НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »
!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500
№5 / 2022
(группа В), хлебобулочные изделия (Группа А);
• Незначительный рост наблюдается в товарной группе, товары которой относятся к здоровому образу жизни. Возможно, это связано с ростом популярности темы здоровья, заботы о себе, осознанном потреблении;
• Стабильная доля в продажах наблюдается у товаров бакалеи, табачной и виноводочной продукции.
Таким образом, перспективами развития товарного ассортимента и увеличения продаж в ООО «Торговый двор» является развитие следующих товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, кулинария и кондитерские изделия.
Список использованной литературы:
1. Кружковская Л.Г., Хачатуров Ю.Н. Спрос и формирование ассортимента в магазине // Л.Г. Кружковская, Ю.Н. Хачатуров. М.: Экономика, 2019. - 63 с.
2. Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2020. -№8 (141). 0 С. 83-89.
3. Ксенофонтова О., Новосельская Н. АВС-ХУ2 - анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 2 (34). 70-76 с.
4. Бузукова Е. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием АВС-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. - 2019. №3. 166-185с.
5. Эргардт О., Герман О. Методы анализа ассортиментной политики предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №9. 55-58с.
© Теплоухова В.А., 2022
УДК 339.3
Теплоухова В.А.
студентка группы МП-41 Факультета экономики и информационных технологий Научный руководитель: Черданцев В.П.
Профессор, доктор экономических наук ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия
ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ АССОРТИМЕНТОМ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДВОР»
Аннотация
Удовлетворение покупательского спроса является важной составляющей работы торгового предприятия. Для выявления потребностей клиентов и определения степени их удовлетворения товарами необходимо провести исследования, которые помогут выявить замечания и недостатки в отношении ассортимент.
Ключевые слова:
спрос, покупательская удовлетворенность, ассортимент товаров, формирование ассортимента. Ключевым параметром эффективности деятельности любой компании и решающим фактором
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
ее развития считается удовлетворенность потребителей. Покупательская удовлетворенность -подтверждение реальностью ожидание эмоционального положительно-окрашенного состояния в результате процесса совершения покупки, когда опыт взаимодействия с продавцом соответствует или превосходит ожиданиям покупателя. [4]
Главная цель процесса формирования ассортиментом - это наиболее полно удовлетворить покупательский спрос на рынке. Для оценки товарного ассортимента ООО «Торговый двор» был проведен опрос среди покупателей магазина. Всего было опрошено 167 человек. Цель опроса заключалась в определении лояльности покупателей к магазинам ООО «Торговый двор», определении уровня удовлетворенности ассортиментом. Дополнительно, собирались предложения и замечания по ассортименту от потребителей. [5]
Результаты опроса представлены ниже.
На вопрос удовлетворенности ассортиментом задавался вопрос: «Поставьте оценку Вашей удовлетворенности ассортиментом магазина ООО «Торговый двор» от 1 до 5, где 1 - совершенно не удовлетворен, а 5 - абсолютно удовлетворен».
Результатами данного опроса стола средняя оценка удовлетворенности ассортиментом - 3,7 баллов.
Распределение оценок удовлетворенности отражено на рисунке 1.
45%
1 2 3 4 5
■ Ряд1
Рисунок 1 - Удовлетворенность ассортиментом
Больше всего оценок (45%) относятся к «удовлетворительно», в то время, как порядка 6% покупателей совершенно не удовлетворены ассортиментом магазина.
Лояльность потребителей мерялась по методике ЫРБ. Респондентам задавался вопрос: «Оцените по шкале от 0 до 10 вероятность того, что вы порекомендуете компанию друзьям и знакомым, где 0 - точно не порекомендую, а 10 - точно порекомендую».
После получения всех ответов, сформированы три группы потребителей:
• Критики (баллы от 0 до 6) - 22%;
• Нейтралы (7-8 баллов) - 16%;
• Промоутеры (9-10 баллов) - 62%.
Индекс ЫРБ (или индекс потребительской лояльности) рассчитывается как результат вычитания процентов критиков из процентов промоутеров.
Исходя из расчетов, индекс удовлетворенности потребителей предприятия ООО «Торговый двор» составляет 40%.
Если связывать процент промоутеров с постоянными покупателями, которые совершают постоянные покупки, то показатель в 62% является средним для отрасли ритейла. Однако, индекс
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№5 / 2022
потребительской лояльности в сфере ритейла составляет 54% [1], что выше показателя ООО «Торговый двор». Данный результат говорит о необходимости компании к разработке и реализации решений, направленных на улучшение клиентского сервиса, торговых предложений и ассортимента, в частности.
Замечания и недостатки в отношении ассортимента, высказанные потребителями:
• Нет всего, что нужно;
• Есть вкусные булочки, но маленький ассортимент и быстро заканчиваются;
• Попадаются не свежие продукты и овощи;
• Нет заявленных акционных товаров;
• Небольшой ассортимент по хлебу;
• Хочется видеть больше местных производителей;
• Надо больше здоровых и правильных продуктов, которые можно при диете, правильном питании, диабете или других ограничениях;
• Не хватает уникальных позиций и товаров.
Большая часть замечаний, высказанных потребителями относится непосредственно к работе магазина или персоналу, однако, выше указаны наиболее частные замечания в отношении ассортимента.
Некоторые из замечаний и предложений подтверждают тенденцию в поведении потребителей и ориентацию на здоровый образ жизни и осознанное потребление. Стоит также отметить, что замечания относятся к тем группам, которые указаны как возможные для развития и имеют устойчивый рост в доле продаж.
Выводы по опросу: предприятие ООО «Торговый двор» нуждается в оптимизации ассортимента, как одного из способов повышения лояльности потребителей и росту доходности, с помощью развития товарных привлекательных товарных групп.
Стоит отметить еще один факт: магазины предприятия ООО «Торговый двор» расположены на оживленных улицах города, рядом с местом скопления людей, соответственно, вблизи магазина расположены компании-конкуренты. В рамках формата «магазина у дома», на расстоянии нескольких кварталов, магазин окружает порядка 3-х магазинов подобного формата и 2 супермаркета. Предприятия конкуренты - это магазины федеральных сетевых брендов. Также есть ряд специализированных магазинов.
Этот факт свидетельствует о высокой конкуренции, а также возможности позиционирования магазинов ООО «Торговый двор» как: местный, «свой», «родной» и развитие собственных торговых марок, с помощью собственного производства. Список использованной литературы:
1. Кружковская Л.Г., Хачатуров Ю.Н. Спрос и формирование ассортимента в магазине // Л.Г. Кружковская, Ю.Н. Хачатуров. М.: Экономика, 2019. - 63 с.
2. Ксенофонтова О., Новосельская Н. АВС-ХУ2 - анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 2 (34). 70-76 с.
3. Андерсон Менеджмент, ориентированный на потребителя / Андерсон, Керр Кристин; , Кэрол. - М.: ФАИР-Пресс, 2018. - 288 с.
4. Найджел, Хилл Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 / Хилл Найджел. - М.: Технология, 2018. - 557 с.
5. Шварц, П. Оценка степени удовлетворенности потребителя / П. Шварц. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 352 с.
© Теплоухова В.А., 2022