Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2296
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / GENERATION THEORY / GENERATION Z / DIGITAL ENVIRONMENT / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дутко Ю. А.

За последние годы средства цифровых коммуникаций стремительно вошли в жизнь современных людей. Глобализация цифровых технологий решается в России на государственном уровне: создаются и реализуются федеральные программы, направленные на включенность человека в виртуальное пространство с самого детства, что, несомненно, влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека. Так, люди, развивающиеся в условиях цифровой среды, получили название «поколение Z». Безусловно, данная категория детей не могла остаться незамеченной многими отечественными и зарубежными учеными. В настоящей статье авторами приводится обзор исследований, посвященных изучению «цифрового поколения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION Z: BASIC CONCEPTS, CHARACTERISTICS AND CURRENT RESEARCH

In recent years, digital communications have rapidly entered the lives of modern people. Globalization of digital technologies is solved in Russia at the state level - Federal programs of digitalization are created and implemented. They are aimed at the inclusion a person in the virtual space since the very childhood which undoubtedly affects many aspects of the human life. Thus, children developing in the context of the global spread of digital technologies have been called "generation Z". Of course, this category of children could not go unnoticed by many domestic and foreign scientists. In this article, the authors provide an overview of studies devoted to the study of the "digital generation".

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

► ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.5 ББК 88.26

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

GENERATION Z: BASIC CONCEPTS, CHARACTERISTICS AND CURRENT RESEARCH

Дутко Юлия Александровна

Соискатель кафедры «Психология развития», Московский педагогический государственный университет; психолог отдела экстренного реагирования ФКУ ЦЭПП МЧС России E-mail: yulya.dutko@bk.ru

Аннотация. За последние годы средства цифровых коммуникаций стремительно вошли в жизнь современных людей. Глобализация цифровых технологий решается в России на государственном уровне: создаются и реализуются федеральные программы, направленные на включенность человека в виртуальное пространство с самого детства, что, несомненно, влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека. Так, люди, развивающиеся в условиях цифровой среды, получили название «поколение Z». Безусловно, данная категория детей не могла остаться незамеченной многими отечественными и зарубежными учеными. В настоящей статье авторами приводится обзор исследований, посвященных изучению «цифрового поколения».

Dutko Julia A.

PhD Candidate at the "Psychology of development" Department, Moscow Pedagogical State University; Psychologist of the emergency response Department of EMERCOM of Russia E-mail: yulya.dutko@bk.ru

Abstract. In recent years, digital communications have rapidly entered the lives of modern people. Globalization of digital technologies is solved in Russia at the state level - Federal programs of digitalization are created and implemented. They are aimed at the inclusion a person in the virtual space since the very childhood which undoubtedly affects many aspects of the human life. Thus, children developing in the context of the global spread of digital technologies have been called "generation Z". Of course, this category of children could not go unnoticed by many domestic and foreign scientists. In this article, the authors provide an overview of studies devoted to the study of the "digital generation".

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Дутко Ю. А., 2020

Ключевые слова: теория поколений, поколение Z/ цифровая среда, цифровизация.

Keywords: generation theory, generation Z, digital environment, digitalization.

Понятие «поколение» можно встретить уже в трудах древнегреческого философа Платона, который говорил о единстве уподобления и различия в процессе преемственности [1, с. 94].

В начале XVIII в. философы Д. Вико, Д. Дидро, Ж. Кондорсе стали основоположниками теории поколений, выдвинув основные принципы преемственности поколений. Так, ученые определяли «поколение» как общность людей, имеющих сходные знания, уровень нравственности и склад ума, а не только группу ровесников. Также они считали, что мировая история - это история человеческого сознания, то есть обобщенный и взаимовли-яющий результат деятельности людей различных культурологических периодов и эпох, следовательно, любое действие зависит от прошлого и влияет на будущее [2, с. 280].

В итоге смена поколений в их учении не рассматривается как процесс этапов прогресса. Авторы противопоставляли «человеку естественному» искусственного «цивилизованного человека», тем самым переосмысливая и функцию преемственности поколений, задачей которой являлась не аккумуляция культурно-исторических достижений человечества, а механизм удержания человека в культурно-образованном пребывании в ситуации стабильности.

Дискуссия И. Гердера и И. Канта о зарождении человеческой истории оказала основополагающее значение в дальнейшем на развитии темы преемственности поколений: И. Кант противопоставляет идею развития человеческой истории по определенному плану согласно цели, идее саморазвития истории по естественным законам. Гердер же, в свою очередь, придает новый смысл изменениям в истории, определяя как контекст развития человека в определенном периоде, вводя такие понятия, как «дух народа» и «дух времени», что и определяет стержневой компонент концепции метафизического романтизма [3, с. 66].

К. Маркс продолжает идеи предшественников в философской мысли и обращается в своих трудах к теме поколений с позиций социума, определяя стержневой компонент развертывания истории через систему бытия. Тем не менее поколенный подход стал активно использоваться в исследовании социальных групп только во второй половине XX в. [4, с. 25]. Таким образом, в 1991 г. ученые Н. Хоув и В. Штраус заявили о теории поколений. В своей книге «Поколения: история американского будущего, 1584-2069» ученые сформировали первые идеи концепции теории поколений, которые стали основой для других исследований.

Так и понятие «поколение 2» было выделено из их теории, согласно которой поведение, личность и познавательные процессы человека зависят от окружающих условий, в которых воспитывались данные поколения до 12-14 лет и формировались их «глубинные» ценности. Данные ценности заложены в неявных формах на подсознательном уровне человека, который относится целому поколению и является его типичным образом. Однако в течение жизни под влиянием контекста «глубинные» ценности начинают

выступать доминантными в определенном поколении в течение жизни. Наряду с «глубинными» ценностями есть и ценности общечеловеческие, и индивидуальные, и поко-ленческие [5, с. 49].

Теория поколений базируется на следующих константах:

1. Поколение, под которым ученые понимают некое тождество как единство людей, которые рождены в определенный промежуток времени, насчитывающий 7 лет.

2. Поколенческий цикл - определенная циклическая последовательность, которая меняется каждые четыре поколения. Следовательно, длительность одного цикла составляет 80 лет. Начало нового цикла сохраняет «глубинные» ценности первого поколения.

3. Временной промежуток - это период рождения одного поколения. Он составляет 20 лет [6].

Поколение можно идентифицировать, если оно соответствует трем критериям: разделение одной исторической эпохи, общих убеждений, ценностей и моделей поведения, чувство принадлежности к поколению [7].

Понятие «поколение» не устоявшийся термин, имеются зонтичные термины [8, с. 58].

Рассмотрим подробнее данный аспект. Определение «поколения» первым дает ученый-лингвист С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка»:

1) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам);

2) одновременно живущие люди (особи) близкого возраста;

3) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью (выросло новое поколение ученых) [9, с. 1373].

Также для уточнения понятия «поколение» мы можем обратиться к классификации В. Т. Лисовского, которая основана на разных аспектах и характеристиках поколений (таблица) [10].

Таблица

Классификация В. Т. Лисовского

Аспект Характеристика

Демографическое поколение Совокупность людей, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения (сверстники)

Антропологическое поколение Совокупность людей, имеющая общих предков

Историческое поколение Совокупность людей, связанных отрезком времени, равным интервалу между рождением родителей и детей

Хронологическое поколение Совокупность людей, живущих в определенный период времени

Символическое поколение Совокупность людей, жизнь которых совпала с периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий

По мнению Ю. Р. Вишневского, поколение - это:

• определенная возрастная когорта, имеющая жесткие возрастные границы;

• совокупность сверстников;

• динамический компромисс между массой и индивидом;

• совокупность социальных условий формирования и жизненного опыта;

• совокупность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций;

• совокупность доминирующих возрастных социально-психологических черт;

• совокупность поколенческого сознания, поколенческого духа;

• хронологический период, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение [11].

В данной работе используется понятие «поколение» как единство сверстников, которые родились в определенный исторический период, обусловленный социальным, экономическим, культурным и политическим контекстом, которые имеют подобные ценности.

Ю. А. Левада исследовал поколенческий срез через изучение особенностей различных возрастных групп и анализа «структуры» поколений. Ученый условно выделил поко-ленческие «слои» [12, с. 55], которые обусловлены рядом факторов: первый фактор - это возрастная структура; второй фактор - это историческая формация, которые накладываются друг на друга. Также он отметил, что «плавный» переход от одного поколения к другому возможен только в традиционном обществе, а именно в рамках семьи. Акцент ученый сделал на значимых событиях истории, которые задают «тон» всей когорте.

Юрий Левада представил шестью когортами поколенческий ряд ХХ в., взяв за основу переломные моменты истории России [12, с. 55]:

1905-1930 - революционный перелом;

1930-1941 - «сталинская» мобилизационная система;

1941-1953 - военный и послевоенный период;

1953-1964 - «оттепель»; 1964-1985 - «застой»;

1985-1999 - «перестройка».

Предложенная схема довольно условна, но очень хорошо отображает особенности российской истории. Однако в своем исследовании Левада опирается на ключевые установки значимых групп, а целью данного изыскания является поиск особенностей поколений российского населения в целом.

П. С. Макеев в работе «Методические основы анализа новейших тенденций меж-поколенческого взаимодействия» [13, с 447], анализируя подходы к исследованию роли детей в процессах социального воспроизводства и социальных изменений в СССР, ссылаясь на работы известного советского социологии детства Э. С. Соколовой, отмечает: «Всплеск социологических исследований наблюдался в 1927 г. - к 10-летию революции, когда научный интерес побуждал к тому, чтобы выявить изменения сознания и духовного мира, в том числе подростков и детей. Через выявление облика советского ребенка важно было зафиксировать основные сдвиги в идеологии ребенка СССР. Качественный анализ высказываний детей помог описать процессы в стране. Данные ответы во многом характеризовали четко программированные поколенческие установки старших по возрасту сверстников и взрослых. Прослеживалась тенденция зеркального наследования памяти поколений».

Э. С. Соколовой, С. Б. Цымбаленко и С. Н. Щегловой по опроснику «Откровенный разговор» проводились исследования по изучению настроения поколения молодых людей в Росси с 1987 по 2005 гг., в ходе которого выявились динамические изменения в структуре

настроений поколения 1990-х гг., что позволило выявить основополагающие аспекты кризиса ценностной структуры как подростков, так и общества в целом.

В понятийном аппарате исследования социологов понятие поколение определяется на основании исследований В. М. Воронкова, который рассматривал поколение не с биологических позиций, а как социологическую категорию. «Проблема поколения лежит в социальной сфере и хотя опирается на представление о жизненном цикле группы, однако к нему не сводится, - пишет В. М. Воронков [14, с. 168]. - Если бы не было социального взаимодействия, социальной структуры, истории, то не было бы и социологического понятия "поколение"».

Фундаментальная теория поколений, разработанная у. Штраусом и Н. Хоувом [15, с. 250], основывалась на изучении американского менталитета и их истории. В российской действительности смена поколений носит не поступательный, а больше дискретный характер, то есть каждое поколение становится соучастником политических, исторических событий, изменяющим социально-культурные условия для следующего поколения. Адаптацию классической теории поколений для России выполнила научная команда под руководством Евгении Шамис в 2003-2004 гг. [16].

Так, сегодня в России живут представители следующих поколений:

• Величайшее поколение (1900-1923);

• Молчаливое поколение (1923-1943);

• Поколение беби-бумеров (1943-1963);

• Поколение Х (1963-1984);

• Поколение У (1984-2000);

• Поколение 2 (с 2000).

Кратко рассмотрим основные особенности представителей данных культурологических периодов.

Молчаливое поколение (1923-1943). Их ценности формировались до 1953 г. Представители данного поколения воспитывались в условиях политических репрессий, изменяющейся социально-экономической ситуации, военного времени, именно поэтому их можно охарактеризовать как исполнительных, терпеливых, молчаливых и уважающих закон.

Поколение беби-бумеров (1943-1963). Их ценности формировались до 1973 г. Такое название данное поколение получило вследствие высокой рождаемости. Представители данного поколения социализировались в стабильное политическое, экономическое, культурное время в стране, одержавшей победу в войне и покорившей космос, и, соответственно, сами люди считали себя победителями. Их характеризует активность, оптимизм, борьба с трудностями, командность, любознательность, они любят трудиться и работать.

Поколение Х (1963-1984). Их ценности формировались до 1993 г. Представители данного поколения воспитывались в условиях быстро изменяющейся национальной, политической, идеологической ситуации, вследствие этого повысилось количество разводов, родители представителей поколения Х были вынуждены посвящать все свое время заработку денежных средств, так нестабильность в стране отражалась нестабильностью в семье. Поколение Х можно охарактеризовать как индивидуалистов, рассчитывающих только на самих себя, они ценят выбор и время, готовы к постоянному развитию.

Поколение У (1984-2000). Их ценности формировались до 2014 г. Представители данного поколения воспитывались в нестабильной политической ситуации распада СССР, в неоднозначных экономических, культурных условиях. Родители этого поколения старались баловать своих детей и оберегать от трудностей, что оказало влияние на формирование их самостоятельности и ценностей. На это время пришлось появление первых цифровых технологий, развитие СМИ, зарождение и пропаганда брендов, а затем и нивелирование принятых в то время традиций. Поколение У можно охарактеризовать как людей, склонных работать в группе, экстравертированных, ориентирующихся в интернет-сетях, следующих за модой.

Поколение Z (с 2000). Их ценность формируются до сегодняшнего дня. Представители данного поколения проходят социализацию в условиях стабильной политической ситуации, ситуации экономического кризиса и развития цифровых технологий. Ценности данного поколения находятся на этапе формирования, и на сегодняшний день трудно сказать, какими характеристиками они обладают, этот феномен малоизучен и требует глубоких исследований как личностной сферы в целом, так и познавательных процессов в частности.

По поводу поколения Z проходят научные споры и высказываются различные мнения - одни говорят о пользе цифровых устройств в рамках развития человечества, другие говорят о вреде и зависимости.

На сегодняшний день теория поколений подвержена критике, ссылающейся на недостаточную эмпирическую обоснованность этого явления и актуальность в рамках американской культуры [17]. Так, современные психологические исследования концепта «цифрового поколения» можно разделить на три группы: социально-нормативные, прогностические и аналитические.

К первой, социально-нормативной группе относятся исследования, посвященные оценке глобализации цифровых устройств, участвующей в развитии современных детей. В данной группе выделяются две позиции исследователей - поддерживающие и отвергающие процессы цифровизации [18].

Исследователи, одобряющие современные тенденции цифровой среды, отмечают положительные стороны цифровизации: многозадачность, высокую переключаемость, «цифровую грамотность», большое количество информации, стирание географических границ, расширение кругозора, возможность для самовыражения и творчества и т. д., то есть адаптированность к современным условиям.

Противники глобальной цифровизации отмечают негативные последствия данного явления: цифровую зависимость, клиповое мышление, снижение познавательных процессов, в частности памяти и мышления, обесценивание духовно-нравственной жизни человека.

Ко второй, прогностической группе относятся исследования, занимающиеся вопросами цифрового обучения и современного образования, тенденциями и прогнозами модернизации современной школы, изменениями классических методов, технологий и моделей обучения [18]. В России на государственном уровне решается проблема информатизации общества, в частности образования. Создаются и реализуются федеральные

программы, которые направлены на решение проблемы цифровизации обучения. Сегодня открываются возможности для новых форм обучения, поскольку знания и информация оцифровываются и передаются по электронным каналам связи. Они трансформируют обучение и преподавание в повседневную жизнь учителей и школьников. Данная группа исследований делает попытки эмпирического изучения влияния цифровых средств на деятельность и коммуникацию людей, в частности на познавательные процессы (ВПФ), ценностно-смысловую сферу и эмоционально-волевую сферу, что является важным для развития науки и практики в методах организации образовательного процесса детей «поколения 2» [18].

Третья группа, аналитическая, касается теоретического и методологического изучения и анализа концепта «поколения 2». Исследователи этой группы исследуют малоизученные области и говорят о том, что в самой группе «цифрового поколения» существуют разные уровни пользователей цифровыми технологиями, и сама по себе принадлежность к поколению по возрасту не говорит о цифровизации человека в целом [19].

Так, в нашей работе мы будем придерживаться следующего определения понятия «поколение»: общность людей примерно равного возраста, которые обладают сходными культурными и социальными ориентациями и формами поведения [8]. Теоретически установлено, что различия между поколениями формируются под влиянием среды, социализации и это влияет на развитие личности, ее ценности, убеждения и ожидания [20, с. 48].

Для изучения познавательных процессов у подростков поколения 2 мы использовали авторскую анкету, позволяющую отнести исследуемых респондентов к цифровому поколению. Авторский анкетный опросник был проведен среди 40 подростков поколения 2, 12-13 лет, разделенных по полу (20 мальчиков и 20 девочек).

Проанализировав данные анкетного опроса, мы можем сделать вывод о том, что культурно-исторические изменения неизбежно отражаются на психологическом содержании современных подростков. Социализация детей сегодня происходит не только в материально-вещественном мире и реальной среде социальных взаимодействий, но и в цифровой среде. Так, изменившаяся социокультурная среда повлекла и другие изменения в психике человека. Подростки поколения 2 предпочитают настольной игре электронную; прослушиванию музыки на музыкальных носителях - музыку из Интернета; живому общению - общение в сетях; просмотру новостей из газет - новостям из Интернета; просмотру видео по телевизору - интернет-ресурсам; посещению библиотеки - поиск информации в Интернете; выполнению домашнего задания в тишине - переключению с одного вида деятельности на другой; различным способам восприятия - визуальному способу.

Подводя итог, мы можем подтвердить предположение о том, что принявшие участие в исследование респонденты, рожденные после 2000 г., действительно относятся к цифровому поколению, то есть социализация подростков проходила в условиях цифровой глобализации и повлекла изменения как в личности в целом, так и в познавательных процессах в частности.

В заключение сделаем несколько выводов: глобализация цифровых средств делает анализ их воздействия на процессы социализации подростков актуальной задачей психологической науки, а также смежных наук, таких как педагогика и социология; «поколение

Z» - поколение, родившееся в начале 2000-х гг., развитие и социализация которого проходит в условиях глобального распространения цифровых технологий.

В дальнейшем предстоит провести эмпирическое исследование, посвященное изучению формирования познавательных процессов в цифровой среде у подростков поколения Z.

Список литературы

1. Платон. Менон // Платон. Сочинения в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб., 2007. Т. 1. С. 94-98.

2. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Либроком, 2011. 280 с.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 3.

5. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, 1991. P. 49-78.

6. Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М., 2009.

7. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 108-114.

8. Дубин Б. В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. СПб., 2000.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997. 1373 с.

11. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург - Н. Тагил, 1995.

12. Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 7-14.

13. Макеев П. С. Методические основы анализа новейших тенденций межпоколен-ческого взаимодействия // IX Международная научная конференция «Сорокин-ские чтения». М., 2014. С. 447-450.

14. Воронков В. М. Проект «шестидесятников»: движение протеста в СССР // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М., 2005. С. 168-200.

15. Johnson Steven. Everything Bad Is Good for You: How Today's Popular Culture is Actually Making us Smarter. Riverhead, 2005. 250 p.

16. Шамис Е., Никонов Е. Теория Поколений. Необыкновенный Икс. 2-е изд., стер. М.: Университет «Синергия», 2017. 140 с.

17. Шамис Е., Аншипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42-46.

18. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы. М., 2016.

19. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: моногр. / под ред. А. В. Му-дрика. М., 2011.

20. Vasanthi S. Multi generations in the workforce: Building collaboration // IIMB Management Review. 2012. Vol. 24, Iss. 1. P. 48-66. DOI: https://doi.org/10.1016/]'. iimb.2012.01.004.

References

1. Plato. Menon. In: Plato. Oeuvre in 4 vols. St. Petersburg, 2007. Vol. 1. Pp. 94-98. (In Russian)

2. Condorcet J. Eskiz istoricheskoy kartiny progressa chelovecheskogo razuma. Moscow: Librokom, 2011. 280 p. (In Russian)

3. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo. Moscow, 2003.

4. Marx K., Engels F. Oeuvre. Moscow, 1974. Vol. 3. (In Russian)

5. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, 1991. Pp. 49-78.

6. Semenova V. V. Sotsialnaya dinamika pokoleniy: problema i realnost. Moscow, 2009.

7. Astashova Yu. V. Teoriya pokoleniy v marketing. Vestnik YuUrGu. Ser.: Ekonomika i menedzhment. 2014, Vol. 8, No. 1, pp. 108-114.

8. Dubin B. V. Pokolenie: sotsiologicheskie granitsy ponyatiya. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2002, No. 2 (58), pp. 11-15.

9. Lisovskiy V. T. Dukhovnyy mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii: ucheb. posobie. St. Petersburg, 2000.

10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologi-cheskikh vyrazheniy. Moscow, 1997. 1373 p.

11. Vishnevskiy Yu. R., Shapko V. T. Sotsiologiya molodezhi. Ekaterinburg - Nizhniy Tagil, 1995.

12. Levada Yu. A. Pokoleniya XX veka: vozmozhnosti issledovaniya. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2001, No. 5 (55), pp. 7-14.

13. Makeev P. S. Metodicheskie osnovy analiza noveyshikh tendentsiy mezhpokolen-cheskogo vzaimodeystviya. In: Proceedings of the IX International scientific conference "Sorokinskie chteniya". Moscow, 2014. Pp. 447-450.

14. Voronkov V. M. Proekt "shestidesyatnikov": dvizhenie protesta v SSSR. In: Levada Yu., Shanin T. (eds.) Ottsy i deti. Pokolencheskiy analiz sovremennoy Rossii. Moscow, 2005. Pp. 168-200.

15. Johnson Steven. Everything Bad Is Good for You: How Today's Popular Culture is Actually Making us Smarter. Riverhead, 2005. 250 p.

16. Shamis E., Nikonov E. Teoriya Pokoleniy. Neobyknovennyy Iks. Moscow: Universitet "Sinergiya", 2017. 140 p.

17. Shamis E., Anshipov A. Teoriya pokoleniy. Marketing. Menedzhment. 2007, No. 6, pp. 42-46.

18. Nechaev V. D., Durneva E. E. "Tsifrovoe pokolenie": psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy. Moscow, 2016.

19. Pleshakov V. A. Teoriya kibersotsializatsii cheloveka: monogr. Moscow, 2011.

20. Vasanthi S. Multi generations in the workforce: Building collaboration. IIMB Management Review. 2012, Vol. 24, Iss. 1, pp. 48-66. DOI: https://doi.org/10.1016/]'. iimb.2012.01.004.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 4

Статья поступила в редакцию 10.01.2020 The article was received on 10.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.