УДК: 65; 369
DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_138
Шугаева И.В., Ковалева Д.Е.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ОСНОВЕ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ
Shugaeva I.V., Kovaleva D.E.
PERFORMANCE INDICATORS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON TARGET INDICATORS
Ключевые слова: коэффициент замещения, трудоспособное население, пенсионное обеспечение, трудовая пенсия, пенсионная реформа, стратегия пенсионной системы, пенсионный возраст, потребительская корзина, коэффициентный анализ.
Keywords: replacement rate, working-age population, pension provision, labor pension, pension reform, pension system strategy, retirement age, consumer basket, ratio analysis.
Аннотация: в настоящее время проблемы социально-экономического обеспечения приобретают особую актуальность в современном российском обществе. Пенсионная система и ее эффективность сказывается на благосостоянии экономики страны в целом. Теоретический взгляд авторов основывается на том, что эффективность пенсионной системы зависит от полного спектра взаимодействий всех экономических звеньев с помощью, которых реализуются все обязательства перед гражданами в материальном обеспечении в виде выплат. Реформирование пенсионной системы с помощью всех макроэкономических показателей, включая и целевые индикаторы позволят достичь приемлемого уровня жизни населения при выходе на пенсию. Авторы оценивают коэффициент замещения как основной целевой индикатор, который применим к политике государства и рассматривается с учетом интересов развития системы пенсионного обеспечения страны. Авторы делают акцент на важности рассмотрения данного показателя в качестве основного индикатора. С применением «пенсионной формулы» коэффициента замещения происходит попытка роста качества пенсионного обеспечения пенсионерам, и изучения ее как универсального инструмента трансформации пенсионной системы страны в целом. Представленный коэффициент замещения позволяет в значительной степени продемонстрировать с практической точки зрения эффективность и результативность пенсионной системы.
Abstract: at present, the problems of socio-economic security are of particular relevance in modern Russian society. The pension system and its effectiveness affects the well-being of the country's economy as a whole. The authors evaluate the replacement rate as the main target indicator that is applicable to government policy and is considered taking into account the interests of developing the country's pension system. Reforming the pension system with the help of all macroeco-nomic indicators, including target indicators, will make it possible to achieve an acceptable standard of living for the population upon retirement. The authors evaluate the replacement rate as the main target indicator that is applicable to all areas of public policy and should be considered within the framework of taking into account the interests of the development of the country's pension system. The authors emphasize the importance of considering this indicator as the main indicator. With the use of the "pension formula" of the replacement rate, an attempt is made to improve the quality ofpension provision for pensioners, and to study it as a universal tool for transforming the country's pension system as a whole. The presented replacement rate makes it possible to demonstrate to a large extent, from a practical point of view, the efficiency and effectiveness of the pension system.
Введение. Постановка проблемы.
С конца XX начало XXI вв. в большинстве развитых стран наблюдаются глобальные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и государства в симбиозе, чем влекут за собой постоянное эволюционирование пенсионных систем, т.е. идет постепенный адаптационный процесс существующей социально-экономической реальности.
Быстрый процесс старения людей в обществе несет определенную финансовую нагрузку на социально-экономическую систему. Это неизбежным образом сказывается на возрастании «коэффициента» зависимости пожилого населения (лиц пенсионного возраста) по отношению к трудоспособной части населения1. В любой развитой стране государство предпринимает различные программы пенсионного обеспечения для поддержания уровня и качества жизни населения после окончания своей трудовой деятельности. Устойчивая пенсионная система будет являться основой социальной стабильности и экономической безопасности любого государства, поэтому реформирование пенсионной системы является одной из приоритетных стратегических задач, стоящих на сегодняшний день перед Россией.
Основные цели модификации пенсионной системы2:
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение общего минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;
1 Гонтмахер Е. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2012. - № 1. С. 22-29.
2
Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 4190/
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- сформировать коэффициент замещения рабочей пенсией по старости потерянного дохода до 40% при нормативном страховом стаже и медианной заработной плате ;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий -с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
Благосклонное и уважительное отношение к гражданам старшего поколения, исполнение ряда основных функций, которые удовлетворяют потребности общества и поддерживают их на определенном уровне социально - экономической защиты оказывается важной составляющей государственной политики. Старение населения - это естественный процесс демографического развития, поэтому авторы статьи рассматривают его как вызов и возможность общества к быстрому реагированию на происходящие изменения в обществе, в связи с этим, планирование и реализация пенсионной системы должна проводиться с учетом изменения в потребностях самого индивида. На сегодняшний день в целом остаются не решенные вопросы, касающиеся функционирования финансового приспособления пенсионной концепции, какие проявляют отрицательное воздействие в общественно-финансовое предоставление государства.
Формирование пенсионной системы неотъемлемо связано с основным показателем коэффициента замещения, как главного целевого ориентира (индикатора) в развитии общества, т.е. российская система пенсионного обеспечения и степень пенсионного обеспечения в ОПС вынуждены основываться на международных стандартах. Мо-
3 Официальный сайт Реформа. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mogagarinskoe.ru/ info/doc/reforma.pdf
дернизация пенсионной системы позволит своевременно отреагировать на происходящие быстрые перемены в обществе.
В основу методологии исследования легли статистический сравнительный и метод, общенаучные методы системного анализа.
Целью данного исследования является изучение реформирования пенсионной системы (далее - ПС) и применения коэффициента замещения как основного индикатора для совершенствования пенсионной системы в Российской Федерации.
Гипотеза авторов гласит, что коэффициента замещения может и должен применяться, в качестве основного показателя оценки эффективности совершенствования пенсионной системы РФ.
А данной работе авторы предложили «пенсионную формулу» в качестве универсального инструмента, который позволит сформировать устойчивую и эффективную пенсионную систему Российской Федерации.
Изложение основного материала исследования.
В настоящее время в Российской Федерации реформирование пенсионной системы обусловлено необходимостью адаптационных процессов восприимчивых к любым изменениям с позиции всех макроэкономических показателей. Большинство экономистов придерживаются мнения об изменении формата пенсионной системы РФ с точки зрения инновационного развития общества, поскольку наблюдается «социально-экономический» пессимизм с точки зрения формирования бюджетно-финансовой политики. С экономической точки зрения, пенсионная система, безусловно, может увеличивать общую налоговую нагрузку и поэтому она обременительна как для государственного бюджета, так и для бизнеса в целом, где может препятствовать его дальнейшему развитию.
Безусловно, по мнению экспертов (экономистов) в России давно назрела проблема повышения пенсионного возраста, которая на сегодняшний день считается оправданной, поскольку происходящие социально-экономические перемены вносят свои корректировки, и могут отрицательно
сказаться на повышении валового внутреннего продукта страны (далее-ВВП), это несомненно повлекло бы за собой сокращение ВВП примерно на 0,5%. Авторы разделяют мнением Л.П. Никиновой о том, что поступления в Пенсионный фонд (далее-ПФ) являются сегодня одним из важных направлений по реформированию пенсионной системы.
Согласно высказыванию Голиковой Т.А. соединение государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) позволит сформировать единую государственную систему, как одно из направлений преобразования ПФ»1. С точки зрения авторов статьи в любом государстве пенсионные системы направлены на поддержания достойного уровня жизни и степенью достижения данных целей определяет коэффициент замещения, который демонстрирует размер пенсии относительно заработной платы экономического субъекта.
В любом развитом государстве, государство предоставляет социальное страхование, которое заключается в пенсионном обеспечении своих граждан, что непосредственно влечет за собой взаимосвязь всех макроэкономических показателей. Предоставляемые Росстатом (Федеральная служба государственной статистики) данные о количестве проживающих пенсионеров на сегодняшний день в РФ, можно отследить динамику изменения численности пожилых людей к общей численности населения (трудоспособному).
Комментируя данные Росстата, авторы статьи выявили, что средний размер назначенных пенсионных выплат на конец первого полугодия 2020 г. составлял -15,0 руб. месяц, это на 2,9% выше предыдущего периода, при этом на протяжении шести месяцев подряд реальный рост пенсий в нынешнем году был равномерным: I квартал- 103,2%, II квартал - 102,7%, в отличии от динамики заработной платы4.
По данным Росстата, в Российской Федерации, начиная с 2017 года, происхо-
1 Голикова Т.А. Зеленая правда. 24.05.2019.
[Электронный ресурс] - URL: https://greentruth.ru/
meropriyatiya/interesnoe/mintrudpodgotovü-proekt-
obedineniya-vnebyudzhetnyx-fondov-po-rasporyazheniyu-golikovoj/
дит увеличение лиц пенсионного возраста, и к 2019 году общая численность пенсионеров составила уже 46 480 тыс. человек. Снижение численности пожилого населения в 2020 году составила около 843 тыс. человек от общей численности пенсионеров -46 198 тыс. человек, данные показатели свидетельствуют либо об изменении возрастных критериев, либо связаны с социально-экономическим кризисом (санкции, коронавирус и т.д.)
В научной литературе до сих пор не существует четкого определения коэффициента замещения, поэтому мы можем исследовать его как эмпирический показатель, основанный на реальных показателях заработной платы и пенсий, а также, как и теоретический показатель, основанием для которого служат среднестатистические данные, что непосредственно позволяет измерить степень продуктивности пенсионной системы в отношении субъекта, достигшего пенсионного возраста. Авторы работы делают акцент, на том, что в странах Западной Европы (Франция, Люксембург, Германия, Швейцария и др.) наиболее значимым вектором в эффективном развитии пенсионной системы является показатель - коэффициент замещения.
Технология расплаты в различных государствах способна включать различные разновидности выплат в связи с ключевыми характеристиками, пребывающих в границах муниципальных ПС, как и методы по расчету «коэффициента замещения» могут иметь отличные значения, что обуславливает то, что показатель не является в международной практике основной фундаментальной платформой отсчета. С точки зрения авторов при использовании в расчетах необходимо учитывать, что данный коэффициент имеет погрешности и недостатки. Слабым местом в формуле является некорректное соотношение между количеством (числом) плательщиков социальных взносов и самих пенсионеров, т.е. соотношением числа работников и пенсионеров.
В России широкое применение получил метод коэффициент замещения солидарности, рассчитываемый как отношение средней пенсии к средней заработной плате в экономике за год. Международная органи-
зация труда (далее: МОТ) устанавливает пределы, при которых коэффициент замещения может обеспечить не менее 50% работающих защищенных лиц. По мнению большинства исследователей, для работников со средней зарплатой приемлемо применять коэффициент замещения с точки зрения понятия валового эмпирического коэффициента. Данный подход позволяет использовать реальные показатели для объективного оценивания по пенсионным выплатам в различных странах.
А.К. Соловьев в своей работе делает акцент на то, что на сегодняшний день, «коэффициент замещения» выступает главным показателем в эффективности пенсионной системы по отношению к субъекту пенсионной систему-застрахованному лицу1.
Авторы статьи приводят пример, опираясь на статистику Пенсионного фонда: Государство ставит перед собой задачу повышения качества и уровня жизни населения в долгосрочной перспективе, а для этого необходимо достаточное поступление страховых взносов для поддержания трудовых пенсий2. Ссылаясь на статданные, мы видим, что коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в среднем по стране составит примерно 36,2%, но учитывая тенденции к снижению экономических показателей в стране и без внесения изменений в пенсионную систему новых правил, мы также можем наблюдать, что по подсчетам к 2030 году этот показатель снизиться примерно на 25%, дальнейшее снижение прогнозируется и к 2040 году .
Экономическая составляющая влияет на формат пенсионной системы в целом, которая на прямую зависит от множества различных факторов (социальных, политических, демографических и т.д.), поэтому с учетом экономических показателей, пенсионный возраст исчисляется функцией от
1 Соловьев А.К. «Экономические условия повышения пенсионного возраста» // Проблемы теории и практики управления, №2, 2017, С. 47-57.
2 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р // Российская газета 2012, 28 декабря.
3 Официальный сайт пенсионного фонда. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http//www.pfrf.ru/
общей численности населения1. В Стратегии долгосрочного развития Пенсионной
системы РФ до 2030 г. Определены целевые ориентиры, которые формируют необходимость использования пенсионной формулы, исчисляемую на основе пенсионных коэффициентов.
N (У) = £ П = Е (V),
(1)
где п - общая численность населения в возрасте 1 лет;
v - пенсионный возраст субъектов.
Пенсионная формула занимает ведущую позицию в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ (ПС) до 2030 года и выполняет непосредственно задачу, в которой выделены главные формулировки, изложенные в комментариях к государственной пенсионной программе Российской Федерации. Максимальный показатель индивидуального пенсионного коэффициента считается за соответствующий календарный год2. Данные расчетов представлены в приложении 4 к Федеральному Закону о «Страховых пенсиях» (табл. 1).
В практической деятельности часто используется нетто-коэффициент замещения (далее - НКЗ), который демонстрирует замещения пенсии утраченному заработку.
НКЗ =
Пенсия -Т + пособия/льготы
(2)
ния;
Заработки -Т где НКЗ - коэффициент нетто замеще-Т - налоги.
Стратегические ориентиры развития эффективности пенсионной системы представляют совокупность институтов, направленных на обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, поэтому коэффициент замещения, выступает неким гарантом по обязательствам перед субъектами. Авторы статьи предлагают сконцентрировать внимания на опыте стран, входящих в ОЭСР, так как здесь представлен широкий диапазон многообразия пенсионных систем, сформировавшихся в демографических, социальных и экономических направлениях. В соответствии с Конвенцией МОТ от 1955 г., определено, что коэффициент замещения должен быть сформирован не ниже 40%, представленного в таблице 23.
С точки зрения авторов различные методологические подходы относительно коэффициента замещения от части могут нести необъективную (искаженную) информацию, поэтому методика сравнительного анализа позволяет более детально сопоставить пенсионные системы различных государств в целом. В данном случае коэффициент замещения выступает главным экономическим показателем, поскольку объективно может рассчитать баланс между всеми доходами пенсионеров (неработающих) и гражданами трудоспособного возраста, и в случае утраты или прекращения трудовой деятельности, произвести компенсацию заработка. Также необходимо понимать в каком направлении пенсионная система способна выполнять компенсационные выплаты утрачиваемого заработка, поскольку от этого будет зависеть основа расчета коэффициента замещения.
1 Соловьев А.К. «Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса: риски роста бедности» // ЭКО, Всероссийский экономический журнал №8, 2017, С. 139-153 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/pensionnaya-reforma-v-usloviyah-byudzhetnogo-krizisa-riski-rosta-bednosti/viewer
2 Официальны сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации»
[Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://www.zakomf.info/zakon-o-strahovyh-pensiah/pril4/
Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». (Вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности»). [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=INT;n=16217;dst=0;ts=148FBF0CAD39F7F3DA1 58C8FC2AA1FE8rnd=0.9915593164041638.
Таблица 1 - Показатели максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год [10]_
Год Мини- Минимальная Взносы для формиро- Взносы для формирова-
мальный сумма индивиду- вания накопительной ния накопительной пен-
стаж субъекта11 альных пенсионных коэффициен- 11 тов пенсии (для застрахованных лиц) (начисляются и уплачиваются)11 сии для застрахованных лиц) (не начисляются и не уплачиваются)11
2019 10 16,2 5,71 9,13
2020 11 18,6 5,98 9,57
2021 12 21 6,25 10,00
2022 13 23,4 6,25й 10,00
2030 14 25,8 5,71 10,0010
Таблица 2 - Коэффициент замещения, % в ОЭСР [12]
Страны Обязательное пенсионное страхование
Размер заработка (по отношению к среднему) 0,5 1 1,5
США15 51,71 Мексика16 30,94 Великобритания17 22,54
Великобритания 53,83 Великобритания 31,90 Канада 25,93
Мексика 57,45 Канада 38,87 Мексика 29,61
Польша 58,98 США 39,42 США 35,32
Чили 60,03 Чили 44,84 Чехия 37,35
Эстония 60,25 Эстония 48,06 Щвейцария 40,87
Канада 61,17 Чехия 50,22 Чили 41,77
Италия 64,55 Швеция 53,80 Эстония 43,97
Щвейцария 65,15 Щвейцария 57,91 Финляндия 57,78
Финляндия 66,44 Финляндия 57,78 Польша 58,98
Швеция 68,27 Польша 58,98 Исландия 64,55
Венгрия 75,85 Италия 64,55 Италия 64,55
Чехия 80,22 Венгрия 75,85 Дания 66,06
Испания 81,17 Дания 79,67 Швеция 68,68
Нидерланды 93,02 Испания 81,17 Испания 81,17
Греция 95,72 Нидерланды 88,13 Нидерланды 86,52
Дания 120,58 Греция 95,72 Венгрия 75,83
Исландия 144,93 Исландия 96,94 Греция 95,72
Источник: составлено авторами по данным [12,13,16,17,18]
где СЗП-среднемесячная номинальная заработная плата в экономике за определенный период;
Пнорм- пенсия по старости при нормативном стаже и зарплате, равной СЗП,
ИПКнорм - сумма индивидуальных коэффициентов пенсионера, заработанная застрахованным лицом за нормативную продолжительность страхового стажа;
СПК - стоимость одного индивидуального коэффициента пенсионера;
ФВ - фиксированная выплата к пенсии страховой.
Опираясь на составляющую в Стратегии, у всех граждан пенсия должна формироваться по солидарной системе, поскольку финансируется за счет страховых взносов и налогов трудоспособного населения страны. Согласно, данному документу расчет коэффициента замещения производиться по формуле:
П ИПК х СПК + ФВ
^^ _ норм __норм
СЗП СЗП , ( )
В рамках функционирования системы обязательного пенсионного страхования (далее-ОПС) мы может увидеть, что доходы у большинства пенсионеров будут определяться не только выплатой по страховой, но и с учетом накопительной пенсии, поэтому коэффициент замещений имеет в данном случае более весомое суммированное значение, так как, страховая и накопительная пенсия по старости выплачиваются одновременно, но при этом накопительная пенсия может выплачиваться ежемесячно и на бессрочный период времени. Соответственно, на доход пенсионеров влияет производимый расчет пенсионного возраста по старости (не менее 2,5-3) от минимума, уста-
новленного стране. Права на пенсии можно выразить при помощи формулы:
ипк - сзп
норм 2,3СЗП
X 10 х стажНОрм = ^ х35 «152,17, (4)
где 2-3 СЗП - является границей дохода (верхней), исходя из которой начисляются пенсионные взносы
При постоянной численности рабочих в различных секторах экономики существует возможность расчета пенсионного возраста женщин и мужчин при помощи индивидуальных коэффициентов (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика возрастных групп выхода на пенсию для обеспечения коэффициента замещения на уровне 40% (без роста занятости)
14
Показатели 2015 2020 2025 2030 2040 2050
Среднемесячная номинально начисленная заработная плата в экономике, руб
34 050 46 726 61 895 76 340 153 263 218 915
Показатели Численность пенсионеров в возрасте 55-60лет и старше, млн.чел
31,8 35,6 37,2 37,8 40,3 42,3
размер индексаций: фиксированной выплаты
с 1 февраля 0,112 0,040 0,039 0,037 0,040 0,043
пенсия страховая 0,115 0,042 0,045 0,36 0,048 0,050
с 1 апреля 0,000 0,001 0,002 0,002 0,005 0,0010
на начало года:
выплата фиксированная, руб. 3852 5249 3624 7852 11864 16973
СПК, руб. 64,2 84,7 103,3 125,7 214,5 332,2
в среднем за год:
выплата фиксированная, руб 4521,3 5278,6 6577,6 7968,9 11791,0 17454,6
СПК, руб 70,6 87,7 107,1 130,2 223,6 347,2
ИПК норм, ед. 152,16 152,16 152,16 152,16 152,16 152,18
Показатели 2015 2020 2025 2030 2040 2050
Коэффициент замещения по действующему законодательству, %
45 42 37 36 36 33
выплата фиксированная, руб 11 12 17 15 7 10
пенсия страховая 30 35 28 26 29 23
Показатели 2015 2020 2025 2030 2040 2050
Коэффициент замещения при повышении возраста, %
39% 40% 38% 42% 42% 43%
Показатели Численность пенсионеров при повышении возраста, млн.чел
31,5 35,9 35,2 32,8 31,7 32,9
Показатели Установленный пенсионный возраст, лет
58 58 8 62 601 64
Источник: составлено авторами по данным [14]
Согласно прогнозу Министерства экономического развития (далее-МЭР) после 2021 года, экономический рост составит примерно - 3% ВВП в год. Исходя из сценариев развития (негативных и положительных) в дальнейшим будет формироваться основная платформа пенсионной системы. На рисунке 1 представлен в динамике сценарий развития экономического роста, обеспечивающий высокий уровне пенсион-
ных выплат, но при этом коэффициент замещения уменьшается.
Экономисты связывают это с тем, что доходная база ПС чутко реагирует на все экономические изменения, происходящие в обществе. Уменьшение (снижение) уровня коэффициента замещения в данном случае, говорит о том, что темп роста зарплат опережает рост пенсионных выплат. Данная картина наблюдалась в кризисные периоды развития экономики России.
Рисунок 1 - Сценарий развития экономического роста с учетом коэффициента замещения, %
С точки зрения авторов статьи, эффективность пенсионной системы необходимо строить на «коэффициентном анализе», показывающий размер пенсии, создаваемый на единицу всех государственных расходов пенсионного обеспечения. В данном случае целесообразно применять «пенсионную формулу». Чем выше будет данный показатель (Э), тем будет более эффективное развитие системы.
^ КЗ(в%) дп Э= —-—1 х , где о(в %) ар
(5)
Э- эффективность пенсионной систе-
мы;
КЗ - коэффициент замещения;
G - государственные расходы;
Qп - количество пенсионеров;
Qр - количество работников.
Любая экономическая система страны должна быть четко структурирована и в полной мере соответствовать требованиям и базовым принципам построения пенсионных систем с целью повышения ее эффек-
тивности в целом. В данном случае, применение комплексного подхода гарантирует снижение негативных последствий, приводящих к неэффективности функционирования пенсионной системы.
Пенсионная система России имеет ряд особенностей, которая позволяет выявить ряд предпосылок, направленных на решения определенных задач и достижения приемлемого качества жизни субъектов РФ. Трехуровневая пенсионная система, (базовая, корпоративная и частная) будет являться наиболее перспективным вариантом в развитии экономики страны (рис. 2).
Трехуровневая система предусматривает варианты развития в отношении трех «игроков» (работники, государство и экономика) пенсионной системы на экономической платформе. Формируемая пенсионная система поможет субъектам РФ правильно сделать накопительные пенсионные вклады, при этом государство в Стратегии развития к 2030 году планирует выйти на коэффициент замещения в пределах 60-70% утраченного заработка. Поэтому модернизация ПС позволит своевременно отреаги-
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2022 ровать на происходящие перемены в обще- стве.
Уровень I
Гарантированная государственная минимальная пенсия (базовая)
Уровень II
Выплачиваемая государственная пенсия (зависит от трудового стажа работы) - корпоративная
4 Г
Уровень III
Добровольная пенсия в системе негосударственного пенсионного обеспечения
(частная пенсия)
Рисунок 2 - Трехуровневая система в РФ
Заключение. Социально-экономическая политика государство рассматривается в долгосрочной перспективе, целью которой является проведения эффективных пенсионных реформ, которые могут зависеть, от внешних и внутренних факторов. Авторы статьи считают, что эффективность развития пенсионной системы необходимо рассматривать как макроэкономическую систему, включающую все целевые индикаторы, а именно применять коэффициент замещения, как индикатор эффективности развития пенсионного баланса. В настоящее время пенсионные системы имеют многоуровневые профили, пенсионные схемы, и классификации, а также различные источники финансирования. Рост численности людей пенсионного возраста в отношении лиц трудоспособного населения способствует принятию быстрых экономических решений, способствующих устойчивому реформированию пенсионной системы с помощью коэффициента замещения.
1. Предложенная модель трехуровневой системы, суть которой состоит в преоб-
разовании пенсионной сферы в развитую структурную модель, с точки зрения авторов позволяет выполнить обязательства перед людьми пенсионного возраста, а также поддерживать определенный уровень доходов экономически активного населения страны (ЭАН) для формирования пенсионного накопления.
2. В результате исследования, авторы пришли к выводу, что коэффициент замещения в сравнении с другими экономическими индикаторами является главным параметром, который характеризует всю систему пенсионного обеспечения, поэтому он является наиболее эффективным инструментом для анализа формирования пенсионной системы.
3. Авторы предложили формулу «коэффициентного анализа» измерения результативности системы пенсионного обеспечения. Данная формула помогает рассчитать соотношение коэффициента замещения (в процентах) и расходов государства на выплаты пенсий (процентов к ВВП) к коэффициенту демографической нагрузке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гонтмахер, Е. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2012. - № 1. С. 22-29.
2. Шугаева, И.В. Концептуальные подходы к формированию эффективности пенсионной системы в России // Электронное научное издание Ученые заметки ТОГУ, URL: http://ejoumal/artides-2019/TGU_10_177.pdf
3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р // Российская газета 2012, 28 декабря.
URL: https://base.garant.ru/70290226/ [The long-term development strategy of the pension system of the Russian Federation (dated December 25, 2012 No. 2524-p.). (In Russian).]
4. Минтруд подготовил проект объединения внебюджетных фондов по распоряжению Голиковой // Зеленая правда. 24.05.2019. URL: https://greentruth.ru/meropriyatiya/interesnoe/ mintrudpodgotovil-proekt-obedineniya-vnebyudzhetnyx-fondov-po-rasporyazheniyu-golikovoj/
5. Соловьев, А.К. «Экономические условия повышения пенсионного возраста» // Проблемы теории и практики управления, №2, 2017, С.47-57.
6. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р // Российская газета 2012, 28 декабря.
7. Официальный сайт пенсионного фонда РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http//www.pfrf.ru/
8. Соловьев, А.К. «Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса: риски роста бедности» // ЭКО, Всероссийский экономический журнал №8, 2017, С. 139-153.
9. Официальны сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-o-strahovyh-pensiah/pril4/
10. Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ.2013. № 52 Ст.6965 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/FZ-o- strahovyh-p ensij ah/
11. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». (Вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности»). [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=16217;dst=0;ts=148FBF0CAD39F7F3DA1 58C8FC2AA1FE8nd=0.9915 593164041638.
12.Фейнберг, А. Россияне не разбираются в пенсиях / А. Файнберг // Коммерсант. -2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Doc/2782039
13. Соловьев, А.К. Пенсионный возраст: актуарно-статистическое обоснование. Монография / А.К. Соловьев, С.А. Донцова, Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва: Прометей, 2018. - 236 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34983264
2. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
15. European Commission. (2018). The 2018 Pension Adequacy Report: current and fu-tureincome adequacy in old age in the EU. Brussels: European Commission.
16. Finch D., Gardiner, L. (2017). As good as it gets? The adequacy of retirement income for current and future generations of pensioners. // Intergenerational Commission Report. Resolution Foundation. URL: https://www.intergencommission.org/wp-content/uploads/2017/11/ Pen-sions.pdf
17 OECD. (2019). Working Better with Age. Paris: OECD Publishing. URL: https://doi.org/10.1787/c4d4f66a-en.
18. Официальный сайт Реформа [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://mogagarinskoe.ru/info/doc/reforma.pdf
Дата поступления: 17.01.2022