Научная статья на тему 'Показатели эффективности работы налоговых органов'

Показатели эффективности работы налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
961
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СБОР / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович, Мороз Светлана Викторовна

ФНС Российской федерации предполагает собою концепцию органов, созданных согласно конкретно-территориальному принципу на началах требовательной иерархии, которая дает возможность построить режим постоянного контролирования за законностью как изнутри самой концепции, так и контролирование за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками. С целью оценки производительности деятельности ФНС Российской федерации определялся коэффициент затрат на обслуживание налоговых органов и коэффициент дохода налогов и сборов, регулируемых ФНС Российской федерации, в объединенный госбюджет Российской Федерации определяющих различные стороны работы налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CALCULATION OF THE EFFICIENCY OF THE TAX AUTHORITIES

FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers. To assess the effectiveness of the Federal Tax Service of Russia is determined by the cost of the rate of tax and the rate of collection of taxes and duties under the control of the Federal Tax Service of Russia, the consolidated budget of the Russian Federation is characterized by different aspects of the activity of the tax authorities.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности работы налоговых органов»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

3.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mvv88@list.ru

Мороз Светлана Викторовна, студентка экономического факультета Место учебы: Государственный университет управления

Svetlana.moroz.1996@mail.ru

Аннотация: ФНС Российской федерации предполагает собою концепцию органов, созданных согласно конкретно-территориальному принципу на началах требовательной иерархии, которая дает возможность построить режим постоянного контролирования за законностью как изнутри самой концепции, так и контролирование за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.

С целью оценки производительности деятельности ФНС Российской федерации определялся коэффициент затрат на обслуживание налоговых органов и коэффициент дохода налогов и сборов, регулируемых ФНС Российской федерации, в объединенный госбюджет Российской Федерации - определяющих различные стороны работы налоговых органов.

Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, эффективность.

THE CALCULATION OF THE EFFICIENCY OF THE TAX AUTHORITIES

Moroz Viktor V., PhD in Economics, Associate Professor, Professor of the Department for Tax Policy and Customs Tariff Regulation Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mvv88@list.ru

Moroz Svetlana V., a student at the Faculty of Economics Study place: State University of Management

Svetlana.moroz.1996@mail.ru

Annotation: FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers.

To assess the effectiveness of the Federal Tax Service of Russia is determined by the cost of the rate of tax and the rate of collection of taxes and duties under the control of the Federal Tax Service of Russia, the consolidated budget of the Russian Federation - is characterized by different aspects of the activity of the tax authorities.

Keywords: tax, fee, tax authority, tax administration, effectiveness

На сегодняшней стадии формирования Российской Федерации гарантия устойчивости экономики и экономического благосостояния государства во многом находится в зависимости от бюджетно-налогового урегулирования. Его окончательной мишенью считается формирование таких обстоятельств, благодаря присутствию каковых увеличиваются доходы бюджетов от налогов и сборов в Российской Федерации. Нужно выделить, что развитие главной доли бюджета государств с рыночной экономикой, в которых приблизительно 80% поступлений составляют налоги от доходов налогоплательщиков, обосновано результативной и продуктивной работой налоговых органов. По этой причине появляется потребность построения концепции характеристик, что дала бы возможность предоставить не предвзятую оценку работы налоговых организаций.

В ФНС Российской Федерации проходит систематическая беспрерывная деятельность согласно анализу производительности деятельность налоговых органов. Ранее создано и предложено к применению большое число методов, в которых выявлены аспекты, с поддержкой которых расценивается их деятельность. Однако вплоть до данного этапа проходит усовершенствование организации используемых показателей, а

проблема в том, какие из них считаются более верными и репрезентативными до сих пор остается не закрытым.

Под эффективностью необходимо подразумевать отношение итогов деятельности субъекта к расходам на их осуществление, поэтому применительно к системе налогового администрирования при рассмотрении производительности деятельности ФНС России наиболее репрезентативными обозначают характеристики, вычисленные через сведения о поступлениях налогов и сборов в бюджеты всех уровней, и затраты на содержание налоговых органов.

В 2001- 2003 гг. с целью рассмотрения производительности применения бюджетных денег в аналитическом труде налоговых органов Российской федерации использовались 2 обобщающих взаимнообратных показателя - коэффициент поступлений налогов и сборов на 1 руб. расходов на содержание налоговых организаций и коэффициент расходов на содержимое налоговых организаций на 100 руб. поступлений налогов и сборов.

На основании выше изложенных показателей произведем расчет эффективности расходов, направляемых на содержание налоговых органов за 2008-2017гг. (см. таблица 1).

Мороз В. В., Мороз С. В.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Таблица 1

Эффективность расходов, направляемых на содержание налоговых органов за 2008-2017гг. ( млрд. руб.)

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Поступления налогов и сборов, контролируемых ФНС России, в консолидированный бюджет РФ 7948,9 6288,3 7662,9 9719,5 10959,3 11327,2 12670,2 13788,3 14482,9 17343,4

Расходы на содержание налоговых органов 108,1 103,0 99,4 103,8 108,8 117,3 134,1 132,8 147,5 161,0

Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов. 73,53 61,05 77,09 93,64 100,73 96,57 94,48 103,82 98,18 107,7

Затраты на содержание налоговых органов на 100 рублей поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ 1,36 1,64 1,3 1,07 0,99 1,03 1,06 0,96 1,02 0,93

(Расчеты проведены автором Мороз С. В., см. в журнале «Бизнес в законе» №5, 2015 г., статья Мороза В.В. и Мороз С.В. «Расчет эффективности работы налоговых органов», стр.209-214)

Однако финансовая результативность - эффективность финансовой работы, финансовых проектов и событий, определяемая взаимоотношением приобретенного финансового результата (итога) к расходам факторов, ресурсов, обусловившим приобретение данного итога, результат максимального размера налоговых поступлений с использованием ресурсов конкретной цены на содержание налоговых органов.

В самой общей картине результативность - это сравнение итога этого либо другого воздействия с расходами, потребовавшимися для его реализации. Таким образом, при установлении численных и высококачественных характеристик, «меряющих» результативность, основной и довольно трудной проблемой считается верное установление расходов и определенных им итогов.

При определении производительности деятельности налоговой инспекции скорее необходимо отталкиваться от приближения итогов работы (в этом случае попавших в госбюджет сумм налогов) к целевым указаниям, обнаруженными в конкретных показателях.

При этом подходе весьма немаловажно выбрать такие данные, какие бы соответствовали стратегическим целям налоговой власти (Федеральной налоговой службы, территориальных управлений ФНС Российской Федерации) и в то же время определяли труд определенной налоговой инспекции.

Исходя из практики последних лет, когда ежегодно до налоговых администраций доводятся планы бюджетных назначений, что в целом отвечает стратегическим целям, в широком смысле целевую установку для налоговой инспекции можно сформулировать как выполнение плана по мобилизации платежей в бюджет. Однако даже при стопроцентном выполнении плана сделать вывод, насколько эффективно сработала инспекция, трудно. Основные причины здесь заключаются в следующем. План доводится директивно, исходя из достигнутых результатов. Планирование поступлений основывается не на экономическом потенциале территории (достоверном), а исходя из потребности как федерального, так и регионального, местного бюджетов. Таким образом, доводимый план объективно не учитывает возможности работы налоговой инспекции. При этом под возможностями следует понимать конкретную экономическую ситуацию территории и существующую законодательную базу в целом, в некотором смысле налоговый потенциал района или города. Другими словами, отношение возможностей налоговой инспекции к результатам ее

работы и будет характеризовать работу инспекции. Невозможность выразить данное отношение в абсолютном значении дает право выражать его через показатели.

Однако только совокупность показателей - показателя оценки эффективности расходов на содержание налоговых органов и показателя оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, - характеризующих разные стороны деятельности налоговых органов, можно принять в качестве, системы показателей эффективности работы налоговых органов.

В качестве обобщающего показателя эффективности работы налогового органа (Эно) целесообразно использовать фактическое поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет России за отчетный период (Фп) на фактически расходуемые бюджетные средства на содержание налоговых органов за отчетный период (БРно):

Э = Ф / БР

-'но ^п / но.

Основные показатели эффективности деятельности налоговых органов могут рассчитываться на всех уровнях управлений ФНС РФ и использоваться для сравнительного анализа подведомственных территориальных налоговых органов, а также для определения средств материального стимулирования их работников.

Но сегодня, применять исключительно такой показатель эффективности работы налоговых органов недостаточно. Возникает необходимость применения других показателей, связанных с экономической эффективностью работы структурных подразделений налогового органа. В связи с этим возникает проблема распределения затрат на содержание налоговых органов между структурными подразделениями в ИФНС. Для этого рассмотрим бюджетные ассигнования на обеспечение ФНС России за 2017г.Федеральной налоговой службе на руководство и управление в сфере установленных функций первоначально на 2017 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 122,5 млрд. рублей.

С учетом изменений, внесенных в бюджетную роспись, общий объем бюджетных ассигнований на руководство и управление в сфере установленных функций по ФНС России за 2017 год существенно увеличился за счет выделения дополнительных ассигнований на материальное стимулирование работников территориальных органов ФНС России и составил 161,0 млрд. рублей (см. рисунок 1).

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

Бюджетные обеспечение

инвестиции деятельности

учревдений. находш^кся в ведении ФНС Рг^оии

Рисунок 1. Объем расходования лимитов бюджетных обязательств ФНС России по состоянию на 01.01.2018 г. млрд. рублей.

Как видно на рисунке, общий объем лимитов бюджетных обязательств на руководство и управление в сфере установленных функций по ФНС России по состоянию на 31.12.2017 составил 161,0 млрд. рублей, из которых 70,9% (114,1 млрд. рублей) приходится на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда, 14,9% (24,0 млрд. рублей) - на текущие расходы на обеспечение деятельности ФНС России, 11,0% (17,7 млрд. рублей) - на расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий, 2,5% (4,1 млрд. рублей) - на бюджетные инвестиции, 0,7% (1,1 млрд. рублей) - на субсидии бюджетным учреждениям, находящимся в ведении ФНС России. На основе расходования лимитов бюджетных обязательств ФНС России можно вносить корректировку в формулу определения эффективности работы структурных подразделений в ИФНС с учетом распределения общих бюджетных ассигнований на их содержание по удельному весу, например: распределение коммунальных платежей инспекции между структурными подразделениями следующим образом:

Ч подр.1/ Ч ифнс= К подр.1, где: Ч подр.1- среднесписочная численность работников 1-го структурного подразделения ИФНС;

Ч ифнс-среднесписочная численность работников ИФНС;

К подр.1- коэффициент распределения коммунальных платежей инспекции для 1-го структурного подразделения ИФНС.

После этого определяем сумму коммунальных платежей для 1-го структурного подразделения ИФНС следующим образом:

Ск.пл.подр.1=Ск.пл.ифнс *К подр.1, где: Ск.пл.ифнс - общая сумма коммунальных платежей ИФНС;

Ск.пл.подр.1-сумма коммунальных платежей для 1-го структурного подразделения ИФНС.

Аналогично распределению коммунальных платежей инспекции, можно определить и другие расходы по структурным подразделениям в ИФНС.

На основании проведенного анализа и характеристики можно определить ряд показателей эффективности работы налоговых органов и их подразделений:

- эффективность работы ИФНС по проведению налоговой проверки, можно определить, как отношение дополнительно начисленных сумм по актам проверок к затратам всей налоговой инспекции;

- эффективность работы отделов камеральных и выездных проверок по проведению налоговой проверки, определяется как отношение дополнительно начисленных сумм по актам проверок к затратам на содержание этих отделов камеральных и выездных проверок;

- эффективность одной проведенной результативной налоговой проверки, также ее определение может быть осуществлено разными формулами: это отношение дополнительно начисленных сумм по актам

результативных налоговых проверок к затратам всей налоговой инспекции или к затратам на содержание отделов камеральных и выездных проверок и т.п.;

- эффективность одной проведенной результативной налоговой проверки, также ее определение может быть осуществлено разными формулами: это отношение дополнительно начисленных сумм по актам результативных налоговых проверок к затратам всей налоговой инспекции или к затратам на содержание отделов камеральных и выездных проверок и т.п.;

- эффективность взыскания налоговой задолженности, можно определить, как отношение поступившей суммы налоговой задолженности к затратам на содержание налогового органа или к затратам на содержание отдела по урегулированию налоговой задолженности;

- эффективность взыскания налоговой задолженности по контрольной работе налоговых органов (по решениям, вынесенным по актам проверок), можно определить, как отношение поступившей суммы налоговой задолженности по решениям, вынесенным по актам проверок к затратам на содержание налогового органа или к затратам на содержание отдела по урегулированию налоговой задолженности.

Аналогично, можно рассчитать и ряд подобных показателей эффективности имеющих свои результаты деятельности как в целом по налоговому органу, так и по его отдельным подразделениям.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,32%.

Список литературы:

1.Налоговый кодекс РФ.

2. Налоговое администрирование: учебник / под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ха-нафеева.— 3-е изд. — Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2015.

3. Налоги и налоговое администрирование: учебник / под ред. М.В. Мишустина.

- М.: Просвещение, 2015.

4. Расчет эффективности работы налоговых органов. Статья. Мороз В.В., Мороз С.В. «Бизнес в законе». Экономико-юридический журнал, №5. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2015 г.

5. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития. Статья. Мороз В.В., «Бизнес в законе». Международный экономико-юридический журнал, №6. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2013г.

6.Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. -http://www.nalog.ru.

7. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.taxpravo.ru

8. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - www.consultant.ru

9. Электронная версия журнала «Российский налоговый курьер» - www.rnk.ru

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья «Показатели эффективности работы налоговых органов», посвящена анализу работы налоговых органов и их эффективности работы за последние годы.

Вопросы, рассматриваемые авторами в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность.

В настоящей статье авторы исследуют актуальные вопросы оценки деятельности налоговых органов, их статистику, а также вопросы анализа налогового администрирования. В статье обозначены экономико-статистические данные работы налоговых органов.

Авторами проанализированы официальные статистические данные работы налоговых органов, кроме этого, проведенный анализ в статье дает возможность определить суммы начисленных платежей по налогам по результатам налогового администрирования, в какие отчетные периоды налоговые органы работали эффективно и был контроль со стороны государства на высоком уровне, и когда он был ниже.

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению.

Доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», канд. экон. наук, доцент

В.С. Осипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.