Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА 6-МИНУТНОЙ ХОДЬБЫ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА 6-МИНУТНОЙ ХОДЬБЫ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕСТ 6-МИНУТНОЙ ХОДЬБЫ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушуева Э.В., Герасимова Л.И., Шарапова О.В., Дианова Т.И., Иванова О.Н.

Толерантность к физическим нагрузкам как функциональный показатель состояния здоровья детей и подростков можно определить с помощью простого, доступного, безопасного и максимально физиологичного внелабораторного теста 6-минутной ходьбы (Т6МХ), который основывается на количественном результате пройденного расстояния за 6 мин на субмаксимальном уровне нагрузки. Данный тест внедрен в 1963 г., более чем 15 странами представлены эталонные уравнения и формулы, перцентильные кривые и контрольные значения теста детей и подростков, в РФ нормативные данные, разработанные на большой выборке детей, не представлялись, в связи с этим применение теста в детстве ограничено. Цель исследования - создать нормативные параметры Т6МХ в зависимости от пола, возраста для здоровых детей и подростков. Материалы и методы. Проведено сплошное одномоментное персонифицированное обследование 3693 детей I-II групп здоровья от 7 до 18 лет (девочек - 48,8%, мальчиков - 51,2%), которые посещали общеобразовательные и средне-специальные учебные заведения Чувашской Республики. Провели антропометрические и физиометрические измерения, все дети прошли Т6МХ. Результаты. Медиана пройденного расстояния детьми младшего школьного возраста составила у мальчиков 492,5 [435; 535,8] м, у девочек - 504,8 [463; 548,5] м, в среднем школьном возрасте - 570,5 [503,5; 614,3] м и 551,8 [519,5; 608] м, в старшем школьном возрасте - 500,8 [452,8; 539] м и 509,5 [464,5; 548,5] м соответственно. В результатах Т6МХ в общей популяции у обследованных школьников не было значимой корреляционной зависимости с антропометрическими и физиометрическими показателями. Выводы. В младшем и среднем школьном возрасте у мальчиков пройденное расстояние было больше, по сравнению с девочками; с увеличением возраста в старшей школьной группе у подростков результаты теста уменьшаются; 17 и 18-летние девушки проходят большее расстояние за 6 мин, чем юноши ровесники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бушуева Э.В., Герасимова Л.И., Шарапова О.В., Дианова Т.И., Иванова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

6-MINUTE WALKING TEST INDICATORS IN HEALTHY CHILDREN AND ADOLESCENTS

Exercise tolerance, as a functional indicator of the health status of children and adolescents, can be determined using a simple, accessible, safe and maximally physiological out-of-laboratory 6-minute walking test (T6MX), which is based on the quantitative result of the distance traveled in 6 minutes at the submaximal load level. This test was introduced in 1963, more than 15 countries presented reference equations and formulas, percentile curves and control values for children and adolescents. In the Russian Federation, normative data developed on a large sample of children were not presented, therefore the use of the test in childhood is limited. The purpose - to create normative parameters of T6MX depending on gender and age for healthy children and adolescents. Materials and methods. A continuous one-time personalized examination was conducted of 3693 children of the I-II health groups aged 7 to 18 (girls - 48.8%, boys - 51.2%) who attended comprehensive and secondary specialized educational institutions of the Chuvash Republic. Anthropometric and physiometric measurements were carried out, all children passed the 6-minute walking test. Results. The median distance traveled by boys of the junior school group was 492.5 [435; 535.8] m, by girls - 504.8 [463; 548.5] m, by boys of the middle school group -570.5 [503.5; 614.3] m, by girls - 551.8 [519.5; 608] m, by boys of the senior school group - 500.8 [452.8; 539] m, by girls - 509.5 [464.5; 548.5] m. The results of T6MX in the general population of the examined schoolchildren did not show a significant correlation with anthropometric or physiometric indicators. Conclusions. In the junior and middle school age, the distance traveled by boys was greater compared to girls; with increasing age in the senior school group, test results decrease in adolescents; 17 and 18-year-old girls walk a longer distance in 6 minutes than boys of the same age.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА 6-МИНУТНОЙ ХОДЬБЫ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 796.012.412.4

Э.В. БУШУЕВА1, Л.И. ГЕРАСИМОВА2, О.В. ШАРАПОВА2, Т.И. ДИАНОВА1, О.Н. ИВАНОВА1

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

2Медицинский институт непрерывного образования Московского государственного университета

пищевых производств, г. Москва

Показатели теста 6-минутной ходьбы у здоровых детей и подростков

Контактная информация:

Бушуева Эльвира Валериановна — д.м.н., профессор кафедры педиатрии и детской хирургии медицинского факультета Адрес: 428017, г. Чебоксары, Московский пр-т., д. 45, тел.: +7-903-066-99-91, e-mail: evbush@mail.ru

Толерантность к физическим нагрузкам как функциональный показатель состояния здоровья детей и подростков можно определить с помощью простого, доступного, безопасного и максимально физиологичного внелабораторного теста 6-минутной ходьбы (Т6МХ), который основывается на количественном результате пройденного расстояния за 6 мин на субмаксимальном уровне нагрузки. Данный тест внедрен в 1963 г., более чем 15 странами представлены эталонные уравнения и формулы, перцентильные кривые и контрольные значения теста детей и подростков, в РФ нормативные данные, разработанные на большой выборке детей, не представлялись, в связи с этим применение теста в детстве ограничено.

Цель исследования — создать нормативные параметры Т6МХ в зависимости от пола, возраста для здоровых детей и подростков.

Материалы и методы. Проведено сплошное одномоментное персонифицированное обследование 3693 детей I-II групп здоровья от 7 до 18 лет (девочек — 48,8%, мальчиков — 51,2%), которые посещали общеобразовательные и средне-специальные учебные заведения Чувашской Республики. Провели антропометрические и физиометрические измерения, все дети прошли Т6МХ.

Результаты. Медиана пройденного расстояния детьми младшего школьного возраста составила у мальчиков 492,5 [435; 535,8] м, у девочек — 504,8 [463; 548,5] м, в среднем школьном возрасте — 570,5 [503,5; 614,3] м и 551,8 [519,5; 608] м, в старшем школьном возрасте — 500,8 [452,8; 539] м и 509,5 [464,5; 548,5] м соответственно. В результатах Т6МХ в общей популяции у обследованных школьников не было значимой корреляционной зависимости с антропометрическими и физиометрическими показателями.

Выводы. В младшем и среднем школьном возрасте у мальчиков пройденное расстояние было больше, по сравнению с девочками; с увеличением возраста в старшей школьной группе у подростков результаты теста уменьшаются; 17 и 18-летние девушки проходят большее расстояние за 6 мин, чем юноши ровесники.

Ключевые слова: тест 6-минутной ходьбы, дети и подростки, физическая нагрузка.

(Для цитирования: Бушуева Э.В., Герасимова Л.И., Шарапова О.В., Дианова Т.И., Иванова О.Н. Показатели теста 6-минутной ходьбы у здоровых детей и подростков. Практическая медицина. 2023. Т. 21, № 1, С. 80-86)

DOI: 10.32000/2072-1757-2023-1-80-86

E.V. BUSHUEVA1, L.I. GERASIMOVA2, O.V. SHARAPOVA2, T.I. DIANOVA1, O.N. IVANOVA1

1Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary 2Medical Institute of Continuing Education, Moscow

6-minute walking test indicators in healthy children and adolescents

Contact details:

Bushueva E.V. — MD, Professor of the Department of Pediatrics and Pediatric Surgery, Faculty of Medicine

Address: 45 Moskovskiy prospekt, Cheboksary, Russian Federation, 428017, tel.: +7-903-066-99-91, e-mail: evbush@mail.ru

Exercise tolerance, as a functional indicator of the health status of children and adolescents, can be determined using a simple, accessible, safe and maximally physiological out-of-laboratory 6-minute walking test (T6MX), which is based on the quantitative result of the distance traveled in 6 minutes at the submaximal load level. This test was introduced in 1963, more than 15 countries presented reference equations and formulas, percentile curves and control values for children and adolescents. In the Russian Federation, normative data developed on a large sample of children were not presented, therefore the use of the test in childhood is limited.

The purpose — to create normative parameters of T6MX depending on gender and age for healthy children and adolescents.

Materials and methods. A continuous one-time personalized examination was conducted of 3693 children of the I-II health groups aged 7 to 18 (girls — 48.8%, boys — 51.2%) who attended comprehensive and secondary specialized educational institutions of the Chuvash Republic. Anthropometric and physiometric measurements were carried out, all children passed the 6-minute walking test.

Results. The median distance traveled by boys of the junior school group was 492.5 [435; 535.8] m, by girls — 504.8 [463; 548.5] m, by boys of the middle school group —570.5 [503.5; 614.3] m, by girls — 551.8 [519.5; 608] m, by boys of the senior school group — 500.8 [452.8; 539] m, by girls — 509.5 [464.5; 548.5] m. The results of T6MX in the general population of the examined schoolchildren did not show a significant correlation with anthropometric or physiometric indicators.

Conclusions. In the junior and middle school age, the distance traveled by boys was greater compared to girls; with increasing age in the senior school group, test results decrease in adolescents; 17 and 18-year-old girls walk a longer distance in 6 minutes than boys of the same age.

Key words: 6-minute walking test, children and adolescents, physical activity.

(For citation: Bushueva E.V., Gerasimova L.I., Sharapova O.V., Dianova T.I., Ivanova O.N. 6-minute walking test indicators in healthy children and adolescents. Practical medicine. 2023. Vol. 21, № 1, P. 80-86)

Одним из функциональных показателей состояния здоровья детей и подростков является толерантность к физическим нагрузкам, которая определяется с помощью лабораторных и внелабораторных тестов с физической нагрузкой. Простым, доступным, безопасным и максимально физиологичным методом является внелабораторный тест 6-минутной ходьбы (Т6МХ), который основывается на количественном результате пройденного расстояния за 6 мин на субмаксимальном уровне нагрузки [1]. Начало использования Т6МХ положено в 1963 г., а в 2002 г. Американским торакальным обществом (the American Thoracic Society) и Европейским респираторным обществом (European Respiratory Society) приведены стандарты проведения теста [2]. Безопасность метода определяет его использование у больных с различными заболеваниями как метод оценки функционального статуса, эффективности проводимого лечения и реабилитации, а также для прогноза исхода и течения заболевания [3, 4]. Т6МХ вариабелен, зависит от множества показателей: возраста, пола, антропометрических, биохимических, заболеваний различных органов и систем, на основании чего можно утверждать, что не существует универсального уравнения для расчета должных величин Т6МХ, которое могло бы применяться как для здоровых, так и для больных детей. Представлены эталонные уравнения и формулы, перцентильные кривые и контрольные значения теста детей и подростков учеными 15 стран [5-19]. Полученные референтные значения отличались между собой, в связи с чем ученые сошлись во мнении, что этническая принадлежность и географические различия испытуемых являются весомыми причинами вариабельности результата Т6МХ, которые не объясняются антропометрическими факторами и подтверждают мнение экспертов Европейского торакального общества и американского кардиологического общества о невозможности представить единственное наилучшее эталонное значение для детей всех стран [1, 19]. В отечественной литературе интерпретация результатов теста представлена для взрослых здоровых и больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем [3, 20, 21], в детстве только у детей с онкопатологией [22]. Вышеизложенное требует исследование Т6МХ для уточнения контрольных значений пройденного расстояния за 6 мин у здоровых детей и подростков.

Цель исследования — создать нормативные параметры Т6МХ в зависимости от пола, возраста

для здоровых детей и подростков Чувашской Республики.

Протокол исследования одобрен локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (протокол № 1 от 26.02.2021).

Материалы и методы

Проведено сплошное одномоментное персонифицированное обследование 3693 детей 1-11 групп здоровья от 7 до 18 лет (девочек — 48,8% мальчиков — 51,2%), которые посещали общеобразовательные и средне-специальные учебные заведения Чувашской Республики. Школьники и их родители, а также студенты дали информированное письменное согласие для проведения обследования.

Проведена антропометрия (измерение роста, массы тела, окружности груди (ОГК), окружность талии (ОТ)), динамометрия, пульсоксиметрия, спирометрия, измерение частоты дыхания и пульса (ЧСС), артериального давления (АД). Рост, масса тела, окружность груди и талии, динамометрия, спирометрия были измерены в медицинском кабинете школы с помощью металлического антропометра, электронных медицинских весов, обычной сантиметровой ленты, ручного динамометра и сухого спирометра. Оценка результатов роста, массы, окружности груди и окружности талии, индекс массы тела, динамометрии и спирометрии проводилась с помощью сигмальных и центильных таблиц в соответствии возрасту и полу, результаты пульса и дыхания сопоставлялись с возрастными нормами, артериальное давление оценивали с помощью центильных таблиц в зависимости от возраста и перцентиля роста [23-26]. По результатам обследования 2087 (56,5%) детей имели показатели массы тела, роста, окружности груди и талии, динамометрию и спирометрию в пределах с 25 по 75 перцентили, показатели АД с 10 по 90 перцен-тили, возрастные нормы пульса и частоты дыхания, индекса массы тела в пределах от -1 до +1 сигмы и составили контрольную группу.

Все дети были допущены к прохождению Т6МХ. Мы (инструкторы), изучили стандартный протокол проведения Т6МХ и владели навыками оказания неотложной медицинской помощи, имели таймер обратного отсчета, механический счетчик кругов, стул, источник кислорода, сфигмоманометр, телефон, необходимую укладку для оказания неотложной помощи. Дети были проинструктированы, что

что целью данного теста является пройти как можно большее расстояние за 6 мин по обозначенной дорожке в своем обычном темпе, при ухудшении самочувствия они могут замедлить темп, остановиться и отдохнуть, могут прислониться к стене или присесть на стул, затем продолжить путь или прервать движение из-за плохого самочувствия, и в этом случае им окажут необходимую помощь. В конце инструктажа продемонстрировали прохождение обозначенного пути. Тестирование проводилось в школе в первую половину дня, последний прием пищи и физические нагрузки были более 2 ч назад, отдых перед началом пути составил 10 мин. Перед стартом у детей фиксировали жалобы, измеряли артериальное давление, частоту пульса и дыхания, сатурацию кислорода в капиллярной крови. Далее дети подходили к стартовой линии, инструктор запускал секундомер, и начинали ходить по размеченной дорожке, огибая конусы с внешней стороны. Т6МХ проводился в спортивном зале по размеченной дорожке в 30 м, по полу с деревянным покрытием в удобной одежде и обуви. Длина дорожки была размечена через каждые 3 м, стартовая линия, она же конечная, отмечалась на полу яркой цветной лентой, через 30 м от которой находился поворот к стартовой линии, отмеченный конусом, круг составлял 60 м. Одновременно дистанцию проходили по 3 испытуемых, во время прохождения дети не использовали вспомогательные средства передвижения, не разговаривали между собой. Мы фиксировали количество кругов, пройденное испытуемым, и каждые 60 сек оповещали о пройденном времени, а также ненавязчиво интересовались самочувствием ребенка. По истечении 6 мин командой «стоп» фиксировали пройденное расстояние и жалобы, измеряли артериальное давление, частоту пульса и дыхания, проводили пульсоксиметрию.

Анализ данных

Сбор данных и их систематизация производилась в таблицах Microsoft Office Excel (2010). Статистическая обработка данных проводилась в программе Statistica for Windows 10.0, США. Тест Шапиро — Уилка показал, что распределение данных отличается от нормального, поэтому применялись непараметрические статистические методы. Основные описательные статистические данные представлены в виде медианы и интерквартильных размахов. Половые и возрастные различия были рассчитаны с использованием U-критерия Манна — Уитни, критерия Крускола — Уоллиса между одновременным сравнением трех групп и более. Расчет корреляций между всеми переменными исследования провели с помощью коэффициента корреляции Спирмана (r). С целью изучения связи между полом, возрастом, ростом, массой тела и динамометрией (независимыми переменными) с т6мх (зависимой переменной) проведен множественный регрессионный анализ. Для каждой переменной мы определили значения процентилей, зависящие от пола и возраста (10, 25, 50, 75, 90). Корреляционный и множественный регрессионный анализ представили в виде 95% доверительного интервала (95% ДИ) с уровнем значимости p < 0,05.

Результаты и их обсуждение

Т6МХ выполнен всеми участниками без затруднений, во время прохождения теста и по истечению 6 минут жалоб не предъявляли. Медиана пройден-

ного расстояния мальчиками младшей школьной группы составила 497,6 [443,5; 544,5] м (тт-тах 228-836 м), девочками — 504 [456,8; 549,1] м (тт-тах 243-760 м), в средней школьной группе мальчиками — 563,3 [513,5; 614] м (тт-тах 320-875 м), девочками — 549,3 [511,3; 605,5] м (тт-тах 350-836 м), в старшей школьной группе мальчиками — 499,4 [455; 531,8] м (тт-тах 320-780 м), девочками — 508,5 [471; 548] м (тт-тах 325-968 м). Пройденное расстояние у мальчиков среди всех исследуемых детей в 7, 8, 12, 14, 15-летних возрастах было больше, чем у девочек, а у девочек пройденный путь был длиннее в 9, 10, 11, 13, 17 и 18 лет, в 16 лет результаты были одинаковые у подростков обоих возрастов (табл. 1). В младшем школьном возрасте в обеих половозрастных группах наблюдается линейность нарастания результатов Т6МХ, в среднем школьном возрасте линейность теряется, и с 14 лет результаты теста уменьшаются с каждым последующим годом.

Средние антропометрические и физиометриче-ские показатели мальчиков преобладали над показателями девочек в большинстве возрастных групп, с небольшим опережением в росте, массе тела и окружности талии в 11 и 14 лет у девочек. В результатах Т6МХ в общей популяции у обследованных школьников не было значимой корреляционной зависимости ни с антропометрическими показателями (возраст мальчиков г = -0,02, девочек г = 0,09, рост мальчиков г = -0,02, девочек г = 0,12, масса мальчиков г = -0,02, девочек г = 0,10,0Гк мальчиков г = -0,02, девочек г = 0,07, ОТ мальчиков г = -0,02, девочек г = 0,06, ИМТ мальчиков г = -0,04, девочек г = 0,06) , ни с физиометрическими показателями в общей группе детей (спирометрия мальчиков г = 0,03, девочек г = 0,18, динамометрия мальчиков г = 0,01, девочек г = 0,1, САД мальчиков г = -0,11, девочек г = 0,05, ДАД мальчиков г = -0,11, девочек г = 0,02, ЧСС мальчиков г = 0,01, девочек г = 0,04, ЧД мальчиков г = -0,01, девочек г = -0,02, пуль-соксиметрия мальчиков г = 0,01, девочек г = 0,05).

В контрольную группу вошли 1616 (43,8%) детей, мальчиков — 784 (48,5%) и девочек — 832 (51,5%). Медиана пройденного расстояния детьми младшего школьного возраста (дети 7-10 лет) составила у мальчиков 492,5 [435; 535,8] м, у девочек — 504,8 [463; 548,5] м, в среднем школьном возрасте (дети 11-14 лет) — 570,5 [503,5; 614,3] м и 551,8 [519,5; 608] м, в старшем школьном возрасте (дети 15-18 лет) — 500,8 [452,8; 539] м и 509,5 [464,5; 548,5] м соответственно. Пройденное расстояние у девочек в 9, 10, 13, 14, 17 и 18-летнем возрасте было больше, чем у мальчиков в этих возрастных категориях, а в других возрастных периодах мальчики показали результат лучше (табл. 2). В младшем школьном возрасте наблюдается линейный рост пройденного расстояния в обеих половых группах. В среднем школьном возрасте нет линейной зависимости, пройденный путь у мальчиков в 13 лет меньше, чем в 12 лет на 65 м. 11-летние девочки — медиана пройденного расстояния была меньше на 18 м, чем в 10 лет, далее у девочек в средней возрастной группе продолжается линейное нарастание пройденного пути за 6 мин. У 14-15-летних мальчиков результаты увеличиваются, но не опережают данные 12-летних ребят, и результаты постепенно снижаются в последующих возрастных периодах. В отличие от младшего и среднего школьного возраста, в старшем школьном

Таблица 1. Результаты Т6МХ у обследованных детей с учетом возраста и пола (n = 3693), м Table 1. Т6МХ results in the examined children taking into account gender and age (n = 3693), m

Возраст, лет Ме [Q25; Q75] Попарный Манна — Уитни, p

мальчики девочки

7 м = 105 д = 135 468 [380; 520] 456 [402; 500] 0,594

8 м = 270 д = 223 480 [418; 530] 480 [440; 502] 0,680

9 м = 198 д = 180 504,5 [486; 558] 540 [494; 595,5] 0,002

10 м = 163 д = 155 538 [490; 570] 540 [491; 599] 0,135

Мл. шк. возраст м = 736 д = 693 497,6 [443,5; 544,5] 504 [456,8; 549,1]

11 м = 141 д = 114 540 [480; 594] 523,5 [477; 594] 0,889

12 м = 136 д = 126 603 [532; 646] 560,5 [513; 594] 0,003

13 м = 112 д = 115 540 [510; 570] 540 [531; 594] 0,149

14 м = 117 д = 103 570 [532; 646] 573 [524; 640] 0,879

Ср. шк. возраст м = 506 д = 458 563,3 [513,5; 614] 549,3 [511,3; 605,5]

15 м = 103 д = 115 570 [494; 608] 540 [486; 594] 0,012

16 м = 135 д = 202 500 [451; 545] 498 [472; 525] 0,771

17 м = 223 д = 234 476 [443; 498] 496 [470; 523] < 0,001

18 м = 188 д = 100 451,5 [432; 476] 500 [456; 550] < 0,001

Ст. шк. возраст м = 649 д = 651 499,4 [455; 531,8] 508,5 [471; 548]

возрасте наблюдается линейное снижение результатов пройденного расстояния за 6 мин в обеих половозрастных группах: так, девочки в 15 лет проходят на 54 м больше, чем в 18 лет, а мальчики — на 45 м. Наименьшее пройденное расстояние зарегистрировано у 7-летних мальчиков — 228 м и у девочек в 8 лет — 243 м. Наибольшее пройденное расстояние наблюдалось у мальчиков 8 лет — 836 м, а у девочек в 15 лет — 968 м (табл. 2). Изменчивость пройденного расстояния в среднем школьном возрасте, вероятнее всего, связана с особенностями пубертатного периода, а постепенное снижение результатов теста с 14 лет, возможно, связано с набором массы тела, что подтверждается индексом массы тела и его значимой корреляции с возрастом.

Корреляционный анализ в контрольной группе детей, разделенный на школьные возрастные периоды, показал значимую зависимость результатов

теста от возраста (г = 0,36-0,49), роста (г = 0,240,35), массы тела (г = 0,24-0,33) в младшем школьном возрасте у мальчиков и девочек достоверная, но клинически не значимая корреляционная связь выявлена в этом же возрасте с ОГК, ОТ, ИМТ, спирометрией и динамометрией (г = 0,10-0,29). В среднем школьном возрасте клинически значимой зависимости теста 6-минутной ходьбы с физиоме-трическими и антропометрическими показателями не выявлено, а с ростом, массой тела и возрастом связь не доказана вовсе. В старшем школьном возрасте только у мальчиков результаты теста зависят от возраста (г = 0,43), с другими показателями корреляционная зависимость либо клинически незначима, либо связь достоверно не установлена.

Перцентильные показатели результатов Т6МХ распределены по 10, 25, 50 (медианный), 75, 90 про-центилям с учетом возраста и пола (табл. 3).

Таблица 2. Медиана с интерквартильными размахами, минимальное и максимальное пройденное расстояние за 6 мин детьми контрольной группы (n = 1616), м

Table 2. Median with interquartile ranges, minimal and maximal distance walked in 6 minutes by children of the control group (n = 1616), m

Возраст, лет (абс. к-во) Ме [Q25; Q75] Min-Max Pm-u

мальчики девочки мальчики девочки

7 м = 51 д = 75 456 [380; 520] 456 [414 ;504] 228-702 333-648 0,850

8 м = 110 д = 114 480 [428; 504] 474 [440; 495] 304-836 243-675 0,293

9 м = 93 д = 91 494 [432; 549] 540 [494; 594] 378-756 342-760 < 0,001

10 м = 83 д = 79 540 [500; 570] 549 [504; 601] 342-722 342-722 0,166

11 м = 59 д = 53 567 [486; 602] 526 [485; 584] 333-790 387-790 0,163

12 м = 50 д = 39 605 [540; 646] 540 [529; 601] 455-729 432-836 0,085

13 м = 44 д = 47 540 [486; 567] 570 [540; 608] 418-722 450-722 < 0,001

14 м = 31 д = 32 570 [502; 642] 571 [524; 639] 418-750 432-708 0,880

15 м = 43 д = 65 570 [494; 608] 548 [468; 592] 425-780 418-968 0,172

16 м = 48 д = 83 501 [451; 541] 500 [473; 540] 375-625 390-648 0,973

17 м = 111 д = 108 476 [446; 506] 496 [471; 522] 372-684 340-621 0,010

18 м = 61 д = 46 456 [420; 501] 494 [446; 540] 370-638 325-608 0,048

В перцентельном распределении наименьший результат по 10% был у 7-летних мальчиков, девочки в этом возрасте проходят на 4 м меньше. К 18 годам наименьшее пройденное расстояние было у девочек — 380 м, по 90% девочки проходят больше, чем юноши того же возраста. Медиана результата Т6МХ у детей максимально приближена к результатам взрослого населения (500 м), с максимальным ее колебанием и увеличением в среднем школьном возрасте.

Полученные нами результаты отличаются от данных других стран. Нормативные данные были представлены учеными 15 стран: Китая (у детей 13-15 лет, N = 78, среднее значение Т6МХ у мальчиков — 637 ± 38,6 м , у девочек — 691,0 ± 66,3 м) [5], Австрии (3-18 лет, N = 528, 697,45 м, 658,3 м) [6], Великобритании (4-11 лет N = 328, 470 ± 59 м) [7], Португалии (6-12 лет N = 188, 579,4 ± 68,1 м) [8], Индии (7-12 лет, N = 400, 670,7 ± 86,2 м, 548,93 ± 44,78 м) [9], США (7-11 лет, N = 100, 518,7 ± 72,6 м, 518,3 ± 72,6 м) [10], Южной Америки (6-14 лет, N = 192, 625 ± 59,7 м, 596,5 ± 57 м) [11], Германии (5-14 лет, N = 611, 513,9 м, 519,7 м) [12], Швейцарии (5-17 лет, N = 496, 626 ± 65 м, 608 ± 55 м) [13], Турции (12-18, N = 949, 561,8 ± 109,5м, 585,0 ± 125,8 м) [14], Тайвань (7-17 лет, N = 762, 513 ±

64 м, 513 ± 64 м) [15], Бразилии (7-12 лет, N = 1496, 531,1 ± 93,8 м, 506,2 ± 91,04 м) [16], Италии (6-11 лет, N = 5614, 598,8 ± 83,9 м, 592,1 ± 77,6 м) [17], Хорватии (11-14 лет, N = 4352, 576 ± 93 м, 545 ± 92 м) [18] соответственно, Нигерии (6-11 лет, N = 627, 504,6 ± 66,6 м без учета пола) [19].

Самое большое среднее расстояние, пройденное детьми за 6 мин, было зарегистрировано в 2013 г. в Австрии [6], где мальчики прошли 697,45 м, а девочки — 658,3 м. Самое меньшее пройденное расстояние описано в 2022 г. в Великобритании — 470 ± 59 м [7]. Полученные нами средние значения теста наиболее были близки к показателям детей Германии [12], США [10], Тайваня [15]. В результатах исследования учеными Тайваня наблюдается линейный рост показателей теста как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах, тогда как наши результаты показывают линейный рост пройденного расстояния детьми до 14-летнего возраста, а в более взрослых возрастных группах наблюдается снижение показателей. У детей Тайваня была выявлена значимая корреляция с ростом, а в наших исследованиях значимой корреляции с антропометрическими показателями не было выявлено. В результатах работ ученых Германии не наблюдается линейности увеличения пройденного

Таблица 3. Процентильные значения нормативных результатов Т6МХ у детей и подростков (n = 1616), м

Table 3. Procentile values of normative Т6МХ results in children and adolescents (n = 1616), m

Возраст, лет (абс. к-во) 10% 25% 50% 75% 90%

мальчики

7 (n = 51) 369 380 456 520 532

8(n = 110) 380 428 480 504 616,5

9 (n = 93) 418 432 494 549 594

10 (n = 83) 478 500 540 570 597

11 (n = 59) 480 486 567 602 661

12 (n = 50) 490 540 605 646 707

13 (n = 44) 480 486 540 567 608

14 (n = 31) 486 502 570 642 653

15 (n = 43) 494 494 570 608 625

16 (n = 48) 418 451 501 541 594

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 (n = 111) 421 446 476 506 540

18 (n = 61) 402 420 456 501 570

девочки

7(n = 75) 365 414 456 504 532

8(n = 114) 378 440 474 495 540

9 n = ) 456 494 540 594 648

10 (n = 79) 486 504 549 601 648

11(n = 53) 441 486 526 584 660

12 (n = 39) 495 529 540 601 683

13 (n = 47) 532 540 570 608 641

14 (n = 32) 486 524 571 639 708

15 (n = 65) 456 468 548 592 657

16 (n = 83) 448 473 500 540 559

17 (n = 108) 423 471 496 522 597

18 (n = 46) 380 446 494 540 608

расстояния с возрастом, и аналогично нашим результатам наблюдается снижение показателей после пубертатного периода. Результаты теста у 8-11-летних детей США были более близки нашим данным. У детей 8-9-летнего возраста, живущих в США, показатели были больше полученных нами результатов на 31 м у мальчиков и на 11 м — у девочек, а у наших детей 10-11 лет показатели на 45 м больше как у мальчиков, так и у девочек. Аналогично нашим данным, учеными США не было выявлено значимой корреляции с антропометрическими показателями. Результаты исследований Т6МХ, проведенные учеными в Хорватии, Италии, Австрии, Турции, Бразилии, Индии, Швейцарии и Южной Америки, превышают наши данные от 15 до 81 м у мальчиков, и от 32 до 92 м — у девочек. Также ими была описана значимая корреляционная связь с возрастом, полом, ростом, массой, ИМТ и длиной конечностей.

Выводы

Это первое популяционное исследование, проведенное в РФ со здоровыми детьми в возрастном диапазоне от 7 до 18 лет, в котором предложены нормативные данные для Т6МХ с учетом пола и возраста. Основными результатами исследования являются: в большинстве возрастных группах у мальчиков пройденное расстояние было больше по сравнению с девочками; дети старшего школьного возраста показали худшие результаты Т6МХ по сравнению с детьми среднего школьного возраста; с увеличением возраста в старшей школьной группе у подростков результаты теста уменьшаются; 17- и 18-летние девушки проходят большее расстояние за 6 мин, чем юноши ровесники.

Бушуева Э.В.

https://orcid.org/0000-0001-7026-3250

Герасимова Л.И.

https://orcid.org/0000-0002-3976-0934

Шарапова О.В.

https://orcid.org/0000-0003-0384-1705

Дианова Т.И.

https://orcid.org/0000-0001-6622-9906

Иванова О.Н.

https://orcid.org/0000-0002-6059-9890

Литература

1. Rodriguez-Nunez I., Mondaca F., Casas B., Ferreira C., Zenteno D. Normal values of 6-minute walk test in healthy children and adolescents: A systematic review and meta-analysis // Rev Chil Pediatr. — 2018. — Vol. 89. — P. 128-136 DOI: 10.4067/S0370-41062018000100128

2. ATS Committee on Proficiency Standards for Clinical Pulmonary Function Laboratories. ATS statement: guidelines for the six-minute walk test // American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine. — 2002. — Vol. 166. — P. 111-117. DOI: 10.1164/ ajrccm.166.1.at1102

3. Чикина С.А., Атаман К.С. Внелабораторные нагрузочные тесты // Астма и аллергия. — 2018. — № 4. — С. 17-21.

4. Nixon P.A., Joswiak M.L., Fricker F.J. A six-minute walk test for assessing exercise tolerance in severely ill children // J Pediatr. — 1996. — Vol. 129. — P. 362-366.

5. Li A.M., Yin J., Yu C.C.W., Tsang T., So H.K., Wong E., Chan D., Hon E.K.L., Sung R. The six-minute walk test in healthy children: reliability and validity // Eur Respir J. — 2005. — Vol. 25. — P. 1057-1060. DOI: 10.1183/09031936.05.00134904

6. Geiger R., Strasak A., Treml B., Gasser K., Kleinsasser A., Fischer V., Geiger H., Loeckinger A., Stein J. Six-minute walk test in children and adolescents // J Pediatr. — 2007. — Vol. 150. — P. 395-399. DOI: 10.1016/j.jpeds.2006.12.052

7. Lammers A.E., Hislop A.A., Flynn Y., Haworth S.G. The 6-minute walk test: normal values for children of 4-11 years of age //

Arch Dis Child. — 2008. — Vol. 93. — P. 464-468. DOI: 10.1136/ adc.2007.123653

8. Priesnitz C.V., Rodrigues G.H., Stumpf C.S., Viapiana G., Cabral C.P., Stein R.T., Marostica P.J., Donadio M.V. Reference values for the 6-min walk test in healthy children aged 6-12 years // Pediatr Pulmonol. — 2009. — Vol. 44. — P. 1174-1179. DOI: 10.1002/ppul.21062

9. D'silva C., Vaishali K., Venkatesan P. Six-minute walk testnormal values of school children aged 7-12 y in India: a cross-sectional study // Indian J Pediatr. — 2012. — Vol. 79. — P. 597-601. DOI: 10.1007/s12098-011-0559-x

10. Klepper S.E., Muir N. Reference values on the 6-minute walk test for children living in the United States // Pediatr Phys Ther. — 2011. — Vol. 23. — P. 32-40. DOI: 10.1097/PEP.0b013e3182095e44

11. Gatica D., Puppo H., Villarroel G., San Martin I., Lagos R., Montecino J.J., Lara C., Zenteno D. Reference values for the 6-minutes walking test in healthy Chilean children // Rev Med Chil. — 2012. — Vol. 140. — P. 1014-1021. DOI: 10.4067/S0034-98872012000800007

12. Foeldvari I., Himmelmann G.W. Preliminary results for 6-minute walk values in healthy German children // Pediatric Rheumatology. — 2011. — P. 74. DOI: 10.1186/1546-0096-9-S1-P74

13. Ulrich S., Hildenbrand F.F., Treder U., Fischler M., Keusch S., Speich R., Fasnacht M. Reference values for the 6-minute walk test in healthy children and adolescents in Switzerland // BMC Pulm Med. —

2013. — P. 49. DOI: 10.1186/1471-2466-13-49

14. Kanburoglu M.K., Ozdemir F.M., Ozkan S., Tunaoglu F.S. Reference values of the 6-minute walk test in healthy Turkish children and adolescents between 11 and 18 years of age // Respir Care. —

2014. — Vol. 59. — P. 1369-1375. DOI: 10.4187/respcare.02891

15. Chen Chun-An, Chang Chin-Ha, Lin Ming-Tai, Hua Yu-Chuan, Fang Wei-Quan, Wu Mei-Hwan, Lue Hung-Chi, Wang Jou-Kou. Six-Minute Walking Test: Normal Reference Values for Taiwanese Children and Adolescents // Acta Cardiol Sin. — 2015. — Vol. 31. — P. 193-201. DOI: 10.6515/ acs20140721d

16. Lucas de Assis Pereira Cacau, Vitor Oliveira Carvalho, Alessandro Dos Santos Pin, Carlos Raphael Araujo Daniel, Daisy Satomi Ykeda, Eliane Maria de Carvalho, Juliana Valente Francica, Luiza Martins Faria, Mansueto Gomes-Neto, Marcelo Fernandes, Marcelo Velloso, Marlus Karsten, Patricia de Sa Barros, Valter Joviniano de Santana-Filho. Reference Values for the 6-min Walk Distance in Healthy Children Age 7 to 12 Years in Brazil: Main Results of the TC6minBrasil MultiCenter Study. Multicenter Study // Respir Care. — 2018. — Vol. 63. — P. 339-346. DOI: 10.4187/respcare.05686

17. Vandoni M., Correale L., Mariangela Valentina Puci, Christel Galvani, Roberto Codella, Fabio Togni, Antonio La Torre, Francesco Casolo, Alberto Passi, Claudio Orizio, Cristina Montomoli. Correction: Six-minute walk distance and reference values in healthy Italian children: A cross-sectional study // PLoS One. — 2018. — Vol. 21. — P. 13e0208179. DOIj 10.1371/ journal. pone.0205792

18. Kasovic M., Stefan L., Petric V. Normative data for the 6-min walk test in 11-14 year-olds: a population-based study // BMC Pulm Med. — 2021. — Vol. 21. — P. 297. DOI: 10.1186/s12890-021-01666-5

19. Alana Lalucha de Andrade Guimaraes, Mansueto Gomes Neto, Vitor Oliveira Carvalho. Can the use of reference values for the 6-min walk test from another country result in misinterpretation? // Pediatr Pulmonol. — 2022. — Vol. 57. — P. 2866-2867. DOI: 10.1002/ ppul.26106

20. Чикина С.Ю. Роль теста с 6-минутной ходьбой в ведении больных с бронхолегочными заболеваниями // Практическая пульмонология. — 2015. — № 4. — С. 34-38.

21. Михайловская Т.В., Мишина И.Е., Назарова О.А., Довга-люк Ю.В., Чистякова Ю.В. Способы оценки толерантности к физической нагрузке по результатам теста с шестиминутной ходьбой в ходе реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. — 2021. — T. 3, № 1. — С. 4-10. DOI: 10.36425/rehab64360

22. Чечельницкая С.М., Баербах А.В., Сарайкин Ю.В., Касаткин В.Н., Карелин А.Ф., Жук Д.В., Никулин В.А. Применение теста 6-минутной ходьбы для оценки физической выносливости детей и подростков, лечившихся от онкологических заболеваний // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28343

23. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. 3-е изд. доп. и переработ. — СПб.: Фолиант, 2009. — 1008 с.: ил. ISBN 5-93929-184-2.

24. Петеркова В.А., Нагаева Е.В., Ширяева Т.Ю. Оценка физического развития детей и подростков: методические рекомендации. — М.: ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» МЗ РФ. Альфа-Эндо, — 2017. — 94 с.

25. Кучма В.Р. Морфофункциональное развитие современных школьников. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 352 с. ISBN 978-59704-4408-5.

26. Александров А.А., Кисляк О.А., Леонтьева И.В. Клинические рекомендации. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей подростков // Системные гипертензии. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 7-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.