Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ТИТРА ВИРУСНЕЙТРАЛИЗУЮЩИХ АНТИТЕЛ У ЛЮДЕЙ, ВАКЦИНИРОВАННЫХ ОТ COVID-19, И КРИТЕРИИ ИХ ОТБОРА ДЛЯ ДОНОРСТВА АНТИКОВИДНОЙ ПЛАЗМЫ'

ПОКАЗАТЕЛИ ТИТРА ВИРУСНЕЙТРАЛИЗУЮЩИХ АНТИТЕЛ У ЛЮДЕЙ, ВАКЦИНИРОВАННЫХ ОТ COVID-19, И КРИТЕРИИ ИХ ОТБОРА ДЛЯ ДОНОРСТВА АНТИКОВИДНОЙ ПЛАЗМЫ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Данилец В.В., Буланов А.Ю., Алекперова С.Б., Мартынова Е.А., Жемчугин Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ТИТРА ВИРУСНЕЙТРАЛИЗУЮЩИХ АНТИТЕЛ У ЛЮДЕЙ, ВАКЦИНИРОВАННЫХ ОТ COVID-19, И КРИТЕРИИ ИХ ОТБОРА ДЛЯ ДОНОРСТВА АНТИКОВИДНОЙ ПЛАЗМЫ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

новый режим — сочетание программы ВЕАМ с анти-С038 мо-ноклональным антителом — даратумумабом (Оага-ВЕАМ). Ответ оценивали с использованием модифицированных критериев При анализе результатов терапии 21 пациента общий ответ составил 100%, частичный ответа (ЧО) достигли — 100%, очень хороший частичный ответ (ОХЧО) — 71% и ПО — 32% (см. рис. 1). При медиане наблюдения 44 месяца 5-летняя ОВ составила 93%, 5-летняя выживаемость без прогрессии (ВБП) — 87%. (см. рис. 3 и 4). Прогрессия через 28 мес. наблюдения была у 1 пациента, не получившего ни таргетных препаратов, ни ауто-ТГСК. Один пациентумер в ПО от СОУТО-19-пневмонии. В группе пациентов, получивших иммунохимиотерапию с ибрутини-бом и последующую высокодозную консолидацию по программе

Оага-ВЕАМ, наблюдается тенденция к увеличению частоты ПО по сравнению с остальными пациентами — 59 и 18% соответственно (см. рис. 2).

Заключение. Программа К-ЕРОСН\К-ВАС с ибрутинибом и последующей высокодозной консолидацией с поддержкой ауто-СКК — высокоэффективная и безопасная лечебная опция для терапии МВ высокого риска, приводящая к достижению глубоких ответову 71% пациентов, длительным ОВ и ВБП. В то же время первичная интенсификация позволяет реализовать концепцию «стоп»-терапии, что делает её экономически выгодной. Использование высокодозной консолидации по программе Оага-ВЕАМ увеличивает эффективность лечения. Мы продолжаем исследование, что позволит увеличить достоверность полученных результатов.

Грибов В. В.1, Склянная Е. В.2, Ватутин Н. Т.2, Эль-Хатиб М. А.2

ЧАСТОТА РАЗВИТИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ ПЕЧЕНИ У ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Городская больница № 2, 2ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького»

Введение. Применение низкоселективных химиопрепаратов потенциально может приводить к токсическому поражению быстро обновляющихся клеток, в том числе клеток печени (лекарственный гепатит).

Цель работы. Определение частоты развития лекарственного поражения печени у онкогематологических больных, получавших цитостатическую терапию.

Материалы и методы. Было обследовано 246 пациентов (139 мужчин, 107 женщин), получавших курсы полихимиотерапии для лечения гемобластозов. При оценке степени поражения печени применялись критерии гепатотоксичности Национального института изучения рака (NCCN, СТС) США, в частности показатели общего билирубина, АЛТ, ACT. Оценка осуществлялась до и после проведения цитостатических препаратов. Статистическая обработка выполнялась в лицензионном пакете программы MedStat.

Результаты и обсуждение. Было выявлено 11 случаев лекарственного поражения печени (4,5%, 95% ДИ 2,3—7,4%). Среди мужчин лекарственный гепатит наблюдался у 10 пациентов (7,2%,

95% ДИ 3,5-12,1%), среди женщин - у 1 (0,9%, 95% ДИ 0-3,7%). Частота выявления лекарственного поражения печени была достоверно выше среди мужчин, чем среди женщин (р=0,024). Гепатотоксичность I степени по NCCN имела место в 9 (81,8%, 95% ДИ 50,9-98,9%) случаев, II степени - в 2 (18,2%, 95% ДИ 1,1—49,1%). Среднийуровень билирубинау пациентов при выявлении поражения печени составил 40,8 (36,4;44,9) ммоль/л, ACT — 69,6 (59,6;79,5) Е/л, АЛТ 66,2 (55,4;91,4) Е/л. Обращает на себя внимание тот факт, чтоу 5 пациентов (45,5%, 95% ДИ 15,4—77,4%) проявления гепатотоксичности были выявлены после курса полихимиотерапии по схеме ВЕАСОРР.

Заключение. Частота развития лекарственного поражения пече-ниу онкогематологических больных, получающих цитостатическую терапию, составляет 4,5% (95% ДИ 2,3—7,4%). Частота выявления лекарственного поражения печени достоверно выше среди мужчин, чем среди женщин (р=0,024). Почти в половине случаев (45,5%, 95% ДИ 15,4—77,4%) признаки поражения печени наблюдались после проведения курса поли химиотерапии по схеме ВЕАСОРР.

Данилец В. В.1, Буланов А. Ю.2, Алекперова С. Б.1, Мартынова Е. А.1, Жемчугин Д. Е.1, Дрозд Т. С.1, Яроцкая И. А.1

ПОКАЗАТЕЛИ ТИТРА ВИРУСНЕЙТРАЛИЗУЮЩИХ АНТИТЕЛ У ЛЮДЕЙ, ВАКЦИНИРОВАННЫХ ОТ СОУ1Б-19, И КРИТЕРИИ

ИХ ОТБОРА ДЛЯ ДОНОРСТВА АНТИКОВИДНОЙ ПЛАЗМЫ

1ГБУЗ «ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ», 2ГБУЗ «НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»

Введение. Положительный опыт применения плазмы рекон-валесцентов при эпидемиях, вызванных коронавирусами SARS CoV и MERS CoV (Y. Cheng et al., 2005), a также отечественный опыт (А.Ю. Буланов и др., 2020) говорят о возможности применения антиковидной плазмы (АП) реконвалесцентов в комплексной терапии COVID-19. Главным критерием, определяющим терапевтическую эффективность применения АП, служит титр вирусней-трализующих антител (ВНА). С началом массовой вакцинации от COVID-19 стало возможным приглашать для донации АП новую категорию лиц — вакцинированные доноры.

Цель работы. Определить показатели титра ВНА у доноров, вакцинированных от COVID-19.

Материалы и методы. С 07.08.2021 г. по 16.09.2021 г. в транс-фузиологическом отделении ГКБ им. М.П. Кончаловского проводилось ретроспективное исследование содержания в сыворотке крови вакцинированных доноров ВНА к SARS-Cov-2. В исследование включили 206 людей, вакцинированных от COVID-19 препаратом «Спутник V». Возраст доноров колебался от 19 до 55 лет (в среднем 39 лет). Распределение по полу — 120 (58,3%) мужчин, 86 (42,2%) женщин. Критериями отбора служили срок с момента введения последней дозы вакцины не менее 30 дней и не более 6 месяцев, отсутствие противопоказаний к донорству. Была проанализирована связь таких характеристик доноров, как пол, возраст, срок вакцинации с титром ВНА. Применялся метод диагностики, основанный на определении наличия или отсутствия

цитопатического действия в культуре клеток в зависимости от титра ВНА анализируемой плазмы (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России). Учитывая рекомендации администрации по надзору за качеством продуктов питания и медикаментов США (FDA), использовались следующие градации титра ВНА: 1:160 и более — высокий, 1:80 — промежуточный, 1:40 или 1:20 — низкий. За отсутствие ВНА принимали титр < 1:20. Плазму, полученную от таких доноров, для клинического использования выдавать не рекомендуется. Для дальнейшего донорства АП приглашали тех, чей титр ВНА >1:160. Лицам с титром ВНА < 1:40 рекомендовали другие виды донорства. Статистическая обработка данных проводилась в программах Statistica и Microsoft Excel.

Результаты и обсуждение. Высокий титр ВНА > 1:160 вы-явлену 34% доноров, промежуточный (1:80) у 7%, низкие титры < 1:40 у 59%. Титр ВНА свыше 1:320 определялся у 21%, что позволяет рассматривать эту часть доноров как высокоэффективных. Из вакцинированных доноров, у которых была выполнена эффективная донация АП, больше мужчин — 57%. Установлено, что вероятность получения АП с высоким титром ВНА выше у доноров мужчин в возрастной группе 34—55 лет по сравнению с более молодыми донорами. Таким образом, наиболее значимыми критериями отбора лиц вакцинированных от COVID-19 для донорства АП являются мужской пол и возраст от 34 лет.

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2022; ТОМ 67; №2 |

Заключение. Не у всех лиц, вакцинированных от СОУГО-19, может быть выполнена эффективная донация АП. Более половины заготовленной АП содержит низкие титры ВНА и не может быть рекомен-

дована для клинического применения. Свыше трети вакцинированных доноров может стать высокоэффективными донорами АП, рекомендованной для клинического применения у пациентов с СОУГО-19.

Данилина А. М., Рыжко В. В., Двирнык В. Н., Обухова Т. Н., Накастоев И. М., Бальжанова Я. Б., Новикова А. А., Грибанова Е. О.

ВОВЛЕЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЕ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Поражение центральной нервной системы (ЦНС) при множественной миеломе (ММ) встречается крайне редко (~1% больных) и сопряжено с неблагоприятным прогнозом. Может проявляться в различных формах, включая интратумор и вовлечение оболочек головного мозга (ГМ). Среднее время от диагностики ММ до развития поражения ЦНС составляет 6—18 месяцев, и может проявляться как в дебюте так и в рецидиве заболевания.

Цель работы. Демонстрация случаев поражения ЦНС при ММ.

Материалы и методы. С 2013 по 2021 г.у 7/253 (2,8%) пациентов с ММ было выявлено поражение ЦНС. А женщины и 3 мужчин в возрасте 35—68 лет. У всех больных была III стадия заболевания по классификации ISS. Поражение оболочек ГМ было у всех больных, а у А из них еще и интратумор. Было проведено от 1 до А линий терапии до развития рецидива с поражением ЦНС. Четырем пациентам выполнена трансплантация аутологич-ных гемопоэтических стволовых клеток крови.

Результаты и обсуждение. Поражение ЦНС у всех больных выявлено в рецидиве ММ. Медиана времени от установления диагноза до развития поражения ЦНС составила 10,9 месяца (4,7—65 месяцев). Клинические проявления: когнитивные нарушения, дезориентация во времени, пространстве и личности, положительный симптом Кернига, нижний парапарез с нарушением функции тазовых органов, дизартрия, судорожный синдром, нарушение зрения, парез лицевых нервов, экзофтальм, слуховые галлюцинации, эпизоды потери сознания до сопора

со спонтанным восстановлением сознания. При МРТ головного мозга изменения визуализировали лишь у А пациентов: очаговое поражение различных отделов ГМ, признаки отека, утолщение и постконтрастноеусиление оболочек ГМ (рис. 1). Лабораторные характеристики спинномозговой жидкости (СМЖ) представлены в таблице: цитоз составил 163/3—5181/3 (медиана 1812/3), 93—98% плазматических клеток (рис. 2). На основании результатов лабораторных исследований СМЖ был подтвержден исходный клон плазматических клеток, который обнаруживался в костном мозге в дебюте ММ. Всем пациентам проводилась комбинированная терапия: системная химиотерапия с включением иммуномодуля-торов, алкилирующих агентов, моноклонального антитела (дара-тумумаб); интратекальное введение цитостатических препаратов (цитарабин, метотрексат дексаметазон). Трем пациентам выполнялась лучевая терапия на область всего ГМ. Медиана времени от начала лечения нейролейкемии до смерти составила 174 дня (2-479 дней).

Заключение. Диагностика поражения ЦНС затруднена в связи с неспецифичностью клинических проявлений, которые включают в себя общемозговую и очаговую неврологическую симптоматику, а также психические нарушения. При наличии у пациента неврологических нарушений, не обусловленных другими причинами (гиперкальциемия, гипервискозный синдром, уремия, лекарственная токсичность), необходимо проводить дифференциальную диагностику в том числе и с поражением ЦНС. Обследование должно включать: МРТ головного мозга с внутривенным контрастным усилением, исследование СМЖ (цитологическое, иммунохимическое, иммунофенотипическое, цитогенети-ческое) для подтверждения клональности плазматических клеток. Целесообразно проведение системной химиотерапии в комбинации с интратекальным введением цитостатических препаратов, лучевой терапии.

Пациент, возраст Цитоз, 000/3 % плазматических клеток Белок, г/л Парпротеин Иммунофенотип Цитогенетическое исследование

К.Е.В., 46 лет 3003 93 2,4 СЛЦк768мг/л CD138+/CD38+/CD45low/CD19- t(ll;14)(ql3;q32)

М.Л.А., 68 лет 339 95 5,752 GA 1,7г/лСЛЦА 845 мг/л CD138+CD38+CD45-CD19-CD56+CD27-CD81-CD117- не выполняли

М.Р.И., 62 года 163 95 0,38 СЛЦ кследы не выполняли не выполняли

А.А.Г., 44 года 1812 98 1,6 СЛЦк196мг/л CD138+CD38+CD45-CD19-CD56+CD27- не выполняли

П.П.А., 35 лет 5181 93 1,06 GXследы CD138+CD38+CD45-CD19-CD56-CD27- делеция 13q/M0H0C0MHfl 13;амплификация lq21

М.Т.В., 56 лет 375 97 1,55 СЛЦ А 136 мг/л CD138+CD38+CD45+CD19-CD56- t(14;16)(q32;q23), интерстициальная делеция 13ql4, амплификация lq21

А.А.Х., 58 лет 1830 93 5,9 G к 1,25 г/л СЛЦк следы CD138+CD38+CD45-CD19-CD56- не выполняли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.