Научная статья на тему 'Показатели локуса контроля в связи с предикацией поведения по типу "прокрастинация"'

Показатели локуса контроля в связи с предикацией поведения по типу "прокрастинация" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / PROCRASTINATION / LOCUS OF CONTROL / INTERNALITY / EXTERNALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горелова Галина Газимовна, Батурина Наталья Владимировна, Жаркова Светлана Валерьевна

В статье рассматривается содержание понятия прокрастинации и её структуры. С целью установления психологических характеристик, которые способствуют проявлению прокрастинации, в процессе эмпирического исследования изучается её взаимосвязь с локусом контроля. Методом регрессионного анализа установлена отрицательная обратная связь показателей прокрастинации со значениями локуса контроля по шкале общей интернальности, что можно использовать в диагностике при прогнозировании поведения субъекта по типу «прокрастинация»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of locus of control in connection with predication of the behavior by the type “procrastination”

In article the maintenance of a concept of procrastination and its structure is considered. For the purpose of establishment of psychological characteristics which promote manifestation of procrastination in the course of the empirical research its interrelation with a control locus is studied. The method of the regression analysis established negative feedback of indicators of procrastination with values of a locus of control on a scale of the general internality that can be used in diagnostics when forecasting behavior of the subject on the procrastination type.

Текст научной работы на тему «Показатели локуса контроля в связи с предикацией поведения по типу "прокрастинация"»

УДК 159.9.07

ПОКАЗАТЕЛИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ В СВЯЗИ С ПРЕДИКАЦИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ

ПО ТИПУ «ПРОКРАСТИНАЦИЯ»

Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Наталья Владимировна Батурина, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Валерьевна Жаркова, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский

университет), г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия прокрастинации и её структуры. С целью установления психологических характеристик, которые способствуют проявлению прокрастинации, в процессе эмпирического исследования изучается её взаимосвязь с локусом контроля. Методом регрессионного анализа установлена отрицательная обратная связь показателей прокрастинации со значениями локуса контроля по шкале общей интернальности, что можно использовать в диагностике при прогнозировании поведения субъекта по типу «прокрастинация».

Ключевые слова: прокрастинация, локус контроля, интернальность, экстернальность.

INDICATORS OF LOCUS OF CONTROL IN CONNECTION WITH PREDICATION OF THE BEHAVIOR BY THE TYPE "PROCRASTINATION"

Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Natalia Vladimirovna Baturina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Valeryevna Zharkova, the post-graduate student, South Ural state University, Chelyabinsk

Annotation

The article deals with the contentbi of the concept of procrastination and its structure. In order to establish the psychological characteristics that contribute to the manifestation of procrastination, the empirical study examines its сщккудфешщт with the locus of control. The method of regression analysis established a negative feedback of indicators of procrastination with the values of the locus of control on the scale of Heneral internality, which can be used in the diagnosis of predicting the behavior of the subject by the type "procrastination".

Keywords: procrastination, locus of control, internality, externality.

ВВЕДЕНИЕ

В переводе с английского языка термин «прокрастинация» означает «откладывание», «промедление» от латинского pro - вперед, дальше и crastinus - завтрашний. В научный оборот это понятие введено П. Рингенбахом в 1977 году в книге «Прокрастинация в жизни человека». С тех пор изучение феномена прокрастинации набирает все большую популярность. Несмотря на то, что данный феномен в качестве предмета исследования получил свое распространение сравнительно недавно, однако с 70-ых годов прошлого столетия накоплен достаточно большой багаж эмпирических данных. Вместе с тем, теоретическая база данного направления исследований неоднозначна.

Существует ряд теорий, подходов и гипотез о природе прокрастинации, причинах ее возникновения и взаимосвязях с личностными особенностями. Неоднозначность и часто противоречивость подходов приводят к тому, что многие вопросы, связанные с данным феноменом, до сих пор остаются неизученными.

Между тем, на практике, как отмечают многие авторы, уровень прокрастинации в популяции за последние несколько лет значительно повысился [1, 2, 4, 10]. Негативные последствия прокрастинации (снижение эффективности и продуктивности) могут проявляться в профессиональной сфере (работа, построение карьеры) и препятствовать росту и развитию в других областях деятельности человека (учебе, семейных и межличностных

отношениях).

Исходя из этого, актуализируется необходимость выявления психологической структуры м механизмов прокрастинации. Первая классификация видов прокрастинации предложена Н. Милграмом с соавторами, которые выделяли академическую прокрастина-цию, прокрастинацию в принятии решений, компульсивную прокрастинацию, невротическую и бытовую (ежедневную) прокрастинацию [13].

В отечественных и зарубежных исследованиях наметились следующие направления в изучении прокрастинации [2]: личностные особенности прокрастинаторов, исследование ситуативных факторов и влияния индивидуальных показателей на проявления прокрасти-нации.

Принято считать, что прокрастинация это сложный многокомпонентный феномен. Обзор проведенных исследований позволяет выделить его определенные характерные особенности: осознанность процесса, иррациональность и негативные эмоциональные переживания, сопровождающиеся внутренним дискомфортом.

Анализ и обобщение публикаций по результатам исследования прокрастинации позволяет прийти к выводу о возможности выделения трёх её составляющих:

1. Поведенческий компонент (прокрастинация выступает в качестве закрепленного механизма поведения человека).

2. Когнитивный компонент (отражение ожидаемого результата деятельности и мотивация к выполнению этой деятельности).

3. Эмоциональный компонент (высокая тревожность, страх неудачи, эмоциональная перегруженность), включающий подсознательный компонент (прокрастинация выступает в качестве защитного механизма личности, который срабатывает при повышении тревоги и беспокойстве при оценивании ситуации как угрожающей и опасной при выполнения какой-либо задачи) [4].

На сегодняшний день целью большинства исследований остается установление психологических характеристик, которые способствуют проявлению прокрастинации, в том числе и настоящего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В предпринятом исследовании мы исходим из предположения о том, что начинать изучение личностных факторов проявления прокрастинации следует в связи с ее антиподом - локусом контроля, составляющим противоположный полюс на шкале её характеристик, проверив их взаимосвязи, в чем конкретно и состояла цель нашего исследования.

Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинска. В исследовании принимали участие 75 испытуемых разных профессий. Из них 48 женщин и 27 мужчин. Возраст испытуемых находился в диапазоне от 25 до 48 лет, средний возраст составил 35,6 лет. Это тот возраст, в котором возможна максимальная профессиональная реализация, карьерный рост, достижение поставленных целей, что в современном обществе относится к критериям психологически здоровой и самоактуализированной личности.

Соответственно цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить показатели прокрастинации и локуса контроля и выявить значимые взаимосвязи между этими личностными характеристиками.

2. Провести регрессионный анализ и выявить, какие из компонентов локуса контроля могут влиять на изменение уровня выраженности прокрастинации.

При проведении данного исследования были использованы следующие методики: шкала общей прокрастинации Тисктап, опросник УСК Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Ба-жина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткинда).

При обработке результатов эмпирического исследования применялись следующие методы математической обработки данных: корреляционный анализ с помощью

коэффициента Спирмена и линейный регрессионный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При изучении уровня прокрастинации по методике Tuckman обнаружился значительный разброс результатов (таблица 1), что и следовало ожидать с учетом индивидуальных, половых и возрастных различий испытуемых.

Таблица 1 - Описательная статистика результатов по методике «Шкала общей прокрастинации»_

№ Параметр Значение

1 Минимум 24,00

2 Максимум 65,00

3 Среднее арифметическое 46,35

4 Медиана 47,00

5 Мода 47,00

6 Стандартное отклонение 8,405

7 Дисперсия 70,64

8 Асимметрия -0,24

9 Эксцесс -0,14

В соответствии с данными, представленными в таблице 1, выявлено минимальное значение прокрастинации, равное 24, максимальное = 65. Среднее арифметическое значение по выборке = 46,35. Наиболее часто встречающееся значение (мода) = 47, медиана = 47. Уровни показателей асимметрии и эксцесса составили соответственно -0,24 и -0,14.

Локус контроля личности учитывался как по общей интернальности, так и по её отдельным шкалам, выделенным в методике Роттера. Индивидуальные показатели общей интернальности, как и её показатели по шкалам, сопоставлялись с индивидуальными значениями общей прокрастинации методом ранговой корреляции по Спирмену (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты корреляции значений прокрастинации с показателями локуса контроля __

№ Шкалы локуса контроля Коэффициент ранговой корреляции по Спирмену

1 Интернальность в области достижений -0,249*

2 Интернальность в области межличностных отношений -0,343**

3 Интернальность в области неудач -0,251*

4 Интернальность в области производственных отношений -0,310*

5 Интернальность в области семейных отношений -0,300*

6 Общая интернальность -0,472**

Примечание. Уровни значимости: * - р <0,05; ** - р <0,01

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют об отрицательной корреляционной связи показателей компонентов локуса контроля и прокрастинации. Значимую отрицательную корреляционную связь демонстрируют значения прокрастинации со значениями по шкалам общей интернальности (r = -0,472; р <0,01) и интернальности в области межличностных отношений (r = -0,343; р <0,01).

Принято считать, что чем больше у индивида показатели по уровню интернально-сти, тем выше уровень субъективного контроля над любыми значимыми событиями жизни. Такие индивиды способны контролировать отношения с другими людьми, вызывая к себе уважение, доверие и симпатию. Такая позиция ответственности склонна проявляться не только в сфере межличностных контактов, но и непосредственно в профессиональной деятельности. Данные индивиды активны, включены в профессиональную деятельность. Интерналам не свойственно откладывание дел, перекладывание ответственности и иное поведение, характерное прокрастинатору.

Отрицательная корреляционная связь прослеживается также между показателями прокрастинации (r = -0,251; р <0,05) и значениями интернальности в области достижений (r = -0,249; р <0,05), производственных отношений (r = -0,310; р <0,05) и семейных

отношений (г = -0,300; р <0,05).

Поскольку индивиду с высокими показателями интернальности в области неудач характерно развитое чувство субъективного контроля по отношению к негативным событиям, а также свойственно брать на себя ответственность за результаты таких событий, это может привести к усиленному контролю в различных сферах деятельности, способствовать достижению ожидаемого результата. Фактически это поведение, обратное проявлению прокрастинации.

По данной методике и интерпретации её результатов индивиду, демонстрирующему высокие показатели по шкале «интернальность в области достижений», характерен высокий уровень субъективного контроля над эмоционально нагруженными событиями. Такие индивиды считают, что сами добились всего в жизни и что могут успешно достигнуть поставленных целей в будущем. Такая осознанность и положительные эмоциональные переживания также могут свидетельствовать об отсутствии паттерна поведения, при котором происходит откладывание решений и попытки переложить ответственности на других.

Отрицательная корреляционная связь показателей прокрастинации и показателей шкал интернальности в производственных и семейных отношениях также свидетельствует о том, что такие индивиды чаще всего перекладывают ответственность на других, не инициативны, зачастую не могут самоорганизоваться, что и является, ярко выраженным примером поведения «прокрастинатора».

Таким образом, экстерналам более свойственно находиться в состоянии неопределенности, чем интерналам. Поскольку они не контролируют события, происходящие в их жизни, не несут за них ответственности, в их собственной жизнедеятельности большое значение играют случайные обстоятельства или другие люди. Это благодатная почва для возникновения тревожности, эмоционального напряжения, неуверенности в собственных силах и ярко выраженной прокрастинации.

Для последующего углубленного анализа использовался метод линейной регрессии, который заключался в нахождении связи между зависимой переменной (прокрастинация) и независимыми переменными (показателями локуса контроля). Полученная в процессе анализа модель демонстрирует, какие показатели локуса контроля наиболее существенны, важны для предсказания зависимой переменной.

В результате регрессионного анализа было выявлено, что коэффициент множественной корреляции составляет 0,661. Это свидетельствует о существовании сильной взаимосвязи между параметрами прокрастинации и значениями по шкале общей интернальности.

Кроме того, получен высокий коэффициент множественной детерминации: его значение составило 0,437. Этот показатель означает, что регрессионная модель может объяснить 43,7% дисперсии зависимой переменной («прокрастинация»), и результаты предсказания могут быть приняты во внимание.

Таблица 3 - Сводные коэффициенты регрессионного анализа

Модель Не стандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты г Знач.

В Стандартная ошибка Бета

(Константа) 44,308 8,279 5,352 0,000

1 Общая интернальность -0,219 0,099 -0,670 -2,213 0,031

Как следует из таблицы 3, выявленный коэффициент Бета равен -0,670, что свидетельствует об отрицательной корреляции прокрастинации и компонента «общая интернальность» и что они статистически достоверны (р <0,05). Из этого следует, что наибольшее влияние на прокрастинацию оказывает переменная «общая интернальность» (р <0,05), остальные независимые переменные были исключены, так как их значения оказались статистически не значимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном эмпирическом исследовании были изучены особенности выраженности прокрастинации, а также психологические характеристики направленности личности, недостаточный уровень сформированности которых связан с прокрастинацией, такие как локус контроля.

Выявлены значимые отрицательные взаимосвязи прокрастинации и компонентов локуса контроля. Чем выше показатели по уровню интернальности у индивида, тем выше уровень ответственности и субъективного контроля над любыми значимыми событиями жизнедеятельности, тем ниже уровень выраженности прокрастинации.

Множественный регрессионный анализ показал, что из всех переменных на уровень выраженности прокрастинации наиболее существенное влияние оказывает общая интер-нальность», поскольку связь между ними является отрицательной. Данный вывод имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, низкий уровень субъективного контроля входит в структуру личностных характеристик, формирующих прокрастинацию. Во-вторых, методика его определения может быть использована в наборе диагностического инструментария, а результаты применены в качестве предиктора поведения и профессиональной активности по типу «прокрастинация».

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщикова, В.В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова, М.В. Останина // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3. - С. 91-104.

2. Варвичева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варвичева // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131.

3. Калинин, Т.В. Феномен прокрастинации: современные исследования / Т.В. Калинин, Д.А. Кудачкин // Приволжский научный вестник. - 2016. - № 11. - С. 78-82.

4. Киселева, М.А. Проблема влияния прокрастинации на процесс самоопределения личности / М.А. Киселева, Н.Е. Шустова, О.В. Карина. - Режим доступа : http://soci-osphera.com/files/conference/2014/k-03_29_14.pdf (дата обращения: 11.03.2014).

5. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинация / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2. - С. 22-41.

6. Перри, Дж. Прокрастинация и средства ее преодоления / Дж. Перри // Прикладная психология и психоанализ. Психологический журнал. - 1997. - № 2. - С. 32-49.

7. Burka, J.B. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading / J.B. Burka, L.M. Yuen. - MA : Addison-Wesley, 1983. - 337 p.

8. Ellis, A. Overcoming procrastination / A. Ellis, W.J. Knaus. - New York : New American Library. Institute for Rational Living, 1977. - P. 152-167.

9. Milgram, N. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination / N. Milgram, R. Tenne // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - Р. 141-156.

REFERENCES

1. Barabanshchikova, V. V., Ostanina, M.V. and Klimova, O.A. (2015), "Procrastination phenomenon in individual and team sports athletes' activity", National Psychological Journal, No. 3, pp. 91-104.

2. Varvicheva, J.I. (2010), "The Phenomenon of procrastination: problems and prospects of research", Questions of psychology, No. 3, рр. 121-131.

3. Kalinin, T.V. (2016), "The Phenomenon of procrastination: modern research", Privolzhsky Vest-nik, No. 11, рр.78-82.

4. Kiseleva M.A., Shustova N.T. and Karina O.V. "The problem of the influence of procrastination on the process of self-determination of personality", available at: http://sociosphera.com/files/confer-ence/2014/k-03_29_14.pdf.

5. Kovylin, V.S. (2013), "Theoretical bases of studying the phenomenon of procrastination", Personality in a changing world: health, adaptation, development, No. 2, рp. 22-41.

6. Perry, J. (1997), "Procrastination and means of overcoming it", Applied psychology and psychoanalysis - psychological journal, No. 2, рр. 32-49.

7. Burka, J.B. and Yuen, L.M. (1983), Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, Addison-Wesley, MA.

8. Ellis, A. and Knaus, W.J. (1977), "Overcoming procrastination", New American Library. Institute for Rational Living, New York, pp. 152-167.

9. Milgram N. and Tenne R. (2000), "Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination", European Journal of Personality, No. 14, рр.141-156.

Контактная информация: Zharkova_svetlan@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.04.2019

УДК 796.011.3:159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ

СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Игорь Евгеньевич Коновалов, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Александрович Елисеев, аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО «ПоволжскаяГАФКСиТ»), г. Казань

Аннотация

В статье рассматривает один из наиболее важных компонентов будущей профессиональной деятельности курсантов военных учебных заведений пограничного профиля - психологическая готовность. В процессе исследования была составлена профессиограмма на основании которой было разработано содержательное сопровождение ППФП, в том числе и психологической подготовки курсантов-пограничников. Основными критериями оценки состояния психологической подготовленности курсантов были выбраны такие показатели как психоэмоциональное состояние, тревожность и профессиональный стресс. Результаты, полученные в конце эксперимента, по всем исследуемым показателям у курсантов экспериментальной группы был более выражен, чем у курсантов контрольной группы, и этот прирост является достоверным (P <0,05). Таким образом, применение средств и методов, целенаправленных на психологическую подготовку в рамках содержания ППФП является эффективным.

Ключевые слова: курсанты военных учебных заведений пограничного профиля, профессионально-прикладная физическая подготовка, психологическая подготовка.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE BORDER PROFILE BY MEANS OF PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING

Igor Evgenievich Konovalov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Alexandrovich Eliseev, the post-graduate student, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Annotation

The article considers one of the most important components of the future professional activity of cadets of military educational institutions of the border profile - psychological readiness. In the course of the study, the professiogram was compiled on the basis of which a substantive support for the PAPT was developed, including the psychological training of border guard cadets. As main criteria for assessing the state of psychological readiness of cadets were selected such indicators as psycho-emotional state, anxiety and professional stress. The results obtained at the end of the experiment for all the studied parameters for the cadets of the experimental group were more pronounced than for the cadets of the control group, and this increase is significant (P <0.05). Thus, the use of tools and methods focused on psychological preparation within the content of the PAPT is effective.

Keywords: cadets of military educational institutions of the border profile, professional applied physical training, psychological preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.