Научная статья на тему 'ПОЛЕВЫЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ФОТОГРАФИИ ЭТНОГРАФА А.А. САВВИНА (ИЗ СОБРАНИЯ РУКОПИСНОГО ФОНДА АРХИВА ЯНЦ СО РАН)'

ПОЛЕВЫЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ФОТОГРАФИИ ЭТНОГРАФА А.А. САВВИНА (ИЗ СОБРАНИЯ РУКОПИСНОГО ФОНДА АРХИВА ЯНЦ СО РАН) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ИНТЕНЦИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Лена Борисовна

Статья посвящена междисциплинарным методам исследования иллюстративных коллекций в собраниях архивов и музеев. На примере полевых этнографических фотографий известного якутского этнографа А.А. Саввина, которые интерпретируются в качестве визуального текста, автор ставит проблему комплексного изучения творчества экспедиционных фотографов; предлагает концепт «авторской интенции», отражающей смысл, задумку и художественную картину мира фотографа; последовательное хронологическое изучение этапов развития его творчества. Раскрывает перспективу введения в научный оборот полевой этнографической фотографии как источника по исследованию обрядности народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIELD EXPEDITION PHOTOS OF ETHNOGRAPHER A. A. SAVVIN: FROM COLLECTION MANUSCRIPT ARCHIVE OF THE YAKUT SCIENTIFIC CENTER SIBERIAN BRANCH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The article is devoted to the interdisciplinary research methods of illustrative collections in archives and museums. On the example the field ethnographic photos of famous Yakut ethnographer A.A. Savvin, which is interpreted as a visual text, the author poses the problem of a complex study creativity expeditionary photographers, proposes the concept of “author's intention” reflect the meaning, ideas and artistic picture of the photographer's world, sequential chronological study the stages development of his creativity. It reveals the prospect of introducing into the scientific circulation of field ethnographic photographs as a source for study the rituals of the Sakha people.

Текст научной работы на тему «ПОЛЕВЫЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ФОТОГРАФИИ ЭТНОГРАФА А.А. САВВИНА (ИЗ СОБРАНИЯ РУКОПИСНОГО ФОНДА АРХИВА ЯНЦ СО РАН)»

УДК: 930.25:(77:39):061.6(571.56)

Л.Б. Степанова

Полевые экспедиционные фотографии этнографа А.А. Саввина (из собрания Рукописного фонда Архива ЯНЦ СО РАН)

Статья посвящена междисциплинарным методам исследования иллюстративных коллекций в собраниях архивов и музеев. На примере полевых этнографических фотографий известного якутского этнографа А.А. Саввина, которые интерпретируются в качестве визуального текста, автор ставит проблему комплексного изучения творчества экспедиционных фотографов; предлагает концепт «авторской интенции», отражающей смысл, задумку и художественную картину мира фотографа; последовательное хронологическое изучение этапов развития его творчества. Раскрывает перспективу введения в научный оборот полевой этнографической фотографии как источника по исследованию обрядности народа саха.

Ключевые слова: авторская интенция, визуальные исследования, визуальный текст.

В якутской историографии до сих пор очень мало внимания уделяется оценке экспедиционной деятельности представителей якутской национальной интеллигенции, первых сотрудников Научно-исследовательского института языка и культуры (НИИЯК) при СНК ЯАССР и Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского, которые в 1930-1940-е гг. совместными усилиями выполнили большой пласт разноплановой научно-исследовательской работы по изучению населения ЯАССР

В ходе полевых этнографических исследований они параллельно вели различными способами визуальную фиксацию антропологических объектов и явлений (обычаев, празднеств, ритуалов и других малоизвестных сторон жизни общества и этносов) в виде рисунков, чертежей, фотографий. В данной статье приводится краткий обзор полевых экспедиционных фотографий из материалов известного якутского этнографа А.А. Саввина, которые представляют собой весьма интересный объект для изучения в качестве визуального текста по традиционной жизнедеятельности населения Якутии.

Междисциплинарный подход в атрибуции и изучении экспедиционных фотографий как результата проявления авторской индивидуальности фотографа открывает перед исследователем

новые перспективные горизонты. Интерпретация фотографии в качестве визуального текста, отражающего смысл, задумку и художественную картину мира фотографа; последовательное хронологическое изучение этапов развития его творчества; постепенное овладение и применение в полевой работе различных видов фотосъемки позволяют говорить о становлении его особой «авторской интенции», которая характерна именно для него*. В основе данного концепта лежит свойство множества ментальных состояний человека, которые сводятся к направленности конкретного процесса или состояния на какое-либо действие, творчество [Торосян, 2005]. Ассоциативная оценка визуального ряда, воспроизведение задумок идей фотографа, выполняющего фиксацию объектов своей фотокамерой, позволяют заглянуть в течение его мыслей, также, до некоторой степени, наталкиваясь на те же ассоциации, которые возникали и у него.

Исследовательская задача изучения фотоматериалов на стыке с современными тенденциями в области лингвистики, семантики текста и культурологии, обоснованно поставившими проблему «авторской интенции» при комплексном изучении и анализе приемов концептуальной организации художественных текстов опре-

* Авторская интенция - термин из области литературоведения, который предполагает смысл в любом виде текста, продукт некоторой человеческой инстанции, тесно связанный с авторским замыслом [Кубряко-ва, 2000, с. 91].

© Л.Б. Степанова, 2017

Айах тутуу («Стояние с кубком-чороон»). Сунтар-ский р-н. 1938 г. Из собрания РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф.И. Оп. 4. Д. 13. Ед. хр. 23. Публикуется впервые.

деленного жанра и эпохи, позволяет выделить «интенцию» автора по отношению к его творчеству. Ведь, рассматривая фотографию как вид визуального текста, мы также особое внимание уделяем не только технике фотосъемки, художественной стилистике фотографий, но и выделению в них «авторской интенциональности», характерной для авторского почерка отдельно взятого фотографа / художника.

Большую роль в формировании навыков собирательства и этнографических исследований, в том числе и с применением визуальных методов исследования, у якутских исследователей сыграла Якутская экспедиция КЯР АН СССР под руководством крупных ученых (П.В. Виттенбург, И.И. Майнов, Э.К. Пекарский, Л.В. Бианки и др.). Руководители КЯР придавали большое внимание активному привлечению к собирательской деятельности местного населения (Г.А. Попов, М.М. Носов, И.Д. Новгородов, С.И. Боло, А.А. Саввин, П.В. Слепцов, Г.И. Оросин, М.И. Ковинин). Поддержав краеведческое движение в стране, Академия наук СССР сумела в кратчайшие сроки реализовать поставленные перед ней задачи, опираясь на помощь и силы местной интеллигенции. В последующем эти исследователи вошли в состав научных сотрудников Научно-исследовательского института языка и культуры при Совете народных комиссаров ЯАССР (НИИЯК при СНК ЯАССР).

В 1937 г. А.А. Саввин, будучи инспектором Общества изучения Якутской АССР, был при-

1 V

I .г.кК^гУ. --ЯЯ

_

Камлание у лошади. Сунтарский р-н. 1938 г. Из собрания РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф.И. Оп. 4. Д. 20. Ед.хр. 20. Публикуется впервые.

глашен на работу в Институт языка и культуры при СНК Якутской АССР. В ходе работы совместно с С.И. Боло в Вилюйской (1938— 1939 гг.) и Северной (1939-1940 гг.) фольклорных экспедициях, где ведение фотосъемки стало важной частью научно-исследовательской работы, им была выполнена серия фотографий. В Рукописном фонде Архива ЯНЦ СО РАН (далее - РФ АЯНЦ) хранится небольшая коллекция фотоснимков, выполненных исследователем в 1937-1940 гг.* Этот период оказался для А.А. Саввина, наиболее насыщенным и плодотворным в плане проведения научных изысканий.

В 1930-е гг. в жанре фотографии происходит смена методологических подходов по сбору иллюстративных материалов как инструментария научных этнографических исследований; формируются основные парадигмы советской производственной этнографии, где экспедиционной фотографии и рисунку отводится роль повествовательной фиксации и последовательного документирования событий. Все это в полной мере отражают фотоматериалы А.А. Саввина. В эти же годы существенно усовершенствовалась фототехника, которая позволила произвести сравнительно большой объем фотосъемки. Тем более, что всю фотофиксацию А.А. Саввин в ходе экспедиции проводил сам.

Коллекция экспедиционных фотографий А.А. Саввина в собрании РФ А ЯНЦ СО РАН состоит из 144 единиц хранения* со следую-

*В статье представлены четыре фотографии из архива А.А. Саввина, публикующиеся впервые.

Камлание у камелька. Сунтарский р-н. 1938 г. Из собрания РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф.И. Оп. 4. Д. 13. Ед. хр. 21. Публикуется впервые.

щим тематическим охватом: портреты шаманов; портреты олонхосутов; коновязи; талисманы и амулеты: от болезней телят (тугалгах, голова и ноги выпи); для привлечения богатства, счастья и благополучия («дьоллоох бYтэй мас», «ууттээх таас», «саhыл мунна»); для привлечения удачи (медвежья лапа, наконечник стрелы); для охраны и защиты детей от сил зла (колыбельный амулет, защитный амулет из шкуры колонка «солондо» с украшениями); фотофиксация якутских обрядов («ытык дабатыы», «кэ-рэх», «ытык сылгы», «ого уйатын тардыы»), приношения даров («ситии ыйыыр» духу хозяйки «Аан дойду иччитэ»); антропологические типы якутов; шаманские идолы (птицы, дух-пожиратель телят), идолы духа-хозяина леса «эИэкээн» и др.; жилые и хозяйственные постройки; образцы кустарных изделий из дерева и орнаментальной резьбы по дереву; традиционные занятия (оленеводство, рыболовство); якутская утварь для хранения пищи; виды реки Лены у устьев рек Вилюй и Алдан; участники гражданской войны. Также в ней содержатся этнографические сборы А.А. Саввина, сданные им в Вилюйский краеведческий музей им. П.Х. Староватова и Якутский краеведческий музей им. Ем. Ярославского.

Краткий обзор состава фотографий А. А. Саввина позволяет сделать вывод о том, что из прежнего массива до наших дней сохранилась только его небольшая часть. В частности, его снимки за 1937 г., в которых зафиксированы

; г -Ц

Идол - дух-пожиратель телят. Сунтарский р-н. 1938 г. Из собрания РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф.И. Оп. 4. Д. 13. Ед.хр. 16. Публикуется впервые.

надгробные сооружения в Чурапчинском районе ЯАССР, к сожалению, представлены единичными экземплярами. Несмотря на то, что экспедиции 1938-1940-х гг. проходили в очень тяжелых условиях, А.А. Саввин, помимо устного опроса и записи сведений от информантов, сумел выделить время для применения метода визуальных исследований путем фотофиксации интересующих его объектов. Фиксируя их на фотоаппарат, он не только реализовал поставленные перед ним задачи, но и задокументировал их.

Экспедиционные фотографии А.А. Саввина уникальны тем, что он впервые провел планомерную портретную съемку всех известных шаманов и олонхосутов Вилюйского, Сунтар-ского и Абыйского районов, в которых он побывал с исследовательскими целями. Фотокамера А.А. Саввина зафиксировала уникальные кадры жизненных образов шаманов и олонхосу-тов, которые отличаются глубиной психологизма, умением уловить момент «взгляда», который он фиксирует на камеру. Лица воспринимаются как самостоятельные психологические портреты. Он сумел уловить контраст этих людей по отношению к окружающей повседневности. Портреты преимущественно поплеч-ные и поясные, в традиционной композиции -разворот головы на зрителя, при тричетвертном положении корпуса. Фотографии весьма выразительны, чувствуется, что фотограф пытался сделать упор на фиксацию выражения глаз.

*Число единиц хранения преимущественно сформировано за счет большого числа дублетных экземпляров.

Портретная серия, посвященная запечатле-нию ликов олонхосутов, носителей фольклорной традиции, бесценного интеллектуального богатства якутского народа, также привлекает внимание зрителя. Олонхосуты являлись весьма своеобразными представителями сельской общины в глубинке. Их отличали детская непосредственность, пытливый ум, прекрасная память, целеустремлённость и народная мудрость, впитанная ими из древних фольклорных произведений. Все эти качества фотограф попытался отразить в своей портретной съемке. Эти серии открывают перед исследователями антропологический контекст этнографии с перспективой биографического исследования судеб носителей уникального природного дара.

Каждая фотография подробно аннотирована А.А. Саввиным. Наличие надписей на обороте экспедиционных фотографий А. А. Саввина позволяет сделать вывод о том, что после возвращения из экспедиции он брал на себя все хлопоты по проявке и печати фотоснимков. При этом он уделял большое внимание их детальному документированию. Последнее служит свидетельством того, какое большое значение придавал этнограф визуальному дополнению собранных им фольклорных и этнографических данных, пытаясь их достойным образом проиллюстрировать. Интересно, что А.А. Саввин также уделил внимание фотофиксации своих этнографических сборов, указав на оборотной стороне фотографий, куда сдал эти предметы [РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф. И. Оп. 19. Д. 2. Л. 13-14; Ф. И. Оп. 4. Д. 14. Л. 8].

Экспедиционные снимки А.А. Саввина выполнены на любительском уровне, имеют ошибки в резкости и в экспозиции, постройке композиции. Недостаточная четкость фотоснимков, размытости позволяют предположить, что он располагал ограниченным набором некачественных негативов. Фотографии, датируемые второй половиной 1938-1939 гг., позволяют проследить динамику творческого роста А.А. Саввина как фотографа, возрастание его профессионального мастерства при выстраивании будущих кадров. Фотографии этого периода уже имеют более сложную постройку композиции, местами он даже пытается произвести панораму обряда, что можно пронаблюдать на примере серии фотоснимков по фиксации обряда

«Ытык дабатыы» [Там же. Оп. 4. Д. 13. Л. 1823]. Съемка была постановочной, но на серии фотографий видно стремление фотографа передать атмосферу камлания, тонкости и особенности отправления обряда. Здесь А.А. Саввин выступает как фотограф-документалист. Камера детально фиксирует подробности обряда «Ытык дабатыы». Визуальные методы исследования позволили ему зафиксировать то, что можно упустить при простом текстологическом описании в дневнике. Он вел тщательную покадровую фиксацию наиболее интересных с его точки зрения обрядов, что позволяет сделать вывод, что он по возможности пытался выстроить будущую мизансцену кадра. Как фотограф, А.А. Саввин вычленяет узкую задачу, стоящую перед ним на определённом этапе фиксации отправления обрядов народных верований.

В ходе работы Вилюйской экспедиции А.А. Саввин пытается посетить местности, связанные с историческими преданиями и легендами, тщательно документирует остатки старинных надмогильных сооружений, ведет сбор связанных с ними фольклорных данных, фиксирует старинные коновязные композиции в различных местностях, овеянных народными преданиями, которые он старается снимать с разных ракурсов. В результате им были зафиксированы географические пункты с остатками культовых сооружений с установленными антропоморфными идолами и местности, где отправлялись сакральные жертвоприношения. Так, в фотофокусе А.А. Саввина оказались отдельные пункты сакральной географии Абый-ского, Сунтарского и Вилюйского районов [Там же. Д. 14. Л. 2; Ф. И. Оп. 4, Д. 13, Л.17, 49]. Среди собранных им материалов имеются записи сведений от информантов о фактах почитания отдельных деревьев и других природных объектов, которые пользовались у населения особым уважением. Он попытался выполнить фотофиксацию местностей, до которых ему удалось добраться, родовых кладбищ с местами захоронений известных исторических фигур, ставших героями народных преданий. Особое внимание уделил фиксации надгробных сооружений из дерева [Там же. Оп. 19. Д. 2. Л. 12; Оп. 4. Д. 11, Л. 1; Д. 13. Л. 17].

Таким образом, дополняя свои фольклорные и этнографические материалы средствами визу-

альной фиксации (в т.ч. и рисуночной), А. А. Саввин пытается запечатлеть и прояснить для себя мифологическую картину мира народа саха, воссоздать карту сакральных мест; определить связь системы родовых кладбищ с окружающим миром; зафиксировать смену мифологической картины мира у народа на переломе исторических эпох; отразить, как изменились его представления о мире потустороннем, акцентируя внимание зрителя на деталях фиксируемого им ландшафта. В этом плане очень показательны фотокадры, которые он сделал в отдаленных местностях вилюйской группы улусов, где у населения сохранились остатки шаманских верований и представлений. Помимо этого, А.А. Саввин постарался уделить внимание фиксации советского праздника Ысыах в Сунтарском районе, особенностям убранства «тюсюлгэ» (поляна в местности, где проводится праздник) [Там же. Оп. 19. Д. 2. Л. 13; Оп. 4. Д. 13. Л. 26, 54, 55]. Также надо отметить, что среди материалов экспедиции встречаются фотографии видов рек Лены и Вилюя, которые свидетельствуют об интересе фотографа к пейзажной съемке.

Резюмируя вышенаписанное, надо отметить, что на всех фотоснимках, выполненных А.А. Саввиным в ходе работы Вилюйской и Северной экспедиций, чувствуется единый стержень. А.А. Саввин четко осознавал, для чего он применяет фотосъемку, которую он воспринимал в качестве необходимого элемента выполняемой им научно-исследовательской работы. Он проделал колоссальную собирательскую работу, обеспечив каждую фотографию текстовым сопровождением, выполненным им собственноручно. Фотоколлекция А.А. Саввина представляет собой большой интерес для исследователей разных направлений. Соотнесение фотоколлекции А.А. Саввина с архивными материалами его научных изысканий делает фотографии достоверным источником при реконструкции отдельных элементов традиционной культуры, повышает их научную ценность. Собранный полевой материал А.А. Саввина, характеризующий специфику шаманских представлений и ритуальной обрядности, в т.ч. выявление и фиксацию амулетов и талисманов, относящихся к элементам представлений народа о бытовой магии, служит подтверждением

областей интереса исследователя. Фотосъемка А.А. Саввина зафиксировала состояние реалий народных верований в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Экспедиционные фотографии А.А. Саввина могут быть введены в научный оборот как источник по исследованию обрядности народа саха, поскольку помогают уточнять время бытования некоторых её разновидностей.

Изучение межличностных коммуникаций представителей якутской национальной интеллигенции Г.В. Ксенофонтова, П.А. Ойунского, А.А. Саввина и С.И. Боло, планов и программ экспедиций 1930-1940-х гг. открывает новый контекст в истории становления НИИЯК при СНК ЯАССР, зарождения якутской этнографической школы и экспедиционного изучения ЯАССР в указанный хронологический период. Предварительные итоги изучения индивидуальных биографий круга этих якутских ученых позволяют говорить о них как о первых интеллектуалах, рассматривавших этнографию и фольклор как единый текст культуры [Винокуров, 1993; Романова, 2000, с. 7-10; 2003, с. 78-104; 2005, с. 95]. Изучение личных фондов первых сотрудников НИИЯК при СНК ЯАССР, их научной и личной переписки, материалов их научно-исследовательской работы и визуальных источников (экспедиционные фотографии и рисунки); упор на фиксацию шаманских текстов, легенд и ритуалов позволяют сделать вывод о том, что в ходе реализации программы двух экспедиций А.А. Саввин и С.И. Боло в своих работах попытались последовательно реализовать программу по изучению шаманства Г.В. Ксенофонтова. Так, содержание плана работы Северной фольклорной экспедиции, разработанного заведующим сектором литературы и фольклора НИИЯК при СНК ЯАССР Г.М. Васильевым в 1939 г., и программы по собиранию материалов по религиозным верованиям, составленной С.И. Боло и Г.У Эргисом в 1935 г., во многих пунктах перекликается с программой Г.В. Ксе-нофонтова, в свое время отправленной им для С.И. Боло [РФ А ЯНЦ СО РАН. Ф. И. Оп. 5. Д. 382. Л. 9-12, 40-45; Ф. 4. Оп. 1. Д. 157. Л. 2-4]. Исходя из этих фактов, можно говорить о едином интеллектуальном «ландшафте мыслей и идей» якутского научного сообщества, вовлеченного в процесс собирательства исторических, фольклорных и этнографических данных,

разработку планов и программ по их собирательству, характеризующих область научной деятельности.

После трагической гибели Г.В. Ксенофонто-ва его идеи нашли продолжение в новых исследовательских текстах НИИЯК и в какой-то мере получили реализацию в проекте двух экспедиций, в которых работали С.И. Боло и А.А. Саввин, собравших значительный массив фольклорных, диалектологических и этнографических данных о народных празднествах, национальных играх, о верованиях, шаманстве. Таким образом, якутская гуманитарная традиция, пережив репрессии, хоть и претерпела значительный урон, но не прервалась.

Литература и источники

Биобиблиографический справочник. Ученые-исследователи ИЯЛИ / сост. П.И. Докторов. - Якутск, 1995. - С. 231-232.

Винокуров П.В. Сесен Боло: известный и неизвестный. - Якутск, 1993. - 57 с.

Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 84-92.

Романова Е.Н. Рукописное наследие первых якутских ученых (А.А. Саввин) // Якутский архив. -2000. - № 1.- С. 7-10.

Романова Е.Н. Г.В. Ксенофонтов: миф о странствующем герое // Репрессированные этнографы. -Т. 2. - М.: Вост. литература, 2003. - 495 с. - С. 78-104.

Романова Е.Н. Опыт осмысления культуры: этнограф и время // Якутия в российском научном пространстве ХХ - начала XXI вв: гуманитарные исследования. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2005. -312 с. - С. 90-102.

Рукописный фонд Ар. ЯНЦ СО РАН. Планы, программы и инструкции научно-фольклорной Северной экспедиции Института языка и культуры при СНК ЯАССР. 16.11.1939-16.10.1940 гг. // РФ АЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3, Д. 382. На 56 лл.

Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 157. Боло Сэсэн Иванович (Дьячковский Дмитрий Иванович). Письма Г.В. Ксе-нофонтову 1933-1935 гг. На 5 лл.

Там же. Ф. И. Оп. 19. Д. 2. Фотоальбом №3. Ви-люйская экспедиция А.А. Саввина. Типы вилюйских сказителей и шаманов. 1938 г.

Там же. Ф. И. Оп. 4. Д. 11-15. Экспедиция А. А. Саввина.

Торосян М.А. Авторская интенциональность как основа моделирования художественной картины мира / М.С. Торосян. - М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id= 5118 (дата обращения: 25.06.2017)

L.B. Stepanova

The Field Expedition Photos of Ethnographer A. A. Savvin: from Collection

Manuscript Archive of the Yakut Scientific Center Siberian Branch of the

Russian Academy of Sciences

The article is devoted to the interdisciplinary research methods of illustrative collections in archives and museums. On the example the field ethnographic photos of famous Yakut ethnographer A.A. Savvin, which is interpreted as a visual text, the author poses the problem of a complex study creativity expeditionary photographers, proposes the concept of "author's intention" reflect the meaning, ideas and artistic picture of the photographer's world, sequential chronological study the stages development of his creativity. It reveals the prospect of introducing into the scientific circulation of field ethnographic photographs as a source for study the rituals of the Sakha people.

Keywords: author's intention, visual studies, visual text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.