Показатели гемограммы эритроцитарного звена оренбургских коз
СВ. Никитина, к.б.н, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Гемограмма эритроцитарного звена характеризует состояние кроветворной системы и является идентификатором качественных и количественных показателей отдельных структур красной крови.
Оренбургская коза относится к породам локального ареала и, несомненно, можно считать её реликтовой породой [1]. Ограниченная производственными условиями содержания, отсутствием естественной миграции животных, половое размножение и обмен генами превращают популяцию в относительно целостную генетическую систему. Длительное географическое расположение адаптировало оренбургскую породу к конкретным условиям её обитания. Обладая общим генофондом, порода приобрела уникальные генотипические и фенотипические характеристики [2 - 4].
В связи с этим исследование эритроцитомет-рических показателей является приоритетным элементом наблюдения за физиологическим состоянием популяции. Гематологические показатели, обладая высокой лабильностью, служат индикатором патологических процессов, происходящих в организме. Картина крови сохраняет свои видовые особенности, её постоянство находится под генетическим контролем со стороны организма. Поскольку рацион кормления, подготовка животных к зимнему периоду влияют на уровень обмена веществ, биохимические процессы, а также на формирование адаптационных способностей животных, то можно предполагать, что эритроцитарное звено крови в определённой мере связано с продуктивными качествами.
Целью исследования стало изучение функциональных особенностей эритроцитарного звена крови в начальный период зимнего содержания, сравнительная характеристика физиологических колебаний крови, характерных для этого периода, и последующее прогнозирование продуктивных качеств животных.
Материал и методы исследования. Опыт по изучению эритроцитарного звена красной крови проводился в условиях козоводческого хозяйства СПК «Донской», расположенного в Беляевском районе Оренбургской области. Опытные группы коз сформировали с учётом пола и возраста. В I гр. вошли козлы-производители в 4-летнем возрасте, во II гр. - козоматки того же возраста, в III гр. - 12-месячные козочки, в IV гр. - 12-месячные валушки. В период исследования животные находились в одинаковых технологических условиях с использованием общего кормового
рациона для всех экспериментальных групп. Отбор проб крови производили из яремной вены в утренние часы до кормления. В период проведения эксперимента были изучены показатели эритроцитарного звена красной крови: концентрация эритроцитов (RBS), содержание гемоглобина (HGB), гематокрит (HCT), средний объём эритроцита (MCV), среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH), средняя концентрация гемоглобина в эритроците (MCHC), ширина распределения эритроцитов по объёму (RDW). Измерение эритроцитометрических показателей проводили на ветеринарном гематологическом анализаторе PCE-90 Vet Mindray. Для обработки и анализа полученных данных использовался метод математической статистики, достоверность различий сравниваемых выборок проводили с использованием критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Жизнедеятельность организма на всех уровнях организации непосредственно связана с метаболической потребностью в кислороде, а также в питательных и биологически активных веществах, поступающих с кормами. По научной классификации козы относятся к отряду парнокопытных, семейству полорогих (Bovidae), роду горных козлов (Сарга). По данным научных исследований, в ходе эволюции этот вид формировался в условиях высокогорья со сниженным содержанием кислорода в атмосфере. В связи с этим в отличие от других видов сельскохозяйственных животных козы имеют высокие показатели красной крови.
Эритроциты как ведущее звено в системе крови по транспорту кислорода участвуют во многих физиологических процессах организма, осуществляют транспорт питательных и биологически активных веществ, частично выполняют роль факторов свертывания крови, содержат аг-глютиногены, определяя группы и системы крови [5, 6]. Так, максимальное количество эритроцитов отмечено в крови козочек III опытной группы (рис. 1), составив 17,23±0,76 1012/л. В крови козоматок данный показатель в сравнительном аспекте на 6,7 % был ниже максимальных значений. Минимальные референсные значения зарегистрированы в крови козлов-производителей (I гр.) - 14,6±0,94 1012/л. В крови валушков IV гр. показатель установлен в количестве -15,63±0,57 1012/л. Изучаемый показатель не выходил за пределы физиологической нормы и отражал нормальную пролиферативную активность костного мозга. Максимальное количество красных клеток в крови козочек III опытной гр. связано с возрастным периодом растущего
ИЗВЕСТИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
2019 • № 6 (80)
организма, что характеризуется повышенным уровнем газообмена и указывает на активность адаптивно-приспособительных реакций растущего организма.
Показатель среднего объёма эритроцита (MCV) отображает размеры красных кровяных телец в крови. В крови козлов-производителей I гр. эритроциты имели наибольшую величину - 18,4±0,55 фл, в крови у козоматок II гр. этот показатель был на 1,9 фл меньше. Средний объём эритроцита в крови животных III и IV гр. был равен соответственно 15,7±0,61 и 15,1±0,22 фл. Данный показатель не является постоянным в возрастном аспекте и меняется в течение периодов онтогенеза. По физиологическим изменениям (ниже или выше нормы) можно выявить сбалансированность водного режима, а также связанное с этим наличие патологического процесса в организме.
Аналогичная тенденция отмечена и по содержанию гемоглобина в крови животных исследуемых групп. Гемоглобин выступает как индикатор благополучия или нарушения в функционировании организма животного [7]. Оценка содержания сложного железосодержащего белка в крови коз показала, что у козочек III гр. концентрация гемоглобина на 3,2 % превышала значение показателя у козоматок II гр. и составляло 93 ±0,27 г/л, что является самым высоким значением показателя в сравниваемых группах.
В период активного роста высокий уровень окислительных процессов зависит от концентрации гемоглобина в крови. У козлов-производителей I гр. определяемый показатель составлял 91±0,43 г/л, у валушков IV гр. отмечена самая низкая концентрация гемоглобина.
Среднее содержание гемоглобина в одном эритроците (MCH) используется для диагностики гиперхромии и гипохромии красных кровяных телец. При анализе изучаемого показателя установлено, что между опытными группами имеются определённые различия. В крови козлов-производителей показатель MCH был выше, составлял 6,2±0,11 пг, у козоматок выявлено среднее содержание гемоглобина - на
8 % ниже чем у животных I гр., а вот у животных III и IV групп MCH имело одинаковые значения.
Индекс MCHC отражает насыщение эритроцита гемоглобином, является диагностическим тестом при выявлении нарушения процессов гемоглобинообразования. Концентрация изучаемого показателя в крови особей экспериментальных групп составляла: 341±5,39 г /дл (I гр.), 351±4,18 г /дл (II гр.), 356±6,36 г/дл (III гр.), 351±4,31 г / дл (IV гр.). В сравнительном аспекте у животных II и III опытных гр. индекс МСНС был заметно выше.
Гематокрит показывает соотношение объёмов форменных элементов и плазмы крови. Даёт возможность контролировать физиологические параметры реологических свойств крови. В сравнительном аспекте регистрируемый показатель в крови ярочек III гр. на 12,3 % превышал показатель у животных IV гр. (рис. 2). Исследуемый показатель крови козлов-производителей был несколько выше, чем в крови козоматок -26,6±0,95 и 26,4±0,84 % соответственно.
Ширина распределения эритроцитов по объёму (RDW) - один из критериев мониторинга в крови гетерогенности эритроцитов. Диагностическая значимость данного показателя сводится к раннему выявлению анизоцитоза в связи с недостатком в рационе железа, ретинола и цианокобаламина. В ходе исследования отмечен одинаковый уровень распределения эритроцитов по объёму в крови козоматок и козочек - 22,2 %. В крови животных I гр. распределение красных клеток было на 2 % ниже, а в крови валушков распределение составляло 21,5 %.
Выводы. Результаты мониторинга эритро-цитометрических показателей крови животных экспериментальных групп, полученные на основании функциональных характеристик, не выходили за пределы адаптивных свойств организма и сохраняли уровень, требующийся для генетически заложенного гомеостаза. Максимальные значения эритроцитов и гемоглобина зарегистрированы в крови козочек в возрасте 12 мес., минимальные показатели выявлены в крови 4-летних козлов-производителей. Аналогичная ситуация наблюдалась и по гемато-
20
10
ВЁЁв
□ Эритроциты
□ Средне« содержание гемоглобина в эритроците
□ Гематокрит
2 3 4
I Ширина распределения эритроцитов по объему
Рис. 1 - Содержание эритроцитов (1012/л) и среднее Рис. 2 - Содержание гематокрита и ширина рас-содержание гемоглобина в эритроците (пг) пределения эритроцитов по объёму, %
критному числу. Козлы-производители в сравнительном аспекте имели большую величину среднего объёма эритроцита. В крови животных этой группы показатель MCH был выше, чем у животных остальных групп, однако у особей III и IV гр. фактически находился на одном уровне. Наибольшие величины индекса MCHC отмечены в крови козоматок, козочек и валуш-ков, наименьший уровень зарегистрирован у козлов-производителей. Ширина распределения эритроцитов по объёму выше в крови козоматок и козочек, ниже в крови козлов-производителей. Мониторинг эритроцитометрических показателей позволяет определить адаптационные возможности организма, эколого-физиологическое состояние в момент подготовки животных к зимнему периоду, своевременно прогнозировать развитие шёрстного покрова и величину пуховой продуктивности животных.
Литература
1. Шевченко Б.П., Гончаров А.Г., Сеитов М.С. Оренбургская пуховая коза: возрастная морфология. М.: Академия естествознания, 2012. 235 с.
2. Сивожелезова Н.А. Воспроизводство стада коз на Южном Урале. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997. 140 с.
3. Камнева Ю.Н., Безверхая О.Н. Состояние, тенденции и перспективы развития отрасли пухового козоводства в Оренбургской области // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 300 - 304.
4. Екимов А.Н. Использованию биоресурсного потенциала оренбургских коз - государственную поддержку // Проблемы устойчивости биоресурсов: теория и практика: матер. между-нар. науч.-практич. конф. Оренбург, 2007. С. 255 - 262.
5. Храмов Ю.В. Суточные показатели физико-химических свойств эритроцитов периферической крови у молодых коз // Физиология и морфология сельскохозяйственных животных. Саратов, 1999. Вып. 1. С. 67 - 69.
6. Новопашина С.И., Санников М.Ю., Кулинич В. А. Экстерьерные и гематологические показатели молодняка коз разных сезонов козления // Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2012. Т 1. С. 154 - 157.
7. Никитина С.В., Мешков В.М. Динамика некоторых морфологических показателей крови у коз оренбургской породы при назначении трисульфона // Межвузовский сборник тезисов докладов. Оренбург: Издательство «Оренбургская губерния», 2005. С. 215 - 217.
Роль гепаторенальной системы в развитии метаболических нарушений у кошек, больных трипельфосфатным уролитиазом
Т.М. Ушакова, к.в.н., ФГБОУ ВО Донской ГАУ
Гепаторенальная система - единая система, объединяющая печень и почки функциональной, анатомо-физиологической, биологической и патологической связью, обусловленной общностью их анатомо-филогенетических и физиологических особенностей [1 - 5]. Установлено, что венозная связь между печенью и почками является одной из анатомических предпосылок к возникновению печеночно-почечного синдрома, однако в осуществлении межорганной коммуникации принимает участие ещё и нервная система.
Анатомические связи между печенью и почками обусловливают не только содружество их функций, но и некоторые механизмы их компенсации при патологических состояниях, что подтверждено корреляцией между степенью тяжести поражения печени и снижением функциональной активности почек, а также непосредственного и опосредованного влияния печёночной патологии на функциональную способность почек [6 - 9]. Расстройство органной гемодинамики и оксигенации на самых ранних стадиях развития уролитиаза выступает ведущим патогенетическим аспектом расстройств со стороны гепатореналь-ной системы у больных животных, что в конечном итоге приводит к гипоксии почек, оксидативному стрессу, ацидозу, некрозу почечных канальцев и гепатоцитов [4, 5, 10, 11].
Таким образом, проблема расстройств гепа-торенальной системы при уролитиазе у кошек
требует своевременно выверенного алгоритма диагностики, базирующегося на анализе имеющихся клинико-лабораторных эквивалентов с учётом характера метаболических нарушений и оксидативных изменений в больном организме животного, что является актуальным направлением в условиях современной клинической медицины.
Цель исследования - установить роль гепаторенальной системы в развитии метаболических нарушений при трипельфосфатном уролитиазе у кошек.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи: изучить клинический, гематологический, биохимический и урологический статусы, а также результаты ультрасонографических исследований у кошек, больных трипельфосфатным уролитиазом.
Материал и методы исследования. Научное исследование выполняли на кафедре терапии и пропедевтики ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», производственные испытания проводились в ветеринарной клинике «Центр ветеринарной медицины» (г. Ростов-на-Дону).
В ходе эксперимента были сформированы опытная и контрольная группы животных с признаками трипельфосфатного (струвитного) уролитиаза с интравезикальной локализацией песка и мелких конкрементов, размеры которых не превышали 5 мм. В каждой группе было по 10 кошек в возрасте от 3 до 5 лет. Группы