Научная статья на тему 'Показатели формирования профессиональной надежности при подготовке специалистов-операторов в системе среднего профессионального образования'

Показатели формирования профессиональной надежности при подготовке специалистов-операторов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ СТРЕССА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ступина М. Ю., Сетко Н. П.

В статье представлены данные об особенностях умственной работоспособности, нервно-психической устойчивости и склонности к развитию стресса обучающихся профессии оператора по ремонту скважин. Установлено, что более половины подростков имели снижение умственной работоспособности относительно физиологической нормы, так, снижение было отмечено у 90,9% обучающихся 1-го курса, 66,7% 2-го курса и 75% 3-го курса. Выявлено, что к 3-му курсу 20% обучающихся профессии оператора имеют неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, низкую стрессоустойчивость и высокий уровень тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ступина М. Ю., Сетко Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL RELIABILITY IN EXPERT TRAINING OF OPERATORS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents data on peculiarities of mental health, mental instability and propensity for developing stress of students to the profession operator for repair of wells. Found that more than half of adolescents had a decrease of mental performance relative to the physiological norm, the decline was observed in 90.9% the students of the 1st course, 66,7% 2-year and 75% 3rd course. It is revealed that the 3rd course 20% of students of the profession are in poor mental stability, a high level of anxiety and low stress tolerance.

Текст научной работы на тему «Показатели формирования профессиональной надежности при подготовке специалистов-операторов в системе среднего профессионального образования»

от онкопатологии. Пути ее решения лежат в активном развитии профилактического направления противораковой борьбы, тесном взаимодействии с первичным звеном здравоохранения, в котором первичная медицинская помощь должна быть переориентирована на преимущественно профилактическое направление.

Оптимизация работы в перечисленных направлениях будет способствовать совершенствованию онкологической службы страны и позволит оказывать специализированную помощь населению, соответствующую современному научно-техническому развитию медицинской науки не зависимо от места проживания конкретного больного.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дымочка, М. А. Анализ показателей первичной инвалидности взрослого населения в Российской Федерации, ее округах и субъектах в динамике за 2011-2013 гг. / М. А. Дымочка, Л. П. Гришина, З. М. Волкова // Медико-социальные проблемы инвалидности. — 2014. — №2. — С. 8-12.

2. Злокачественные новообразования в России в

2015 году (Заболеваемость и смертность ) / Под ред. В. И. Чиссова, В. В. Старинского, Г. В. Петровой. — М. : ФГУ «МНИОИ им. П. А. Герцена Росмедтехно-логий», 2016. — 256 с.

3. Махиня, С. А. Особенности медико-социальной экспертизы и реабилитации больных и инвалидов вследствие злокачественных опухолей шейки матки [Электронный ресурс] / С. А. Махиня, А. Г. Первощи-ков, Ю. А. Ковшарь // Медико-социальная экспертиза. — [б. м.], 2011-2013. — Режим доступа: http:// www. Invalidnost. Com/forum/11-1085-1.

4. Социально значимые заболевания населения России в 2013 году // Статистические материалы. - М., 2014. - 71 с.

5. Статистика злокачественных новообразований в России и странах СНГ в 2014 году. - М., 2015. - 226 с.

6. Чиссов, В. И. Модернизация онкологической службы — важнейшее направление системного совершенствования онкологической помощи населению России [Текст] / В. И. Чиссов // Терапевтический архив. — 2014. — Т. 84, № 10. — С. 4-8.

УДК 613.9:378.172

М. Ю. СТУПИНА, Н. П. СЕТКО

ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ОПЕРАТОРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

M. YU. STUPINA, N. P. SETKO

INDICATORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL RELIABILITY IN EXPERT TRAINING OF OPERATORS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

FGBOUIN «OrenburgState Medical University»

РЕЗЮМЕ

В статье представлены данные об особенностях умственной работоспособности, нервно-психической устойчивости и склонности к развитию стресса обучающихся профессии оператора по ремонту скважин. Установлено, что более половины подростков имели снижение умственной работоспособности относительно физиологической нормы, так, снижение было отмечено у 90,9% обучающихся 1-го курса, 66,7% - 2-го курса и 75% - 3-го курса. Выявлено, что к 3-му курсу 20% обучающихся профессии оператора имеют неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, низкую стрессоустойчивость и высокий уровень тревожности.

Ступина М. Ю. —

Сетко Н. П. — З. р. в. ш. РФ, д. м. н., профессор, зав. кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. (3532) 403564.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ СТРЕССА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ.

SUMMARY

The article presents data on peculiarities of mental health, mental instability and propensity for developing stress of students to the profession operator for repair of wells. Found that more than half of adolescents had a decrease of mental performance relative to the physiological norm, the decline was observed in 90.9% the students of the 1st course, 66,7% — 2-year and 75% — 3rd course. It is revealed that the 3rd course 20% of students of the profession are in poor mental stability, a high level of anxiety and low stress tolerance.

KEY WORDS: MENTAL PERFORMANCE, MENTAL INSTABILITY, TENDENCY TO DEVELOP STRESS STUDYING.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в системе подготовки операторов, помимо практической подготовки, особое значение имеют психофизиологические особенности будущих специалистов, такие как тип высшей нервной деятельности, особенности ЦНС, память, внимание, аналитические способности, системность мышления, способность работать с большим объемом информации, быстро переключаться и решать сложные задачи в стрессовых ситуациях. Данные характеристики должны быть включены в критерии отбора абитуриентов, поступающих на обучение специальности «оператор», а также включены в критерии психофизиологической надежности будущих специалистов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучить особенности функционирования центральной нервной системы, психологического состояния обучающихся профессии оператора.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследование проведено среди обучающихся среднего профессионального образования профессии оператора по ремонту скважин в динамике обучения с 1 по 3-й курс.

Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучено с помощью вариационной

Таблица - Показатели функционального состоя

хронорефлексометрии по методике М. П. Мороз (2001), реализованной в форме компьютерной программы, в основу работы которой положен статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции. Функциональное состояние центральной нервной системы оценивалось посредством определения функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), а также умственной работоспособности. Проведено комплексное психологическое исследование обучающихся с помощью утвержденной методики «Прогноз», разработанной в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначенной для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе; опросника, определяющего склонность к развитию стресса по Т. А. Немчину и Тейлору.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Установлено, что у обучающихся профессии оператора по ремонту скважин показатели функционального состояния центральной нервной системы были снижены по сравнению с физиологической нормой.

я центральной нервной системы обучающихся (ед.)

Показатели Физиологическая норма (М. П. Мороз, 2003) Курс обучения обследуемых

1-й курс 2-й курс 3-й курс

ФУС 4,9-5,9 2,33±0,043 2,33±0,044 2,39±0,040

УР 2,0-2,9 1,06±0,132 1,35±0,178 1,25±0,154

УФВ 3,8-4,9 2,18±0,146 2,46±0,192 2,39±0,170

* - р<0,05 при сравнении показателей с физиологической нормой.

Так, показатель ФУС у учащихся всех 3-х курсов обучения был снижен по сравнению с физиологической нормой в среднем в 2,1 раза. Показатель УР был снижен у обучающихся 1-го курса в 1,9 раза и составил 1,06±0,132 ед.; у обучающихся 2-го курса — в 1,5 раза и составил 1,35±0,178 ед.; у обучающихся 3-го курса -в 1,6 раза и составил 1,25±0,154 ед. Вместе с тем данные показатели УФВ были снижены по сравнению с физиологической нормой в 1,74 раза, в 1,54 раза и в 1,6 раза у 1, 2 и 3-го курсов соответственно.

Более ранние изменения в деятельности центральной нервной системы проявляются в изменении ее функции, отражающейся на величине умственной работоспособности, что подтверждается изменением работоспособности у операторов в динамике 3-летнего обучения (рис. 1).

Выявлено, что к 3-му году обучения число обучающихся с нормальной работоспособностью уменьшилось с 33,3% до 25%. Такая же тенденция сохраняется в отношении числа обучающихся, имеющих незначительно сниженную работоспособность, которая снизилась с 54,5% до 40%, и обучающихся, имеющих существен-

но сниженную работоспособность, которая снизилась с 9,0% до 5%. Параллельно с этим установлена тенденция роста числа обучающихся к 3-му году обучения со сниженной работоспособностью с 27,3% до 30%.

Комплексное психологическое исследование согласно методике «Прогноз» позволило выявить лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, риска дезадаптации в стрессе, обладающих низкой устойчивостью к психоэмоциональным и физическим нагрузкам (рис. 2).

Выявлено, что к 3-му году обучения число обучающихся с высокой нервно-психической устойчивостью снизилось с 6,5% до 0%. Подобная тенденция наблюдается по отношению к числу обучающихся с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью, которое к 3-му курсу снизилось с 65,0% до 33,3%. Вместе с тем отмечается увеличение числа обучающихся к 3-му курсу с хорошей нервно-психической устойчивостью с 20,0% до 50,0%, такая же тенденция наблюдается в отношении числа обучающихся с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью, которое увеличилось с 10,0% до 16,7%.

60,00»% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

11 курс I 2 курс 13 курс

Нормальная Незначительно Сниженная Существенно

работоспособность сниженная работоспособность сниженная

работоспособность работоспособность

Рис. 1 - Распределение обучающихся в зависимости от уровня работоспособности, %

Неудовлетворительный уровень НПР

Удовлетворительный уровень НПР

Хороший уровень НПР

Высокий уровень НПР

11 КУРС I 2 КУРС I 3 КУРС

Рис. 2 - Распределение обучающихся в зависимости от уровня нервно-психической устойчивости, %

0% 20% 40% 60%

В динамике 3-летнего обучения снизилось количество обучающихся с очень высоким уровнем тревожности с 21,43?% до 0%, как и количество обучающиеся со средним уровнем тревожности (с тенденцией к низкому) с 50,0% до 33,33%. Одновременно с этим отмечается увеличение числа обучающихся с высоким уровнем тревожности с 7,14% до 22,22%, а также увеличение числа обучающихся со средним уровнем тревожности с 21,43% до 44,45%. При отсутствии обучающихся с низким уровнем тревожности установлено, что высокую стрессоустойчивость имели 50% операторов 1-го курса; 27,28% операторов 2-го курса и 33,33% операторов 3-го курса, в то время как средний уровень стрессоустойчивости имели 21,43% операторов 1-го курса; 36,36% операторов 2-го курса и 44,45% операторов 3-го курса. Низкую стрессоустойчивость имели 28,57% операторов 1-го курса; 36,36% операторов 2-го курса и 22,22% операторов 3-го курса.

Таким образом, проведенные исследования позволили установить достаточно высокий процент лиц, имеющих незначительно сниженную работоспособность, а также увеличение количества обучающихся со сниженной работоспособностью в динамике 3-летнего обучения. Выявлено, что к 3-му курсу каждый пятый обучающийся профессии оператора имеет неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, низкую стрессоустойчивость и высокий уровень тревожности, что требует разработки мероприятий по восполнению психо-эмоциональных ресурсов и под-

тверждает необходимость разработки критериев психофизиологической надежности абитуриентов, поступающих на обучение специальности «оператор».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гимранова, Г. Г. Факторы и показатели профессионального риска при добыче нефти / Г. Г. Гимранова, А. Б. Бакиров, Л. К. Каримова, Н. А. Бейгул, Э. Р. Шайх-лисламова // Вестник РГМУ. — 2014. — № 1.

2. Романова, Ю. А. Оптимизация отбора и профессиональной адаптации персонала в организации / Ю. А. Романова // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2015. — № 1.

3. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека / М. П. Мороз. — СПб.: ИМАТОН, 2003. — 48 с.

4. Зуйкова, А. А. Экспресс-оценка функционального состояния здоровья студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко / А. А. Зуйкова, Т. Н. Петрова // ВНМТ. — 2011. — № 2.

5. Семенистая, Е. С. Анализ методов оценки надежности деятельности человека-оператора / Е. С. Семенистая, О. Н. Подопрыголова, Н. С. Семунина // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2008. — № 2.

6. Черкасова, Е. С. Объективизация психолого-психофизиологического состояния в диагностике профессионального стресса у сотрудников Следственного комитета РФ / Е. С. Черкасова // Бюл. физ. и пат. дых. — 2014. — № 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.