Научная статья на тему 'Показатели личностной и ситуативной тревожности у лиц, совершивших суицидальную попытку'

Показатели личностной и ситуативной тревожности у лиц, совершивших суицидальную попытку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели личностной и ситуативной тревожности у лиц, совершивших суицидальную попытку»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

удк 796.345.37+ 612.766

особенности построения микроциклов в футболе

в. м. биткин

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Оптимизация структуры тренировки тесно связана с проблемой разработки рациональных вариантов построения соревновательных микроциклов, различных по продолжительности. Она должна базироваться на комплексных данных и закономерностях изменения важнейших показателей специальной работоспособности и функционального состояния у игроков после соревновательной нагрузки (календарной игры) и динамике их восстановления. Ключевым моментом чередования нагрузок и отдыха в микроцикле является обеспечение выполнения последующей нагрузки в фазе суперкомпенсации после предыдущей. Выполнение повторной нагрузки в условиях недовосстановления нередко приво-

дит к переутомлению и перетренировке, нарушению методических требований, которые предъявляются к выполнению упражнений при развитии определенных качеств и особенностей. Соревновательная нагрузка, а затем и тренировочная в рамках микроцикла обусловливают определенные изменения в деятельности важнейших систем организма и в уровне проявления различных качеств и способностей. Восстановление, как отмечают многие авторы, происходит не одновременно и характеризуется гетерохронностью. При этом гетерохронность охватывает как динамику восстановления, так и моменты суперкомпенсации в деятельности различных систем организма.

удк 616.89-008.441.44

показатели личностной и ситуативной тревожности у лиц, совершивших суицидальную попытку

с. в. ваулин, м. в. алексеева, о. в. матюшина

Смоленская государственная медицинская академия

Изучению психологических особенностей лиц, совершивших суицидальные попытки (СП), посвящено достаточно много как отечественных, так и зарубежных работ. Наиболее часто исследователи обращали внимание на особенности характерологического формирования личности, условия и особенности воспитания, оценивали роль психотрав-мирующих факторов для суицидогенеза, проводили сопоставление психопатологических и патопсихологических проявлений. Однако обнаруживаемые личностные сдвиги не всегда являются обязательными признаками для совершения суицида или суицидальной попытки. Кроме того, сложность и трудоемкость патопсихологического эксперимента не позволяет оперативно решать вопросы терапевтической тактики в отношении лиц, совершивших СП или обнаруживающих суицидальные тенденции. Тем не менее, в личностных характеристиках заложена биологическая составляющая, которая отражается в генетически детерминированных осо-

бенностях нейрогуморального регулирования высшей нервной деятельности, в том числе функционировании рецепторных систем.

Одним из наиболее часто упоминаемых предикторов суицидального риска является тревога, которая в определенной степени может зависеть от конституциональных особенностей индивида, в частности от уровня личностной тревожности (ЛТ). При этом ЛТ - это относительно стабильное свойство индивида, которое, с одной стороны, обусловлено накоплением поведенческого опыта, с другой - биологически детерминируется нейрофизиологическими особенностями человека. Ситуативная тревожность (СТ), скорее всего, отражает функциональные возможности реагирования центральной нервной системы на различные социально-психологические стрессоры.

Нами проведено исследование 112 суицидентов в возрасте от 15 до 59 лет, госпитализированных в психиатрический стационар с целью совершен-

62

Вестник Смоленской медицинской академии N2-3, 2009

ствования диагностики, терапии и профилактики суицидального поведения. Одна из задач проводимой работы заключалась в изучении роли уровня ЛТ и СТ в процессе формирования суицидального поведения и реализации суицидальных замыслов. Суициденты были разделены на три когорты, различающиеся по степени серьезности совершенных СП. В когорту «КСП» (суицидальные попытки) вошли те лица, у которых не обнаруживалось истинного намерения лишить себя жизни, а имелась цель изменить текущую ситуацию в свою пользу. Вторая когорта - «КССП» (серьезные СП) соответствовала критериям высокой вероятности летального исхода, сознательного лишения себя жизни, наличием процесса суицидогенеза. Отдельно в когорту выделялись лица, выжившие после покушения на собственную жизнь в силу независящих от суициден-та обстоятельств, с суицидально-фиксированным постсуицидальным периодом - «КСФП». Уровни ЛТ и СТ определялись по шкале самооценки личностной и реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина. В исследовательский комплекс была включена шкала оценки уровня депрессии Монтгомери-Асберг (MADRS) и «шкала суицидальных мыслей» (SSI). Выявлены различные уровни ЛТ и СТ по гендерному признаку, нозологической принадлежности, отношению к выделенным когортам, уровню суицидальности и выраженности депрессивных расстройств.

Анализ полученных результатов по методике Спилбергера-Ханина показал, что средние значения СТ и ЛТ составили соответственно 44,9±0,8 и 46,7±0,7 балла и не имели достоверных различий. У большей части суицидентов обнаруживалась умеренная и высокая ЛТ и СТ, что может говорить о том, что наличие клинически значимой тревоги является одним из предикторов реализации суицидальных намерений. С практической точки зрения определение уровня тревожности может стать одним из важных качественных показателей, необходимых врачу-психиатру при принятии решения о необходимости госпитализации суицидента в психиатрический стационар, в том числе и в недобровольном порядке по статье 29 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

У большей части суицидентов обнаруживались умеренные и высокие показатели ЛТ и СТ. Среди мужчин чаще отмечался умеренный, а у женщин - высокий уровень ЛТ при преобладании высоких показателей СТ у обоих полов. Нехарактерным для всех суицидентов оказался низкий уровень ЛТ и СТ. Анализ уровней тревожности по нозологическим формам психических расстройств показал, что наиболее часто высокие показатели ЛТ и СТ встречались у больных шизофренией. При расстройствах настроения и органическом поражении головного

мозга высокий уровень ЛТ сочетался с умеренным уровнем СТ. И напротив, невротические и личностные расстройства обнаруживали умеренную ЛТ и высокую СТ.

Выделенные когорты суицидентов характеризовались различными уровнями ЛТ и СТ. Так, группа КСП характеризовалась превалированием умеренного уровня ЛТ - 45 человек (78,9%) против низкого - 5 человек (8,8%) и высокого уровней - 7 человек (12,3%). В КССП отмечалось преобладание высокого уровня ЛТ - 30 человек (73,2%), 10 человек имели средний уровень (24,4%) и у одного суицидента был зарегистрирован низкий показатель ЛТ. Группу КСФП составили пациенты исключительно с высоким уровнем ЛТ.

Выраженность СТ, так же как и ЛТ, обнаруживала различное распределение в когортах. Группа КСП характеризовалась превалированием высокого уровня СТ - 43 человека (75,4%) против умеренного - 14 человек (24,6%). В группе КССП отмечалось преобладание умеренного уровня СТ - 28 человек (68,3%), 12 человек имели средний уровень (29,3%) и один - низкий (2,4%). Группу КСФП составили преимущественно пациенты с высокой - 8 человек (57,1%) и умеренной СТ - 6 человек (42,9%). Выявлено различие по уровням ЛТ и СТ в зависимости от степени выраженности депрессивного расстройства. Так, при легкой и умеренной депрессии регистрировалась преимущественно умеренная ЛТ. Тяжелые депрессии были представлены высоким и умеренным уровнями ЛТ. Показатели уровня СТ были практически одинаково представлены высокой и умеренной СТ независимо от тяжести клинической картины депрессивной симптоматики.

Таким образом, высокий уровень ЛТ способствует закреплению антивитальных переживаний, повышает серьезность суицидальных намерений, способствует формированию суицидально-фиксированного постсуицида, утяжеляет характер течения депрессивного расстройства. Высокий уровень СТ препятствует «продуманности» суицидального акта, отчасти его серьезности, однако повышает аутоагрессивную активность в целом, отвечая за быстроту ответа на ситуацию независимо от глубины депрессивного расстройства. Использование шкалы позволяет прогнозировать и дифференцировать степень суицидального риска, правильно решать стратегические вопросы оказания суицидологической помощи, в том числе необходимость госпитализации в психиатрический стационар. Таким образом, полученные результаты помогут оптимизировать диагностику суицидального риска, терапевтическую тактику ведения суицидентов, а также совершенствовать социально-психологические мероприятия по профилактике суицидального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.