Переводы
Милтон Даймонд
ПОЛ И ГЕНДЕР - ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ* (перевод с английского Алены Кудриной)
Аннотация. Автор предпринимает попытку уточнить понимание проблемы пола. В статье предложены и рассмотрены следующие понятия: пол, гендер, гендерная идентичность и половая идентичность. Представлены альтернативные способы обсуждения полового влечения.
Ключевые слова: половая идентичность; гендерная идентичность; интерсексуальность; сексуальные ориентации; трансгендер; транссексуальность; трансвестит
Abstract. This author attempts to enhance understanding about different sexual issues. The definitions to common terms such as sex, gender, gender identity and sexual identity are offered in the article. Alternate ways to discuss one's sexual attractions are also presented.
Keywords: sexual identity; gender identity; intersexuality; sexual orientation, transgender, transsexuality, transvestite
Введение
Прочтение понятий В последние десятилетия понятие «гендер» вошло в
пол и гендер общепринятое употребление, особенно как синоним слову
пол. Это понятие, действительно, оказался полезным в различных ситуациях, хотя разграничения между двумя словами, «пол» и «гендер» (sex and gender) до сих пор не были четко определены. В большинстве случаев (особенно в повседневном разговоре) понятия гендер и пол используются как взаимозаменяемые. Значение каждого понятия можно понять из контекста. Тем не менее, в научном, медицинском, юридическом, политическом и в религиозном дискурсе противоречивое использование этих понятий в может привести к недопониманию.
* Diamond Milton. Sex and Gender are Different: Sexual Identity and Gender Identity are Different // Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2002, № 7, - P. 320-335. (Клиническая детская психология и психиатрия, 2002, №7, С.320-335.)
Знание генетики пола не означает знание гендера ребенка
Понятия пол и гендер в исторической перспективе
Сравнительно недавно Е.Шмидт [E.Schmidt, 2001] писал: «Обнаружение [второго гена, связанного с определением пола (sex)] предлагает новую надежду родителям младенцев, которые родились с этим состоянием [наружные половые органы промежуточного типа], а также представляет собой ценную информацию в помощь терапевтам в более точном и быстром определении пола (gender) новорожденного» [1].
Знание генетики пола ребенка с половыми органами промежуточного типа не всегда может быть полезно для понимания, как бы выглядели гениталии ребенка, уж точно редко поможет в предсказании ген-дера ребенка.
Понятие «пол» относится к анатомической структуре, понятие «гендер» относится к навязанному или принятому социальному и психологическому состоянию. Объяснение разницы, испытывающим душевную боль родителям и находящимся в замешательстве врачам, занимает большую часть моего времени. И родители, и многие профессионалы полагают, что знание пола подразумевает гендер, но это не всегда так. Установление четких концептуальных различий между двумя этими понятиями «пол» и «гендер» и связанными с ними концепциями полезно для психологического понимания идентичности.
В этой статье автор предпринял попытку показать, что в определенных контекстах - особенно в тех, в которые включены транссексуальность и интерсексуальность, - бывает чрезмерно важным признать и поддержать наличие разницы.
Понятие пол с классических времен использовалось в биологии и медицине для обозначения особей мужской, женской или двуполой. Так, животные, включая человека, подразделяются на категории в зависимости от того производят ли они гаметы (половые клетки), такие как сперматозоид (мужская особь) или яйцеклетку (женская особь), или имеют части репродуктивной системы, пригодные для развития и передачи или принятия таких гамет. Среди нечеловекоподобных животных двуполость (бисексуальность) покрывает те случаи, в которых присутствуют репродуктивные компоненты мужского и женского типа[1]* Среди животных понятие бисексуальность обычно относится к анатомии, а не к сексуальному поведению.
* Далее в тексте подобным образом мелким шрифтом вверху над текстом обозначены примечания автора, которые приводятся в конце статьи.
Пример использования понятий гендер и пол в Верховном суде США
Контекстуальные различия пола и гендера
Исторически для людских особей для тех индивидов, что имеют и женские, и мужские характеристики, существовало название гермафродиты. В настоящее время предпочтительным является понятие «интерсекс» [С. Дж. Кесслер (S.J.Kessler), 1998][2].
Понятие гендер в основном использовалось и используется в социальном и культурном контекстах, в отличие от биологических. Особенно это ассоциировалось с языком. Первое известное использование слова «гендер» относится к 1387 н.э., когда Т.Уск (T. Usk) написал: 'No mo genders been there but masculine and femynyne, all the remnaunte been no genders but of grace, in faculte of grammar'* [Дж.А.Симпсон и Е.С.К. Вайнер (J.A.Simpson & E.S.C.Weiner), 1989] [3] [2]. Этот контекст использования понятия «гендер» был расширен, так что с 1960-х или 1970-х слово часто используется как эвфемизм для пола человека, когда есть намерение подчеркнуть социальное и культурное в противопоставление биологическому.
Судья Верховного суда США Антони Скалия (Anthony Scalia) в попытке прояснить использование понятий гендер и пол писал: «Слово гендер приобрело новое и полезное дополнительное значение культурных или оценочных характеристик в противопоставление физическим характеристикам, в отличие от полов. Другими словами гендер по отношению к полу это то же самое как женский, женственный по отношению в женскому полу и мужской, мужественный по отношению к мужскому полу» [J.E.B., 1994] [3]. Однако согласно судье верховного суда США Руфь Бейдер Гинсбург (Ruth Bader Ginsburg), слова являются взаимозаменяемыми. Она ссылается на то, что использовала эти слова в подготовке судебных материалов по делам, имеющим отношение к полу/гендеру для того, чтобы слово пол не появлялось бы на каждой странице. Предположительно, ее секретарь сказала следующее: «Разве Вы не знаете, что эти девять мужчин [в составе Верховного суда], когда они слышат это слово, их первая ассоциация совсем не та, что Вы хотели бы, чтобы они думали» [M.A. Кейс (M.A. Case), 1995] [4].
Держа в уме описанные различия, современное использование обсуждаемых понятий может сохранять эту дифференциацию. Многое зависит от близости автора к опыту или компетенции, относящейся к биологии,
* «Не существует другого рода, кроме мужского и женского, все остальное не является родом в области грамматики».
медицине или к философским, социологическим и антропологическим исследованиям. Для большинства профессионалов, настроенных на биологию или медицину, пол кажется чем-то фиксированным. Гонады определяют пол, или он диагностируется по гаметам, которыми обладает индивид, или предположительно будет обладать на основании других биологических черт, таких как хромосомы [4]. Человеческие мужские и женские особи, как биологические существа (организмы), также подразделяются на категории женщин, мужчин или интерсекс (имеющие биологические черты типичные и для мужчин, и для женщин).
Как социальные сущности, тем не менее, мужчины и женщины, на основании многообразия различных ролей, которые они исполняют в многообразных обществах, и на основании множества индивидуальных решений, которые они принимают в своей жизни, не так легко поддаются различению. Мужчины могут, конечно, работать или играть, как девочки или женщины, что может быть приемлемо или неприемлемо в их обществе, а женщины могут равноценно жить, работать или играть как мальчики или мужчины. Этот изменчивый аспект жизни и есть их гендер [5].
Роли и идентичность Наиболее часто роли, которые играет человек, связаны с полом. Термин «роль» используется для того, чтобы показать, что демонстрируемые паттерны поведения являются усвоенными или проявляются как бы в соответствие с определенного рода социальным сценарием [Дж.Х.Гагнон и У.Симон (J.H.Gagnon & "^81шоп), 1973]. Мужчины и мужские роли типично ассоциируются с силой, опасными занятиями, тогда как женщины и женские роли более часто ассоциируются с выращиванием детей и занятиями, связанными с воспитанием и заботой. Но даже эти различия все с возрастающей скоростью размываются. То, что считалось когда-то мужской работой, стало восприниматься как женская, а теперь как приемлемая для обоих полов (например, телефонный оператор). Из-за того, что эти аспекты жизни, очевидно, изменчивы в разных культурах и меняются с разной скоростью, признается социальная и усвоенная природа культуры.
Текучесть понятия Многие из культурных и социальных различий в
гендер образцах поведения, ассоциируемые с двумя полами,
мужским и женским, приняты и признаны в качестве социальных конструктов - понятий и абстракций, которые несут с собой определенные ожидания и категоризации. Быть мужчиной в технологическом западном обще-
Определение
понятия
идентичность
стве означает совершенно иные вещи, чем быть мужчиной в нетехнологическом африканском обществе. Быть женщиной в обществах обоего типа также означает различное. И именно эта культурная пластичность является центральным аргументом для таких авторов, как Мишель Фуко [1980]. Для М.Фуко гендер, в отличие от пола, следует признать и принять как поток изменчивой жидкости, которая изменяется и подвержена переходам в различных контекстах и временах [6].
Для транссексуальных и интерсексуальных лиц это различие между полом и гендером, как показано здесь, может стать центральным для их существования. Ценности, которые каждая группа индивидуальных трассексуальных или интерсексуальных лиц приписывает полу и гендеру, могут быть различными. Также предполагается, что для психологов, философов и других полезно прояснить различия между двумя этими концепциями. Для лучшего понимания этих различий следует дать вначале определение еще одного набора понятий. Эти понятия относятся к концепции идентичности.
Идентичность - это понятие, которое используется в психологии и в повседневной жизни. Обычно люди «идентифицируют» себя как гомосексуалы или видят свою «идентичность» как гетеросексуалы. Индивиды могут идентифицировать, признавать себя, в качестве транссексуалов или интерсексуалов без уточнения, что значат эти слова. Это аффилиативное использование данных понятий. Также можно идентифицировать себя в качестве консерватора, унитариста или механика.
Понятие «половая идентичность» [7] описывает половой и гендерной оценку, благодаря которой человек видит себя мужчи-идентичностью ной или женщиной. Это внутреннее убеждение в отождествлении обычно отражает внешний физический вид и типичные связанные с полом роли, которые развиваются у человека и которые он предпочитает (или которые общество пытается навязать ему).
Понятие «гендерная идентичность» - есть указание на признание воспринимаемого социального ген-дера, приписываемого человеку. Типично особь мужского пола воспринимается как мальчик или мужчина, где мальчик и мужчина - социальные термины, несущие установки культурных ожиданий. Точно также особь женского пола воспринимается как девочка или женщина. Различия, проводимые между мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной не только
Различия между
Различия между половой и гендерной ролью
Определения тендерных ролей, даваемые другими авторами
возрастные, но также обычно представляют собой различия в социальных ожиданиях, которые сопровождают взросление.
Гендер и гендернаяроль относится к идее общества о том, как должны вести себя девочки или мальчики, мужчины или женщины. Выражение тендера, а также гендерной роли, представляет собой публичное проявление гендерной идентичности. Можно сказать: пол есть, а гендер проявляется в деятельности; пол типично (но не всегда) представляет собой то, что у нас между ног, тогда как гендер представляет собой то, что у нас между ушей.
Половая роль обычно включает в себя претворение в жизнь биологической предрасположенности. У молодых мужчин это обычно ассоциируется с их большей агрессивностью, их драчливостью (воинственностью) и соревновательной природой, чем это обычно проявляется у молодых женщин. У молодых женщин их половые роли обычно проявляются в их воспитывающем поведении и стремлении к компромиссу, что реже встречается у мальчиков. Это может быть точнее названо типично-половыми (типично мужским; типично женским) поведением. Гендерные роли - это то поведение, которое явно или скрыто навязывается обществом.
Как описывают Дж.Х. Гагнон и У. Симон [J.H. Gagnon & W. Simon, 1973], гендерные роли - это поведение, которое представляет собой сценарий, навязанный обществом. Пример этого - то, как девочки учатся держать свои колени вместе или поправлять свои платья и применять косметику, тогда как мальчики активно запоминают правила спорта и игр. Гендер полностью имеет отношение к обществу, в котором живет человек, и может или может не иметь ничего общего с биологией [Дж.Х. Гагнон и У. Симон (J.H. Gagnon & W. Simon), 1973].
Это использование и терминология немного отличается от той, что используют Дж. Мани и А. Эрхардт (1972). Эти исследователи не пользуются термином половая идентичность, но имеют сплавленные с генде-ром значения, которые были приведены ранее в терминах гендерная идентичность/роль, и предлагают, кроме того, их собственные определения: «Гендерная идентичность - это личный опыт гендерной роли; а гендерная роль - это публичное проявление гендерной идентичности»... «гендерная идентичность» может быть прочтена в значении гендерная идентичность/роль» [5]. Но здесь
опять же терминология не согласуется с той, что используется другими авторами. Р.Дж.Столлер (R.J.Stoller, 1968), например, называет это внутренней реализацией само-идентичности как мужской или женской «ядерной гендерной идентичности» [8]. Интерсексуальный Рассмотрим, как обсуждаемые понятия и концеп-
ребенок ции могут объяснять развивающегося ребенка [9]. Мама
восьмилетнего ребенка с неопределенными внешними половыми органами, по хромосомам являющегося мальчиком XY, сказала мне: «У моего ребенка возникают вопросы о его поле (гендере)*. Странно, но мы воспитывали своего ребенка полностью как девочку. До сих пор она не знает о своем состоянии. Мы считали, что будет лучше подождать, пока она сможет понять. Но с годами и все чаще она говорила такие вещи, как «я не девочка... я мальчик»... она стремиться одеваться в нейтральную одежду. учителя жалуются (они не знают.), что она сорванец и ведет себя как мальчик. все ее друзья мальчики. Дома она проводит время с братьями. А какая она сильная!» История воспитания В момент рождения по совету врача мама решила интерсексуального воспитывать ребенка как девочку из-за того, что у ребенка не было пениса. Это было стандартной рекомендацией до совсем недавнего времени (М.Даймонд, 1998, 1999; М. Даймонд и Х.К. Сигмундсон (М. Diamond & H.K. Sig-mundson), 1997a, 1997b; К. Кипнис и М. Даймонд (K. Kipnis & М. Diamond), 1998). Реально биологический пол ребенка - мужской, но он имел навязанный женский гендер и воспитывался с рождения как девочка. Очевидно это случай, когда пол и гендер не согласуются друг с другом.
Ребенок** знает, что его воспитывают как девочку, и его поощряют как родители, так и врачи, чтобы он жил как девочка. Ребенок сам признает, что его воспринимают и реагируют на него как на девочку. Таким образом, он осознает свою гендерную идентичность. И все же, несмотря на то, что он воспитывается девочкой, ребенок проявляет гендерные роли более типичные для мальчиков. Более того, несмотря на воспитание и незнание своей биологии, ребенок развил внутреннюю половую идентичность мальчика, то есть внутри себя ребенок чувствует, что он мальчик и должен быть мальчиком. Это понимание приходит в результате сравне-
ребенка
* Использован термин gender (прим. пер.).
** В оригинале используется местоимение среднего рода it (прим. пер.).
Прогнозы относительно будущего ребенка
Потенциальная транссексуальность
Конфликт гендерной идентичности у детей
ния своих чувств, интересов, отношении и предпочтений со своими сверстниками - мальчиками и девочками. В результате решения, что быть мальчиком лучше «стыкуется» с той реальностью, которую ему предлагают (М. Даймонд, 1999).
У этого ребенка мужские хромосомы (он интерсексуальный мужской псевдогермафродит) с навязанным гендером девочки. Когда ребенок повзрослеет и узнает свою историю, я предсказываю, что, скорее всего, он станет жить как мужчина или как можно ближе к нейтральному гендеру (мужеподобная женщина или женоподобный мужчина). Он придет к пониманию того, что он интерсексуал; он может идентифицировать себя открыто как таковой или не делать этого.
Мать ребенка спросила мое мнение о том, что было бы лучше позволить ребенку переключиться на жизнь в качестве мальчика или продолжить терапию препубе-рантным феминизирующим гормоном, как рекомендовали врачи. Мой совет: позволить ребенку жить в качестве мальчика и поощрять типично мужское развитие. Несмотря на неопределенность гениталий, такое обращение позволило бы гендеру и полу сочетаться лучше, чем это есть сейчас. По желанию позже можно произвести реконструкцию гениталий.
При обсуждении и описании транссексуалов различия в определениях также очень полезны. В реальном мире потенциальный транссексуал, ничем не отличаясь от других людей, воспитывается в соответствии с традицией, мальчиком или девочкой, в соответствии с тем, как общество видит его или ее гениталии. В отличие от многих интерсексуальных индивидов, нет никакого способа определить тех, кто разовьется как трассексуал.
Термин транссексуальный правильно применять только к тем взрослым индивидам, которые проявляют диагностические критерии для гендерной дисфории или расстройства гендерной идентичности (РГИ), и не использовать его для детей. В DSM-IV существуют отдельные критерии для РГИ для детей (302.6), для подростков и взрослых (302.85) [Американская психиатрическая ассоциация, 1994]. Ребенок или подросток с РГИ как правило не считается транссексуалом до достижения им взрослого возраста. В некоторых кругах принято различать у транссексуалов до и после операции.
Некоторые врачи-клиницисты, такие как Р.Иссей [R.Issay,1997] и Е.Дж.Менвилль [E.J.Menvielle, 1998], выступали против включения детского РГИ в DSM, так
как представляется, что такой ребенок несет в себе симптом гомосексуальной ориентации. П.Т.Коэн-Кеттенис [P.T.Cohen-Kettenis, 2001] и К.Дж.Зукер [K.J.Zucker, 2001] считают ценным рассмотрение каждого ребенка как отдельного случая, чтобы его лечение могло проводиться надлежащим образом.
У ребенка может иметься конфликт гендерной идентичности, но такие конфликты, чаще «да», чем «нет», о чем сообщалось такими авторами, как Р.Грин [R.Green, 1987], К.Дж.Зукер и С.Дж.Брэдли [K.J.Zucker & S.J.Bradley, 1995], и К.Дж.Зукер [K.J.Zucker, 2001], разрешаются сами собой в гомосексуальное или типичное состояние. П.Т.Коэн-Кеттенис [P.T.Cohen-Kettenis, 2001] обнаружила то же самое. Тем не менее, она установила, что большой процент тех детей, которые проявляют РГИ, будучи детьми (17 из 74), уже подростками продолжают демонстрировать гендерно дисфоричное поведение и в дальнейшем настояли на операции по изменению пола [10]. Определение Если все же необходимо получить определение
транссексуальности транссексуальности, то это можно сделать следующим образом: по мере взросления само-представление (половая идентичность), которое есть у человека, отвердевает в пол, противоположный его/ее анатомическому полу. Образ в зеркале вступает в конфликт с образом разума [Бенджамин (H.Benjamin), 1966; А.Болин (A.Bolin), 1987; Р.Ф.Доктер (R.F.Docter), 1990; Р.Грин и Дж. Мани (R.Green and J.Money), 1969]. Развивающееся лицо мужского пола, например, знает, что его воспитывают как мальчика, но полагает, что было бы более уместно, чтобы воспитание и отношение было бы как к девочке. Транссексуальное лицо мужского пола думает, что он на самом деле женщина, должен был бы быть женщиной или стремиться быть женщиной. Конфликт гендерной Конфликт гендерной идентичности может начаться очень рано, и может быть проиллюстрирован следующей выдержкой из записанного диалога между психотерапевтом (Берущий интервью = И) и четырехлетним мальчиком (К.Дж.Зукер, С.Дж.Брэдли и С.Б.Лаури Салливан [K.J.Zucker, S.J.Bradley, & C.B.Lowry Sullivan, 1992]:
И: Ты девочка? C: Да.
И: Когда ты вырастешь, ты будешь мамой или папой?
C: Мамой.
И: А ты бы мог вырасти и стать папой?
идентичности у ребенка четырех лет
Интервью с ребенком
Обсуждение половой и гендерной идентичности ребенка
Процесс эволюции транссексуала
C: Нет.
И: Есть ли что-то хорошее в том, чтобы быть мальчиком?
C: Нет.
И: Есть ли что-то, что тебе не нравится в том, чтобы быть мальчиком?
C: Да.
И: Расскажите мне что-нибудь из того, что тебе не нравится в том, чтобы быть мальчиком?
C: Потому что это ненавижу. Потому что нас заставляют делать эти дурацкие приседания.
И: Ты думаешь лучше быть мальчиком или девочкой?
C: Девочкой.
И: Почему?
C: Потому что мне это нравится - они просто сидят и болтают.
И: В своих мыслях ты когда-нибудь думаешь о том, что ты хотел бы быть девочкой?
C: Да.
Этот ребенок осознает, что его воспитывают как мальчика, но думает о себе как о девочке. Это понимание того, как он живет и как он должен жить в обществе, что общество ждет от него, и есть его гендерная идентичность. «Ядерный» внутренний образ себя у этого ребенка - это «ее» половая идентичность. Это несоответствие между гендерной идентичностью и половой идентичностью диагностируется как расстройство гендерной идентичности и может, а может и не перейти во взрослый возраст. Если оно сохранится, то этот ребенок может быть впоследствии диагностирован как транссексуал. Если его случай типичен, то он затем в конечном итоге попытается организовать эндокринную терапию, или операцию, или оба варианта вместе для того, чтобы изменить свои черты настолько, чтобы его воспринимали как женщину. Изменение его анатомии на напоминающую женскую облегчит его социальное принятие и жизнь в качестве женщины. Его гендерная идентичность и половая идентичность будут, таким образом,
приведены в согласие
[11]
Преобразования и процессы, через которые проходит транссексуал в достижении своей физической трансформации могут быть мучительными и наполненными конфликтами. Они могут включать длительный процесс самоанализа, психотерапию и консультирование. Многие проходят интенсивный набор самотестирования в попытке доказать самим себе, кто они - мужчина или
Интерсекс (гермафродиты)
Ребенок сам должен иметь решающее слово
У обычных людей нет сомнений относительно своей половой идентичности
женщина, как они должны жить - как мужчина или как женщина [М.Даймонд, 1996]. Тогда как для других внутренние процессы довольно однозначны и они мало сомненеваются относительно правильности их решения изменить гендер. В целом, тем не менее, последней мантрой транссексуала становится: «измените мое тело, но не мой разум». Социально «он» становится «ею», а «она» становится «им». Половая идентичность транссексуала неизменна.
Интерсексуальный индивид рождается с мужскими, и с женскими физическими характеристиками. Например, индивид может быть XX по хромосомам, но иметь пенис, похожий на мужской; другой индивид может быть XY по хромосомному набору, но не иметь пениса, а вместо него иметь влагалище. У интерсексуального лица могут быть гениталии неопределенного характера или они могут казаться типичными.
Интерсексуальные мужчины и женщины могут идентифицировать себя как мужской, женский или интерсесуальный пол, и они могу жить как будто бы они женщины или мужчины, создавая такую видимость, или в некоторой нейтральной манере [М.Даймонд, 1999]. Интерсексуальные дети, хотя могут и не знать о своем состоянии, могут, тем не менее, проявлять этот нейтральный статус в выборе одежды, прически и манеры поведения. Многообразие состояний интексекса настолько велико, что можно провести только очень широкое обобщение относительно того, как можно сравнивать половую идентичность и гендерную идентичность каждого отдельного индивида.
В то время как некоторые интерсексуальные индивиды могут легко подстроить свое биологические несоответствия к образу своего воспитания и той жизни, которую они ведут, другие находят чрезвычайно трудным примирить те несоответствия, которые они видят и чувствуют с той социальной информацией, которая обрушивается на них. Даже внутри одной категории интерсекса есть многочисленные вариации. Именно по этой причине я считаю наилучшим вариантом, чтобы ребенок сам, особенно после периода полового созревания, имел возможность сказать свое решающее слово в том, как «он» или « она» должен жить дальше [М.Даймонд и Х.К.Сигмундсон (Diamond & H.K.Sigmundson), 1997b].
Прежде чем оставить эту тему, разрешите мне еще раз подчеркнуть, что здесь вопрос не в том, например, что мужчина думает, что он выглядит «достаточно» по-мужски или ведет себя как «настоящий» мачо для
Сексуальная ориентация
Предпочтительное
использование
понятий
того, чтобы удовлетворить свое эго или некий социальный стереотип. Большинство мужчин желали бы усилить некоторые аспекты своих мужских «я». И то же самое можно сказать о женщинах. Большинство женщин получили бы удовольствие от усиления некоторых аспектов своей женской внешности или изменения некоторых аспектов своего поведения. Но для типичного человека существует мало сомнений относительно его или ее базисного мужского или женского себя и половой идентичности, несмотря на недостаток социально предпочтительных гендерных черт.
Половая идентичность, гендерная идентичность и гендерные роли - это аспекты жизни, косвенно относящиеся к сексуальной ориентации человека. Сексуальная ориентация имеет отношение к полу эротического/ любовного партнера, которого предпочитает человек. Ищет ли индивид пару, который был бы мужчиной или женщиной; человек, которого он желает, мужчина или женщина? Наиболее часто для описания ориентации используются термины гетеросексуальная, гомосексуальна или бисексуальная. С научной точки зрения было бы лучше, если бы эти термины использовались как прилагательные, не существительные, и описывали бы поведение, а не людей. В повседневной же речи, тем не менее, часто говорят о человеке как о гетеросексуале или гомосексуале*. И на самом деле, люди часто так говорят сами о себе. К сожалению, такое причинно-обусловленное использование часто связывает вместе тех, чьи регулярные сексуальные партнеры одного пола с теми, чьи сексуальные связи с партнерами своего пола являются случайными по сравнению с гетеросексуальными контактами.
Понятие гомосексуальный лучше всего использовать только для тех, чья сексуальная активность полностью или почти полностью направлена на представителей того же пола, а термин гетеросексуальный - только
* гетеросексуализм [греч. heteros другой; лат^кш^ половой] - половое влечение к особи другого пола
гомосексуализм [греч. homos равный; лат.sexualis половой] -половое извращение, состоящее в противоестественном половом влечении к особям своего пола
транссексуалы [латДгам сквозь, через; лат.sexualis половой] - лицо, стремящееся изменить свой пол
интерсексуал [лат.inter вместе, между; лат.sexualis половой] - человек, имеющий от рождения частично или полностью развитые и мужские, и женские половые органы и вторичные признаки пола, гермафродит
Альтернативные термины, предлагаемые автором
Для большинства людей их идентичность, ориентация и гендер находятся в согласии
для тех, чьи эротические партнеры всегда или почти всегда противоположного пола, тогда как термин бисексуальный - для тех, кто имеет более или менее сексуальные контакты с представителями обоих полов [М.Даймонд, 1993].
В последнее время пропагандируется использование терминов androphilic (андрофилический), gyneco-philic (гинекофилический) и ambiphilic (амбифиличе-ский) для описания сексуальных/эротических партнеров, которых предпочитает человек (от andro = мужчина; gyneco = женщина; ambi = оба; philic = любить) [М.Даймонд, 1997]. Использование таких термин избавляет от необходимости специально определять пол упоминаемого человека и сфокусируется исключительно на поле желаемого партнера. Опять же такая ясность использования особенно удобна и благоприятна при обсуждении транссексуалов или интерсексуальных лиц. Например, что будет значить гомосексуальный или гетеросексуальный для интерсексуального индивида? А при обсуждении транссексуалов всегда существует замешательство относительно того, относится ли обозначение «гомосексуальный» к ситуации до или после операции. Эти последние понятия также не несут социальной нагрузки или табу в отличие от вышеупомянутых [12].
Прежде чем оставить обсуждаемую проблему, следует упомянуть, что лица, вовлеченные во взаимоотношения со своим полом, не обязательно демонстрируют какую-то особенную сопутствующую половую идентичность или гендерную идентичность. Мужчины, вовлеченные в гомосексуальные отношения, например, могут вполне комфортно чувствовать себя в своих мужских телах и не иметь никаких гендерно атипичных паттернов поведения. То же самое касается и лесбиянок; они вполне могут быть удовлетворены своим полом и гендерными ролями. Для большинства людей их идентичность, ориентация и гендер находятся в согласии.
Типичный мужчина видит себя таковым, ведет себя в мужской манере - комбинация биологически и социально обусловленных гендерных паттернов поведения -общество относится к нему как к мужчине, и он предпочитает сексуальные контакты с женщинами. Типичная женщина видит себя таковой, ведет себя в женской манере - что также является комбинацией биологически и социально обусловленного поведения - общество относится к ней как к женщине, и она предпочитает
сексуальные отношения с мужчинами. Для обычного человека не существует конфликта между половой и гендерной идентичностью, и нет никакой разницы, что обсуждаемые термины обозначают разные вещи.
Пример нетипичного Теперь рассмотрим пример нетипичного в обсуждаемом контексте человека. Когда случаются отклонения, такие как, когда люди хотят жить в гендере, противоположном тому, в котором они были воспитаны, по любой из некоторых причин, точное значение понятий и их практическая польза становятся очевидными. Кроме того отдельные понятия придают ясность в тех случаях, когда индивид выбирает быть нетипично гибким в проявлениях гендера.
Полезно также заметить, что наша дискуссия охватывает три из пяти центральных аспекта жизни, которые я использую для составления сексуального профиля человека. Помимо трех, упомянутых выше, а именно профиля человека паттерны гендерной роли, половая идентичность и сексуальная ориентация, я также нахожу удобным и полезным уточнить аспекты сексуальных механизмов и репродукции. Механизмы обозначают те процессы, что обычно ассоциируются с сексуальной активностью. Они включают, например, эрекцию, ночные поллюции и акт
человека
Предлагаемая автором модель PRIMO для составления сексуального
КОНСТИТУЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ И СКЛОННОСТЬ
Паттерны Репродукция Идентичность Механизмы Ориентация
Сознание
Когнитивные схемы Внутренний символизм
ОПОСРЕДУЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ
I
Социальное научение Формирование моделей Воспитание Культура Личный опыт Религиозные и политические убеждения ВЛИЯЮТ НА
Физическое развитие Взросление
Медицинские заболевания
ДЕМОНСТРИРУЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПАТТЕРНЫ РЕПРОДУКЦИИ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЕХАНИЗМЫ ОРИЕНТАЦИЯ
Рис 1. PRIMO: Факторы сексуального профиля. Компоненты PRIMO имеют свои истоки в пренатальном развитии и дают человеку определенные пренатальные (конституционные) склонности, которые опосредуются и изменяются силами социального и природного окружения. Это взаимодействие ведет к демонстрируемому поведению.
семяизвержения у мужчин, процесс появления смазки во влагалище, беременность и лактацию у женщин. Репродуктивная история, функционирование и отношения также важны. Относительно репродукции нас интересуют беременности, рождение живых детей, выкидыши, аборты, способность к зачатию или бесплодие, случались ли они или нет, а также отношение человека к этим процессам. Использованные вместе, по моему мнению, эти пять параметром предлагают довольно широкую, но в то же время полную картину. Акроним PRIMO помогает запомнить эти пять характеристик [М.Даймонд, 1995]. Графическая репрезентация сексуального развития с использованием компонентов модели PRIMO показана (Рис.1.)
1. Schmidt E. UCLA geneticists identify cause of malformed genitalia, finding will improve sex assignments in ambiguous newborns. // Press release. - Los Angeles, 2001. - May.
2. Simpson JA. & Weiner E.S.C. (Eds.). Oxford English dictionary. - Oxford, 1989.
3. J.E.B. v. Alabama, 114 S. Ct. 1419, 1994.
4. Case MA. Disaggregating gender from sex and sexual orientation: The effeminate man in the law and feminist jurisprudence. // Yale Law Journal. - 1995. - V.1. -No. 9.
5. Money J. & Ehrhardt A. Man and woman, boy and girl. - Baltimore, 1972.
(окончание следует)
188
№ 1 - 2013