Научная статья на тему 'Показатели устойчивого развития городских транспортных систем'

Показатели устойчивого развития городских транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЛОГИСТИКА / ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ / МЕГАПОЛИСЫ / SOCIETY / ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGY / INDICATORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / "GREEN" LOGISTICS / URBAN TRANSPORT SYSTEMS / URBAN TERRITORY IMPROVEMENT / MEGACITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анашкина Наталия Юрьевна

В статье предпринята попытка разработки комплекса основных показателей устойчивого развития транспортных систем и благоустройства в крупных городах в соответствии с ранее выявленными общими целями и задачами устойчивого развития. Актуальность исследования обусловлена отсутствием на современном этапе унифицированных параметров для оценки функционирования городского транспорта, систем его инфраструктуры и эффективности архитектурной застройки крупных городов. Для получения конечного результата были проанализированы несколько релевантных систем показателей, предложенных зарубежными и отечественными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели устойчивого развития городских транспортных систем»

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184009. htm.

ART 184009 УДК 338.1

Анашкина Наталия Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург NAnashkina@usurt ru

Показатели устойчивого развития городских транспортных систем

Аннотация. В статье предпринята попытка разработки комплекса основных показателей устойчивого развития транспортных систем и благоустройства в крупных городах в соответствии с ранее выявленными общими целями и задачами устойчивого развития. Актуальность исследования обусловлена отсутствием на современном этапе унифицированных параметров для оценки функционирования городского транспорта, систем его инфраструктуры и эффективности архитектурной застройки крупных городов. Для получения конечного результата были проанализированы несколько релевантных систем показателей, предложенных зарубежными и отечественными авторами.

Ключевые слова: показатели устойчивого развития, «зеленая» логистика, городские транспортные системы, устойчивое развитие, благоустройство городов, экология, экономика, общество, мегаполисы. Раздел: (04) экономика.

В целях эффективного планирования в направлении устойчивого развития и оптимизации функционирования существующих транспортных систем в крупных городах необходимо оценить текущее состояние вещей. Сложность задачи заключается в определении регулярных методов, показателей и наборов показателей для оценки эффективности работы в направлении устойчивого развития и благоустроенности. Индикатор устойчивого развития - это количественная информация, которая показывает изменение состояния системы или среды в течение определенного периода времени [1].

Не вызывает сомнений тот факт, что самые подробные и приближенные к действительности исследования должны базироваться на полном наборе показателей. Однако на настоящий момент российская статистика не располагает полным спектром подобных репрезентативных показателей [2, 3].

Приведем примеры существующих в мире систем показателей и синтезируем комплекс показателей, который в наибольшей мере соответствует области целей и задач устойчивого развития, значимой на настоящий период, обозначенной ранее [4].

Мировое признание получила система экологических показателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая представлена моделью «давление-состояние-реакция» (ДСР), см. рисунок. Суть модели ДСР заключается в следующем: «человек своей деятельностью оказывает "давление" на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов ("состояние"); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменения общественного сознания и поведения ("реакция на давление")» [5].

Общим показателем, заменяющим Валовой внутренний продукт (ВВП) в качестве совокупной меры экономического прогресса, является Генеральный индикатор прогресса (ГИП) (англ. Genuine Progress Indicator, GPI). ГИП выражается в денежных единицах разницы между категориями выгод и издержек [6].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184009. htm.

Модель «давление-состояние-реакция»

ГИП отображает дихотомичность процесса роста экономики и пагубного техногенного воздействия на окружающую среду и социальный сектор. Показатель способствует разработке долгосрочной стратегии для улучшения состояния окружающей среды, динамичного развития экономики и социальной сферы. В отличие от ВВП, он учитывает издержки на борьбу с загрязнением окружающей среды, потери в связи с истощением невозобновляемых природных ресурсов, дорожно-транспортными и криминальными происшествиями, с безработицей. Также учитываются и доходы, упущенные показателем ВВП: прибыль от домашнего и волонтерского труда, от снижения транспортной усталости, отсутствие использования лекарственных препаратов, значимость абсолютного приращения доходов для малообеспеченных категорий граждан [7].

На основе анализа 11 научных работ с общим количеством предложенных индикаторов 297 М. Блюменфелд выработал систему, состоящую из 16 показателей, и применил ее для сравнения уровня устойчивости развития транспортных систем в таких мегаполисах, как Дели, Сан-Пауло и Нью-Йорк [8].

Наряду с представлением общих целей устойчивого развития и задач планирования транспортных систем результатом анализа и классификации Т. Литманом материала более 150 научных работ [9] стала модель основных показателей функционирования в экономическом, социальном и экологическом секторах (Приложение А -Ключевые цели, задачи и индикаторы устойчивого развития транспорта).

На основе модели Т. Литмана был более детально разработан комплекс задач и мероприятий по достижению целей и набор показателей функционирования для устойчивого развития транспортных систем в наиболее значимой для настоящего этапа развития, ранее выделенной области направлений устойчивого развития (Зона «А») [10], представленный ниже в табл. 1-6.

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184009. htm.

Таблица 1

Цель устойчивого развития транспортных систем - многоплановость (разносторонность) транспортных систем, 14 баллов - 87,5%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Интеграция транспортной системы. - Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем

Социальный Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. - Разносторонность транспортной системы. Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. - Количество несчастных случаев (повреждений и летальных исходов) на душу населения. Количество преступлений на транспорте. Воздействие на человека вредных веществ

Экологический Сокращение количества вредных выбросов и воздействий, ведущих к глобальному потеплению и изменению климата. - Выбросы парниковых газов (С02, CFCs, СН4 и др.) на душу населения. Сокращение вредных выбросов. Сокращение воздействия других опасных веществ. - Выбросы веществ (РМ, VOCs, NOx, СО и др.) на душу населения. Стандарты качества воздуха и планы управления. Минимизировать шумовое воздействие. - Установка норм шумового и вибрационного воздействия. Минимизировать загрязнение воды. - Контроль над утечками вредных веществ, использованной нефтью, ливневыми водами. Площади загрязненной поверхности воды на душу населения. Количество потребления топлива на душу населения

Таблица 2 Цель устойчивого развития транспортных систем - контроль и регулирование спроса. Эффективное ценообразование и определение приоритетов, 13 баллов - 81,25%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Продуктивность транспортной системы. - ВВП (ВРП) на душу населения. Эффективное ценообразование и стимулирование. - Продуктивное ценообразование (дороги, парковки, страхование, топливо и т. д.). Разумное определение приоритетов. Эффективный оперативный менеджмент и разумное управление активами с целью повышения доходности. - Результаты аудита деятельности. Стоимость услуг доставки по сравнению с другими компаниями в отрасли. Качество сервиса

Экологический Минимизировать пространство, занятое под транспортную инфраструктуру. Способствовать экономному использованию земельного пространства. Создать благоприятные условия жизнедеятельности. - Площадь, занятая под транспортную инфраструктуру, на душу населения. Поддержка высокотехнологичного развития. Принятие мер по защите сельскохозяйственных земель и сохранению среды обитания

Эффективное управление и планирование Четкое определение процесса планирования. Всесторонний интегрированный анализ. Усиленное вовлечение населения в процесс планирования. Лизинговое планирование (инвестиции в наиболее выгодные решения). - Ясная формулировка целей, задач, методов выполнения задач и показателей деятельности. Доступность информации и документации планирования. Количество граждан, занятых в процессе планирования. Спектр задач, вариантов и результатов планирования. Направление финансирования на развитие альтернативных видов транспорта, наиболее удачные решения, контроль и регулирование спроса

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184009. htm.

Таблица 3

Цель устойчивого развития транспортных систем - рациональное использование ресурсов (энергии и территории), 12 баллов - 75%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Минимизация затрат на энергоносители, в частности, импорт нефти. - Количество энергии на душу населения, потребляемой в сфере транспорта. Количество импорта топлива на душу населения

Таблица 4 Цель устойчивого развития транспортных систем - доступность землепользования (высокотехнологичное развитие), 12 баллов - 75%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Обеспечить максимальную транспортную доступность. - Количество времени на душу населения, проведенного в дорожных заторах. Экономическое и деловое развитие. - Доступ к образовательным учреждениям и месту работы. Поддержка местного отечественного производства. Обеспечение доступа граждан к товарам и услугам, местам отдыха. - Доступность и качество разнообразных видов транспорта (пешеходного, велосипедного, общественного, проката транспортных средств)

Социальный Защита и сохранение культурного наследия. Развитие программ культурных мероприятий. - Сохранение национальных традиций и культурных ценностей. Развитие национальных общин

Таблица 5 Цель устойчивого развития транспортных систем - доступность по цене, 11 баллов - 68,75%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Все граждане должны иметь возможность свободного доступа к основным товарам и услугам, местам отдыха. - Количество малообеспеченных граждан, которые тратят более 20% на транспортные расходы

Социальный Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. -Количество направлений, доступных для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями

Таблица 6 Цель устойчивого развития транспортных систем - системная интеграция, 10 баллов - 62,5%

Сектор общих целей устойчивого развития Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. -Показатели функционирования

Экономический Интеграция транспортной системы. - Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем

Социальный Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. - Объем пешего и велосипедного пробега. Поддержка инициатив по созданию открытых объединяющих сообществ. Поддержание целостности сообществ. - Эффективное землепользование. Развитие пешеходного и велосипедного движения. Качество ландшафтного дизайна транспортной инфраструктуры

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184009. htm.

В данной статье выработан комплекс показателей для устойчивого развития транспортных систем крупных городов по шести направлениям: многоплановость транспортных систем; контроль и регулирование спроса; эффективное ценообразование и определение приоритетов; рациональное использование ресурсов (энергии и территории); доступность землепользования (высокотехнологичное развитие); доступность по цене; системная интеграция, обозначенным на данный момент как основные, требующие незамедлительной разработки и принятия мер с целью сохранения безопасных и эффективных условий жизнедеятельности. Классификация представлена в трех секторах: экономическом, социальном и экологическом. Данный комплекс показателей дает возможность единообразно оценивать условия функционирования транспорта и управлять процессами. Следующим шагом является нахождение инструментов и методов на основе разработанного комплекса для достижения устойчивого развития городов и их транспортных систем.

Ссылки на источники

1. Богомолова И. В. Индикативное планирование устойчивого территориального развития городов // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. - 2012. - № 1(20). - С. 101-108. - URL: http://www.volsu.ru/struct/generalservices.pdf.

2. Долгих Е., Антонов Е. Рейтинг устойчивого развития российских городов // Демоскоп Weekly. -2015. - № 631-632б. - URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/tema02.php.

3. Опрос руководителей муниципалитетов, 2014. - URL: http://www.agencysgm.com/projects/Opros_cities.pdf.

4. Анашкина Н. Ю. Основные направления и мероприятия для устойчивого развития крупных городов и их транспортных систем // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. -№ 11. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12808.

5. Индексы и индикаторы устойчивого развития «ДСР» / под ред. Н. П. Тарасовой, Е. Б. Кучининой. -URL: http://www.volsu.ru/struct.pdf.

6. Talberth J. et al. The Genuine Progress Indicator. A Tool for Sustainable Development, 2006. - URL: http://rprogress.org/publications/2007/GPI%202006.pdf.

7. Лисовский Ю. А., Самарин А. Н., Фионова Л. К. О порочности примитивного роста экономики, 2014. - URL: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9087.

8. Blumenfeld M. Analyzing sustainable transport indicators in megacities in developing countries: a case study of Sao Paulo, Brazil, 2015. - URL: http://www.academia.edu/11936538/Analysing_sustainable_transport_indicators_in_megacities_in_dev eloping_countries_a_case_study.

9. Litman T. Well Measured: Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. Victoria Transport Policy Institute. - 2015. - Р. 4. - URL: http://www.vtpi.org/wellmeas.pdf.

10. Анашкина Н. Ю. Указ. соч.

Natalia Anashkina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Foreign Languages and Intercultural Communication Chair, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg NAnashkina@usurt.ru

Indicators of urban transport systems sustainable development

Abstract. In this article, the author tries to work out a set of basic indicators for sustainable development of transport systems and territory improvement in large cities in accordance with the previously identified common goals and objectives of sustainable development. The relevance of the study is due to the lack of unified parameters for evaluation of urban transport functioning, its infrastructure systems and the efficiency of architectural development in large cities at the present stage. To obtain the final result, several systems of indicators, proposed by foreign and Russian authors, were analyzed.

Key words: indicators of sustainable development, "green" logistics, urban transport systems, sustainable

development, urban territory improvement, ecology, economy, society, megacities.

References

1. Bogomolova, I. V. (2012). "Indikativnoe planirovanie ustojchivogo territorial'nogo razvitija gorodov", Vestnik Volgograd. gos. un-ta. Ser. 3. Jekon. Jekol, № 1(20), pp. 101-108. Available at: http://www.volsu.ru/struct/generalservices.pdf (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анашкина Н. Ю. Показатели устойчивого развития городских транспортных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184009.htm.

2. Dolgih, E. & Antonov, E. (2015). "Rejting ustojchivogo razvitija rossijskih gorodov", Demoskop Weekly, № 631-632b. Available at: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/tema02.php (in Russian).

3. (2014). Opros rukovoditelej municipalitetov. Available at: http://www.agencysgm.com/projects/Opros_cities.pdf (in Russian).

4. Anashkina, N. Ju. (2016). "Osnovnye napravlenija i meroprijatija dlja ustojchivogo razvitija krupnyh gorodov i ih transportnyh system", Jekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij, № 11. Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12808 (in Russian).

5. Tarasova, N. P. & Kuchinina, E. B. (eds.). Indeksy i indikatory ustojchivogo razvitija "DSR". Available at: http://www.volsu.ru/struct.pdf (in Russian).

6. Talberth, J. et al. (2006). The Genuine Progress Indicator. A Tool for Sustainable Development. Available at: http://rprogress.org/publications/2007/GPI%202006.pdf (in English).

7. Lisovskij, Ju. A., Samarin, A. N. & Fionova, L. K. (2014). O porochnosti primitivnogo rosta jekonomiki. Available at: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9087 (in Russian).

8. Blumenfeld, M. (2015J. Analyzing sustainable transport indicators in megacities in developing countries: a case study of Sao Paulo, Brazil. Available at: http://www.academia.edu/11936538/Analysing_sustainable_transport_indicators_in_megacities_in_dev eloping_countries_a_case_study (in English).

9. Litman, T. (2015). Well Measured: Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. Victoria Transport Policy Institute, p. 4. Available at: http://www.vtpi.org/wellmeas.pdf (in English).

10. Anashkina, N. Ju. (2016). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 28.01.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.02.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.02.18 Опубликована Published 24.02.18

www.e-koncept.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Анашкина Н. Ю., 2018

977230412018002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.