Научная статья на тему 'ПОЛ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОЛ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
принятию моральной ответственности / принцип заботы и принцип справедливости / мораль / половозрастные особенности / acceptance of moral responsibility / the principle of care and the principle of justice / morality / age and gender features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Е.Н., Дроздова Н.В.

Развитие морально-нравственной сферы в большей степени обусловлено социальными и личностными, чем биологическими факторами. В связи с этим, влияние биологического пола на морально-нравственное развитие не является определяющим. Вместе с этим, существует ряд факторов, которые говорят в пользу различий морально-нравственной сферы мальчиков и девочек. Этому способствуют, во-первых, традиции воспитания мальчиков и девочек (что задает социальный фактор в становлении моральной сферы), а во-вторых - разница в личностном созревании (что характеризует девочек-подростков как более зрелых по сравнению с мальчиками и может являться фактором, определяющим различия в их моральной сфере).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AS A FACTOR IN THE PARTICULAR READINESS TO ACCEPT MORAL RESPONSIBILITY IN ADOLESCENCE

The development of the moral sphere is largely due to social and personal than biological factors. In this regard, the influence of biological sex on moral development is not decisive. At the same time, there are a number of factors that speak in favor of the differences in the moral and ethical sphere of boys and girls. This is promoted, firstly, by the tradition of educating boys and girls (which determines the social factor in the development of the moral sphere), and secondly - the difference in personal maturation (which characterizes adolescent girls as more mature than boys and determining differences in their moral sphere).

Текст научной работы на тему «ПОЛ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 371.011

Кузьмина Е.Н. студентка ФГБОУВО «ОГПУ» Дроздова Н. В.

Россия, Оренбург

ПОЛ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Развитие морально-нравственной сферы в большей степени обусловлено социальными и личностными, чем биологическими факторами. В связи с этим, влияние биологического пола на морально -нравственное развитие не является определяющим.

Вместе с этим, существует ряд факторов, которые говорят в пользу различий морально-нравственной сферы мальчиков и девочек. Этому способствуют, во-первых, традиции воспитания мальчиков и девочек (что задает социальный фактор в становлении моральной сферы), а во-вторых -разница в личностном созревании (что характеризует девочек-подростков как более зрелых по сравнению с мальчиками и может являться фактором, определяющим различия в их моральной сфере).

Ключевые слова: принятию моральной ответственности, принцип

заботы и принцип справедливости, мораль, половозрастные особенности.

Kuzmina E.N.

student Bachelor FSBEI HE "OGPU" Drozdova N.V.

Russia, Orenburg GENDER AS A FACTOR IN THE PARTICULAR READINESS TO ACCEPT MORAL RESPONSIBILITY IN ADOLESCENCE

Annotation. The development of the moral sphere is largely due to social and personal than biological factors. In this regard, the influence of biological sex on moral development is not decisive.

At the same time, there are a number of factors that speak in favor of the differences in the moral and ethical sphere of boys and girls. This is promoted, firstly, by the tradition of educating boys and girls (which determines the social factor in the development of the moral sphere), and secondly - the difference in personal maturation (which characterizes adolescent girls as more mature than boys and determining differences in their moral sphere).

Keywords: acceptance of moral responsibility, the principle of care and the principle of justice, morality, age and gender features.

Анализируя влияние культуры и условий социализации, следует отметить, что исторически сложилось разделение ролей мужчины и

женщины. В частности, И.С. Кон в своих исследованиях отмечает, что исторически сложившаяся роль мужчины - «инструментальная», «добытчика» (он должен кормить, защищать семью). Женская социальная функция - экспрессивная, эмоциональная. Главными обязанностями женщины были воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и оберегание семейного очага. В связи с этим, у женщин в большей степени поощряется развитие таких качеств, как заботливость, у мужчин - активность, напористость, способность отстоять свое мнение. Для мальчиков более социально-приемлемым является агрессивное поведение, чем заботливое.

На основе этого, первоначально считалось, что нормы морали имеют гендерную обусловленность. В частности, считалось, что женщины предпочитают принцип заботы, мужчины - принцип справедливости. Однако, имеющиеся данные практических исследований о межполовых различиях в сфере моральных норм и морально-нравственного поведения весьма противоречивы.

К. Гиллиган, используя методику Л. Колберга, с помощью которой определяется уровень морального развития, обнаружила, что девочки и женщины обычно получают более низкие оценки за разрешение моральных дилемм, чем мальчики и мужчины. Однако К. Гиллиган считает, что это еще не указывает на более низкий уровень морального развития, просто девочки (и женщины) используют другие критерии для вынесения своих моральных суждений. Результаты исследователь объясняет культурными условиями воспитания, когда мальчиков и девочек с детства учат ценить разные качества и поощряют развитие разных качеств. В результате, у девочек формируется мораль как забота о ближнем, а у мальчиков - мораль как абстрактная справедливость. То есть, по мнению К. Гиллиган, у девочек и мальчиков различия связаны с пониманием нравственности и морали.

Эти выводы были подтверждены в исследованиях Ф.Г. Асадуллиной и Д.В. Малюгина. Ученые выявили, что в критических ситуациях выбора мужчины чаще предпочитают агрессивную тенденцию, не руководствуются нормами морали. Например, они готовы применять к террористу любые методы допроса, пойдут на воровство еды, если нет другого способа удовлетворить голод в ближайшие день-два, согласны на применение эвтаназии в отношении близкого человека при определенных условиях и пр. Женщины в критических ситуациях склонны ориентироваться на нормы морали, связанные с заботой о человеке.

В обычных, житейских, деловых ситуациях различия в морально-нравственных выборах проявляются не столь значимо. А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова выявили, что мужчины гораздо более терпимы к мелким недостаткам других, чем женщины, и в большей степени готовы нарушать нормы закона, особенно в условиях доверительных отношений. Женщины же в большей степени готовы прощать ошибки, поступаясь своей принципиальностью.

Л.М. Новикова, сравнивая содержание моральных суждений мужчин и женщин, установила, что женщины склонны проявлять заботу и сочувствие о других (о животных, детях, больных), опираются на принципы гуманизма (в воспитании ребенка предпочитали использовать разговор, а не насилие; подчеркивали ценность гармонии человека с природой). Кроме того, они демонстрировали тенденцию к соблюдению формальных правил и предписаний, законов, и вообще к послушанию в трудовых отношениях. Мужчины же в своих обоснованиях моральных суждений проявляют большую жесткость (особенно в критических ситуациях), прагматичность и следование принципу выгоды и категоричность. К тому же, мужчины показывали свою приверженность к эстетике насилия.

Однако в этом же исследовании Л.М. Новикова указывает на то, что существует группа мужчин и женщин, дающая противоположные ответы основной группе. Полученные противоречия автор объясняет тем, что влияние имеет не столько биологический пол, сколько гендер (С. Бем). Согласно этой теории, фемининность может быть выражена у мужчин, и такой мужчина будет демонстрировать моральные нормы и выборы, традиционные для женщин, равно и наоборот.

В целом, на данный момент нет доказательств стабильного предпочтения того или иного морального принципа только на основе половой принадлежности. Мета-анализ более 100 исследований половых различий в моральной ориентации е дает достоверных различий (С.В. Молчанов).

Однако, ряд исследователей указывают на различия в моральных суждениях и нормах в подростковом возрасте и связывают это с особенностями созревания мальчиков и девочек. Так, Е.П. Ильин указывает, что у детей младше 10 лет половых различий в моральных суждениях нет. Но в подростковом возрасте эти различия начинают проявляться. С 10-12 лет, по данным Н. Айзенберг девочки дают ответы, более проникнутые заботой и состраданием, чем мальчики их возраста. Автор объясняет это не столько гендерными различиями, сколько более ранним созреванием девочек и более ранним личностным становлением.

Л.М. Новикова выявила гендерные различия, сравнивая моральное сознание подростков и молодежи. По ее данным, ответы мальчиков и девочек в возрастной группе 12-14 лет значимо не отличаются. Но с 15-17 лет ответы юношей и девушек отличаются значимо, при этом девушки показывают более высокий уровень морального сознания (различия сглаживаются после 20 лет).

С.В. Молчанов в своем исследовании также выявил, что девочки-подростки чаще используют для решения ситуации принцип заботы, а мальчики подростки - принцип справедливости.

Морально-нравственная сфера, по мнению Р.В. Овчаровой, представляет собой интегральное образование, компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Системообразующим по мнению Р.В. Овчаровой является когнитивный компонент, объединяющий в себе нравственные ценности, идеалы, убеждения, сознание и самосознание,

центральным элементом которого у подростков являются нравственные ценности. Производными от когнитивного и эмоционального компонентов являются нравственные качества личности подростка и параметры нравственного поведения Р.В. Овчарова, анализируя становление морально -нравственной сферы в подростковом возрасте, выявила различия в выраженности ее компонентов. Проводя гендерное сравнение сформированности морально-нравственной сферы, Р.В. Овчарова установила, что в нравственной сфере личности девочек-подростков доминирует эмоциональный компонент. Это ведет к тому, что их нравственное поведение неустойчиво и противоречиво, т.к. существенно зависит от эмоций и от их изменчивости. А у мальчиков-подростков преобладает когнитивный компонент. Поэтому, делает вывод Р.В. Овчарова, их нравственное развитие характеризуется большей устойчивостью и меньшей противоречивостью.

Таким образом, исследователями получены данные о том, что готовность к принятию моральной ответственности выше у женщин по сравнению с мужчинами, причем наиболее яркие различия проявляются в подростковом возрасте. Исследователи связывают это с более быстрым личностным развитием девочек по сравнению с мальчиками, а также особенностями гендерного воспитания, когда девочек «учат» заботиться о другом, соблюдать социальные нормы и правила, часто в ущерб себе.

Цель исследования - выявить половые особенности готовности к принятию моральной ответственности в подростковом возрасте.

Исследовательская работа была проведена в Акбулакской СОШ №1.

В качестве выборки исследования мы взяли младших (в возрасте 12-13 лет, 6-7 классы) и старших подростков (в возрасте 14-15 лет, 8-9 классы). Всего в исследовании приняли участие 90 подростков, 50% мальчиков и 50% девочек.

В исследовании применили метод решения дилемм. Метод моральных

дилемм - это использование историй с незавершенным концом для

диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом). Была

использована методика «Моральная дилемма» представляла собой

модифицированную методику моральных дилемм, разработанную С.В. Молчановым в проекте «MAMOS» под руководством А.И. Подольского (2016).

Методика включает 8 проблемных ситуаций, варьирующих по содержанию моральных норм, типу моральной дилеммы, межличностной дистанции и контексту взаимодействия. Герой незавершенного рассказа оказывается в ситуации морального выбора между двумя принципами: принципом справедливости и принципом заботы. Таким образом, герой поставлен в ситуацию необходимости совершить обязательный выбор. Испытуемому необходимо ответить на вопросы о соответствии поведения героя принятым моральным нормам, мере ответственности за последствия поступка, правомерности санкций в отношении совершенного поступка.

Сравнительный анализ уровня готовности к принятию моральной ответственности девочек и мальчиков-подростков наглядно показывает более высокий уровень готовности девочек-подростков по сравнению с мальчиками (рис. 1).

120.0% 100.0% 80.0% 60.0% 40.0% 20.0% 0.0%

92.3% 97.7% 0/1 Л О/ 79.1%

93.0% 84.6% 69.2% ^О 10/

62.8% Л Л 10/ 56.4% 48.8% 58.1% 46.2%

44.2% 25.6%

ОП ^0/ 25.6% 16.3%

1111111

Л

\ ^ °5 N Ъ Ь

^ ^ ^ ^ ^ ^

^ .¿Г .¿Г .еГ х^Г .¿Г .еГ

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Мальчики —"—Девочки

Рис. 1. Готовность к приятию ответственности у девочек и мальчиков У девочек и мальчиков на одинаково высоком уровне находится готовность к принятию моральной ответственности в ситуации отношений с пожилыми (дилемма 1, 93% и 92,3% соответственно). Что подтверждает, что данный вид моральной ответственности у подростков уже сформирован до подросткового возраста и не зависит от пола.

В ситуации с и младшими результаты не так однозначны. В одной стороны, и у мальчиков и у девочек высокие показатели готовности к принятию моральной ответственности в данной ситуации. С другой стороны, с другой стороны, у девочек значимо выше уровень к принятию моральной ответственности в ситуациях по отношению к младшим (табл. 1, дилемма 3, р<0,01). То есть, девочки-подростки по отношению к младшим достоверно чаще по сравнению с мальчиками проявляют заботу и готовы жертвовать своими интересами и выгодами для их защиты.

Примерно на одинаковый низкий и средний уровень готовности к принятию моральной ответственности проявляют и мальчики и девочки в дилемме 5 и дилемме 6, при этом уровень готовности незначимо выше у мальчиков (дилемма 5: 25,6% по сравнению с 16,3%, дилемма 6: 56,4% по сравнению с 48,8%). Это ситуации, связанные с выбором между возможным ущербом сверстника и собственной выгодой. Мы можем говорить о том, что в незначительной степени собственные интересы выше у девочек-подростков по сравнению с мальчиками, что и влияет на их уровень готовности к принятию моральной ответственности.

В дилеммах 7 и 8 также значимые различия между мальчиками и девочками-подростками отсутствуют (табл. 4), показатели уровня готовности находятся на средне-высоком уровне с небольшим превышением уровня у

девочек (дилемма 7: 79,1% у девочек по сравнению с 69,2% у мальчиков; дилемма 8: 58,1% у девочек по сравнению с 46,2% у мальчиков).

Значимое превышение уровня готовности к принятию моральной ответственности у девочек-подростков по сравнению с мальчиками было выявлено в дилемме 2 (выполнение социальных норм в ущерб себе, у девочек высокий уровень готовности выявлен у 62,8%, у мальчиков у 20,5%, р<0,01) и в дилемме 4 (забота о сверстнике в ущерб себе, высокий уровень у 44,2% девочек и у 25,6% мальчиков, р <0,05). Это указывает на достоверно более раннее формирование нормативного самосознания девочек и высокой готовности девочек на этой основе соблюдать социальные нормы (даже в ущерб себе) и более высокой готовностью проявлять заботу о сверстнике (меньшей эгоцентричностью при решении моральной дилеммы). Что можно объяснить более ранним личностным взрослением девочек по сравнению с мальчиками, более высокой нормативностью девочек по сравнению с мальчиками.

Сравнительный анализ результатов девочек и мальчиков-подростков выявил, что:

- у девочек и у мальчиков-подростков одинаково на высоком уровне находится готовность к принятию моральной ответственности в ситуации отношений с пожилыми;

- у девочек и у мальчиков на одинаковом среднем уровне находится уровень готовности к принятию моральной ответственности в ситуации, связанной со сверстниками и собой, сверстниками и значимым взрослым;

- у девочек достоверно выше готовность к принятию моральной ответственности в ситуации по отношению к младшим (р<0,01); в ситуации нарушения социальных норм (р<0,01) и в ситуации взаимодействия со сверстником (р<0,05).

Выводы исследования подтверждают то, что уровень готовности к принятию моральной ответственности в подростковом возрасте различается по половозрастному признаку.

Использованные источники:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001. - 416 с.

2. Беседин, А.П. Натуралистический аргумент П. Стросона в пользу моральной ответственности / А.П. Беседин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2015. - № 6. - С. 8-16.

3. Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: Монография / М.В. Борцова. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. - 125 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2010. - 645 с.

Гаевая, Т.Г. Моральная ответственность как качество личности : автореф. дис. ... канд.психол.наук

5. Молчанов С.В., Маркина О.С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014 Т. 6 № 4 URL: http://psyedu.ra/journal/2014/4/Molchanov_Markina.phtml

6. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 1(25). -С. 84-90. doi: 10.11621/npj.2017.0110

7. Молчанов, С.В. Личностные факторы принятия моральной ответственности в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. - 2017. - №4 (28). - С. 114-120

8. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию. Вестник Московского Университета, Серия 14, Психология. 2011, №2.

9. Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте. Культурно -историческая психология, М., №1, 2007, с.73-80.

10. Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуацииразвития в подростковом и юношеском возрасте. Культурно-историческая психология, М., №1, 2007, с.73-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.