Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л М. Кузнецова, В Д. Кузнецов, К Т. Тимошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental health indices were studied in a representative sample comprising young persons aged 16 to 25 years. Senior schoolchildren in their early teens were ascertained to have neurotic symptoms more frequently than students at older age. When the manifestations of mental stress were less evident, senior students at the age of 22-25 years were found to have a negative trend of social adaptive indices as their achievement dissatisfaction, frustration, and anxiety for farther professional carrier and social security, which leads to interpersonal conflicts, unstable familial relations, alcoholization, and intake of psychoactive substances. The findings of the high prevalence of neurotic disorders among young individuals suggest that it is necessary to implement active psycho-preventive measures.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА»

причиной перенапряжения ССС и срыва адаптационных процессов. В связи с этим для тренировки адаптивных механизмов и повышения их лабильности необходимо введение дополнительных занятий физкультурой. Данный тип нагрузки следует использовать в середине урока после предварительной разминки: вводной и дыхательной гимнастики, закаливающих процедур, легкого бега, быстрой ходьбы, аутотренинга и т. д. Разминка обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность, в то время как избыточный компонент вегетативной реакции при многократном повторении может стать причиной дезадаптации [10]. После пробега также необходимо проведение дополнительных легких упражнений, способствующих медленному выходу ССС из стадии напряжения.

Таким образом, длительно находясь в состоянии гиподинамии в старших классах школы и в период подготовки к вступительным экзаменам, функциональные системы организма подростков на первом году вузовского обучения реагируют на интенсивную физическую нагрузку напряжением регулятор-ных механизмов сердца. Чрезмерное же напряжение может стать причиной диспропорционального развития камер сердца, что впоследствии может привести к гипертрофии миокарда, нарушению ритма, ослаблению клапанного аппарата. В связи с этим среди студентов-первокурсников в первые месяцы учебы в вузе для начального "втягивающего" этапа спортивной подготовки необходимо использование щадящих тренировочных нагрузок умеренной интенсивности, являющихся переходным этапом к последующим интенсивным нагрузкам.

Указанные сдвиги подтверждают необходимость увеличения числа уроков физкультуры в учебных заведениях, поскольку тренированный человек легче адаптируется к изменяющимся условиям и физическая нагрузка вызывает у него менее выраженные функциональные сдвиги. Изучение изменений функциональных показателей организма студентов, наблюдаемых после воздействия различных физических нагрузок, даст возможность подобрать рациональный индивидуально дозированный оздоровительно-тренировочный режим,

нивелировать негативное влияние гиподинамии и других отрицательно воздействующих факторов среды.

Л итература

1. Алифанова Л. А. // Гиг. и сан. — 2002. — № 3. — С. 56-59.

2. Волокитина Т. В., Иваначкая Е. Ю. // Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф., по-свящ. 80-летию кафедры гигиены детей и подростков МГУ и ММА им. Сеченова. — М., 2006. — С. 142-143.

3. Козин Э. В., ВаричЛ. А. // Физиол. человека. — 2005. - Т. 31, № 1. - С. 77-81.

4. Калинина Н. Е. // Альманах Новые исследования. — 2004. - № 1-2. - С. 195-196.

5. Кожевникова Н. Г. // Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию кафедры гигиены детей и подростков МГУ и ММА им. Сеченова. - М., 2006. - С. 103-104.

6. Колосовская Л. А. // Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию кафедры гигиены детей и подростков МГУ и ММА им. Сеченова. - 2006. - С. 104-105.

7. Коурова О. Г. // Физиол. человек. — 2004. — Т. 30, № 6. - С. 107-112.

8. Левушкин С. П. // Физиол. человек. — 2001. — Т. 27, № 5. - С. 68-75.

9. Любомирский Л. Е., Букреева Д. П., Васильева Р. М. // Физиол. человек. - 1991. - Т. 17, № 5. — С. 107— 115.

10. Спортивная физиология: Учебник / Под ред. Я. М. Коца. - М., 1986.

11. Шаханова А. В., Чермит К. Д., Хасанова Н. Н., Силантьев М. Н. Ц Валеология. — 2002. — № 1. — С. 15-21.

Поступила 18.01.07

Summary. Functional changes were studied in first-year students performing exercises. Analyzing the findings indicated that a 500-m race caused unidirectional varying changes in young women and young men. The functional systems of the first-year students responded to strenuous exercises due to the tension of cardiac rhythm regulatory mechanisms, which manifested itself as almost 4.5-fold increase in the activity of the sympathetic regulatory circuit. Excessive tension that was a result of long-term inactivity may be further a cause of dis-proportionally developed cardiac chambers, leading to myocardial hypertrophy, cardiac arrhythmia, weakened valvular apparatus.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.96:616.891-057.87

Л. М. Кузнецова, В. Д. Кузнецов, К Т. Тимошенко

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Психическое здоровье студента наряду с его социальной зрелостью является необходимым условием качественной учебы в вузе, а следовательно, и качественной подготовки для будущей деятельности. Анализ литературы показывает, что изучение состояния психического здоровья, и в частности пограничных невротических расстройств, улиц молодого возраста (16—25 лет) является актуаль-

ным ввиду быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране.

Ранний юношеский возраст 16—17 лет приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающего социума, проблемой выбора направления предстоящей жиз-

Б

гиена и санитария 3/2008

Таблица 1

Распределение (в %) молодых людей разных возрастных групп по уровням эмоционально-психологической напряженности (по методике Г. Ш. Габреевой)

Уровень эмо-ционалыю-пси-хологической напряженности Пол Возраст, годы

16-17 18-20 22-25

Высокий Девушки 1,9 _ —

Юноши 9,1 — —

Выше среднего Девушки 45,1 3,4 —

Юноши 40,9 — —

Средний Девушки 21,6 11,2 10,5

Юноши 37,9 18,2 11,1

Ниже среднего Девушки 23,5 32,6 15,8

Юноши 11,4 48,5 16,7

Низкий Девушки 7,9 52,8 73,7

Юноши 0,7 33,3 72,2

Примечание. Здесь и в табл. 3: "—" — данные отсутст-

вуют.

ни, а также с результативностью непосредственной учебной деятельности. Многие авторы подчеркивают важную роль средовых влияний в динамике психопатий невротического ряда, в первую очередь состояний, в развитии которых ведущая роль отводится нервному стрессу, обусловленному триадой факторов: объемом подлежащей усвоению значимой информации, дефицитом времени и высокой мотивацией деятельности [2, 3, 5, 8]. Именно такими факторами риска являются интенсивные учебные нагрузки и напряженные социально-психоло-гические отношения в периоды подготовки молодых людей к поступлению в вуз и первые годы обучения в институте [2, 5, 8]. При обучении на старших курсах института приобретается опыт учебной деятельности и жизненных ситуаций, но повышается отрицательное влияние социальных факторов на состояние психической сферы студентов.

Целью настоящего исследования явились изучение распространенности невротических расстройств у лиц молодого возраста, оценка влияния различных факторов, определяющих выраженность и динамику этих состояний.

Обследовано 730 молодых людей в возрасте 16— 17 лет (учащиеся старших классов московских общеобразовательных школ), 18—20 лет (студенты начальных курсов вуза), 22—25 лет (студенты старших курсов). Основными методами обследования на данном этапе явилось анкетирование по методикам психопатологической диагностики "Опросник Мини-мульт" (сокращенный вариант ММР1), "Шкала самооценки" (Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина), "Личностный дифференциал" (адаптированный вариант Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева), "Методика оценки эмоциональной напряженности" Г. Ш. Габреевой, анкетирование по вопросам микросоциальных (семейных) условий и наследственных факторов.

Анализ результатов проведенного обследования московских старшеклассников 16—17-летнего возраста обнаружил довольно высокую частоту (56,1%) случаев повышенного уровня эмоциональ-

ной напряженности молодых людей в ситуации учебного процесса (табл. 1).

Причиной эмоционального дискомфорта и хронической психотравмирующей ситуации у каждого второго обследуемого лица являлись дефицит времени и высокие учебные требования, не всегда соответствующие возможностям индивидуума, особенно во время зачетов и экзаменов. По субъективным оценкам страх учебных неудач испытывали 44—45% старшеклассников, преувеличение ожидаемых уфоз и конфликтов, мнительность привели к снижению умственной работоспособности и нарушению сна у 33% девушек и 45% юношей. Это сопровождалось у 12—33% обследованных астеноа-динамическими нарушениями (чувство вялости, трудность включения в работу, непроизвольная от-влекаемость, гиперсомния). Алгические проявления, отмечавшиеся у 18—33% старшеклассников, имели преимущественно церебральную и карди-альную локализацию, носили пароксизмальный характер без отчетливых клинических проявлений (табл. 2).

Как показывают результаты анкетирования, с тревогой у большого числа старшеклассников обнаруживали связь такие аффективные переживания, как боязнь неудачи (77% у девушек и 86% у юношей), чувство неполноценности (45 и 57% соответственно), незащищенности, стыда и вины. Причем некоторые формы проявления тревоги и астеноневротические реакции встречались у юношей чаще, чем у девушек.

Аналогичные исследования, проведенные в возрастных фуппах 18-20- и 22—25-летних молодых людей, выявили снижение с возрастом степени эмоционально-психологической напряженности даже в условиях интенсивных учебных нафузок. Высокий и выше среднего уровень показателя был отмечен лишь в единичных (3,4%) случаях у студентов младших курсов, а к старшему курсу достоверно возрастала наполняемость фупп с низким

Таблица 2

Распространенность (в %) и формы проявления эмоциональной напряженности у 16—17-летних учащихся 10—11-х классов московских школ

Признак

Волнение по поводу учебных неудач Страх перед предстоящими контрольными работами, зачетами, экзаменами Склонность к лабильности настроения Болезненная реакция на: замечания преподавателя насмешки одноклассников Астеноневротические реакции: головные боли

неспокойный сон (при волнениях) рассеянность

сердцебиение при волнении раздражительность Затруднения в организации своего рабочего дня

Неуверенность в своих учебных способностях

Примечание. * — достоверное различие с показателями девушек (р < 0,05).

Девушки Юноши

77 86

44 45

59 77*

31 30

46 57

31 31

33 45*

12 28*

18 33*

12 28*

40 48

50 40

Таблица 3

Случаи (в %) высоких и низких значений шкал профиля личности по данным многофакторного опросника ММР1 у разных возрастных групп молодых лиц

Высокий уровень (70 баллов и Низкий уровень (30 баллов и

выше) ниже)

Шкала 1А 17 18-20 21-25 |£ 17 18-20 21-25

MMPI 10—1 / лет(стар- лет (сту- лет (сту- 10— 1 / лет (стар- лет (сту- лет (сту-

шекласс- денты денты шекласс- денты денты

ники) младших старших младших старших

курсов) курсов) ники) курсов) курсов)

L _ 1.67 _ 30,09 45 27

F 2,27 5 5,4 — 1,67 —

К — — — 15,91 10,83 5,4*

1 (Hs) — 2,5 — 4,5 7,5 2,7*

2(D) 2,27 0,83 — 34,09 31,67 46*

3 (Ну) 9,09 7,5 — 11,36 13,33 13,5

4 (Pd) — 0,83 — 40,9 37,5 35,1

6 (Ра) 20,45 7,5* 5,4* 11,36 16,67 51,4*

7 (Pt) 6,82 2,5* — 22,73 20 24,3

8 (Se) 6,82 3,3 5,4 11,36* 21,67 29,7

9 (Ma) 13,64 7,5* 5,4* 4.5 5 8,1

Примечание. Здесь и в табл. 4: * — достоверное разли

чие с группой сравнения (р < 0,05).

уровнем напряженности (33—52% на младших курсах и 72,2—73,7% на старших курсах).

Роль тревоги и страха в генезе неврозов хорошо известна [7], однако общепризнано, что именно взаимодействие психогений и особенностей личности является важнейшим фактором патогенеза неврозов и что последние играют в этом ведущую роль [1, 4, 6]. Поэтому нами было проведено индивидуальное тестирование вышеуказанных контин-гентов молодежи с целью выделения групп риска по признакам высокой тревожности и специфической акцентуации характерологических черт.

Распределение данных по уровням личностной тревожности в изучаемых группах молодежи показало отсутствие четко выраженной возрастной и половой зависимости данного признака: высокий уровень личностной тревожности встречался у 25% старшеклассников, 45% студентов младших курсов и 27% старшекурсников. Известно, что тревожность является свойством личности, она содержит такие личностные элементы, как беспокойство, напряженность, чувство страха, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой личностной тревожности у молодых людей является фактором риска [4, 7].

Многие авторы указывают на особую предрасположенность определенных личностей к развитию неврозов. Считается, что психогении невротических заболеваний развиваются на фоне акцентуированных характерологических особенностей сенситивного, эмоционально-лабильного и исте-роидного типов личности при недостаточности механизмов психологической защиты с формированием неврологического конфликта [1]. Например, неврастения, как правило, развивается у лиц, отличающихся быстрой утомляемостью, понижен-

ным психическим и физическим тонусом, непереносимостью интенсивных нагрузок.

Для вычленения интрапсихических компонентов риска возникновения неврозов были проведены индивидуальные психологические исследования с помощью опросника ММР1. Высокие уровни базовых шкал данного опросника расцениваются как акцентуации характерологических черт личности. Известно, что акцентированные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [6].

Полученные результаты показали, что структура переменных в матрицах сравниваемых возрастных групп молодежи не совсем идентична. Так, в группе 16—17-летних старшеклассников по сравнению со студентами младших и, особенно, старших курсов вуза достоверно чаще (р < 0,05) встречались высокие значения (70 баллов и выше) базовых шкал: стен 2 — депрессия (2,3%), стен 3 — истерия (9,09%), стен 6 — паранояльность (20,5%), стен 7 — психастения (6,8%) и стен 9 — гипомания (13,6%) (табл. 3). Полученные результаты тестирования 16—17-летних старшеклассников говорят о более частых проявлениях в этом возрасте склонности к социопатическим, аффективно-дисомни-ческим реакциям, истероидному поведению и тревожно-мнительным переживаниям на фоне гипер-тимных личностных характеристик. Рассматривая ранний юношеский возраст как исключительно важный период в отношении формирования личности, большинство авторов отмечают особую уязвимость индивида в отношении возникновения различных форм пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических, и проявлений социальной дезадаптации [4, 6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В возрастных группах 18-20- и 22—25-летних студентов встречаемость высоких уровней изучаемых показателей была существенно реже. У студентов старших курсов вуза, наоборот, достоверно чаще (р < 0,05) встречались низкие (35 баллов и ниже) значения базовых шкал, характеризующие отсутствие внутриличностного преморбидного компонента, что указывает на уменьшение риска раз-

Таблица 4

Средние оценки (баллы) по шкалам профиля личности у разных возрастных групп молодых лиц (по данным многофакторного опросника ММР1)

Шкала 16—17 лет (старшеклассники) 18-20 лет (студенты младших курсов) 21—25 лет (студенты старших курсов)

L 54 51,3 49,1

F 54,3 52,3 49,2

К 46,6 46 49,6

1 (Hs) 50,7 52 50,6

2(D) 45,6 46,2 44,1

3 (Ну) 50,8 51.5 46,8*

4 (Pd) 44,1 41.2 41,2

6 (Ра) 55,8 51,4 42,4*

7 (Pt) 50,1 50 47,4*

8 (Se) 53.6 49,3 47,4*

9 (Ma) 58,8 54 48,7*

гиена и санитария 3/2008

вития психопатологических состояний невротического характера.

По среднестатистическим величинам показателей базовых шкал были составлены усредненные психологические профили для каждой возрастной группы обследованных молодых людей (табл. 4). Выявленные статистически значимые {р < 0,05) различия показателей базовых шкал между младшей и старшей возрастными группами анкетируемых лиц свидетельствуют об улучшении у 22—25-летних молодых людей эмоционального состояния, опережающего процессы переработки психологического конфликта (стен 6), ослаблении зависимости психической деятельности от вегетативного обеспечения (стен 7), повышении коммуникативного (стен 8, 9), интрапсихического (К/Ь), соматического самоконтроля (стен 3) по сравнению с более молодыми представителями изучаемой популяции.

Однако, несмотря на снижение уровня психологической напряженности, у представителей старшей возрастной группы молодежи была выявлена негативная направленность показателей их социальной адаптации. Данные, полученные с помощью теста "Личностный дифференциал", позволяют проследить тенденцию к снижению самооценки молодых лиц 22—25-летнего возраста по мере приобретения социального опыта. По результатам тестирования было выявлено, что низкие значения фактора "0"-самооценки, указывающие на неудовлетворенность уровнем достижений, фрустрацию, вплоть до нозологических расстройств адаптации, выявлялись у студентов старших курсов в 21,6% случаев, а у 16—17-летних старшеклассников — в 16,7% (р < 0,05). В старшей возрастной группе также достоверно чаще встречались случаи социальной пассивности поведения: 51,4% низких значений фактора "А" против 36,7% у 16—17-летних (Р < 0,05).

Социальная неудовлетворенность молодежи на этапе окончания вуза выявилась и по данным анкетирования: 68,4% старшекурсников давали негативную оценку современному состоянию общества и государства, 52,6%, т. е. каждый второй студент, не видели перспектив собственного карьерного роста и не имели достаточной возможности выбора места предстоящей работы. Неуверенность в будущем (72,4%), неудовлетворенность материальным положением (26,3%), плохие жилищные условия (10,5%), нестабильные семейные (21,1%) и конфликтные коммуникативные отношения (26,3%) стали основными психотравмирующими факторами у данной возрастной группы молодежи. Это, возможно, привело к возникновению у 84,2% легких, а у 10,5% выраженных аффективных нарушений, у 73,7% — периодических психастенических состояний, у 31,6% — вегетососудистых дистоний.

Редкое употребление алкоголя отметили 47,4% старшекурсников, а регулярное — 26,1%, довольно частое применение психоактивных и наркотических веществ — 21%. Прерывание учебы по поводу социально-психологической дезадаптации отметили 15,8% анкетируемых лиц.

Выявление лиц с начальными признаками психической патологии по ряду объективных причин затруднительно. Трудности клинической диффе-

ренциации невротических расстройств, выявляемых при массовых эпидемиологических исследованиях, обусловлены субъективными оценками анкетных вопросов, полиморфизмом симптомов и отсутствием клинических наблюдений. Следует отметить, что многие больные не обращаются за помощью к психиатру, предпочитая обращаться к невропатологам или терапевтам. По данным анкетирования, значительное число (68,4%) старшекурсников недовольны предоставляемым медицинским обслуживанием. При этом выразили желание получить психиатрическую помощь лишь единицы (до 1%).

Таким образом, проведенное исследование репрезентативной выборки в популяции молодых людей позволило выявить особенности психического здоровья выпускников общеобразовательной школы и студентов вуза на начальных и завершающих этапах обучения.

Выводы. 1. Наиболее уязвимым к действию факторов риска в условиях учебной ситуации является ранний юношеский возраст 16—17 лет. Это проявляется большей по сравнению со старшими возрастными группами обследованного контингента молодежи частотой (12—83%) и степенью выраженности симптомов невротического ряда, отражающих психотравмирующие переживания учащейся молодежи.

2. В ходе возрастного совершенствования личности (к возрасту 22—25 лет) происходит значимое снижение проявлений эмоционально-психологического напряжения обследованных молодых людей, даже при интенсивном учебном процессе на старших курсах вуза. У представителей старшей возрастной группы молодежи выявлена негативная направленность показателей социальной адаптации в виде неудовлетворенности уровнем достижений, фрустрации, тревоги по поводу дальнейшей профессиональной карьеры и социальной обеспеченности, что приводит к межличностным конфликтам, нестабильности семейных отношений, алкоголизации и применению психоактивных веществ.

3. Выявленные в ходе обследования лица с акцентуированными личностными чертами и индивидуальной патогенетической предрасположенностью к невротическим расстройствам составляют 6,8—20,5% и входят в группу риска по развитию психопатологических состояний невротического характера. Возникновение пограничных нарушений и клинических состояний в виде субъективных жалоб из ряда астено-невротических и тревожно-фобических симптомо-комплексов, составляет соответственно 73,7 и 10,5%.

4. Полученные суммарные показатели невротических симптомов, характерных для изученного контингента молодежи, являются минимальными (поскольку они основаны только на самооценке и субъективных жалобах) и свидетельствуют о достаточно большой распространенности указанных нарушений, что требует активных психопрофилактических мероприятий.

5. Медицинское поведение обследованного контингента молодежи отличается тем, что пациенты не обращаются к психиатру только потому, что им не предоставляются удовлетворяющие их условия помощи.

Литература

1. Вейн А. М., Колосова О. А., Яковлев Н. А. Неврозы (клинико-патогснетичсские аспекты, диагностика, лечение и профилактика). — М., 1996.

2. Зорко Ю. А. // Мед. новости. - 1998. - № 12. — С. 9-12.

3. Козин Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. и др. // Физиол. человека. — 2002. — Т. 28, № 3. - С. 23-29.

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — М., 1979.

5. Кузнецов Г. В. // Вестн. новых мед. технол. — 1996. -Т. 3, № 3. - С. 101-102.

6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М., 1999.

7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000.

8. Смирнов М. А., Миннибаев Т. Ш. // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. — М., 1998. — С. 72.

Полупила 1S.03.07

Summary. Mental health indices were studied in a representative sample comprising young persons aged 16 to 25 years. Senior schoolchildren in their early teens were ascertained to have neurotic symptoms more frequently than students at older age. When the manifestations of mental stress were less evident, senior students at the age of 22-25 years were found to have a negative trend of social adaptive indices as their achievement dissatisfaction, frustration, and anxiety for further professional carrier and social security, which leads to interpersonal conflicts, unstable familial relations, alcoholization, and intake of psychoactive substances. The findings of the high prevalence of neurotic disorders among young individuals suggest that it is necessary to implement active psychopreventive measures.

О Т. В. ГОДОВЫХ. В. В. ГОДОВЫХ, 2008 УДК 613.953:572.51(571.651)

Т. В. Годовых, В. В. Годовых

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ЧУКОТКЕ

Российская часть международного научно-исследовательского центра "Арктика" ДВО РАН, Магадан

Детский организм является наиболее пластичным, чутко реагирующим даже на незначительные изменения в биосфере, он формирует ответную реакцию и механизмы адаптации, поддерживающие системы гомеостаза. Изменение показателей физического развития детей рассматривают как приспособительную реакцию адаптации [1, 2, 4, 5]. В настоящий период большое значение уделяется изучению влияния факторов окружающей среды на возрастную изменчивость морфофункциональных показателей детского организма как на популяци-онном, так и индивидуальном уровнях [8, 11]. Факторы окружающей среды наиболее сильно воздействуют на организм детей в периоды максимальной величины годовых приростов [3]. Авторы отмечают [7], что географические факторы значительно влияют на рост и развитие детей лишь в том случае, когда они носят экстремальный характер.

Темпы роста и развития детского организма могут оказывать влияние на формирование пропорций тела [6]. Отмечено, что уровень приспособления к конкретным природным условиям стимулирует созревание определенных органов и систем [7]. Закономерности пропорций тела отражают энергетические процессы, протекающие в организме [3]. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения [4, 8, 10—12,14]. Уровень физического развития существенно влияет на протекание всех важнейших функций организма, на их экономичность, и определяет пределы их адаптивных возможностей [2].

Чукотский АО расположен на Крайнем Северо-Востоке России, чукотское население представлено мигрантами и местными жителями, причем коренное население достаточно ассимилировано, представлено смешением популяций. Последние годы связаны на территории Чукотки с масштабными социально-экономическими преобразова-

ниями, которые оказывают неоднозначное влияние на здоровье в онтогенетическом периоде.

Целью нашего исследования явилось изучение закономерностей роста и развития детей Чукотки дошкольного возраста.

Материалы и методы

Нами проведено изучение физического развития детей в соответствии с унифицированной методикой [10, 13]. В число изучаемых соматометри-ческих признаков были включены масса (МТ) и длина тела (ДТ); окружность грудной клетки (ОГК), плеча, бедра, голени; поперечные диаметры плеч, таза, плеча, предплечья, бедра, голени; толщина кожно-жировой складки (над трицепсом, под лопаткой, на животе, голени). На основании полученных соматометрических данных определены индекс грудной клетки (ИГК), индекс Кетле (ИК), индекс активной массы тела (ИАМТ), масса компонентов тела (по формулам Матейки) [15] и их отношение к массе тела.

Проводили продольно-поперечные исследования за период 1998—2005 гг. (более 2700 детей) с изучением основных показателей физического развития (рост, масса, ОГК). Дети были разделены на группы в зависимости от возраста, пола, этнической принадлежности (местные жители и мигранты). Проведены поперечные исследования за период 2004—2005 гг., в которых изучали расширенные показатели физического развития, компонентного состава тела у детей 3—7 лет, находящихся в дошкольных учреждениях Анадыря и Анадырского района (651 человек).

Полученные материалы обработаны на компьютере IPM Pentium IV с помощью стандартных методов математической статистики, включая корреляционный анализ, с использованием пакета программ STATISTICA 5.0. Достоверность различий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.