Научная статья на тему 'Полевые испытания разметочных материалов'

Полевые испытания разметочных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ / ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / КРАСКА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ / ТЕРМОПЛАСТИК / ХОЛОДНЫЙ ПЛАСТИК / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАЗМЕТКИ / ЛАБОРАТОРИЯ ЦИТИ ДОРКОНТРОЛЬ / ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Свежинский В.Н.

Описаны сравнительные испытания материалов для дорожной разметки, проводившиеся в России и странах Западной Европы. Дано описание полевых испытаний красок, термопластиков и холодных пластиков, возобновленных с 2009 г. в новом формате в трех регионах Российской Федерации (Воронежская, Новосибирская и Ленинградская области) при поддержке Росавтодора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Свежинский В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полевые испытания разметочных материалов»

УДК 625.74

В.Н. СВЕЖИНСКИЙ, генеральный директор ЦИТИ «Дорконтроль» (Москва)

Полевые испытания разметочных материалов

Оценка параметров разметочных материалов проводится в соответствии с действующими нормативными документами - ГОСТ Р 52575-2006 и ГОСТ Р 52576-2006. В ряде случаев возможно более глубокое исследование материалов с использованием нестандартных методик. Но при этом чрезвычайно сложным является прогнозирование работоспособности материалов в реальных условиях эксплуатации. Выходом из этой ситуации является проведение сравнительных полевых испытаний (далее СПИ).

СПИ можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести сравнительно узкие испытания материалов, которые проходят, как правило, в следующем порядке. Выбирается участок автомобильной дороги и городской улицы небольшой протяженности (от 100 до 500 м), на который наносится разметка по утвержденной схеме, соответствующей проекту организации дорожного движения, и в дальнейшем осуществляется мониторинг этого участка. В качестве эталонных значений принимаются результаты оценки разметки на соседних, прилегающих участках. В ряде случаев может применяться не один, а несколько новых материалов. Преимущества таких испытаний очевидны - контролю подлежат различные виды разметки (продольная, поперечная), испытания не требуют значительных капиталовложений. Основным и практически единственным серьезным недостатком является возможность одновременного испытания небольшого количества материалов.

Значительно больший интерес для потенциальных потребителей материалов, да и для многих производителей и поставщиков представляют полевые испытания широкого круга материалов. В Германии подобные испытания проводились в 70-е гг. прошлого столетия, в дальнейшем опыт был распространен на другие страны Европы.

В Российской Федерации с 1999 по 2004 г. полевые испытания организовывались Росавтодором. Масштабы этих СПИ (называемых контрольно-полевыми испытаниями) были весьма значительными: количество участников превышало два десятка, а в одном случае испыта-

ния проходили одновременно в нескольких регионах. В 2004-2006 гг. подобные работы проводились в Москве, в 2008 г. - в Санкт-Петербурге. СПИ в Москве были организованы ГУП «Доринвест» и также собирали большое количество участников. В Санкт-Петербурге мероприятия нельзя было назвать масштабными: на СПИ было представлено менее десяти материалов.

В феврале 2009 г. на заседании рабочей группы «Дорожная разметка» при экспертной группе № 4 НТС Росавтодора был рассмотрен вопрос возобновления проведения полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и материалов для цветных покрытий противоскольжения (далее ЦПП). Было принято решение о целесообразности проведения сравнительных полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и ЦПП.

Возобновление проведения СПИ было поддержано руководством Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России.

К принципиальным отличиям СПИ нового формата необходимо в первую очередь отнести следующие:

• финансирование СПИ осуществляется за счет средств участников;

• исключительно инструментальный контроль всех параметров;

• результаты СПИ представляются в виде комплекса данных по всем нормируемым параметрам без создания каких-либо рейтингов, «белых» и «черных» списков;

• подтверждение серийности выпуска материалов (по желанию участников).

Первые СПИ в новом формате были организованы в Воронежской области на автомобильной дороге М-4 «Дон». При помощи ФГУ ФУАД «Черноземье» и филиала ФГУ «Росдортехнология» по Центральному округу был выбран участок и проведены необходимые мероприятия по его подготовке к проведению испытаний. СПИ были начаты в мае 2009 г. и продолжаются по на-

Рис. 1. СПИ 2009-2011 гг. на автомобильной дороге М-4 «Дон» в Воронежской области

Рис. 2. СПИ 2009-2011 гг. на автомобильной дороге М-51 «Байкал» в Новосибирской области, участок с асфальтобетонным покрытием

Г; научно-технический и производственный журнал

^ ® октябрь 2011 67"

и?-1

Рис. 3. СПИ 2009-2011 гг. на автомобильной дороге М-51 «Байкал» в Новосибирской области, участок с цементобетонным покрытием

Рис. 4. СПИ 2009-2011 гг. на автомобильной дороге М-18 «Кола» в Ленинградской области

стоящее время (рис. 1) при поддержке государственной компании «Российские автомобильные дороги». Виды и количество материалов, представленных на СПИ 2009— 2011 гг., приведены в табл. 1.

Результаты СПИ были рассмотрены на заседании одной из секций научно-технического совета Росавтодора, где они были одобрены и рекомендованы для продолжения, а также для расширения географии проведения.

В 2010 г. было принято решение о проведении сравнительных полевых испытаний материалов в Сибирском федеральном округе, на объектах, находящихся в оперативном управлении ФГУ «Сибуправтодор». Контрольные линии были нанесены на два участка автомобильной дороги М-51 «Байкал» в Новосибирской области — с асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями (рис. 2, 3). Виды и количество материалов, представленных на СПИ 2010—2011 гг., а также особенности этих испытаний приведены в табл. 1. Работа по мониторингу контрольных линий на СПИ 2010—2011 гг. продолжается в настоящее время — рассматривается целесообразность продления испытаний до двух лет (для отдельных материалов).

В мае 2011 г. очередные СПИ были начаты в Ленинградской области на автомобильной дороге М-18 «Кола» (рис. 4). В табл. 1 приведены виды, количество материалов, принимающих участие в этих испытаниях.

Все перечисленные испытания проводятся в соответствии с разработанными регламентами, согласованными с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации и одобренными

Департаментом обеспечения безопасности дорожного

движения Министерства внутренних дел России.

Что касается нормативно-технического обеспечения

СПИ, то в качестве основных документов следует привести следующие:

• ГОСТ Р 51256—99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования»;

• ГОСТ Р 52289—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

• ГОСТ Р 52575—2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования»;

• ГОСТ Р 52576—2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний»;

• ГОСТ Р 53170—2008 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Штучные формы. Технические требования»;

• ГОСТ Р 53171—2008 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Штучные формы. Методы контроля»;

• «Рекомендации по проведению сравнительных испытаний дорожной разметки на федеральных автомобильных дорогах» (введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис);

Таблица 1

Сравнительные полевые испытания (СПИ) Количество представленных на СПИ материалов Особенности СПИ

Краски (эмали) Холодные пластики Термопластики Противоскользящие материалы Штучные формы Всего В том числе с подтвержденной серийностью

СПИ 2009-2011 гг. 18 6 10 □ □ 34 6 Пролонгация испытаний до 2,5 лет для ряда пластичных материалов

СПИ 2010-2011 гг. асфальтобетон 10 4 4 1 □ 15 26 □ Проведение СПИ на двух участках, испытание противоскользящих материалов, нанесение линии со структурной поверхностью, тяжелые условия нанесения, пролонгация испытаний до 1,5 лет для некоторых пластичных материалов

СПИ 2010-2011 гг. цементобетон 9 2 □ □ □ 11 □

СПИ 2011-2012 гг. 13 4 3 □ 1 21 17 Испытание штучных форм, двухразовое нанесение краски

68

научно-технический и производственный журнал

октябрь 2011

• «Рекомендации по контролю качества горизонтальной дорожной разметки (введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис). Все сравнительные испытания (СПИ 2009-2011 гг., СПИ 2010-2011 гг. и СПИ 2011-2012 гг.) состоят из следующих этапов: выбор, обследование и подготовка участка к нанесению контрольных линий, опечатывание емкостей с разметочными материалами и изделиями (в заводской упаковке) на складах участников СПИ (по желанию участников), нанесение материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки, лабораторные испытания материалов для горизонтальной дорожной разметки, оценка первоначального состояния контрольных линий и эксплуатационный контроль качества контрольных линий.

При выборе участка оценивается соответствие его параметров требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», возможность соблюдения технологий нанесения материалов, отсут-

М-4 «Дон» 2009-2011 гг.

М-51 «Байкал» 2010-2011 гг.

М-51 «Байкал» 2010-2011 гг. ц/б

М-18«Кола» 2011-2012 гг. (план)

Рис. 5. Продолжительность СПИ на автомобильных дорогах М-4 «Дон» (Воронежская обл.), М-51 «Байкал» (Новосибирская обл.) и М-18 «Кола» (Ленинградская обл.) по годам: 1 - краски (эмали); 2 - холодные пластики; 3 - термопластики; 4 - противоскользящие материалы; 5 - штучные формы

Таблица 2

Название материала Организация, представляющая материал Участие в СПИ, гг.

2009-2011 2010-2011 2011-2012

а/б а/б ц/б а/б

ИндорТМ ООО «Индор-Знак»/ООО «Индор-Знак Новосибирск» + + + +

Штоллрефлекс Д1163 хай солид ООО «ТАУ-С» + + + +

АК-505 «Дарус» ЗАО «Дарус» + - - -

АК-595 «Поли-КОЛОР» ООО «Поли-КОЛОР» + - - -

Магистраль НПО «ВОРОНЕЖДОРТЕХНОЛОГИЯ» + - - -

«Линия класс» АС-5307 ОАО «Русские краски» + - - +

АК-501 «Растр» ООО «ТЕКОС» + - - -

Краска Клиносол хай-солид РМ1 ТРАФФИК ООО «ТЕКОС» + - - -

АК-511 «Спринтер» УП «СТиМ», г. Брест/ООО «СТиМ» + + + +

АК-11 «Спринтер» ООО «СтиМ-2», г. Смоленск + - - -

АК-101 белая РДК-1 ООО «РДМ» + - - -

Краска Клиносол хай-солид РМ1 ОАО «Одилак» + + - -

АК-503 «Колор-М» ЗАО «Технопласт» + + + +

АК-599 «КРАД» ООО «Метахимсервис» + - - -

АК-533 «Маршрут» ООО «Лакокраска-Магистраль» + - - -

Индекоат 511 ООО «Лакокраска-Магистраль» + - - -

МК РОУД 350 ЗАО НПФ «МИР КРАСОК» + - - -

АК-511/АК-511 «Полифан Л» ООО «Гео Про Макс» + + + -

Эмаль для разметки дорог полиакриловая Empils белая ЗАО «Эмпилс» - + + +

Краска Гамма-СтИП-Шоссе ООО «Ново Коутингс» - + + -

Разметочный состав «Церта» ЗАО НПП «Спектр» - + + -

Краска Sinolack Provence ЗАО «Сибтермопласт» - + + -

КраскаАК-510 ООО «УралПром» - - - +

Эмаль АК-505 «Миля» ООО ЛКЗ «Радуга» - - - +

КраскаАК-511 ООО ТД «Раум-Профи» (производитель ООО «Ника-ПВА») - - - +

«Линия-класс М» АС-5307М ОАО «Русские краски» - - - +

Эмаль АК-512 «Горожанка» ООО «СТиМ» (УП «СТиМ», г. Брест) - - - +

Эмаль АК-505 ООО «ВАСАНЖ» (производитель ТОО «Алматинские краски») - - - +

Краска «СТИМУЛ» ООО «Индор-Знак Новосибирск» - - - +

fj научно-технический и производственный журнал

® октябрь 2011 69~

Таблица 5

Таблица 3

Название материала Организация, представляющая материал Участие в СПИ, г.

2009 2010 2011

а/б а/б ц/б а/б

ИндорТМ ООО «Индор-Знак»/ООО «Индор-Знак Новосибирск» + + - -

Штоллрефлекс Д 1135 ^оНгеАех D1135) ООО «ТАУ-С» + - - -

ДПХ-АК-502-Г ЗАО «Дарус» + - - -

Технопласт ТХП ЗАО «Технопласт» + + - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕКНОРОУД МК-1000 (Текпо^ МК 1000) ЗАО НПФ «МИР КРАСОК» + - - -

Б-АК-52-Т «Стрела» УП «СТиМ», г. Брест/ООО «СТиМ» + + + +

Холодный пластик Штоллрефлекс D1249 ООО «ТАУ-С» - + + +

Спрей пластик SP 661 ООО «Роуд Групп» (производитель CHEMIMARK (Венгрия) +

Холодный пластик НР 465 ООО «Роуд Групп» (производитель CHEMIMARK (Венгрия) +

Таблица 4

Название материала Организация, поставляющая материал Участие в СПИ, г.

2009 2010 2011

а/б а/б ц/б а/б

Антискид ООО «Вайскер» - + - -

Название материала Организация, представляющая материал Участие в СПИ, г.

2009 2010 2011

а/б а/б ц/б а/б

НП-1-170 ЗАО «Дарус» + - - -

«Магистраль Пласт» Т НПО «ВОРОНЕЖДОРТЕХНОЛОГИЯ» + - - -

Нортек ООО «ТЕКОС» + - - -

Клиносол 31 Е 20 РУСП (aeanosol 31 Е 20 RUSP) ООО «ТЕКОС» + - - -

Экватор СООО «СтиМ ПЛАСТ», г. Брест/ООО «СТиМ» + + - +

ТПКН ООО «РДМ» + - - -

Новопласт ЗАО «Технопласт» + + - -

Кратер ЗАО «Технопласт» + - - -

Сваркотерм Коломна ООО «Сварко Коломна»/ООО «Гео Про Макс» + + - -

Профи-Лидер Т ООО «БАС-ПРОФИ» + - - -

«Новопласт» Р ООО «Технопласт» - - - +

«Новопласт» Ф ООО «Технопласт» - - - +

Таблица 6

Название изделия Организация, представляющая материал Участие в СПИ, г.

2009 2010 2011

а/б а/б ц/б а/б

ПРЕМАРК Представительство ОАО «ЛКФ Ваймаркеринг» в г. Санкт-Петербург - - - +

Примечания к табл. 3-6. 1 - Порядок представления материалов в таблице в соответствии с очередностью поступления заявок на СПИ. 2 - а/б - участок с асфальтобетонным покрытием. 3 - ц/б - участок с цементобетонным покрытием.

ствие объектов, обеспечение жизнедеятельности которых может повлиять на результаты СПИ, а также возможность обеспечения безопасности дорожного движения как в процессе нанесения контрольных линий, так и при проведении их мониторинга.

В процессе операционного контроля фиксируются условия нанесения (климатические, состояние покры-

тия), расход материала (при машинном нанесении), способ нанесения световозвращающих элементов (стек-лошариков), особенности нанесения материала (при их наличии), время нанесения и отбор проб материалов.

Отбор проб разметочных материалов, предоставленных на сравнительные полевые испытания, осуществлялся из рабочего органа разметочной машины

70

научно-технический и производственный журнал

октябрь 2011

iA ®

или из емкостей с представленной на испытания продукцией.

Отобранные пробы разметочных материалов были промаркированы и отправлены в испытательную лабораторию ЦИТИ «Дорконтроль», где их оценивали в соответствии с ГОСТ Р 52576—2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний». Требования к материалам для горизонтальной дорожной разметки содержатся в ГОСТ Р 52575—2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования».

Оценка первичного состояния контрольных линий заключалась в контроле параметров, нормируемых в ГОСТ Р 51256—99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Работы проводились в соответствии с ГОСТ Р 51256—99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и «Рекомендациями по контролю качества горизонтальной дорожной разметки» (приняты и введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис). Контроль первичного состояния нанесенных линий осуществляется до открытия по участку СПИ движения транспортных средств.

Эксплуатационный контроль качества при проведении сравнительных полевых испытаний материалов для горизонтальной дорожной разметки для контрольных линий, выполненных красками, осуществляется через один, три и шесть месяцев эксплуатации. Для линий, выполненных холодными и термопластиками, а также штучными формами, — через три, шесть и двенадцать месяцев эксплуатации. В случае высокой степени сохранности контрольных линий по площади мониторинг контрольных линий может быть продолжен. Так, на СПИ 2009—2011 гг. на автомобильной дороге М-4 «Дон» в Воронежской области эксплуатационный контроль ряда линий, выполненных пластичными материалами, был дополнительно проведен через полтора и два года после их нанесения. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности оценки параметров контрольных линий через два с половиной года эксплуатации. При проведении эксплуатационного контроля оценке подлежат те же параметры, что и при оценке первичного состояния, добавляются только измерения величины износа и разрушений.

На диаграмме (рис. 5) представлена продолжительность испытаний различных материалов на СПИ 2009— 2011 гг., СПИ 2010-2011 гг. и СПИ 2011-2010 гг.

На СПИ нового формата был представлен практически весь спектр материалов для дорожной разметки: краски (эмали), холодные и термопластики, штучные формы (табл. 2-6).

Полученные на полевых испытаниях результаты докладывались специалистами ЦИТИ «Дорконтроль» на различных конференциях, семинарах и совещаниях, в том числе на круглых столах международных выставок «Дорога-2010», «Доркомэкспо-2011», всероссийских совещаниях, проводимых Росавтодором, в том числе в 2011 г. — в Твери и в Новосибирске, совещаниях, организуемых ассоциацией РАДОР (в 2011 г. в Санкт-Петербурге), ежегодных семинарах Росавтодора, МАДИ и ЦИТИ «Дорконтроль» «Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции и их роль в обеспечении

безопасности дорожного движения» (Москва, 2009, 2010 и 2011 гг.) и др.

Результаты всех трех СПИ передаются участникам испытаний, а также в Росавтодор, Департамент ОБДД МВД России, ассоциацию РАДОР, приведены на сайте Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, опубликованы в отраслевой прессе. В наиболее полном объеме с ними можно ознакомиться на сайте ЦИТИ «Дорконтроль» и журналах «Автомобильные дороги» и «Дорожная держава».

Участие в СПИ производителей и поставщиков материалов свидетельствует об их добросовестности и стабильном положении на рынке. В первую очередь это касается участников, испытания материалов которых были пролонгированы до 18 мес и далее на СПИ 20092010 гг., и участников трех СПИ — в Воронежской, Новосибирской и Ленинградской областях (табл. 2—6).

Анализ полученных результатов СПИ 2009—2010 и 2010—2011 гг. позволяет сделать выбор материалов для подрядных организаций, прогнозировать продолжительность функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки.

Также полученные на сравнительных испытаниях данные позволили укрепить доказательную базу необходимости переработки нормативных требований к горизонтальной дорожной разметке, прежде всего новой редакции ГОСТ Р 51256—99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

Ключевые слова: материалы для дорожной разметки, полевые испытания, краска для дорожной разметки, термопластик, холодный пластик, контроль качества разметки, лаборатория ЦИТИ «Дорконтроль», выбор материалов для дорожной разметки.

Г; научно-технический и производственный журнал

^ ® октябрь 2011 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.