В Российское общество в условиях кризиса
А. Л. Андреев, А. С. Садчикова
Поисковые запросы в интернете как средство анализа социального поведения россиян в условиях социально-экономического кризиса
(на примере приволжского федерального округа)
DOI: 10.19181/snsp.2016.4.4.4759
Андреев Андрей Леонидович — доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. 115409, Россия, Москва, Каширское шоссе, 31
E-ma;l:[email protected] Тел.: +7 (926) 248 27 35
Садчикова Анастасия Сергеевна — кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. 115409, Россия, Москва, Каширское шоссе, 31
E-mail: [email protected] Тел.: +7 (987) 384 47 85
Аннотация. В статье анализируются основные тренды поведения аудитории Интернета Приволжского федерального округа в условиях социально-экономического кризиса, который рассматривается как положительное явление, оказывающее прогрессирующее влияние на развитие социума в отдельно взятом регионе. В исследовании был использован on-line сервис Wordstat Yandex для анализа динамики использования ключевых слов, отражающих факторы формирования человеческого капитала, в период с 2014 по 2016 гг. Из общей генеральной совокупности поисковых запросов были выделены статистические показатели по отдельному региону — Приволжскому федеральному округу. На основе полученных данных по специфике восприятия социально-экономических перемен населением исследуемого региона были выделены четыре кризисных периода. Установлено, что в условиях социальных рисков формируется положительный человеческий капитал, способный активизировать внутренние ресурсы личности для преодоления сложных внешних условий. На основе анализа поисковых запросов выявлена зависимость между on-line поведением пользователей и развитием кризисной ситуации в регионе. В частности, было зафиксировано увеличение количества поисковых запросов, связанных со сферой образования: переквалификация, профессиональная переподготовка, изучение английского языка, прохождение on-line курсов, курсы повышения квалификации, дистанционное получение высшего образования; сферой здоровья — правильное питание, частичный отказ от вредных привычек, борьба с нервозными симптомами; сферой экономической деятельности: поиск удаленной работы, поиск грантов для предпринимательской деятельности, смена работы, поиск работы для пенсионеров и лю-
дей, не имеющих трудового стажа. Полученные данные можно учитывать при разработке рекомендаций и социально-значимых программ по антикризисным методам работы с трудоспособным населением.
Ключевые слова: поисковые запросы, большие данные, социология больших данных, кризис, человеческий капитал, самоактуализация.
Современный социально-экономический кризис можно рассматривать, используя дуалистический подход. С одной стороны, в общественном понимании кризис представляет собой негативное явление, влекущее за собой регресс существующих социальных подсистем, связей, норм и ценностей. С другой стороны, кризис является необходимым элементом для перехода социальной системы на новый, более прогрессивный этап развития [Арутюнян 2013: 75]. При этом существенную роль в данном процессе играет человеческий капитал, способный на самоактуализацию в условиях социальных рисков, которую можно определить как реализацию индивидуальности человека через личную активность, направленную на постоянное развитие потенциала личности [Расторгуева 2013: 116]. В условиях информатизации Интернет становится инструментом для выстраивания логики последующих действий человека, нахождения путей личностного развития и точек роста в ходе самоактуализации.
В 2015 г. уровень проникновения Интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше достиг отметки 70,4% (в 2014 г. — 67,5%) [Проникновение Интернета... 2016]. Значительное количество пользователей сети даёт возможность для работы с большими данными (bigdata) [Волков 2016: 49] в рамках «вычислительных социальных наук» [Журавлева 2015: 27]. Социология таких массивов основана на «масштабной совокупности единиц наблюдения» [Одинцов 2015: 43], что обеспечивает высокую вероятность фиксации и прогнозирования социальных изменений. С точки зрения методологии, анализ больших объёмов количественных данных позволяет выявлять значимые взаимосвязи и ранее неизвестные закономерности [Толстова 2015: 7].
Одним из возможных методов социологического наблюдения за социальной жизнью общества в режиме on-line является анализ поисковых запросов в сети Интернет. Одной из наиболее известных попыток прогнозировать социальные явления, используя статистику ключевых слов, предприняла компания Google посредством формирования интерактивной карты распространения гриппа на территории США, агрегировав миллионы поисковых запросов за 2007—2008 гг. [Майер-Шенбергер 2014: 10]. Пользовательские поисковые запросы можно обозначить как «цифровые следы» [Корытникова 2015: 15], демонстри-
рующие настроение, восприятие и социальные действия человека. На сегодняшний день информационно-поисковые системы являются мощными и удобными инструментами для получения как объективной, так и личной информации.
Методология исследования
В исследовании был проведён анализ статистики ключевых слов Yandex (использовался Wordstat Yandex), отражающих восприятие населением социально-экономического кризиса, с 2014 г. по 2016 г. на примере Приволжского федерального округа. Ключевые слова были подобраны с учётом основных компонентов, формирующих человеческий капитал: образование; здоровье, эмоциональный фон; экономическая деятельность [Касаева 2013: 22]. Для анализа были отобраны словосочетания с региональной популярностью «affinity index»1 (Aff) более 100% и разницей между абсолютными показателями за последние три года не менее чем 20%. В исследовании учтены сезонные колебания динамики поисковых запросов.
Из генеральной совокупности исследуемых ключевых слов, которая составляет более 2,5 млрд поисковых запросов в месяц [Поиск в Интернете... 2009], был произведён региональный срез статистических показателей, касающихся только Приволжского федерального округа. Учитывались поисковые запросы, введённые пользователями с планшетных компьютеров, сотовых телефонов, стационарных персональных компьютеров.
Одной из гипотез проведённого исследования стало предположение, что в условиях социальных рисков формируется человеческий капитал, способный активизировать внутренние ресурсы для преодоления сложных внешних условий. Второй гипотезой является допущение корреляционной зависимости между online поведением пользователей и развитием кризисной ситуации в регионе.
Периодизация кризиса
Согласно официальным данным, отсчёт кризиса начался с ноября 2014 г., когда прирост ВВП вслед за промышленным производством ушёл в область отрицательных значений [Григорьев 2015: 9]. В ходе исследования было выявлено, что Приволжский федеральный округ начал испытывать приближение кризиса ещё с августа 2014 г. Если в мае — июле 2014 г. наблюдается резкий провал в социальной и экономической активности населения, то уже в августе жители округа по-
1 Региональная популярность — доля, которую занимает регион в показах по данному слову, делённая на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Популярность слова / словосочетания, равная 100%, означает, что данное слово в данном регионе ничем не выделено. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% — пониженный.
степенно стали ощущать первые отголоски «экономического шторма» и подбирать для себя возможные пути преодоления складывающейся негативной ситуации: поиск нового места работы, переквалификация, повышение уровня образования. Наблюдаемые тенденции коррелируют с общероссийскими данными, полученными Институтом социологии РАН, когда осенью 2014 г. 40% занятых россиян считали вероятным, что уже в ближайший год они окажутся без работы, и лишь 16% были абсолютно уверены, что этого не произойдёт (остальные допускали возможность потери ими работы, хотя и считали её маловероятной). При этом наиболее неуверенно чувствовали себя работники средних городов, преобладающих в Приволжском федеральном округе, где 56% занятого населения считали свою безработицу в ближайший год возможной [Российское общество... 2015: 45].
Согласно результатам сопоставления динамики поисковых запросов по выбранным ключевым словам, развитие экономического кризиса для Поволжского региона можно разделить на четыре этапа.
Первый этап (август — ноябрь 2014 г. — характеризуется активизацией населения в сфере поиска работы, повышения своей квалификации, получения дополнительных знаний. Жители округа чутко отреагировали на происходящие в стране социально-экономические и политические изменения. В декабре, в преддверии праздничных дней, все показатели снизились, но уже с января по март 2015 г. начинается второй этап кризиса, когда наблюдался скачок популярности отобранных для исследования ключевых запросов. Третий этап — стагнация кризиса (с мая по июль 2015 г.) — соотносится по временному периоду с 2014 г. Однако показатели 2015 г. значительно выше, чем в 2014 г., даже несмотря на сезонную активность населения. Для сравнения, если в мае 2015 г. число поисковых запросов «работа вакансии» составляет 240333, то в мае 2015 г. — 559265.
В соответствии с официальными статистическими данными, стабилизация экономического кризиса приходится на сентябрь — октябрь 2015 г. Тем не менее, согласно данным ^Огё81а1Уапёех, четвёртый этап кризиса, когда амплитуда поисковых запросов превышает все предыдущие показатели и остаётся стабильной, приходится на июль — декабрь 2015 г. Этот этап уникален тем, что аудитория Рунета стала использовать не только разнообразные методы получения активного дохода, но и пассивного, в частности, вклады в банках, высокодоходное инвестирование, а также переход в режим тотальной экономии на уровне домохозяйств.
Резкое увеличение количества поисковых запросов с середины июля по декабрь 2015 г., которые продолжили расти в 2016 г., можно соотнести с периодом адаптации к кризису, когда у населения практически прошло шоковое состояние от «экономической болтанки» и попытки преодоления кризиса стали более интенсивными.
Образование в условиях рисков
Одним из инструментов повышения конкурентоспособности на рынке труда является приобретение современных знаний и востребованных навыков. В условиях кризиса интернет-пользователи Приволжского федерального округа обращаются к курсам повышения квалификации, что подтверждается повышенным значением индекса соответствия (114%) к получению дополнительного образования (Ай"= 132%) и дистанционным образовательным ресурсам (АЯ = 115%). Согласно полученным данным, часть населения заинтересована в профессиональной переподготовке (Ай" = 101%), причём в Саратовской области индекс АЯ по данному запросу составляет 115%.
Интерес к повышению профессионального уровня дополняется положительной динамикой, в среднем на 30% по сравнению с 2014 г., следующих поисковых запросов: «высшее образование», «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «второе высшее».
Одним из важных, на наш взгляд, показателей является понимание необходимости изучения иностранных языков не только для повышения уровня образования, но и для профессиональной эмиграции, возможности получения должности в современной западной компании. Индекс соответствия фразы «английский язык» по Приволжскому федеральному округу составляет 128%, что говорит о повышенном интересе жителей округа к изучению иностранного языка. При этом пользователи сети в большей степени ориентируются на собственные силы в изучении выбранного языка. Так, количество запросов «английский самостоятельно» (см. рис. 1) с октября 2014 г. по октябрь 2016 г. выросло на 30%.
41 000
36 000 -
31000 -
26 000
21000 -
16 000
м о О я
И И ^ Я щ й
к 8
я « § §
м о О я
и и ^ Я щ й
к 8
я « § §
Рис. 1. Динамика поискового запроса «английский самостоятельно», октябрь 2014 г. — октябрь 2016 г.
Экономическая деятельность
С октября 2014 г. наблюдается стабильная положительная динамика запросов, касающихся поиска работы. Количество таких запросов с июня по ноябрь 2015 г. в 2 раза превышает количество аналогичных запросов за тот же период 2014 г. Это говорит о мощном разгаре кризиса и попытке населения найти активные компенсаторные стратегии социального поведения в ситуации кризиса. Если за апрель 2014 г. было введено 347876 запросов «работа вакансии» (см. рис. 2), то к марту 2016 г. эта цифра увеличилась более чем в 2,5 раза и составила 948603. Региональная популярность данного запроса в федеральном округе в целом составляет 121%, при этом по Саратовской области — 164%, Ульяновской области — 192%, Чувашской республике — 166%, Республике Башкортостан — 150%. Важно отметить рост запросов по поиску работы без опыта трудовой деятельности. При этом особой популярностью пользуются фразы «работа на севере без опыта» (ЛЯ" = 174%) и «вахтовая работа без опыта» (ЛЯ-= 179%).
Рис. 2. Динамика поискового запроса «работа вакансии», октябрь 2014 г. — октябрь 2016 г.
Возможностями для зарабатывания средств в условиях экономического кризиса стали интересоваться люди пенсионного возраста. Региональная популярность фразы «работа + для пенсионеров» для Приволжского федерального округа составляет 116%, а, например, для Саратовской области — 206%, что является одним из самых высоких показателей среди субъектов РФ.
Специально отметим, что выход из кризисной ситуации население округа ищет и в открытии малого бизнеса. В частности, региональная популярность запроса «предпринимательство грант» составляет 254%.
Пассивный доход
Отличие четвёртого этапа кризиса состоит в применении населением инструментов пассивного дохода. Аудитория Рунета постепенно переходит от потребления к накоплению, начиная интересоваться вкладами в банках. В частности, популярность запроса «процент по вкладам» с апреля 2014 г. по март 2016 г. выросла на 29%, «вклады в банках» — на 54%. Крайне интересным является резкий рост запроса «средства накопления денег», который стал использоваться аудиторией только с апреля 2015 г. (см. рис. 3). При этом региональная популярность данного запроса составляет 109%. Вместе с тем статистика запросов, касающихся потребительских кредитов и ипотеки, фактически осталась на уровне 2014 г.
Рис. 3. Динамика поискового запроса «средства накопления денег», октябрь 2014 г. — октябрь 2016 г.
Здоровье
За последние два года в положительную сторону изменилось отношение населения к собственному здоровью. В данном случае показателен относительно стабильный рост поисковых запросов «правильное питание» (АЯ"= 118%), «здоровое питание» (АЯ1 = 119%), «правильное меню» (АЯ1 = 124%).
Например, если за ноябрь 2014 г. сумма поисковых запросов «правильное питание» составила 38383, то за тот же период 2015 г. их количество выросло до 51548 (см. рис. 4). Вместе с тем большое количество информации о затянувшемся
кризисе, негативной внешней политической ситуации в совокупности с субъективными проблемами накладывают определённый отпечаток на душевное состояние населения. Для жителей Приволжского округа в современных условиях характерно нахождение в постоянном стрессовом состоянии, результатом чего становятся депрессии и неврозы. Индекс фразы «выйти из депрессии» остаётся на уровне 112%. За последние три года набирает популярность фраза «советы психолога», первый скачок которой наблюдался в сентябре — октябре 2014 г., когда согласно официальным данным начался кризис. В этот же период наблюдается похожая положительная динамика фраз «невроз лечение», «стресс», «стрессовые ситуации». Необходимо отметить, что показатели запроса «состояние стресса» являются крайне тревожными. За период с июля 2015 г. по апрель 2016 г. количество подобных запросов возросло в 4 раза, что говорит об ухудшающемся психоэмоциональном состоянии населения.
73 000
68 000
63 000
58 000
53 000
48 000
43 000
38 000
33 000
28 000
« м и и
О си щ си
и н к
и « 2 2 3 3
м и и
си Щ си
н я
и « 2 2 з з
Рис. 4. Динамика поискового запроса «правильное питание», октябрь 2014 г. — октябрь 2016 г.
Выводы
Исследование статистики ключевых слов с использованием ^гогё81а1Уапёех в Приволжском федеральном округе выявило основные тенденции о^ Пте-поведения пользователей сети Интернет на разных этапах кризиса. Согласно специфике восприятия социально-экономических перемен на протяжении 2014—2016 гг. общественным сознанием были выделены четыре кри-
зисных периода: I период (август — ноябрь 2014 г.) — начало; II период (январь — март 2015 г.) - разгар; III период (май - июль 2015 г.) - стагнация; IV период (июль — декабрь 2015 г. с продолжением роста количества поисковых запросов в 2016 г.) —мнимая стабилизация, когда население округа по-прежнему активно продолжает искать возможности для выхода из кризисной ситуации. В указанные промежутки времени пользователи сети обращают особое внимание на сферу образования — возможность переквалификации, изучение английского языка, прохождение онлайн-курсов повышения квалификации; сферу здоровья — правильное питание, частичный отказ от вредных привычек; на сферу экономической деятельности —поиск удалённой работы, возможное получение грантов для предпринимательской деятельности, смена работы.
Полученные данные соотносятся с исследованиями Института социологии РАН в сфере социального самочувствия населения страны, в том числе в свете антироссийских санкций, и позволяют говорить об активизации человеческого капитала в условиях социальных рисков. По результатам исследования можно прогнозировать дальнейшую стагнацию кризиса и последующий спад социально-экономической активности населения за счёт выработки своих ресурсов с учётом психоэмоционального состояния и всё большего усугубления ситуации. Полученные данные, подтвердившие выдвинутую гипотезу, являются общими, однако их можно учитывать в качестве основных трендов для формирования социально-экономических программ по антикризисным методам работы с трудоспособным населением и позитивной информационной политики для поддержания мотивационной активности населения в период кризиса.
Список литературы
Арутюнян К. С. Изменения в общественном сознании в условиях социального кризиса (социально-философский аспект) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Философия. — 2013. — № 1 (25). — С. 73—79.
Волков В. В., Скугаревский Д. А., Титаев К. Д. Проблемы и перспективы исследований на основе BigData (на примере социологии права) // Социологические исследования. — 2016. — № 1. - С. 48-58.
Григорьев Л. Аналитический доклад «Вхождение России в социально-экономический кризис: тенденции 2015 года и сравнительный анализ» [Электронный ресурс]: Аналитический центр при Правительстве РФ. Апрель 2015. URL: http ://ac .gov. ru/files/publication/a/5491.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
Журавлева Е. Ю. Социология в сетевой среде: к цифровым социальным исследованиям // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 25-33.
Касаева Т. В. Расширительная трактовка структуры человеческого капитала // TERRA ECONOMICUS. - 2013. - Т. 11. - № 2. Часть 2. - С. 22-23.
Корытникова Н. В. OnlineBigData как источник аналитической информации в онлайн-ис-следованиях // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 14-24.
Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живём, работаем и мыслим / Виктор Майер-Шенбергер, Кеннет Кукьер; пер. с англ. Инны Гайдюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с.
Одинцов А. В. Социология общественного мнения и большие данные // Тезисы V социологической Грушинской конференции «Большая социология: расширение пространства данных»; 12—13 марта 2015 г. — Материалы конференции. - М.: ВЦИОМ, 2015. - 814 с.
Поиск в интернете: что и как ищут пользователи [Электронный ресурс]: Яндекс, 2009. URL: http://cachesamaramgf06.cdn.vandex.net/download.vandex. ru/companv/vandex_search_mini_report_autumn_2009.pdf (дата обращения: 08.09.2016).
Проникновение Интернета в России: итоги 2015 года. [Электронный ресурс]: GFK. Январь 2016. URL: http:// www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dvna_content/ RU/Documents/Press_Releases/2016/Internet_Usage_Russia_2015.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
Расторгуева Е. Н. К определению самоактуализации // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 5 (99). — С. 114-121.
Российское общество и вызовы времени. Книга первая / М. К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М. К., Петухова В. В.; Институт социологии РАН. — М.: Издательство «Весь Мир», 2015. — 336 с.
Толстова Ю. Н. Социология и компьютерные технологии // Социологические исследования. — 2015. — № 8. — С. 3—13.
Дата поступления в редакцию: 15.09.2016
DOI: 10.19181/snsp.2016.4.4.4759
Internet Search Queries as a Means of Analyzing the Social Behavior of Russian Citizens in Conditions of Social and Economic Crisis (On the Example of Volga Federal District)
Andreev Andrey Leonidovich
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, National Research Nuclear University MEPhI. Kashirskoe highway, 31, 115409, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Sadchikova Anastasia Sergeevna
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, National Research Nuclear University MEPhI. Kashirskoe highway, 31, 115409, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the main trends of Internet users' behavior in Volga Federal District in the conditions of the social and economic crisis which is deemed as a positive circumstance enhancing the development of social medium in a separate region. The
Wordstat Yandex online service was used for the analysis of dynamics of use of keywords reflecting factors of the human capital buildup during the period from 2014 to 2016. From the general scope of search queries, data on the certain region - Volga Federal District - were selected. On the basis of the obtained data on how the population perceives social and economic changes in this region, four crisis periods were identified. It has been established that the conditions of social risks give rise to the creation of the positive human capital engaging internal personal resources to overcome difficult external conditions. On the basis of the analysis of search queries, dependence between users' online behavior and development of a crisis situation in the region was established. In particular, there was an increase in the quantity of search queries linked with education: for acquisition of a new profession, professional retraining, English courses, online courses, further qualification courses, remote higher education; in the sphere of health care - healthy food habits, partial quitting bad habits, dealing with nervous symptoms; in the sphere of economic activity: search for freelance jobs, search for grants for business activity, job change, job search for pensioners and inexperienced candidates. The obtained data can be considered for the development of recommendations and socially important programs for Crisis Management methods for the working-age population. Keywords: search requests, big data, big data sociology, crisis, human capital, self-actualization.
References
Arutyunyan K. S. Izmeneniya v obshchestvennom soznanii v usloviyakh sotsial'nogo krizisa (sotsial'no-filosofskiy aspekt). [Changes in the public consciousness in conditions of social crisis (social-philosophical aspect)]. J. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki. Filosofiya. - 2013. - № 1 (25). - S. 73-79. (In Russ.).
Grigor'ev L. Analiticheskiy doklad «Vkhozhdenie Rossii v sotsial'no-ekonomicheskiy krizis: tendentsii 2015 goda i sravnitel'nyy analiz». [Analytical report«Russia's entry into the socio-economic crisis: the 2015 trends and comparative analysis»]. [Elektronnyi resurs]: Analiticheskiy tsentr pri Pravitel'stve RF. Aprel' 2015. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5491.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2016). (In Russ.).
Kasaeva T. V. Rasshiritel'naya traktovka struktury chelovecheskogo kapitala. [Expansion interpretation of the structure of human capital]. J. TERRA ECONOMICUS. - 2013. - T. 11. - № 2. Chast' 2. - S. 22-23. (In Russ.).
Korytnikova N. V. OnlineBigData kak istochnik analiticheskoy informatsii v onlayn-issledo-vaniyakh. [OnlineBigData as a source of analytical information in online research]. J. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2015. - № 8. - S. 14-24. (In Russ.).
Mayer-Shenberger V. Bol'shie dannye. Revolyutsiya, kotoraya izmenit to, kak my zhivem, rabotaem i myslim. [Big data. Revolution that will change the way we live, work and think]. Viktor Mayer-Shenberger, Kennet Kuk'er; per. s angl. Inny Gaydyuk. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. - 240 s. (In Russ.).
Odintsov A. V. Sotsiologiya obshchestvennogo mneniya i bol'shie dannye. [Sociology of public opinion and big data]. J. Tezisy V sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii «Bol'shaya sotsiologiya: rasshirenie prostranstva dannykh»; 12-13 marta 2015 g. - Materialy konferentsii. - M.: VTsIOM, 2015. - 814 s. (In Russ.).
Poisk v internete: chto i kak ishchut pol'zovateli. [Internet search: what the user is looking for]. [Elektronnyi resurs]: Yandeks, 2009. URL: http://cachesamaramgf0 6.cdn.yandex.net/download.yandex. ru/company/yandex_search_mini_report_autumn_2009.pdf (data obrashcheniya: 08.09.2016). (In Russ.).
Proniknovenie Interneta v Rossii: itogi 2015 goda. [Internet penetration in Russia: the end of 2015]. [Elektronnyi resurs]: GFK. Yanvar' 2016. URL: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_ content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Internet_Usage_Russia_2015.pdf (data obrashcheniya 10.04.2016). (In Russ.).
Rastorgueva E. N. K opredeleniyu samoaktualizatsii. [To the definition of self-actualization]. J. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. - 2013. - № 5 (99). -S. 114-121. (InRuss.).
Rossiyskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. [Russian society and the challenges of time]. Kniga pervaya. M. K. Gorshkov [i dr.]; pod red. Gorshkova M. K., Petukhova V. V.; Institut sotsiologii RAN. - M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2015. - 336 s. (In Russ.).
Tolstova Yu. N. Sotsiologiya i komp'yuternye tekhnologii. [Sociology and computer technology]. J. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2015. - № 8. - S. 3-13. (In Russ.).
Volkov V. V., Skugarevskiy D. A., Titaev K. D. Problemy i perspektivy issledovaniy na osnove BigData (na primere sotsiologii prava). [Problems and prospects of research based on big data (for example sociology of law)]. J. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2016. -№ 1. - S. 48-58. (In Russ.).
Zhuravleva E. Yu. Sotsiologiya v setevoy srede: k tsifrovym sotsial'nym issle-dovaniyam. [Sociology in a network environment: towards digital social research]. J. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2015. - № 8. - S. 25-33. (In Russ.).
Ф
#