Педагогика
УДК 376
заведующий детским садом Грызлова Людмила Николаевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Невского района (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Югова Олеся Вячеславовна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Невского района (г. Санкт-Петербург), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Аннотация. В статье представлен опыт организации Консультационного центра дошкольной организации. Консультационный центр оказывает методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), относящихся в раннем возрасте к детям «группы риска». Описана модель полифункциональной помощи семье ребенка раннего возраста в условиях Консультационного центра. Представлен алгоритм сопровождения родителей (законных представителей) детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, для повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и образования. Для оказания консультативной помощи предлагается использование комбинированных консультаций для родителей детей раннего возраста, в реальном и интерактивном формате. Представлены возможности использования дистанционных технологий. Показана возможность оказания консультативных услуг семье ребенка на дому. Описан опыт повышения родительской компетентности в условиях доступа к информационному ресурсу «Инклюзивное педагогическое бюро» ГБДОУ № 5 Невского района Санкт-Петербурга, которое создано для оказания психолого-педагогической консультативной поддержки семей в вопросах развития и образования детей.
Ключевые слова: консультационный центр, модель полифункциональной помощи, семья ребенка раннего возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционные технологии.
Annotation. The article presents the experience of organization a Consulting center of a preschool organization. The Consulting center provides methodological, psychological, pedagogical, diagnostic and advisory support to parents of early aged children, including those with disabilities, who belong to the "risk group" children at an early age. The model of multifunctional support to the family of a young child in the conditions of a Consulting center is described. The algorithm of accompanying parents (legal representatives) of young children, including those with disabilities, to increase parental competence in matters of upbringing and education is presented. To provide advisory support, it is proposed to use combined consultations for parents of young children, in a real and interactive format. The possibilities of using distant technologies are presented. The possibility of providing advisory services to the child's family at home is shown. The article describes the experience of improving parental competence in terms of access to the information resource "Inclusive Pedagogical Bureau" of the preschool organization No. 5 of the Nevsky district of Saint Petersburg, which was created to provide psychological and pedagogical advisory support to families in the development and education of children.
Key words: consulting center, model of multifunctional support, family of an early aged child, children with disabilities, distant technologies.
Введение. В исследованиях обращается внимание на то, что значимыми факторами семейного воспитания детей, в том числе и детей, имеющих проблемы в развитии, могут быть их личностные особенности и позиции в воспитании и жизнедеятельности, детско-родительские отношения, в том числе и особенности родительской компетентности. О роли раннего включения родителей (или заменяющих их лиц) в воспитательно-образовательный процесс с ребенком, в том числе с ребенком с ОВЗ, свидетельствуют многие исследования. Для этого в ряде случаев необходимо оказать помощь родителям в формировании их родительских компетенций, обучить их адекватным способам взаимодействия с ребенком в быту и в образовательных ситуациях, которые соответствуют возрастным параметрам раннего возраста. Помощь родителям для построения взаимодействия со своим ребенком уже на ранних возрастных этапах может стать положительным фактором в формировании и расширение их родительского опыта [1, 3, 4, 6, 7, 8].
Изложение основного материала статьи. Консультационный центр для родителей, воспитывающих детей раннего возраста, в структуре нашей дошкольной организации дает возможность оказывать родителям психолого-педагогическую, консультативную и методическую помощь через разновекторные направления деятельности:
- консультирование родителей о специфике развития ребенка раннего возраста и основных направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с ним;
- обучение родителей, направленное на формирование их педагогической культуры, продуктивного контакта с малышом, гармонизации внутрисемейных отношений;
- создание условий для просветительской деятельности педагогов с членами семей; зарождение и становление партнерских отношений с семьями детей - потенциальных воспитанников дошкольной организации, объединение семьи и специалистов сопровождения ДОУ для решение воспитательно-образовательных задач;
- формирование и обогащение умений родителей воспитывать детей в доброжелательной обстановке, преодолевая возможные возникающие трудности воспитания детей, особенно с проблемами в развитии.
Для создания в структуре Государственного дошкольного образовательного учреждения консультационного центра были проведены подготовительные мероприятия, направленные на разработку регламента оказываемых центром услуг помощи, на анализ кадрового обеспечения оказания услуг помощи родителям, а также выявление сложностей в работе педагогов, оказывающих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям детей раннего возраста с различными стартовыми возможностями. Наряду с этим проводилось формирование системы внутрифирменного повышения квалификации сотрудников центра по вопросам качества оказываемых услуг помощи. Важным мы посчитали необходимость формирования в составе консультационного центра библиотеки, а также цифрового ресурса «Инклюзивное педагогическое бюро» с доступными дистанционно информационными разделами для родителей. Для системной работы необходимо было структурировать раздел «Консультационный центр» официального сайта ГБДОУ в сети Интернет с размещением значимой информации о деятельности центра и о документах центра, с доступными в дистанционном формате информационными ресурсами для родителей, с разделом часто задаваемых вопросов родителей с описанием ключевых проблем и вариантов их решения, и другой информацией [2]. Мы провели обеспечение
экспертной оценки по отбору библиотечных и интернет-ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». Важно было и создание продуманной предметно-пространственной среды для работы специалистов центра с родителями, а в ряде случаев, и с детьми [9]. Представим ее краткое описание. В центре оборудовано помещение, где осуществляется присмотр и уход за ребенком с ОВЗ на время консультации родителей (законных представителей). Около кабинета размещен отдельный информационный стенд «Консультационный центр» для родителей. Для родителей, ожидающих консультации, организована зона ожидания с игровым набором на случай прихода родителя с ребенком. Кабинет оборудован специальными техническими средствами: ортопедический стул, коляски, поручни, карточки АСК (альтернативные средства коммуникации). В помещении имеются пеленальный столик, ковер, крупные игровые пособия и дидактические материалы для детей с ослабленным зрением. Комната оборудована игрушками, игровыми пособиями. Вход в здание ГБДОУ оборудован пандусом с поручнями, около входной двери имеется кнопка вызова персонала на случай, если родитель является инвалидом. В помещениях здания размещены схемы передвижения по зданию и информационные таблички.
Педагогическим коллективом ГБДОУ №5 была разработана и внедрена в образовательную практику модель ранней полифункциональной помощи семье ребенка с ОВЗ в условиях консультационного центра с целью конструктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Полифункциональная помощь включает традиционные и инновационные формы работы с родителями в условиях консультационного центра. Она охватывает семьи, воспитывающие нормально развивающихся детей и детей с различными нарушениями развития.
Модель ранней полифункциональной помощи семье ребенка раннего возраста в условиях консультационного центра представляет собой систему взаимосвязанных компонентов (программных задач, функций, этапов, форм, методов) взаимодействия в триаде «родители - ребенок - специалисты». Компоненты модели объединены общей целью. Они создают совокупность педагогических условий для установления сотрудничества между всеми участниками образовательного пространства при решении задач воспитания, развития и коррекции нарушений детей на ранних возрастных этапах.
Создавая модель ранней полифункциональной помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста, мы выделили в ней ряд компонентов: диагностический, аналитический, содержательный и организационный компоненты. Они объединены дидактическими единицами: единым подходом к комплексу диагностических, коррекционно-развивающих, просветительских и образовательных видов деятельности.
Диагностический компонент включает решение следующих задач: психолого-педагогическое изучение семьи ребенка, а также раннюю комплексную диагностику развития ребенка.
Аналитический компонент отражает следующие аспекты: качественные характеристики семьи; типологические особенности развития детей; оценку семейной ситуации развития.
Сопроводительный компонент представлен двумя модулями - содержательным и организационным.
Содержательный модуль реализуется в культурно-просветительской деятельности с родителями и другими близкими, при необходимости - в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Организационный модуль учитывает различные формы и методы работы специалистов с родителями и другими членами семьи, а также с детьми. Для родителей организуются следующие формы работы:
- индивидуальные консультации (очные и дистанционные); лекторий для родителей (очный);
- видеокурс для родителей; обучающие занятия (индивидуальные и подгрупповые) с детьми;
- методические пособия, буклеты, памятки;
- страницы в социальных сетях.
Сопровождение может быть реализовано в различных форматах: очном, дистанционном, смешанном (гибридном).
Алгоритм консультирования представлен несколькими этапами. В статье мы кратко представим эти этапы.
Этап 1. Выявление запроса на консультационные услуги, сбор информации о ребенке и его семье (анкетирование родителей). Формат: очный / дистанционный. Этот этап (ознакомительный) направлен на знакомство и установление контакта специалистов сопровождения с родителями.
Этап 2. Изучение материалов: медицинской и психолого-педагогической документации, видео из жизни ребенка, присланные родителями, для уточнения данных о ребенке (по желанию родителей). Формат: очный / дистанционный. При желании родители представляют специалистам консультационного центра информацию из истории его развития, сообщают определенные анамнестические данные, предоставляют значимые результаты медицинских и психолого-педагогических обследований ребенка, проводимых ранее.
Этап 3. Диагностика основных линий развития ребенка (при необходимости). Формат: очный. Данный этап, если это рекомендовано специалистами и при желании родителей, включает психолого-педагогическое обследование ребенка.
Этап 4. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребенка (беседа). Формат: очный / дистанционный. Это один из ключевых этапов взаимодействия с семьями, которые обратились в консультационный центр. В статье мы хотели бы рассмотреть его более подробно.
Разработанная модель ранней полифункциональной помощи семье ребенка в условиях консультационного центра в ДОУ предполагает комбинированные консультации. Они строятся следующим образом: с родителем и ребенком общаются сразу три специалиста - педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед.
В ходе консультации родителю оказываются все виды помощи - консультативная, диагностическая, методическая и психолого-педагогическая. По результатам консультации родителям даются рекомендации в устной и/или письменной форме, даются алгоритмы действий в той или иной ситуации, при необходимости специалисты используют интернет-ресурсы непосредственно во время консультации. В то время как педагог-психолог проводит беседу с родителем об истории развития ребенка, учитель-дефектолог и учитель-логопед организуют игровое взаимодействие с ребенком, используя диагностические игровые пособия. В ходе консультации педагог-психолог также включается в игру с ребенком, оценивая его возможности, затем учитель-логопед или учитель-дефектолог продолжают беседу с родителем. Так, чередуя виды деятельности, специалисты оказывают комплексную консультацию, охватывая сразу несколько видов помощи.
Консультационный центр организует при необходимости выездные консультации с целью оказания услуг на дому. Это случаи невозможности родителя (законного представителя) посетить центр самостоятельно ввиду сложившихся жизненных обстоятельств (в случае, если родитель имеет сложности с доступом для предоставления услуги в иных форматах, является инвалидом). Выезжая на дом к семье, специалисты Центра проводят целенаправленное обучение в процессе занятий, формируют у родителей навыки и умения для взаимодействия с ребенком с проблемами в развитии, помогают решать вопросы воспитательно-образовательного характера с детьми. Педагоги поддерживают родителей, развивают их компетентность, формируют у родителей активную жизненную позицию, включают их в процесс обучения и воспитания, активизируют внутренние ресурсы семьи. Рекомендации могут содержать информацию о том, как использовать развивающий материал в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка, как организовать игры-занятия по
развитию игровой и познавательной деятельности, по сенсорному воспитанию и коммуникативным навыкам в домашних условиях. Для проведения выездных консультаций специалист оснащается оборудованием, позволяющим предоставить информацию в сетевом пространстве или в текстовых файлах.
Этап 5. Методическая поддержка родителей (подбор рекомендованных для изучения материалов: литературы, видео и др.). Формат: преимущественно дистанционный. Информационные формы работы позволяют охватить большое количество участников при распространении информации. На сайте учреждения в разделе «Консультационный центр» представлены разнообразные материалы (буклеты, памятки, брошюры, презентации, видео) для родителей.
В консультационном центре специалисты реализуют и разнообразные формы дистанционной поддержки родителей. С целью оказания консультативной помощи в дистанционной форме специалистами консультационного центра помимо ноутбуков используется интерактивный комплект, имеющий выход в интернет, по необходимости проводят консультации в дистанционном режиме, используя как интернет-платформы, так и мессенджеры. Информация для родителей размещается на официальном сайте ГБДОУ № 5 Невского района, на информационном ресурсе «Инклюзивное педагогическое бюро», в социальных группах «ВКонтакте», в блоге «Консультационный центр» и мессенджере «Telegram». Интересным для специалистов и родителей стал проект по развитию речи детей раннего возраста и детей с ОВЗ «Запускаем речь» [5]; цикл видеолекций для родителей по актуальным проблемам обучения, воспитания, общения и социализации детей (в рамках деятельности регионального ресурсного центра «Семья и дети»). Также осуществляется индивидуальный подбор и рассылка рекомендованной литературы, пособий и списка игрушек.
Этап 6. Уточнение удовлетворенности оказанными консультационными услугами (повторное анкетирование родителей). Формат: преимущественно дистанционный.
На этом этапе родители проходят финальное анкетирование и специалистами устанавливается степень их удовлетворенности проведенным консультированием. При необходимости может быть организована беседа в формате видеосвязи, где подводятся итоги, закрепляется понимание родителями проблем, сформулированных специалистами, указываются способы их решения.
Выводы. Разработанная модель ранней полифункциональной помощи семьям детей раннего возраста с разными стартовыми возможностями в условиях консультационного центра может быть применима для обеспечения инклюзивного дошкольного образования. Активное взаимодействие со специалистами консультационного центра позволяет родителям получить не только необходимую информацию по формированию познавательных, двигательных, социальных и речевых навыков и умений, но также дает им возможность стать равноправными и успешными помощниками в реализации коррекционно-развивающей программы. Проводимая специалистами центра работа стала основой для совершенствования его нормативно-правового, методического и информационного обеспечения, в том числе: разработка методических рекомендаций для педагогов, оказывающих консультации; алгоритмов работы для консультантов центра по разным направлениям обращений; алгоритмов действий на случай реализации сложных и конфликтных ситуаций в работе; а также возникновения случаев нарушения прав и законных интересов детей. Опыт работы консультационного центра представлен в подготовленной специалистами ГБДОУ № 5 программе консультационной психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет с элементами дистанционной поддержки.
Литература:
1. Баряева, Л.Б. Социокультурная основа консультирования родителей по обогащению детской игровой деятельности / Л.Б. Баряева // Консультирование родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с элементами дистанционного сопровождения: материалы выступлений на дискуссионной площадке Всероссийского форума «Воспитатели России». Дошкольное воспитание. Новые ориентиры / Под ред. Л.Н. Грызловой, О.В. Юговой. - Москва: УМЦ «Добрый мир». - 2022. - С. 5-11
2. Вечканова, И.Г. Взаимодействие с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в консультативном центре / И.Г. Вечканова, О.В. Югова // Специальное образование. - 2020. - №3 (59). - С. 85-99
3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 253 с.
4. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - Москва: Мозайка-Синтез, 2013. - 176 с.
5. Каптилина, Т.А. Речевое развитие ребенка раннего возраста: проект «Запускаем речь» / Т.А. Каптилина, Т.Б. Шабашова // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве: сб. научн. статей по мат-лам научно-практической конференции. - Москва: ПАРАДИГМА. 2021. - С. 81-84
6. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 288 с.
7. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 176 c.
8. Приходько, О.Г. Познавательное и речевое развитие в системе коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста / О.Г. Приходько, О.В. Югова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 1. - С. 49-56
9. Югова, О.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении / О.В. Югова, А.В. Миронова, Е.А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №5. - С. 157-161