Научная статья на тему '«Поле чудес»: бандитские могилы и борьба за капитал'

«Поле чудес»: бандитские могилы и борьба за капитал Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
713
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Поле чудес»: бандитские могилы и борьба за капитал»

Андрей Гречко

Студент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Преподаватель образовательного центра «Ludi»

grecenka1215@gmail.com

Сфера научных интересов: социология образования инновации в образовании социология предпринимательства силовое предпринимательство

Михаэль Рохлиц Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сотрудник Международного центра изучения институтов и развития (МЦИИР) mrochlitz@hse.ru

Сфера научных интересов: институциональная экономика сравнительная политическая экономия прикладная эконометрика политическая экономия Китая политическая экономия России

«Поле чудес»: бандитские могилы

и борьба за капитал

...По телику завтра покажут, как милицией была уничтожена банда рецидивистов, а, по сути, пацаны не успели ни вмазаться, ни раскуриться.

Группа Кровосток, композиция «Колхозники»

В начале 1990-х гг. на российские телеэкраны вышла передача «Поле чудес», быстро получившая всенародную популярность. Статус «капитал-шоу», который имела программа, отражал главное стремление жителей России того времени — любой ценой прийти к успеху. Открывшиеся внезапно возможности толкали людей на рискованные действия. Одни рисковали, создавая кооперативы и фирмы, другие — организованные преступные группировки. Кто-то сумел достичь поставленных целей и улучшить свое положение в социальной иерархии, а кто-то потерпел поражение в конкурентной борьбе. Конкуренция между организованными преступными группировками принимала формы вооруженных конфликтов, покушений и перестрелок. Пик конфликтных ситуаций между ОПГ, для разрешения которых использовалось насилие, приходится на 1994 г.1 Тысячи российских бандитов погибли в 1990-е гг., обретя на «поле чудес» могилу вместо золотых монет.

Для death studies, на наш взгляд, особенно интересны практики тех социальных групп, чья повседневность тесно связана со смертью. В данном эссе представлена попытка проанализировать через оптику социальной теории П. Бурдье визуальный эмпирический материал, включающий в себя фотографии могил людей, предположительно принадлежавших к организованной преступности и умерших в 1990-х гг.

Эмпирический материал включает в себя 187 фотографий могил с пяти кладбищ в четырех городах: Покров, Пермь, Павловский посад, Екатеринбург (два кладбища), посещенных в ходе путешествий по России. Прогулки по кладбищам в поисках визуального материала начались в г. Екатеринбурге с двух самых любопытных локаций. Расположенные в разных частях города, они стали последим местом пребывания участ-

ников одной из самых кровопролитных бандитских войн в постсоветской России. На Северном кладбище хоронили участников преступной группы «Уралмаш», на Широкореченском — членов группировки «Центр». Самый острый период противоречий пришелся на 1992-1993 гг., когда было убито несколько лидеров обеих группировок. Использование двух кладбищ стало вопросом разделения территории и безопасности участников практик, связанных со смертью (похороны, ухаживание за могилами). В настоящий момент данные кладбища являются своего рода городскими достопримечательностями, о которых пишут СМИ Екатеринбурга2. Кроме того, изображения надгробий активно используются как иллюстрации в специализированных медиа, посвященных теме российского преступного мира3. Стремление найти похожие по своим знакам могилы привело к расширению поля до нескольких городов.

Через какую теоретическую оптику взглянуть на могилы российских бандитов?

Наиболее полное исследование феномена российской организованной преступности в 1990-е гг. принадлежит социологу Вадиму Волкову4. Исследователь рассматривает бандитов как «силовых предпринимателей», использующих свой физический капитал (возможность осуществления насилия) для регулярного получения материальных благ.

Подход В. Волкова к социально-экономическому анализу организованной преступности 1990-х гг. предусматривает использование ключевых элементов социальной теории Пьера Бурдье — понятий «капитал» и «практики»5. Капиталы представляют собой ресурсы, которыми обладают участники социальной жизни, а в практиках выражаются повседневные ключевые особенности социальных структур, определяющих жизнь индивида (например, «пацанской культуры» или конкретной преступной группировки).

^ «Братва, поминайте друг друга!» // Ura.ru. 2013, 20 мая. <http://ura.ru/ articles/1036259576> (дата обращения 1 5.08.2015).

3 Екатеринбург: история двух группировок // Блог о тюремных наколках. <1пир:// www.nakolochka. т/2010/02/Ь^-post_4676.html> (дата обращения 1 5.08.2015).

4 Волков В. В. Силовое предпринимательство. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2002. 282 с.

5 Bourdie P Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Чем примечательны могилы? Они являются воплощением социального пространства в физическом пространстве, которое достигается через использование капиталов социальными структурами. На первый взгляд, могилы глубоко персонифицированы, связаны с конкретным человеком, надгробия имеют на себе конкретное имя. Но при более внимательном рассмотрении вопроса, окажется, что могила — максимально обезличенный артефакт, в котором воплощается не воля социального актора, а социальные структуры, стоящие над ним.

^^^^^^^■Чем примечательны могилы? |Они являются воплощением социального пространства в физическом пространстве,

Ворое достигается через использование капиталов социальными структурами

Большинство людей во взрослом возрасте сами выбирают, как обустроить свое жилье или рабочее место, в то время как могила создается без участия того, кто в ней лежит. Исследователь Е. Моисеева описывает процесс организации похорон и выбора благ на рынке ритуальных услуг как акт дарения, который совершает социальное окружение в отношении покойного6. Особенно подходит этот тезис это для описания могил бандитов, которые умирали насильственной смертью, в возрасте, далеком от в старости.

Могила бандита является прекрасным визуальным материалом, в котором отражаются особенности социальной структуры силового предпринимательства 1990-х гг. На что обращать внимание при анализе? Мы сознательно стремились отгородиться от личностей покойных, рассматривая могилы как визуальные образы, адресованные широкой публике. В ходе знакомства с могилами, предположительно принадлежащими погибшим бандитам, наметились следующие элементы анализа:

" Моисеева Е. Н. Твоя последняя покупка, выбранная кем-то другим: как покупатели принимают решения на рынке ритуальных услуг // Археология русской смерти. <http://nebokakcofe. гu/aгchives/1045> (дата обращения 1 5.08.2015).

1. Контекст — в каком окружении находятся могилы. Собственно, с разительного контраста между могилами на «бандитских» кладбищах начался сбор материала для нашего эссе. Контекст включает в себя сравнение

с окружающими могилами по следующим пунктам:

• сохранность — насколько хорошо выглядит могила, степень благоустроенности;

• размер — насколько она отличается от остальных могил;

• соседство — кто лежит рядом;

2. Надгробие;

• позы, жесты изображенного покойника — положение тела, изображенного на надгробии;

• дополнительные знаки — все, что написано или изображено на надгробии, помимо ФИО, дат рождения и смерти (данной информацией ограничивается большинство российских надгробий).

Какие же наблюдения можно сделать из рассмотрения бандитских могил, которые попали в нашу выборку визуального материала?

1. Контекст. На наблюдаемых кладбищах мы обнаружили разительные отличия между могилами, предположительно принадлежащими бандитам, и надгробиями «простых людей», умерших в ту же историческую эпоху. Контраст выражался, во-первых, в размерах могил. В свою очередь, размер могил тесно связан с позами на изображении, о которых речь пойдет ниже.

Во-вторых, контраст выражался в лучшей сохранности могил, отсутствии повреждений, грязи, общем поддержании порядка. Это позволяет предположить, что уход за могилами осуществляется на постоянной основе.

Кроме того, представляется важным отметить коллективный характер многих захоронений, когда в соседних могилах оказываются не только родственники

(как это обычно бывает в российских захоронениях), но и люди с разными фамилиями — при этом, зачастую, с одинаковым годом смерти.

2. Надгробие.

2.1. Положение тела покойника.

Практики, определяемые социальными структурами, вписываются в наше тело, определяя правила его функционирования. В случае надгробий положение тела позволяет определить, какие телесные практики считаются нормативными и заслуживают увековечивания.

^ИПервое, что бросается в глаза, — стремление изобразить покойника ^^^■в полный рост, которое мы ^^Инаблюдали на всех кладбищах

Первое, что бросается в глаза, — стремление изобразить покойника в полный рост, которое мы наблюдали на всех кладбищах. Такая поза позволяет воспроизвести в изображении не часть тела покойного, а всю его фигуру, усиливая реалистичность и одновременно указывая на статус за счет отличия от большей части других надгробий.

Вторая важная особенность, которая встречается очень часто на исследуемых надгробиях — положение рук: либо одну руку, либо обе покойный держит в кармане. Закрытая поза подчеркивает решительность, которая, по замечанию В. Волкова, является одной из главных характеристик успешного бандита.

Интересны гендерные отличия. Некоторые из могил, которые мы при отборе визуального материала охарактеризовали как «бандитские», принадлежат женщинам, которые, по всей видимости, связаны личными или семейными отношениями с силовыми предпринимателями. Среди женщин чаще можно встретить сидящих, что может подчеркивать гендерную позицию, традиционное «домашнее» положение женщины.

2.2. Дополнительные знаки.

В качестве дополнительных знаков на надгробиях мы несколько раз встречали средства передвижения: их можно трактовать как инструменты мобильности, подчеркивающие благосостояние покойного. Во-первых, на надгробиях может быть изображен автомобиль (который, будучи символом успеха, был главным призом на том самом капитал-шоу «Поле чудес»). Более тонкий прием, обнаруженный в изображении на одном из надгробий, — ключи от автомобиля, которые покойный держит в руке.

Закрытая поза подчеркивает решительность, которая, по замечанию В. Волкова, является одной из главных характеристик успешного бандита

Вторым средством передвижения, которое было обнаружено на надгробиях в г. Перми, оказался конь. Предположительно, данная могила является цыганской, поскольку именно в цыганской культуре образ коня является символом благополучия.

Более тонкий прием, обнаруженный^^И в изображении на одном из надгробий, — ключи от автомобиля, которые^^^^^Н покойный держит в руке

В дополнительных знаках также можно проследить гендерные особенности — изображения на могилах женщин содержат образ дома. Кроме того, сама форма надгробия может выступать как дополнительный знак и особенный гендерный атрибут: так, одна из плит в г. Покрове стилизована под цветок.

Данная работа не претендует на полное раскрытие темы бандитских могил, это скорее попытка поставить первые вопросы в данной области. В ходе анализа со-

бранного визуального материала мы пришли к следующему открытому вопросу: какая существует связь между бандитскими могилами и цыганскими могилами?

Внешний вид людей, изображенных на некоторых из исследуемых надгробий, позволяет предположить, что они призваны показать принадлежность к цыганской культуре. Получается, что ключевые элементы цыганских и бандитских могил совпадают. Существуют следующие возможные объяснения этому феномену:

1. Цыгане вовлечены в преступную деятельность, являются частью бандитского социального поля, поэтому визуальный язык их могил совпадает с бандитским.

2. Цыгане не являются частью бандитского социального поля, однако подражают бандитским могилам, чтобы повысить свой символический капитал, значимость в обществе.

Заключение

В заключение хотелось бы подчеркнуть, каким образом капитал силовых предпринимателей отразился на внешнем виде могил, в которых они хоронили своих погибших собратьев. Прежде всего, бандитские могилы представляют собой воплощение высокого объема капитала, сконцентрированного в руках бандитских группировок, что позволяло им выстраивать альтернативные общепринятым стратегии захоронения членов своей общности. Речь идет о концентрации следующих типов капитала:

• Материальный капитал — большой размер надгробия и сложная работа гравера, создающего изображение покойного в полный рост и, весьма часто, со сложными дополнительными деталями.

• Социальный капитал — высокая сохранность могил, достигаемая за счет постоянного ухода за ними, соседский характер захоронений.

• Символический капитал — использование дополнительных знаков, подчеркивающих благосостояние или гендерную позицию покойного.

Таким образом, даже умершие члены организованных преступных групп не остаются в стороне от практик насилия, только уже не физического, а символического . Отличительные черты могилы подчеркивают престижность профессии бандита и утверждают значимость бандитских структур для социальной жизни. Захоронения, предположительно принадлежащие силовым предпринимателям, усиливают стратификацию пространства, разделяя участки кладбища на престижные (для определенной среды) и безызвестные, «простые» и незначимые.

Символическое насилие как навязывание определенных смыслов осуществляется с помощью множества различных каналов коммуникации. Социолог Дэвид Рут в своем исследовании гангстеров в американской культуре отмечал значительную роль кинематографа в популяризации образа мафии . В России подобную роль сыграли сериал «Бригада» и фильм «Бумер», а также многочисленные менее популярные произведения массовой культуры. От других каналов коммуникации могилы отличает их вписанность в физическое материальное пространство. Весомость могильных плит, под которыми лежат лидеры преступных группировок, подчеркивает объем их символического капитала и значение в истории России последних 30 лет.

Источники и литература

Bourdie P. Language and Symbolic Power / Trans. by G. Raymond, M.Adamson. Cambridge: Polity Press, 1991.

Bourdie P Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Ruth D. Inventing the Public Enemy: The Gangster in American Culture, 1918-1934. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

Организованная преступность / под ред. А. Долговой. М: Криминологическая ассоциация, 1998.

Екатеринбург: история двух группировок // Блог о тюремных наколках. <http://www.nakolochka.in/2010/02/blog-post_4676.html> (дата обращения 15.08.2015).

Волков В. В. Силовое предпринимательство. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2002. 282 с.

Моисеева Е. Н. Твоя последняя покупка, выбранная кем-то другим: как покупатели принимают решения на рынке ритуальных услуг // Археология русской смерти. <http://nebokakcofe.ru/archives/1045> (дата обращения 15.08.2015).

«Братва, поминайте друг друга!» // Ura.ru. 2013, 20 мая. <http://ura.ru/ articles/1036259576> (дата обращения 15.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.