Научная статья на тему 'Показатели технико-тактической подготовленности начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности'

Показатели технико-тактической подготовленности начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА САМБО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВОСПИТАНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ / UNARMED COMBAT / EFFICIENCY / TECHNICAL AND TACTICAL PERFORMANCE / EDUCATION / VARIATION / INTEGRAL CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джалилов Сослан Асланович

Исследование процесса технико-тактической подготовки как раздела учебно-подготовительного процесса в борьбе направлено на овладение основными компонентами предстоящей соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой являются основой спортивного мастерства борца и оцениваются исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки должны дополнять и расширять этот результирующий компонент соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джалилов Сослан Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of technical and tactical level of beginning unarmed combat fighters in the conditions of competitive activity

The investigation of the process of technical and tactical training as part of the preparatory process of fight teaching aims at mastering the basic components of the forthcoming competitive activities. This is because the technique in combination with tactic is the basis of sporting skills of fighter and is estimated on the basis of competition rules, while the remaining part of sports training should complement and enhance this component of the resulting competitive activities.

Текст научной работы на тему «Показатели технико-тактической подготовленности начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности»

Контактная информация: amfr.nataliya@mail.ru

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ САМБИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сослан Асланович Джалилов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследование процесса технико-тактической подготовки как раздела учебноподготовительного процесса в борьбе направлено на овладение основными компонентами предстоящей соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой являются основой спортивного мастерства борца и оцениваются исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки должны дополнять и расширять этот результирующий компонент соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортивная борьба самбо, эффективность, технико-тактические показатели, воспитание, вариативность, интегральный критерий.

INDICATORS OF TECHNICAL AND TACTICAL LEVEL OF BEGINNING UNARMED COMBAT FIGHTERS IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE

ACTIVITY

Soslan Aslanovich Dzhalilov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The investigation of the process of technical and tactical training as part of the preparatory process of fight teaching aims at mastering the basic components of the forthcoming competitive activities. This is because the technique in combination with tactic is the basis of sporting skills of fighter and is estimated on the basis of competition rules, while the remaining part of sports training should complement and enhance this component of the resulting competitive activities.

Keywords: unarmed combat, efficiency, technical and tactical performance, education, variation, integral criterion.

ВВЕДЕНИЕ

Для спортивной борьбы результатом всего учебно-подготовительного процесса является успешность выступления спортсмена в поединке, в частности, и в соревновании в целом. Спортивная борьба характеризуется наличием конфликтного взаимодействия между спортсменами, которое регламентируется правилами соревнований. Их отличия (по разрешенным и запрещенным приемам; по оценке технических действий; по форме, в которой выступают спортсмены; по регламенту поединка и т.д.) во многом определяют различия между видами спортивной борьбы, их технику и тактику [1].

МЕТОДИКА

Анализ учебно-тренировочных и соревновательных схваток проводился по методике стенографирования [3], с использованием нотационной записи. Контроль за тактико-технической подготовленностью осуществлялся по показателям активности, эффективности, комбинации, результативности выполнения приемов и вариативности

[2, 3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для автоматизации процесса контроля активности борцов во время учебнотренировочных схваток нами был разработан индикатор активности в борьбе. Счетчик

активности состоит из магнитной панели и пластины с герконовым реле, которое подключается к электромеханическому счетчику импульсов через блок питания. Счетчик и блок питания крепятся на поясе борца. Магнитная панель и пластина с герконовым реле крепятся на месте сгиба (например, коленный сгиб). Место крепления подбирается в зависимости от необходимого уровня сгибания, то есть позволяющего фиксировать активность в сравнении с визуальным наблюдением. При уменьшении угла в коленном сгибе при выполнении приема или защитного действия происходит сближение магнитной панели с реле. В этом случае реле попадает в сильное магнитное поле и срабатывает, замыкая своим контактом, цепь питания счетчика, который считывает одно сгибание. При разгибании происходит размыкание контактов и выключение цепи питания. Этот цикл может повторяться, а счетчик будет учитывать количество сгибаний.

Счетчик активности предназначен для определения технико-тактической подготовленности борцов во время учебных схваток.

1) Показатель активности рассчитывался по формуле: А=№Х где: N - количество двигательных действий по счетчику или количество попыток, зафиксированное в педагогическом наблюдении; X - время борьбы (мин).

2) Эффективность техники определялось по формуле Э =п/№100%, где: п- количество оцененных действий.

3) Показатель комбинации рассчитывается по формуле: К=к или К=к/№100%,где: к - количество атакующих действий, выполненных в комбинациях, связках.

4) Вариативность технических действий борцов определялась по формуле: Во=КГ или Во=КГ/12*100%, где: КГ - количество классификационных групп, используемых спортсменом.

5) Эффективная вариативность рассчитывалась следующим образом: Вэ=КГ или Вэ =КГэ/12*100%, где: КГэ - количество классифицированных групп, в которых спортсмен добивается успеха. Частота применения приемов определялась по количеству попыток выполнения приемов в каждой классификационной группе.

6) Разносторонность техники борцов рассчитывалась по формуле: Р=КГр или Р=КГр/ КГ*100%, где: КГр - количество классификационных групп, в которых борец применяет прием в разные стороны. Для объективизации процесса контроля техникотактической подготовленности борцов в тренировочном процессе и соревновательных поединках было разработано регистрирующие устройство качества выполнения броска. Данное регистрирующее устройство состоит из специальных манжеток, которые крепятся к куртке борца на спине и боковой поверхности. Манжеты выполнены из полиэтиленового покрытия, внутри которых помещается поролон, пропитываемый специальным раствором с целью удаления пятен с поверхности ковра после выполнения броска. В наружном покрытии манжет имеет отверстие для ввода и вывода специального раствора. При выполнении бросков из стойки в борьбе самбо, бросаемый касается ковра какой-то частью тела, что является показателем качества выполнения броска. Чтобы исключить субъективизм из судейской практики, данные манжетки имеют различную расцветку в зависимости от места крепления. Если на поверхности ковра зафиксировались расцветки одной стороны, то бросок был проведен на 2 балла, а если разных сторон - был бросок на 4 балла или чистая победа. Экспериментальна группа одержала на 14 побед больше, чем спортсмены контрольной группы, что объясняется особенностями применяемой методики и адекватным планированием количества времени на овладение учебным материалом в различных вероятностных условиях. Это подтверждается также лучшими результатами выполнения разрядных требований. Апробированная методика «регулирования непривычности» позволяет более эффективно поднять уровень технико-тактических показателей борцов, что нашло отражение в спортивно-технических показателях подготовленности борцов экспериментальной и контрольной групп и подтверждается причинно-следственной связью соревнователь-

ной деятельности с учебно-тренировочным процессом. Между показателями активности во всех группах, которые наибольшим образом характеризуют выносливость в борьбе, различия минимальны. Это говорит о том, что управление двигательными действиями в различных вероятностных условиях позволяет совершенствовать выносливость борцов в необходимых размерах, а неадекватное нахождение в состоянии «непривычности» контрольной группы способствует повышению уровня показателя активности. При анализе уровня вариативности техники выявлено, что борцы экспериментальной группы имеют лучший результат по сравнению с борцами контрольной группы. Этот показатель, являясь одной из косвенных характеристик уровня координационных способностей борцов, что свидетельствует о важности высокого уровня координационных способностей для применения большого количества технических действий в спортивном поединке и говорит о необходимости уделять как можно больше времени для работы в состоянии «непривычности». По коэффициенту эффективной вариативности можно констатировать, что у борцов экспериментальной группы были лучше результаты, чем у борцов контрольной группы. Это доказывает, что необходимо формировать борцов с высоким уровнем ловкости в отдельную группу для формирования стилей ведения поединка. Рассматривая показатель эффективности технико-тактических действий, можно отметить, что у борцов экспериментальной группы (Ээг=32,8±0,5%) он значительно превосходит аналогичные показатели студентов контрольной группы (Экг=25,4±0,2%). Сравнивая числовые значения коэффициентов комбинации экспериментальной и контрольной групп, можно отметить, что уровень этого показателя в экспериментальной группе на порядок превышает уровень в контрольной группе. Анализ соревновательной деятельности показал, что первичным и главным ее компонентом являются соревнования. Тренировка же, будучи вторичным компонентом соревновательной деятельности, необходима как средство подготовки к участию в соревновании, что является одной из задач, которые ставятся перед технико-тактической подготовкой [5]. Эффективность методики тактико-технической подготовки проверялась путем анализа контрольных и соревновательных поединков испытуемых. Результаты анализа соревновательной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели технико-тактической подготовленности борцов экспериментальной и _______________________________контрольной групп________________________________

Наименование показателей ТТП ЭГ КГ

1. Активность (у. е) 1,9±0,3 2,1±0,2

2.Вариативность (%) 41,2±0,2 36,3±0,3

3. Эффективная вариативность (%) 24,8±0,4 20,8±0,4

4. Эффективность (%) 32,8 ±0,5 25,4±0,2

5.Комбинации (%) 31,2±0,4 4,2±0,1

6.Кол-во побед между группами 54 36

7.Кол-во выполненных разрядов:

II разряд 5 6

III разряд 2 -

8. Кол-во побед в др. соревнованиях 30/60 6/25

9.Партерность (у. е) 0,9±0,3 1,1±0,2

10.Вариативность в партере (у. е) 4,9±0,3 5,1±0,2

11. Эффективность в партере (у. е) 2,9±0,3 2,1±0,2

12.Разносторонность в партере (у. е) 1,0±0,3 0,1±0,2

Таким образом, использования эффективных средств позволяет поднять уровень тактико-технических показателей борцов экспериментальной группы. Это, в свою очередь, нашло отражение на результатах соревновательных поединков между борцами экспериментальной и контрольной групп, на что указывает достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьев, В. Л. Дидактическое значение правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсмена / В. Л. Дементьев, А.Ф. Ушаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 30-32.

2. Левицкий, А.Г. Дифференцированный подход при обучении юных дзюдоистов сложным технико-тактическим действиям с учетом уровня их вестибулярной устойчивости : дис. ... канд. пед. наук / Левицкий А.Г. - Л., 1987. - 203 с.

3. Чумаков, Е.М. Тактика борца-самбиста / Е.М. Чумаков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 224 с.

4. О тактике соревновательной деятельности спортсмена / А.Г. Ширяев, С.Е. Бакулев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин, О.П. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. - С. 89-100.

Контактная информация: Soslan-05@yandex.ru

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Татьяна Викторовна Жабакова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Ивановна Дудина, кандидат педагогических наук, доцент,

Зинаида Владимировна Возгова, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности самореализации личности преподавателя высшей школы. Результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного в процессе курсов повышения квалификации, позволили выявить структуру самореализации личности преподавателя высшей школы. Использование метода экспертных оценок позволило выявить условия, оказывающие влияние на процесс самореализации преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: высшая школа, повышение квалификации, личность преподавателя, психологические особенности.

PERSONAL SELF-REALIZATION OF HIGHER EDUCATION LECTURERS IN THE PROCESS OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS

Tatyana Viktorovna Zhabakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Ivanovna Dudina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Zynaida Vladimirovna Vozgova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The given article deals with the psychological features of personal self-realization of higher-education lecturers. The scientific research results carried out in the process of courses of qualification improvement define the structure of personal self-realization of higher education lecturers. Implementation of experts evaluations method allowed to define conditions which influence on the process of self-realization of higher education lecturers.

Keywords: higher school, improvement of professional skills, personality of the teacher, psychological features.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы самореализации личности и сохранения психологического здоровья являются актуальными в современных исследованиях подготовки специалистов различного уровня. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы побуждает к пересмотру критериев эффективности труда. Помимо традиционных критериев (скорость, точность, экономичность) стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.