ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ / PUBLICATION OF SOURCES
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_hist.isu.ru/ru/index.html
2018. Т. 23. С. 152-157
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 94(47+57)271.22
Полевой дневник археографической группы Н. Н. Покровского (Тува, 6-7 августа 1967 г.)
Н. Д. Зольникова
Институт истории СО РАН, г. Новосибирск
Аннотация. Предлагаемый к публикации текст является заключительным фрагментом полевого дневника археографической экспедиции Н. Н. Покровского 1967 г., случайно не вошедшим в основную публикацию. Дневниковые записи посвящены работе археографов со староверами-часовенными в с. Владимировка уже в конце полевого сезона, 6-7 августа 1967 г., содержат интересный материал по быту и истории крестьянских семей, их вере, взаимоотношениям как между самими староверами, так и с тувинцами в начале ХХ в.
Ключевые слова: археография, старообрядцы, Тува, книжность, религия.
Дневниковые записи, приведенные ниже, являются завершающей частью изданного в 2016 г. дневника археографической группы Николая Николаевича Покровского 1967 г. [2, с.153-193]. В 1967 г. Н. Н. Покровский предпринял вторую поездку в Туву; это была вообще всего лишь вторая археографическая экспедиция со времени приезда будущего академика в Новосибирск. С тувинских полевых исследований началось археографическое открытие Сибири, о котором позже напишут академики Д. С. Лихачев и А. М. Панченко. Развернувшаяся с этого времени археографическая полевая работа среди староверов обнаружила огромный пласт совершенно неизвестной науке крестьянской письменности. Ее носители создавали в XVIII-XX вв. интереснейшие сочинения, тесно связанные с наследием древнерусской литературы. Памятники последней они также бережно хранили и некоторые из них дарили археографам или обменивали на нужные им произведения. В результате десятилетий археографической работы в Новосибирске - в ГПНТБ СО РАН и Институте истории СО РАН были созданы крупные собрания древнерусских книг и рукописей. А пока в 1967 г. только отрабатывалась методика работы со староверами. По свидетельству самих участников экспедиционной группы, записи появлялись в тетрадях после детального обсуждения их содержания в совместных беседах [1, с. 271].
Публикуемые записи находятся в изначально 12-листовой школьной тетради в косую клетку (реально после того, как несколько пустых листов были вырваны, в ней осталось 9,5 листа); на обложке кем-то из участников
экспедиции тетрадь пронумерована: «№ 4». Видимо, тетрадь случайно разрознилась с основной частью, написанной в общей тетради, куда, возможно, была вложена тоненькая тетрадка с окончанием. Окончание дневника написано двумя почерками. Один принадлежит супруге Н. Н. Покровского -З. В. Бородиной, сопровождавшей его во всех первых экспедициях. Второй - студенту Г. П. Енину, только что окончившему первый курс исторического отделения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Повествование ведется о визите 6-7 августа 1967 г. к староверам, жившим в с. Владимировка (ныне Тандинский р-н Республики Тыва). Перед тем как посетить Владимировку, участники археографической группы в результате месяца напряженной работы получили бесценный опыт: в опубликованной части дневника подробно записаны все рассказы староверов об их семьях, миграциях, бытовом укладе, отношениях с местной властью, о личных и скитских библиотеках (группа посетила скиты и имела долгие беседы с их обитателями), образе жизни крестьян и монахов-староверов и т.д. [2, с. 272]. И тем не менее посещение Владимировки не было, судя по записям, простым, и полностью преодолеть настороженность староверов-часовенных, среди которых проходила полевая работа, здесь не удалось. Тем не менее записи содержат интереснейшие сведения об истории русских старообрядческих семей в Туве с начала ХХ в., об их миграциях и причинах перемещений, о семейных отношениях, отношении к церковнославянским книгам и т. д.
Записи в тетради не имеют заголовка, он дан нами. Все выделения в тексте (подчеркивания, вопросительные знаки в скобках) принадлежат авторам записей.
Дневник посещения с. Владимировка археографической группой Н. Н. Покровского (6-7 VIII1967 г.)
(л. 1) 7/УШа - 67. Нагибин Ефим Васильевич, 78 лет. Живет по ул. Ленина, на отшибе, у реки, за конюшней. Жена Е. В., семидесяти лет, отнеслась к нашему приходу довольно враждебно. При разговоре присутствовала дочь Нагибиных, Стеша, 40 лет, была замужем за Черепановым, погибшим в прошлом году, работал на тракторе. По смерти оставил 5 детей. Стеша имеет всего 4 кл. образования гражданского и получила домашнее церковное образование. Живёт она отдельно от родителей, её старший сын служит в армии. Она очень заинтересовалась возможностью выменять у нас «Златоуст», но предложить что-нибудь равноценное нам не смогла. Семья Нагибиных переселилась в Туву после войны из Усть-Кокса1 на Алтае. Переселились они по просьбе бабушки, которая была уже очень стара. Бабушка эта приехала с мужем в Урянхай2 ещё в 1912 г., пропутешествовав через Монголию. Во Владимировку Нагибины приехали всего 6 лет назад. Стеша сначала жила на квартире у Огнёвых, // (л. 1 об.) но Феодоре Фёдоровне никакой родственницей не приходится. Е. В. грамотен, хорошо знаком с церковными книгами, имеет много книг, которые он нам не показал (мы же видели их случайно). Е. В. человек очень замкнутого характера, неразговорчив,
встретил нас насторожённо. Никто из присутствующих не смог понять, чего мы от них добиваемся. Несколько раз, когда он становился более разговорчивым, его одёргивала жена, которая держалась по отношению к нам враждебно. Е. В. рассказал, что в детстве он слышал разговоры о Беловодье3. Этот рассказ перекликается в деталях с рассказом Каурова: Беловодье находилось где-то за озерами или рекой. На // (л. 2) вопрос о том, что представляло Беловодье, он сказал, что не знает, но что-де люди жили там «привольно».
Е. В. рассказал, что на Уймоне4 до 1919 г. регулярно собирались соборы часовенного согласия, на которые съезжались наставники со всего Алтая. Со слов Евстикея Карповича Черепанова мы знаем, что Е. В. один из самых грамотных на селе людей, пишет и переплетает книги, но перед нами Ефим Васильевич держался так, что этого нельзя было заподозрить5. Стешав была замужем за Аверьяном, сыном Черепанова. Живет отдельно от Евтихея, в собств. доме (где-то около правления). Имеет корову; живет единолично своим хозяйством. От пенсии за мужа отказалась (это все сообщила Нина Блинова, техничка в школе)г. // (л. 2 об.)
6д-7/УШ - 67. Огнева Мария Ермиловна, 1906 г. рождения, сестра Афанасии Ермиловны Миковой, матери Фалелея Микова. Она рассказала, что семья её отца переселилась с Ижевского завода. В Туве они появились в 1910 г., когда ей было 3 года. Поселились они в Знаменке5, потом её отец вместе с Гурьяном Никитиным и Лубошниковыми откупил землю в Дани-ловке6. Все эти семьи входили в часовенное согласие (в том числе и Гурьян Никитин тогда). Однако, вскоре и Никитин, и Лубошниковы перешли в австрийское согласие7, а семья М. Е., оставшись в одиночестве в часовенном согласии, жить среди австрийцев не смогла и переехала в Ильинку8. Здесь М. Е. стала свидетельницей нашествия монголов во время Гражданской войны. // (л. 3) Она хорошо помнит события тех времён, хотя ей было тогда 13-14 лет. Монголы сожгли все деревни, кроме Ильинки, которая для встречи монголов выставила столы с хлебом и солью. Однако она утверждает, что разоряли и жгли деревни не монголы, а тувинцы, воспользовавшиеся паникой, вызванной появлением монголов. М. Е. рассказала, что когда жители Владимировки бросили деревню, из Ильинки верхом поехали 3 мужчины и 1 женщина, Устинья Филипповна Блинова, в замужестве Староду-мова, чтобы узнать обстановку во Владимировке. Когда они увидели, что тувинцы грабят и жгут деревню, произошла стычка, во время которой тувинцы едва не зарезали одного из русских. Спасла его Устинья, вырвавшая винтовку у // (л. 3 об.) тувинца и застрелившая его. Устинья Филипповна живёт сейчас в Знаменке. Она приходится Ефиму Блинову сестрой, свекровью Васёне, дежурной в гостинице, а другой дежурной той же гостиницы матерью и Прасковье Ивановне Блиновой одновременно золовкой и племянницей. Отец М. Е. был в этом районе подрядчиком.
Встретились мы с М. Е. в доме Каурова, куда её позвала Прасковья Ивановна, чтобы мы смогли передать ей привет из скитов Верховья от её сестры из Окчар. В ответ на наше приглашение она вместе с мужем пришла к нам в гостиницу. Её муж, Маркел Огнёв, родился в 1903 г. В Туву его при-
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 152-157
везли в 1910 г. Поселились // (л. 4) они на Элегесте, в Усть-Элегесте9. В Туву семья его отца переселилась вместе с несколькими другими семьями с Уймона (?). С Элегеста, где жили они недолго, они переехали в Сосновку и жили там до конца Гражданской войны. Сам Маркел говорил, что верует он не сильно и больше по привычке. Не скрывал, что у него часто возникают конфликты с женой из-за пьянства. Маркел Огнёв хороший охотник, но охотится далеко от Владимировки, ближе к Верховью10, где все места он знает отлично. Судя по одному из рассказов об одном путешествии, его охотничий район лежит южнее Малого Енисея и простирается от Кунгуртуга11 и верховьев Шивея12.// (л. 4 об.) Возвращаясь с охоты, Маркел часто бывает в скитах Верховьяе.
Марияж Ермиловна страшно обеспокоена спором о кумовстве и крещении, возникшим во Владимировке с приходом Каурова, ибо сама много раз была крестной матерью, когда Черепанов был крещающим. Крестного отца при этом не было, и ребенка клали на лавочку вместо того, чтобы передавать крестному отцу. Считать ли Черепанова, следовательно, крестным отцом? Это всех волнует, потому Павла отправили к Палладию13. Это же послужило, видимо, причиной, почему М. Е. покинула Черепанова и перешла к сторонникам Кауроваз. //
(л. 5) Блинова" Прасковья Ивановна [55 лет по свидетельству Нины Блиновой] живет во Владимировке по ул. Ленина. В ее доме 4-й год живет дед Г. С. Кауров. По рассказу П. И., ее привезли 3-х лет с Алтая. Отец умер через несколько дней по приезде в Знаменку, где мать вскоре вышла за Ста-родумова, в доме которого и выросла П. И. Поэтому все в округе знают ее за Стародумову в девичестве, а не за Лифанову (по фамилии ее родного отца). Эта «деталь» дала возможность ей выйти замуж за Блинова (брата Ефрема Филипповича Блинова и Устиньи Филипповны Блиновой - в замужестве Стародумовой из Знаменки), хотя со Стародумовыми в семье были прочные кровные узы. И, если бы она была из Стародумовых (а не Лифанова), их брак с Блиновым стоял бы под вопросом, по ее словам. От этого брака было 7 детей, двое из которых умерли в детстве, а третий - сын - в 22-х - летнем возрасте погиб в катастрофе на дороге (был шофером), оставив после 8 мес[яцев] супружества // (л. 5 об.) (отслужив в армии, вернулся во Владими-ровку и женился) жену (кот[орая] вскоре после его смерти родила сына). Остальные 4 сына живы, трое из них живут во Владимировке, все - шоферы. Есть внуки. Одного из внуков, Васю, мы видели в ее доме. Мальчик лет 6. Видимо, бабушка показывает ему церковные книги, ибо он проявил большую осведомленность в картинках Лицевого «Василия Нового»14. П. И. перед войной жила с мужем в Кызларике15, однако после гибели мужа в Отечественную войну (ей тогда было 28 лет, когда муж погиб), она перевезла дом и все хозяйство к матери во Владимировку. Более точно никаких сроков у нее узнать не удалось. Известно только, что год назад у нее умерла мать и живет она вдвоем с Кауровым, которого в деревне упорно считают ее мужем, она же на это зло отвечает, что это сплетни. Все дети живут отдельно. Считает себя принадлежащей к часовенному согласию, хотя и не отно-
сит к пастве // (л. 6) Черепанова из-за его неграмотности и неосведомленности в книгах. О себе говорит, что малограмотна, но разговорчива и интересуется книгами церковными. Страстно желала получить Златоуст, о чем просила не раз Ефрема Блинова. Спрашивала нас о реальности слухов об «огненном дожде», о котором ей будто бы сказал сын Каурова из Шаглари-ка16, который, по ее словам, слушает регулярно радио, и читает газеты, и знает об этом факте из газет. С трудом уговорила ее сфотографироваться, но деду Каурову это удалось сделать, и их вместе сфотографировали15.
а-6 Написано шариковой ручкой с синей пастой Г. П. Ениным.
в-г Написано шариковой ручкой с фиолетовой пастой З. В. Бородиной.
д-е Написано шариковой ручкой с фиолетовой пастой Г. П. Ениным.
ж-э Написано шариковой ручкой с фиолетовой пастой З. В. Бородиной; далее зачеркнут той же ручкой написанный ранее ею же текст: Блинова Прасковья Ивановна (55 лет, по рассказу ее родственницы Нины Блиновой). 28 лет осталась от мужа вдовой с 7 детьми-мальчиками. Муж погиб в Отечественную войну. П. И. живет в наст[оящее] время во Владимировке по ул. Ленина. В доме с ней 4-й год живет дед Г. С. Кауров. Родная фамилия П. И. - Лифанова (?) [но, 3-х лет оставшись от отца (мать вторично вышла за Стародумова), выросла в доме отчима Стародумова, потому везде известна как Блинова (по мужу) и Стародумова (по отчиму), хотя со Стародумовыми и не в кровном родстве]. Этот факт дал основания, чтобы ей, Стародумовой, выйти замуж за Блинова, хотя Блиновы и Стародумовы близкие родственники (но она-то Лифанова)!
и-к Написано шариковой ручкой с фиолетовой пастой З. В. Бородиной.
Собрание Института истории СО РАН. Полевые дневники. Тетрадь № 4. (1967 г., Тувинская группа, рук. Н. Н. Покровский). Л.1-6. Подлинник. Рукопись. Скоропись двух почерков.
Комментарии
1 Усть-Кокса - административный центр Усть-Коксинского района Республики Алтай.
2 Урянхай, Урянхайский край - название Тувы в составе России с 1914 г. до 1921 г.
3 Беловодье - сказочная страна, свободная от засилья чиновников и государства, пути в которую, начиная с XVIII в., искали русские крестьяне, в основном - староверы, на Алтае, в Монголии, в Японии.
4 Село Верх-Уймон в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
5 Село Знаменка (Сарыг-Сеп), ныне административный центр Каа-Хемского кожууна (района) Республики Тыва.
6 Село Даниловка, ныне Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района Республики Тыва.
7 Австрийское согласие - возникшее в середине XIX в. первоначально на территории Австрии направление старообрядчества, восстановившее в своем составе трехчленную священную иерархию: архиепископов, священников, дьяконов. Это согласие стало быстро распространяться в России, в том числе в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 152-157
8 Село Ильинка Каа-Хемского кожууна (района) Республики Тыва.
9 Усть-Элегесте - ныне административный центр Усть-Элегестинского сумона Республики Тыва.
10 Верховье Малого Енисея.
11 Кунгуртуг - ныне административный центр Тере-Хольского кожууна Республики Тыва.
12 Шивей - Река в бассейне Верхнего Енисея.
13 О. Палладий (Чунарев Петр Карпович) - самый авторитетный в 1960-е гг. и ранее старообрядческий черноризец Тувы.
14 Иллюстрированное («в лицах») издание (или рукопись) «Жития Василия Нового», чрезвычайно популярного у староверов.
15 Кызларик - ныне село Кызыл-Арыг (Кызларик) Тандинского района Республики Тыва.
16 Шагларик - местечко села Ильинка Каа-Хемского района Республики Тыва.
Список литературы
1. Зольникова Н. Д. Дневник тувинской археографической группы 1967 г. как источник по истории староверия // Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии: в 3 т. Кн. 2 (т. 3) / изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, О. Д. Журавель. - М. : ЯСК, 2016. - С. 270-277.
2. Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии: в 3 т. Кн. 2 (т. 3) / изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, О. Д. Журавель. - М. : ЯСК, 2016. -296 с.
The Field Journal of N. N. Pokrovskiy's Archeographic Research Group (Tuva, August, 6-7, 1967)
N. D. Zolnikova
Institute of History SB RAS, Novosibirsk
Abstract. The paper is a final fragment of the field journal of N.N.Pokrovskiy's archeographic group in1967, not included into the main publication. The journal notes are dedicated to the work of archeographers with Old Believers, supporters of a priestless sect, in the village Vladimirovka at the end of the field season, in August, 6-7, 1967. The journal notes contain interesting material, concerning the lifestyle and history of peasants' families, their belief, communication within the Old Believers' society and Tuvinians at the beginning of the XXth.
Keywords: archeography, Old Believers, Tuva, bookishness, belief.
Зольникова Наталья Дмитриевна Zolnikova Natalia Dmitrievna
доктор исторических наук, главный Doctor of Sciences (History), Chief
научный сотрудник Research Scientist
Институт истории СО РАН Institute of History SB RAS 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 8, Nikolayev st., Novosibirsk, 630090
тел.: 8(3833)330-79-13 tel.: 8(3833)330-79-13
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]