Научная статья на тему 'Полезность информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности'

Полезность информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЁТНОСТЬ / ACCOUNTING / ПУБЛИЧНОСТЬ ОТЧЁТНОСТИ / ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОТЧЁТНОСТИ / USERS REPORTING / PUBLIC REPORTING / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухачёва Галина Ивановна

В статье характеризуется информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчётности, полезная различным группам пользователей отчётности. Приоритетной категорией пользователей названы инвесторы. Достижение цели бухгалтерской отчётности – формирование достоверной и объективной информации – возможно путём построения системы регулирования, основанной на частно-правовом характере формирования и представления информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Usefulness of the Information Contained in the Accounting Statements

The article characterizes the information contained in the accounting (financial) statements useful to different groups of users. The primary category of users are called investors. To achieve the goal of financial statements is to form reliable and objective information by constructing a system of regulation based on the public-legal character of formation and presentation of information.

Текст научной работы на тему «Полезность информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности»

- упрощение системы регистрации по месту пребывания и жительства;

- развитие рынка недорогого жилья в городах, в том числе строительство дешёвых гостиниц и малосемейных общежитий;

- развитие системы надёжного и недорогого транспортного сообщения между населёнными пунктами;

- организация набора для заполнения вакансий в других регионах;

- подготовка специалистов по договорам для других регионов.

Таким образом, данные меры не только помогут активизировать внутреннюю миграцию, но и усилят внимание местных властей к проблемам регионального рынка труда. В настоящее время прослеживается активизация миграционных потоков по регионам Российской Федерации. В этой связи, на наш взгляд, представляется необходимым усилить регулирующую функцию государства, законодательной базы по обозначенной проблеме.

Библиографический список

1. Сорокина, Н. Ю. Формирование концепции наращивания трудового потенциала региона / Н. Ю. Сорокина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 34(127). - С. 27-33.

2. Нестеренко, А. А. Ретроспективный взгляд на теории международной миграции рабочей силы / А. А. Нестеренко // Журнал международного права и международных отношений. - URL: http://www.evolutio.info/content/view/1671/232/ (дата обращения: 23.09.2013 г.).

3. Гаврилова, Т. М. Механизм международной миграции рабочей силы / Т. М. Гаврилова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2009. - № 3. - С. 73-83.

4. Алиев, П. Р. Влияние миграции на трудовой потенциал молодёжи региона / П. Р. Алиев // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 12. - С. 54-68.

5. Филин, С. А. Миграционная политика России как фактор обеспечения высоких темпов роста экономики / С. А. Филин, С. Б. Параскева // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. - 2011. - № 44 (137). - С. 12-27.

6. Общие итоги миграции // Тывастат. - URL: http://tuvastat.gks.m/wps/wcm/connect/rasstat_ts/tuvastat/resoш'ces/общие+итоги+ миграции.Мт (дата обращения: 23.09.2013).

7. Общие демографические показатели // Тывастат. - URL: http://tuvastat.gks.m/wps/wcm/connect/rasstat_ts/tuvastat/resoш'ces/основньIе+ демографические+показатели.Йт (дата обращения: 23.09.2013 г.).

8. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2012 году: бюллетень // Федеральная служба государственной статистики. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906 (дата обращения: 25.09.2013 г.).

© Дитц Н. Ф., Тюлюш Ч. О., 2013

УДК 657.63.011.1

ПОЛЕЗНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Г. И. Сухачёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчётности, полезная различным группам пользователей отчётности. Приоритетной категорией пользователей названы инвесторы. Достижение цели бухгалтерской отчётности — формирование достоверной и объективной информации — возможно путём построения системы регулирования, основанной на частно-правовом характере формирования и представления информации.

Ключевые слова: бухгалтерский учёт, бухгалтерская (финансовая) отчётность, пользователи отчётности, публичность отчётности, инвесторы.

Федеральный закон о бухгалтерском учёте устанавливает единые методологические основы и общие требования к составлению и ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности организациями всех форм собственности.

Статья 3 Закона «О бухгалтерском учёте» [1] содержит определение бухгалтерской (финансовой) отчётности, в котором она дефинируется как информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период.

Цель составления бухгалтерской отчётности заключается в том, чтобы достоверно и объективно зафиксировать информацию на определённую отчетную дату по фактам хозяйственной жизни, произошедшим за отчётный период у экономического субъекта. Бухгалтерская отчётность должна содержать в себе информацию, позволяющую сделать объективные выводы о финансовом положении экономического субъекта. Поэтому в бухгалтерскую отчётность вносится информация о всех произошедших фактах хозяйственной жизни экономического субъекта на определённую отчётную дату.

Отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений (ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, должна быть прежде всего полезной различным группам пользователей, нуждающимся в информации при принятии экономических решений, это и определяет основополагающее значение бухгалтерской отчётности.

Пунктом 4 Постановления Конституционного суда РФ от 01.04.2003 г. № 4-П указано, что из статьи 71 (пункты «ж», «р») Конституции Российской Федерации [2] во взаимосвязи с её статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт «б» части 1) следует, что в России официальный бухгалтерский учёт служит инст-

рументом обеспечения конституционного права граждан на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Конституционное право на получение достоверной экономической информации реализуется через публичность бухгалтерской отчётности, то есть её направленности неопределённому кругу лиц (в том числе и государственным органам), каждое из которых вправе иметь собственное суждение о качестве предоставленной ему информации.

Следует отметить, что состав пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности слишком широк и их интересы многообразны.

В Концепции формирования и представления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Finansial Statements - далее Концепция МСФО) [3] в § 9 выделяется семь групп пользователей: состоявшиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, общественность. Из каждой группы на следующем уровне можно выделять новые категории пользователей, различающиеся своими интересами. Каждая категория пользователей предъявляет к отчётности специфические требования, хотя в целом общая цель обычно формулируется примерно одинаково. Различия в требованиях могут не только затрагивать детали, но и устанавливать прямо противоположные принципы. Качество отчётности зависит оттого, насколько верно выбрано соотношение несхожих интересов при создании нормативной базы бухгалтерского учёта.

Так, например, интересы налогового органа никаким образом не могут совпадать с интересами инвесторов. Налоговые органы на основе отчётной информации желают удостовериться в том, что организация не занизила отчётные показатели и тем самым не уклонилась от уплаты налогов, в то время как инвесторы должны быть уверенными в совершенно обратном: в том, что организация не завысила отчётные показатели. Очевидно, что подобные требования к отчётности несовместимы.

Основываясь на том, что удовлетворить требования всех пользователей в полной мере становится возможным, делаем вывод, что достигнуть цели, заключающейся в представлении полезной информации пользователям, можно или методом формирования отдельной отчётности для соответствующих интересов каждой категории пользователей, или методом формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности, содержащей нужную для потенциальных пользователей информацию. Но тогда возникает вполне резонный вопрос: какую категорию пользователей признать приоритетной?

Комитет МСФО признаёт, что стандарты не могут удовлетворить потребности всех пользователей. Об этом прямо сказано в § 10 Концепции МСФО [3]. Необходимость компромисса вынуждает создателей МСФО выбрать приоритетную группу пользователей финансовой отчётности. Правила МСФО исходят из приоритета интересов тех пользователей, которые вступают прямо или косвенно в экономические отношения с отчитывающейся организацией и для которых вложения в организацию во всех формах (от кредитов до участия в акционерном капитале) являются средством извлечения дохода с собственного финансового капитала. Поэтому в качестве приоритетной группы пользователей в § 10 Концепции МСФО названы инвесторы. По мнению КМСФО, удовлетворение их потребностей позволяет попутно удовлетворить основную часть интересов других пользователей, поскольку инвесторы являются поставщиками рискового капитала для предприятия.

Российское законодательство в части бухгалтерского учёта первоначально было ориентировано на нужды командно-административной системы, было подстроено под государственную форму собственности и являлось инструментом государственного управления экономикой. Главным потребителем бухгалтерской информации являлись государственные органы в лице отраслевых министерств и ведомств, а также органов государственного планирования и статистики. В связи с этим основная цель, которая ставилась перед системой бухгалтерского учёта, заключалась в том, чтобы обеспечить соответствие действий предприятий предписанным формам хозяйственной деятельности.

В период начала рыночных реформ фактически отсутствовали профессиональные пользователи, которые могли бы предъявлять требования к качеству отчётной информации. Практически единственным субъектом, заинтересованным в бухгалтерской информации, выступили налоговые органы, ставшие почти единоличными пользователями финансовой отчётности организаций. Соответственно, все правила бухгалтерского учёта подстраивались под интересы налогообложения.

В этой ситуации, когда фактически удовлетворяются только интересы одного пользователя отчётности - налогового органа, не принимая во внимание интересы всех других пользователей составляемой отчётности, актуальным является решение вопроса об изменении правил её составления. Без решения этого вопроса невозможно достигнуть основной цели составления бухгалтерской отчётности: достоверно и объективно зафиксировать информацию на определённую отчётную дату по фактам хозяйственной жизни, произошедшим за отчётный период у экономического субъекта.

Достигнуть данной цели бухгалтерской отчётности, направленной на удовлетворение интересов не одного пользователя, а широкого открытого круга пользователей, можно путём построения системы регулирования, основанной на том, что формирование и представление отчётной информации носит частно-правовой характер, а не публично-правовой.

По мнению Л. А. Макаровой, существенным фактором воздействия на уровень развития и регулирования бухгалтерского учёта является правовая система [4]. Так, в зависимости от правовой системы и степени влияния государства на различные стороны жизни общества большинство стран условно разделены на группы (правовые семьи), основными из которых являются:

- страны, применяющие систему общего права (англосаксонскую), основанную на правовом прецеденте, -англо-американская модель бухгалтерского учёта;

- страны континентального права (все страны континентальной Европы), имеющие разветвлённое законодательство, - континентальная модель бухгалтерского учёта.

При континентальной модели бухгалтерского учёта законодательство базируется на римском праве, в основе которого лежит детерминированный характер закона, регламента. В англо-американской системе бухгалтерский учёт является средством обеспечения потенциальных пользователей информацией финансового характера о хозяйствующих субъектах в целях её использования для принятия управленческих решений.

Подразделение права на частное и публичное сформировалось в Римском праве, основанием для деления которого является интерес.

Для частного права преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения; для публичного - главными являются государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, имеющих ярко выраженный общественный интерес. Если учитывать, что бухгалтерская отчётность должна соответствовать интересам всех заинтересованных пользователей, из которых приоритетными являются инвесторы, то нормативное регулирование отношений между экономическим субъектом, составившим отчётность, и пользователями этой информации носит чисто частно-правовой характер. Действующее сегодня в Российской Федерации налоговое законодательство определяет данные бухгалтерского учёта как основу формирования налогооблагаемой базы и ставит правильность ведения бухгалтерского учёта предметом налоговых проверок.

Подтверждением этого вывода являются действующие и сегодня нормы налогового права, основанные на прямой зависимости от бухгалтерского учёта и, соответственно, сильной зависимости бухгалтерского права от налогового:

- п. п. 5 п. 1 статьи 23 части первой Налогового кодекса РФ [5], обязывающий налогоплательщика представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность не позднее трёх месяцев после окончания отчётного года;

- п. п. 8 п. 1 статьи 23 части первой Налогового кодекса РФ [5], обязывающий налогоплательщика в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта;

- статья 120 части первой Налогового кодекса РФ [5], устанавливающая ответственность налогоплательщика за отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учёта, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

-п. 7 статьи 166 части второй Налогового кодекса РФ [6], устанавливающий право налогового органа при отсутствии у налогоплательщика бухгалтерского учёта исчислять суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате, расчётным путём;

- п. 1, 4, 8 статьи 172 части второй Налогового кодекса РФ [6], предусматривающие обязательным условием применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость только после принятия на учёт указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, после отражения в учёте соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), после принятия на учёт имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд);

- п. 1 статьи 374 части второй Налогового кодекса РФ [6], устанавливающий объектом налогообложения (налогом на имущество организаций) движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.

Налоговые отношения представляют собой финансовые отношения между государством и организацией-налогоплательщиком, направленные на финансовое обеспечение деятельности государства, а бухгалтерские отношения представляют собой отношения между организацией - хозяйствующим субъектом, который составляет финансовую отчётность, и всеми пользователями этой отчётности.

В интересах достижения главной цели бухгалтерской отчётности - формирование надёжной и объективной информации, полезной потенциальным пользователям, а также учитывая разную правовую основу бухгалтерской и налоговой отчётности и интересы пользователей отчётности, следует полностью разделить нормативное регулирование формирования и представления финансовой отчётности и нормативное регулирование расчёта налогов.

Весь динамизм отношений, который свойственен как внутренней, так и внешней среде, привёл к тому, что жёсткая регламентация бухгалтерского учёта, свойственная российской практике учёта и ориентированная на командно-административную систему, уже не в состоянии отразить всё многообразие хозяйственной жизни экономического субъекта. В связи с этим огромную роль в формировании и представлении достоверной и полезной отчётной информации должно сыграть профессиональное суждение бухгалтера (professional judgment), а не регламентированные процедуры.

Профессиональное суждение - это форма разрешения внутреннего противоречия, естественным образом заложенного в самом статусе и положении бухгалтера в управлении экономическим субъектом. Поэтому под действительно профессиональным суждением бухгалтера следует понимать не столько методически корректное

применение того или иного учётного приёма, сколько наиболее удачно найденный компромисс между разнонаправленными экономическими интересами.

Когда закон ясно определяет те или иные требования к бухгалтеру, то его профессиональные суждения обязаны совпадать с нормами права. Готовность бухгалтера следовать положениям закона определяется лишь уровнем его квалификации. В этих случаях у бухгалтера всегда есть возможность отстоять своё мнение. Когда же законодательство не устанавливает достаточно чётких правовых рамок для тех или иных бизнес-процессов, профессиональность бухгалтерского суждения может быть подтверждена только глубиной понимания интересов собственника, прецедентов либо чистым творчеством, основанным на опыте, интуиции и морали.

Одна из целей профессионального суждения - принятие наиболее оптимального для экономического суждения решения там, где есть разные варианты. Руководствоваться здесь в первую очередь нужно интересами самого экономического субъекта, поставив во главу угла принципы, предъявляемые к отчётности, включая её достоверность и полезность для принятия правильных, своевременных управленческих решений. Именно это и является наиболее важным для самого экономического субъекта.

Для профессионального суждения требуется последовательно соблюдать следующие критерии:

- выполнение требований законодательства (решение по закону);

- следование нормам морали (решение по совести);

- удовлетворение интересов собственников (решение «по понятиям»);

- корректный выбор вариантов решения исходя из общепринятых стандартов учёта (опыт, квалификация и творчество).

С введением в отечественную практику принципов МСФО значимость профессионального суждения бухгалтера поднимается на принципиально иной, более высокий уровень. В связи с этим Я. В. Соколов пишет: «У нас все полагают, что МСФО - это некая новая инструкция, которая применяется в экономически развитых странах и на которую давно пора перевести наш отечественный бухгалтерский учёт... Но это не так. В сущности, то, что называется международными стандартами финансовой отчетности, МСФО, есть некий набор бухгалтерских правил, которые следует применять не как директивные предписания, а каждый бухгалтер должен принимать на их основе решения, опираясь на своё профессиональное суждение, в котором скрывается вся сила правил ведения бухгалтерского учёта» [7].

В целом следует отметить, что профессиональное суждение - важный инструмент регулирования бухгалтерского учёта в реализации его главной и основополагающей цели: формирование достоверной и полной информации о финансовом состоянии и финансовой деятельности экономического субъекта.

Библиографический список

1. О бухгалтерском учёте: Федеральный закон Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ; принят Гос. Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 29 ноября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. - 2011. - 12 декабря. - № 50. - Ст. 7344.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. -2009. - 26 января. - № 4. - Ст. 445.

3. Соловьёва, О. В. Международные стандарты финансовой отчётности. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчётности / О. В. Соловьёва. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

4. Макарова, Л. А. Изучение GAAP: основы основ / Л. А. Макарова. - URL: http://gaap.ru/articles/section/996/ (дата обращения: 15.09.2013 г.).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г № 146-ФЗ; принят Гос. Думой Федерального Собрания РФ 16 июля 1998 г; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 17 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - 03 августа. - № 31. - Ст. 3824.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ; принят Гос. Думой Федерального Собрания РФ 19 июля 2000 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 26 июля 2000 г. // Собрание законодательства РФ. - 2000. - 07 августа . - № 32. - Ст. 3340.

7. Соколов, Я. В. История бухгалтерского учёта: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Я. В. Соколов, В. Я. Соколов. - М.: Финансы и статистика. 2006. - 272 с.

© Сухачёва Г. И., 2013

УДК 336.221.4 (410)

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ

Н. А. Урман, Е. А. Чехлатова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются основополагающие законодательные акты, действующие в налоговой сфере Великобритании, система налогов, а также налоговые органы Великобритании. Приводятся наиболее характерные для налоговой системы Великобритании особенности.

Ключевые слова: налоговая система, общегосударственные и местные налоги, государственный бюджет, прямые и косвенные налоги, бюджетный год, двойное налогообложение.

В процессе глобализации мирового хозяйства возникает необходимость подробного анализа налоговых систем стран-партнёров в целях успешного международного экономического сотрудничества. Для России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.