14. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
14.1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Налогового кон-сультиро вания»
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
mvv88@list.ru
Аннотация: Правильная организация контрольной работы налоговых органов позволяет существенно увеличить поступления платежей в бюджет, при этом без всесторонней и правильной оценки ее результатов невозможно выявление наиболее эффективных направлений налогового контроля.
В экономической литературе отсутствует, либо подменяется понятие результативности деятельности налоговых органов и гораздо чаще встречается понятие эффективность деятельности налоговых органов.
Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, эффективность, результативность
MEASURE OF EFFICIENCY TAX ADMINISTRATION
Moroz Viktor V., Ph.D., Associate Professor, Professor of Tax Consulting
Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
mvv88@list.ru
Annotation: Proper organization of the control of the tax authorities can significantly increase revenue payments to the budget, with no comprehensive and correct evaluation of the results is impossible to identify the most effective areas of tax control. In the economic literature does not exist or is replaced by the notion of effectiveness of the tax authorities and is much more common notion of the effectiveness of the tax authorities
Keywords: tax, fee, tax authority, tax administration, effectiveness, fecundity
Правильная оценка результатов деятельности налоговых органов России связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты связанные с осуществлением налогового контроля. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту даваемых сведений, общее число участников проверки и т.д. Этим самым обеспечивается соразмерность произведенных затрат и реальных результатов налогового контроля. В ряде случаев сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что налоговый контроль осуществлялся наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число сотрудников налогового органа, а результаты оказались низкими.
Под результативностью налогового контроля понимается общий результат, т.е. количество проведенных контрольных мероприятий, проверок, общие суммы, которые были предъявлены к начислению и т.д. Ре-
зультативность налогового контроля не всегда бывает эффективна. Для отображения данного понятия налоговые органы России используют специальные формы отчетности: формы 2-НК, 2-НМ, 4-НМ и т. п.
Отчет по форме 2-НК формируется налоговыми органами по результатам контрольной работы, проводимой в отношении налогоплательщиков организаций и физических лиц, налоговых агентов и плательщиков сборов (далее - налогоплательщиков) по соблюдению ими законодательства о налогах и сборах. В отчете отражаются сведения о проверках, проведенных налоговыми органами (включая проверки, проведенные с участием органов внутренних дел) в отчетном периоде, и принятых по ним мерах.
Следует отметить, что могут быть и определенные ограничения, которые заключаются в следующем: объем выявленных нарушений в ходе проведения налоговых проверок может уменьшаться по мере повышения результативности данного контроля, а снижение себестоимости контрольной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. Вообще, в идеале налоговый контроль в части налоговых проверок должен привести к сокращению выявленных нарушений, т.е. в перспективе он должен иметь профилактический характер.
Опираясь на общие критерии, учет количественных и качественных показателей результативности, зная цели проведения налоговых проверок и задачи, оценка результативности налогового контроля становится объективной необходимостью как для самих органов налогового контроля, так и для органов государственной власти, которым они подведомственны.
Для оценки результативности работы налоговой инспекции применяются различные количественные и качественные показатели:
1. сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
2. сумма доначислений (налоги, пеня, санкции) в ходе камеральных и выездных налоговых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в целом и в разрезе бюджетов);
3. сумма, взысканная в бюджет по результатам камеральных и выездных налоговых проверок - в целом и в разрезе бюджетов;
4. сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам (всего и в разрезе бюджетов);
5. количество налогоплательщиков, состоящих на учете - всего и по отдельным категориям.
Качественные показатели работы налоговой инспекции рассчитываются, в относительном выражении (как правило, в процентах):
1. выполнение установленных заданий по мобилизации денежных средств в бюджетную систему РФ. Этот показатель является наиболее «весомым» при оценке работы инспекций и при распределении премий по результатам отчетного периода. Практически всегда применяется вышестоящими налоговыми органами при сопоставлении работы подведомственных инспекций;
2. темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года. Используется
Мороз В. В.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
при анализе и сопоставлении результатов деятельности налоговых органов;
3. соотношение суммы платежей, начисленной в ходе камеральных и выездных налоговых проверок и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует результативность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;
4. соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате камеральных и выездных налоговых проверок и суммы поступлений в бюджет за отчетный период - характеризует реальную результативность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;
5. процент взыскания начисленных сумм - рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате камеральных и выездных налоговых проверок проведенных налоговой инспекцией, к начисленной в ходе этой работы сумме и характеризует реальную результативность камеральных и выездных налоговых проверок;
6. количество камеральных и выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции - характеризует интенсивность работы инспекции на одном из важнейших направлений налогового контроля;
7. удельный вес камеральных и выездных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Данный показатель говорит об эффективности выбора объектов для проверки, качестве и результатов их проведения;
сумма доначислений, приходяща8. яся на одну налоговую проверку. Этот показатель позволяет анализировать эффективность и результативность контрольной работы в динамике и в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями.
Анализируя приведенную систему показателей можно оценивать результативность деятельности конкретной налоговой инспекции в сравнении с предыдущим отчетным периодом и с соответствующими периодами прошлых лет. Такой анализ дает возможность выявить тенденции количественных и качественных характеристик деятельности налоговых органов.
Большое практическое значение имеет сопоставление результатов работы территориальных налоговых инспекций в части камеральных и выездных налоговых проверок. Такое сопоставление может проводиться как за один отчетный период, так и в динамике, за несколько отчетных периодов. Ценность такого анализа заключается в том, что он дает возможность определить не только тенденции, складывающиеся в работе каждой налоговой инспекции, но и сопоставить показатели эффективности и результативности их деятельности.
Так же может производится анализ отдельных количественных и (или) качественных показателей контрольной работы налогового органа. При этом необходимо помнить, что количественные показатели работы налоговой инспекции определяются составом контролируемых ею налогоплательщиков, в частности, наличием крупных налогоплательщиков, их отраслевой принадлежностью. Качественные показатели инспекции в меньшей степени зависят от этого фактора, однако, на них сильное влияние может оказывать разница в нагрузке на одного налогового инспектора и в структуре плательщиков (прежде всего - в соотношении организаций и физических лиц, состоящих на учете).
Сравнение показателей контрольной работы налоговых инспекций дает возможность определить те из них, которые достигли наилучших результатов по отдельным направлениям налогового контроля, однако не позволяет однозначно определить инспекцию, достигшую лучших результатов работы в целом.
При анализе работы инспекции в течение нескольких отчетных периодов целесообразно корректировать количественные показатели на индекс инфляции и учитывать изменения в налоговом законодательстве.
Оценка результативности работы территориальных налоговых органов может производиться путем сравнения отдельных показателей их работы. Количественные показатели работы инспекции определяются составом контролируемых ею налогоплательщиков. В меньшей степени от этого фактора зависят качественные показатели, однако сильное влияние на них может оказывать разница в нагрузке на одного налогового инспектора.
Правильная организация контрольной работы налоговых органов позволяет существенно увеличить поступления платежей в бюджет, при этом без всесторонней и правильной оценки ее результатов невозможно выявление наиболее эффективных направлений налогового контроля.
В экономической литературе отсутствует, либо подменяется понятие результативности деятельности налоговых органов и гораздо чаще встречается понятие эффективность деятельности налоговых органов, но в статье постараемся определить данное понятие.
Под понятием результативности деятельности налоговых органов понимается полученный результат от проведения тех или иных действий налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Рассматривая структуру управления территориальных налоговых органов можно в этой связи определить ряд основных показателей результативности деятельности налогового органа (см. таблицу).
Таблица
Основные показатели результативности деятельности налогового органа
Показатели результативности деятельности налогового органа Единица измерения
1 2
Объем поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ Млн. руб.
Количество налогоплательщиков - юридических лиц, состоящих на учете, всего Ед.
Количество проведенных выездных налоговых проверок юридических лиц, всего Ед.
из них выявивших нарушения ЕД.
безрезультативных ЕД.
Среднесписочная численность работников инспекции, занятых основной деятельностью, всего ЕД.
из них численность работников, осуществляющих выездные налоговые проверки ЕД.
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок Тыс. руб.
Взыскано из суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проверок Тыс. руб.
Удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в общем объеме поступлений %
Процент взысканий дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок %
Процент охвата налогоплательщиков . юридических лиц выездными налоговыми проверками %
Количество проверок, приходящихся на одного специалиста ЕД.
Количество исков, предъявленных налогоплательщиками к инспекции, удовлетворенных судом ЕД.
Сумма исков, предъявленных налогоплательщиками к инспекции, удовлетворенных судом Тыс. руб.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная статья «Показатели результативности работы налоговых органов» посвящена определению результативности работы налоговых органов и определению показателей оценки результативности их работы.
Вопросы, рассматриваемые автором в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность.
В настоящей статье автор исследует актуальные вопросы оценки деятельности налоговых органов, а также вопросы определения показателей оценки результативности их работы.
Автором проанализированы статистические данные (отчетность) работы налоговых органов, кроме этого, проведенный анализ дает возможность определить основные показатели оценки результативности работы налоговых органов (таблица), сказать какие показатели оценки результативности относятся к какому структурному подразделению налогового органа и на основании которых можно формировать методику оценки результативности работы каждого сотрудника инспекции и использовать при распределении средств материального стимулирования.
В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению.
Зам. декана факультета «Налоги и налогообложение», Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н., доцент
В.С. Осипов
По функциям, возложенным на каждый отдел налоговой инспекции и отчетность, которую они составляют, можно определить те показатели результативности, которые относятся к тому или иному отделу налогового органа. На основе таких показателей можно разрабатывать методику оценки результативности не только инспекции или отдела, но и методику оценки результативности работы каждого сотрудника инспекции и использовать при распределении средств материального стимулирования.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 2002.
3. Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки (книга для налогоплательщика и налоговика) 2-е издание. М.: МЦФЭР, 2007
4. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru
Reference list:
1. Tax code of the Russian Federation.
2. Dadashov A.Z, Lobanov A.V. Tax administration in the Russian Federation. - M .: Book World, 2002.
3. Dobrokhotova V.B., Lobanov A.V. Tax audits (book for the taxpayer and the taxman) 2nd edition. M .: MCFER 2007
4. The Russian tax portal [Electronic resource]. - Mode of access: www.taxpravo.ru