УДК 811.111'37
В. В. Голубева ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА TODDLER
В статье анализируется концепт toddler как многоуровневый конструкт, состоящий из нескольких когнитивных слоев. В результате исследования выявлена полевая структура данного концепта, состоящая из ядерных, промежуточных и периферийных элементов.
Ключевые слова: концепт, toddler, базовый слой, ядро, периферия, концептуальный признак.
В настоящее время одним из основных предметов изучения в области когнитивной лингвистики является концептуализация как важнейший процесс познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в сознании человека [1].
В когнитивной лингвистике традиционной считается точка зрения Е. С. Кубряковой, согласно которой концепт - это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике [1].
Точки зрения других когнитивистов во многом схожи с вышеприведенным определением; под «концептом» понимают «идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления» [2]; «комплексную мыслительную единицу» [3]; «дискретную единицу коллективного сознания» [4].
Концепт характеризуется особой, хотя и не жесткой, структурой. Обычно концепт имеет базовый слой. Для большинства концептов этот базовый слой представляет собой определенный чувственный образ. Кроме базового слоя, в структуру концепта входят также дополнительные когнитивные признаки и когнитивные слои. Как отмечает И. А. Стернин, «совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляет объем концепта и определяет его структуру» [5].
Концепт можно также описать как полевую структуру, состоящую из ядра и периферии. К ядру будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления [3].
В настоящее время концепт широко изучается такими науками, как лингвистика, психология, философия, культурология. Особенность исследования концептов в рамках лингвистики заключается в том, что
концепты изучаются с позиций того, как они закрепляются в языке значениями конкретных слов [2].
Цель данной статьи состоит в исследовании многоуровневого концепта toddler, включающего несколько когнитивных слоев, последовательно накладывающихся на базовый слой. Данный концепт является составной частью макроконцепта РЕБЕНОК и коррелирует по возрастным характеристикам с концептами baby и child, отличаясь от названных концептов определенным набором характерных только для него признаков.
Ядро концепта toddler
Согласно лексикографическим дефинициям, toddler - ребенок, который недавно научился ходить [6]. Данное значение будет рассматриваться как соотносящееся с базовым слоем концепта toddler.
Это значение подтверждается следующими примерами, взятыми из специальной и художественной литературы, а также из электронного ресурса Moth-erlode, посвященного воспитанию детей:
More people scrambled out, some wrapped in blankets and clutching babies and toddlers (Grisham. The Runaway Jury, 293). In this part, you find some basic information about cooking for babies and toddlers (Simmons D. Baby & Toddler Meals for Dummies, 4). The baby and the toddler are both particularly vulnerable to such losses and their effects (Infant and Toddler Mental Health, 113). Another tip, when I’ve traveled with a baby and a toddler <.. .> (Motherlode Blog).
Отнесение данного концептуального признака к базовому слою обусловлено его фиксированнос-тью в лексикографических источниках. По мнению
Н. А. Красавского, в словарных дефинициях раскрывается базовая, или понятийная структура и ассоциативно-образная основа концепта [7].
В литературе по психологии указывается на еще один признак концепта toddler. Ученые, работающие в рамках психологии развития, выделяют toddlerhood как период развития ребенка в возрасте от одного до двух лет [8]. Следовательно, вторым концептуальным признаком toddler будет «ребенок определенного возраста».
Данный признак зафиксирован в следующих примерах, взятых из периодических изданий:
When he was a toddler, he used to talk about stars and galaxies and planets (The Times, January 13, 2009). Read Allen’s autobiography and you realise that provocation has been a way of life since he was a toddler (The Times, October 6, 2009). The family moved to Houston when Mr. O’Quinn was a toddler <...> (The New York Times, October 31, 2009). Xiong was one of 11 siblings and came to the U.S. when he was just a toddler (The New York Times, November 7, 2009).
Во всех вышеприведенных примерах употребляются временные союзы (when и since), подчеркивающие время, когда происходило какое-либо действие, поэтому придаточные предложения, вводимые данными союзами, указывают на конкретный период, в данных случаях - на определенную стадию детского развития. Ср.: He had been obviously terrible to Mr. Stafford when he was a kid (Clark. On the Street Where You Live). She said that when she was a young girl <.> (Fitzgerald. The Diamond as Big as Ritz). She had led George down so badly time after time when he was a boy (Aldington. Death of a Hero).
Значение «ребенок определенного возраста» также актуализируется словосочетаниями с лексемой toddler, в которых toddler выступает в функции определения к существительному, например:
By her toddler years, she rarely if ever got candy... (Motherlode Blog). I hate to tell you, but the toddler days are the «good old days» when «things were easy». (Motherlode Blog). Eliza has an absent-minded, bookish husband <...>, a toddler son and an almost-6-year-old daughter <...> (The New York Times, October 23, 2009). This morning, I was leaving for work as our toddler daughter was eating breakfast (Motherlode Blog). I’ve got two longhaired boys, one slightly shaggy boy & a longhaired toddler girl (Motherlode Blog).
Значение «ребенок определенного возраста» вербализует признак, который образует концептуальный слой, следующий за базовым. Вместе два названных слоя формируют ядро концепта toddler. Между ними нет четкой границы. Эти два признака наслаиваются друг на друга, так как в некоторых примерах невозможно точно сказать, в каком из двух значений употребляется лексема toddler. Ср.: I’m all for healthy eating, and my toddler RARELY eats candy (Motherlode Blog). Some years ago, while I was at the local one o’clock club with my toddler, I was approached by a young lady with a clipboard (The Guardian, November 5, 2009).
Промежуточный уровень концепта toddler
Несмотря на то, что, согласно работам по психологии развития, стадия toddlerhood характеризует ребенка в возрасте от одного до двух лет, лексема toddler широко употребляется для описания детей трех-, четырех- и даже пятилетнего возраста. Ср.:
There is no doubt that, between the ages of 2 and 3, toddlers can be very challenging (The Times, February 28, 2008). Showing exemplary teamwork, two friends caught a toddler <...>. Timothy Addo, 3, had crawled out on to the fire escape <...> (The Times, January 6, 2007) Reading that infants have a natural capacity for languages, I decided that my toddler, now 4, and I would acquire a second language together (The Times, August 28, 2006). Last July in Nagasaki <.> a 12-year-old boy threw a toddler, aged 4, from a multi-storey car park (The Times, June 2, 2004). When June was a toddler of five, and every other Sunday he took her to the Zoo <.> (Galsworthy. The Man of Property).
Вышеприведенные примеры показывают, что с точки зрения обыденного сознания toddlerhood как определенная стадия развития человека не заканчивается после достижения ребенком двухлетнего возраста. Другими словами, несмотря на то, что с научной точки зрения ребенок в возрасте от двух до шести лет не может характеризоваться как toddler, с позиции обыденного сознания становится возможным отнесение трех-, четырех- и даже пятилетних детей к данной категории.
Возможность отнесения детей в возрасте от двух до шести лет к категории toddlerhood нельзя рассматривать как ошибку в таксономии предметов, объектов и явлений окружающего мира, так как в основе любой такой «ошибки» всегда лежат определенные когнитивные установки. Следовательно, у концепта toddler имеются некие признаки (помимо способности самостоятельно ходить и возрастных рамок, установленных в специальной литературе по психологии), не зафиксированные в виде значений слова в лексикографических источниках. Для выявления этих дополнительных значений следует рассмотреть то, какими особенностями характеризуется toddlerhood в литературе по психологии развития.
В период развития от одного до двух лет маленькие дети: а) овладевают языком, то есть учатся вербально выражать свои чувства [8]; б) развивают двигательные навыки (хождение, операции с предметами, рисование кривых линий с помощью карандаша и т. д.) [8]; в) учатся социальным ролям, т. е. у них начинается активный процесс социализации [9]. Таким образом, способность самостоятельно ходить - это лишь одна из основных особенностей периода toddlerhood. Несмотря на то, что умение ходить полностью формируется у детей в возрасте от одного до двух, другие способности продолжают формироваться и после достижения ребенком двухлетнего возраста. Некоторые из этих способностей окончательно формируются только к моменту достижения ребенком пяти- или шестилетнего возраста, т. е. к школьному периоду (например, речь), другие процессы продолжают
развиваться в течение всей жизни (например, процесс социализации). Поэтому можно сделать вывод о том, что значением лексемы toddler также будет «ребенок, некоторые умения которого окончательно не сформировались». Это значение вербализует признак, образующий промежуточный уровень между ядром и периферией.
Периферия концепта toddler
В функции определения toddler может указывать также на какой-либо предмет, предназначенный для детей определенного возраста (от 1 до 2 лет):
Perhaps you’ve strolled the supermarket aisles, looking at all the baby food and toddler snacks <. > (Simmons. Baby & Toddler Meals for Dummies). Each part contains appropriate chapters that as a whole cover everything you need to know about cooking baby and toddler meals (ibid.). Toddler toys, ball pools, playgrounds, all designated as child-friendly <.> (The Times, October 26, 2005).
Значение «предназначенный для детей определенного возраста» вербализует признак, соотносящийся с периферией исследуемого концепта, так
как оно указывает не на ребенка, а на предназначенность какого-либо предмета для ребенка.
Проанализировав полевую структуру концепта toddler, можно сделать вывод о том, что в данном случае мы имеем дело с многоуровневым конструктом, состоящим из нескольких когнитивных слоев. Полевая структура концепта toddler состоит из ядерных, промежуточных и периферийных элементов. Ядро составляет базовый слой, представляющий собой определенный чувственный образ ребенка, недавно научившегося ходить, и ментальное представление о ребенке в возрасте от одного до двух лет. Промежуточный уровень образуется когнитивным признаком «несформированность определенных умений», а периферия создается таким признаком, как «предназначенный для детей определенного возраста».
Наличие у концепта toddler нескольких когнитивных слоев свидетельствует о том, что данные слои образуют разные уровни его полевой структуры, различающиеся по степени абстрактности. Более конкретные признаки составляют ядро концепта, а более абстрактные - периферию.
Список литературы
1. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд. МГУ, 1996. 242 с.
2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. 123 с.
3. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике мира . Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф.
дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 1998. 39 с.
5. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воро-
нежский гос. ун-т. 2001. С. 58-65.
6. Oxford Advanced Learner's Encyclopedic Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1995. 1081 p.
7. Красавский Н. А. Русская и немецкая концептосферы эмоций: опыт лингвокультурологического анализа словарных статей // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 115-126.
8. The Gale Encyclopedia of Psychology / ed. by B. R. Strickland. 2nd edition. Detroit: Gale Group, 2001. 701 p.
9. Developmental Psychology / ed. by Th. Millon, M. J. Lerner // Handbook of Psychology. V. 6. New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2003. 666 p.
Голубева В. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.05.2010.
V V Golubeva THE FIELD STRUCTURE OF THE CONCEPT TODDLER
The article deals with analyzing the concept toddler as a multilevel construct, consisting of several cognitive layers. The research results in identifying the field structure of the given concept, which consists of core, borderline and peripheral elements.
Key words: concept, toddler, basic level, core, periphery, conceptual feature.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]