Научная статья на тему 'Поколенческая («Ортеговская») модель формирования новых обществ'

Поколенческая («Ортеговская») модель формирования новых обществ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОГЕНЕЗ / РИТМЫ ПОКОЛЕНИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАННЯЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашинский Владимир Михайлович

На примере процессов формирования и развития ранней государственности России проверяются положения социологической концепции Хосе Ортеги-и-Гассета решающей роли поколенческой динамики в социально-историческом развитии обществ. В соответствии с его взглядами развитие обществ определяется чередованием двух типов поколений поколений перемен и поколений стабилизации. Показано, что в начальный период истории России действительно наблюдается отчетливое чередование двух названных типов поколений в среднем примерно 30-летней длительности, тем самым концепция Хосе Ортеги-и-Гассета вполне адекватно отражает динамику процессов политогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поколенческая («Ортеговская») модель формирования новых обществ»

УДК 316.42

ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ («ОРТЕГОВСКАЯ») МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБЩЕСТВ В.М. Пашинский*

На примере процессов формирования и развития ранней государственности России проверяются положения социологической концепции Хосе Ортеги-и-Гассета решающей роли поколенческой динамики в социально-историческом развитии обществ. В соответствии с его взглядами развитие обществ определяется чередованием двух типов поколений - поколений перемен и поколений стабилизации. Показано, что в начальный период истории России действительно наблюдается отчетливое чередование двух названных типов поколений в среднем примерно 30-летней длительности, тем самым концепция Хосе Ортеги-и-Гассета вполне адекватно отражает динамику процессов политогенеза.

Ключевые слова: политогенез; ритмы поколений; социализация; ранняя

государственность России.

GENERATIONAL (ORTEGOVSKAYA) MODEL FOR THE FORMATION OF NEW COMPANIES V.M. Pashinsky

On the example of the formation and development of early statehood of Russia tested the sociological concept of José Ortega y Gasset on the decisive role of generational dynamics in the socio-historical development of societies. In accordance with his views the development of societies is determined by the alternation of two types of generations - the generations and generational change stabilization. It is shown that in the initial period of Russian history is indeed observed a clear alternation of these two types of generations, on average, about a 30-year duration, thus the concept of José Ortega y Gasset quite adequately reflect the dynamics of politogenesis.

Keywords: politogenesis; rhythms of generations; socialization; early statehood of Russia.

Исследование закономерностей пространствен- дичные циклы территориальной организации жиз-но-временной эволюции обществ является одним недеятельное™ общин, варианты пространствен-из основных направлений исследований в совре- ной организации вождеств и оценки населенности менных социальных науках. Вопросы типологии и размеров территории государств или их аналогов, обществ и эволюционной связи разных типов и Гораздо реже затрагивается проблема временной подтипов обществ (общины, вождества, города- динамики этого развития. Обычно BpeMeHHâfl ком-государства, государства и империи), их внутрен- понента используется для общей характеристики ней социальной, политической и экономической реальных обществ, изучаемых исследователями; организации всегда находились среди самых об- именно такое применение она имеет, например, в суждаемых вопросов). Особое внимание уделяется фундаментальной монографии А.В. Джонсона и закономерностям пространственной организации Т. Эла [1]. Другими исследователями рассматри-обществ; например, детально анализируется го- ваются такие аспекты временной динамики, как

* Пашинский Владимир Михайлович, начальник научно-исследовательской лаборатории ФГУ «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» г. Мытищи, Московская обл., кандидат социологических наук. E-mail: v_m_p@bk.ru

циклы образования и распада обществ, влияние роста населения на эволюцию обществ, влияние культурно-исторических особенностей воспроизводства потомства на формы наследования власти и др. Однако в целом временная динамика поли-тогенеза никогда не привлекала такого же внимания, как пространственные процессы; основная причина этого, очевидно, заключена в трудностях археологической и этнографической фиксации временных рубежей развития культур по сравнению с фиксацией территориальных следов культур. В результате обобщенная картина временной динамики обществ, аналогичная обобщенной картине пространственной динамики, отсутствует даже в обзорных работах.

Между тем существует такой «естественный» процесс, как смена поколений, который оказывает существенное влияние на процессы рождения и развития обществ. Именно в смене поколений исследователи видят «естественный» двигатель исторического развития [2]; более того, некоторые ученые рассматривают поколение как «самое важное историческое понятие», а поколенческий ритм - как своего рода ось, направляющую движение истории [3, с. 5]. Цель настоящей статьи — привлечь внимание исследователей к поколению как «естественному» элементу временной организации социальных структур, при всем различии пространственных и временных параметров не менее важному для понимания временной динамики по-литогенеза, чем, к примеру, исследование территориального распределения поселений для понимания пространственного развития обществ.

Какова же взаимосвязь поколенческих процессов и процессов формирования некоторого общества?

Ниже рассматривается простая поколенческая модель политогенеза, в основу которой положены взгляды X. Ортеги-и-Гассета на связь поколенческой динамики с историческим развитием обществ. X. Ортега-и-Гассет писал: «Возможна ли квазимеханика истории? (...) Моя единственная просьба к историкам - чтобы они (...), вместо того, чтобы конструировать историю наощупь, не отдавая себе в этом отчета, стали бы конструировать ее сознательно, исходя из четкой идеи о существовании в нашей жизни некой общей, единой структуры, которая одинаково проявляет себя в любом про-

странстве и любом времени» [4, с. 238, 241]; под этой структурой он подразумевал поколенческую структуру общества [4, с. 271-285].

Общие хронологические рамки поколения X. Ортега-и-Гассет представлял следующим образом :«... срок деятельности одного поколения - около тридцати лет. Но срок этот делится на два разных и приблизительно равных периода: в течение первого новое поколение распространяет свои идеи, склонности и вкусы, которые в конце концов утверждаются прочно и в течение всего второго периода господствуют. Тем временем поколение, выросшее под их господством, уже несет свои идеи, склонности и вкусы, постепенно пропитывая ими общественную атмосферу. И если господствуют крайние взгляды и предыдущее поколение по своему складу революционно, то новое будет тяготеть к обратному, то есть к реставрации. Разумеется, реставрация не означает простого «возврата в старому» и никогда не бывает полной» [5, с. 95—96]. Тем самым X. Ортега-и-Гассет различал два типа поколений, которые чередуются друг с другом и которые он обозначал как «эпоху юности» и «эпоху старчества»; первый тип — это «времена (...) обновления и созидательной воинственности», а второй тип - времена «сохранения и накопления» [4, с. 6—7].

Является ли длительность этих «эпох» примерно 15-летней или примерно 30-летней, X. Ортега-и-Гассет не уточняет, а из контекста этого понять нельзя. Возникшее затруднение не разрешает и его замечание о том, что «революция не может длиться более 15 лет» [5, с. 95], потому что он использует это понятие таким образом, что оно может быть отнесено как к 15-летнему периоду, так и к первой половине 30-летнего периода.

В реальности наблюдаются как примерно 15-летние циклы, так и примерно 30-летние. Не вдаваясь в обсуждение причин возможного различия, отметим, что в среднем 32-летние циклы наблюдаются в социально-политической динамике России, Китая и Индии [6], а в среднем 15-летние циклы в истории США; последние тесно связаны с развитием американской государственности [7, с. 41-77]. Цель настоящей работы — показать на примере России, что генезис ранней государственности и последующее ее развитие напрямую связаны с механизмом смены поколений двух типов - «эпохи юно-

сти» и «эпохи старчества», представляющих соответственно поколение перемен и поколение стабилизации и даже стагнации.

Согласно внутренней логике изложенных выше взглядов X. Ортеги-и-Гассета процесс рождения нового общества есть процесс «запуска» поколенческого развития данного общества. Соответственно развитие общества есть результат чередования двух разных типов поколений. В терминах законов Гегелевской диалектики, а именно закона отрицания отрицания, «эпоха юности» есть период формирования некоторого основного состояния общества, а «эпоха старчества» - период формирования некоторого дополнительного состояния общества на базе основного в результате первого отрицания. Затем в результате второго отрицания и «снятия» формируется очередное основное состояние и т.д. Самый первый период формирования основного состояния есть время рождения нового общества, а самый первый период формирования дополнительного состояния — время стабилизации нового общества.

Чаще всего общество рождается на базе менее крупных социальных структур (например, вожде-ство или государство рождается на базе группы автономных общин). Первый шаг этого процесса обычно соответствует периоду активной деятельности некоторого индивида, который сначала каким-то образом получил власть в общине или племени, а затем на протяжении оставшейся жизни расширял владения своей общины или своего племени, тем или иным способом подчиняя себе другие группы людей. Например, С.А. Плетнева пишет о десятках «степных империй», каждая из которых создавалась каким-нибудь завоевателем в степной полосе Евразии, и существовала по нескольку десятков лет; обычно такие «империи» распадались после смерти их создателя [8, т. 2, с. 214]. Для целей данной работы важен сам факт роста территории под властью некоторого вождя на протяжении нескольких десятков лет (то есть одного поколения), скажем, от величины в несколько сотен или тысяч человек до размеров, соответствующих вождеству или даже государству, численность населения которого достигает нескольких десятков тысяч человек и более. Если новое общество не рухнет под собственной тяжестью после смерти своего создателя (как это си-

стематически происходило со «степными империями»), то оно сможет перейти к фазе стабилизации своего существования.

Этот второй период развития (фаза стабилизации) особенно важен. Перед преемником (или преемниками) создателя этого общества помимо задачи собственно удержания власти (в споре наследников друг с другом) встаёт и задача создания новой системы управления, обеспечивающей институциональную устойчивость общества. Если наследнику (или наследникам) удастся решить эту задачу, то еще после нескольких десятков лет развития появится общество с теоретически бесконечным временем существования.

Если после второго периода существование сообщества продолжится, то в соответствии с логикой закона отрицания отрицания третий поколенческий период станет периодом перемен, в известном смысле подобном самому первому периоду развития. Сформируется новое основное состояние, которое станет базой для четвертого периода развития и т.д. и т.п. Начнет разворачиваться потенциально бесконечный процесс эволюции общества, в основании которого будет лежать процесс смены двух типов поколений как универсальная форма реализации Гегелевского закона отрицания отрицания. В результате поколенческая динамика действительно станет своего рода осью социально-исторического развития, как это и полагал X. Ортега-и-Гассет.

Другими словами, для проходящих социализацию младших членов общества каждый переход общества к новому типу поколения означает изменение доминирующего стиля социализации. Если в какой-то период молодежь росла в среде одного типа поведения доминирующего поколения, то в целях собственного самоутверждения ей придется формировать систему форм поведения, характеризующуюся другой направленностью, в известном смысле противоположной доминирующей системе. Так, если «отцы» создали систему форм поведения, соответствующую «эпохе юности», то «дети» будут приспосабливаться к этой системе форм и время их зрелости станет «эпохой старчества»; если же «отцы» приспосабливались к доминирующей системе форм социализации, то «дети» опрокинут ее и создадут новую систему (утвердят «эпоху юности»), В результате конфликта между

соседними возрастными группами каждая старшая группа («отцы») будет стремиться насадить свои нормы в качестве доминирующих норм, а каждая младшая («дети»), напротив, в силу оппозиции «отцам» будет все заметнее обнаруживать свое «родство» с поколением «дедов». По мере чередования поколений это противостояние «детей» и «отцов» будет систематически воспроизводиться в поколениях внуков, правнуков и т.п., а доминирующая система форм жизнедеятельности будет поочередно менять свою направленность; тем самым периодическая смена традиционалистских «эпох старчества» и антитрадиционалистских «эпох юности» станет необходимой и существенной частью жизни общества.

В скобках заметим, что частным случаем рождения нового общества на месте старого является пример полного разрушения некоторого общества. В этом случае на протяжении первого поколения идет радикальная перестройка институтов власти и социализации (уничтожение институтов старого общества), а на протяжении второго — корректировка и стабилизация новой системы институтов. В качестве примера можно назвать создание СССР на развалинах Российской империи, когда за 36-летний ленинско-сталинский период было создано новое государство (то есть сложилось основное состояние системы), а за 32-летний хрущевско-черненковский период система институтов была частично трансформирована и стабилизирована (то есть оформилось дополнительное состояние системы). Третий поколенческий период оказался роковым для СССР и положил начало основному состоянию очередного нового общества - Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что ритм смены двух типов поколений носит объективный характер и существует в виде своего рода «фона», оказывающего влияние на условия развития исторических персонажей. Исторический персонаж может достаточно полно проявить свой потенциал только в том случае, если индивидуальные особенности его деятельности соответствуют объективным особенностям поколенческой динамики. Последнее позволяет использовать наблюдения за сменой антитрадиционалистского и традиционалистского стилей правления для идентификации поколений перемен и поколений стабилизации.

Как показывает нижеследующий анализ, данная модель политогенеза хорошо соответствует реальным процессам, наблюдаемым в истории Древней Руси.

Реальным началом истории России как единого государственного образования, протянувшегося широкой полосой вдоль пути «из варяг в греки»,

- началом, внятно прописанном в исторических источниках, является правление варяга Олега примерно в 879-912 гг. [9]. Его преемник Игорь правил около 912-945 гг. [10, кн. I , с. 138-139], а жена последнего Ольга (первоначально при малолетнем, а потом возмужалом сыне Святославе) — после 945 г. и до смерти Святослава в 972 г. [10].

С генеалогической точки зрения эти три периода правлений есть три последовательных поколенческих периода формирования Древнерусского государства: 879-912, 912-945 и 945-972 гг.; анализ «стиля правления» названных лиц позволяет идентифицировать объективные процессы смены поколений. Например, деятельность Олега и Ольги четко отличается от инертного поведения Игоря своим преобразующим (реформаторским) характером. Так, именно «хакан» Олег впервые объединил земли восточных славян от Новгорода до Киева и стал первым правителем Древнерусского государства [9, с. 10-11], а «княгиня» Ольга «установила в стране единые законы, ввела налоги, устроила пути сообщения» и др. [11, с. 58]. Что же касается «князя» Игоря, то на фоне двух других исторических персонажей он выступает как непутевый и неразумный правитель, нарушавший не им установленные правила и в конечном счете погибший от собственной глупости и жадности [11, с. 62-64]; именно после его правления «княгине» Ольге пришлось заняться «устроением» Древнерусского государства. В соответствии с логикой чередования двух типов поколений это позволяет рассматривать периоды правления Олега и Ольги (со Святославом) как периоды перемен («эпохи юности»), а правление Игоря - как период стабилизации и стагнации («эпоха старчества»).

Далее. Именно Ольга предприняла первую попытку крещения Руси [12], но само крещение было осуществлено ее внуком Владимиром лишь в следующем поколенческом цикле 972—1015 гг. в целях стабилизации жизнедеятельности Древнерусского государства (после междоусобицы внуков Ольги

в 972—980 гг.). Эта и другие особенности деятельности внуков Ольги (сыновей Святослава) позволяют рассматривать период 972-1015 гг. как время установления дополнительного состояния социальной системы. Процессы утверждения нового основного состояния и соответственно следующая эпоха масштабных перемен в истории Древнерусского государства была связана уже с именем сына Владимира и правнука Ольги — Святослава — в период 1015-1054 гг.

Систематический анализ антитрадиционалист-ских и традиционалистских стилей правления на протяжении всего периода российской истории позволяет идентифицировать непрерывный ряд поколенческих циклов длительностью в среднем 32±3

Литература

1. Johnson A.W. & Earle Т. The Evolution Of Human Society. From Foraging Group To Agrarian State, 2 nd edn. - Stanford: Stanford Univ. Press, 2000.

2. Мангейм К. Проблема поколений// Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений

- состязательность - экономические амбиции. Пер.с нем. Додина Е.Я. / отв.ред. Скворцов Л.В.

- М.: ИНИОН РАН, 2000. - 162 с.

3. Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Пер.с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. - 700 с.

4. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени// Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? Пер.с исп. -М.: Наука, 1991. С. 3-50.

5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. С. 43-163.

6. Пашинский В.М. Цикличность в истории России (Взгляд с позиций социальной экологии) // Политические исследования. - 1994. - № 4. - С. 111-124.

7. Шлезингер-мл. А. Циклы американской истории: Пер.с англ. Развина П.А. и Бухаровой Е.И. / Закл. статья Терехова В.И. - М.: Прогресс, 1992. - 688 с.

8. Гутнова Е.В., Удальцова З.В. (отв. ред.). История Европы с древнейших времён до наших дней. Том II. Средневековая Европа. — М.: Наука, 1992. - 808 с.

9. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. - 1991. - № 2/3. - С. 3-20

10. Сочинения: В 18 кн. Кн. I: История России с древнейших времен. Тт. 1-2 / Текст 1 и 2-го тт. подгот. к печ. Г.Д. Цинзерлинг и B.C. Рыкаловым / Отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев.

- М.: Изд-во «Мысль», 1988. - 798 с.

11. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. - 2005. - JV« 2. — С. 57-72.

12. Назаренко A.B. Попытка крещения Руси при княгине Ольге в контексте международных отношений 60-х годов X в. / Церковь, общество и государство в феодальной России. - М.: Наука, 1990. С. 24-40.

года, демонстрирующий регулярное чередование двух типов поколений - поколений перемен и поколений стабилизации [6].

Анализ поколенческого аспекта процессов по-литогенеза указывает на примерно 30-летнюю длительность поколений в истории ранней государственности России. Тем самым положения о решающей роли поколенческой динамики в социально-историческом развитии обществ, выдвинутые X. Ортега-и-Гассетом, вполне адекватно отражают динамику процессов формирования и развития ранней государственности, наблюдаемую в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.