Научная статья на тему 'Показатели сформированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства'

Показатели сформированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / CRITERIA / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT / CREATIVE PERSONALITY / ABILITY / MOTIVATION / PROFESSIONALISM / COMPETENCE / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Надежда Михайловна

В статье раскрыты основные показатели сформированности творческой индивидуальности будущего преподавателя изобразительного искусства, соответствующие выделенным критериям: знаниевому (систематизация полученных специальных знаний, профессионального этикета, нравственных и эстетических идеалов, культурных ценностей, коммуникативных знаний), деятельностному (умения и навыки творческой профессиональной деятельности, умения решать проблемы, сотрудничать, работать в коллективе), мотивационному (возможность реализовать интересы, повышение социального статуса, самореализация, значимость профессии, стремление понимать людей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators formation of creative individuality future teacher of fine arts

The article deals with the main indicators of formation of creative individuality of the future teacher of fine arts, the corresponding allocation criteria: knowledge-(systematization of expertise, professional etiquette, moral and aesthetic ideals, cultural values, communication of knowledge), activities (the skills of creative professional activity, the ability to solve problems, collaborate, work in teams), motivation (to realize interests, social status, self-realization, the significance of the profession, the desire to understand people).

Текст научной работы на тему «Показатели сформированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства»

Н. М. Чайка

УДК 371.134:7:37.012

ПОКАЗАТЕЛИ

СФОРМИРОВАННОСТИ

ТВОРЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Отратегически важным в образовании является формирование личности будущего учителя изобразительного искусства как носителя и воспитателя эстетического вкуса окружающих, культуры, компетентного профессионала в своей области, творчески развитого художника. В связи с этим актуальным становится объективная необходимость изучения критериев и условий формирования творческой индивидуальности будущих преподавателей, чья креативность в жизни и профессии формируется только как целенаправленное взаимодействие преподавателя и будущего учителя в процессе изучения специальных дисциплин. Рассмотрим некоторые элементы качеств личности, пути их развития и те результаты, к которым можно прийти в процессе освоения новых знаний, умений и навыков творческого педагога-художника.

Систему подготовки учителя изобразительного искусства изучали Алехин А. Д., Столярова Н. Г. [1; 9]; Гребенюк О. Е. и Т. Б. рассматривали основы педагогики индивидуальности [3, с. 10-297], Гильманов С. А. и Можар И. Е. раскрыли проблему творческой индивидуальности [2; 7]. Творчество в деятельности педагога-художника рассматривали в своих трудах Загвязинский В. И., Козлов И. В., Отич А. Н. [4; 5; 8]. Саморазвитие личности изучала Куликова Л. Н. [6, с. 25-131].

Несмотря на теоретические разработки вопросов формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства, оказывается определённый ряд сложностей: противоречия между потребностью в самовыражении и самосовершенствовании учителей изобразительного искусства и недостаточной направленностью профессиональной подготовки на развитие личности человека, его творческой индивидуальности; необходимостью формирования творческой личности будущего учителя изобразительного искусства и развитием его художественно-профессиональных умений в процессе изучения специальных дисциплин.

Анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы: при изучении качеств личности, создании ей определённых благоприятных педагогических условий развития можно добиться сформированности индивидуального педагогического стиля будущего учителя изобразительного искусства, его творческого и эстетического развития, стремления к саморазвитию и инновационной деятельности.

Для формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства важно изучить, выявить и теоретически обосновать критерии сфор-мированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин: знаниевые (систематизация полученных специальных знаний, профессионального этикета, нравственных и эстетических идеалов, культурных ценностей, коммуникативных знаний), деятельностные (умения и навыки творческой профессиональной деятельности, умения решать проблемы, сотрудничать, работать в коллективе), мотивацион-ные (возможность реализовать интересы, повышение социального статуса, самореализация, значимость профессии, стремление понимать людей).

Проводимая опытно-экспериментальная работа предполагала проверку эффективности разработанной модели, направленной на

20/.Т//-

уш

формирование творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства, выявление условий ее эффективного функционирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

В работе принимали участие студенты Крымского гуманитарного университета и Харьковского педагогического лицея.

Началом опытно-экспериментальной работы стало констатирующее исследование, целью которого было выявление уровня сформированности творческой индивидуальности студентов университета.

Важным вопросом был выбор измерительного инструментария, который можно было использовать как на констатирующем, так и на формирующем и контрольно-оценочном этапах эксперимента для изучения динамики формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства.

Для выявления показателей сформиро-ванности творческой индивидуальности студентов университета использовали такие методы, как тестирование, анкетирование, опрос, самооценку, наблюдение, анализ творческих работ студентов, «Веер» суждений, методика поведенческого среза.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие студенты 1-3 курсов. Диагностика проводилась в соответствии с выявленными показателями сформированности творческой индивидуальности студентов, полученными в результате наблюдений за студентами в процессе теоретического обучения, их самооценка. Кроме того, были составлены специальные анкеты. При подборе вопросов анкеты мы опирались на классификацию по трём основным признакам: по назначению, форме и содержанию.

При обработке данных, полученных в ходе анкетирования, были выделены не только количественные показатели, но и качественные творческие характеристики ответов обучающихся.

Наивысшую оценку получили такие функции, как рост увлечённости избранной профессией, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании, стимулирование творческого интереса. Студенты справедливо указали на значение формирования творческой индивидуальности.

При проведении анкетирования выяснилось, что основные причины недостаточной сформированности творческой индивидуальности студенты связывают с внешним и внутренним факторами. Внешний фактор - перегруженность аудиторными занятиями, социальные причины. Внутренний фактор -личная неорганизованность, неумение работать самостоятельно (лень, посторонние дела). Достаточно высокую оценку получили факторы, связанные с личной позицией студента: отсутствие интереса к изучаемому предмету, отрицательное эмоциональное отношение, что затрудняет формирование познавательной активности. Поведение и деятельность некоторых студентов связаны с недостатками волевого развития и долей обоснованного риска. Они не способны к длительным волевым усилиям, редко проявляют самостоятельность, выдержку, настойчивость, риск в учебной деятельности. Эти факторы мешают развитию творческого воображения, интуиции, самовыражению через творческую деятельность.

Процесс формирования творческой индивидуальности будущих специалистов в условиях современного образования в области изобразительного искусства обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация студентов.

Прежде чем проводить исследование мо-тивационных факторов, побуждающих студентов к формированию и развитию познавательной активности, важно изучить отношение студентов к обучению по избранной профессии, которое определяет уровень их заинтересованности в специальности, самосовершенствования. По данному направлению были получены данные, показывающие содержание мотивов студентов 1 курса. Вы-

делены две большие группы: первая группа связана с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения (внутренние), вторая группа - взаимоотношения студента со средой (внешние). Данные выборки свидетельствуют, что для 1/3 студентов значение обучения важно, но несмотря на его важность, всё же большее значение для них приобретает интерес к изучаемой профессии, т. е. интерес студентов является целенаправленным.

Несмотря на то, что 15,3% студентов ориентированы на дальнейшее послевузовское обучение, признают значимость самосовершенствования в процессе обучения совсем немногие - 14,7%. Это означает, что часть из них не осознает роли образования в своей жизни и стремится получить образование не ради интеллектуального развития, а для получения жизненных благ, с ним связанных. Небольшой процент студентов (7,5 %) приходит учиться по призванию, которое основано на сильной внутренней мотивации. 3,1% составляют студенты, выбор профессии которых определили родители.

Потребности студентов свидетельствуют о том, что они сознательно управляют своими стремлениями и жизненными планами, связанными с профессиональным самоопределением. В процессе исследования выявлено, что «вполне довольны, хотят в дальнейшем применять свой творческий потенциал» студенты в большем количестве 44,4%, чем в понятии «скорее довольны, чем недовольны» - 33,6%.

Анализ результатов констатирующего исследования мотивационных факторов, побуждающих студентов к формированию творческой индивидуальности выявил, что в блоке непосредственных мотивов наиболее значимыми являются мотивы развития личности, причём наибольший вес имеют такие, как «стремление расширить кругозор и эрудицию» и «потребность в постоянном интеллектуальном росте».

В группе познавательных мотивов наибольший вес имеют мотивы «самообразо-

вания» и «ориентация на творческую деятельность». Причём, учитывая преобладание значимости у студентов мотивов «стремление расширить кругозор и эрудицию» и «потребность в постоянном интеллектуальном росте» в сочетании со значимостью для них мотивов «самообразование» и «ориентация на творческую деятельность», следует отметить, что студенты разных сроков обучения осознают необходимость учиться всю жизнь.

В блоке опосредованных мотивов у студентов наибольший вес имеет группа мотивов достижения, т. е. студенты отчётливо понимают, что успешная учеба в вузе будет являться основой их становления как настоящих специалистов, а также что знания пригодятся для достижения материального благополучия.

Эффективность процесса формирования творческой индивидуальности студентов обеспечивается наличием соответствующих способностей, знаний, умений, навыков самостоятельного труда. Для того чтобы выяснить насколько сформированы у студентов определённые качества, им было предложено дать оценку развития у себя ряда показателей и умений, отношения в коллективе, коммуникативных качеств, необходимых для эффективного формирования творческой индивидуальности.

Наиболее высокую оценку получили необходимость эмоционального состояния, усидчивости и работоспособности, инициативности, организованности, умений выполнения самостоятельных заданий, теоретических знаний и логических форм мышления. В оценке развития этих показателей у себя лично студенты отметили более низкий уровень их сформированности. Такие показатели, как заинтересованность в необходимости формирования творческой индивидуальности, включённость в деятельность оцениваются примерно одинаково с точки зрения их необходимости и степени развития у себя лично. Однако необходимо отметить, что студенты при оценке значимости того

2О/о//-

уш

или иного показателя недостаточно чётко представляют себе их роль в формировании целостной творческой индивидуальности. Таким образом, можно заключить, что студенты не имеют чёткого представления о творческой индивидуальности и её роли в будущей успешной профессиональной деятельности.

При диагностике когнитивного компонента использован метод анализа творческих работ студентов, целью которого было выявление уровня их теоретических и практических знаний. Анализировались самостоятельные, контрольные, аттестационные творческие работы. При анализе учитывались следующие показатели: воображение, передача образа, реалистичность либо абстрактность работы, глубина, обобщённость, системность, умения и навыки в процессе создания творческой работы, знание техник и технологий изобразительного искусства, вариативность в выполнении задания.

Результаты анализа работ свидетельствуют о том, что по показателям воображение, реалистичность либо абстрактность работы, обобщённость, знание техник и технологий изобразительного искусства, студенты продемонстрировали низкий и средний уровень знаний, по показателям системность, умения и навыки в процессе создания творческой работы, вариативность -низкий и нулевой уровни.

Диагностика уровня сформированности деятельностного компонента осуществлялась при помощи заданий, которые в нашем исследовании кроме обучающей, тренировочной, корректирующей выполняли и контрольную функцию. Студентам был предложен лист самооценки, анализ результатов которого позволил сделать следующие выводы: уровень сформированности общеучебных умений находится на нулевом уровне - 10%, низком уровне - 50 %, среднем уровне - 35%, высоком уровне - 5%.

Для получения представления об уровне общеучебных умений и навыков, степени сформированности у студентов операцион-

ных умений при выполнении самостоятельных заданий мы предложили им задания трёх уровней сложности. Сначала предъявлялись задания третьего уровня, если студент испытывал трудности, ему предлагалось задание уровнем ниже. При выполнении заданий студенты не всегда производили выбор методов, приёмов, средств, в соответствии с поставленной целью. Поэтому справиться с заданиями на высоком уровне смогли 10% учащихся. При этом необходимо отметить следующий факт, только 32% студентов самостоятельно включились в работу над заданием, 65% - при дополнительном стимулировании, 3% студентов продемонстрировали отказ от включения в учебную деятельность.

Анализ выполненных студентами мыслительных операций показал, что обучаемые не всегда анализируют, систематизируют и оценивают логику построения своих рассуждений, не соотносят между собой поставленные задачи и способы их решения. Студенты не всегда могут в полной мере применять полученные теоретические знания в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в неё изученные ранее понятия, законы, закономерности.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, показывает, что большинство студентов имеют низкий или средний уровень сформирован-ности творческой индивидуальности. В процессе обучения студенты испытывают затруднения различного характера, что связано с отсутствием или недостаточностью необходимых для эффективного протекания процесса формирования профессионально-творческих знаний, умений, навыков, развития личностных качеств.

Таким образом, информация, собранная на этом этапе опытно-экспериментальной работы, позволила не только зафиксировать наличный уровень сформированности у студентов творческой индивидуальности, но и определить некоторые тенденции, анализ которых помог уточнить модель, направ-

ленную на формирование творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин и выявить основные направления её реализации на практике.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные показатели сформированности творческой индивидуальности будущего преподавателя изобразительного искусства, соответствующие выделенным критериям: знаниевому (систематизация полученных специальных знаний, профессионального этикета, нравственных и эстетических идеалов, культурных ценностей, коммуникативных знаний), деятельностному (умения и навыки творческой профессиональной деятельности, умения решать проблемы, сотрудничать, работать в коллективе), мотивационному (возможность реализовать интересы, повышение социального статуса, самореализация, значимость профессии, стремление понимать людей).

Ключевые слова: критерии, педагогические условия развития, творческая индивидуальность, способность, мотивация, профессионализм, компетенция, воображение.

SUMMARY

The article deals with the main indicators of formation of creative individuality of the future teacher of fine arts, the corresponding allocation criteria: knowledge-(systematization of expertise, professional etiquette, moral and aesthetic ideals, cultural values, communication of knowledge), activities (the skills of creative professional activity, the ability to solve problems, collaborate, work in teams), motivation (to realize interests, social status, self-realization, the significance of the profession, the desire to understand people).

Key words: Criteria, pedagogical conditions of development, creative personality, ability, motivation, professionalism, competence, imagination.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства / Алехин А. Д. - М.; МАН, 1992. - 32 с.

2. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя / Гильманов С. А. -Тюмень: ТОИПКПК, ТНцСО РАО, 1996. -153 с.

3. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности / Гребенюк О. С., Гребе-нюк Т. Б. - Калининград; ГИПП Янтарный сказ, 2000. - 572 с.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В. И. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

5. Козлов И. В. Теоретическая основа проявления творчества в процессе обучения студентов ХГФ / Козлов И. В. - М.: Прометей, 2001. - 78 с.

6. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Куликова Л. Н. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

7. Можар Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя / Можар Н. Е. - М.: МПГУ, 1998. -342 с.

8. Отич А. Н. Искусство в системе развития творческой индивидуальности будущего педагога профессионального обучения: теоретический и методический аспекты / Отич А. Н. - Черновцы: Зеленая Буковина, 2009. - 752 с.

9. Столярова Н. Г. Формирование творческой позиции будущего учителя средствами искусства / Столярова Н. Г. - Уссурийск; УГУ, 2005. - 38 с.

Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.