Научная статья на тему 'Показатели вегетативной нервной системы и академическая успеваемость студентов'

Показатели вегетативной нервной системы и академическая успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1858
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС / ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ / ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ИНДЕКС КЕРДО / VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM / A VEGETATIVE TONE / VEGETATIVE REACTANCE / VEGETATIVE MAINTENANCE OF ABILITY TO LIVE / VEGETATIVE INDEX KERDO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агафонкина Татьяна Всеволодовна, Кострова Ольга Юрьевна

Проведено исследование показателей вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения жизнедеятельности и вегетативной реактивности на академическую успеваемость студентов. Выявлено, что уменьшение активности симпато-адреналовой системы и повышение холинергических влияний приводят к снижению успеваемости. Показатели состояния вегетативной нервной системы и адаптационные возможности «отличников» выше, чем у лиц с хорошей и удовлетворительной успеваемостью, однако они являются группой риска по срыву адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агафонкина Татьяна Всеволодовна, Кострова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF A VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM AND THE ACADEMIC PROGRESS OF STUDENTS

It is carried out research of parameters of a vegetative tone, vegetative maintenance of ability to live and vegetative reactance on the academic progress of students. It is revealed, that reduction of activity sympathetic nervous system and increase holinergicheskih influences leads to decrease in progress. Parameters of a condition of vegetative nervous system and adaptable opportunities of «honours pupils» above, than at persons with good and satisfactory progress, however they are group of risk on failure

Текст научной работы на тему «Показатели вегетативной нервной системы и академическая успеваемость студентов»

УДК 616.12-07

Т В. АГАФОНКИНА, О.Ю. КОСТРОВА

ПОКАЗАТЕЛИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: вегетативная нервная система, вегетативный тонус, вегетативная реактивность, вегетативное обеспечение жизнедеятельности, вегетативный индекс Кердо.

Проведено исследование показателей вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения жизнедеятельности и вегетативной реактивности на академическую успеваемость студентов. Выявлено, что уменьшение активности симпато-адреналовой системы и повышение холинергических влияний приводят к снижению успеваемости. Показатели состояния вегетативной нервной системы и адаптационные возможности «отличников» выше, чем у лиц с хорошей и удовлетворительной успеваемостью, однако они являются группой риска по срыву адаптации.

T.V. AGAFONKINA, O.U. KOSTROVA PARAMETERS OF A VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM AND THE ACADEMIC PROGRESS OF STUDENTS Keywords: vegetative nervous system, a vegetative tone, vegetative reactance, vegetative maintenance of ability to live, vegetative index Kerdo.

It is carried out research of parameters of a vegetative tone, vegetative maintenance of ability to live and vegetative reactance on the academic progress of students. It is revealed, that reduction of activity sympathetic nervous system and increase holinergicheskih influences leads to decrease in progress. Parameters of a condition of vegetative nervous system and adaptable opportunities of «hon-ours pupils» above, than at persons with good and satisfactory progress, however they are group of risk on failure

Вегетативная нервная система (ВНС), кора головного мозга и система гипофиз-кора надпочечников составляет единую нейрогуморальную систему, регулирующую функции и обеспечивающую оперативное и стратегическое управление адаптивным процессом в целостном организме. Возможности организма адаптироваться к тем или иным условиям в значительной степени определяются реактивностью его ВНС, ее способностью воспринимать, передавать, перерабатывать поступающую информацию, принимать решение и посылать к исполнительным органам управляющие сигналы [2]. В 2007 г. на кафедре функциональной и лабораторной диагностики Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова с целью оценки функционального состояния ВНС было проведено обследование 43 студентов VI курса лечебного факультета в возрасте от 21 до 26 лет. Средний возраст испытуемых составил 22,47+0,57 года. Все студенты были разделены на три группы: 1-я группа (11 человек) - «отличники», средний балл успеваемости составлял 4,5-5,0 (среднее значение баллов за экзамены по данным зачетной книжки); 2я группа (21 человек) - «ударники», средний балл успеваемости - 3,8-4,4; 3-я группа (11 человек) - «троечники», средний балл успеваемости - 3,0-3,7. Проанализированы следующие показатели состояния ВНС: вегетативный тонус (ВТ), вегетативная реактивность (ВР) и вегетативное обеспечение жизнедеятельности (ВОЖ). Исследования проводились в 12 ч дня при соблюдении условий полного комфорта.

ВТ - это способность ВНС обеспечивать витальные функции, в том числе автоматизированную деятельность внутренних органов. ВТ определяли по вегетативному индексу Кердо (ВИК). ВИК = (1-ДАД/ЧСС)х100%, где ДАД -диастолическое артериальное давление, ЧСС - частота сердечных сокращений. ВИ=0 определяет вегетативное равновесие (эйтонию), положительное значение ВИК - преобладание симпатического влияния (СНС), отрицательное - сниженный симпатический тонус, преобладание влияния парасимпатической нервной системы (ПСНС) [4] .

Реакции, возникающие в ВНС в ответ на внешние и внутренние раздражения, характеризуют собой ВР, которая, как и ВТ, дает представление о гомеостатических возможностях организма. Для исследования ВР использовали холодовую пробу. Состояние ВНС оценивали как нормальное при повышении систолического АД (САД) на 20 мм рт. ст., ДАД - на 10-20 мм рт. ст. через 1 мин; гиперреактивное - при повышении АД более чем на 20 мм рт. ст. и гипореактивное - при незначительном подъеме АД. Кроме того, выделяли извращенную реакцию (снижение САД и ДАД) [2,4].

ВОЖ заключается в способности ВНС обеспечивать соматические и психические функции, это эрготропное влияние, направленное на жизнедеятельность. Оно определяет способность организма к адаптации и компенсации нарушенных функций. Для исследования ВОЖ применяли ортоклиностати-ческую пробу. Для этого анализировали изменения АД и ЧСС при переходе из горизонтального в вертикальное положение. При проведении этой пробы нормальное ВОЖ проявляется кратковременным подъемом САД до 20 мм рт. ст., в меньшей степени - подъемом ДАД и преходящем увеличением ЧСС до 30 в 1 мин. Если во время стояния САД падает, а ДАД остается неизменным или несколько возрастает, т.е. наблюдается снижение пульсового давления -это является признаком нарушения ВОЖ. При избыточном ВОЖ происходит подъем САД более чем на 20 мм рт. ст., ДАД также повышается, иногда более значительно, чем систолическое, оно может оставаться на прежнем уровне или даже снижаться. При вставании возможны такие проявления, как самостоятельный подъем ДАД, увеличение ЧСС более чем на 30 в 1 мин, ощущение прилива крови к голове, потемнение в глазах. Недостаточность ВОЖ характеризуется преходящим падением САД и ДАД более чем на 10-15 мм рт. ст. непосредственно после вставания [2, 4].

Результаты собственных исследований. Среди студентов 1-й группы процентное соотношение лиц с преобладанием тонуса СНС составило 64%, с эйтонией - 18%, а с преобладанием влияния ПСНС - 18%. Во 2-й группе студентов показатели ВТ распределились следующим образом: симпатический тонус - у 43% обследуемых, эйтония - у 5%, повышение тонуса ПСНС - у 52% студентов. В группе «троечников» симпатотоники составили 27%, эйто-ники - 9%, ваготоники - 64% (рисунок).

I группа II группа III группа

Распределение вегетативного тонуса у студентов разных групп

При проведении холодовой пробы лица с нормальной реактивностью ВНС преобладали среди испытуемых 1-й группы - 27,3%. Во 2-й группе соотношение составило 4,7%, а в 3-й - 18%. Количество студентов с недостаточной реактивностью распределилось так: среди «отличников» - 45,6%, «ударников» -62%, «троечников» - 73%, т.е. мы наблюдаем, что недостаточная реактивность ВНС приводит к снижению академической успеваемости студентов. Процентное соотношение лиц с избыточной реактивностью ВНС распределилось следующим образом: в 1-й группе - 0%, во 2-й - 9,5%, в 3-й - 9%. Интерес представляет извращенная реакция на холодовой стресс у разных категорий студентов: в 1-й группе их число составило 27,3%, во 2-й - 23,8%, в 3-й группе таких реакций не наблюдалось.

При проведении ортоклиностатической пробы у большинства студентов наблюдалось недостаточное ВОЖ (58% от всего количества испытуемых). Процентное соотношение типов ВОЖ в различных группах представлено в таблице.

Группы студентов Вегетативное обеспечение жизнедеятельности, %

недостаточное избыточное нормальное нарушенное

1-я 45,5 18 27 9,5

2-я 66,6 9,5 23,9 0

3-я 54,5 9,5 36 0

Обсуждение результатов и заключение. При оценке состояния ВНС выявлено, что уменьшение активности симпато-адреналовой системы и повышение холинергических влияний приводят к снижению успеваемости студентов. Для студентов из 1-й группы характерны явления симпатикотонии, в то время как у «троечников» преимущественно наблюдается ваготония с недостаточной

вегетативной реактивностью, что свидетельствует о более экономном, энергосберегающем пути обмена веществ [3]. При проведении холодовой пробы замечено, что для испытуемых 3-й группы наиболее характерен асимпатикотониче-ский вариант реактивности, что свидетельствует о недостаточности адаптационно-приспособительных механизмов [1, 3]. Выявляемые у студентов такие варианты вегетативной реактивности, как асимпатикотонический тип преимущественно у «троечников» и извращенная реакция на холодовой стресс у «отличников» и «ударников» могут служить косвенным подтверждением полисистемной энергетической недостаточности [3]. Интересными оказались данные о наличии извращенной реакции на холодовой стресс в 1-й группе студентов. При исходной эйтонии у 18% студентов 1-й группы часто встречается асимпатикотониче-ский вариант реактивности, что, по-видимому, связано с явлениями напряжения системы адаптации на фоне стрессовой ситуации в связи с повышением психологических нагрузок и особенностей характера студентов. Это свидетельствует о скрытом напряжении в системе вегетативного обеспечения, невозможности адекватного ответа и вероятном срыве адаптационно-компенсаторных систем у этих лиц в условиях хронического стресса [1, 3]. Прослежено, что для лиц с высокой успеваемостью более характерно гиперсимпатикотоническое ВОЖ. Показатели состояния ВНС и адаптационные возможности обследуемых из группы «отличников» выше, чем «ударников» и «троечников», однако они являются группой риска по срыву адаптации. Асимпатикотонический вариант ВОЖ особенно характерен для студентов 2-й и 3-й групп. Таким образом, у студентов с различным уровнем академической успеваемости имеет место нарушение функции ВНС. Анализ зависимости показателей учебы студентов от вегетативных параметров является весьма интересным и требует дальнейшего изучения.

Литература

1. Валькова Н.Ю. Количественная оценка вегетативной регуляции: методология, системное исследование влияния внешних и внутренних факторов: автореф. дис. ... докт. биол. наук / Н.Ю. Валькова. Архангельск, 2007. 42 с.

2. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2003. 752 с.

3. Накостенко Т.Н. Изменения клеточного энергообмена и возможности их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Н. Накостенко. М., 2007. 26 с.

4. Юрков А.Ю. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у больных с полипами голосовых складок / А.Ю. Юрков, Т.И. Шустова, Ю.Е. Степанова // Вестник оториноларингологии. 2002. №1. С. 26-38.

АГАФОНКИНА ТАТЬЯНА ВСЕВОЛОДОВНА родилась в 1978 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат медицинских наук, доцент кафедры функциональной и лабораторной диагностики Чувашского университета. Область научных интересов - функциональная диагностика, гистология. Автор 30 научных работ.

КОСТРОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА родилась в 1981 г. Окончила Чувашский государственный университет. Ассистент кафедры функциональной и лабораторной диагностики Чувашского университета. Область научных интересов - функциональная и клиническая лабораторная диагностика. Автор 2 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.