Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ'

ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков А.А., Акулова Л.Н., Никулина Т.В., Климова В.К.

Цель исследования - выявить уровень физической подготовленности преподавателей вуза на основе анализа их двигательной активности. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), в котором приняли участие преподаватели гуманитарных специальностей (общего профиля) и физического воспитания. Выборку составили участники в возрасте от 30 до 35 лет. Для оценки двигательной активности использовались шагомеры фирмы OMRON. Для оценки физической подготовленности были предложены контрольные упражнения для мужчин и женщин. Результаты исследования и выводы. Установлено, что преподаватели дисциплин гуманитарного профиля отличаются низкой двигательной активностью, что связано с особенностями их профессиональной деятельности. Это указывает на слабую функциональную активность систем организма и нарушение в деятельности регуляторных механизмов. Авторами предложены способы повышения двигательной активности и увеличения работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков А.А., Акулова Л.Н., Никулина Т.В., Климова В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF MOTOR ACTIVITY AND PHYSICAL FITNESS OF UNIVERSITY TEACHERS

Objective of the study was to identify the level of physical fitness of university teachers based on the analysis of their physical activity. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the Belgorod State National Research University, which was attended by teachers of the humanities (general profile) and physical education. The sample consisted of participants aged 30 to 35 years. To assess motor activity, OMRON pedometers were used. To assess physical fitness, control exercises for men and women were proposed. Results and conclusions. It has been established that teachers of humanitarian disciplines are characterized by low motor activity, which is associated with the peculiarities of their professional activities. This indicates a weak functional activity of the body systems and a violation in the activity of regulatory mechanisms. The authors proposed ways to increase motor activity and increase efficiency.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ»

ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 02.04.2022 г.

Информация для связи с автором: delphin87@inbox.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Акулова3

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никулина1

Кандидат биологических наук, доцент В.К. Климова1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

3Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

iNDiCATORS OF MOTOR ACTiViTY AND PHYSiCAL FiTNESS OF UNiVERSiTY TEACHERS

PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov12 Dr. Hab., Professor L.N. Akulova3 PhD, Associate Professor T.V. Nikulina1 PhD, Associate Professor V.K. Klimova1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod

3 Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Аннотация

Цель исследования - выявить уровень физической подготовленности преподавателей вуза на основе анализа их двигательной активности. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), в котором приняли участие преподаватели гуманитарных специальностей (общего профиля) и физического воспитания. Выборку составили участники в возрасте от 30 до 35 лет. Для оценки двигательной активности использовались шагомеры фирмы 01УТО1\1. Для оценки физической подготовленности были предложены контрольные упражнения для мужчин и женщин. Результаты исследования и выводы. Установлено, что преподаватели дисциплин гуманитарного профиля отличаются низкой двигательной активностью, что связано с особенностями их профессиональной деятельности. Это указывает на слабую функциональную активность систем организма и нарушение в деятельности регуляторных механизмов. Авторами предложены способы повышения двигательной активности и увеличения работоспособности.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, образовательная деятельность, физическая культура, преподаватель, высшее учебное заведение.

Abstract

Objective of the study was to identify the level of physical fitness of university teachers based on the analysis of their physical activity. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the Belgorod State National Research University, which was attended by teachers of the humanities (general profile) and physical education. The sample consisted of participants aged 30 to 35 years. To assess motor activity, OMRON pedometers were used. To assess physical fitness, control exercises for men and women were proposed.

Results and conclusions. It has been established that teachers of humanitarian disciplines are characterized by low motor activity, which is associated with the peculiarities of their professional activities. This indicates a weak functional activity of the body systems and a violation in the activity of regulatory mechanisms. The authors proposed ways to increase motor activity and increase efficiency.

Keywords: motor activity, physical readiness, educational activity, physical culture, teacher, higher educational institution.

Введение. В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что профессиональная деятельность педагога сопровождается эмоциональными, физическими и умственными перегрузками. К факторам, отрицательно воздействующим на состояние здоровья преподавателя, можно отнести учебную загруженность, использование информационных технологий в образовательном процессе, ведение методической и отчетной документации и многое другое.

В этой связи организация и регулирование двигательной активности преподавателей в течение дня является актуальной областью исследования со стороны ученых и практиков.

Цель исследования - выявить уровень физической подготовленности преподавателей вуза на основе анализа их двигательной активности.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), в котором приняли участие преподаватели гуманитарных специальностей (общего профиля) и физического воспитания. Выборку составили участники в возрасте от 30 до 35 лет. В каждой группе было по 10 мужчин и пять девушек.

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

Таблица 1. Средние показатели шагометрии у преподавателей в течение недели

Дни Общий профиль Физкультурный профиль

Женщины Мужчины Женщины Мужчины

Будни 7358±467 8796±641 12175±658 14191±739

Выходные 4322±351 4178±512 10586±433 10893±541

Таблица 2. Результаты контрольного тестирования преподавателей

Тестирование Общий профиль Физкультурный профиль

Женщины Мужчины Женщины Мужчины

Бег на 60 м, с 13,2±0,8 12,4±0,7 10,5±0,6 8,7±0,4

Наклон, см 9,5±0,6 -3,5±0,4 14,3±0,9 9,2±0,8

Челночный бег, с 34,1±2,7 18,2±1,5 31,2±2,1 16,5±1,7

Наклоны за 1 мин, раз 21±1,7 35±2,4

Отжимания, раз 22±2,3 37±3,9

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Для оценки двигательной активности использовались шагомеры фирмы OMRON. Измерялась двигательная активность в течение недели. Для оценки физической подготовленности были предложены контрольные упражнения для мужчин и женщин. Так, женщины выполняли бег 60 метров, наклон из положения стоя, наклоны из положения лежа в течение 1 минуты и челночный бег 10 х10 м. Мужчины выполняли бег 60 м, наклон из положения стоя, сгибания-разгибания рук из положения лежа и челночный бег 4 х20 м.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о низкой двигательной активности преподавателей общего профиля. В будние дни активность как у женщин, так и мужчин не превышает условной суточной нормы в 10000 шагов. А в выходные дни результат шагометрии снижается вдвое (табл. 1). Педагоги физкультурного профиля в будние дни выполняют в два раза больше шагов, чем в группе преподавателей общего профиля. Такая тенденция отмечается как у женщин, так и мужчин. В выходные же дни двигательная активность превышает условную суточную нормы в 10000 шагов. Сравнение результатов отмечено достоверной разницей (по ^критерию Стьюдента).

Сравнительная оценка уровня физической подготовленности в контрольных упражнениях преподавателей демонстрирует различия в показателях. Педагоги физкультурного профиля быстрее в беге на 60 метров лучше выполняют тест «челночный бег», а также тесты на определение силовых способностей, чем представители гуманитарного направления. Результат выполнения теста наклона из положения стоя мужчинами-преподавателями дисциплин общего профиля составил -3,5±0,4 см. Отрицательный знак указывает на положение кончиков пальцев выше пола. Сравнение результатов отмечено достоверной разницей (по критерию Стьюдента).

Выводы. В результате исследования установлено, что преподаватели дисциплины гуманитарного профиля отличаются низкой двигательной активностью, что связано с особенностями их профессиональной деятельности. Единственно возможной формой активности в течение рабочего дня являются умеренные передвижения в ограниченном пространстве, жестовые движения и активность у доски или экрана. В то время как активность преподавателей физкультурного профиля насыщена различными движениями во время проведения практических занятий.

В свою очередь, низкие показатели двигательной активности и физической подготовленности могут указывать на слабую функциональную активность систем организма и нарушение в деятельности регуляторных механизмов. Все это сказывается на работоспособности и устойчивости преподавателей к профессиональным и повседневным нагрузкам.

В рамках регулирования двигательной активности преподавателям общего профиля рекомендуется в рабочие дни выполнять на учебных занятиях физкультурные минутки или подвижные тренажи. Возможны дневные прогулки или легкие тренировки для переключения рода деятельности. После рабочего дня добираться домой пешком, а не общественным транспортом. Важно выходные дни проводить активно или проводить активно часть выходного дня. А также преподавателям важно включаться в оздоровительно-физкультурную деятельность высших учебных заведений. Принимать участие в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Предложенные пути регулирования двигательной активности позволят не только повысить двигательную активность, но и увеличить работоспособность.

Литература

1. Ибраев, С.А. Современные аспекты профессионального риска у лиц умственного труда / С.А. Ибраев, Ж.Ж. Жарылкасын, Е.Ж. Отаров и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - (3-1). - С. 62-65.

2. Коновалова, Г.М. Адаптация к профессиональной деятельности в вузе женщин второго зрелого возраста / Г.М. Коновалова, Е.А. Кучинская, О.А. Куртабашева // Актуальные вопросы науки и образования. - 2021. - № 1. - С. 63-66.

3. Смагулов, Н.К. Двигательная активность и здоровье преподавателей вузов / Н.К. Смагулов, С.И. Логинов, А.М. Евневич и др. / Гигиена и санитария. - 2021. - Т. 100. - № 1. - С. 49-54.

4. Сухостав, О.А. Двигательная активность преподавателей вуза / О.А. Сухостав, Е.И. Смирнова // Перспективы науки. - 2019. -№ 8 (119). - С. 169-171.

5. Федорова, О.Н. Двигательная активность женщин-преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья / О.Н. Федорова, Т.П. Елисеева // XXI Царскосельские чтения. Матер. между-нар. науч. конф. - 2017. - С. 276-281.

References

1. Ibraev S.A., Zharylkasyn Zh.Zh., Otarov E.Zh. et al. Sovremennye aspekty professionalnogo riska u lic umstvennogo truda [Modern aspects of occupational risk in mental workers]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovanij. 2017. No.3-1. pp. 62-65.

2. Konovalova G.M., Kuchinskaya E.A., Kurtabasheva O.A. Adaptaciya k professionalnoj deyatelnosti v vuze zhenshchin vtorogo zrelogo voz-rasta [Adaptation to professional activity in the university of women of the second mature age]. Aktualnye voprosy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 1. pp. 63-66.

3. Smagulov N.K., Loginov S.I., Evnevich A.M. et al. Dvigatelnaya ak-tivnost i zdorove prepodavatelej vuzov [Motor activity and health of university teachers]. Gigiena i sanitariya. 2021. Vol. 100. No. 1. pp. 49-54.

4. Sukhostav O.A., Smirnova E.I. Dvigatelnaya aktivnost prepodavatelej vuza [Motor activity of university teachers]. Perspektivy nauki. 2019. No. 8 (119). pp. 169-171.

5. Fedorova O.N., Eliseeva T.P. Dvigatelnaya aktivnost zhenshchin-prepodavatelej vuzov kak faktor povysheniya urovnya ih zdorovya [Motor activity of female university teachers as a factor in improving their health]. XXI Carskoselskie chteniya [XXI Tsarskoye Selo Readings]. Proceedings International scientific conf. 2017. pp. 276-281.

70

http://www.teoriya.ru

№6^ 2022 Июнь | Juni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.