образуя своего рода вертикальные гирлянды, каждая из которых держится на одном общем стержне. У каждой секции своё предназначение.

Первая секция - это так называемые вертикальные сады. Здесь место различным растениям, насекомым и животным, которые постоянно вытесняются за пределы города. Эти модули предназначены заменить городские парки и приусадебные участки. По мнению Даэквона, они будут хоть немного охлаждать город, очищать воздух и, возможно, обеспечивать мегаполисы едой.

Вторая секция - воздушные доки и мосты, ответвляющиеся к соседним небоскрёбам с такими же модулями. Они станут связующими звеньями, узлами, которые будут перераспределять потоки людей не только на уровне земли, но и выше.

Третья секция - так называемый «программируемый блок». Он может использоваться как кафе, минимагазин, комната переговоров, информационный центр, библиотека или музей.

И, наконец, четвёртая секция - отделение для ветровых турбин, для которых, как наиболее подходящие, были выбраны Парком ветряки с вертикальной осью. Понятно, что основной задачей этого отсека будет сбор кинетической энергии ветра для питания небоскрёба, к которому будут прикреплены гирлянды Symbiotic Interlock.

Одним из положительных качеств этого проекта является следующее: модули можно создавать в одном специально отведённом для этого месте и привозить к небоскрёбу уже в готовом виде. Здесь они будут достаточно быстро собраны воедино, а это значит, что во время строительства не будет необходимости перекрывать улицы и создавать прочие долговременные помехи окружающим зданиям и работающим в них людям. Сам Даэквон характеризует своё детище так: “Symbiotic Interlock объединяет разрозненные городские здания, создаёт дополнительную инфраструктуру из различных общественных заведений и зелёных площадей” [11].

Сервисно-потребительские качества.

Возвращаясь к пешеходному мосту как элементу системы городской рекреации, можно проследить на конкретных примерах сервисные возможности данного объекта архитектуры. Например, богатство функций наиболее ярко и полно представлено в мостах эпохи средневековья, так называемых «мостах-рынках» или «мостах-улицах».

Наиболее полное представление о средневековых мостах можно получить на примере Старого моста в Лондоне на Темзе, построенного между 1176 и 1209 гг. Описание его сделано Марком Твеном в книге «Принц и Нищий»: «Мост... служил проезжей, шумной многолюдной дорогой и представлял любопытную особенность: по обе его стороны, от одного берега Темзы до другого, тянулись непрерывные ряды лавчонок и лавок с квартирами для торговцев наверху. Это был как бы отдельный, самостоятельный городок, имевший свои гостиницы и трактиры, свои погребки и распивочные, свои булочные, мелочные лавки, свой рынок, свои мастерские и даже свою церковь» [12].

Богат функционально старый мост во Флоренции. Понте Веккио, существующий и сегодня, начиная с 1345 г., сейчас называют «золотым» мостом, поскольку на нем издавна расположены мастерские и лавки ювелиров, предлагающих на продажу свои великолепные изделия.

Характеристика моста Менял в Париже приводится в книге немецкого автора книги «Парфюмер» Патрика Зюскинда: «Этот мост с обеих сторон был так плотно застроен четырехэтажными домами, что с него ни в одном месте нельзя было увидеть реку, так что создавалось впечатление вполне нормальной, основательной, хорошо мощеной и к тому же чрезвычайно элегантной улицы. В самом деле, мост Менял считался одним из самых модных кварталов города. Здесь находились знаменитые лавки, где свой товар предлагали ювелиры, резчики по черному дереву, лучшие изготовители париков, чемоданов, сумок и кошельков, тончайшего нижнего белья и чулок, рамок для картин и сапог для верховой езды, вышивальщики эполет, литейщики золотых пуговиц и банкиры» [13].

Иное отношение сформировано к функциям пешеходного моста на Востоке - в них уделяется особое внимание процессам медитации и релаксации.

Любопытен крытый японский мост во Вьетнаме (Коу Нят Бан или Лай Вьен Киеу), который соединяет улицы Чан Фу, 155, и Нгуен Тхи Минь Кхай, 1. Первоначально мост на этом месте был построен в 1593 г. японской общиной Хойана, чтобы связать ее с соседними китайскими кварталами, находящимися на другой стороне реки. Мост был покрыт крышей, которая служила защитой от дождя и солнца.

На северной стороне моста построен небольшой храм, Чуа Коу. На его двери написано название, данное мосту в 1719 г. взамен предыдущего - Японский мост.

Новое название моста - Лай Вьен Киеу (Мост для прохожих издалека) - так и не прижилось.

Существует местная легенда о жившем когда-то на земле огромном монстре по имени Ку, голова которого находилась в Индии, хвост в Японии, а тело во Вьетнаме. Согласно легенде всякий раз, когда монстр двигался, ужасные бедствия - наводнения и землетрясения -сотрясали Вьетнам. Мост был построен на самом слабом месте монстра - его «ахиллесовой пяте», чтобы убить его. Однако люди в Хойане немного сжалились над убитым монстром и построили у моста маленький храм Тюа-Кыу, чтобы молиться о его душе. Два входа на мост охраняет пара обезьян с одной стороны и пара собак с другой. Согласно одному преданию, эти животные очень почитались, т.к. многие из императоров Японии родились в год собаки и обезьяны. Другая легенда гласит, что строительство моста было начато в год обезьяны, а закончено в год собаки.

Этот мост считается символом Хойана и изображен на гербе города [14].

В столице Вьетнама Ханое на озере Возвращенного меча представляет интерес мост Тхехук, соединяющий берег с маленьким островком. Мост Тхехук издавна известен своей уникальной красотой и является неповторимой чертой в гармоничном архитектурном облике старого Ханоя.

С северной стороны мост окружают старинные кварталы города, а с юга открывается вид на островок «Жемчуг», на котором стоит башня Черепахи, возвышающаяся над зеленоватой водной гладью озера.

Первоначально на этом месте был построен простой бамбуковый мост, соединивший берег озера с островком, где стоит храм Нгокшон. В 1865 году, по инициативе культурного деятеля Нгуен Ван Шиеу (17991872 гг.), был спроектирован и построен мост, который получил название Тхехук, что в переводе значит «место, где сосредоточиваются утренние лучи солнца». Мост был сделан из ценных пород дерева и выкрашен в красный цвет, чтобы у людей создавалось впечатление, что они идут по радуге от башни Кисти к храму Нгокшон.

Мост Тхехук - часть архитектурного комплекса, в состав которого входят храм Нгокшон, мост Тхехук, башня Кисти и возвышение Чернильницы. Много времени прошло с того дня, когда мост был возведен впервые. Он был много раз отремонтирован и отреставрирован, однако сохранил свой первоначальный облик, который был запечатлен во многих поэтических, музыкальных и художественных произведениях [15].

Приведенные примеры исторических пешеходных мостов демонстрируют своеобразие дополнительных функций пешеходных мостов и образа жизни горожан с их традициями и привычками.

В функциональном своеобразии современных пешеходных мостов отражаются ритм жизни и

привычки современного человека. Характерным примером этого может послужить возведенный в 1997 году торгово-пешеходный мост «Багратион» архитектора Бориса Тхора - один из элементов грандиозного замысла «Москва-Сити».

На мосту имеются услуги, предоставляемые его посетителям: множество магазинов, кафе, боулинг, крытая галерея и романтические скамеечки. Главным входом на мост служит пятиуровневое здание на Краснопресненской набережной с огромным просторным холлом, в котором цветочные лавочки, кафе и студия салона красоты соседствуют с масштабным макетом строящегося «Сити». В будущем система эскалаторов свяжет мост с подземным уровнем «Москва-Сити» и линией метрополитена.

Со стороны Кутузовского проспекта и набережной Тараса Шевченко вход на мост «Багратион» находится в холле тридцатиэтажного ультрасовременного офисного комплекса «Башня-2000».

Торговая галерея моста представлена бутиками с продажей венецианского стекла, мобильных систем связи, часов, подарков, игрушек, одежды, обуви. С верхней частично застекленной галереи моста есть возможность полюбоваться панорамами Москвы. Строгая, сдержанная конструкция моста исполнена с большим чувством архитектурного вкуса и такта. Здесь можно походить между массивными стальными конструкциями и функциональными трубами, почувствовать силу, величие и мощь металла, сочетающегося с хрупким стеклом [16].

Западные архитекторы развивают мысль городской рекреации на свой лад: техногенная усталость от небоскребов Манхэттена подтолкнула проектировщиков к реконструкции старой эстакады с проложенной по ней железнодорожной линией в многофункциональный объект рекреации. Проржавевшая эстакада тянется через 22 квартала города на высоте около 10 метров. Издалека не очень понятно, что это такое, но вблизи Хай Лайн (The High Line - так сами жители называют эту постройку) создавала шокирующее впечатление: ограждения проржавели, осыпались, а колея поросла травой и кустарником.

Проект реконструкции железнодорожной линии совмещает в себе всё то, чего не хватает жителю мегаполиса: парки, клумбы, простирающиеся на многие сотни метров, плавательные бассейны, бульвары, спортивные комплексы. Вертикальные связи объекта рекреации предлагается осуществлять за счет лифтов. Возведение новых зданий планируется вдоль одного из участков дороги. Расстояние от эстакады до новых зданий увеличат, чтобы добавить новому парку света и увеличить его визуальный отрыв от города, формируя тем самым городскую рекреацию [17].

В современной отечественной практике градостроительства планируется ввести в действие идею концепции туристско-рекреационного маршрута зоны «Золотого кольца Москвы». Для ее осуществления

Таблица

Примеры пешеходных мостов как рекреационных объектов Рекреационные качества объектов

Художественно-эстетические Эколого- прогрессивные Сервисно- потребительские

Ландшафтно- живописные Архитектурно- конструктивные

1. Смотровая площадка Aurland Lookout + +

2. Мост Grand Canyon Skywalk + +

3. Обитаемый мост на Москва-реке + + +

4. Пешеходный мост Сольферино + +

5. Мост Вебстера на набережной Ренессанс +

6. Мост Тысячелетия в Лондоне + +

7. Бумажный мост арх. Сигеру + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Проект Symbiotic Interlock (SI) + + +

9. Старый мост в Лондоне на Темзе + +

10. Мост Понте Веккио во Флоренции + +

11. Мост Менял на р. Сене в Париже + +

12. Японский мост во Вьетнаме + +

13. Мост Тхехук во Вьетнаме + + +

14. Торгово-пешеходный мост «Багратион» + +

15. Рекреация Хай Лайн (The High Line) + + + +

16. Пешеходные мосты в рекреации Москвы + + + +

проектируются несколько мостов. Один из них будет соединять храм Христа Спасителя с Болотным островом. К нему в качестве предмостного сооружения примкнет культурно-развлекательный комплекс.

Еще один мост с центром досуга площадью 40005000 кв. м планируется у Международного дома музыки на Красных Холмах как часть концепции Российского культурного центра. Также проектируется мост с рестораном на будущем Краснопресненском проспекте, торгово-сервисный надземный переход на улице 26 Бакинских Комиссаров и мост через пролом в Китайгородской стене - исторически сложившемся торговом районе, традиции которого столичные власти хотят возродить.

Каждому мосту отведена в городе своя роль: одни выполняют представительские функции, другие

являются исключительно сервисными сооружениями, а третьи объединяют в себе и представительские, и сервисные функции [18].

Рассмотрим приведенные примеры в соответствии с рекреационными качествами мостов (см. таб.).

Рассмотренный опыт проектирования и строительства полифункциональных пешеходных мостов в рекреационной системе города позволяет подытожить вышесказанное следующим образом: пешеходный мост - это элемент интегрированной полифункциональной пространственно-

планировочной системы. Функциональнорекреационное содержание пешеходного моста обладает художественно-эстетическими (ландшафтноживописными и архитектурно-конструктивными), эколого-прогрессивными и сервисно-потребительскими качествами. Функционально-рекреационное

содержание пешеходного моста зависит от места его расположения в интегрированной полифункциональной пространственно-планировочной системе. Наиболее часто встречающееся сочетание полифункциональности в пешеходных мостах - это архитектурноконструктивные и сервисно-потребительские качества моста как объекта рекреации (примеры 3, 8-12, 14). Прослеживается взаимосвязь ландшафтноживописных и эколого-прогрессивных качеств пешеходных мостов (1, 2, 13). Наибольшая вероятность сочетания всех рассмотренных качеств в тех пешеходных мостах, которые либо сами представляют собой рекреацию (пример 15), либо являются рекреационным элементом в рекреационной системе города (пример 16).

Литература

1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. - М.: Стройиздат, 1984. - 256 с.

2. Шестернева Н.Н. Архитектурная типология и принципы развития существующих пешеходных коммуникаций крупнейшего города (на примере Санкт-Петербурга) // Автореферат канд. дисс. на соиск. степени канд. арх. - С-Пб., 2007. - С. 8-9.

3. Харитонова З.В. Пешеходные улицы в исторически сложившейся среде крупного города // Дисс. на соиск. степени канд. арх. - М., 1988. - С. 40.

4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. - М., 1940.

5. Свихнувшийся трамплин бросает взгляды зрителей на горы под ногами // http://www.membrana.ru Люди, идеи, технологии. URL: http ://www. membrana. ru/ articles/global/2006/02/28/184200. html от 28.02.2006 (дата обращения: 21.03.2009).

6. Прозрачный мост над большим каньоном впервые принял гостей // http://www.membrana.ru Люди, идеи, технологии. URL: http://www.membrana.ru/lenta/77049 от 21.03.2007 (дата обращения 21.03.2009).

7. Цветочный город над рекой // http://www.archi.ru Российская архитектура. URL: http://agency.archi.ru/ news current.html?nid=10393 от 05.12.2008 (дата обращения 21.03.2009).

8. Анджия Сасси Перино, Джорджо Фараджана. Мосты. - М.: Астрель, 2004. - 184 с.

9. Овчинников И.Г. Пешеходные мосты: конструкция, строительство, архитектура. Учеб. пособие. - Саратов: СГТУ 2005. - 223 с.

10. Во Франции открыт бумажный мост // http:// www.membrana.ru Люди, идеи, технологии. URL: http:/ /www.membrana.ru/lenta/?7513 от 31.07.2007 (дата обращения 21.03.2009).

11. Вертикальная сеть влипла между небоскребами // http://www.membrana.ru Люди, идеи, технологии. URL: http://www.membrana.ru/articles/imagination/2008/03/ 28/175800.html от 28.03.2008 (дата обращения

21.03.2009).

12. Марк Твен. Принц и нищий. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953.

13. Патрик Зюскинд. Парфюмер. - М.: Азбука, 2007.

14. Японский мостик во Вьетнаме // http://wwwvokrug-mira.ru Туроператор Виктория. URL: http:// www.vokrug-mira.ru/content/category/6/33/46/ (дата обращения 21.03.2009).

15. Мост Тхехук на озере Возвращенного меча // http:// 774. ru/main/articles/?id=4129 (дата обращения

21.03.2009).

16. Торгово-пешеходный мост «Багратион» // URL: http:/ /www. citynext. ru/bagration. asp http ://www. raytar. ru/ articles/132/82/s/mettals.html (дата обращения

21.03.2009).

17. Древняя железка наполняется новым зеленым смыслом. // http://www. membrana. ru Люди, идеи, технологии. URL: http://www. membrana. ru/articles/ global/2006/05/02/223900.html от 02.05.2006 (дата обращения 21.03.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.