УДК 061.23:172.15
РОДИН Е.В. Поисковое движение как вид социальных движений и как система добровольных общественных организаций
В статье рассматриваются аспекты современного состояния и развития поискового движения в России через призму социальных движений и общественных организаций, интерпретируются основные детерминанты функционирования поискового движения через сравнительный анализ теоретических взглядов ведущих мировых социологов на проблемы генезиса и развития социальных движений.
Ключевые слова: поисковое движение, социальные движения, общественные организации, патриотизм, патриотическое воспитание, коллективная идентичность.
В России несколько десятилетий функционирует одно из самых организованных социально значимых движений патриотической направленности - поисковое движение. 25 лет назад состоялся Первый Всесоюзный сбор поисковых отрядов страны, на котором был создан Всесоюзный координационный Совет поисковых объединений. С этого момента поисковое движение было официально признано государством. За прошедшие годы это движение претерпело массу внутренних организационных и структурных преобразований, столкнулось с огромным количеством проблем как внутри самой организации, так и за ее пределами, но, несмотря на это, с каждым годом продолжает расти, пополняя свои ряды патриотами -добровольцами со всей страны.
Поисковое движение понимается сегодня как общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен. Зародившись в 40-50-е годы и самостоятельно оформившись без участия государства, поисковое движение сегодня относится к
основным социальным движениям патриотической направленности, в состав которого, по предварительным оценкам, входит около 60 000 человек из 55 субъектов Российской Федерации.
Исследуя феномен поискового движения через призму социальных движений и общественных организаций (добровольных ассоциаций), необходимо рассмотреть теории и взгляды выдающихся мировых социологов, которые занимались изучением генезиса и развития социальных движений и организаций, изучением коллективного поведения индивидов. Итак, понятие "движение" можно определить как деятельность широких масс или слоев общества, направленную на достижение каких-либо целей1. Исходя из этого определения, поисковая работа, охватывающая десятки тысяч активистов по всей стране, объединенных одной целью - увековечить в памяти народа подвиги солдат и офицеров в годы войны, является движением. Прежде чем придать поисковой деятельности как движению определяющее прилагательное "социальное", необходимо сначала рассмотреть форму и содержание общественных и социальных движений как таковых.
В современных обществах существует множество разных форм социальных движений; некоторые из них насчитывают уже долгую историю, другие только появились. В целом социальные движения - такая же неотъемлемая черта современного мира, как и формальные бюрократические организации, которым они чаще всего противостоят. Исследование природы и влияния социальных движений представляет интереснейшее поле деятельности для ученых. Для социологов социальные движения представляют двойной интерес. Они дают материал для исследования, но кроме этого они могут способствовать изменению взглядов самих ученых-социологов на интересующие их аспекты социального поведения.
Одним из первых ученых, детально изучавших природу и генезис социальныхдвижений и организаций, был французский социолог Алексис де Токвиль. Он считал, что должны существовать и политические, и гражданские ассоциации, потому что одни не могут существовать без других. И если к политическим ассоциациям государство относится с опаской, то к гражданским организациям, напротив, правительства испытывают благосклонность, так как данные ассоциации отвлекают людей от государственных проблем, сосредоточивая их внимание и деятельность на мелких бытовых проблемах2. Также А. де Токвиль полагал, что общественные организации могут решать такие проблемы, с которыми не всегда могут справиться государственные институты, и отношения между государством и гражданскими институтами должны строиться на гармоничных взаимоотношениях. Серьезным вкладом в изучение и понимание генезиса и функционирования общественных движений и организаций стала разработка французскими социологами Густавом Лебоном и Габриелем Тардом теории коллективного поведения3, вызванная резким всплеском общественных массовых движений протестного характера в Западной Европе в конце XIX века. Сущность ее заключалась в раскрытии понятий "толпа" и "масса", определении психологии поведения индивидов, исследовании бессознательного и рационального начал в толпе, роли лидеров в
коллективном поведении масс. Идеи Г. Ле-бона и Г. Тарда легли в основу социологической интерпретации явления общественных движений и организаций, которое получило название классической парадигмы общественных организаций и социальных движений. Классический подход был одной из первых попыток теоретического осмысления таких явлений, как социальные движения и общественные организации.
По мнению известного английского социолога Энтони Гидденса, социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальное движение также может быть определено как коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов4.
Академик Евгений Михайлович Бабосов так определяет понятие социальных движений: "Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей, как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения..."5. Следуя этому определению, поисковое движение является однозначно социальным: носит массовый коллективный характер, производится разными социальными группами общества, имеет своей целью удовлетворение духовных потребностей социальных групп (сохранение исторической памяти народа, увековечение памяти павших, воспитание новых поколений).
Е.М. Бабосов также дает и четкую ти-пологизацию социальных движений. Следуя разработанному им структурному делению, поисковое движение как социальное можно отнести к "общим социальным движениям"6. Основное содержание деятельности в таких движениях составляют
попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей. Действительно, в современном обществе многие общечеловеческие ценности видоизменились, уступили место материальным. Задача активистов поискового движения -своими действиями добиться социальных изменений в обществе, вернуть ему вектор на общегуманистические, общечеловеческие духовные ценности; сохранить историческую память нашего народа, без которой невозможно развитие государства, здорового общества и воспитание будущих поколений.
Герберт Блумер, американский социолог, представитель Чикагской школы социологии, один из разработчиков теории коллективного действия, считал, что основой коллективного поведения являются общие значения и ожидания, которые разделяются группой индивидов. Кроме этого Блумер выделил три типа социальных движений: общие, экспрессивные и специфические. К первой категории он относил "культурные течения", имеющие целью изменение человеческих ценностей, ко второй категории относились такие движения, как религия и мода, не ставящие перед собой цель сменить существующие государственные институты. К третьей группе "специфических" социальных движений, по Блумеру, относятся революционные и реформистские движения7. По этой горизонтальной трехуровневой градации поисковое движение как социальное можно отнести к категории "общих" движений.
При рассмотрении поискового движения через призму генезиса добровольных общественных организаций и социальных движений представляют большой интерес положения теории новых социальных движений. Термин применительно к названию теории "новые социальные движения" был введен в научный оборот итальянским ученым Альберто Мелуччи, руководителем одной из самых влиятельных европейских школ по изучению социальных движений. Объектом этой теории стали общественные движения и сформированные на их основе общественные организации 19601980-х гг. в Западной Европе, или так называемые новые общественные движения, а именно: экологическое, женское,
антиядерное движения и движение за мир. Все эти движения объединяет ориентация на поиск и обретение новой идентичности, на новые ценности - ценности постиндустриального общества. Общественные движения становятся все более глобальными, планетарными и транснациональными. Согласно этой парадигме подобные общественные движения должны стать основным предметом социологии, поскольку являются моделью становления новых социальных структур, превращения социальных мотивов в социальные феномены и наоборот8.
Отличительной чертой новых социальных движений является их ориентированность на современные, постматериалистические ценностные установки, а также коллективная идентичность, которая опирается на формирование общей культурной идентичности, ценностно-нормативные фреймы, т.е. интерпретативные схемы, с помощью которых придается смысл общим коллективным действиям. По мнению ведущего научного сотрудника Института социологии РАН Павловой Т.В., выделяются пять основных "концептуальных осей", вокруг которых строятся различные определения теории новых социальных движений:
1) коллективное или совместное действие;
2) направленность целей или требований на изменения; 3) неинституциональный характер коллективного действия; 4) определенная степень организованности; 5) определенная степень временной преемственно-сти9. Сопоставляя вышеперечисленные детерминанты генезиса и развития социальных движений с определяющими аспектами поискового движения, можно сделать вывод, что все эти пять составляющих в полной мере соответствуют сущностным характеристикам поискового движения в настоящее время.
Кандидат социологических наук Здра-вомыслова Е.А. считает, что многие новые общественные движения ориентированы на проблемы экологии, территориальной общности, городской среды, условий жизни человека и выживания человечества, мира человека. По ее мнению, подход к этим проблемам базируется на постиндустриальных ценностях, суть которых в установлении новых отношений человека
с природой, с самим собой и с социальным окружением, отличных от утилитаризма, свойственного рыночному производству. Наиболее значимыми среди постиндустриальных ценностей являются индивидуальный стиль жизни (lifestyle), автономия (autonomy) и идентичность (identity). Такие движения отрицают доминирующие ценности модернизации, построенной на принципах экономического роста, товарного производства, национальной государственности.10 Европейская школа рассматривает новые движения как коллективный субъект постиндустриального общества, для которого характерны спонтанные, внеинституцио-нальные, создаваемые снизу, но при этом рационально-нравственные действия. Особое значение в рамках данного подхода приобретает проблема построения типологии движений, выделение специфических характеристик Новых движений, отличающих их от старых11.
Существенным отличием парадигмы новых социальных движений от теорий мобилизации ресурсов, преобладавших в изучении социальных движений до конца 1980-х годов, стало внимание к историческому и социокультурному контексту, в котором возникали и развивались социальные движения, а также к культурным аспектам их существования и деятельности. Некоторые исследователи используют в этом случае понятие структуры культурных возможностей, понимаемых как некий набор идей, норм и ценностей, которые делают возможным коллективные действия индивидов. В этой связи приверженцы теории новых социальных движений выделяют два подхода к изучению социокультурного измерения социальных движений. По первому подходу теоретиками выделяется ценностный компонент культуры, связь между ценностными установками индивида и его действиями. Сама культура, таким образом, задает движению цель (новые ценности), на которые ориентировано действие. Соответственно в качестве источника социальных изменений предстают изменения ценностей, сначала индивидуальных, а далее -коллективных. Адепты другого подхода рассматривают культуру с точки зрения
когнитивной практики как некий набор инструментов, с помощью которых социальные акторы могут придавать смысл собственным действиям. В этот набор входит множество культурных и идейных компонентов - идеи, верования, обряды, неформальные правила12.
Т.В. Павлова в своей статье "Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории" вот как выделяет главную идею одного из центральных понятий "культурной парадигмы": «Идентичность - определяется исследователями как формирующееся в процессе интеракции между участниками коллективного действия и разделяемое всеми членами группы, организации, движения ощущение общности, наличие одинаковых верований и чувство принадлежности к общему "мы"»13. Именно историческая культурная идентичность, ощущение принадлежности себя к определенной общности, этносу с огромной историей, является одним из важнейших факторов консолидации общества, его индивидов вокруг проблем поискового движения и военно-мемориальной работы, является связующим звеном между поколениями по вопросам сохранения исторической памяти.
Вообще определение социальной сущности поисковой работы сейчас находится в стадии глубокого изучения. Но уже сейчас многие социально значимые грани этого явления 20-го века однозначно определены. Множество современных исследователей предлагают сегодня некоторое количество пониманий феномена поискового движения. Например, по определению Елены Боле, специалиста в области поисковой работы, это движение понимается как общественное движение граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечению их имен14.
Исходя из многолетнего практического опыта, Союз поисковых отрядов России делает такой вывод: "Поисковое движение - это общественное движение в деле увековечения памяти павших защитников Отечества 1941-1945 гг., которое в настоящее время по своему содержанию
является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным движением. В мировой практике общественного движения подобного профиля еще не существовало"15.
Таким образом, поисковое движение в России сегодня является мощным социальным движением, направленным на развитие духовно-нравственных основ российского общества. Это движение есть связующее звено, объединяющее поколения россиян посредством сохранения общей исторической памяти, способствующее развитию национального самосознания, гордости за общее прошлое народов Российской Федерации, укреплению основ патриотизма среди молодежи.
1 Современный толковый словарь русского языка //Электронный ресурс: URL //http: slovorus.ru/index.php?ID=95298&pg.
2 Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. С. 158.
3 Загребина А.В. Теория Г. Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века //Электронный ресурс. URL http:// www.isras.ru/files/File/Socis/2011-8/ Zagrebina.pdf
4 Гидденс Э. Социология. 2-е изд., полн. пе-рераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 398.
5 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. 2-е изд., стер. Мн.: Тетра-Системс, 2004. C. 435.
6 Там же. С. 436.
7 Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 197.
8 Драбкин Я.С., Дамье В.В. Социальные движения на Западе в 70-е и 80-е годы ХХ века. М., 1994. С. 289.
9 Павлова Т.В. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории //Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 118.
10 Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений / Институт социологии РАН, Санкт-Петербургский филиал. СПб.: Наука, 1993. С. 112.
11 Там же. С. 114.
12 Павлова Т.В. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории // Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 120-121.
13 Там же. С. 121.
14 Союз поисковых отрядов России//Элект-ронный ресурс. URL: http://www.sporuss.mosaics-mandjos.ru/analit.htm
15 Историческое значение поискового движения России //Военная археология. 2010. № 1. С. 6-7.