Научная статья на тему 'Полифонический роман Достоевского в зеркале христианского сознания'

Полифонический роман Достоевского в зеркале христианского сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1450
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / БАХТИН / ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН / САМОСОЗНАНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ДИАЛОГ / DOSTOEVSKY / BAKHTIN / THE POLYPHONIC NOVEL / CONSCIOUSNESS / CHRISTIANITY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоус Анастасия Александровна

Анализируется понятие «полифонический роман Достоевского» М.М. Бахтина, введенное им в монографии «Проблемы поэтики Достоевского». Рассматриваются мировоззренческие источники, питающие мысль исследователя. Понятие «полифонический роман» осмысливается с точки зрения поэтики, онтологии и гносеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dostoevsky's polyphonic novel in the mirror of Christian consciousness

M.M. Bakhtin's article is devoted to F.M. Dostoevsky's poetics. The critic suggests the idea of the polyphonic structure of his works having the status of subjectivity of all characters. The artistic dominant in the works is self-consciousness of characters. The pluralities of self-consciousness, which are in dialogue with each other, make real polyphony of voices. Relation with God for a believing artist is the initial foundation of creation. Dostoevsky's Christian outlook of his after prison period of life is not a secret to anybody. It is this outlook by which the framework of both the form and content of Dostoevsky's novels are created. Bakhtin would never have approached to understanding Dostoevsky's works if he had examined them with ''regulations'' alien to them. Bakhtin's insight concerning the form of Dostoevsky's novels can be explained by close world views of both the critic and the writer. Dostoevsky populates his artistic cosmos with characters that in certain extent still feel the call of conscience and are free in their choice. This freedom of Dostoevsky's characters could have been impossible if his artistic dominant in the novels had not become the living self-conscience of characters the author had no power over. Dostoevsky's personalities do not represent common ideas (B. Engel-hard's conception), they are all absorbing, changeable and instable consciousness. A person's self-consciousness is always calling to other people's consciousness and searching for justification before God who gave people tongue and speech for dialogue with Him and with each other for mutual aid in soul salvation. Therefore, Bakhtin's idea about the polyphony of Dostoevsky's novels will not be complete, if to exclude his theory about the dialogical nature of Dostoevsky's prose. Thought, words, idea and self-consciousness of characters are dialogical. Dostoevsky's characters are in constant dialogue. If there is no real interlocutor, characters "speak" to someone imagined, to a double, phantom, shadow and devil. Thus, Bakhtin's conception contains not only methodological views about architectonics of Dostoevsky's works, but also turns to the system of ideas, which reveal the ontological and gnoseological nature of self-consciousness and dialogue. Studying the methodological sources of polyphony, Bakhtin realized that it is not only a novel form, but a type of artistic thinking in a certain system of values. Bakhtin demonstrated the same type of thinking.

Текст научной работы на тему «Полифонический роман Достоевского в зеркале христианского сознания»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 7-10

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 882(092)

А.А. Белоус

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО В ЗЕРКАЛЕ ХРИСТИАНСКОГО СОЗНАНИЯ

Анализируется понятие «полифонический роман Достоевского» М.М. Бахтина, введенное им в монографии «Проблемы поэтики Достоевского». Рассматриваются мировоззренческие источники, питающие мысль исследователя. Понятие «полифонический роман» осмысливается с точки зрения поэтики, онтологии и гносеологии.

Ключевые слова: Достоевский; Бахтин; полифонический роман; самосознание; христианство; диалог.

Сегодня игнорировать мировоззренческий аспект в научном анализе, особенно если это касается эстетических и этических законов художественного творчества, практически невозможно. М.М. Бахтин проницательно уловил органическое соответствие формы и содержания романов Достоевского, а именно обусловленность полифонического строения романов, их диалогичности и прочей специфики мировоззрением писателя. И наоборот: мировоззрение писателя могло проявиться только в форме полифонического романа вкупе с другими особенностями поэтики Достоевского.

Подобная прозорливость наталкивает на мысль о совпадении ментальностей писателя и исследователя. Несмотря на то что речь в работе Бахтина идет о поэтике Достоевского, о формах его творчества, заложенный в ней смысл, как уже отмечали многие исследователи, значительно глубже и касается онтологических и гносеологических корней концепции автора, а также критериев истинности научных выводов. Именно с этих позиций проанализированы основные художественные принципы Достоевского, использованные им в композиционном строении романа и шире - в поэтике творчества, а также их отражение в литературоведческой концепции М. Бахтина.

В названной работе Михаил Бахтин сформулировал свою основную идею, характеризующую поэтику Достоевского: «Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. ...Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира.» [1. С. 3].

Идея оказалась «как нельзя впору» творчеству писателя. Напомним, сущность идеи в том, что «Достоевский, подобно гетевскому Прометею, создает не безгласных рабов (как Зевс), а свободных людей, способных стать рядом со своим творцом, не соглашаться с ним и даже восставать на него. Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского» [Там же. С. 7]. Хочется подчеркнуть, что в приведенной цитате выражение «по нашему убеждению» прямо отсылает к миропониманию и мировосприятию Бахтина.

М.М. Бахтин называет целый ряд факторов творческого становления Достоевского биографического и социального характера, позволивших вызреть его жанру, в том числе и полифонизму: это «и объективная сложность, противоречивость и многоголосность эпохи Достоевского, положение разночинца и социального скитальца, глубочайшая биографическая и внутренняя причастность объективной многопланности жизни и, наконец, дар видеть мир во взаимодействии и сосуществовании.» [Там же. С. 53]. В то же время, по понятным причинам (идеологическая диктатура), Бахтин не формулирует в явной форме вопросы, связанные с метафизическими опорами художественного видения Достоевского.

В романах Достоевского его мировоззрение опосредовано художественными реалиями, множественностью и многополярностью голосов действующих лиц, поэтому «поймать его на слове» мало кому удавалось. Русская дореволюционная (о чем говорит Б. Энгель-гардт), да и последующая критика, в том числе зарубежная (наглядная иллюстрация - работы иностранных авторов в серии сборников «Достоевский», выходившей в 1970-е гг.), привыкшая к романам монологического типа, отождествляла творчество Достоевского с той или иной философемой (идеями, по Энгельгардту), представленной его героями, что закономерно приводило в литературоведении к многовекторности образа самого автора, Достоевского. Не потому ли писатель оказался близок и философам-экзистенциалистам, и атеистам, и христианам, и многим иным? В действительности, «никто не может сидеть на двух стульях» -это касается и писателя Достоевского, и литературоведа Бахтина.

Отношения с Богом для верующего человека - пра-основа творчества, в том числе писательского и литературоведческого. В арсеналах литературоведения достаточно материалов (дневники, записные книжки, письма, биографические факты), доказательно подтверждающих христианское, причем, что принципиально, православное, мировоззрение Достоевского. Именно православием порождаются несущие конструкции содержания и формы романов Достоевского.

М.М. Бахтин вряд ли в такой степени приблизился бы к пониманию творчества Достоевского, если бы он обратился к нему с чуждым ему «уставом». О христианских корнях мировоззрения Бахтина, в частности,

писал Ю.М. Зенько [2]. Прозрение М. Бахтина относительно поэтики Достоевского может объясняться именно мировоззренческой близостью писателя и литературоведа, хотя суровое время написания монографии (1929 г.) не позволило ее автору открыто заявить о своих взглядах. Отсюда элементы эклектичности в работе Бахтина. В частности, он проводит параллель Достоевского, демиурга своего художественного космоса, не с христианским Творцом, а с языческими богами, хотя при этом выводы делает отнюдь не противоречащие христианскому сознанию.

Создание человека по образу и подобию Божьему задает в христианстве антропологию человека, который изначально считается совершенным существом со свободной волей, созданным для сотворчества и соработ-ничества с Создателем. Теперь совершенство утеряно, но до тех пор, пока у человека сохраняется связь с Творцом (со-весть), призывающим к спасению, и не отнята свободная воля, - он остается человеком. Страсти и пороки временами лишают его ума, делая своим рабом.

Идет жестокая борьба между разумом и безумием, следствием которой является либо порядок, либо хаос, энтропия, либо сохранение формы и разумного содержания жизни, либо разрушение, обезображивание формы и искажение смысла бытия: «Бог с дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей». Пока человек окончательно не утерял совесть и свободную волю (категории, неразрывно связанные) - человеческая история продолжается. Задача его в этой жизни, насколько возможно, заключается в подражании Спасителю.

Обозначив бытийные координаты рассуждения, обратимся к художнику-творцу, к Достоевскому. Он тоже заселяет свой космос не фантомами и не символическими фигурами. Его герои в большинстве своем еще чувствуют позывы совести и свободны в выборе, за исключением тех бессознательных моментов или периодов своей жизни, когда поведение диктует наваждение (как у Раскольникова), страсть (Дмитрий Карамазов), порок (Свидригайлов, Федор Павлович, Ставро-гин) или, как у Ивана Карамазова, сам черт. Галерея персонажей Достоевского четко выстраивается по критерию отношения к Богу, демонстрируя грехи и пороки, которые определяют это отношение, т.е. веру, неверие, сомнения.

Пока человек окончательно не отпал от Бога, он открыт диалогу. Самосознание человека постоянно взывает к самосознанию других людей и ищет оправдания в глазах Создателя, т. е. человек в онтологическом смысле - это, прежде всего, слово. Недаром в Евангелии сказано: «От слов своих осудитесь, от слов своих оправдаетесь».

Человек адекватен своему сознанию, а так как оно изменчиво и текуче, то он никак не может быть «неподвижной и конечной субстанцией» [1. С. 86]. То же самое мы видим в романах Достоевского. Не ходячие идеи представляют собой персонажи Достоевского, как утверждает Б. Энгельгардт («.его героиней была идея») [3. С. 90], а свое «всепоглощающее сознание» [1. С. 83].

В этом смысле «герой Расина равен себе самому, а герой Достоевского ни в один миг не совпадает с са-

мим собою» [Там же. С. 86]. Потрясенный происшедшим, плачущий в тюрьме о своих грехах Митя Карамазов - совсем иное существо по своей онтологической сущности, нежели скандалист и сладострастник в начале романа.

Достоевский мог бы, как в «монологическом» произведении, задать твердые «социально-характеристические облики» персонажам и не пытаться через своих героев какие-то «мысли разрешать», а высказать вполне определенно свою позицию. Но писатель «разговаривает» с героями через придуманные им коллизии, сталкивая их точки зрения, уточняя и проясняя позиции в сюжетных контрапунктах. Он наблюдает за развитием, как говорит М. Бахтин, их самосознания, которое у них вращается вокруг главных вопросов: есть ли Бог, что есть добро и зло, бессмертна ли душа, возможно ли в мире зла существование идеально прекрасного человека и т. п.

Достоевского как творца интересует главное: работа самосознания его героев. Он внимательно наблюдает, куда оно движется - к спасению или к погибели души? Поэтому именно самосознание персонажей становится у него их художественной доминантой. Не случайно в его творчестве появляются «мечтатель» и «человек из подполья». Их сознание - «благоприятная почва для творческой установки Достоевского» [1. С. 84].

Персонажи Достоевского вполне независимы, так как их самосознание автономно (хотя, по словам Бахтина, «пуповина» с автором не обрезана, иначе это было бы не художественное произведение, а личный документ), за героем остается «последнее слово» [Там же. С. 89].

Чем разнится художественное изображение самосознания героев Достоевского от «потока сознания» персонажей у писателей монологического толка? Главное отличие в осязаемом присутствии автора во втором случае. Например, даже ощущения от приближающейся смерти князя Андрея Болконского Толстой передает от третьего лица, объективируя персонажа.

Христианская антропология утверждает, что человек создан по образу и подобию Творца, и его сверхзадача -отождествление с Ним («Ты во мне, Я в тебе»).

Достоевский, обладая художественным даром в высшей степени, способен отождествлять себя со своими творениями в такой мере, что усваивает не только их мысли, чувства, язык, но и гораздо большее - их самосознание. В итоге он представляет на суд читателя убедительную «правду» каждого действующего лица, который становится полноправным субъектом действия, обретая относительную независимость от авторской воли, равно как человек со свободной волей является в той или иной степени творцом свой биографии и истории.

Бахтин проницательно связывает изображение самосознания героя в произведениях Достоевского с открытием в нем «личности» или «поиском святая святых, человека в человеке». «В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания и слова, что не поддается овнешляющему заочному определению» [1. С. 98-99].

По христианскому толкованию, стремление обрести потерянный рай, вернуть «образ и подобие Божие», «плач по своим грехам» вытекает из самой антропологии человека, его сотворенной Богом природы. Причем

«пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова» [Там же. С. 99].

Христианская история полна примеров обнаружения в себе «человека» на разных этапах жизненного пути, вплоть до преддверия смерти (пример «благоразумного разбойника» на кресте). Достоевский внимательно всматривается и вслушивается в непрерывно идущий процесс работы самосознания своих героев, чтобы не пропустить этот шанс.

Рассуждения Бахтина о поэтике Достоевского будут неполными, если исключить из них его теорию о диалогической природе любого самосознания.

Исследователь утверждает, что самосознание проявляет себя исключительно в диалоге с явным или воображаемым оппонентом, как, например, у «человека из подполья» или у Раскольникова в его первом монологе, где он мысленно спорит с матерью и сестрой, только что приславшими ему письмо (примеры Бахтина). «Для Бахтина “диалог” никоим образом не “сообщение” (некое одноразовое событие.), но бездонная воронка, втягивающая в себя (виток за витком) все бытие человека. Бахтинский диалог есть лишь там, где есть “диалог диалогов” - бесконечная и незавершаемая (хотя и замкнутая “на смысл”) спираль речевых высказываний (вопрос - ответ - вопрос; согласие; переосмысление; возмущение и моление; ожидание чужого слова и отталкивание от него.)» [5. С. 29].

Романы Достоевского пронизаны токами напряженного диалога, в который читатель вовлекается в качестве еще одного оппонента. «Достоевский обладал гениальным даром слышать диалог своей эпохи или, точнее, слышать свою эпоху как великий диалог, улавливать в ней не только отдельные голоса, но прежде всего именно диалогические отношения между голосами, их диалогическое взаимодействие. Он слышал и господствующие, признанные, громкие голоса эпохи, то есть господствующие, ведущие идеи (официальные и неофициальные), и голоса еще слабые, идеи еще полностью не выявившиеся, и идеи подспудные, никем еще, кроме него, не услышанные, и идеи только начинающие вызревать, эмбрионы будущих мировоззрений», - писал Бахтин [1. С. 150]. Причем писатель не только слушал голоса эпохи, но и сам, как мы знаем, находился в непрерывном диалоге с ней.

Издание журналов, активная переписка с многочисленными корреспондентами, выступления перед публикой - все это осуществлялось в форме живого диалога, точно так же как взаимоотношения с собственными персонажами формировались Достоевским в форме диалога в осознанном или неосознанном подражании Творцу, даровавшему своим творениям язык и речь для диалога с Ним и между собой с целью взаимопомощи в деле спасения души.

Следовательно, концепция диалога М.М. Бахтина содержит в себе не только методологические положения о структуре произведений Достоевского, но и отсылает к системе представлений, раскрывающих онтологическую и гносеологическую природу самосознания и диалога.

По Бахтину, самосознание героя - это слово его не только о себе, но и о мире, которое и представляет собой идею.

Споря с Энгельгардтом о характере «идей» в произведениях Достоевского, Бахтин говорит, что героиней их является «не сама идея, а человек идеи» [Там же. С. 142], причем носителем идеи у него может быть только «человек в человеке». С позиций христианского сознания это и есть образ Божий в человеке, к которому человек хочет вернуться. Грех, порок мешают диалогу с Всевышним, препятствуют взаимолюбви, взаи-мослиянности. Стремление к Богу, к жизни с Ним, т.е. в Истине, Красоте и Любви, онтологически заложено в человеке.

Онтологические и гносеологические вопросы устроения и познания мира, его законов, их связь с душой человека, антология самого homo sapiens - вот содержание идей героев Достоевского. Почти в каждом персонаже Достоевского - мысль великая и неразрешенная, всем им надо, прежде всего, ее «разрешить», в этом их подлинная жизнь.

«Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него», - пишет Бахтин [1. С. 146], т.е. идея у Достоевского не декларируется, а является предметом художественного изображения (посредством героя), и в этом смысле «Достоевский - художник идеи» [Там же. С. 142].

Если в монологическом произведении идея выражается автором непосредственно, «без дистанции», то у Достоевского она опосредована работой самосознания персонажа и диалогом «голосов», так как «у Достоевского было глубокое понимание диалогической природы человеческой мысли, диалогической природы идеи» [Там же. С. 146].

Как «вести от Бога», дающие пищу уму и сердцу человека, опосредуются его индивидуальностью и перекрестными диалогами с потенциальными и явными оппонентами, как прозрение человека относительно своего предназначения наступает на пике обостренного ощущения бытия вследствие активного диалога с миром, точно так же только «в точке контакта голосов-сознаний рождается и живет идея», являющаяся «живым событием, разыгрывающимся в точке диалога двух или нескольких сознаний» [Там же. С. 147].

М.М. Бахтин - один из авторов, в наибольшей степени приблизившихся к пониманию творчества Ф.М. Достоевского.

Достоевский утверждал чужое «я» как субъект, а не как объект, то же самое делал и Бахтин по отношению к самому писателю. По сути, он ведет с писателем и с оппонентами-литературоведами напряженный диалог о творчестве, о методологических истоках полифонии, исходя из того что это не только романная форма, но и тип мышления писателя (в данном случае нужно говорить о типе художественного мышления) в определенной системе ценностей. При этом сам Бахтин продемонстрировал тот же самый тип мышления и мировоззрения.

Недаром, давая оценку труду М. Бахтина, В.В. Кожинов пишет: «.сама по себе созданная М.М. Бахтиным эстетика в своем целом есть, по существу, эстетика диалога; в этом смысле она, в частности, противостоит основанной на “монологической диалектике” (по бахтинскому определению) эстетике Гегеля,

которая явилась фундаментом всей западноевропейской эстетики. И именно русская мысль могла и должна была создать эстетику диалога, воплотившую наиболее глубокую природу русской литературы» [4. С. 218].

В. Кожинову вторит В. Библер. В своей книге «Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму)» он подчеркивает, что гуманитарное, «инонаучное знание»

М.М. Бахтина - это подлинная антропология, философская антропология, т.е. система гуманитарного знания, предметом которого является человек (субъект, личность, дух) [5].

С этих позиций М. Бахтина относят к представителям персонализма - экзистенциально-теистического направления в философии, признающего личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности - Бога.

В персонализме выделяют течение диалогического персонализма, к представителям которого, если уточнять вышесказанное, причисляют М. М. Бахтина (в этом же ряду М. Бубер, М.Г. Недонсель, Н. Бердяев, тот же В. Библер). Коммуникация или диалог рассматриваются в диалогическом персонализме в качестве основания конституирования личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского / под ред. С. Лейбович. 3-е изд. М. : Худож. лит., 1972. 470 с.

2. Зенько ЮМ. Святоотеческая антропология и психология : основные авторы, работы и темы с I по XIV век // Acta eruditorum. Научные до-

клады и сообщения. СПб., 2009. №. 6. С. 19-35. URL: http: // www.spb.ru > articles/18.html (дата обращения: 29.01.2012).

3. Энгельгардт БМ. Идеологический роман Достоевского // Ф.М. Достоевский : ст. и материалы / под ред. А.С. Долинина. М. ; Л., 1924.

[Вып.] 2. C. 71-105.

4. КожиновВВ. И назовет меня всяк сущий в ней язык // Судьба России: вчера, сегодня, завтра : сб. М., 1990. С. 174-220.

5. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму). М. : Прогресс ; Гнозис, 1991. 176 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 14 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.