Научная статья на тему 'Поиски К. Малевича в "автопортрете" К. Малевича'

Поиски К. Малевича в "автопортрете" К. Малевича Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиски К. Малевича в "автопортрете" К. Малевича»

Е. А. Колий

Поиски К. Малевича в «Автопортрете» К. Малевича

Любое произведение искусства - это рефлексия его создателя на окружающий мир или собственный внутренний. Подчас художественные образы могут поведать многое о личности автора. Это некие зашифрованные структуры, собранные из достижений и неудач, фобий и комплексов творца. И в этом смысле у зрителя возникает желание вскрыть все слои содержания предмета искусства, внедриться в мировоззрение создателя и найти заветный «пазл» его души - первопричину творческого замысла. Этот путь рассудочного препарирования произведения искусства может продвигаться по принципу верификации. Но долгим поискам утверждений и доказательств предшествует эмоциональное переживание и необоснованные, полуфантазийные первоначальные выводы. Если придать им развитие и возвести в ранг существующего, то возникает угроза полного погружения в свежесозданный иллюзорный мир и отпадение от реального объекта. Тогда замыслы художника останутся запечатанным кладом, представления о них зрителя - полумифическим преданием. Дальнейшее фантазирование забывает о своей первопричине и обретает статус самостоятельного произведения. Есть ли вообще возможность внедриться в тот контекст времени и места (при всех социальных, политических, культурных условиях), а также многогранного психологического состояния художника, в котором создавалось произведение искусства?

«Автопортрет» К. Малевича, датированный 1933 г., популярный сюжет искусствоведческого дискурса. Его общая характеристика сводится к пространному определению «Последнее слово художника». А какова была семантика правой руки возле сердца у Малевича, совпадающего с масонским жестом приветствия? Возможно ли предположение о членстве Малевича в масонской ложе?

А почему бы и нет? Разве нет сходства между творчеством художника и символикой масонства? И в первом и во втором случае можно подчеркнуть общую идею строительства. Супрематические композиции, собранные из геометрических фигур, как бы выстроены на плоскости с математическим расчетом. Так же и архитектоны представляют собой четко выверенные конструкции из гладко отполированных камней.

Камень - один из символов масонства - грубый и неотесанный, сравнивается с невежей, человеком, не обладающим знаниями для своего развития. Он нуждается в обработке, отсечении лишнего и придания ему правильной формы. Эта концепция преобразования отдельных частиц в гармонически ясные модули и составление из них единого целого, явля-

62 © Колий Е. А., 2007

ется одной из ведущих в масонстве - от формирования индивидуума к формированию общества.

Идея детерминирования социума стара как мир и ей увлекается политика, религия, искусство, философия, предлагая систему ценностей, смыслы, духовные идеалы. Не чужда она была и пророку супрематизма. Казимир Малевич, в своем главном теоретическом труде «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой», значительное место уделяет проблеме духовности и видит её разрешение в религиозно -нравственном воспитании. Следует отметить, что в вопросе веры Малевич приближается к религиозному мистицизму, где в центре картины мира находится нечто абсолютное, первичное и непостижимое. Такую позицию можно было бы отнести и к православию, без затуманивания мистицизмом. Но понимание художником церкви как искаженного внутреннего неба Христа говорит о некоторой отстраненности от нее. При этом Малевич остается верующим человеком. Его вера не приводит к православному храму, католическому или синагоге. Она остается внутри него. Малевич живет по собственным законам духовного совершенствования, которые прямо или косвенно отражаются в его философии супрематизма.

Что есть масонство? Секта? Религиозная философия? Возникшее на основе католицизма в среде монахов, оно выкристализовало религиозные идеи до крайней формы и выпало из христианства. Членство в масонстве предполагает определенный, постепенный этап развития внутри системы. Эта ранжированная структура потенциального движения проявляется как в материальной форме - присвоении титулов, так и в умозрительной -стремлении к первичному и абсолютному.

В России масонство возникло в конце XVIII века. «Ложи двух систем - Елагинской и Циннендорфской - работали в первых трёх степенях «иоанновского» или «символического» масонства, преследовавших цели религиозно-нравственного воспитания человека»1. Запрещенное Александром I масонство было возобновлено его правнуком, Александром III, и распространено по всей России в период царствования Николая II. «...от начала Первой мировой войны вплоть до февраля 1917 г. - в России не было профессии, учреждения, казенного или частного общества, организации или группы, где не было бы масонов»2. Стоит отметить, что после утверждения большевистской власти, началось массовое гонение на масонов, многие из которых эмигрировали в Париж. Но также продолжали создаваться новые общества на осколках старых. В 1920 г., в Москве появился «Восточный отряд» Ордена тамплиеров во главе с А.А. Карелиным. Там же, в столице, в 1922 г. В. А. Шмаков организует розенкрестерский кружок. Из провинциальных городов отметим только Витебск (интересующий нас по вполне объективным причинам). В Ви-

тебске ещё до революции существовала масонская ложа и после 1917 г. традиция орденского братства воплощалась в той же идеологии. С 19201922 г. в этом городе проживал основатель «Странствующей церкви Ио-анновой» («Ордена духа») Зубакин Борис Михайлович. Годом ранее, в 1919, в Витебск прибыл и Малевич.

В Витебске Малевич собирает команду единомышленников по утверждению нового искусства, провозглашенного им в 1915 г. «Черным квадратом». Малевич создал для своей коммуны устав, в котором указал основных ее членов: «... основой артели должны стать товарищ Шагал, Лисицкий, Ермолаева, Якерсян, Коган и Малевич»3.

В 1920 г. Казимир Северинович приступает к написанию доктрины супрематизма - «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой». В этом же году Малевича покинут Шагал и Лисицкий. И если Лазарь Маркович расстанется с Малевичем в добрых отношениях и будет вести с ним переписку, то Марк Шагал уедет из Витебска в остром конфликте. Причину размолвки двух художников автору статьи так и не удалось установить. Но при изучении литературы по проблеме масонства, были обнаружены некоторые любопытные факты из биографии Шагала. Марк Шагал был масоном. Его фамилия украшает Парижский архив.4 Отношение Шагала к масонству было неоднозначным. В 1912 г., будучи в Париже, он вступил в орден, но так не пошел выше «Кандидата».5 Что-то подтолкнуло Шагала в молодости выйти из немасонского общества профанов6 и что-то остановило его в дальнейшем движении по рангам. В чем было расхождение между религиозно-философскими воззрениями Шагала и последователей тамплиеров? Или само полисемантическое поле культа со строгой регламентационной системой не было близко эмоциональному миру художника? Так же как и супрематизм?

В 1919 г. Шагал поддается влиянию гения Малевича и становится членом артели новых художников. Что его привлекло в этой организации? Идея нового понимания и выражения искусства с выходом за пределы зрительных границ предмета? Возможно, были определенные совпадения в этих вопросах у Шагала и Малевича. Но позиция Малевича была радикальной. В его понимании, художник - это Мессия, долг которого нести и доносить смысл искусства. Малевич не впадает в сентиментальность, подобно Шагалу. Он пробивает дорогу супрематизму своим творчеством. Мечтательно-елейному Шагалу не свойственна напряженная борьба. Ему проще сбежать в Москву, чем принять битву.

Жизнь Малевича в Витебске действительно можно назвать ежедневной битвой. Первые годы социалистического государства были голодными для провинции. Об этом пишет Казимир Северинович в письмах к брату своей жены, М. О. Гершензону. Художник делится с ним не только бытовыми проблемами. Он высказывает мысли по поводу своей супрема-

тической теории, религии, философии. В письмах к Гершензону Малевич предстает живым человеком со своими проблемами, чувствами, желаниями, стремлениями. Он вырисовывается как образ без редактуры, сохраненный в непосредственных высказываниях. Ни с кем более Малевич так не откровенен в письмах, как с Гершензоном. Вероятно, он видел в нем достойного собеседника.

В своих философских взглядах Гершензон придерживался учения В. С. Соловьёва о Святой Софии и даже посещал «Братство Аргонавтов», выросшее из кружка Соловьёва. Последним вариантом общественной организации, на основе философской концепции В. С. Соловьёва, было Религиозно-философское общество, основанное в 1907 г. По своей сути, это была масонская организация, ведущая борьбу против ортодоксального православия и традиционных ценностей русского народа.

Как стало возможным, что славянофильство В. С. Соловьева растворилось до полного исчезновения в интерпретациях его учения? Дошел ли Гершензон до масонства в своих религиозно-философских взглядах и повлиял ли на Малевича? Вспомним концепцию богоискательства Соловьева и сопоставим её с взглядами Малевича и догматами масонства.

Первичный анализ трех позиций - учение о Св. Софии, супрематизм, масонство - позволяет сразу же выделить общее. Прежде всего, - само отношение к религии, фундаментальное для названных философских направлений, заключенное в стремлении переосмыслить религиозное мировоззрение. Далее. Акт веры дополняется Логосом, который выводит христианство из иррациональной сферы. Это приводит к способности постижения Бога. Он мыслится как Абсолют - воплощение непреложной истины. Теперь отметим моменты косвенного сходства. Теософия родилась на основе герметической философии, которой придерживаются масоны. Был ли знаком Малевич с учением Гермеса Трисмегистра - неизвестно. Приблизился ли он со своей картиной мира, утверждением артели, со своим новым солнцем к герметической философии? Вряд ли Малевич видел в искусстве секретную методику для расширения возможностей сознания. Хотя именно искусство (в дальнейшем, искусство техническое) должно стать единственным путем для понимания супрематизма. Супрематизма как единственной религии со своим священным писанием, символом веры и заповедью. Принятие новой религии, безусловно, возможно при смене сознания.

Малевич не устраивает пышного культа вокруг своего учения, подобно масонам. Никакой повышенной секретности и избирательности в приобретении знания доктрины. Все стремления масонства направлены на манипулирование людьми вне своей структуры. Это позиция Серого Кардинала - обладать знаниями, действовать чужими руками для достижения своих целей. Малевич не сноб, он гуманист. Он предлагает всему

человечеству проникнуться идеей без-весия и ощутить свою внутреннюю чистоту. Каждый человек может и должен вырасти до уровня сознания духовности супрематизма, чтобы бросить пагубную привычку чернить себя грехом.

Для нравственного совершенствования не нужен наставник, собрания, ранги, многочисленная символика, ритуалы и знаки приветствия. Необходимо только вычеркнуть из сознания силу и вес - предикаты условностей и закона. И тогда, человек беспредметности начнет изменять мир в без-весие, превращая предмет в движение. Авангард положил начало выхода искусства из состояния «рассказ о предмете». В настоящее время перформативность постмодерна совершенно забыла о реальном предмете, обозначая только его контуры. Постоянное обыгрывание реди-мейдов несет ощущения, впечатления, эмоции от намеченной реальности. Это практически совпадает с супрематической концепцией растворения предмета в движении.

По представлению Малевича, дальнейшее стремление к беспредметности приведет к исчезновению науки, техники, культуры, религии, оставив только искусство. Искусство станет ведущей формой сознания. Примерно как в эпоху Возрождения. Возможно поэтому пророк супрематизма изобразил себя на последнем автопортрете в образе ренессансного мастера. Он оставил нам всё - своё учение, творчество, свои мысли, душу, себя. Эта жертва пронизана верой в доброту всего человечества. Мы, живущие в контексте условностей, ещё нуждаемся в трёх квадратах -цветном, черном, белом - для умозрительного постижения Абсолюта. Малевич ушёл в бело-черно-красном, и вряд ли ему в гроб положили белые перчатки7.

1 Масоны: история, идеология, тайный культ. - М., 2005. - С. 65.

2 Берберова Н. Н. Люди и ложи. - М., 1997. - С. 24.

3 Малевич К. С. Собрание сочинений. Т.5. - М., 2004. - С. 197.

4 Берберова Н. Н. Указ. соч. - С. 54.

5 Кандидат - звание низшей иерархической ступени. Подробнее: Берберова Н. Н. Указ. соч. - С. 73.

6 Профан - человек вне масонской структуры. Подробнее: Там же. - С. 73.

7 Белые перчатки кладут в гроб умершему члену масонской ложи. Подробнее: БербероваН. Н. Указ. соч. - С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.