Научная статья на тему 'Полевой тренажер групповой подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (обоснование и постановка задачи)'

Полевой тренажер групповой подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (обоснование и постановка задачи) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
479
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / СТРЕЛОК-ЗЕНИТЧИК / ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА / ПЕРЕНОСНОЙ ЗЕНИТНЫЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ЗАДАЧА / ЦЕЛЬ / SIMULATOR / ANTI-AIRCRAFT GUNNER / ANTI-AIRCRAFT GUIDED MISSILE / PORTABLE ANTI-AIRCRAFT SYSTEM / TRAINING TASK / TARGET

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Саулин Антон Александрович

Цикл статей посвящен вопросу создания полевого группового тренажера подготовки отделений стрелков-зенитчиков. В данной статье обосновывается и ставится задача исследований, а также приводится физическая модель, положенная в основу решения указанной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Саулин Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN-PORTABLE AIR-DEFENSE SYSTEMS (MANPADS) FIELD SIMULATOR FOR GROUP TRAINING OF ANTI-AIRCRAFT GUNNERS (THE RA TIONALE AND STA TEMENT OF THE PROBLEM)

These series of articles are devoted to the creation of a field simulator for group training of antiaircraft gunners for man-portable air-defense systems (MANPADS). In this article, the task of research is stated and a physical model with the underlying the solution to this problem is provided.

Текст научной работы на тему «Полевой тренажер групповой подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (обоснование и постановка задачи)»

USE OF DATA ANALYSIS METHODS AND ALGORITHMS IN MOBILE UEBA / DSS SYSTEM FOR SOL UTION OF INFORMA TION SEC URITY TASKS

P.A. Savenkov

The purpose of this study is to develop mathematical and software for detecting abnormal user behavior based on an analysis of their behavioral biometric characteristics. This article provides an overview of the applicability of machine learning methods in intelligent systems. One of the significant problems in intelligent UEBA / DSS systems is obtaining useful information from a large amount of unstructured, inconsistent data. The application of machine learning methods in the implementation of a mobile UEBA / DSS system is proposed. During the study, a list of the most significant factors was formed. The use of machine learning methods in UEBA / DSS systems will allow you to make informed management decisions and reduce the time to obtain useful information and increase the competitiveness of the enterprise.

Key words: Big Data, Data science, Big Data, software, machine learning information system, UEBA,

DSS.

Savenkov Pavel Anatolevich, postgraduate, pavel@savenkov.net, Russia, Tula, Tula State

University

УДК 623.76

ПОЛЕВОЙ ТРЕНАЖЕР ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ПЕРЕНОСНЫХ ЗЕНИТНЫХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ОБОСНОВАНИЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ)

А.А. Саулин

Цикл статей посвящен вопросу создания полевого группового тренажера подготовки отделений стрелков-зенитчиков. В данной статье обосновывается и ставится задача исследований, а также приводится физическая модель, положенная в основу решения указанной задачи.

Ключевые слова: тренажер, стрелок-зенитчик, зенитная управляемая ракета, переносной зенитный комплекс, учебно-тренировочная задача, цель.

Как показал опыт мировых и региональных войн, а также опыт локальных конфликтов последних десятилетий, в большинстве случаях именно роль противовоздушной обороны (ПВО) является ключевой при организации оборонительных мероприятий в тылу, прифронтовой зоне и непосредственно на линии фронта. Действия сил ПВО во многом предопределяют успешность как оборонительных, так наступательных операций. Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) относятся к средствам ПВО ближнего боя (до 5 км) и являются последним рубежом обороны. В настоящее время на вооружении РФ, и почти всех стран бывшего СССР, стоят ПЗРК семейств «Стрела» 9К32 и «Игла» 9К38, а также ПЗРК «Верба» 9К333.

Ключевыми особенностями применения ПЗРК при решении различных боевых задач (в сравнении с комплексами других типов) является следующее:

использование при организации объектовой обороны как стационарной, так и в движении, причем в качестве объектов защиты могут и выступать ЗРК других типов;

использование против целей, имеющих большой диапазон как по высотам (от 10 м до 3 км), та и по скоростям полета (от 0 до 360 м/с), то есть и против самолетов тактической авиации, и против беспилотных летательных аппаратов (БЛА);

существенное влияние на боевые возможности ПЗРК и результат стрельбы типа и ракурса движения цели (вдогон или навстречу) относительно оператора ПЗРК;

минимальное информационное обеспечение стрельбы (в лучшем случае указание предполагаемых азимута и высоты движения цели за несколько секунд до ее визуального контакта с оператором ПЗРК);

автономность и самостоятельность действий оператора ПЗРК в процессе поиска, идентификации, захвата цели и проведения пуска.

ТТЗРК «Игпа-С» (9K33S)

Рис. 1. Основные модели ПЗРК, использующиеся в РФ и странах бывшего СССР

Поэтому успешность отражения воздушного нападения определяется не только тактико-техническими характеристиками ПЗРК, но во многом зависит от приобретенных навыков оператора ПЗРК (стрелка-зенитчика).

В период 2010-2019 г. значительно изменился количественный и качественный состав средств воздушного нападения, применяемых на мировых театрах военных действий. На вооружении стран НАТО и стран Юго-Восточной Азии поступают новейшие образцы истребителей F-22 Raptor, F-35 Light-ningII, а также китайские Ченду J-10, J-20, Шеньян FC-31, J-11 и другие, против которых применение ПЗРК предыдущих поколений (Стрела, Игла-1, Игла) неэффективно.

F-22 Raptor F-35 Lightning II J-11 J-10B

Рис. 2. Образцы самолетов

Кроме данных СВН, нарастающими темпами развивается применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для целей разведки, радиоэлектронного подавления и непосредственного огневого воздействия. Опыт конфликтов в Республике Иран и Сирийской Арабской Республике показывает наличие в воздушном пространстве дронов-разведчиков и ударных БПЛА следующих основных типов:

RQ-4 Global Hawk

MQ-9 Reaper RQ-21 Blackjack

Рис. 3. Образцы БПЛА

RQ-170 Sentinel

Уничтожение БПЛА с применением ПЗРК требует от стрелка-зенитчика высокого уровня подготовленности, в связи с низким тепловым контрастом и высокой маневренностью данного вида целей.

Очевидно, что обеспечение требуемого уровня подготовки операторов путем использования в учебном процессе реальных образцов ПЗРК нецелесообразно, во-первых, из соображений экономического характера, учитывая высокую стоимость таких систем вооружений, и, во-вторых, из соображений безопасности, учитывая достаточно сложную процедуру приведения указанных систем вооружений в боевое состояние и их использования, отступление от которой может привести к ранению или гибели участвующих в процессе обучения. При этом, практически все предварительные операции подготовки ПЗРК к боевому применению, а также процесс их боевого применения, могут быть освоены обучающимися с помощью соответствующих тренажеров, что существенно снизит стоимость подготовки операторов.

Кроме того, тренажеры позволяют объективно оценивать результаты (успешность) каждого этапа обучения, что существенно снижает риски ранений или гибели лиц, участвующих в процессе обучения, при использовании реальных образцов ПЗРК на завершающих этапах их освоения.

Тренажеры индивидуальной подготовки операторов ПЗРК выпускаются как в России, так и в Республике Беларусь, кроме того такие тренажеры разрабатываются и на Украине. ЗАО «Белтехэкспорт» разработан унифицированный электронный тренажер 9Ф200ЗУ, обеспечивающий подготовку расчетов ПЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3», «Игла», «Игла-1» [1]. Тренажер 9Ф2003У предназначен для эффективного обучения и тренировки стрелков-зенитчиков ПЗРК указанных типов в выполнении всех приемов боевой работы при обстреле виртуально имитированных воздушных целей днем и ночью в различных условиях фоновой, воздушной и помеховой обстановок, без расхода ракет и полетов реальной авиации с объективным контролем и документированием результатов тренировки в условиях обычного учебного помещения.

Тренажер обеспечивает более высокое качество обучения и тренировки по сравнению с традиционными и штатными учебно-тренировочными средствами за счет использования новейших компьютерных технологий. Тренажер позволяет обучаемым приобретать и совершенствовать навыки в визуальном поиске, определении типов целей и параметров их движения, границ зоны пуска, выполнении операций по захвату цели, ее сопровождению и пуску ракеты. При тренировке одного стрелка-зенитчика остальные обучаемые могут наблюдать и анализировать весь процесс тренировки с помощью средств группового обучения. С этой целью на экране с помощью электронного проектора отображается воздушная обстановка, наблюдаемая оператором на мониторе индивидуальной видеосистемы.

Вид макета ПУ и индивидуальной видеосистемы тренажера 9Ф200ЗУ представлен на рис. 4.

Рис. 4. Макет ПУ и индивидуальная видеосистема тренажера 9Ф200ЗУ

В состав тренажера в базовом варианте исполнения входят: программно-аппаратный комплекс рабочего места обучаемого стрелка-зенитчика с индивидуальной видеосистемой; программно-аппаратный комплекс рабочего места инструктора; средства группового обучения; средства коммутации. Тренажер обеспечивает имитацию: наземной и фоновой обстановки в круговом азимутальном (360°) и угломестном (0° - 90°) секторах на 4...5 типовых рельефах местности; сложной воздушной обстановки (типы целей и тактика действий с учетом их летно-технических характеристик) с количеством одновременно имитируемых целей до 16 штук; помеховой обстановки в виде организованных (инфракрасные ловушки) и естественных (облака, солнце) помех. Количество и виды фоноцелевой обстановки, а также тип воздушного нападения определяется заказчиком и может дополняться; тактико-технических характеристик используемого ПЗРК, в том числе массогабаритных характеристик, его органов управления и индикации; углового положения линии прицеливания ПЗРК в пространстве; захвата и сопровождения цели, пуска ракеты со звуковым сопровождением, траектории полета ракеты, в том числе «полет камеры за ракетой»; подрыва ракеты в точке встречи ракеты с целью или ее самоликвидации при промахе; поведения цели после попадания в нее имитированной ракеты ПЗРК в зависимости от степени ее поражения.

Тренажер работает в режимах обучения, функционального контроля и экзамена. В этих режимах тренажер обеспечивает: регистрацию во времени последовательности действий обучаемого стрелка-зенитчика и фиксацию его ошибок; автоматический анализ и оценку результатов стрельбы; вывод основных результатов тренировки на мониторы индивидуальной видеосистемы обучаемого, рабочего места инструктора и экран средств группового обучения; документирование в хронологической последовательности результатов тренировки и экзаменационных стрельб каждого стрелка-зенитчика.

Дальнейшим развитием унифицированного электронного тренажера 9Ф2003У, по утверждению его разработчиков, является создание комплекса, обеспечивающего подготовку расчетов ПЗРК в составе отделения. Такой комплекс (9Ф2003У-3) предназначен для одновременного обучения и тренировки отделения стрелков-зенитчиков ПЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3», «Игла-1», «Игла» в выполнении всех приемов боевой работы при обстреле виртуально имитированных воздушных целей днем и ночью в различных условиях фоновой, воздушной и помеховой обстановок, без расхода ракет и полетов реальной авиации с объективным контролем и документированием результатов тренировки в условиях обычного учебного помещения.

Унифицированный классный тренажер стрелка-зенитчика переносного ЗРК «Игла» («Игла-1») 9Ф874 разработан на Украине [2, 3], однако степень его готовности к производству и возможность принятия на вооружение не известны. Тренажер включает в свой состав: рабочее место руководителя (рис. 5); снаряжение стрелка-зенитчика (рис. 6); ЗИП; эксплуатационную документацию; транспортную тару.

Функциональные возможности тренажера: выбор условий проведения тренировки, редакторы воздушной и наземной обстановок; выбор упражнения из библиотеки; формирование нового упражнения; контроль действий обучаемых в ходе тренировки (занятий); диагностика технического состояния тренажера; ввод неисправностей и отказов моделируемого оборудования ПЗРК.

I

V- « -V

Л „ :п ■ \

Ж

Рис. 6. Снаряжение стрелка-зенитчика: 1 - защитный шлем с нашлемной системой виртуальной реальности и датчиками пространственного положения головы; 2 - имитатор (габаритно-весовой макет) пусковой трубы (типы имитаторов пусковой трубы, пускового механизма, наземного блока питания определяются типом моделируемого ПЗРК) с датчиками углового положения линии прицеливания;

3 - имитатор пускового механизма; 4 - имитатор наземного блока питания

Тренажер обеспечивает адекватное выполнение не менее 90% действий стрелка-зенитчика, в том числе: соответствие массо-габаритных характеристик имитаторов пусковой трубы, пускового механизма и блока наземного питания характеристикам ПЗРК;максимальное подобие имитаторов пусковой трубы, пускового механизма и блока наземного питания реальным;полный перечень воспроизводимых функций органов управления и индикации ПЗРК;соответствие диапазонов перемещения, усилий и реакции органов управления в тренажере характеристикам реального ПЗРК (соответствие эргономических характеристик и сенсорно-моторного поля рабочего места обучаемого в тренажере рабочему месту стрелка-зенитчика);соответствие алгоритмов функционирования оборудования тренажера во всех режимах и реакции органов управления и индикации тренажера на управляющие воздействия обучаемых реальному ПЗРК;расчет дальности визуальной видимости наземных объектов и воздушных целей с учетом условий наблюдения;учет в модели контура управления ЗУР всех основных характеристик (реализованного метода наведения, характеристик головки самонаведения, стартового и маршевого двигателя и т.д.);соответствие звуковых эффектов работы комплекса в тренажере реальным;визуализация наземной и воздушной обстановки, полета зенитной ракеты, попадания (промаха), самоликвидации ЗУР, падения воздушной цели, столкновения ЗУР с землей;учет фоновой обстановки.

Одной из особенностей тренажера, по утверждению его разработчиков, является очень качественная визуализация фоноцелевой обстановки, которая достигается: применением очков виртуальной реальности высокого разрешения;детализацией и прорисовкой текстур местности;соответствием цветовой гаммы текстур местности и объектов реальным цветам и контрастности;соответствием угловых размеров, формы, местных предметов, растительности;наземных и воздушных целей реальным объектам при визуальном наблюдении.

Возможности тренажера по формированию условий обучения: выбор позиции стрелка-зенитчика на местности;отображение наземной и воздушной обстановки на картах М:50000;формирование маршрута и профиля полета воздушных целей (количество одновременно отоб-

ражаемых целей - до 16); формирование (задание) фоновой обстановки и помех (тепловые, дымовые и аэрозольные помехи, солнце, облака, оптико-электронные помехи);выбор типа воздушной цели (вертолеты ЛИ-64, Ми-8, Ка-26, штурмовики А-10, Су-25, беспилотныйЛА, крылатая ракета ЛЬСМ, тактический истребитель МиГ-29, Су-27, Б-15, самолеты транспортной авиации АН-24, «Геркулес»;типы местности -среднепересеченная, горная, пустынная, а также любая другая;время дня и года - день, сумерки, ночь, лето, зима;метеоусловия - солнечная погода, облачность, ветер различной скорости и направления, а также иные другие условия, соответствующие условиям любого заданного географического региона.

Структура тренажера предполагает его модернизацию в групповой тренажер по подготовки отделений стрелков-зенитчиков.

В России создан и успешно функционирует универсальный комплексный тренажер стрелков-зенитчиков ПЗРК семейства «Игла» 9Ф859«Конус» [4-6] разработкиАкционерного общества «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения». Тренажер предназначен для обучения и тренировки в учебном классе стрелков-зенитчиков применению ПЗРК типа «Игла», опорно-пусковой установки «Джигит», комплекта аппаратуры пусковых модулей «Стрелец». Тренажер имитирует внешнюю тактическую обстановку средствами компьютерной графики на панорамном экране (рис. 7). Это обуславливает возможность интенсивного освоения и поддержания навыков боевого применения ПЗРК без расходования боевых ракет и без привлечения дополнительных средств для имитации мишенной обстановки и обеспечивает значительно более высокую производительность процесса обучения по сравнению с традиционными учебно-тренировочными средствами за счет независимости от внешних погодных условий, времени суток и года.

Рис. 7. Тренажер 9Ф859 «Конус»

Состав тренажера: имитатор боевых средств ПЗРК типа "Стрела", "Игла", ОПУ ("Джигит") от 1 до 6 штук, по выбору Заказчика тренажер может быть укомплектован любым имитатором, имеющимся в комплекте, с соответствующим программным обеспечением; рабочее место инструктора 1 шту-ка;средства вычислительной техники 5 штук;широкоугольный конический экран 1 штука; проекторы 4 штуки;аудиосистема 1 штука;программное обеспечение (типовые сценарии) под все имитаторы боевых средств ПЗРК, входящие в комплект.

Тренажер обеспечивает:работу с одним имитатором с соответствующим программным обеспе-чением;обнаружение, определение типа, оценку курсового параметра, высоты и скорости полёта имитируемой цели;оценку границ зон пуска на встречных и догонных курсах полёта цели;выполнение операций при обнаружении, захвате и сопровождении цели, производстве пуска ракет в ручном или автоматическом режимах на встречных и догонных курсах;задание различных условий стрельбы: отсутствие или наличие маневра целей, ложных тепловых целей, модулированных помех, фоновых помех (солнце, облака), подвижного основания (автомобиль, танк, БТР, корабль), задание различной местности и окружающей среды ;многократное повторение стрелком-зенитчиком наиболее сложных предпусковых и пусковых операций под наблюдением инструктора;контроль и оценку деятельности обучаемых в процессе тренировки, в том числе анализа прошедшего тренировочного цикла с повторной его демонстрацией; автоматическую оценку результатов работы обучаемого при проведении зачётных пусков; документирование результатов обучения.

Несомненным достоинством указанных тренажеров, является хорошее математическое и алгоритмическое обеспечение:

всех процессов движения целей (с учетом их типа и вида воздушного нападения) и ЗУР; воспроизведения фоноцелевой и помеховой обстановок (в том числе и с учетом движения ЛТЦ), рельефа местности и иных природно-климатических условий и т.д.;

учебных заданий, регистрации действий обучаемого и их оценок. Однако, все рассмотренные тренажеры имеют два существенных недостатка:

они относятся к классному типу, то есть могут использоваться для обучения только в специально оборудованном в помещении (классе) при отсутствии ограничений на режим энергопотребления и, кроме того, исключают возможность обучения стрелков-зенитчиков в реальных природно-климатических условиях («в поле»), а также при использовании ПЗРК в движении. Указанный недостаток, в итоге, приходится компенсировать дополнительными стрельбами в полевых условиях;

они не предназначены для обучения (выработки навыков) боевого взаимодействия между стрелками-зенитчиками в рамках отделения, то есть не в полной мере соответствуют ПЗРК семейства «Игла», для которого специально был разработан переносный электронный планшет 1Л15, обеспечивающий оповещение каждого стрелка-зенитчика о воздушной обстановке в квадрате 25х25 км.

Для решения вышеуказанных задач был разработан и принят на снабжение ВС РФ полевой модернизированный тренажер обучения и тренировки стрелков-зенитчиков ПЗРК типа «Игла», индекс 9Ф635М1, предназначенный для привития в классных условиях первоначальных навыков и обучения основным правилам боевой работы стрелков-зенитчиков ПЗРК семейств «Игла», а в условиях полевых городков противовоздушной обороны (ПВО) и неподготовленной местности, в любое время года, в различных погодных условиях - для совершенствования навыков, обучения, тренировки и поддержания уровня обученности боевой работе в составе подразделения (отделения).

Л

4.

Рис. 8. Внешний вид тренажера 9Ф635М1

Тактико-технические характеристики тренажера 9Ф635М1 приведены в табл. 1.

Тактико-технические характеристики тренажера 9Ф635М1

Общие характеристики

Количество одновременно обучаемых стрелков-зенитчиков Отделение - 3 человека

Соответствие имитатора ПЗРК боевому комплексу Полное соответствие по массогабаритным характеристикам, органам управления и алгоритму действий при вооружении

Режимы и виды обучения

Реализуемые виды обучения 1. Индивидуальное обучение 2. Обучение в составе отделения 3. Тактические занятия

Режимы обучения - по синтезированной трехмерной фоно-целевой обстановке, выводимой на цветной дисплейный модуль, закрепленный на имитаторе ПЗРК; - по синтезированным трехмерным воздушным целям на фоне реальной фоновой обстановки (совместное изображение фоно-целевой обстановки выводится на цветной дисплейный модуль, закрепленный на имитаторе ПЗРК); - по имитированным (с помощью динамически подобного имитатора самолета, специальных неуправляемых и сигнальных ракет и т.п.) и различным реальным воздушным целям.

Технические характеристики

Передача информации с имитаторов ПЗРК на рабочее место инструктора: - канал связи - дальность связи радиоканал, до 100 метров

Окончание таблицы

Технические характеристики

Технические характеристики системы создания вирту-

ального трехмерного пространства:

- размер по азимуту, град. 360

- размер по углу места, град. 90

- разрешение экрана (ШхВ), пикселов 480 х 600

- цветовая палитра, бит 16

- частота смены кадров, Гц не менее 60

- размер (ШхВхГ), мм 145 х 185 х 35

- сектор обзора, град. 20

Тип УВМ инструктора Специализированная УВМ для жестких условий приме-

нения

Динамически подобный имитатор самолета

Система управления динамически подобным имитато-

рам самолета:

- принцип управления автопилот с привязкой к спутниковой системе GPS

- связь с наземной станцией управления по радиоканалу

- дальность связи до 3000 метров

Тактико-технические характеристики ДПИС:

- масштаб 1 : 15

- диапазон скоростей горизонтального полета 70 -110 км/ч

- диапазон высот полета над уровнем подстилающей

поверхности 30 -200 метров

- максимальная высота полета над уровнем моря

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- радиус применения не более 2000 метров

- среднеквадратическая ошибка полета по заданному

маршруту до 2 км

- продолжительность полета не более 50 метров

- время подготовки к старту из походного положения не менее 30 минут

- время подготовки к повторному вылету, не включая не более 15 минут

время подбора и доставки ДПИС на стартовую пози-

цию, укладки парашюта и зарядки бортовой АКБ не более 10 минут

- время зарядки бортовой АКБ не более 45 минут

Прочие характеристики

Обслуживающий персонал 2 человека

Время развертывания тренажера:

- на местности не более 50 минут

- в классе не более 20 минут

Время подготовки тренажера к работе после его вклю-

чения не более 5 минут

Время непрерывной работы круглосуточно с перерывом на 1 час через 8 часов работы

Электропитание при работе:

- в классе сеть переменного тока напряжением 220 В ± 10% часто-

той 50±2 Гц, потребляемая мощность не более 1500 Вт

- в поле источник автономного питания АДП-2,2-230-ВЯ-Б

Рабочая температура среды: минус 30°С

- пониженная

- повышенная плюс 40°С

Предельная температура среды: минус 50°С

- пониженная

- повышенная плюс 60°С

Защита рабочего места инструктора от воздействия сре-

ды Брезентовая палатка

Тренажер 9Ф635М1 обеспечивает обучение в следующих режимах:

- по синтезированной трехмерной фоно-целевой обстановке, выводимой на цветной дисплейный модуль, закрепленный на пусковой трубе имитатора ПЗРК;

- по синтезированным трехмерным воздушным целям на фоне реальной фоновой обстановки (совместное изображение выводится на цветной дисплейный модуль, закрепленный на пусковой трубе имитатора ПЗРК);

- по имитированным (с помощью динамически подобного имитатора самолета, специальных неуправляемых и сигнальных ракет и т. п.) и различным реальным воздушным целям (низколетящие самолеты, вертолеты, БПЛА и т. д)

Тренажер позволяет осуществлять подготовку отделения стрелков-зенитчиков ПЗРК путем решения следующих задач:

- изучение состава, назначения и расположения органов управления ПЗРК;

- обучение выполнению операций, связанных с переводом ПЗРК из походного положения в боевое и обратно, а также с подготовкой ПЗРК к пуску ракеты и осуществлением пуска ракеты;

- обучение стрелков-зенитчиков правилам боевой работы с ПЗРК в условиях современного

боя;

- формирование у стрелков-зенитчиков навыков обнаружения и определения типа, государственной принадлежности и параметров движения цели; определения границ «зоны пуска» и момента «пуска» ракеты; выполнения операций по захвату цели, ее сопровождению и «пуску» ракеты как на встречном, так и на догонном курсах в автоматическом и ручном режимах;

- слаживание боевой работы стрелков-зенитчиков в составе подразделения (отделения) при проведении в полевых условиях тактико-строевых занятий и тактических учений;

- отработка действий командира отделения и стрелков-зенитчиков при подготовке и выполнении начальных, учебных и контрольных упражнений боевых стрельб по имитаторам воздушной цели и реальным самолетам.

В настоящее время в оргштатную структуру сухопутных войск входят отделения стрелков-зенитчиков, состоящие из трех операторов ПЗРК, а в воздушно-десантные войска - из четырех операторов ПЗРК. Поэтому при отражении воздушного нападения, кроме навыков каждого конкретного оператора ПЗРК, важнейшую роль играет:

информационный обмен между операторами одного отделения; распределение между операторами зон ответственности (секторов наблюдения); распределение между операторами целей (количество ПЗРК работающих против конкретной

цели);

последовательность пусков (одновременно, с задержкой, в случае промаха, иные комбинации); готовность и способность любого оператора ПЗРК в критической ситуации к полному или частичному выполнению функций командира отделения.

Таким образом, эффективность применения ПЗРК самым существенным образом зависит от уровня подготовки операторов и их взаимодействия между собой и командиром отделения. Причем недостатки боевой подготовки как отдельного оператора, так и отделения в целом не могут быть нивелированы какими либо техническими средствами (что возможно для других типов ЗРК при использовании современных вычислительных систем, обладающих элементами искусственного интеллекта).

С точки зрения подготовки отделений стрелков-зенитчиков, боевые действия при отражении воздушного нападения на стационарный или подвижный объект защиты имеют следующие особенности: скоротечностью и высокой динамичностью, обусловленной быстрым изменением боевой обстановки;

многофакторностью, обусловленной одновременным участием в воздушном нападении различных средств (самолетов тактической и фронтовой авиации, вертолетов, управляемых авиабомб, крылатых ракет, БЛА и т.д.), по сути, представляющих собой разнородные цели;

многозадачностью, обусловленной необходимостью практически одновременного решения боевым подразделением нескольких, зачастую противоречащих друг - другу, боевых задач в ограниченный промежуток времени (например, уничтожение двух идентичных воздушных целей, летящих с противоположных направлений);

существенным влиянием времени выполнения боевой задачи как на успешность ее выполнения, так и на минимизацию людских и технических потерь в выполнявшем боевую задачу отделении;

невысоким базовым уровнем подготовки отделений операторов ПЗРК, формируемых, как правило, из солдат срочной службы под командованием сержанта контрактной службы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, для успешного боевого использования отделений стрелков-зенитчиков, полностью реализующей его потенциал на поле боя, подготовка операторов ПЗРК должна обеспечивать умение в кратчайшие сроки решать различные боевые задачи в сложной, быстроменяющейся боевой обстановке как индивидуально, так и при взаимодействии с другими операторами ПЗРК.

Однако, на сегодняшний день не существует группового тренажера подготовки отделений стрелков-зенитчиков, как в классных, так и в полевых условиях, максимальноприближенных к боевым.

Кроме того, ни один из существующих в настоящий момент в странах СНГ тренажеров для подготовки стрелков-зенитчиков не обеспечивает достаточного уровня обучения противодействию современным беспилотным летательным аппаратам.

Результатом недостаточной эффективности противодействия БПЛА является не только угроза огневого поражения на поле боя, но и большое количество жертв среди мирного населения. Так, только в сентябре 2019 г. 7 независимых случаев воздушных атак с применением дронов привели к гибели 41 мирного жителя, в том числе 11 детей [7].

По результатам анализа применения БПЛА в ходе конфликта на Украине, в Сирийской Арабской Республике и в Республике Иран, можно отметить снижающуюся вероятность встречи стрелка-зенитчика с пилотируемым истребителем типа Б-16 и Г-22, и непрерывно возрастающую вероятность появления на поле боя современного высокоманевренного дрона с боевым вооружением. [8]

Существующие тренажеры ПВО, в том числе ПЗРК, показывают недостаточный объем обучения применениюсредств войсковой ПВОдля противодействия БПЛА в условиях современного боя.

Таким образом, имеется объективная необходимость в создании полевого группового тренажера, создание которого целесообразно вести с использованием математического и алгоритмического обеспечения, применяемого в индивидуальных классных тренажерах, а также с использованием существующей базы типовых задач, рассчитанных на индивидуальное решение одним стрелком-зенитчиком.

Список литературы

1. В. А. Малкин, Ю.Ф. Яцына, А.Н. Пальцев Универсальные электронные тренажеры для подготовки расчётов ПЗРК // Наука и военная безопасность № 1/2006, 2006. С. 50-53.

2. Тренажер стрелка-зенитчика переносного ЗРК «Игла» («Игла-1») [Электронный ресурс] URL: http://simulator.ua/files/tp/igla ru.pdf. (дата обращения: 10.06.2019).

3. Унифицированный классный тренажер 9Ф874 ПЗРК типа "Игла" [Электронный ресурс] URL: http://rbase.new-factoria.ru/gallery/unificirovannyy-klassnyy-trenazher-9f874-pzrk-tipa-igla/. (дата обращения: 10.06.2019).

4. «Конус». Универсальный комплексный тренажер стрелков-зенитчиков ПЗРК типа «Игла» [Электронный ресурс] URL: https://www.kbm.ru/ru/production/exercise-machines/42.html. (дата обращения: 10.06.2019).

5. универсальный комплексный тренажер стрелков-зенитчиков пзрк типа "ИГЛА" - "КОНУС" [Электронный ресурс] URL: http://www.buler.eu/Catalog Full/ru/konus.htm. (дата обращения: 10.06.2019).

6. Тренажеры для обучения расчетов ЗРК и ПЗРК [Электронный ресурс] URL: http:// rusarmy.com/forum/threads/trenazhery-dlj a-obuchenij a-raschetov-zrk-i-pzrk. 8106/ (дата обращения: 10.06.2019).

7. Общее описание боевых беспилотный летательных аппаратов [Электронный ресурс] URL: https://dronewars.net/2019/11/03/a-bloody-month-in-the-drone-wars-7-separate-drone-strikes-kill-dozens-of-civilians-across-4-war-zones/ (дата обращения: 10.06.2019).

8. Drones Operating in Syria and Iraq [Электронный ресурс] URL: https:// dronecenter. bard. edu/drones-operating-in-syria-and-iraq/ (дата обращения: 10.06.2019).

Саулин Антон Александрович, начальник ОГК, auld@mail.ru, АО «Тулаточмаш»

MAN-PORTABLE AIR-DEFENSE SYSTEMS (MANPADS) FIELD SIMULATOR FOR GROUP TRAINING

OF ANTI-AIRCRAFT GUNNERS (THE RATIONALE AND STATEMENT OF THE PROBLEM)

A.A. Saulin

These series of articles are devoted to the creation of a field simulator for group training of antiaircraft gunners for man-portable air-defense systems (MANPADS). In this article, the task of research is stated and a physical model with the underlying the solution to this problem is provided.

Key words: simulator, anti-aircraft gunner, anti-aircraft guided missile, portable anti-aircraft system, training task, target.

Saulin Anton Aleksandrovich, head of the WGC, auld@mail. ru, JSC «Tulatochmash» УДК 623.76

ПОЛЕВОЙ ТРЕНАЖЕР ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ПЕРЕНОСНЫХ ЗЕНИТНЫХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ)

А.А. Саулин

Цикл статей посвящен вопросу создания полевого группового тренажера подготовки отделений стрелков-зенитчиков. Данная статья посвященаразработки физической модели, положенной в основу функционирования группового тренажера.

Ключевые слова: тренажер, стрелок-зенитчик, зенитная управляемая ракета, переносной зенитный комплекс, учебно-тренировочная задача, цель.

Существующие в настоящее время модели и алгоритмы функционирования индивидуальных тренажеров подготовки стрелков-зенитчиков целесообразно использовать и в групповом тренажере. Но эти модели и алгоритмы необходимо дополнить моделями, описывающими групповую работу стрелков-зенитчиков при решении ими совместных боевых задач. Причем, указанные модели должны обеспечивать возможность имитации в реальном масштабе времени скоротечных, многофакторных и многозадачных боевых действия при отражении воздушного нападения.

596

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.