ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Д.В. Горбунов, канд. экон. наук, зав. кафедрой, кафедра инновационного менеджмента, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет), зам. министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, Россия, [email protected]
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены способы бюджетной поддержки инновационного процесса со стороны региональных властей, начиная с первых стадий инициирования инноваций до конечной стадии потребления инновационного продукта. Сделан вывод о необходимости мониторинга и оценки эффективности расходования бюджетных средств при реализации поддержки на каждой из стадий процесса, причем наибольшую значимость имеют оценки бюджетной эффективности относительно конечных результатов, а именно относительно результатов, которые являются общезначимыми для всего населения региона. На основе анализа международных и российских рейтингов инновационного развития регионов сформирован набор показателей оценки эффективности бюджетной поддержки, отражающий наиболее важные изменения, происходящие внутри инновационно активных предприятий, в рыночной среде и в обществе в целом. Показателями промежуточного результата являются: на этапе генерации знаний — число статей в ведущих изданиях, число заявок на патенты; на этапе трансфера технологий — число инновационных проектов, число прототипов инновационного продукта, число созданных инновационных предприятий; на этапе вывода на рынок — число предприятий, начавших продажи инновационного продукта, число предприятий, внедривших инновации серийно. Показатели конечного результата — это суммы налогов, перечисляемых в региональный бюджет инновационно активными предприятиями, средний размер заработной платы и число рабочих мест на таких предприятиях. Разработана методика, основанная на статистике Стивенса-Берли, позволяющая перевести показатели промежуточного результата к показателям конечного результата с учетом временной неопределенности.
Ключевые слова: инновационный процесс, рейтинги инновационного развития, инновационный индекс, бюджетная поддержка, оценка эффективности, результативность бюджетных расходов, региональная инновационная система.
Одной из основных проблем использования бюджетных средств является повышение результативности и эффективности расходов. С целью создания комплекса мер по повышению эффективности системы государственного управления распоряжением Правительства РФ утверждена «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов». В первом разделе данного документа признается, что в настоящее время отсутствуют действенные методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов органами государственной власти и органами местного самоуправления. В ка-
честве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов предлагается широко использовать такую форму, как государственные программы с обязательным проведением регулярной оценки результативности и эффективности1. А для проведения такой оценки необходимо разрабатывать соответствующие методики и показатели эффективности бюджетных расходов в общем и отдельно для каждого из направлений расходования бюджетных средств.
С учетом актуальности вышеописанной задачи далее в статье предлагается сформировать систему показателей эффективности
г дискуссия
^ журнал научных публикаций
бюджетных расходов для инновационной сферы в масштабе региона. Для этого необходимо рассмотреть ключевые категории в данном направлении, такие как инновационный процесс, ресур- = сы, необходимые для его реализации, продукт инновационного процесса, результат для населения региона в целом от создания продукта инновационного процесса, роль региональных властей, возможные способы бюджетной поддержки и их связь с рыночными механизмами самоорганизации инновационного процесса (см. рис.), а также провести анализ существующих инновационных рейтингов регионов.
Входом инновационного процесса являются идеи или заказы, процесс может инициироваться рыночной средой: либо одним лицом — ученым или предпринимателем, либо инициативной группой лиц, либо заказчиками — коммерческим предприятием или некоммерческими организациями и фондами. Кроме того, в качестве заказчика могут выступать органы власти разных уровней, оказывая тем самым уже на этой стадии инновационному процессу бюджетную поддержку.
Выходом инновационного процесса является инновационный продукт, который может являться конечным продуктом в форме услуг или продукции либо промежуточным продуктом, например, в форме технологий. Инновационный продукт выводится на рынок, где реализуется конечным потребителям или предприятиям. Потребителями инновационного продукта могут также быть органы власти разного уровня либо государственные учреждения.
Результатом потребления инновационного продукта или услуг, внедрения инновационных технологий является улучшение уровня жизни населения в целом, поэтому при наличии бюджетной поддержки со стороны региональных вла-
Входом инновационного процесса являются идеи или заказы, процесс может инициироваться рыночной
средой: либо одним лицом -ученым или предпринимателем, либо инициативной группой лиц, либо заказчиками - коммерческим предприятием или некоммерческими организациями и фондами.
Результатом потребления инновационного продукта или услуг, внедрения инновационных технологий является улучшение уровня жизни населения в целом, поэтому при наличии бюджетной поддержки со стороны региональных властей в первую очередь анализируются именно результаты для населения региона.
стей в первую очередь анализируются именно результаты для населения региона. Они могут иметь социальный, экологический, экономический или культурный характер.
= При реализации инновационного процесса используются ресурсы, среди которых можно выделить три группы: первая группа — это людские, или трудовые, ресурсы, вторая группа — финансовые ресурсы и третья группа — это инфраструктура. Каждый из этих ресурсов предоставляется рыночной средой, например, персонал нанимается на рынке труда, финансовые ресурсы рекрутируются на финансовом рынке, инфраструктура предоставляется на рынке недвижимости, оборудования, услуг. Для поддержки процесса органы власти могут, используя бюджетные средства, создавать институты инновационной инфраструктуры — бизнес-акселераторы, технопарки, посевные фонды и т. п; финансировать отдельные инновационные проекты напрямую или косвенно — путем финансирования фондов, которые вкладывают средства в портфели инновационных проектов; вкладывать средства в развитие человеческого капитала — в образовательные учреждения для подготовки специалистов по инновационному менеджменту или для переобучения и переквалификации имеющихся кадров.
Управление инновационным процессом осуществляется разными лицами в зависимости от этапов и стадий и в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами и распорядительными документами, регулирующими инновационную сферу. Органы власти регулируют и поддерживают процесс путем разработки концепций инновационного развития территорий и территориального планирования с выделением инновационных зон, издания специализированного законодательного акта, специализированной
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
программы или комплекса мер, формирования специализированных координационных органов по инновационной политике.
Таким образом, поддержка со стороны региональных властей, реализуемая за счет бюджетных средств, оказывается на всех этапах и стадиях инновационного процесса, в частности — от заказа на инновационный продукт до его потребления. Поэтому оценка эффективности бюджетных расходов может проводиться как для каждого из этапов, так и по всему инновационному процессу в целом (см. рис.).
В последние годы популярность приобретают рейтинги инновационного развития регионов, проводимые на мировом уровне, на уровне Европейского Союза, а также на российском уровне. Они позволяют оценивать уровень развития инновационной сферы в регионах посредством разнообразных методик оценки, включающих целые наборы показателей, характеризующих как промежуточные, так и конечные результаты инновационного процесса. Поэтому исследование таких рейтингов представляет
особый интерес с позиции изучения показателей, входящих в их состав, с целью дальнейшего использования при построении методик оценки эффективности бюджетной поддержки в инновационной сфере. Наиболее широкое распространение получили следующие индексы и построенные на их основе рейтинги:
♦ Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index) рейтинга WIPO и INSEAD2;
♦ Индекс международного агентства Bloomberg рейтинга инновационных стран мира3;
♦ Суммарный инновационный индекс (Summery Innovation Index) европейского рейтинга European Innovation Scoreboard4;
♦ Индекс АИРР рейтинга инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления5;
♦ Индекс РРИИ рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленный НИУ ВШЭ 6.
Результаты обзорного анализа методик формирования вышеприведенных рейтин-
Инновационный менеджмент
Инновационный процесс
Генерация знаний Трансфер \ технологий / Вывод на \ рынок /
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
(з)
Инфраструктурные ресурсы
Бюджетная поддержка со стороны региона
- оценка эффективности бюджетной поддержки Способы бюджетной поддержки инновационного процесса со стороны региона
г дискуссия
^ журнал научных публикаций
гов, расчета их инновационных индексов, наборов показателей и индикаторов инновационного развития позволили автору сделать ряд выводов и сформировать набор показателей оценки бюджетной поддержки инновационного процесса.
Во-первых, при размещении заказов на научно-исследовательскую работу с целью дальнейшего создания инновационного продукта можно оценивать эффективность расходования бюджетных средств относительно полноты и качества выполнения НИОКТР университетами или научными организациями — под- =
рядчиками. То есть через число заявок на патенты или число научных статей можно оценивать, насколько эффективно региональные власти используют средства бюджета для инициирования инноваций.
Во-вторых, при размещении заказов в учреждениях высшего образования на подготовку или переподготовку кадров в инновационной сфере можно оценивать эффективность расходования бюджетных средств относительно количества обученных специалис-
Органы власти регулируют и поддерживают процесс путем разработки
концепций инновационного развития территорий и территориального планирования с выделением инновационных зон, издания специализированного законодательного акта, специализированной программы или комплекса мер, формирования специализированных координационных органов по инновационной политике.
тов, например, подготовленных для работы с инновационными технологиями на предприятиях региона либо готовых оказывать инновационные услуги уже в качестве конечного продукта населению региона.
В-третьих, при финансировании инновационных проектов напрямую можно оценивать их эффективность отдельно на каждой из стадий реализации, например, через число создаваемых новых инновационных продуктов или технологий, готовых к выходу на рынок, на венчурной стадии или через чистый денежный поток на стадии расширения производства. При финансировании фондов, вкладывающих средства в портфели инновационных проектов, можно оценивать эффективность портфеля в целом без разбиения на отдельные проекты. Например, через повышение стоимости акций или долей, принадлежащих фондам в результате их участия в уставных капиталах инновационных предприятий, либо через объем дивидендов, выплачиваемых через фонды в региональный бюджет.
дискуссия
журнал научных публикаций
В-четвертых, при создании инновационной инфраструктуры — технопарков, бизнес-инкубаторов, посевных фондов можно оценивать эффективность через число готовых проектов, предлагаемых венчурным финансистам, или через число созданных малых инновационных предприятий. То есть во втором, третьем и четвертом случаях оценивается, насколько региональные власти успешно создают =
инновационную среду, обеспечивая инновационный процесс ресурсами.
В-пятых, можно оценивать бюджетную поддержку всего инновационного процесса в целом относительно выпускаемого инновационного продукта, например, по отношению к объему выручки от продаж инновационной продукции или к объему экономии, полученной в результате внедрения новых инновационных технологий на производстве.
При организационно-правовой поддержке инновационного процесса со стороны региональных властей оценка ее бюджетной эффективности может проводиться, например, относительно числа инновационных предприятий, созданных в специализированных инновационных зонах, территориально выделенных в регионе, либо относительно объема экспортируемой инновационной продукции, реализуемой в результате заключения международных соглашений. В данном случае оценивается также, насколько успешно региональные власти создают инновационную среду, но только в части обеспечения инновационного процесса организационной и правовой поддержкой.
И в последнем случае, результат, имеющий значение для населения региона в целом, можно оценить через следующие показатели: число создаваемых рабочих мест, объем налогов, перечисляемых в региональный бюджет, размер заработной платы на инновационных предприятиях.
Таким образом, при оценке эффективности бюджетных расходов в инновационной сфере применение показателей, рассчитанных относительно продукта, дает
Результат, имеющий значение для населения региона в целом, можно оценить через следующие показатели: число создаваемых рабочих мест, объем налогов, перечисляемых в региональный бюджет, размер заработной платы на инновационных предприятиях.
противоречивое представление в сравнении с показателями, рассчитанными относительно общественно значимого результата. Это вызвано тем, что создание инновационного продукта или технологии приводит к возникновению прямого эффекта только у ограниченного круга лиц, и лишь косвенный эффект от их использования в виде социального, экологического, экономического или культурного результата влияет на население в целом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что оценивать эффективность бюджетных расходов можно в различных точках инновационного процесса, на его входе и на выходе, при ресурсной поддержке и при создании инновационной среды, но наиболее существенными являются оценки относительно результата, который имеет значение для всего населения региона в целом.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 28. Ст. 3720.
2. Global Innovation Index 2012: Stronger Innovation Linkages for Global Growth. [Электронный ресурс]. URL: www.globalinnovationindex.org (дата обращения: 06.08.2014).
3. Most Innovative countries 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloomberg.com/ slideshow/2014-01-22/30-most-innovative-countries. html (дата обращения: 06.08.2014).
4. Innovation Union Scoreboard 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ innovation/files/ius/ius-2014_en.pdf (дата обращения: 06.08.2014).
5. Иванова О. Рейтинг инновационных регионов России для целей мониторинга и управления: версия 2013-2.0 / О. Иванова, А. Сорокина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-regions.org/projects/ regions-development/ (дата обращения: 06/08/2014).
6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF BUDGET SUPPORT OF THE INNOVATION PROCESS IN THE REGION
D. V. Gorbunov, Candidate of Economics, Head of the Department of Innovation Management, Samara State Aerospace University (National Research University), Deputy Minister of economic development, investments and trade of the Samara region,
Samara, Russia, [email protected]
Various methods of budget support of the innovation process by the regional authorities are reviewed, starting with the first stages of initiation of innovation to the final stage of consumption of innovative product. Felt necessary to monitor and evaluate the effectiveness of budget support at each stage of the process, the most relevant are assessments of budget efficiency on the end results, namely concerning the results, which are crosscutting for all the people of the region. Based on the analysis of the international and Russian ratings of innovative development of regions formed a scorecard to evaluate the effectiveness of budget support, reflecting the most important changes taking place within innovation active enterprises, in the market environment and in society at large.
The intermediate result indicators are: at the stage of knowledge generation — the number of articles in leading journals, the number of applications for patents; at the stage of technology transfer — the number of innovative projects, the number of prototypes of the innovative product, the number of innovative enterprises; at the stage go-to-market — the number of enterprises started selling an innovative product, the number of enterprises having introduced innovations in series. Indicators of the final result are the tax amounts paid to the regional budget by innovation-active companies, the average wage and the number of jobs in these enterprises. The method based on statistics of Stevens-Burkley, that allow to recalculate the intermediate result indicators to indicators of the final result, taking into account the uncertainty, is worked out.
Key words: innovation process, rankings of innovative development, innovation index, budget support, evaluation of effectiveness, effectiveness of budget expenditures, regional innovation system.
References:
1. Russian Federation Government Decree June 2010 No. 1101-r «On approval of the Program of the Government of the Russian Federation to improve the effectiveness of budget expenditures for the period up to 2012». Code of laws of the Russian Federation, 2010, no. 28, art. 3720 (in Russian).
2. Global Innovation Index 2012: Stronger Innovation Linkages for Global Growth. Available at: www. globalinnovationindex.org (accessed 06.08.2014).
3. Most Innovative countries 2014. Available at: http:// www.bloomberg.com/ slideshow/2014-01-22/30-most-innovative-countries.html (accessed 06.08.2014).
4. Innovation Union Scoreboard 2014. Available at: http:// ec.europa.eu/ enterprise/policies/innovation/files/ius/ ius-2014_en.pdf (accessed 06.08.2014).
5. Ivanova O. Sorokina A. Reiting innovatsionnykh regionov Rossii dlia tselei monitoringa i upravleniia: versiia 2013-2.0 [The rating of innovative regions of Russia for the purposes of monitoring and control: version 2013-2.0]. Available at: http://www.i-regions.org/projects/regions-development/ (accessed 06.08.2014).
6. Reiting innovatsionnogo razvitiia sub»ektov Rossiiskoi Federatsii: analiticheskii doklad / pod red. L.M. Gokhberga. [The rating of innovative development of the Russian Federation subjects: analytical report / Ed. by L. Gokhberg]. Moscow, NIU VShE Publ., 2012.