Научная статья на тему 'Поколение Си: возможности и вызовы в контексте организационного поведения'

Поколение Си: возможности и вызовы в контексте организационного поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR / "ПОКОЛЕНИЕ СИ" / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / GENERATION C

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Василий Александрович, Ковалева Оксана Петровна

В рамках системного подхода к организационному поведению в статье рассматриваются факторы, определяющие поведение человека в организации. Анализируются особенности представителей «Поколения Си» как субъектов организационного поведения. Отмечается роль и организационные последствия неформального социального контроля в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION С: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES AT THE ORGANIZATIONAL BEHAVIOR CONTEXT

According with the systematic approach to organizational behavior author examines the determinants of human behavior in organizations. Analyzes the characteristics of the representatives of "Generation C" as the subjects of organizational behavior.The author defines the role and the organizational consequences of informal social control in modern environment

Текст научной работы на тему «Поколение Си: возможности и вызовы в контексте организационного поведения»

УДК 65.011 © В.А. Ковалев, О.П. Ковалева

В.А. Ковалев, О.П. Ковалева ПОКОЛЕНИЕ СИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В рамках системного подхода к организационному поведению в статье рассматриваются факторы, определяющие поведение человека в организации. Анализируются особенности представителей «Поколения Си» как субъектов организационного поведения. Отмечается роль и организационные последствия неформального социального контроля в современных условиях.

Ключевые слова: организационное поведение, «Поколение Си», социальный контроль, системный подход.

Рассуждая о вызовах, стоящих перед менеджментом в 21 веке, П. Дракер (Peter Drucker) неоднократно отмечал ключевую роль инноваций с позиций стратегического менеджмента, обеспечения конкурентоспособности компаний, функционирующих в различных отраслях. В частности, П. Дракер отмечал: инновационная деятельность должна быть организована как одна из функций каждого работника подразделения предприятия и на каждом уровне управления [7]. В свою очередь, мы полагаем, что, принимая во внимание серьёзные социальные, или даже социотехнологические, изменения последнего времени, целесообразно также ана-

лизировать вызовы, связанные с различными аспектами поведения человека в организации.

Факторы организационного поведения.

Проблемы организационного поведения к настоящему времени исследованы достаточно подробно и, традиционно, в частности В. Глумако-вым, организационное поведение рассматривается как система [2]. В рамках системного подхода мы предлагаем поведение человека в процессе профессиональной деятельности и организационных взаимодействий рассматривать через призму совокупности факторов его определяющих. Можно выделить три группы таких факторов: индивидуальные, организационные и социальные (рис. 1).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

3

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В

СОСТАВЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Факторы, определяющие поведение человека в процессе профессиональной деятельности

и организационных взаимодействий

К индивидуальным факторам можно отнести такие характеристики, как индивидуальные особенности человека, например, тип личности, темперамент и т.п. Здесь необходимо рассматривать базовые потребности, такие, в частности, как власть, успех и сопричастность в соответствии с теорией МакКлеланда. По нашему мнению, одной из ключевых является также способность человека к интеграции и взаимодействию, осознание необходимости сотрудничества для решения задач и достижения целей. В частности, С. Кови (Stephen R.Covey) выделяет три этапа становления личности: зависимость (детей и родителей), независимость (противопоставление подростком себя всему миру) и взаимозависимость (совместная жизнь

взрослых людей) [3]. Подобная классификация вполне уместна и для профессиональной деятельности человека.

К организационным факторам мы относим цели организации, руководителя, систему коммуникаций, группы, в первую очередь, неформальные, организационную культуру, систему мотивации, конфликты и изменения.

Также на поведение человека в составе организации влияет ряд социальных факторов, таких, как социальные нормы, мораль и проч.

Генезис «Поколения Си».

Согласно результатам исследования, проведенного в 24 странах мира аналитической компанией «Фбоб», в России наиболее популярными ви-

дами Интернет-общения являются социальные сети, блоги и форумы: их отметили 75% респондентов. По данным исследования компании «eMarketer», проведенного в августе 2012 г., резкий рост пользователей социальных сетей в России замедлился, их количество продолжает расти как в абсолютном, так и в относительном выражении (рис. 2). Социальные сети в России пользуются практически аномальной популярностью по сравнению с большинством других стран мира. Время, которое средний россиянин проводит в социальных сетях, ежегодно растет. По данным «ComScore» на апрель 2012 г., российские Интернет-пользователи проводили в социальных сетях в месяц более половины общего времени, проведенного в Сети в целом (12,8 часов из 22,4), что является самым высоким показателем в мире [5].

Объектом различного рода исследований сегодня становится так называемое «Поколение Си» (где «С» от английского «content» - любое инфор-

мационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта). «Си» (англ. С) несколько лет назад означало контент (Content). Сейчас «Си» связывают со множеством слов, но чаще всего это «ConnectedCollectiveConsumer» - «Подключенный коллективный потребитель». Принадлежность к «Поколению Си» определяется, в частности, по году рождения. Например, канадская компания CEFRIO к нему относит людей, родившихся между 1982 и 1996 годами. Сегодня, однако, для идентификации принадлежности человека к «Поколению Си» используются не только некие возрастные параметры. «Поколение Си» - это все те, кто не представляет своей жизни без Интернета и социальных сетей. Р. Морин (R.Morin) полагает, что «Поколение Си» не имеет возрастных рамок, включая всех подключенных (к Интернету) потребителей. [9]

прогноз прогноз Используют социальные сети с любых устройств не реже 1 раза в месяц

Рис 2. Динамика численности пользователей социальных сетей в России (2010-2014 гг.)[Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013]

Термин «Поколение Си» стал логическим продолжением аналогичных - Поколение X, Поколение У, Поколение 2 - используемых в отношении различных поколений людей, родившихся после 1965 г. Данная классификация отражает социальные и культурные изменения, происходившие в различное время, в частности, отношение к браку, религии, позже глубокую вовлечённость в цифровые технологии.

Д. Панкрац (О.Рапкгаг), один из пионеров исследований «Поколения Си», выступая на конференции ЖеЬеп'БСопзитег 360 в 2010 г., выделил следующие характеристики его представителей:

-социальный статус представителя «Поколения Си» определяется тем, чем и как он делится, т.е. активностью в сети, публикуемыми мнениями, идеями, отзывами, наблюдениями и т. д. («Я делюсь информацией, значит я существую»);

-клановое поведение - индивидуальность представителя «Поколения Си» проявляется в приобщении к группе, сообществу, самовыражение базируется на желании объединиться вокруг какой-нибудь интересной идеи, культурного объекта и любого другого повода;

- поведение, подобное рою пчел, - представители «Поколения Си» мобилизуются в едином порыве, как пчелы, вокруг предмета, темы и проч., интересных для них. Все оценивается и обсуждается, превращая принятие решения в командный вид спорта;

- потребность в социальном кислороде -«Поколение Си» процветает и развивается, питаясь возможностью быть в постоянном взаимодействии при помощи социальных сетей. Мобильные устройства и технологии стали своеобразным «социальным кислородом», позволяя находиться на связи и распространять свои взгляды и впечатления внутри сообществ;

- непрерывное участие- в настоящее время подростки потребляют контент до 13 часов в сутки и постоянно соприкасаются с новыми «новостями». Будучи знатоками в управлении контентом/информацией, они вовлечены в бесконечное общение, регулярно транслируя свои впечатления в мир;

-мимикрия - представители «Поколения Си» - это хамелеоны, всё время модифицирующие свою идентичность для одновременной (параллельной) принадлежности множеству сообществ

-участие - представители «Поколения Си» -это соавторы реальности, они не просто потребляют идеи, они активно участвуют, играют и сотрудничают. Они хотят быть частью истории и способствуют «демократизации творчества». [10]

давления. По оценкам авторов, к 2020 г. человек будет иметь в среднем от 200 до 300 сетевых контактов, взаимодействуя с ними практически ежедневно. Цифровое взаимодействие может превалировать над физиологическими потребностями.

-Потребность в информации у «Поколения Си» становится ключевой. Люди резко увеличивают потребление информации, большая часть которой не может быть проверена. При этом из огромного массива выбирается желаемое.

-«Поколение Си» склонно к демонстрации частной жизни. Опасения по поводу неприкосновенности частной жизни, характерная для западного общества, будут снижаться, поскольку люди начали ощущать преимущества прозрачности, перевешивающие возможные риски. В отношении представителей «Поколения Си» социологами используются, в частности, термины «публичный индивид», «публичная интимность». [8]

-Электронное повсеместное присутствие «Поколения Си» (iEverywhere). Наряду с открытостью частной жизни, множество персональных данных, таких, как анкетные данные, платежные реквизиты, покупательские предпочтения, интересы и членство в социальных сетях, станут широко доступными.

-Увеличение разрыва между поколениями. Верхний возрастной предел людей с цифровой грамотностью будет расти. Возрастная группа 50+ активно осваивает Интернет, однако по-прежнему отстаёт в интенсивности цифрового поведения. «Поколение Си» будет ещё в большей степени дистанцироваться от старших поколений, в первую очередь, благодаря развитию собственной культуры общения, основанной не на физическом, а на виртуальном взаимодействии. [8]

Интересным представляется также замечание Б. Солиса (B.Solis), который подчеркивает доминирующую роль женской части «Поколения С». [11].

Р. Фридрих, М. Питерсон и А. Костер отмечали также влияние представителей «Поколения Си» на экономику и бизнес [8]. В глобальном масштабе развитие технологий будет способствовать появлению значительного числа инновационных виртуальных предпринимателей (digitalentrepreneurs), в первую очередь, в развивающихся странах. Эти предприниматели будут реализовывать собственные, далёкие от классических, бизнес-модели. «Поколение Си» существенно изменит характер функционирования различных отраслей. Наиболее существенные последствия прогнозируются для телекоммуникаций, средств массовой информации образования, розничную торговлю, туризм и др. На микроуровне «Поколение Си» будет оказывать столь же значительное влияние на профессиональную деятельность во многих отраслях. В частности, работники склонны всё чаще использовать собственные компьютеры и гаджеты, а не корпоративные ресурсы (концепция Bringyourowndevice (BYOD) - используй свой

Р. Фридрих (R.Friedrich), М. Питерсон (М. Peterson) и А. Костер (А. Koster) отмечают, что «Поколение Си» - это первое поколение, которое не знает другой реальности, кроме той, что сформирована Интернетом, мобильными гаджетами и социальными сетями. Они выделяют такие ключевые характеристики представителей этой группы, как:

- «Поколение Си» - подключенные потребители - легко, активно используют современные информационные и коммуникационные технологии, для общения, работы, удовлетворения различных потребностей и т.д.

-«Поколение Си» на связи (в сети) 24/7 -многие представители «Поколения С» находятся в сети круглосуточно. При этом влияние Интернета проявляется не только в он-лайновой, но и оффлайновой жизни.

-«Поколение Си» - это «социальные животные 2.0», благодаря развитию социальных сетей масштабы и сложность персональных сетевых взаимодействия которых постоянно возрастают. Такие взаимодействия давно вышли за пределы традиционных групп, включавших родственников, друзей и коллег. Одним из результатов является в том числе и усиление социального контроля, различных форм политического и экономического

гаджет). Ожидается отход от традиционных иерархических структур, активное использование дистанционной занятости. Работники, смешивая профессиональную и частную жизнь в течение дня, будут самоорганизовываться в гибких виртуальных сообществах по интересам. Личное общение останется прерогативой топ-менеджмента, командировки станут роскошью, непрактичной и неэффективной.

«Поколение Си» и новые вызовы менеджмента.

Р. Морин, опираясь на особенности представителей «Поколения Си», анализируя их влияние на различные аспекты социально-экономических процессов, выделяет следующие особенности:

- «Поколение Си» меняет правила игры в экономике, маркетинге, бизнесе. Например, и на индивидуальном, и на уровне групп (сообществ) отзывы потребителей оказывают значительное влияние на репутацию организации или бренда. Необходим поиск и реализация новых подходов к распространению необходимой для бизнеса информации. Влияние информационных технологий и соответствующих социальных изменений на маркетинговую деятельность, управление брендами, отмечали, в частности, Т. Ахонен (Т. Ahonen) и А. Мур (А. Moore ) [6]. Необходимость взаимодействия как социального, так и технологического с представителями «Поколения Си» отмечал А. Гидаспов. [1]

- «Поколение Си» меняет методы обучения и обработки информации, используя дистанционные технологии, виртуальные энциклопедии, поисковые системы.

- «Поколение Си» стимулирует инновации и развитие науки с помощью широкого обмена и обсуждения научной информации.

- «Поколение Си» меняет характер взаимоотношений, личных,семейных и профессиональных, придавая реальности игровые характеристики. Наблюдается игрофикация (дагтп'Псаиоп, геймификация, геймизация) различных аспектов их жизни , т.е. применение подходов, характерных для компьютерных игр для неигровых процессов, в частности, с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

- «Поколение Си» оцифровывает культуру. Музыка, книги, кино, изобразительное искусство адаптируются под новые технологии распространения, поиска идей и финансирования [9].

Полагаем, что в эпоху «Поколения Си» необходимо говорить о возрастающем влиянии социального контроля как фактора организационного поведения. Социальный контроль - особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. С позиции нашего исследования важно, что социальный контроль классифицируется как формальный и неформальный. Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, прежде всего имеют в виду действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, группы, религия.

В настоящее время мы наблюдаем активное развитие именно неформального социального контроля, основой которого стало быстрое развитие современных информационных технологий, Интернета и, главное, социальных сетей. Технологический прогресс и соответствующие социальные изменения приводят к тому, что люди собирают и распространяют информацию, относящуюся не только к их личной жизни, но и к профессиональной деятельности. К сожалению, при этом не все задумываются о последствиях. В частности, 4 но-

- «Поколение Си» требует адаптации к новой парадигме профессиональной деятельности (дистанционная занятость, BYOD).

- «Поколение Си» стремится активно влиять на политику, требует большей социальной ответственности государства (и бизнеса), интегри-руясь вокруг различных идей, реализуя массовые протесты как, например, в рамках движения «Оккупируй Уолл-стрит» («OccupyWallStreet»).

- «Поколение Си» формирует новый стиль жизни, опирающийся на взаимодействие и устойчивое развитие. Внимание к общечеловеческим проблемам возрастает. Используя социальные сети, «Поколение Си» способно реализовы-вать конкретные меры для оздоровления общества и улучшения экологической обстановки.

- «Поколение Си» - это поколение полупрофессионалов (prosumer от professional consumer [12], просьюмер), людей, находящийся между категориями «профессионал» и «дилетант» (обычный потребитель). Некоторые компании сегодня уже используют схожую логику в построении взаимоотношений с потребителями. Например, производитель спортивного инвентаря Fischer классифицирует потребителей как по уровню катания на лыжах (skilUevel) как начинающих (beginner), продвинутых (advanced) и экспертов (expert).

- «Поколение Си» способствует развитию экономики совместного потребления (sharingecon-omy, экономика жизни вскладчину, долевая экономика, построенная на обменах, совместном использовании собственности.

ября 2012 года в День народного единства на площади перед зданием Правительства Омской области был установлен праздничный билборд, на котором были перепутаны цветы флага Российской Федерации, вместо бело-сине-красной последовательности цветов использовалась бело-красо-синяя. Фотография билборда была размещена в социальной сети «ВКонтакте», затем перепечатана в бесплатной газете «Метро». Уже 8 ноября последовала официальная реакция со стороны Управления дизайна городской среды и рекламы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска.

В 2014 году сотрудник одного из омских предприятий, производящих сыр, опубликовал в той же социальной сети фотографии и видео, снятые на новогоднем празднике. На снимках были изображены работники предприятия, купающиеся в емкости для изготовления продукта. Спустя сутки в Роспотребнадзор стали поступать жалобы жителей города. Была проведена внеплановая проверка предприятия. В итоге были обнаружены грубые нарушения, материалы проверки в судебные органы для принятия решения об административном приостановлении его деятельности.

Проведенный нами анализ социальных сетей, материалов, размещенных на видеохостинге

«УоиШЬе» показал, что наиболее распространёнными объектами неформального социального контроля являются:

- нарушения закона (в частности, трудового за ко но дател ьст ва);

- нарушения прав человека;

- нарушения морально-этических норм;

- неподобающее поведение (например, государственных служащих);

- загрязнение окружающей среды;

- нарушения технологии производства (производство некачественных товаров).

Подводя итог, необходимо отметить парадоксальность современной ситуации, заключающуюся в том, что неформальные агенты социального контроля, использующие неформальные же инструменты могут катализировать принятие формальных решений. Существование рисков подобного рода приводит к возникновению дополнительных задач для руководителей предприятий и организаций различного масштаба, отраслевой принадлежности и форм собственности. Вопросы информационной безопасности, контроля за использованием и распространением информации, соответствующая организационно-методическая работа и подготовка сотрудников сегодня становятся важными как никогда.

Библиографический список

1. Гидаспов, А. Поколение Си и новая парадигма маркетинга [Электронный ресурс]// ИКС (8), 2006. / А. Гидаспов. - Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/articles/28655-Pokolenie-Si-i-novaya-paradigma-mar.html, свободный.

2. Глумаков, В.Н. Организационное поведение. [Текст] / В.Н. Глумаков. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 352 с.

3. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. [Текст] / С. Кови.- М.: Альпина Паблишер, 2012. - 374 с.

4. Мансурова, В.Д. Онлайн-социальность поколения Си: феноменология «публичной интимности». [Текст] / В.Д. Мансурова // Известия Алтайского государственного университета. - 2014.- № 2-1(82). -С. 211-214.

5. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевойдоклад. [Текст]-Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.

6. Ahonen Т., Moore A. Communities Dominate Brands / T.Ahonen, A.Moore. - Futuretext, 2005.

7. Drucker P. Management Challenges for the 21st Century /P.Drucker. -HarperCollins, 1999.

8. Friedrich R., Peterson M., Koster A. The Rise of Generation С Strategy+Business (2011, Spring, issue 62). [Электронныйресурс] / R. Friedrich, M. Peterson, A. Koster- Режимдоступа: http://www.strategy-business.com/article/11110?pg=all, свободный.

9. R. 2014. Generation C: The Nine Spheres of Social Media Influence [Электронныйресурс] /R. Morin Режим доступа: http://maximizesocialbusiness.com/generation-c-nine-spheres-social-media-influence-

14212, свободный.

10. Pankraz D. 2010. Introducing Generation C: The Connected Collective Consumer. Nielsen's Consumer 360 Indonesia conference (27.10.2010).[Электронный ресурс] / D. Pankraz - Режим доступа: http://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2010/introducing-gen-c-the-connected-collective-consumer.html, свободный.

11. Solis В. 2012. Meet Generation С: The Connected Customer. [Электронный ресурс] / В. Solis- Режим доступа: http://www.briansolis.com/2012/04/meet-generation-c-the-connected-customer, свободный.

12. Toffler A. The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow /A.Toffler - New York: Bantam, 1980.

References

1. Gidaspov A. Pokolenie Si I novaya paradigma marketinga [Generation C and a new paradigm of marketing]. IKS (8), 2006. Mode of access: http://www.iksmedia.ru/articles/28655-Pokolenie-Si-i-novaya-paradigma-mar.html, svobodnyiy.

2. Glumakov V.N. Organizatsionnoe povedenie /"Organizational behaviorj. Moscow, 2009, 352 p.

3. Kovi C. Sem navyikov vyisokoeffektivnyih lyudey. Moschnyie instrumentyi razvitiya lichnosti [The Seven Habits of Highly Effective People. Powerful personal development]. Moscow, 2012, 374 p.

4. Mansurova V. D. Onlajn-sociainost' pokolenija Si: fenomenologija «publichnojintimnosti» [Online sociality generation C: phenomenology "public intimacy."]. // IzvestijaAltajskogogosudarstvennogouniver-siteta, 2014, № 2-1(82), p. 211-214.

5. Internet v Rossii. Sostojanie, tendenciiiperspektivyrazvitija [Internet in Russia. Status, trends and prospects. Industry report]. Otraslevojdoklad. Federal'noeagentstvopopechatiimassovymkommunikacijam, 2013.

6. Ahonen T., Moore A. 2005. Communities Dominate Brands. Futuretext.

7. Drucker P. 1999. Management Challenges for the 21st Century. HarperCollins.

8. Friedrich R., Peterson M., Koster A. 2011. The Rise of Generation CStrategy+Business (Spring, issue 62). http://www.strategy-business.eom/artide/11110?pg=all.

9. Morin R. 2014. Generation C: The Nine Spheres of Social Media Influence. http://maximizesocialbusiness.com/generation-c-nine-spheres-social-media-influence-14212/.

10. Pankraz D. 2010. Introducing Generation C: The Connected Collective Consumer. Nielsen's Con-

(27.10.2010). http://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2010/introducing-gen-c-the-connected-collective-consumer.html/.

11. Solis B. 2012. Meet Generation C: The Connected Customer. http://www.briansolis.com/2012/04/meet-generation-c-the-connected-customer/

12. Toffler A. 1980. The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow. New York: Bantam.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GENERATION C: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES AT THE ORGANIZATIONAL BEHAVIOR CONTEXT

VasilyA. Kovalev,

Professor, Finance University under the Government of the Russian Federation

Oksana P. Kovaleva, Assistant professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. According with the systematic approach to organizational behavior author examines the de terminants of human behavior in organizations. Analyzes the characteristics of the representatives of "Genera tion C" as the subjects of organizational behavior.The author defines the role and the organizational conse quences of informal social control in modern environment.

Keywords: organizational behavior, social control, Generation C, systematic approach.

Сведения об авторах:

Ковалев Василий Александрович - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал), e-mail: kovalev_omsk@list.ru.

Ковалева Оксана Петровна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга Омского государственного педагогического университета, e-mail: kovalev_omsk@list.ru.

Статья поступила в редакцию 01.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.