Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ПЕДАГОГИ-ЖЕНЩИНЫ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багнетова Е.А., Малюкова Т.И., Литовченко О.Г.

В работе представлены особенности показателей вариабельности сердечного ритма в зависимости от выраженности синдрома эмоционального выгорания педагогов северного региона. Обследовано 150 педагогов-женщин. Результаты исследования показали, что степень выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов сопровождалась изменениями показателей вариабельности сердечного ритма, проявляющиеся в усилении симпатического тонуса в регуляции системы кровообращения. Наблюдалось достоверное увеличение показателей моды и амплитуды моды у педагогов с высоким уровнем выраженности симптомов эмоционального выгорания по сравнению с группой педагогов с низким уровнем профессионального выгорания. В группе педагогов с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания показатели вариабельности сердечного ритма свидетельствовали о повышении роли симпатических влияний в регуляции сердечно-сосудистой системы и снижении степени влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В группе педагогов с низким уровнем эмоционального выгорания средние значения показателей Моды составляли 851,81±21,01 мс, что достоверно отличалось от аналогичных показателей педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания (783,20±21,21 мс). Наблюдалось достоверное снижение RMSSD от 36,10±2,62 мс в группе педагогов с высоким уровнем выраженности до 24,82±2,58 мс у женщин-педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с низким уровнем проявления симптомов синдрома эмоционального выгорания. Значения SDNN были достоверно выше у педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания по сравнению с аналогичными данными педагогов-женщин, входящих в группу с низким уровнем профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багнетова Е.А., Малюкова Т.И., Литовченко О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF HEART RATE VARIABILITY IN TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS OF YUGRA, DEPENDING ON THE SEVERITY OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME

The article presents the features of the heart rate variability indicators of teachers from the northern region, depending on the severity of the emotional burnout syndrome. 150 female teachers were examined. The results of the study revealed that the severity of emotional burnout symptoms (which were experienced by teachers) was accompanied by changes in heart rate variability indicators, manifested in an increase in sympathetic tone in the circulatory system regulation. There was a significant increase in the mode and mode amplitude indicators in the regulation of the cardiovascular system and a decrease in the degree of influence of the parasympathetic division of the vegetative nervous system. In the group of teachers with a low level of emotional burnout, the average values of mode indicators were 851,81±21,01 ms, which significantly differed from the same indicators of teachers with a high level of emotional burnout (783,20±21,21 ms). The group of teachers with a high level of burnout syndrome had a significant decrease in RMSSD from 36,10±2,62 ms, female teachers a low level of burnout syndrome manifestation had a decrease to 24,82±2,58 ms. The group of teachers with a high level of burnout syndrome had significantly higher SDNN values in comparison with similar data of female teachers in the group with a low level of professional burnout.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

ФИЗИОЛОГИЯ

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_14 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_14

УДК 612.172.2 UDC 612.172.2

ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Е.А. Багнетова1, Т.И. Малюкова1, О.Г. Литовченко2

1 Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия 2Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия

Аннотация. В работе представлены особенности показателей вариабельности сердечного ритма в зависимости от выраженности синдрома эмоционального выгорания педагогов северного региона. Обследовано 150 педагогов-женщин. Результаты исследования показали, что степень выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов сопровождалась изменениями показателей вариабельности сердечного ритма, проявляющиеся в усилении симпатического тонуса в регуляции системы кровообращения. Наблюдалось достоверное увеличение показателей моды и амплитуды моды у педагогов с высоким уровнем выраженности симптомов эмоционального выгорания по сравнению с группой педагогов с низким уровнем профессионального выгорания. В группе педагогов с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания показатели вариабельности сердечного ритма свидетельствовали о повышении роли симпатических влияний в регуляции сердечно-сосудистой системы и снижении степени влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В группе педагогов с низким уровнем эмоционального выгорания средние значения показателей Моды составляли 851,81±21,01 мс, что достоверно отличалось от аналогичных показателей педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания (783,20±21,21 мс). Наблюдалось достоверное снижение RMSSD от 36,10±2,62 мс в группе педагогов с высоким уровнем выраженности до 24,82±2,58 мс у женщин-педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с низким уровнем проявления симптомов синдрома эмоционального выгорания. Значения SDNN были достоверно выше у педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания по сравнению с аналогичными данными педагогов-женщин, входящих в группу с низким уровнем профессионального выгорания.

Ключевые слова: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, синдром эмоционального выгорания, вариабельность сердечного ритма, педагоги-женщины, сердечно-сосудистая система.

INDICATORS OF HEART RATE VARIABILITY IN TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS OF YUGRA, DEPENDING ON THE SEVERITY OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME

E.A. Bagnetova1, T.I. Malyukova1, O.G. Litovchenko2

'Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia 2Surgut State University, Surgut, Russia

Annotation. The article presents the features of the heart rate variability indicators of teachers from the northern region, depending on the severity of the emotional burnout syndrome. 150 female teachers were examined. The results of the study revealed that the severity of emotional burnout symptoms (which were experienced by teachers) was accompanied by changes in heart rate variability indicators, manifested in an increase in sympathetic tone in the circulatory system regulation. There was a significant increase in the mode and mode amplitude indicators

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

EHOME,3,HUHHbI BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

in the regulation of the cardiovascular system and a decrease in the degree of influence of the parasympathetic division of the vegetative nervous system. In the group of teachers with a low level of emotional burnout, the average values of mode indicators were 851,81±21,01 ms, which significantly differed from the same indicators of teachers with a high level of emotional burnout (783,20±21,21 ms). The group ofteachers with a high level of burnout syndrome had a significant decrease in RMSSD from 36,10±2,62 ms, female teachers a low level of burnout syndrome manifestation had a decrease to 24,82±2,58 ms. The group of teachers with a high level of burnout syndrome had significantly higher SDNN values in comparison with similar data of female teachers in the group with a low level of professional burnout.

Key words: Khanty-Mansijsk Autonomous Okrug - Yugra, burnout syndrome, heart rate variability, female teachers, cardiovascular system.

Введение. Профессиональному здоровью педагогических работников отводится повышенное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых [1-5]. На функциональное состояние организма (ФСО) существенное влияние оказывают климатогео-графические условия проживания.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра территориально расположен в серединной части Российской Федерации и характеризуется суровыми климатическими условиями (быстрая смена погоды, резкие перепады температур, продолжительная снежная и холодная зима и др.). Жесткие экологические и климатические условия севера вызывают перенапряжение функциональных систем организма, влияют на процессы функциональной адаптации, а также считаются дополнительной детерминантой развития психоэмоционального стресса [1, 6].

Хронический стресс вызывает напряжение регуляторных систем организма [7], способствует формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова выделяют три группы симптомов СЭВ, объединенных в 3 субшкалы (редукция профессиональных достижений, эмоциональная истощенность, деперсонализация) [3]. Формирующийся СЭВ в совокупности с воздействием на организм экстремальных климатических условий Среднего Приобья влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы (ССС). ССС - физиологическая система организма, которая одна из

первых реагирует на изменения окружающей среды. Ее считают универсальным индикатором состояния всего организма в целом [8, 9]. К числу современных методов диагностики состояния ССС относят анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) [9-12] как высокоинформативный, неинва-зивный, удобный и доступный метод. Данные ВСР характеризуют состояние сердца, механизмы регуляции его ритмов, а также считаются биологическим маркером адаптационных возможностей организма [9, 13]. Благодаря анализу ВСР можно судить о ФСО человека, в том числе выявлять патологические и предпатологические процессы [11]. Нарушение баланса функций симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС) можно установить по отклонению показателей ВСР от референсных значений [12]. Снижение ВСР считается неблагоприятным прогностическим фактором [13].

Цель нашего исследования - оценить выраженность изменений показателей системы кровообращения педагогов-женщин Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на различных стадиях развития СЭВ.

Методы и организация исследования. На базах общеобразовательных школ г. Сургута, г. Нефтеюганска и Сургутского государственного педагогического университета проведено обследование 150 педагогов-женщин в возрасте от 23 до 65 лет, средний педагогический стаж составил 19,04±1,07 лет. Исследование у педагогов-женщин среднего (зрелого) возраста первого и второго периода проводилось в первой половине менструального цикла (вторая неделя

фолликулярной фазы, характеризующаяся нормальным эмоциональным балансом). На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры все педагоги проживали 15 и более лет. Участие в исследовании осуществлялось при письменном информированном согласии испытуемых.

Определение развития СЭВ у обследованных педагогов осуществлялось с помощью опросника Н.Е. Водопьяновой (МВ1), выявляющего степень выраженности симптомов эмоционального выгорания, объединенных в указанные выше субшкалы. У педагогов также измерялись длина и масса тела для определения индекса функциональных изменений (ИФИ).

Изучение показателей ВСР осуществлялось при помощи пульсоксиметра «ЭЛОКС-01» (Россия) с помощью которого определялись показатели вариационной пульсомет-рии (SDNN - среднее квадратическое отклонение величины RR-интервалов; RMSSD -квадратный корень из среднего квадрата разностей величин последовательных пар ЯЯ-интервалов; Мо (мода) - диапазон наиболее часто встречающихся значений кардиоинтервалов; АМо (амплитуда моды) - число кардиоинтервалов, попавших в диапазон Мо (%); ИБ - индекс Р.М. Баевского или индекс напряжения регуляторных систем).

С помощью методов вариационной статистики с определением среднего значения (М), ошибки средней (т), среднеквадратичного отклонения (а), определения достоверности различий по ^критерию Стьюдента (р<0,05) обрабатывались полученные данные морфофункциональных и психофизиологических исследований.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессия педагога относится к числу специальностей, деятельность которых сопряжена с частыми стрессовыми ситуациями. Ненормированный рабочий день, эмоциональное напряжение, коммуникативная загруженность, непрестижность профессии, высокий уровень ответственности, излишнее внимание детей, родителей и коллег

характеризуют деятельность современного учителя [1, 2, 14].

Интерпретация результатов опросника на выгорание Н.Е. Водопьяновой показала, что у обследованных педагогов наиболее выражена шкала «Эмоциональное истощение»: у 39% респондентов наблюдался высокий уровень, у 31% - средний уровень сформированности данной шкалы. Педагоги чувствуют эмоциональную опустошенность, нехватку сил, они не способны полноценно выражать свои эмоции. Результаты по шкале «деперсонализация» свидетельствуют, что у 28% респондентов наблюдается расстройство самовосприятия, ощущение растерянности, признаки психической анестезии, педагоги чувствуют себя обособленными от окружающего мира. Шкала «редукция профессиональных достижений» указывает, что 24% педагогов имеют ярко выраженные признаки негативного восприятия самих себя в целом и самооценку себя как профессионалов. Достоверных отличий между показателями выраженных субшкал мы не наблюдали (рис. 1).

Определение итогового уровня профессионального выгорания педагогов-женщин по методике Н.Е. Водопьяновой показало, что из 150 опрошенных у 21% выявлен низкий уровень сформированности СЭВ, у 33% - средний уровень сформированности данного феномена, у 46% - высокий уровень (рис. 2). Высокий уровень СЭВ выражен преимущественно у молодых педагогов, это может быть обусловлено разочарованием выбранной профессией, несоответствием ожиданий от педагогической деятельности ее реальным составляющим, большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузками (рис. 2). Наблюдаемые отличия во всех группах педагогов с выраженным СЭВ статистически значимы (уровень значимости р<0,05).

В настоящее время количественную оценку вегетативной регуляции сердечного ритма изучают с помощью анализа ВСР как одного из наиболее информативных неинва-зивных методов [15].

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

28%

35%

37%

24%

40%

36%

V

V

Эмоциональное Деперсонализация Редукция

истощение профессиональных

достижений

Низкий уровень

Средний уровень ■ Высокий уровень

Рис. 1. Удельный вес (%) выраженности субшкал эмоционального выгорания у педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по методике Н.Е. Водопьяновой)

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

Рис. 2. Удельный вес (%) показателей сформированности эмоционального выгорания у педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Примечание: *, **, *** - статистически значимые отличия (уровень значимости р<0,05)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Таблица

Анализ показателей ВСР у педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с _различным уровнем выгорания (М, т, о, Су %)_

' —■——^^Показатели Группы ' ——^^^^ SDNN, мс RMSSD, мс Mo, мс Amo, %

Группа 1 низкий уровень СЭВ M 34,45 24,82 851,81 14,27

m 3,33 2,58 21,01 1,63

о 11,06 8,57 127,34 5,40

Cv % 32,10 33,19 15,50 37,84

Группа 2 средний уровень СЭВ M 44,13 28,80 804,67 11,87

m 2,79 2,46 18,69 0,68

о 15,29 13,47 102,44 3,70

Cv % 34,65 46,77 12,73 31,17

Группа 3 высокий уровень СЭВ M 47,42 36,10 783,20 11,6

m 2,26 2,62 21,21 0,50

о 16,01 18,55 149,97 3,51

Cv % 33,76 54,40 19,15 30,26

Достоверность отличий показателей (р) 1-2 р>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05

1-3 р<0,05 p<0,05 р<0,05 p>0,05

2-3 р<0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05

Примечание: SDNN - среднее квадратическое отклонение величины RR-интервалов; RMSSD - квадратный корень из среднего квадрата разностей величин последовательных пар RR-интервалов; Mo - мода; Amo - амплитуда моды; М - средняя арифметическая; m -средняя ошибка средней арифметической; о - среднееквадратическое отклонение; Cv - коэффициент вариации; p - достоверность отличий показателей (уровень значимости р<0,05)

Результаты анализа ВСР педагогов общеобразовательных школ северного региона позволили проследить стабильное увеличение Мо, которое свидетельствует о повышении роли симпатических влияний в регуляции ССС и снижении степени влияния парасимпатического отдела ВНС у педагогов-женщин в зависимости от степени выраженности СЭВ. Чем выше уровень СЭВ у педагогов, тем выше уровень симпатических регуляторных влияний. В процессе анализа параметров ВСР наблюдалась тенденция достоверных отличий показателей SDNN и Mo у педагогов с высоким и низким уровнем сформированности СЭВ (табл.).

Amo в наших исследованиях (как показатель стабилизации централизации управления ритмом сердца, обусловленный преимущественно влиянием симпатического отдела ВНС), свидетельствовал об усиленном влиянии центрального регуляторного

компонента у женщин с высоким уровнем проявлений СЭВ. Кроме этого, следует отметить, что во всех трех обследованных группах этот показатель был ниже нормы, что указывает на существенное расходование ресурсов организма у педагогов, проживающих в условиях северного региона. Статистически значимых различий между значениями Amo в группах педагогов с разным уровнем сформированности СЭВ мы не наблюдали.

Показатель RMSSD позволяет оценить высокочастотные компоненты ВСР, активность парасимпатического компонента вегетативной регуляции. В наших исследованиях наблюдалось достоверное статистически значимое снижение данного показателя от 36,10±2,62 мс в группе педагогов с высоким уровнем выраженности СЭВ до 24,82±2,58 мс у женщин-педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с

низким уровнем проявления СЭВ.

Среднее квадратичное отклонение длительности интервалов RR (NN) у педагогов с различным уровнем СЭВ имели достоверные отличия. Так, в группе с высоким уровнем сформированности симптомов эмоционального выгорания значения SDNN были достоверно выше по сравнению с аналогичными данными педагогов-женщин, входящих в группу с низким уровнем профессионального выгорания.

Заключение. Характерной особенностью психофизиологического состояния педагогов-женщин Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются повышенная утомляемость, высокое эмоциональное напряжение, перенапряжение нервных про-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багнетова Е.А. Профессиональные риски современной педагогической среды / Е.А. Багнетова // Здоровый образ жизни и охрана здоровья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 03 апреля 2020 года. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет. - 2020. - С. 18.

2. Бартош Т.П. Исследование особенностей психического здоровья педагогов в динамике учебного процесса / Т.П. Бартош, О.П. Бартош, М.В. Мычко // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития. - 2020. - № 6. - С. 193-197.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /

B.В. Бойко // М.: Издательство «Сударыня». -1999. - 105 с.

4. Rip J. The impact of duty hours' restrictions on job burnout in internal medicine residents: A three-institution comparison study / J. Rip, L. Bellini, R. Fallar, H. Bazari, J. Katz // Academic. - 2015. -P. 494-499.

5. Salmela-Aro K. Study engagement and burnout profiles among Finnish higher education students / K. Salmela-Aro, S. Read // Burnout Research. -2017. - № 7. - P. 21-28.

6. Бартош Т.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года / Т.П. Бартош, О.П. Бартош // Гигиена и санитария. - 2019. - № 4. -

C. 411-417.

цессов [1]. По результатам исследования параметров ВСР как показателей активности симпато-парасимпатического звена регуляции выявлено напряжение функционирования ССС педагогов-женщин, проживающих в суровых условиях севера. У педагогов-женщин с высоким уровнем проявления СЭВ наблюдается существенное проявление симпатикотонии, что указывает на расходование ресурсов организма, снижение адаптационных способностей и возможностей приспособления к повреждающему влиянию профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости регуляции профессиональных нагрузок у педагогов-женщин, проживающих в условиях северного региона.

7. Антипова Е.И. Оценка психофизиологического состояния и характеристика качества жизни специалистов по социальной работе / Е.И. Антипова, Д.З. Шибкова// Человек. Спорт. Медицина. - 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 30-39.

8. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика / Р.М. Баевский // Клиническая информатика и телемедицина. - 2004. - № 1(1). -С. 54-64.

9. Гаврильев С.И. Особенности функционального состояния мужчин второго зрелого возраста, занимающихся по программе оздоровительной направленности, проживающих в Республике Саха / С.И. Гаврильев, И.А. Черкашин, Е.В. Афанасьев // Ученые записки университета Лесгафта. -2020. - № 8(186). - С. 83-87.

10.Марков А.Л. Вариабельность сердечного ритма у лыжников-гонщиков Республики Коми 15-18 лет: возрастные и половые различия / А.Л. Марков // Журнал медико-биологических исследований. - 2019. - № 2. - С. 151-160.

11.Преминина О.С. Характеристика вариабельности сердечного ритма у подростков-северян, употребляющих летучие растворители / О.С. Преминина, Т.С. Митягина // Журнал медико-биологических исследований. - 2019. -№ 3. - С. 318-326.

12.Стреляева О.П. Вегетативная регуляция сердечного ритма у преподавателей высшей школы при использовании профилактических мероприятий / О.П. Стреляева, Э.Ш. Шаяхметова, Г.А. Шурухина, Л.М. Матвеева, А.И. Валитова

// Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - № S1. -С. 13-19.

13. Прекина В.И. Вариабельность сердечного ритма у здоровых людей / В.И. Прекина, И.Ю Чернова, О.Н. Ефремова, М.В. Есина // Российский кардиологический журнал. - 2020. -№ S2. - С. 12-13.

14. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность / В.Е. Орел // Гуманитарный центр. - Харьков. - 2014. - 296 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Бокерия О.Л. Вариабельность ритма сердца при дефекте межпредсердной перегородки /

0.Л. Бокерия, К.А. Вульф, В.А. Шварц // Новости хирургии. - 2017. - № 4. - С. 421-430.

REFERENCES

1. Bagnetova E.A. Professional risks of the modern pedagogical environment / E.A. Bagnetova // Healthy Lifestyle and Health Protection: Materials from for the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Surgut, April 03, 2020. - Surgut: Surgut State Pedagogical University. - 2020. - Р. 18.

2. Bartosh T.P. Examining features of mental health of teachers within the educational process / T.P. Bartosh, O.P. Bartosh, M.V. Mychko // Ecopsychological Research: Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development. -2020. - № 6. - Р. 193-197.

3. Bojko V.V. The syndrome of "emotional burnout" in professional communication / V.V. Bojko // M.: Publishing House "Sudarynya". - 1999. -Р. 105.

4. Rip J. The impact of duty hours' restrictions on job burnout in internal medicine residents: A three-institution comparison study / J. Rip, L. Bellini, R. Fallar, H. Bazari, J. Katz // Academic. - 2015. -P. 494-499.

5. Salmela-Aro K. Study engagement and burnout profiles among Finnish higher education students / K. Salmela-Aro, S. Read // Burnout Research. -2017. - № 7. - P. 21-28.

6. Bartosh T.P. Manifestation of emotional burnout syndrome among teachers in different periods of the

academic year / T.P. Bartosh, O.P. Bartosh // Hygiene and Sanitation. - 2019. - № 4. -P. 411-417.

7. Antipova E.I. Assessment of the psychophysiological state and characteristics of the quality of life of social work specialists / E.I. Antipova, D.Z. Shibkova // Human. Sport. Medicine. - 2017. Vol. 17. - № 2. - P. 30-39.

8. Baevskij R.M. Analysis of heart rate variability: history and philosophy, theory and practice / R.M. Baevskij // Clinical Informatics and Tele-health. - 2004. - № 1(1). - P. 54-64.

9. Gavril'ev S.I. Features of the functional state of men of the second mature age from Sakha, engaged in the program of health-improving direction / S.I. Gavril'ev, I.A. Cherkashin, E.V. Afanas'ev // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. -2020. - № 8(186). - P. 83-87.

10.Markov A.L. Heart rate variability in crosscountry skiers aged 15-18 years living in the Komi republic: age- and sex-related differences / A.L. Markov // Journal of Biomedical Research. -

2019. - № 2. - P. 151-160.

11.Preminina O.S. Heart rate variability in adolescents using volatile solvents and living in the north of Russia / O.S. Preminina, T.S. Mityagina // Journal of Biomedical Research. - 2019. - № 3. -P. 318-326.

12.Strelyaeva O.P. Vegetative regulation of heart rate in higher school teachers when using preventive measures / O.P. Strelyaeva, E.Sh. Shayakhmetova, G.A. Shurukhina, L.M. Matveeva, A.I. Valitova // Human. Sport. Medicine. - 2020. - № S1. -P. 13-19.

13.Prekina V.I. Heart rate variability in healthy people / V.I. Prekina, I.Yu. Chernova, O.N. Efremova, M.V. Esina // Russian Journal of Cardiology. -

2020. - № 2. - P. 12-13.

14.Orel V.E. Emotional burnout syndrome. Myths and reality / V.E. Orel // Humanitarian Center. -Kharkiv. - 2014. - P. 296.

15.Bokeria O.L. Heart rate variability in atrial septal defect / O.L. Bokeria, K.A. Vulf, V.A. Shvarts // News of surgery. - 2017. - № 4. - P. 421-430.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Елена Александровна Багнетова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, e-mail: e.bagnetova@gmail .com.

Тамара Ивановна Малюкова - аспирант кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, e-mail: timalyukova@mail.ru.

Ольга Геннадьевна Литовченко - доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры морфологии и физиологии БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, e-mail: olgalitovchenko@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Elena Aleksandrovna Bagnetova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Biomedical Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, e-mail: e.bagnetova@gmail .com.

Tamara Ivanovna Malyukova - Post-Graduate Student at the Department of Biomedical Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, e-mail: timalyukova@mail.ru. Ol'ga Gennad'evna Litovchenko - Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Morphology and Physiology, Surgut State Universtiy, Surgut, e-mail: olgali-tovchenko@mail .ru.

Для цитирования: Багнетова Е.А. Показатели вариабельности сердечного ритма у педагогов общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зависимости от выраженности синдрома эмоционального выгорания / Е.А. Багнетова, Т.И. Малюкова, О.Г. Литовченко // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500 _2022_06_01_14

For citation: Bagnetova E.A. Indicators of heart rate variability in teachers of secondary schools in Yugra, depending on the severity of the emotional burnout syndrome / E.A. Bagnetova, T.I. Malyukova, O.G. Litovchenko // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/25880500 2022 06 01 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.