подводящих упражнений для подготовки к освоению равновесий с наклоном и поворотом туловища в эстетической гимнастике. Рассчитанная интегрированная биоэлектроактив-ность основных групп мышц равновесий эстетической гимнастики легла в основу структурирования равновесий по степени сложности выполнения и определила последовательность освоения подводящих упражнений, которые способствуют эффективному становлению техники. Проведенные исследования легли в основу проектирования процесса обучения равновесиям с наклоном и поворотом туловища эстетической гимнастики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Городничев, Р.М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев ; Великолукская гос. акад. физ. культуры. - Великие Луки : [б. и.], 2005. - 230 с.
2. Огурцова, У.М. О необходимости учета биомеханических характеристик равновесий эстетической гимнастики при подборе специально-подготовительных упражнений / Огурцова У.М. // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XX Международного конгресса, 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия. Ч. 1. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2016. - C. 546-549.
3. Особенности влияния межмышечной координации на стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики / Е.Н. Медведева, И.А. Степанова, У.М. Огурцова, С.А. Моисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 149-154.
4. Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения / И.А. Степанова, У.М. Огурцова, Е.Г. Сайкина, А.М. Пухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 194-199.
REFERENCES
1. Gorodnichev R.M. (2005), Sports electroneuromyography, publishing house Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki, Russian Federation.
2. Ogurtsova, U.M. "Taking into account biomechanical characteristics of equilibria in aesthetic gymnastics when selecting especially preparatory exercises", Olympic sport and sport for everybody: Materials of XXInternational congress 16-18 of December 2016, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, V 1, pp. 546-549.
3. Medvedeva, E.N., Stepanova I.A., Ogurtsova, U.M. and Moiseyev, S.A. (2017), "Features of influence of intermuscular coordination on posturography features of balances in aesthetic gymnastics" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 149-154.
4. Stepanova, I.A. Ogurtsova, U.M., Saykina E.G. and Pukhov, A.M. (2017), "Stabilographic characteristics of balances in esthetic gymnastics as criteria of complexity of their mastering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 194-199.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2018
УДК 796.011.3
ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ВУЗАХ
Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Денис Витальевич
Лукичев, соискатель, Алексей Николаевич Сергеев, соискатель, Виталий Владимирович Барлит, соискатель, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Кирилл Владимирович Бученков, соискатель, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье выявлены показатели, определяющие эффективность процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. К ним относятся: отличная методическая подготовленность у преподавателей кафедр физической подготовки вузов; хорошее владение педагогами военно-прикладными навыками, которые необходимы курсантам артиллерийских вузов; владение навыками
использования индивидуального подхода к обучению курсантов; высокий уровень индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки. Важны также знание и учет в процессе физической подготовки курсантов специфики решаемых задач артиллеристами, а также высокий уровень эмпатии к курсантам в ходе тренировочного процесса и физической подготовки.
Ключевые слова: показатели; эффективность процесса физической подготовки; курсанты; артиллерийские вузы; педагогическая деятельность.
INDICATORS DEFINING EFFICIENCY OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN ARTILLERY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Evgeny Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, Denis Vitalievich Lukichev, the competitor, Alexey Nikolaevich Sergeev, the competitor, Vitaly Vladimirovich
Barlit, the competitor, Mikhaylovsky Military and Artillery Academy, St. Petersburg; Kirill Vladimirovich Buchenkov, the competitor, North-Western State Medical University named after
I.I. Mechnikov, St. Petersburg
Annotation
In the article, the indices defining efficiency of the process of physical training in artillery higher education institutions are revealed. They are the following: the excellent methodical readiness at teachers of departments of physical training of higher education institutions; the good possession by the teachers of the military and application-oriented skills, which are necessary for the cadets of the artillery higher education institutions; the possession of skills of the individual approach application to training of cadets; the high level of the personal readiness of teachers of all sections of physical training. They are of great importance the knowledge and account in the course of the physical training of cadets of the specifics of solvable by gunners tasks, and also the high level of empathy to the cadets during the training process and physical training.
Keywords: indices, efficiency of process of physical training, cadets, artillery higher education institutions, pedagogical activities.
Изменения, происходящие в артиллерийских вузах России, требуют от теории и практики физической подготовки новых подходов к решению задач по обучению курсантов. Решение этих задач будет способствовать повышению эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Одной из таких задач является улучшение качества обучения курсантов в артиллерийских вузах преподавателями кафедр физической подготовки [4, 6].
Способность системы физической подготовки артиллерийских вузов удовлетворить потребности курсантов в физическом развитии определяет эффективность процесса физической подготовки [4]. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают вопросы, связанные с изучением показателей, определяющих эффективность процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Известно, что эффективность процесса физической подготовки в вузах во многом зависит от качественных показателей преподавателей [3, 6].
В настоящее время общее количество преподавателей в артиллерийских вузах, деятельность которых отличается недостаточным уровнем готовности к педагогической деятельности, превышает число преподавателей с высоким уровнем подготовленности. Данный факт требует специального изучения. Такое положение дел настоятельно требует поиска путей выхода из сложившейся ситуации.
Для решения этой задачи проводился корреляционный анализ связи отдельных показателей, определяющих эффективность процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. В ходе исследовательской работы к опросу было привлечено 39 респондентов. В основном это были преподаватели разных артиллерийских вузов. Эффективность процесса физической подготовки в артиллерийских вузах оценивалась по результатам смотра спортивной работы и занятым местам. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Проведенное исследование показало, что наиболее важными показателями является: отличная методическая подготовленность у преподавателей кафедр физической подготовки вузов; хорошее владение педагогами военно-прикладными навыками, которые
необходимы курсантам артиллерийских вузов; владение навыками использования индивидуального подхода к обучению курсантов; высокий уровень индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки. Важны также знание и учет в процессе физической подготовки курсантов специфики решаемых задач артиллеристами, а также высокий уровень эмпатии к курсантам в ходе тренировочного процесса и физической подготовки.
Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах с основными показателями деятельности педагогов (п=39)
Ранг Показатели деятельности преподавателей Эффективность процесса физической подготовки в вузах
1 Отличная методическая подготовленность у преподавателей кафедр физической подготовки вузов +0,77
2 Хорошее владение педагогами военно-прикладными навыками, которые необходимы курсантам артиллерийских вузов +0,68
3 Владение навыками использования индивидуального подхода к обучению курсантов артиллерийских вузов +0,57
4 Высокий уровень индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки +0,48
5 Знание и учет в процессе физической подготовки курсантов специфики решаемых задач артиллеристами +0,37
6 Высокий уровень эмпатии к курсантам в ходе тренировочного процесса и физической подготовки +0,32
Практика показала, что отличная методическая подготовленность у преподавателей кафедр физической подготовки вузов является основой совершенствования образовательного процесса в артиллерийских вузах. Отличная методическая подготовленность у преподавателей кафедр физической подготовки вузов позволяет генерировать новые нестандартные идеи, имеющие большую ценность для улучшения уровня физической подготовленности курсантов [2, 4].
Хорошее владение педагогами военно-прикладными навыками, которые необходимы курсантам артиллерийских вузов является одним из важнейших показателей повышения эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Выполнение этого условия возможно лишь при реализации индивидуального подхода к развитию физических качеств и военно-прикладных навыков у курсантов артиллерийских вузов [5, 7, 8]. Теорией и практикой физической подготовки установлено, что высокий уровень индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки является важнейшим показателем повышения эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Реальные возможности конкретного преподавателя в полной мере раскрываются лишь при высоком уровне индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки [1-9].
Оптимальное сочетание возможностей конкретного педагога и условий, в которых он находится, создают наиболее благоприятную среду для повышения эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Поэтому командованию вуза необходимо знать индивидуальные возможности каждого педагога. Кроме того, необходимо уметь создавать условия для полной реализации своих возможностей каждым преподавателем кафедры физической подготовки [4, 6].
Индивидуальный подход к физическому совершенствованию преподавателей должен лежать в основе целенаправленного изучения их физических возможностей с целью обеспечения высокого уровня индивидуальной готовности преподавателей по всем разделам физической подготовки [1-9].
Знание и учет в процессе физической подготовки курсантов специфики решаемых артиллеристами задач является также одним из важнейших показателей повышения эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах. Это лежит в основе развития военно-прикладной направленности процесса физической подготовки в артиллерийских
вузах и способствует реализации принципа специальной направленности [4].
Значимым показателем является высокий уровень эмпатии к курсантам в ходе тренировочного процесса и физической подготовки. Суть проблемы заключается в том, что преподаватель по физической подготовке организует процесс физического совершенствования курсантов. Он практически реализует целенаправленное педагогическое взаимодействие с курсантами: помогает им, подсказывает, поддерживает. Тем самым преподаватель по физической подготовке побуждает к активности курсантов, контролирует их деятельность на занятиях по физической подготовке и принуждает курсантов, если они не выполняют тренировочные задания.
Таким образом, исследования показали, что в центре внимания деятельности начальника кафедры физической подготовки, артиллерийского вуза должен быть педагог. Изучение индивидуальных особенностей преподавателя по физической подготовке и взаимодействие с ним должно обеспечивать базу для повышения эффективности процесса физической подготовки в артиллерийских вузах.
ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования выявленных показателей для определения путей повышения эффективности процесса физической подготовки, в артиллерийских вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Факторы, определяющие спортивную специализацию лыжников-гонщиков / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 40-41.
2. Бакаев, В.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6 - С. 6-8.
3. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
4. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.
5. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
6. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9. - С. 5-7.
7. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2. - С. 32-34.
8. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-172.
9. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 7. - С. 97-99.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bolotin, A. E. and Vasilyeva V.S. (2015), "The factors defining sports specialization of skiers-racers", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-41.
2. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Aganov S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 6-8.
3. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.
4. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
5. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
6. Caravan, A.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 5-7.
7. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 32-34.
8. Taymazov, V. A., Bolotin, A. E., Tsvetkov, S.A., and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-172.
9. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2018
УДК 796.011.3
НАСКОЛЬКО СОВЕРШЕННА СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ?
Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный университет, г. Уфа; Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается существующая практика организации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, и предлагаются пути решения проблемы совершенствования учебного процесса.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, студенты, спортивная направленность, организация занятий.
HOW PERFECT IS MODERN SYSTEM OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS HOW?
Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ufa state aviation university, Ufa; Ekaterina Gennadyevna Mokeeva, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Annotation
The article considers the existing practice of organization of classes in physical culture in higher educational institutions, and solutions of the problem of the educational process improvement.
Keywords: physical culture, physical fitness, students, sports orientation, organization of occupations.