Научная статья на тему 'Показатели конкурентоспособности на рынке электронной торговли в РФ'

Показатели конкурентоспособности на рынке электронной торговли в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
812
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыганова Рената Рафаилевна

В статье проводится оценка уровня концентрации рынка электронной торговли, оценивается конкурентоспособность розничных магазинов в Интернет-среде на основе качественных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Competitiveness on the Market of Electronic Trade in the Russian Federation

The paper assesses the level of concentration of the electronic trade market and the competitiveness of retail shops in the Internet-environment based on qualitative characteristics.

Текст научной работы на тему «Показатели конкурентоспособности на рынке электронной торговли в РФ»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

УДК 339.371.5

Показатели конкурентоспособности на рынке электронной торговли в РФ

Дыганова Р.Р.

Ассистент кафедры экономики

Казанского института (филиала) Российского

экономического университета им. Г.В. Плеханова

В статье проводится оценка уровня концентрации рынка электронной торговли, оценивается конкурентоспособность розничных магазинов в Интернет-среде на основе качественных характеристик.

Ключевые слова: рынок электронной торговли, уровень концентрации, конкурентоспособность.

Рынок электронной торговли на сегодняшний день является быстро развивающейся отраслью экономики Российской Федерации, в связи с чем возникает острая необходимость в проведении качественного анализа деятельности функционирующих на данном рынке предприятий. Несмотря на то, что в настоящее время оборот электронной торговли в РФ значительно уступает соответствующим показателям развитых стран, тем не менее число пользователей сети «Интернет», а соответственно, и общая сумма товарооборота неуклонно растет и по итогам 2013 г., согласно данным аналитического агентства Data Insight, составила 520 млрд. руб. [1].

Одним из наиболее объемных показателей, описывающих характер функционирования предприятий в отрасли, является уровень конкуренции и, соответственно, уровень концентрации отрасли. Эффективность функционирования предприятий в отрасли в основном оценивают по количественным показателям конкурентоспособности (уровень товарооборота, прибыли от продаж и т.д.). Однако применительно к рынку электронной торговли наблюдается возможность расширения границ предоставления дополнительных видов услуг и повышения уровня качественных показателей конкурентоспособности (способы оплаты, способы доставки, география доставки и т.д.).

Установить четкую взаимосвязь между качественными (разнообразием способов оплаты и широтой охвата доставки) и количественными (товарооборот, уровнем конверсии и суммой среднего чека) показателями деятельности предприятий электронной торговли те представляется возможным. Одна-28

ко можно проследить тенденцию к тому, что предприятия электронной торговли потребительскими товарами с большим числом возможных способов оплаты и доставки и более широкой географией чаще демонстрировали больший прирост выручки по сравнению с магазинами такого же формата и сегмента, предлагающих меньшее разнообразие оказываемых услуг.

Степень концентрации рынка является основой для определения развития конкурентных отношений и определения доминирующего положения на рынке (в России показатель доминирования для розничных торговых сетей составляет не менее 35 %) [2].

Для оценки уровня конкурентоспособности предприятий электронной торговли потребительскими товарами необходимо проанализировать экономическую характеристику предприятий данной отрасли (табл. 1).

Оценим уровень концентрации рынка электронной торговли на основании значений индексов концентрации первых n фирм, индекса Херфиндаля-Xиpшмaнa и индекса Лернера.

Индекс концентрации первых n фирм (CR ) -фиксирует значение доли, занимаемой на рынке крупнейшими п фирмами.

П

CR„=£Di,0<CRn<l [3, с. 37].

i=i

D - удельный вес предприятия электронной торговли на рынке. Значения показателя CR варьируются от 0 до 1. Если значение показателя CR близко к 0, то рынок характеризуется высоко конкурентными отношениями. В случае приближения значения

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

Таблица 1

Экономическая характеристика предприятий электронной торговли

Наименование предприятия Показатели

Сегмент /формат Оборот в 2013 г (без НД^, млн. py6. Прирост к 2012 г, % Доля рынка, %

Rzd.ru Авиа-, ж/д билеты 52800 45 10,1

Aeroflot.ru Авиа-, ж/д билеты 45000 38 8,6

Ulmart.ru Бытовая техника и электроника 39696 51 7,6

Citilink.ru Бытовая техника и электроника 27684 46 5,32

Exist.ru Автозапчасти 27360 48 5,2

Ebay.com Интернет-гипермаркет 23928 61 4,6

Ozon.ru Интepнeт-мeгaмapкeт 23916 78 4,5

Otto Group (Bonprix.ru, Otto.ru и др.) Холдинг 23184 53 4,4

DNS-shop.ru Бытовая техника и электроника 22620 64 4,3

OneTwoTrip.com Авиа-, ж/д билеты 20376 29 3,9

показателя CRn к 1, рынок является высококонцентрированным.

CRn = 0,101 + 0,086 + 0,076 + 0,053 + 0,052 +

+ 0,046 + 0,045 + 0,044 + 0,043 + 0,039 = 0,585

Найденное значение показателя индекса первых n фирм равное 0,585 указывает на наличие концентрации на рынке электронной торговли потребительскими товарами выше среднего.

Индекс Xepфиндaля-Xиpшмaнa определяется путем суммирования квадратов удельных весов предприятий на рынке, в частности, на рынке электронной торговли.

Л

IIIII =£ D, 2

i=l

Здесь паpaмeтpы D. могут быть выражены в виде доли продажи /-той фирмы от общего объема продаж некоторой отрасли. Если обозначить общий объем продаж в отрасли через Q, а объем продаж /-той фирмы через Q., то индекс Херфиндаля-Хиршмана приобретет следующий вид:

Л

HHI =£ СQi/Qt)2, О <HHI< 1 [3, с. 37].

i=i

Индекс Херфиндаля-Хиршмана отображает информацию, касающуюся размеров всех компаний на определенном рынке. В этом и заключается принципиальное отличие и глубокая практическая значимость этого показателя в сравнении с другими показателями, используемыми для оценки уровня концентрации рынка. Значение показателя HHI изменяется от 0 до 1. Если значение показателя HHI близко к 0, то рынок является низко концентрированным. Если его значение приближено к 1, то рынок прибли-

жается к монополизированному. В случае существования только одной крупной фирмы в отрасли показатель Херфиндаля-Хиршмана будет равен 1.

Для определения значения этого индекса необходимо построить вспомогательную таблицу 2.

Таблица 2

Данные об удельных весах 10 крупнейших предприятий электронной торговли в 2013 г.

Наименование магазина Si (удельный вес компании в отрасли) Si2 (квадрат удельного веса компании в отрасли)

Rzd.ru 0,101 0,010201

Aeroflot.ru 0,086 0,007396

Ulmart.ru 0,076 0,005776

Citilink.ru 0,053 0,002809

Exist.ru 0,052 0,002704

Ebay.com 0,046 0,002116

Ozon.ru 0,045 0,002025

Otto Group (Bonprix.ru, Otto.ru и др.) 0,044 0,001936

DNS-shop.ru 0,043 0,001849

OneTwoTrip.com 0,039 0,001521

HHI = 0,0102 + 0,0073 + 0,0057 + 0,0028 +

+ 0,0027 + 0,0021 + 0,0021 + 0,0019 +

+ 0,0018 + 0,0015 = 0,0383 Значение показателя индекса Херфиндаля-Хиршмана составило 0,0383. Это свидетельствует о наличии высококонкурентных отношений на рынке электронной торговли, а также о низкой концентрации рынка, что не согласуется со значением индекса концентрации первых n фирм. Это обусловливается тем, что индекс концентрации первых n фирм, не-

29

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

смотря на относительную простоту расчета, не способен информировать о структуре отрасли и наличии внутри нее наиболее крупных компаний.

Одним из наиболее эффективных показателей, используемых для оценки уровня концентрации, является коэффициент энтропии. Коэффициент энтропии является обратным по отношению к уровню концентрации в отрасли, то есть при наиболее высоких значениях этого показателя уровень концентрации в отрасли является низким и наоборот, чем меньше значение этого показателя, тем более концентрированным является рынок.

П

Е = 1/n =£ Dj * In 1/ Di [35 с. 29]

i=l

Для определения данного показателя необходимо найти логарифмы рыночных долей предприятий, функционирующих на рынке электронной торговли. Для этого составим вспомогательную таблицу 3.

Таблица 3

Данные о логарифмах удельных весов 10 крупнейших предприятий электронной торговли в 2013 г.

Наименование магазина Di 1/ Di ln(1/Di) Di*ln(1/Di)

Rzd.ru 0,101 9,901 2,292 0,231492

Aeroflot.ru 0,086 11,627 2,453 0,210958

Ulmart.ru 0,076 13,157 2,576 0,195776

Citilink.ru 0,053 18,867 2,937 0,155661

Exist.ru 0,052 19,231 2,956 0,153712

Ebay.com 0,046 21,739 3,079 0,141634

Ozon.ru 0,045 22,222 3,101 0,139545

Otto Group (Bonprix.ru, Otto.ru и др.) 0,044 22,727 3,123 0,137412

DNS-shop.ru 0,043 23,255 3,146 0,135278

OneTwoTrip.com 0,039 25,641 3,244 0,126516

Е = 1/10 (0,231 + 0,210 + 0,195 + 0,155 +

+ 0,153 + 0,141 + 0,139 + 0,137 + 0,135 +

+ 0,126) = 1/10 *(1,627) = 0,163

Полученное значение коэффициента энтропии равное 0,163 свидетельствует об умеренной концентрации рынка электронной торговли.

Оценим уровень концентрации рынка электронной торговли потребительских товаров по качественным параметрам на примере категории «Бытовая техника и электроника».

Для исследования рынка электронной торговли потребительскими товарами проанализируем деятельность следующих Интернет-магазинов:

1. Ulmart.ru - х1

2. Citilink.ru - х2

3. MVideo.ru - х3

4. Eldorado.ru - х4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Holodilnik.ru - х5

В качестве параметров оценки выделим следую-

щие:

1. Время загрузки сайта - у1

2. Процедура выбора товара - у2

3. Процедура оформления заказа - у3

4. Варианты доставки - у4

5. Варианты оплаты - у5

6. География доставки -у6 [5].

Для проведения анализа уровня конкурентоспособности на рынке электронной торговли потребительскими товарами используем метод экспертных оценок. На первом этапе анализа необходимо сопоставить данные качественных параметров по исследуемому рынку.

Далее необходимо привести численные значения сопоставимости качественных параметров. Согласно методу экспертных оценок, при сопоставлении качественных параметров исследуемого сегмента рынка необходимо придать следующие числовые значения в зависимости от значимости параметров:

г

А - [aij]; aij =<

1,5 при yi > yj 1,0 при yi = yj 0,5 при yi < yj

[4, c. 160]

Таким образом, ранжированный ряд качественных параметров будет выглядеть следующим образом:

Y6 = 0,24 Y4 = 0,19 Y5 = 0,19 Y2 = 0,15 Y3 = 0,12 Y1 = 0,09

Таблица 4

Экспертные оценки качественных параметров

У1 У2 У3 У4 У5 У6

У1 = < < < < <

У2 > = > < < <

У3 > < = < < <

У4 > > > = = <

У5 > > > = = <

У6 > > > > > =

Таблица 5

Матрица качественных параметров Yi

У1 У2 У3 У4 У5 У6 IYJ Pj

У1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 0,09

У2 1,5 1 1,5 0,5 0,5 0,5 5,5 0,15

У3 1,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 4,5 0,12

У4 1,5 1,5 1,5 1 1 0,5 7 0,19

У5 1,5 1,5 1,5 1 1 0,5 7 0,19

У6 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 8,5 0,24

IYJ 36

30

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Далее для оценки уровня конкурентоспособности между предприятиями электронной торговли необходимо по каждому из качественных параметров сопоставить значения конкретных Интернет-магазинов.

Согласно параметру время загрузки сайта, наибольшая скорость загрузки наблюдается у электронной торговли магазина MVideo.ru, а наименьшая - у Eldorado.ru (табл. 6).

Таблица 6

Матрица оценок по качественному параметру У1 (время загрузки сайта)

У1 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 1,5 0,5 1,5 1 5,5 0,22

Х2 0,5 1 0,5 1,5 0,5 4 0,16

Х3 1,5 1,5 1 1,5 1,5 7 0,28

Х4 0,5 0,5 0,5 1 0,5 3 0,12

Х5 1 1,5 0,5 1,5 1 5,5 0,22

IX 25

Проанализировав параметр процедуры выбора товара, видно, что наибольшие значения получены у Интернет-магазина Citilink.ru, а наименьшие - у Eldorado.ru, MVideo.ru и Holodilnik.ru (табл. 7).

Таблица 7

Матрица оценок по качественному параметру У2 (процедура выбора товара)

У2 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 0,5 1,5 1,5 1,5 6 0,24

Х2 1,5 1 1,5 1,5 1,5 7 0,28

Х3 0,5 0,5 1 1 1 4 0,16

Х4 0,5 0,5 1 1 1 4 0,16

Х5 0,5 0,5 1 1 1 4 0,16

IX 25

Исходя из полученных значений по параметру процедуры оформления заказа, можно сделать вывод о том, что наибольшее удобство в оформлении заказов предлагают интернет-магазины Citilink.ru, MVideo.ru и Holodilnik.ru (табл. 8).

Таблица 8

Матрица оценок по качественному параметру У3 (процедура оформления заказа)

У3 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 0,5 0,5 1 0,5 3,5 0,14

Х2 1,5 1 1 1,5 1 6 0,24

Х3 1,5 1 1 1,5 1 6 0,24

Х4 1 0,5 0,5 1 0,5 3,5 0,14

Х5 1,5 1 1 1,5 1 6 0,24

IX 25

На основании данных по параметру вариантов доставки видно, что наибольшее количество таких вариантов предлагают интернет-магазины Ulmart.ru, Citilink.ru и MVideo.ru (табл. 9).

Экономика

Таблица 9

Матрица оценок по качественному параметру У4 (варианты доставки)

У4 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 1 1 1,5 1,5 6 0,24

Х2 1 1 1 1,5 1,5 6 0,24

Х3 1 1 1 1,5 1,5 6 0,24

Х4 0,5 0,5 0,5 1 1 3,5 0,14

Х5 0,5 0,5 0,5 1 1 3,5 0,14

25

Обращаясь к параметру вариантов оплаты, наблюдается конкурентное преимущество электронного магазина Holodilnik.ru перед другими предприятиями электронной торговли (табл. 10).

Таблица 10

Матрица оценок по качественному параметру У5 (варианты оплаты)

У5 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 3 0,12

Х2 1,5 1 1,5 1 0,5 5,5 0,22

Х3 1,5 0,5 1 0,5 0,5 4 0,16

Х4 1,5 1 1,5 1 0,5 5,5 0,22

Х5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 7 0,28

IXj 25

Исходя из данных параметра географии доставки, видно, что наибольшую область распространения предлагает электронный магазин Holodilnik.ru, а наименьшую - Citilink.ru (табл. 11).

Таблица 11

Матрица оценок по качественному параметру У6 (география доставки)

У6 X1 X2 X3 X4 X5 IXj Pj

Х1 1 1,5 0,5 0,5 0,5 4 0,16

Х2 0,5 1 0,5 0,5 0,5 3 0,12

Х3 1,5 1,5 1 0,5 0,5 5 0,2

Х4 1,5 1,5 1,5 1 0,5 6 0,24

Х5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 7 0,28

IX 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что показатель товарооборота не может в должной мере отразить конкурентоспособность интернет-магазина и его потенциал к возможному завоевания рынка. На основании метода экспертных оценок было показано, что интернет-магазин Holodilnik.ru, занимающий двадцатое место в 2013 г. по уровню товарооборота среди интернет-магазинов, обслуживающих потребительский рынок, по качественным показателям занимает первое место, обогнав интернет-магазин Ulmart.ru, который занимает третье место по уровню товарооборота в 2013 г. (табл. 12). Это свидетельствует о

31

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

Таблица 12

Итоговые данные уровня конкурентоспособности магазинов интернет-торговли сегмента бытовая техника и электроника

Интернет- магазины У1 у2 уЗ У4 у5 У6 IX у М

Ulmart.ru 0,0198 0,036 0,0168 0,0456 0,0228 0,0384 0,1794 4

Citilink.ru 0,0144 0,042 0,0288 0,0456 0,0418 0,0228 0,1954 3

MVideo.ru 0,0252 0,024 0,0288 0,0456 0,0304 0,048 0,202 2

Eldorado.ru 0,0108 0,024 0,0168 0,0266 0,0418 0,0576 0,1776 5

Holodilnik.ru 0,0198 0,024 0,0288 0,0266 0,0532 0,0672 0,2196 1

большом потенциале интернет-магазинов в отношении увеличения показателя конкуренции даже при отсутствии высоких уровней продаж. Возможно, таким предприятиям следует обратить больше внимания на ассортиментную политику, рекламу, маркетинговые исследования. Поскольку на сегодняшний день рынок электронной торговли потребительскими товарами остается низкоконцентрированным, у большинства предприятий электронной торговли есть перспективы развития своего бизнеса и, как следствие, роста результативных показателей (прибыли, рентабельности, оборачиваемости и т.д.).

Литература:

1. URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/

files/DataInsight_Virin Оvchinnikov_Rif-2014_ ecommerce.pdf

2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014 г., с изм. от 21.07.2014 г.) «О защите конкуренции» (26 июля 2006 г.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163965/

3. Осипов А.В. Теория отраслевых рынков: учеб. пособие. Ч. 1. - Казань: ООО «Алекспресс», 2013. - 87 с.

4. Рынок потребительских товаров и услуг Республики Татарстан: состояние и перспективы развития / Под общей ред. Л.Б. Шабановой. - Казань: ООО «Алекспресс», 2014. - 284 с.

5. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2464244

Indicators of Competitiveness on the Market of Electronic Trade in the Russian Federation

R.R. Dyganova

Kazan institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

The paper assesses the level of concentration of the electronic trade market and the competitiveness of retail shops in the Internet-environment based on qualitative characteristics.

Key words: electronic-trade market, level of concentration, competitiveness.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.