УДК 330.101, 330.88
А.А. Сытник
ПОКАЗАТЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПО МЕТОДИКЕ ЮНКТАД
Рассматриваются показатели становления информационной экономики России, такие как: количество Интернет-пользователей, количество пользователей широкополосным Интернетом, количество мобильных телефонов, распространение электронного бизнеса. Проведен анализ состояния России по этим показателям, определено место России в процессе становления информационной экономики.
Информационная экономика, информатизация.
A.A. Sytnik
INFORMATION ECONOMY FORMATION INDICATORS OF RUSSIA BY UNCTAD TECHNIQUE
The article considers indicators of formation of information economy of Russia, such as: quantity of users of Internet, quantity of users of broadband Internet, quantity of mobile phones, distribution of electronic business. It also analysis the condition of Russia on these indicators and determines the place of Russia in the course of formation of information economy.
Information economy, information.
Изучение информационной экономики, ее элементов и механизмов её функционирования является самостоятельным предметом многих исследований. Однако формирование теории информационной экономики не может считаться завершенным, поскольку признание отдельных теорий в рамках экономической теории происходит при длительном наблюдении и выявлении устойчивых закономерностей каких-либо явлений или процессов, называемых экономическими законами. Ни одна страна в настоящее время не обладает информационной экономикой, в развитых странах присутствуют отдельные её элементы или признаки. Соответственно, на современном этапе невозможно выявить какие-либо устойчивые закономерности информационной экономики и сформировать теорию, а теория информационной экономики и информационного общества является утопической, идеальной. Можно говорить об отдельных процессах, происходящих в условиях, приближенных к той среде, которая будет считаться информационной.
Очевиден тот факт, что для отдельных стран этап индустриального развития пройден, в развитых странах происходит перераспределение ресурсов в сторону производства услуг и современных технологий, а промышленное производство перемещается в страны мировой периферии. Многие исследователи называют этот процесс формированием информационной, новой или постиндустриальной экономики. Для исследования сущности сетевых кластеров не важно, как называется этот процесс, мы будем называть это явление формированием ин-
формационной экономики как новой структуры и отношений, формирующихся на базе индустриальной экономики.
Процесс становления информационной экономики неразрывно связан с процессом информатизации общества, который является его технологической основой. В настоящее время уже сложился устойчивый комплекс параметров и характеристик, по которым можно оценивать данные процессы (рис. 1).
Показатели становления информационного общества
Количество Интернет-пользователей ч_/
Количество пользователей широкополосным Интернетом ч__/
Количество мобильных телефонов ч__/
Распространение электронного бизнеса ч_/
Рис. 1. Показатели процесса становления информационного общества [1]
Показатели становления информационного общества можно разделить на четыре группы: количество Интернет-пользователей, количество пользователей широкополосным Интернетом, количество мобильных телефонов, распространение электронного бизнеса.
Возросший доступ к технологиям в развивающихся странах означает, что увеличивается доступ к информации, расширяется использование информационно-коммуникационных технологий в производстве и управлении предприятием, что увеличивает их производственные возможности. Исследование малого и среднего бизнеса в 14 странах Африки показало, что использование современных технологий является источником дополнительной прибыли, поскольку увеличивается производительность труда, уменьшаются трансакционные издержки, увеличивается общая коммерческая эффективность [2].
Количество Интернет-пользователей является показателем, характеризующим степень распространения и использования Интернета в мире и в отдельных странах. Процесс становления информационного общества основан на доступности информации и современных технологий неограниченному числу пользователей.
Интернетом активно пользуются предприятия в развитых странах (до 90%) [2], а также средние и крупные предприятия в развивающихся странах; малые предприятия и микропредприятия реже подключены к Интернету, особенно в сельских районах. Электронная торговля продолжает развиваться во всех секторах. В Соединенных Штатах (крупнейший рынок электронной торговли) она получила наибольшее развитие в торговле продукцией обрабатывающей промышленности и в оптовой торговле, хотя быстрее всего она растет в сфере розничной торговли (В2С) и услуг. Доля предприятий, продающих свою продукцию он-лайн, снижается с увеличением их размера, и покупки он-лайн распространены больше, чем продажи. Большинство предприятий в развивающихся странах, и в частности те из них, которые не пользуются скоростными каналами подключения к Интернету, используют его для обмена электронными сообщениями или поиска важнейшей информации.
Исследования, проведённые Всемирным Банком, показали, что наибольшее число предприятий, которые используют в своей деятельности Интернет и компьютерное оборудование, работают в сфере услуг, среди которых большая часть - в сфере телекоммуникационных и информационных технологий [3].
В большинстве развитых стран доступ предприятий к Интернету стал почти всеобщим, а среди крупных предприятий показатель проникновения достигает в них почти 100%
[4]. Доступ к Интернету предприятий развивающихся стран обнаруживает большие различия по показателю проникновения. Показатели проникновения Интернета во многих развивающихся странах остаются очень низкими: например в Китае, втором по величине рынке Интернета в мире (после Соединенных Штатов), показатель проникновения составляет лишь 7,2 на 100 жителей [2].
Вместе с тем имеется положительный коэффициент корреляции в 0,54% между показателями проникновения Интернета и долей предприятий, имеющих доступ к Интернету и создавших в нем свой сайт.
По количеству пользователей Интернета лидируют развитые страны, причем более половины пользователей из стран Европы, чуть менее половины - из стран Азии (рис. 2).
70 60 50 40 30 20 10 0
- 64
50 45
34
2 5
-—,- ■-,
I Развитые страны
Развивающиеся страны
| Страны с переходной экономикой
2002 2006 Рис. 2. Доля Интернет-пользователей по уровню развития стран, % [5]
Среди развивающихся стран лидируют страны Африки, темпы прироста пользователей там составили более 300%. Однако видно, что общее увеличение Интернет-пользователей в развивающихся странах идет более активно, а деловая активность все больше перемещается в страны Африки и Азии. Что касается типа (или режима) выхода в Интернет, то здесь имеются большие различия между развитыми странами, где быстрыми темпами развивается широкополосная технология, и развивающимися странами, где по-прежнему доминирует коммутируемое подключение. Для того чтобы в полной мере использовать возможности Интернета, пользователям необходимо не просто подключение, а высокоскоростное подключение хорошего качества. В частности, отдельные виды электронных деловых операций невозможны без широкополосных сетей. Если предприятия в развивающихся странах не будут иметь доступа к широкополосному Интернету, им будет сложно реализовывать стратегии использования информационно-коммуникационных технологий в интересах повышения эффективности работы в таких областях, как поиск и удержание клиентуры, логистика и контроль товарно-материальных запасов. В то же время, несмотря на впечатляющий рост в некоторых странах, например в Китае, где число пользователей широкополосным Интернетом возросло практически с нуля до 23 млн. подписчиков практически за три года [2], в мире сохраняются огромные различия в масштабах использования широкополосного Интернета. Кроме того, во многих развивающихся странах вообще отсутствуют какие-либо данные о широкополосной связи.
Широкополосный Интернет, который для предприятий является залогом полнейшего использования возможностей ИКТ, быстро распространяется в развитых странах и некоторых азиатских развивающихся странах, в то время как в большинстве других развивающихся стран доступ к нему остается очень ограниченным. С другой стороны, широкополосный доступ становится все более распространенным среди фирм в развитых странах и таких азиатских странах, как Республика Корея и Сингапур, где Интернетом пользуются для выполнения более сложных электронных деловых операций, банковского и финансового обслуживания или заполнения официальных бланков.
Меняющийся характер технологий подключения к Интернету - новое измерение международного цифрового разрыва. В богатых странах число абонентов с широкополосным подключением выросло в 2005 году почти на 15%, достигнув почти 158 млн. человек [4].
В частности значительно выросла доля абонентов широкополосной связи - предприятий в ЕС, с 53% в 2004 г. до 63% в 2005. Широкополосное подключение увеличивает возможности предприятий по использованию более продвинутых технологий электронного предпринимательства и реализации товаров и услуг через Интернет, что тем самым позволяет повысить отдачу ИКТ.
Для информационного общества большое значение играет распространение мобильной телефонии. В настоящее время мобильные телефоны используют все больше не для личных целей, а для ведения бизнеса (m-Business), который включает «мобильную коммерцию» (m-Commerce), «мобильные предприятия» (m-Enterprise), «мобильные услуги» (m-Services). Для предприятий, особенно малых, существуют неоспоримые преимущества использования m-Business, поскольку клиент всегда доступен по мобильному телефону, это вариант прямых продаж наряду с Интернет-продажами и телевидением. Также мобильные предприятия сокращают издержки на содержание предприятия, например, сокращаются затраты на аренду офиса. Если позволяет вид деятельности, то работники могут находиться дома и в то же время для клиентов быть всегда на связи.
Мобильные телефоны с новейшими технологиями (3G), такими как высокоскоростной доступ в Интернет, факс, электронная почта и т. д., используются для связи с клиентами, поставщиками, для оформления заказов. При помощи таких коммуникаторов можно в режиме реального времени следить за изменениями котировок на фондовом и финансовом рынках, за изменением цен на мировых рынках, осуществлять платежи (m-payments).
В мире число мобильных телефонов с 2002 по 2006 гг. увеличилось более чем на 120% и составило в абсолютном выражении 2,7 трлн. шт. Значительный рост числа мобильных телефонов наблюдается в развивающихся странах (рис. 3), где прирост с 2002 по 2006 гг. составил 197%, а доля в общем числе увеличилась с 45% в 2002 г. до 58% в 2006 г. Самый бурный рост количества мобильных телефонов наблюдался в развивающихся странах Африки - более 400% с 2002 по 2006 гг.
Рост мобильной телефонии в развивающихся странах во многом объясняется системами, призванными повысить ее доступность. Так, в 2006 г. почти 88% абонентов мобильной связи в Африке использовали предоплатные услуги, специально предлагаемые для малобюджетных сегментов рынка. Среди стран Азии по количеству мобильных телефонов лидируют Китай и Индия, которые имеют устойчивый тренд роста, основанный на конкурентной инфраструктуре и устойчивой внутренней среде.
70 п
20
60
30
50
40
10
о
■ Страны с переходной экономикой
■ Развитые страны
Развивающиеся страны
2002
2006
Рис. 3. Количество мобильных телефонов по уровню развития стран [5]
Покупки и продажи по Интернету стали теперь обычной практикой во всех развитых странах, хотя здесь есть отличия между странами и отраслями. В странах ОЭСР доля предприятий, пользующихся Интернетом для закупок, в 2008 г. варьировалась в пределах 2060%. Все активнее ведут электронную торговлю предприятия развивающихся стран, хотя имеющиеся данные не подтверждают наблюдающейся в развитых странах тенденции превышения числа покупок по сети над числом продаж по сети.
Отчасти это может объясняться перепредставленностью некоторых секторов в обследованиях, как, например, в случае обрабатывающего сектора в Аргентине и Казахстане, или сектора недвижимости в Румынии. Что касается обрабатывающего сектора, то более низкое число покупок по сети, возможно, объясняется тем, что на некоторых новых рынках межфирменная электронная торговля полуфабрикатами менее развита, чем межфирменная электронная торговля готовыми изделиями. Информация по развивающимся странам об использовании электронного предпринимательства во внутрифирменных бизнес-процессах весьма ограничена. Однако данные об использовании Интернета для деловых приложений, по-видимому, подтверждают наблюдающуюся в развитых странах тенденцию разрыва между МСП и крупными предприятиями, за некоторыми исключениями.
В 2006 г. сектор ИКТ обеспечивал 5,5% всей занятости на предприятиях развитых стран и служил источником роста занятости. В период 1995-2003 гг. занятость в секторе ИКТ ежегодно росла более чем на 8%, или на 1 млн. работников. Большинство (66%) работающих в секторе ИКТ были заняты в секторах услуг, и эта цифра соответствует высокой доле услуг в типичной развитой стране. Среди развивающихся стран, по которым имеются данные, Республика Корея, Малайзия и Филиппины демонстрируют весьма высокую долю занятости в ИКТ в своем предпринимательском секторе (выше среднего показателя по ОЭСР). Одно из возможных объяснений этого - то, что в некоторых развивающихся странах масштабы предпринимательского сектора все еще невелики и развитие частного рынка связано в основном с новыми технологиями.
Экспорт услуг с поддержкой ИКТ в 2000-2003 годах рос быстрее, чем совокупный экспорт услуг, создавая тем самым новые экспортные возможности для развивающихся стран. В 2003 г. это было обусловлено в основном 20%-ными темпами прироста экспорта развивающихся стран, которые превышали средний показатель и показатель по развитым странам. Вклад в мировой экспорт услуг со средствами ИКТ оставался высоким в 2003 г., составляя порядка 83%. В 2000-2003 гг. развивающиеся страны отставали по показателю мировых совокупных среднегодовых темпов роста, однако некоторые из них демонстрировали исключительно высокую динамику. Основная масса экспорта услуг с ИКТ-поддержкой развивающихся стран и стран с переходной экономикой приходится на Азию (77%), за которой следуют Америка (10%), Африка (7%) и Юго-Восточная Европа и Содружество Независимых Государств (6%). Хотя в настоящее время 10 ведущих экспортеров поддерживаемых ИКТ услуг - развитые страны, Китай и Индия вскоре войдут в эту десятку.
Анализ на основе данных по иностранным филиалам показывает, что торговля услугами с поддержкой ИКТ, осуществляемая через иностранные филиалы многонациональных компаний, во многом превосходит обычные потоки экспорта и импорта, фиксируемые статистикой платежного баланса МВФ.
Кроме того, свое коммерческое присутствие за рубежом расширили развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Анализ в относительных показателях демонстрирует, что в большинстве случаев ИКТ позволяют наращивать экспорт услуг в большей степени, чем продажи через иностранные филиалы. Однако крупный экспорт услуг с поддержкой ИКТ также чаще реализуется через иностранные филиалы. Экспортеры из числа
развивающихся стран могли бы получить выгоду от улучшения доступа к иностранным рынкам по всем способам поставки ГАТС ВТО.
Компьютерно-информационный экспорт - наиболее динамичный сектор услуг с ИКТ-поддержкой, прежде всего в развивающихся странах. В период 1995-2008 годов экспорт компьютерно-информационных услуг рос в шесть раз быстрее, чем совокупный экспорт услуг. Доля развивающихся стран в этом экспортном секторе выросла с 4% в 1995 г. до 20% в 2003 г., при этом наибольшим рост был за период после 2000 года. Это отчасти объясняется соответствующим низким уровнем регулятивной среды в ВТО. Дальнейшая либерализация торговли в этом секторе должна будет учитывать интересы развивающихся стран, связанные с перемещением физических лиц. Кроме того, развивающиеся страны должны добиваться обязательств об улучшении условий доступа на рынки и по другим способам поставки, чтобы наращивать возможности торговли услугами.
Все более широкое внедрение практики электронного предпринимательства укрепляет глобальные модели производства и сбыта, в которых особое место занимают сотрудничество и быстрый обмен информацией между деловыми партнерами. Это означает, что конкурентоспособность, в том числе предприятий в развивающихся странах, начинает все больше и больше зависеть от их способности использовать ИКТ для встраивания в производственные системы регионального и глобального масштаба.
Хотя в развивающихся странах и особенно в некоторых странах с формирующимися рынками число компьютеров быстро растет, показатель компьютеризации остается очень низким: например в Китае он составляет 4%, в Бразилии - 10,7%, а в Индии - 1,2% [2].
В России в настоящее время формируются предпосылки перехода к информационному обществу, зарождаются её элементы. Признаки постепенного движения к информационной хозяйственной системе проявляются, в частности, в росте числа российских пользователей Интернетом в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 18% и достигших 26 млн. чел. [1], что составляет около 6% населения [6, с.87]. Количество пользователей широкополосным Интернетом в 2008 г. достигло 2,9 млн. чел., что на 83% больше, чем в 2005 г. [1] Количество мобильных телефонов в 2008 г. увеличилось на 61% и составило 120 млн. шт. [1]. В стране увеличивается парк ЭВМ, идёт развитие систем и средств телекоммуникаций, растёт количество информационных сетей, а также степень проникновения информационных коммуникаций в деятельность компаний. Так, в 2008 г. доля компаний, использовавших в своей деятельности ЭВМ, составила 91,1% организаций с численностью 10 человек и более. Доля компаний, применявших в своей хозяйственной деятельности Интернет - 53,3%, доля компаний, имеющих свой веб-ресурс - 27,8% [1].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Показателями становления информационной экономики по методике ООН в настоящее время являются: количество Интернет-пользователей, количество пользователей широкополосным Интернетом, количество мобильных телефонов, распространение электронного бизнеса. По данным показателям Россия, имея значительный ресурсный потенциал, прежде всего кадровый, значительно отстает от развитых и развивающихся стран.
2. Процесс становления информационного общества основан на доступности информации и современных технологий неограниченному числу пользователей. Поэтому количество пользователей Интернетом является показателем, характеризующим степень распространения и использования Интернета в мире и в отдельных странах. По данному показателю Россия занимает 83-е место, причем первое место занимают Нидерланды, а США - 8-е место.
3. Широкополосный Интернет, который для предприятий является залогом полнейшего использования возможностей ИКТ, быстро распространяется в развитых странах и некоторых азиатских развивающихся странах, в то время как в большинстве других развивающихся стран доступ к нему остается очень ограниченным. По количеству пользовате-
лей широкополосным Интернетом Россия на 151-м месте, Люксембург - на первом, США -на 53-м месте.
4. Для информационного общества большое значение играет распространение мобильной телефонии. В настоящее время мобильные телефоны используют все больше не для личных целей, а для ведения бизнеса (ш-БштеББ), который включает «мобильную коммерцию» (ш-Сошшегсе), «мобильные предприятия» (ш-Е^егрпБе), «мобильные услуги» (ш-Бетсев). По количеству мобильных телефонов Россия занимает 61-е место, первое - Бермуды, США - 20-е место.
5. Все более широкое внедрение практики электронного предпринимательства укрепляет глобальные модели производства и сбыта, в которых особое место занимают сотрудничество и быстрый обмен информацией между деловыми партнерами. Распространение электронного бизнеса оценивается по таким показателям, как доля предприятий, использующих в своей работе компьютеры (91,1%), доля работников, использующих компьютер (29,8%), доля предприятий, использующих Интернет (53,3%), доля работников, использующих Интернет (12,4%), доля предприятий, имеющих веб-сайт (27,8%), и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Information Economy Report 2007-2008. Science And Technology For Development: The New Paradigm Of ICT. United Nations: New York And Geneva, 2007. www.unctad.org/ecommerce.
2. Доклад об информационной экономике 2005 г. Электронная торговля и развитие: Обзор. Организация Объединенных Наций. www.unctad.org/ecommerce
3. World Information Society Report 2007: Beyond WSIS. http://www.itu.int/publ/S-POL-WSIS.RPT-2007/en.
4. Доклад об информационной экономике 2006 г. Проблематика развития: Обзор. Организация Объединенных Наций. www.unctad.org/ecommerce.
5. Information Economy Report, 2007-2008. Science And Technology For Development: The New Paradigm Of ICT. United Nations: New York And Geneva, 2007. www.unctad.org/ecommerce.
6. Клавдиенко В.П. Формирование информационной экономики: зарубежный опыт и перспективы России / В.П. Клавдиенко // Информационное общество и Россия / под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. М.: МГУ, ТЕИС, 2002. С. 87-96.
7. Annual Information Society Report 2009. Benchmarking i2010: Trends and main achievements. Commission of the European Communities www.unctad.org/ecommerce. Сытник Александра Александровна - Sytnik Aleksandra Aleksandrovna -кандидат экономических наук, доцент Candidate of Sciences in Economics, кафедры «Общая экономическая теория» Assistant Professor of the Department Саратовского государственного of «General Economic Theory» социально-экономического университета of Saratov State Socio-Economic University
Статья поступила в редакцию 10.07.09, принята к опубликованию 23.09.09