Научная статья на тему '«Пол» в понимании русских религиозных философов (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов)'

«Пол» в понимании русских религиозных философов (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
974
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ПОЛОВОЙ АКТ / АНДРОГИННОСТЬ / МЕТАФИЗИКА ПОЛА / Н.А. БЕРДЯЕВ / В.С. СОЛОВЬЕВ / В.В. РОЗАНОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галкина Наталья Николаевна

Рассматривается трактовка проблемы природы пола в философской картине мира Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева и В. В. Розанова одних из наиболее ярких мыслителей конца XIX в. Раскрывается сущность понятий «пол», «половой акт», «андрогинность», выявляется природа связи между полом, семейно-половыми отношениями и нормами общественной и религиозной морали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Пол» в понимании русских религиозных философов (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов)»

«ПОЛ» В ПОНИМАНИИ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФОВ (В С. СОЛОВЬЕВ, Н.А. БЕРДЯЕВ, В.В. РОЗАНОВ)

Н.Н. Галкина

«SEX» IN INTERPRETATION OF RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHERS

Galkina N.N.

The article gives the interpretation of the problem of nature of such concept as «sex» in understanding of N.A Berdyaev, V.S. Solovjov, V.V. Rozanov who are the most brilliant thinkers of the end the 20h century. The author opens the essence of such notions as «sex», «coitus», reveals the nature of connection between sex, family- sexual relationships and the standards of social and religious morals.

Рассматривается трактовка проблемы природы пола в философской картине мира Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и В.В. Розанова - одних из наиболее ярких мыслителей конца XIX в. Раскрывается сущность понятий «пол», «половой акт», «андрогинность», выявляется природа связи между полом, се-мейно-половыми отношениями и нормами общественной и религиозной морали.

УДК 128/129

Метафизика пола - одна из приоритетных тем в русской философии и культуре периода конца XIX - начала XX века. Эта тема разрабатывалась многими мыслителями, например такими, как В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, богословами и философами А. Жураковским, С. Троицким и др. Половой вопрос получил освещение как в аспекте любовного влечения, деторождения и сексуальности, так и в аспекте творчества и религиозно-нравственного развития личности.

Как и многие другие явления, данный вопрос рассматривался русскими мыслителями в глобальных масштабах, а не как частное явление. Творчество русских философов в сфере пола впоследствии оформилось в так называемую теологию пола или философию любви. В данной статье мы остановимся на трех авторах, которые наиболее активно занимались разработкой указанной проблемы.

Особенно интересна в вопросе определения категории «пола» позиция Н.А. Бердяева. Одной из главных проблем, волновавших философа, была проблема сущности человека, смысла его существования и границ свободы человеческой личности. По его же собственным словам, он пытался написать «антроподицею человека», т.е. его оправдание (3, с. 24). Категории пола Н. А. Бердяев отводил важное место в постановке и разрешении данной проблемы, считая, что от последнего зависит мироощуще-

ы

Ш Галкина Н.Н

««Пол» в понимании русских религиозных философов...»

ние человека, а, следовательно, узнав природу пола, можно выяснить сущность «рабства у пола», которое он признавал одним из наиболее распространенных видов рабства (1. С. 396). Пол понимался мыслителем чрезвычайно широко, а, именно, как мистическое начало бытия. Он для философа -источник бытия; половая полярность - основа творения. Поэтому чувство бытия, его интенсивность и окраска имеют свой корень в поле.

Вопросы сущности пола, а также соотношения полов в реальном мире занимали важное место и в творчестве В.В. Розанова. Рассуждения Василия Васильевича о поле никогда не останавливались на проблеме сексуального наслаждения, а всегда шли к семье и деторождению. В поле мыслитель видел сакральное начало, через семейно-половые отношения человек может стать угоден Богу, выполняя его завет - «плодитесь, размножайтесь». Исследователи полагают, что таким образом философ преподал тему пола не через эрос, как это было характерно для эпохи серебряного века, а через семью, проповедуя чадорождение, чадолюбие и православный брак (5, с. 66).

Факт особой увлеченности В.В. Розанова вопросами природы пола отмечали еще современники философа. Например, литературный критик А.А. Измайлов так характеризовал его позицию: «Жизнь пола он считает самым важным и самым священным в человеке. Это та область, где человек более всего касается Божией тайны и Бога» (4, с. 88) Подобного мнения придерживался и один из самых ярых сторонников мыслителя Д.В. Философов, по мнению которого, В.В. Розанов «ставит вопрос пола вовсе не социально, а мистически, как проблему вечную, лежащую вне исторических и бытовых ее воплощений» (4, с. 8). Современные исследователи творчества В.В. Розанова Пи-шун В.К. и Пишун С.В. характеризуют позицию философа в вопросе сущности пола его же собственными словами: «пол отождествляется с Абсолютом, брак - с явленно-стью божественного в мир, обрезание - с исходным приобщением человека к идеалу

«живого Бога», зачатие - как соединение ноуменального и реального» (7, с. 22).

Нет ничего удивительного, что пол привлекал пристальное внимание мыслителя, который характеризовал его как «как странное физиолого-мистическое явление», в котором «необыкновенно запутаны нити романа и церкви, «мяса» и духа; где столько земного и так очевидно есть небесное» (10, с. 240) Пол для В. В. Розанова, в первую очередь, - это жизнь; половые различия и сама жизнь в его интерпретации тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Характерно, что философ видел пол не функцией и не органом, а каким-то личностным состоянием. Он даже высказывал мысль, что пол -второе лицо человека, ноуменальное лицо, то есть скрытое, но от этого еще более существенное (10; с. 165). Более того, он брал на себя смелость утверждать, что пол «и есть наша душа». Такая формулировка особо взволновала некоторых церковный деятелей, которые гневно отмечали, что «в погоне за доказательствами «святости» всякого соития г. Розанов договорился до того, что самую душу человеческую поместил в том месте, которое обычно прикрывается фиговым листком» (4, с. 146).

Философию В. В. Розанова вообще отличает своеобразное отношение к христиан-ско-церковной постановке проблемы пола и половых отношений. Одним из первых на данный факт обратил внимание еще Н.А. Бердяев. Он отмечал, что в творчестве

B.В. Розанова «отношение к полу настолько странно и настолько не походит на все остальное, что наводит на мысли об особенной связи пола с падением человека. Пол есть как бы печать падшести человека, утери целостности человеческой природы» (1.

C. 395). В интерпретации Н.А. Бердяева, В.В. Розанов обоготворял рождающий пол: видел в поле не знак грехопадения, а благословение жизни; он исповедовал религию рождения и противопоставлял её христианству, как религии смерти. Источник смерти для Василия Васильевича не в поле; в нем источник победы над смертью. Исходя из такого убеждения, философ требовал освящения и благословения полового акта, как

источника жизни. В.В. Розанов ратовал за последовательность и искренность: если благословляется деторождение, то должен благословляться и его источник (1. С. 403). В такой позиции Н. Бердяев справедливо усматривал явное противоречие, а где-то даже сознательное противопоставление убеждений В.В. Розанова и христианской морали.

Касаясь данного аспекта, Н.А. Бердяев сформулировал свое понимание проблемы. Он считал, что христианство создало конфликт между личностью и рождающим полом. Пол, половой акт проклинался, как сопсир18сепйа (похоть, греховное влечение (лат.)), но последствия полового акта - деторождение - благословлялось (1. С. 403) Однако и провозглашение аскетизма в качестве идеала не разрешает проблемы. Аскетический образ жизни, как считал философ, не влечет за собой преодоления пола, даже наоборот, имеет своим итогом в некотором роде негативные последствия, поскольку половая энергия - средоточие человека.

Для обоих философов характерно выделение особой роли половой сферы. Они говорят о поле, как о какой-то первооснове: у Н. А. Бердяева он то место, откуда проистекает творчество, жизненная энергия; В.В. Розанов считал, что в поле заключен источник победы над смертью, пол это то, через что человек соприкасается с Богом. Следовательно, с точки зрения В. Розанова, пол выводит человека из мира земного в мир таинственный, в мир «неясного и нерешенного» (12).

В.С. Соловьев также не обходил стороной вопрос сущности пола. Констатируя его существование как природного явления, в своей картине мира он отводил полу и половым отношениям незначительное место. Пол в понимании мыслителя связан с низменной природой, и во многом несет негативный заряд. Вл. Соловьев характеризовал природу человека как тройственное явление, которое снабжает его троякого рода потребностями: «животными, умственными, или головными, и сердечными» (13, с. 128). среди которых первыми (но не главными) признавал потребности животной природы, т.е.

сохранения и продолжения жизни. В результате подобных умозаключений, философ приходил к выводу, что цель существования живого организма состоит в воспроизведении себе подобных, которые в свою очередь существуют для дальнейших воспроизведений. Жизнь же, смыслом которой является только воспроизведение себе подобных особей, теряла в глазах философа всякий смысл.

Мыслители отмечали так же особую зависимость человека от пола. Как уже говорилось выше, Н. Бердяев считал пол одним из источников рабства человека. Рабство это как раз и заключается в глубокой власти пола над человеческой природой. Причем подобная подчиненность имеет не столько физиологический, но в значительно большей степени духовный характер. Выражается это в том, что от пола происходят многие несчастья в жизни человека, через пол профанируется сама его жизнь, пол -знак ущербности человека, он связан с властью денег над человеческой жизнью (1. С. 401) И, так как человек не может противостоять этим бедам, следовательно, он является «рабом у пола».

Кроме того, в миросозерцании Н.А. Бердяева сфера пола связана с творческой активностью человека. Как уже говорилось выше, именно в нем (в поле), по мнению философа, обнаруживается энергия жизни и источник творческой деятельности. Половая энергия может переключаться, отделяться от специфических половых функций и направляться на творчество. Согласно Бердяеву, все человеческое существо пронизано половой энергией, вырывающейся из «испорченного мира» родовых связей, и творчество - истинно половой акт, противоположный и одновременно трансцендентный сексуальному.

В концепции В.В. Розанова так же наблюдается взаимосвязь между полом и человеком. Чувство влюбленности он рассматривал не иначе как власть пола над человеком: «я объят его (ее) полом», я «попал в сферу притяжения его пола», притяжение это невозможно преодолеть, и отсюда берет начало «неодолимость любви» (8, с. 57). Философ усматривал также некую законо-

ы

Ш Галкина Н.Н

««Пол» в понимании русских религиозных философов...»

мерность в соотношении умеренности или распущенности в половой сфере и характера того или иного человека. Так, «умеренность и аккуратность в сфере пола - сухость, лживость, бессердечие, часто бесталанность», напротив «еда и питье с блудницами» и доброта, открытость, товарищество к человечеству, «всем ровня» и часто гениальность или большой талант» (11, с. 191). В его миросозерцании одно как бы вытекает из другого.

В.С. Соловьев придавал полу особое значение в контексте половой любви, половых отношений. В его интерпретации пол становится своеобразным материалом в творческом процессе, а половая любовь выступает как «высший расцвет индивидуальной жизни» (13, с. 438). Более того, по мнению мыслителя, «половые отношения не только называются любовью, но и представляют, по общему признанию, любовь по преимуществу, являясь типом и идеалом всякой другой любви» (13, с. 444). Таким образом, в трактовке В.С. Соловьева, половая любовь выступает как источник индивидуальности для личности.

Сфера пола не случайно привлекала внимание философов. Она настолько таинственна, что большинство официальных религий предпочли совсем отказаться от ее упоминания, чем сделать попытку дать какое-либо разумное объяснение. В концепции В. В. Розанова, пол - есть тайна (10, с. 240) сфера мистического, неизъяснимого. В свою очередь, все тайное и мистическое берет свое начало в поле. В его философии тайна в половой сфере лежит везде. Она заключена даже в половых органах и имеет следующую формулировку: «Как бы Бог хотел сотворить акт: но не исполнил движение свое, а дал его начало в мужчине и начало в женщине. И уже они оканчивают это первоначальное движение» (9, с. 297) В силу особого магического характера половой сферы, совокупление, как акт соединения полов, расценивалось мыслителем как вполне «магический акт» (8, с. 57) А.Я. Кожурин отмечает, что в понимании Розанова еда, питье и совокупление («дела плоти»), которые игнорировались традиционной философией, оказываются не просто обязательным условием су-

ществования организма, а священнодействием, ритуалом почитания Бога и богов (6).

Действительно, при чтении произведений Василия Васильевича неоднократно умилишься приведенному им описанию вечера в кругу семьи, или беседы с детьми, или рассказу о случайно наблюдаемой им на улице сцене семейного счастья. Он уделял особое внимание тщательному описанию интимных подробностей общения, причем делал это с особым чувством, чувством радости за ближнего.

Если обратиться к философии Н.А. Бердяева, то для него пол несоизмеримо шире и глубже того, что мы называем в специфическом смысле половой функцией. Тайна пола не есть сексуальный акт, совершаемый или для добродетельного деторождения, или для развратного наслаждения. Тайна пола раскрывается лишь в любви. В его миросозерцании вообще наблюдается тесная взаимозависимость между категориями «пол» и «любовь». С точки зрения философа, смысл любви выявляется именно через категории пола и андрогина (существа гармонично соединяющего в себе мужское и женское начало). Он видел в любви тот путь, через который каждый открывает в себе че-ловека-андрогина. Любовь приобщает к космической мировой иерархии, соединяет в андрогиническом образе тех, кто был разорван в порядке природном. Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота. Только бисексуальная и андрогинная личность может считаться целостной. Метафизический смысл любви и заключается в достижении целостности личности для вечной жизни (2). Любовь для него ни в каком смысле не есть сексуальный акт, а наоборот, даже противоположна ему. Ю.Ю. Черный в своем исследовании характеризует любовь Н.А. Бердяева как источник творчества, так как сама любовь есть творчество, «творческое дерзновение», создающее «иную жизнь» (15).

В. Соловьев обращаясь к вопросу любви, признавал второстепенное отношение к ней полового акта, так как последний «бывает без любви, и любовь бывает без него» (13, с. 461). Не только половой акт, но и

всякое «внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое», необходимо для любви не как «ее непременное условие и самостоятельная цель», а в качестве ее окончательной реализации. В случае же когда «эта реализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела любви», то это приводит к гибели любви (13, с. 461-462). Таким образом, выходит, что если в любви нельзя отказаться от полового акта полностью, то следует свести его присутствие до минимума.

Оправдывая свою мысль, философ приходил к выводу, что взгляд на половую любовь только как на способ продолжения рода неверен. Одно из подтверждений этого заключения мыслитель видел в факте, что размножение живых существ может обходиться и без половой любви, так как в природе известны случаи размножения без разделения на полы (13, с. 426). Более того, он констатировал факт, что чем сильнее напряжение половой сферы, тем в наименьших размерах происходит видовое размножение, и наоборот. У людей Соловьев отмечал вообще парадоксальное явление, что половая любовь здесь «принимает тот индивидуальный характер, в силу которого именно это лицо другого пола имеет для любящего безусловное значение как единственное и незаменимое, как цель сама в себе» (13, с. 429).

Суммируя вышесказанное, можно выделить ряд основополагающих принципов философии указанных авторов. Основная идея их творчества в области природы пола заключается в том, что мир биполярен. Причем, на их счет можно отнести активное отстаивание принципа идеальности андрогин-ной личности (гармоничного соединения мужского и женского в одном лице). Следует также отметить, что для рассматриваемых мыслителей характерно восприятие полового акта не только как физиологического действия, а в значительно большей степени как трансцендентного явления.

Кроме того, им свойственно было рассматривать пол как сакральное явление, которое практически не познано. Миросозерцанию указанных философов присуще понимание факта, что пол является основой

бытия, а так же того, что признаки пола видны во всех сферах человеческой жизни. Отношение к данному факту в их творчестве различно, начиная от достаточно негативного и пренебрежительного отношения В.С. Соловьева и заканчивая насквозь «животной» философией В.В. Розанова. Такая «всепроникновенность» пола порождала у философов мысли об особой зависимости человека от данной сферы. Однако, несмотря на то, что пол делал человека своим «рабом», он же является источником творческой энергии для последнего.

Таким образом, пристальное внимание русских философов к сфере пола имело своей задачей формирование определения его сущности, а также поиск путей для достижения провозглашаемого ими идеального состояния андрогинности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. -605 с.

2. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) //http://magister. msk. ru/library/philos/berdyaev/ berdn_087.htm

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004. - 678(10) с. - (Philosophy).

4. В.В. Розанов: Pro et contra. Кн. II / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. - СПб.: РХГИ, 1995. - 576 с. - «Русский путь».

5. Василий Розанов в контексте культуры. -Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 1999. - 213 с.

6. Кожурин А.Я. «Археология религии» В. В. Розанова / Проблемы культуры в русской философии II половины XIX - начала XX веков. Учебное пособие. - СПб., Изд-во СПбГУЭФ,

2001. Глава 2 //http://anthropology.ru/ru/textsik ozhurin/cult_02. html.

7. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток: Из-во Дальновост. ун-та, 1994. - 208 с.

8. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год // Розанов В.В. Собр.соч.: Мимолетное / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1994. - 743 с.

Галкина Н.Н.

««Пол» в понимании русских религиозных философов...»

9. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. Уединенное. Собр соч. Т. 2. -М.: Правда, 1990. - 543 с.

10. Розанов В. В. Религия и культура // Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / Сост. и вступ. статья А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1992. - 399 с.

11. Розанов В. В. Собр. соч. О писательстве и писателях / Сост. и вступ. статья А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1995. - 734 с.

12. Семигин В. Л. Мужское и женское Василия Розанова //http://www. nature. ru.

13. Соловьев В.С. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 481 с.

14. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А. Бердяева: Дис... канд. филос. наук: 09.00.03/ МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак. - М., 1998. - 167 с. - Библиогр.: с. 161167 // http:// www. auditorium. ru/books/6006.

Об авторе

Галкина Наталья Николаевна, аспирант кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.