Научная статья на тему 'Показатели, потенциально применимые для анализа инновационной ориентации субъектов рынка труда'

Показатели, потенциально применимые для анализа инновационной ориентации субъектов рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / рынок труда / муниципальная статистика. / innovative development / labor market / municipal statistics.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели, потенциально применимые для анализа инновационной ориентации субъектов рынка труда»

Рабцевич А.А.

ассистент Башкирского государственного университета

cruiser3 3 3 @yandex. ru

ПОКАЗАТЕЛИ, ПОТЕНЦИАЛЬНО ПРИМЕНИМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ТРУДА

Ключевые слова: инновационное развитие, рынок труда, муниципальная статистика.

Keywords: innovative development, labor market, municipal statistics.

Экономический, ресурсный, демографический и другие срезы социально-экономической системы региона обусловливают характерные черты формирования и специфику региональных рынков труда. Широкий спектр подходов к анализу содержания и управлению рынком труда, предполагающих, в основном, обособленное рассмотрение как отдельных элементов, так и целостного состояния, включает также и системный подход, который получил особенно сильное распространение в современных российских исследованиях рынка труда1. Исходя из системного подхода, можно выделить три уровня рынка труда и, соответственно, различных факторов, воздействующих на него: макроуровень (федеральный), мезоуровень (региональный) и микроуровень (муниципальный, местный, локальный).

Поскольку регионы Российской Федерации практически не имеют опыта принятия системных решений в области институционального регулирования без согласования с федеральным Центром, ключевая роль в трансформации внутреннего содержания и отношений на рынке труда должна принадлежать инициативам, главная цель которых -формирование механизма взаимодействия и согласования интересов работника и работодателя. Таким образом, институциональным базисом самого существования рынка труда становятся совокупность экономико-правовых форм собственности, пополнение и уточнение законодательства о труде, контроль над исполнением контрактов и др.

Исследование регионального рынка труда как объекта управления объективно требует рассмотрения его принадлежности к конкретному территориальному образованию и должно в максимальной степени учитывать специфику рынков труда каждого городского округа и муниципального района, тесно связанную с историческими, экономическими, географическими, демографическими, этническими и другими условиями.

Регулирование территориального развития региональной властью органически связано с отраслевым развитием, так как они представляют две формы целостного процесса общественного разделения труда. Кроме того, региональный рынок труда, как известно, охватывает всю систему взаимосвязей предложения рабочей силы и спроса на нее в рамках региона. Рынок труда зависит от институциональных факторов сильнее любого другого рынка, поскольку рабочая сила - специфический товар, выполняющий как экономические, так и социальные функции.

В.П. Колесов, А. А. Пороховский, В. А. Зубенко и другие ученые, по нашему мнению, обоснованно считают, что для России в глобализирующемся мире «такой параметр, как дешевизна рабочей силы, практически утратил свое значение. Решающим фактором конкурентоспособности, и, соответственно, объектом управленческого воздействия становится качество рабочей силы: уровень образования, профессиональная подготовка, квалификация, опыт работы»2. Кроме этого, например, А.И. Бикчантаева указывает: «В российской экономике в настоящее время не прослеживаются даже попытки преодоления отставания профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов от требо-

3

ваний, предъявляемых постиндустриальным экономическим укладом» .

Действительно, проблема несоответствия спроса и предложения рабочей силы на локальном рынке труда является наиболее острой для городских округов и муниципальных районов. Как указывает В.В. Суворова, именно в муниципальных образованиях, то есть в конкретных городах, районах, селах для большинства населения «протекают все три периода его жизни: дотрудовой, трудовой, посттрудовой». На местном уровне «сосредоточена большая часть проблем, связанных с формированием и развитием трудового потенциала и социально-трудовых отношений, поэтому и

4

решаться они должны на местном уровне» .

Также общеизвестна невозможность эффективно и существенно повлиять на развитие социально-трудовых отношений на уровне городского округа или муниципального района, если осуществлять управляющие воздействия в отношении одного субъекта локального рынка труда (например, работника как исполнителя производственного про-

1 Баторова Е.М. Регулирование регионального рынка труда как социально-экономической подсистемы региона: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Улан-Удэ, 2006. - С. 10.

2 Колесов В.П. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / В.П. Колесов, А.А. Пороховский, В. А. Зубенко; Под ред. В.П. Колесова. - М.: Экономический факультет МГУ им М.В. Ломоносова, ТЕИС, 2002. - С. 566.

3 Бикчантаева А.И. Трансформация рынка труда в условиях модернизации структуры общественного производства (теоретико-методологический аспект): автореферат дис. ... докт. экон. наук: 08.00.01. - Казань, 2012. - С. 30.

4 Суворова В.В. Теоретические подходы к проблеме регулирования социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях // Вестник СамГУ. 2005. - № 4(38). - С. 52.

цесса), при этом не учитывая потенциал другого участника производственного процесса (работодателя как носителя организаторских способностей в производственном процессе и собственника средств производства).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 определяет полномочия структур муниципальной власти, ключевым из которых является реализация программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, включающая требующие оценки стадии

2

планирования и прогнозирования, а также завершающие контрольные процедуры .

В исследованиях различных авторов анализируется большое число целевых программ, однако несмотря на широкое применение программного метода и целевых программ в вопросах интенсификации социально-экономического развития регионов, на уровне городских округов и муниципальных районов такая практика недостаточно распространена. Вместе с тем, субрегиональный уровень является наиболее значимым в развитии территорий, поскольку все экономические и социальные связи между субъектами экономических отношений и само протекание производственного процесса происходит непосредственно в муниципалитетах.

Между тем до сих пор вопросы методического обеспечения мониторинга социально-экономических процессов в регионе остаются не до конца разработанными, прежде всего, это касается «процедур отслеживания результатов

« 3

реализуемых стратегий» , и, в первую очередь - стратегии инновационного развития, заявленной высшим руководством страны4. Кроме этого, как справедливо указывает Т.С. Кальчук, важнейшей проблемой любой методологии развития социально-экономических систем, заключается «в необходимости осуществления анализа социально-экономического состояния территориальных систем, позволяющего выделить «болевые точки», определить основные проблемы, которые необходимо преодолеть в процессе ее комплексного социально-экономического развития»5. Данные тезисы актуальны и для нашего исследования.

В современных российских реалиях отчетливо видна несформированнность полноценной системы управления инновационным развитием регионов, внедрение которой имеет большое практическое значение для выполнения задач, связанных с организацией регионального социально-экономического развития и инновационного экономического роста муниципальных образований. Федеральные органы власти озабочены поднятием общего уровня развития страны и в силу этого отслеживают кардинальные диспропорции социально-экономического «ландшафта», осуществляя регулирование (административными или экономическими воздействиями) потоков капитала в те или иные территории и отрасли. В целях инновационного развития на уровне муниципальных образований руководство должно осуществляться региональными властями.

Под «инновационной ориентацией» рынка труда нами понимается свойство рынка труда, выражающееся в наличии способности его субъектов (как представителей труда и капитала), исходя из имеющихся качеств и характеристик деятельности, реализовывать инновационную стратегию6.

Под инновационно-ориентированным рынком труда региона нами понимается региональный рынок труда, имеющий устойчивые прогрессивные изменения, в котором все его субъекты (работник, работодатель и государство) готовы принять и реализовать инновационную стратегию и нацелены на дальнейшее инновационное развитие региона .

Для количественной характеристики инновационной ориентации рынка труда (по его субъектам) в разрезе городских округов и муниципальных районов8, нами была разработана система индикаторов инновационной ориента-

9

ции рынка труда .

1 Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. - М., 2003. - № 202, 8 октября.

См.: Мозголин Б.С. Система мониторинга в программно-целевом управлении региональным развитием (на примере Томской области): автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Томск, 2006. - 24 с.; Головко И.С. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко; Под общ. ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. - 544 с. и др.

Сорокина Н.Ю. Методика мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала трудонедостаточного региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. - Вып. 3, ч. 1. - С. 102.

4 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - № 1 от 02 января 2012г., ст. 216.

5 Кальчук Т.С. Комплексная оценка инновационно-инвестиционного состояния муниципального образования // Прометей. 2011. - № 2 (35). - С. 39.

6 Рабцевич А. А. Механизм инновационной ориентации трудовых ресурсов в экономике региона // Научные ведомости Бел-ГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. - № 8. - С. 58.

7 Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). 2014. - № 4. - eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19299

8 Рабцевич А. А. Факторный анализ инновационной ориентации рынка труда Республики Башкортостан и концептуальные основы ее достижения // Приоритетные направления в развитии современного общества: междисциплинарные исследования: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 09 октября 2014 г. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014; Рабцевич А.А. Инновационная ориентация субъектов локальных рынков труда в городских округах Республики Башкортостан // Мегаполис - территория инноваций: политика, экономика, культура, репутационный капитал: материалы Международной научно-практической конференции, 17 октября 2014 г. - М.: Федерация мира и согласия, 2014. - С. 116-125.

9 Рабцевич А.А. Методические основы анализа инновационной ориентации рынка труда / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Экономика и предпринимательство. 2013. - № 12-4. - С. 215-223; Рабцевич А.А. Методические основы исследования инновационной ориентации работника // Известия ИГЭА. 2014. - № 4. - С. 106-116; Рабцевич А.А. Методические основы исследования инновационной ориентации работодателя // Экономика и сервис: от теории к практике: материалы II Международной заочной научно-практической конференции, 7 мая 2014 г. - Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2014. - С. 140-148.

В оценке инновационной ориентации рынка труда решающее значение имеет тот факт, что система индикаторов взаимосвязана с характеристиками демографического, образовательного, производственного и иных «потенциалов», отражающих тот или иной срез социально-экономической системы региона. В первую очередь, требуется расширить рамки сравнительного анализа базовых показателей (для расчета индикаторов инновационной ориентации) во времени, другими словами - детализировать годовые показатели до более малых периодов (квартал, месяц), в целях отслеживания динамики их изменения в более детализированном временном периоде, что значительно повысит достоверность проводимого исследования, результаты которого будут апробированы на более обширном фактическом материале. Кроме того, может выявиться необходимость расширить обоснованный перечень показателей и отказаться от показателей, по которым, например, перестают поступать данные в связи с изменением методологии статистического наблюдения государственных статистических служб.

Анализ основных путей интенсификации и эффективности использования инновационных возможностей работника и работодателя на локальном рынке труда предполагает также определение потенциала использования показателей, используемых исследователями для анализа различных аспектов рынка труда (в части связанной с ним инновационной активности субъектов), адаптированных нами к условиям муниципального уровня и представленных в табл. 1.

Таблица 1

Индикаторы, потенциально возможные к использованию в измерении инновационной ориентации

локального (муниципального) рынка труда

Индикатор Формула и базовые показатели расчета, ед. изм. Аспекты инновационной ориентации, раскрываемые индикатором

1 Качество рабочей силы Кр/с = Бкв. / Вв.обр. + Бср.кв. / Бср.обр., где Бкв. - Доля квалифицированной рабочей силы в общей численности занятых; Бв.обр. - Доля лиц с высшим проф. образованием в общей численности занятых; Бср.кв. - Доля занятых со средним уровнем квалификации; Бср.обр. - Доля лиц со средним проф. образованием в общей численности занятых. Качество рабочей силы по квалификации

2 Коэффициент напряженности (Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию) Кн = Чб / Чв, где Чб - общая численность безработных, чел.; Чв - численность вакансий, заявленных работодателями, шт. Несовпадение спроса и предложения рабочей силы. Объем структурной безработицы.

3 Продолжительность поиска работы, мес. Не вычисляется. Данные из служб занятости. Активность рабочей силы в поиске работы

4 Рентабельность трудового потенциала ктп = Пр / фзппром, где Пр - Прибыль от обычной деятельности до налогообложения, тыс. руб.; ФЗПпром - Фонд заработной платы занятых в промышленности, тыс. руб. Эффективность использования трудового потенциала

5 Доля инновационного риска Ир = (Кип / К) (ОТи / ОТ), где КИП - Количество организаций, осуществляющих инновационную деятельность, шт.; К - Общий объем организаций, шт.; ОТИ - Объем инновационной продукции, тыс. руб. ОТ - Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. руб. Риск инновационной деятельности

6 Индекс деловой активности 1да = умп / счрмп где УМП - Объем оборота малых предприятий, тыс. руб.; СЧРМП - Среднесписочная численность работников малых предприятий, чел. Деловая активность малых предприятий, уровень создаваемого дохода

7 Экономическая эффективность муниципального образования Кээ = Уту - З / З, где УТУ - Объем реализованной продукции и услуг, тыс. руб.; З - Материальные затраты на создание добавленной стоимости, тыс. руб.; В свою очередь, УТУ - З = ДС - добавленная стоимость, созданная всеми предприятиями, учреждениями и организациями, зарегистрированными в муниципальном образовании, тыс. руб. Показывает имеющийся уровень эффективности производства на территории округа/района

8 Социальная нагрузка на 1 работника сн = (чн - счр) / счр, где ЧН - Общая численность населения, чел.; СЧР - Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, чел. Отражает социальную нагрузку на экономику.

9 Уровень заработной платы в структуре внутреннего муниципального продукта (отгрузки товаров) Узп = Фзп / ОТ, где ФЗП - Фонд заработной платы занятых в промышленности, тыс. руб.; ОТ - Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. руб. Эффективность использования трудового потенциала

Выделенные нами индикаторы определяются деятельностью основных субъектов регионального рынка труда (совокупного работника и работодателя) и обосновываются как имеющие тесную связь с инновационным развитием территорий в работах многочисленных авторов, однако в отношении данных индикаторов отсутствуют статистические данные по базовым показателям, необходимые для их количественной оценки.

1. Качество рабочей силы. Для оценки параметров качественного и структурного соответствия рабочей силы и рабочих мест в разрезе профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельности С.Г. Кузнецовым и И.И. Мухиной предложено использовать интегрированные показатели, объединяющие в себе ряд качественных характеристик рабочей силы и системы рабочих мест. В качестве показателя, адекватно характеризующего качественные характеристики рабочей силы, данные исследователи предлагают «коэффициент качества рабочей силы», «содержательный смысл которого определяется соотношением численности занятых в экономике страны по уровню квалификации и образования»1. В свою очередь, высококвалифицированная качественная рабочая сила является ключевым фактором инновационного развития экономики.

2. Коэффициент напряженности, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию.

3. Продолжительность поиска работы. В своих исследованиях Е.Н. Дубровская предложила и систематизировала показатели оценки воспроизводства рабочей силы, позволяющие произвести оценку текущего состояния ее воспроизводства на разных фазах воспроизводственного процесса. Так, в фазе «обмен», «распределение» выделяются показатели «коэффициент напряженности», позволяющий определить несовпадение структуры спроса и предложения рабочей силы, и «продолжительность поиска работы», которая отражает активность местных трудовых ресурсов в поиске работы. По мнению Е.Н. Дубровской, одним из результатов воспроизводства рабочей силы должно стать «увеличение доли инновационно-активной рабочей силы»2.

4. Рентабельность трудового потенциала. В.Н. Ковалев и Е.А. Атаева разработали и предложили механизм экономического стимулирования эффективности использования трудового потенциала, количественно иллюстрируемый «нормативным коэффициентом рентабельности трудового потенциала.»3. Способность эффективизировать использование способностей работников в производственном процессе отражает готовность работодателя к реализации инновационной стратегии развития.

5. Доля инновационного риска. При оценке уровня развития региональных инновационных систем П. А. Ивановым одним из наиболее существенных факторов, характеризующих степень риска при реализации инновационных преобразований в регионе, признается «доля инновационного риска»4. Фактически, данный показатель отражает концентрацию производства инноваций, соответственно, чем больше концентрация - тем больше риск инновационной деятельности.

6. Индекс деловой активности. Данный показатель, как утверждают Н.В. Исаева и Л.В. Охотникова, характеризует фактическую эффективность отдачи трудозатрат, что позволяет проанализировать роль предпринимательства в экономике городского округа или муниципального района и выполнить прогноз развития деловой активности населе-ния»5. В процессе сокращения традиционных видов экономической деятельности и перехода региональной экономики на инновационный путь развития, важность исполнения социальной и экономической функции малым бизнесом усиливается, что подтверждает справедливость отнесения высокой деловой активности населения к факторам инновационного развития региона.

7. Экономическая эффективность муниципального образования. В диссертации Б.В. Савенкова разработаны и обоснованы критерии жизнеспособности и экономической эффективности муниципального образования, а повышение результатов деятельности местных хозяйствующих субъектов предложено отождествлять с ростом добавленной стоимости. Высокая экономическая эффективность муниципального образования выступает как результат процессов самоорганизации и саморазвития на территории6. По нашему мнению, эффективность деятельности предприятия определяет способность работодателя использовать внедренные инновации, обеспечивать максимальное приложение трудовых усилий работников в интересах производства и оптимизировать производственный процесс, что отвечает инновационному развитию.

8. Социальная нагрузка. Повышение социальной нагрузки, как указывается в авторитетных источниках, негативно отражается на деловой активности, в особенности - на инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. В условиях увеличения социальной нагрузки дополнительное изъятие оборотных средств неизбежно ведет к снижению инвестиционных потоков и замедлению экономического роста, что, в свою очередь, выражается в обостре-

1 Кузнецов С.Г. Методология прогнозирования эффективной структуры занятости в условиях инновационного сценария макроэкономического развития / С.Г. Кузнецов, И.И. Мухина // Научные труды Института народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А.Г. Коровкин. - М.: ИНП РАН, МАКС Пресс, 2008. - С. 808.

2 Дубровская, Е.Н. Особенности воспроизводства рабочей силы в современной экономической системе России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Челябинск, 2012. - С. 19.

3 Атаева Е.А. Управление трудовыми ресурсами в системе дисциплин при обучении экономистов по труду / Е.А. Атаева, В.Н. Ковалев // Проблемы трудовой и профессиональной подготовки: научно-методический сборник. - Славянск: СДПУ, 2004. -Вып. 9. - С. 55.

4 Иванов П.А. Методика оценки уровня развития региональной инновационной системы // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 342-344. - teoria-practica.ru

5 Исаева Н.В. Деловая активность населения как фактор развития муниципальных образований / Н.В. Исаева, Л.В. Охотникова // Экономика и социум. 2012. - № 5. - С. 335-340. - iupr.ru

6 Савенков Б.В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Челябинск, 2002. - С. 9-14.

нии имеющихся экономических и социальных проблем, а также делает невозможным решение долгосрочных задач,

таких как модернизация экономики1. В работах Т.М. Малевой и О.В. Синявской социальная нагрузка на занятое насе-

2

ление исчисляется как «отношение числа занятых к числу пенсионеров» , мы же включаем в показатель все население, не занятое в общественном производстве (региональном производственном процессе).

9. Уровень заработной платы в структуре внутреннего муниципального продукта. В исследованиях В.Н. Ковалева и Е.А. Атаевой ставится задача выбора сопоставимого показателя измерения уровня трудового потенциала и эффективности его использования, отражающего напряженность, качество и производительную силу труда, а также затраты рабочего времени. По мнению данных ученых, «уровень заработной платы в структуре внутреннего валового продукта», отвечая данным требованиям, позволяет выявлять «обратные зависимости между изменением уровня трудового потенциала и эффективностью его использования»3. Кроме того, в международных отчетах содержится вывод о том, что увеличение доли заработной платы в совокупном продукте происходит в периоды снижения экономической активности (рецессии), а сокращение - в период экономического подъема4, что означает совпадение трендов инновационного развития экономики и динамики данного показателя.

Выполнение приведенных выше задач и совершенствование алгоритма исследования инновационной ориентации позволит значительно повысить качество методологии и методики анализа рынков труда территорий любого уровня.

1 Политика повышения налоговой нагрузки на бизнес с 2011 г. // События и комментарии. Сайт Института комплексных стратегических исследований. 2011. - № 1. - icss.ac.ru

2 Малева Т.М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад Независимого института социальной политики / Т.М. Малева, О.В. Синявская. - М.: Поматур, 2005. - С. 8.

3 Атаева Е.А. Управление трудовыми ресурсами в системе дисциплин при обучении экономистов по труду / Е.А. Атаева, В.Н. Ковалев // Проблемы трудовой и профессиональной подготовки: научно-методический сборник. - Славянск: СДПУ, 2004. -Вып. 9. - С. 54.

4 Доклад «Заработная плата в мире в 2010-2011 гг.». Политика в области заработной платы в период кризиса. = Global Wage Report 2010/2011: Wage policies in times of crisis. - М.: МОТ, 2010. - 140с. С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.