УДК 796.332 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-71-79
ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФУТБОЛЕ
А.В. Поканинов1, Ф.Р. Зотова1,2
^Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия
Аннотация
Цель: выявить показатели соревновательной деятельности студенческих футбольных команд, детерминирующие успешность игры, на основе анализа статистических отчетов InStat. Методы и организация исследования: изучали игры регулярного чемпионата Национальной студенческой футбольной лиги (НСФЛ) сезона 2017-2018, в котором принимали участие 16 команд Высшего дивизиона. Был использован двухфакторный дисперсионный анализ и двухвыборочный t-тест. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ соревновательной деятельности команд показал, что студенческому футболу России присущи общие характеристики современной игры, а именно: специфичность действий с мячом, где весомое место занимают передачи (46,17%); усиление роли индивидуальных действий в борьбе за мяч. Выявлено, что существенное влияние на структуру технико-тактических действий студенческой команды оказывает фактор успешности игры, где достижение победы возможно независимо от порядка игры в туре.
Вывод. Определено, что для достижения результата в игре команда должна превосходить соперника по количеству передач, их точности, а также эффективности индивидуальных действий: единоборств, отборов и обводок.
Ключевые слова: студенческий футбол, технико-тактические действия, двухфакторный анализ, игра с победой, игра с поражением.
INDICATORS OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF THE STUDENT TEAM
DETERMINING THE SUCCESS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN FOOTBALL
A.V. Pokaninov1, e-mail: anton.pokaninov@gmail.com, ORCID: 0009-0002-5977-5284
F.R. Zotova12, e-mail: zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711
1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
2Kazan State Medical University, Kazan, Russia
Abstract
The research purpose is to identify indicators of competitive activity of student football teams that determine the success of the game, based on the analysis of InStat statistical reports.
Methods and organization of the research. We studied the games of the regular championship of the National Student Football League (NSFL) of the 2017-2018 season, in which 16 teams of the Top Division took part. Two-factor analysis of variance and a two-sample t-test were used.
Results of the research and their discussion. The analysis of the competitive activity of the teams showed that the general characteristics of the modern game are inherent in student football in Russia, namely: the specificity of actions with the ball included in the structure of competitive activity, where passes occupy a significant place (46.17%) as the basis of tactical team interactions; the significant role of individual actions in the fight for the ball. The factor "success of the game" has a significant impact on the structure of the student team's technical and tactical actions (TTA) where achieving victory is possible regardless of the order of play in the round. Conclusion: It has been determined that in order to achieve a result in the game, the team must surpass the opponent in the number of passes, their accuracy, as well as the effectiveness of individual actions: duels, tackles and groundmoves.
Keywords: student football, technical and tactical actions, two-factor analysis, a game with a victory, a game with a defeat.
ВВЕДЕНИЕ
Рост популярности студенческого футбола и, как следствие, высокий уровень конкуренции среди отечественных команд определяют актуальность вопросов поиска наиболее эффективных технологий подготовки игроков, где важное место отводится изучению соревновательной деятельности как главного ориентира для построения спортивной тренировки.
Игровая деятельность достаточно хорошо изучена в профессиональном футболе и указывает на высокий уровень двигательной активности спортсменов и большое разнообразие технико-тактических действий во время игры [7]. Для их анализа широко используется автоматизированный учет соревновательной активности высококвалифицированных футболистов с применением цифровых средств контроля [10, 11]. В студенческом футболе аналитический подход к оценке соревновательной деятельности тоже используются, но он носит фрагментарный характер. Так, в большинстве исследований ограничиваются анализом небольшой выборки команд ввиду сложности сбора и обработки массива данных [1, 2, 8]. Вместе с тем актуальность использования современных аналитических автоматизированных платформ для научно-методического сопровождения спортивной подготовки в студенческом футболе не вызывает сомнений. Такие изменения продиктованы необходимостью прогрессирования игры в студенческом футболе и выявления показателей и факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Цель: выявить показатели соревновательной деятельности студенческих футбольных команд, детерминирующие успешность игры, на основе анализа статистических отчетов 1пБ1а1.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения исследуемой проблемы был проведен анализ технико-тактических действий студенческих команд по футболу с использованием аналитической программы 1пБ1а1. Изучали игры регулярного чемпиона-
та Национальной студенческой футбольной лиги (НСФЛ) сезона 2017-2018, в котором принимали участие 16 команд Высшего дивизиона. Регламент соревнований студенческих футбольных команд определяет туровую систему по принципу «каждый с каждым». С периодичностью 1 тур в месяц команды проводят по 3 игры за 3 дня. Продолжительность футбольного матча студенческих команд составляет 2 тайма по 40 минут с перерывом 15 минут. Были использованы официальные статистические отчеты 91 игры команд, представленные в автоматизированной системе InStat. Анализировали количественные и качественные показатели игровой деятельности футболистов. Весь массив данных подвергался обработке с помощью статистического пакета StatPlus Pro 7.6.5.0. Нормальное распределение переменных проверяли с помощью тестов Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка. Был использован двухфак-торный дисперсионный анализ и двухвыбо-рочный t-тест. Уровень значимости был установлен на уровне p < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В содержание соревновательной деятельности футболистов входит большое разнообразие технико-тактических действий и форм игровой активности, которые реализуются в условиях противоборства двух команд (таблица 1). Показателем результативности игровых действий является число мячей, забитых сопернику. Студенческие команды почти треть голевых моментов успешно реализуют (28,08%±1,86) и забивают в среднем более 1 мяча за игру (1,54±0,11). Команды в среднем показывают равный процент владения мячом - 50,06±0,72%, однако известно, что успеха достигают те соперники, чьи технико-тактические действия являются более эффективными [4,8].
Объем ТТД команды в игре является одним из количественных показателей спортивного мастерства футболистов и связан с их квалификационным уровнем [4]. Выявлено, что общее количество действий футболистов команды с мячом или в борьбе за мяч в течение игры значительно варьируется в диапазоне
Таблица 1 - Количественные и качественные показатели ТТД в структуре соревновательной деятельности студенческих команд, участниц чемпионата НСФЛ сезона 2017-2018
Table 1 - Quantitative and qualitative indicators of TTA in the structure of competitive activity of student teams participating in the NSFL championship of the 2017-2018 season
№ Показатели / Indicators (n=182) Количественные показатели / Quantitative indicators (x±Sx) Качественные показатели / Qualitative indicators (% эффективности) / (% performance)
1 Голы / Goals 1,54±0,11
2 Голевые моменты / Goal moments 4,93±0,26 28,08±1,86
3 Угловые / Corner kicks 4,26±0,21
4 Удары / Kicks 12,04±0,42
5 Передачи / Passes 395,32±7,15 74,77±0,55
6 Ключевые передачи / Key passes 6,71±0,36 43,45±2,13
7 Навесы / Cross 10,31±0,52 25,70±1,44
8 Единоборства / Single combats 168,55±2,46 50,01±0,38
9 Единоборства в обороне / Single combat in defense 84,21±1,5 55,33±0,53
10 Единоборства в атаке / Single combat in attack 83,34±1,49 44,71±0,53
11 Единоборства вверху / Aerial duel 44,96±1,2 50,02±0,85
12 Обводки / Rounds 27,96±0,77 52,11±0,92
13 Отборы / Tackles 35,18±0,86 58,93±0,79
14 Потери мяча / Loss of the ball 78,82±0,87
15 Потери мяча на своей половине поля / Loss of the ball in their own half of the field 16,46±0,58
16 Командный прессинг / Team pressure 1,99±0,28 23,29±2,59
17 Переходы на половину поля соперника / Crossings to the opponent's half of the field 63,99±1,17
18 Выходы в финальную треть соперника / Access to the final third of the opponent 40,01±1,05
19 Входы в штрафную соперника / Entrance in penalty box 7,02±0,64
20 Владение мячом, %/ Keep possession, % 50,06±0,72
21 InStatIndex 141,31±1,11
535-1261 ТТД, что может быть обусловлено имеющимися различиями в уровне технического мастерства команд НСФЛ и функциональной подготовленности игроков. Анализ разнообразия технических приемов, которые используют студенческие команды как в атаке, так и в обороне показал, что в структуре технико-тактических действий наибольший объем составляют передачи -46,17% (средний показатель 395,32±7,15) с процентом точности 74,77%. Это согласуется с мнением авторов, которые указывают, что передачи являются главным средством ведения игры и занимают в структуре игровых действий студенческих команд более 40% объема. При этом у ведущих команд мира передачи мяча вносят более весомый вклад в сумму ТТД и составляют 56-60% с показателем эффективности близким к 80% и выше [6, 9].
Одной из тенденций современного футбола является то, что игровая деятельность ведущих команд мира приобретает атлетический характер в связи с возрастанием количества единоборств и отборов мяча в структуре ТТД игрока [3]. Студенческие команды активно используют в борьбе за мяч единоборства, которые составляют 19,69% в общем объеме ТТД (средний показатель - 168,55±2,46). Они равно используются как в обороне (49,96%), так и в защите (50,04) с эффективностью 50,01%. Отборы и обводки занимают в структуре ТТД 4,12% и 3,28% соответственно, что в среднем составляет 35,18±0,86 и 27,96±0,77 приемов. Эффективность этих действий достигает более 50% (отборы - 58,93%, обводки
- 52,11%).
В фазе атаки студенческие команды более чем в 60 игровых эпизодах (63,99±1,17) переходят на половину поля соперника, при этом более половины из них доводят до финальной трети поля (40,01±1,05), а до штрафной
- лишь в 10% случаев (7,02±0,64).
В фазе обороны у студенческих команд отмечаем редкое использование вида командной защиты - прессинга (1,99±0,28), эффективность которого не превышает 25% (23,29±2,59 %), и большое количество брака, а именно: каждая 5-я потеря мяча допускается командой на своей половине поля.
Интегральный показатель всех компонентов игровой деятельности студенческих команд НСФЛ в среднем составил 141,31±1,11, при этом максимальное значение InStat Index - на уровне 184, минимальное - 109 (ед.). Анализ показателей соревновательной деятельности команд Национальной студенческой футбольной лиги показал, что студенческому футболу России присущи общие характеристики современной игры. А именно:
- специфичность действий с мячом, входящих в структуру соревновательной деятельности, где весомое место занимают передачи как основа тактических взаимодействий команды;
- усиление роли индивидуальных действий в борьбе за мяч, соотношение единоборств и отборов в структуре ТТД и их эффективность.
Вместе с тем студенческий футбол имеет и отличия, связанные прежде всего с регламентом студенческих соревнований по продолжительности и формату проведения, что, несомненно, влияет на содержание и эффективность соревновательной деятельности команд.
Для выявления показателей технико-тактических действий студенческой команды, детерминирующих эффективность соревновательной деятельности, нами выделены два фактора, относительно которых определяли изменчивость переменных игровой деятельности.
Первый фактор - это успешность игры, относительно которого вся выборка была разделена на две группы: успешная игра, где команда обыграла соперника, и неуспешная игра, в которой команда потерпела поражение. Игры, в которых не был определен победитель, тоже вошли в число первой и второй групп в равных долях.
Второй фактор - это условия игры, а именно, порядок игры в туре (первая, вторая или третья). Как было сказано ранее, в формате мини-турниров встречаются 4 команды и каждая проводит 3 игры за 3 дня. Для двухфакторного дисперсионного анализа были отобраны 20 показателей технико-тактических действий, прошедших проверку на нормальность распределения.
Рисунок 1 - Диаграмма сравнения средних значений показателя «передачи» и меры их вариаций в трех играх Figure 1 - Comparison diagram of the average values of the "pass" indicator and measures of their variations in three games
В результате проведенного анализа выявлено, что «условия игры» не оказывают существенного влияния на показатели ТТД студенческих команд. Различия в этих играх носят случайный характер, ввиду значительной вариативности характеристик ТТД, как, например, на рисунке 1, где представлен сравнительный анализ показателя ТТД - среднее количество передач команды в 3 играх. Фактор «успешность игры», где оценивали различия показателей ТТД между выигранными и проигранными играми, показал, что 9 переменных имеют значительную связь с результатом игры, что указывает на их особую роль в достижении победы над соперником. К ним относятся 2 группы показателей игровой деятельности. Первый (количественный) - средний объем передач команды в игре; второй (качественный) - показатель эффективности следующих технико-тактических действий: процент точных передач, выигранных единоборств в атаке и обороне, в том числе и верхних, процент эффективных обводок и отборов, процент владения мячом. Остальные технико-тактические показатели не имеют существенного влияния на исход игры, в связи с тем что различия этих показателей между играми победителей и проиграв-
ших носят случайный характер (таблица 2). По результатам исследования можно заключить, что из двух исследуемых факторов существенное влияние на структуру ТТД студенческой команды оказывает лишь фактор успешности игры. Эффекта взаимодействия факторов выявлено не было, а значит достижение победы возможно независимо от порядка игры в туре.
На основании полученных результатов была проведена сравнительная оценка выделенных групп показателей ТТД команд в играх с победой и с поражением. Использовался параметрический статистический критерий Стьюдента. Выявлено, что как в успешных играх, так и в играх с поражением команды используют практически равный объем технико-тактических приемов, таких как единоборства, обводки, отборы мяча (таблица 3). И только по количеству передач команды-победители значимо (р<0,001) превосходят соперников. Так, у команд-победителей среднее количество передач за игру составляет 417,08±9,95, а у проигравших команд -372,08±9,77.
Обращает на себя внимание то, что для достижения результата важно не столько преимущество команды в количестве совершае-
Таблица 2 - Результаты двухфакторного анализа ТТД студенческих команд Table 2 - Results of two-factor analysis of TTA of student teams
Показатели / Indicators Фактор 1 / Factor 1 1-3-я игра / 1-3 game (n=182) Фактор 2 / Factor 2 победа-поражение / victory-defeat (n=182) Взаимодействие факторов / Interaction of factors
F P F P F P
Фолы / Fouls 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Передачи / Passes 0,26 0,77 137,84* 2,02E-23 0,06 0,94
Точные передачи, % / Accurate passes, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Единоборства / Single combats 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Выигранные единоборства, % / Single combat won, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Единоборства в обороне / Single combat in defense 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Единоборства в обороне удачные, % / Single combat in defense are successful, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Единоборства в атаке / Single combat in attack 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Единоборства в атаке удачные, % / Single combat in attack are successful, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Единоборства вверху / Aerial duel 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Выигранные единоборства вверху, % / Won aerial duel, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Обводки / Groundmoves 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Обводки удачные, % / Successful groundmoves, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Отборы / Tackles 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Отборы удачные, %/ Successful tackles, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Потери мяча / Loss of the ball 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Овладевания мячом / Ball possession 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Владение мячом, % / Keep possession, % 2,76 0,07 21,62* 6,85E-06 0,93 0,4
Переходы на половину поля соперника / Crossings to the opponent's half of the field 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Выходы в финальную треть соперника / Access to the final third of the opponent 1,36 0,26 0,00 0,99 0,14 0,87
Примечание: "значения F, указывающие на достоверные отличия Note: *F values indicating significant differences
Таблица 3 - Результаты сравнительного анализа ТТД студенческих команд, участниц НСФЛ в играх с победой и поражением Table 3 - Results of a comparative analysis of the TTA of student teams participating in the NSFL in games with victory and defeat
Показатели / Indicators Игры с победой / games with victory (n=91) (X±Sx) Игры с поражением / games with defeat (n=91) (X±Sx) t-расч Р
Фолы / Fouls 13,23±0,47 13,07±0,50 0,24 0,81
Передачи / Passes 417,08±9,95 372,08±9,77 3,23* 0,001
Точные передачи, % / Accurate passes, % 76,35±0,62 73,14±0,89 2,97* 0,03
Единоборства / Single combats 160,35±3,01 166,02±3,93 1,97 0,091
Выигранные единоборства, % / Single combat won, % 52,34±0,48 47,62±0,48 6,96* 0,001
Единоборства в обороне / Single combat in defense 83,77±2,08 84,91±2,15 -0,38 0,702
Единоборства в обороне удачные, % / Single combat in defense are successful, % 57,71±0,72 52,87±0,71 4,82* 0,001
Единоборства в атаке / Single combat in attack 84,53±2,16 83,89±2,10 0,21 0,832
Единоборства в атаке удачные, % / Single combat in attack are successful, % 47,15±0,70 42,20±0,72 4,95* 0,001
Единоборства вверху / Aerial duel 44,90±1,69 45,02±1,70 -0,05 0,960
Выигранные единоборства вверху, % / Won aerial duel % 54,53±1,10 45,40±1,11 5,83* 0,001
Обводки / Groundmoves 28,26±1,11 27,60±1,08 0,43 0,669
Обводки удачные, % / Successful groundmoves, % 54,54±1,22 49,73±1,34 2,66* 0,008
Отборы / Tackles 35,12±1,23 35,28±1,22 -0,09 0,928
Отборы удачные, % / Tackles lucky, % 61,16±1,10 56,70±1,08 2,90* 0,004
Примечание: * различия достоверны ^-критич=1,98) Note: * the differences are significant (t-critical=1.98)
мых технико-тактических действий, сколько их качественные характеристики, позволяющие эффективно решать тактические задачи игры. Так, процент точных передач значимо выше у победителей (р<0,05) и составляет 76,35%±0,62 относительно 73,14%±0,89 у проигравших. В играх с победой игроки чаще удачно реализуют единоборства 52,34%±0,48, в то время как в играх с поражением этот показатель составляет 47,62%±0,48. Такая же тенденция отмечается и относительно успешности обводок и отборов (рисунок 2). Подводя итог, можно сказать, что содержа-
ние соревновательной деятельности студенческих команд отличается значительной вариативностью количественных и качественных показателей технико-тактических действий и форм игровой активности. Однако, как показало исследование, для достижения победы в игре студенческая команда должна превосходить соперника в двух компонентах: общем количестве передач, обеспечивающих тактическую мобильность команды, и высокой эффективности технико-тактических действий игроков в обороне и атаке.
Рисунок 2 - Диаграмма показателей эффективности ТТД студенческих команд в играх с победой и поражением Figure 2 - Diagram of TTA performance indicators for student teams in games with winning and losing
ВЫВОДЫ
1. Выявлено, что на структуру соревновательной деятельности студенческой команды существенное влияние оказывает фактор
успешности игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двигательная активность футболистов студенческих команд вузов различного игрового амплуа / А.В. Жалилов, С.В. Скрыгин, Н.В. Кириллова, [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2022. - №. 3 (205). - С. 126-130.
2. Двигательная активность футболистов студенческих команд различного игрового амплуа / Э.А. Аленуров,
B.А. Писарев, С.И. Семибратов, [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 30-34.
3. Зайченко, А. С. Сравнительная характеристика применения технических средств в матче среди команд ведущих европейских лиг и России / А.
C. Зайченко, Ю. А. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 6. -С. 55-58.
4. Максименко, И. Г. Показатели соревновательной деятельности студентов-футболистов // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики. -2018. - С. 146-152.
5. Набойченко, Е. С. Оценка уровня специальной подготовленности футболистов студенческих команд по данным игровой деятельности / Е. С. Набойченко, Е. А. Суворова, А. В. Мельникова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 13-18.
6. Перевозник, В. И. Модельные показатели соревновательной деятельности футболистов высокой
2. Определено, что для достижения результата в игре команда должна превосходить соперника по количеству передач, их точности, а также эффективности индивидуальных действий - единоборств, отборов и обводок.
квалификации / В.И. Перевозчик, А.А. Перцухов // Спортивные игры - 2017. - № 1. - С. 41-45.
7. Результативность игровых действий футболистов на чемпионате Европы 2012 и 2016 (Euro 2012 и 2016) / К. Кромке, А. А. Стула, А. Сорока, [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 124-133.
8. Технико-тактические действия у футболистов студенческих команд различного игрового амплуа / Н.Д. Лысаков, К.В. Троянов, Р.Б. Краснов, [и др.] // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 3 (193). - С. 251- 254.
9. Сычев, Б. В. Исследование эффективности передач мяча команд высокой квалификации в футболе // Слобожанський науково-спортивний вкник. - 2012. -№ 2. - С. 110-114.
10. Tracking Systems in Team Sports: A Narrative Review of Applications of the Data and Sport Specific Analysis / L. Torres-Ronda, E. Beanland, S. Whitehead, Et al. //Sports Medicine-Open. - 2022. - Т. 8. - №. 1. - С. 15. - URL: https://doi.org/10.1186/s40798-022-00408-z (дата обращения: 20.02.2023)
11. Zambom-Ferraresi F., Determinants of sport performance in European football: What can we learn from the data?/ F. Zambom-Ferraresi, V. Rios, F. Lera-López // Decision Support Systems. - 2018. - Т. 114. - С. 18-28. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.dss.2018.08.006 (дата обращения: 14.02.2023)
REFERENCES
1. Motor activity of football players of student teams of universities of various playing roles / A.V. Zhalilov, S.V. Skrygin, N.V. Kirillova, [et al.] // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2022. - no. 3 (205). - pp. 126-130.
2. Motor activity of football players of student teams of various playing roles / E.A. Alenurov, V.A. Pisarev, S.I. Semibratov, [et al.] // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. - 2021. - no. 3 (193). - pp. 30-34.
3. Zaichenko, A. S., Popov Yu. A. Comparative characteristics of the use of technical means in a match among the teams of the leading European leagues and Russia / A. S. Zaichenko, Yu. A. Popov // Physical culture: education, training. - 2018. - No. 6. - P. 55-58.
4. Maksimenko, I. G. Indicators of the competitive activity of football students // Game sports: topical issues of theory and practice. - 2018. - pp. 146-152.
5. Naboychenko, E. S., Suvorova E. A., Melnikova A. V. Assessment of the level of special readiness of football players of student teams according to the data of game activity // Bulletin of sports science. - 2015. - No. 4. - P. 13-18.
6. Perevoznik, V. I. Model indicators of the competitive activity of highly qualified football players / V. I. Perevoz-chik, A. A. Pertsukhov // Sports Games. - 2017. - No. 1. - pp. 41-45.
7. The effectiveness of game actions of football players at the European Championship 2012 and 2016 (Euro 2012 and 2016) | K. Kromke, A. A. Stula, A. Soroka, [et al.] II News of the Tula State University. Physical Culture. Sport. - 2018. - No. 2. - P. 124-133.
8. Technical and tactical actions of football players of student teams of various playing roles | N. D. Lysakov, K. V. Troyanov, R. B. Krasnov, [et al.] || Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2021. - No. 3 (193). - pp. 251254.
9. Sychev, B. V. Study of the effectiveness of ball transfers of highly qualified teams in football || Slobozhansky science and sports bulletin. - 2012. - No. 2. - pp. 110-114.
10. Tracking Systems in Team Sports: A Narrative Review of Applications of the Data and Sport Specific Analysis | L. Torres-Ronda, E. Beanland, S. Whitehead, Et al. ||Sports Medicine-Open. - 2022. - Vol. 8. - Nо. 1. - p. 15. - URL: https:IIdoi.orgI10.1186Is40798-022-00408-z (дата обращения: 20.02.2023)
11. Zambom-Ferraresi F., Determinants of sport performance in European football: What can we learn from the data?I F. Zambom-Ferraresi, V. Rios, F. Lera-López II Decision Support Systems. - 2018. - Vol. 114. - pp. 18-28. - URL: https:||doi.org|10.1016|j.dss.2018.08.006 (дата обращения: 14.02.2023)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Поканинов Антон Валерьевич (Pokaninov Anton Valerievich) - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: anton.pokaninov@gmail.com; ORCID: 0009-0002-5977-5284
Зотова Фируза Рахматулловна ((Zotova Firuza Rahmatullovna) - доктор педагогических наук, профессор; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; профессор Казанского государственного медицинского университета, г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: zfr-nauka@mail.ru. ORCID: 0000-0002-8711
Поступила в редакцию 3 ноября 2023 г. Принята к публикации 27 ноября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Поканинов, А.В. Показатели технико-тактических действий студенческой команды, определяющие успех соревновательной деятельности в футболе / А.В.Поканинов, Ф.Р.Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. -2023. - Т. 11, № S - С. 71-79. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-71-79
FOR CITATION
Pokaninov A.V., Zotova F.R. Indicators of technical and tactical actions of the student team determining the success of competitive activity in football. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 71-79. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-71-79