ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО. ФОЛЬКЛОР
П.В. Сивцева
ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ В НОВЫХ РАБОТАХ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ ЯКУТИИ
Современные исследования истории развития и особенностей национального своеобразия литератур народов Якутии представляют в целом историко-генетическое и типологическое изучение творческого процесса. В этом аспекте организуются и проводятся конференции и семинары, издаются монографические работы и сборники научных статей, где главной проблемой выделяются вопросы изучения наследия классиков и творчества крупных писателей современности в ракурсе историко-функционального освещения литературных явлений. В октябре 2006 года Институтом гуманитарных исследований АН РС (Я) проведена Всероссийская научная конференция «Художественное наследие национальных литератур XX века в общероссийском культурном пространстве: проблемы взаимодействия», посвященная 100-летию народного писателя Якутии Д.К. Сивцева — Суоруна Омол-лоона. В работе конференции приняли участие алтайские, башкирские, бурятские, тувинские, хакасские, чувашские ученые. По итогам этого значительного события в научной жизни республики вышел солидный сборник научных статей и тезисов, где рассмотрены проблемы закономерностей развития национальной словесности в условиях глобализации, освещены вопросы феноменологического исследования личности, художественного творчества и общественной деятельности патриарха национальной культуры Суору-на Омоллоона (1906—2005). К столетию выдающегося современника XX века в Якутском государственном университете прошла республиканская научная конференция студентов с участием ректора ЯГУ профессора, академика АН РС (Я)
А.Н. Алексеева; опубликованы ее материалы. По итогам этих значительных мероприятий перед исследователями поставлены новые проблемы, такие как культурологические аспекты литературы, значение личности в духовной жизни народов, современные ракурсы изучения национальных литератур как части российской и мировой культуры, практические особенности художественного языка, стиля и перевода.
Проблемам современного литературоведения посвящаются работы преподавателей университета. Это, в основном, учебные пособия к спецкурсам различного направления. Например, такие издания как «Художественный перевод как средство межлитературной коммуникации» (2007) профессора З.К. Башариной, где рассматриваются особенности переводов на якутский язык поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; «Введение в якутскую литературу» (2006) и «Якутская классическая литература и современность» (2007) профессора А.А. Бурцева, посвященные исследованию своеобразия стиля писателей в аспекте концепции целостности мировой культуры; «Современная якутская лирическая поэзия» (2007) доцента М.П. Поповой, где, наряду с вопросами поэтики, представлены аспекты гендерного исследования художественного творчества. Актуальными изданиями на якутском языке выступают работы профессора В.Б. Окороковой, раскрывающие основные проблемы литературного процесса. Это монографии о лирике народного поэта Якутии Н.И. Харлампьевой, жизни и творчестве П.А. Ойунского (2004) и сборник статей «Якутская женская поэзия» (2005). Новые специальные учебники для студентов фа-
Сивцева-Максимова Прасковья Васильевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой якутской литературы Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова
© Сивцева П.В., 2009
культета якутской филологии написаны профессором Н.Н. Тобуроковым — «История якутской литературы второй половины XIX — начала XX вв.» (2001), «Изучение жизни и творчества А.Е. Кулаковского в вузе» (2001). Также на кафедре стилистики и перевода факультета якутской филологии на якутском языке выпущена коллективная монография «Вопросы стиля и языка прозы народного писателя Якутии Далана» (2008).
Исследования научно-популярного характера проводятся в рамках республиканского проекта по изданию полного собрания сочинений писателей Якутии. В этом плане совместно с двумя основными центрами науки — Институтом гуманитарных исследований и Якутским государственным университетом имени М.К. Амосова — плодотворно сотрудничают Национальное книжное издательство «Бичик» и Союз писателей Якутии. Выпущены по нескольку томов и стали востребованными новациями произведения
А. Софронова, Н. Неустроева, П. Ойунского, Амма Аччыгыйа, Софр. Данилова, Далана, И. Гоголева с предисловиями и комментариями, сделанными научными сотрудниками ИГИ, преподавателями ЯГУ и писателями. Здесь следует указать, что комментарии к произведениям А. Со-фронова сделаны доцентом В.Г. Семеновой совместно со студентами факультета якутской филологии.
Событием для школ республики стал выпуск современных учебников по якутской литературе для X и XI классов. Работа получила высокую оценку учителей и общественности и в 2007 году приняла участие в Региональной издательской выставке. Авторы — профессора ЯГУ Н.Н. Тобу-роков, П.В. Максимова и ведущий научный сотрудник Института национальных школ Н.И. Филиппова.
Значительным в современных исследованиях якутских ученых, безусловно, является коллективное издание, осуществленное Институтом гуманитарных исследований АН РС (Я), «Литература Якутии XX века» (2005) объемом в 42,5 п.л. Авторы — ведущие литературоведы ИГИ и Якутского государственного университета. Редакционная коллегия: В.Н. Иванов (ответ.ред.), М.Н. Дьячковская, П.В. Максимова, Л.Н. Романова. Более чем вековая история словесности представлена в нем по трем тематическим направлениям: якутская литература, русская лите-
ратура Якутии и литература народов Севера. Периодизация по десятилетиям начинается с освещения истоков зарождения литературы и завершается конкретизацией перспективных стилевых и жанровых поисков в начале нового века. Концептуальной идеей научных очерков проходит диахронное типологическое исследование смены литературных направлений и художественных стилей на фоне значимых исторических событий в общественной и политической жизни республики в составе Российской Федерации. Современная трактовка основных этапов развития литературной жизни, научный анализ типологических схождений и контактов с литературным процессом в России представляют новизну и значимость данного исследования. В этом плане авторы приходят к следующим основным выводам: Художественная литература народов Якутии XX века — это особое духовное достояние культурного, социально-философского характера. Рассмотренный в жанре научных очерков данный период развития словесности свидетельствует о становлении и развитии художественной литературы региона, отразившей острые противоречия между эстетическими концепциями едва ли самого сложного и драматического периода в истории народов России в целом. Главными особенностями литературной жизни края являются органическая связь с живым богатым фольклорным опытом и такое же постоянное активное стремление к освоению художественных норм русской культуры. В этом отношении история якутской литературы начинается с наследия А.Е. Кулаковского. Социально-философские идеи его самобытных по форме и образности произведений заложили основу авторского стиля, что представил собою целостное понятие творчества, отражающего «его самостоятельную эволюцию собственно литературного плана, внутренний смысл которой больше всего соотносится с мировоззренческой позицией просветителя» [1, с. 80]. Именно поэтому художественное освоение действительности в ее «коренных, существеннейших свойствах» в эпической поэзии А.Е. Кулаков-ского равняется «стилю эпохи в индивидуальном преломлении» [2, с. 6], способном становиться достоянием различных художественных систем и даже полярно противоположных на первый взгляд стилистических тенденций в истории всей якутской литературы. Основной тезис об особенностях поэзии Кулаковского однозначно четко про-
является в сравнении его наследия с единичными произведениями предшествовавших ему авторов (А.Я. Уваровского, М.Н. Андросовой, старшего брата поэта И.Е. Кулаковского), литературные опыты которых имели частный характер и в плане творческого освоения фольклорной образности, и в жанровой завершенности произведений. Это проявилось в целом не столько в идейно-тематической ограниченности выражения авторского «я», сколько в собственно художественной «наивности» их произведений в таких параметрах, как композиционная структура, сюжетосложение, раскрытие характера персонажей.
В первой четверти XX века фольклорная эпическая поэзия, народные лирические песни, предания и легенды в активном художественном освоении якутских писателей отражают самобытную конвергенцию жанров и в то же время показывают, что литературное творчество по своим формальным и стилевым аспектам не статично. Уже в первые десятилетия появляются произведения драматургии (А.И. Софронов), основанные на жанровых канонах русской классики; появляются малые и средние формы эпоса (рассказы и повести), большое развитие получает поэзия. Данный период ознаменовался именем П.А. Ойунского, художественное творчество которого не только утвердило формирование во всех родах литературы контекстов нового времени, но и доказало на реальных примерах, равных классическим явлениям якутской словесности, возможность слияния новых художественных форм с богатой палитрой фольклорной поэтики.
В 20—30-е годы поэзия расширила возможности художественного мышления в направлении гражданской лирики, экспериментаторства в области стиха и стиля в целом. С другой стороны, в эти десятилетия берет свое начало и неофициальная лирика, не соответствующая насущным интересам советской действительности (А. Софронов, И. Арбита).
В начале тридцатых годов зарождается литература народов Севера в виде публикации сборников малой прозы, авторами которых являются в основном студенты Ленинградского института народов Севера.
Общим достижением национальной литературы в первой трети XX века по праву считается формирование норм якутского литературного языка. Вместе с тем с осознанием национальной самобытности художественного слова происходит
и вынужденное резкое отделение литературы от наследия классиков как буржуазно-националистическое явление (А. Кулаковский, А. Софро-нов, Н. Неустроев) и как творчество врагов народа (П. Ойунский, Т. Одулок). Так утверждался новый стиль, который ставил на первом месте критерии безоговорочного соответствия эпохе переустройства. Революционная идея на основе единой коммунистической точки зрения отличалась осознанным возвеличиванием современности. В силу этого искусство слова вполне объективно тяготело к новаторству. Для него многоступенчатые формульные выражения фольклорной этимологии казались пассивными, созерцательными приемами образности. И возникает необходимость насыщенного выражения авторской оценки в представлении динамики реальной жизни, что отмечается в обращениях к контрастным противопоставлениям характеров и в предпочтениях четких ритмов и емкой метафоры нового содержания. Но именно на фоне «соцреа-листической» унификации картины мира и концепции личности четко прослеживается стремление к исследованию жизни и творчества классиков дореволюционной и постреволюционной литературы, получившее реальное осуществление в монографии Г.П. Башарина «Три якутских реа-листа-просветителя» (1944). Особо значимым достижением данного периода выступают обращения к жанру романа (Эрилик Эристиин, Амма Аччыгыйа, Н. Якутский). Начинается процесс всероссийского признания якутской литературы. Активизируются переводы крупных жанров прозы и эпической поэзии с русского языка на якутский язык («Анна Каренина» Л. Толстого, повести Н. Гоголя и М. Горького, «Евгений Онегин»
А.С. Пушкина и др.).
В 60—70-е годы происходят существенные изменения в характере литературного процесса, заключающиеся в восстановлении «ментального разрыва» с классической якутской литературой и ее традициями, связанные с выходом избранных произведений ранее запрещенных писателей. В эти годы приходится расцвет философской, пейзажной лирики как медитативных контекстов психологической поэзии различных жанров (Сем. Данилов). Новое качество приобретает гражданственность поэзии, где проявляется творческая индивидуальность, активно сочетающая традиционные методы с новаторскими тенденциями (И. Гоголев, И. Ефимов). Интенсивное разви-
тие получает литература для детей (К. Туярский, П. Тобуроков).
Тема революции и гражданской войны, ставшая творческой лабораторией многих писателей, раскрывается заново в романах. Ведутся поиски новых типов главных героев, сочетающих в себе особенности исторических судеб народов Якутии (Софр. Данилов, Болот Боотур, А. Сыросят-никова, Л. Попов и др.). Получают широкое развитие различные типы рассказов (Н. Габышев, Р. Кулаковский). Повести становятся, можно сказать, главной формой прозы, представляющей наравне с известными писателями (Н. Якутский, П. Аввакумов, И. Федосеев) новые имена со сложившимися авторскими стилями и творческими интересами (Далан, Н. Лугинов, Ф. Захаров,
В. Гаврильева, Е. Неймохов). В драматургии в целом продолжается тенденция морально-этического освещения взаимоотношений человека и общества на основе раскрытия конфликтов, происходящих на трудном пути самосовершенствования личности (С. Ефремов, И. Гоголев).
Заметно оживляется русская литература Якутии, особенно ярко проявленная повестями и романами Ю. Шамшурина, поэзией С. Шевко-ва, лирикой молодых авторов, пишущих на русском языке (В. Чагыл, А. Михайлов). Поэзия и проза малой и средней формы представляет литературу народов Севера на российском уровне, привлекая внимание читателей и критики утонченным автобиографизмом на фоне самобытных фольклорных мотивов (С. Курилов, Д. Апроси-мов, П. Ламутский, А. Кривошапкин).
Последние десятилетия XX века выступают качественно новым этапом в истории литературы, что проявляется в характерном усилении аналитического начала, стремлении к философскому постижению фольклорно-мифологического наследия коренных народов. Феноменом поэтического мышления становится своеобразная эпи-зация лирики, подчеркнутая тяготением к образам и символам мифопоэтики и натурфилософии, обращениями к различным формам циклизации. В то же время наблюдается активизация творческого освоения опыта восточной и русской поэзии в виде отдельных удачных представлений «твердых форм» мировой классики. Главным фактором, вызвавшим эволюцию в крупных жанрах прозы и драматургии, становится обновленное понимание историзма и гуманизма в романах и новой драматургии (Далан, Н. Лугинов, Харыс-
хал), мифосинкретическое видение мира и человека отличает формы прозы (И. Гоголев). Проблема защиты культуры и окружающей среды является главной темой в литературах народов Севера (Улуро Адо, Н. Курилов, Г. Кэптукэ, Н. Дьячков, Баргачан).
Творческие поиски в области русской литературы Якутии плодотворно опираются на классические традиции мирового уровня. Особым национальным своеобразием отличаются произведения якутских авторов, пишущих на русском языке (С. Осипов, И. Иннокентьев).
Таким образом, столетняя история литератур народов Якутии как периодическая смена различных стилевых тенденций в духовном срезе представлена значительным периодом становления самобытной национальной литературы, заключающим в себе предпосылки зарождения, расцвета и постепенного угасания метода социалистического реализма, который реально не подтвердил возможность длительного существования «социалистической по содержанию и национальной по форме» единой литературы.
В настоящее время особое внимание якутских литературоведов привлекает наследие классиков. Монография Л.Н. Романовой, заведующей сектором литературы Якутии ИГИиПМНС СО РАН, «А.Е. Кулаковский и его современники» (Новосибирск: Наука, 2003), посвящена исследованию истоков национального своеобразия якутской поэзии начала XX в. Работу отличает добротная теоретическая обоснованность концепции, четкие, логически оправданные сравнительно-типологические параметры. При этом вопросы и проблемы поэтики раскрываются с учетом национальной специфики якутской литературы. Автор, опираясь на труды А. Веселовского, А. Потебни, В. Томашевского, В. Жирмунского, Р. Якобсона, плодотворно продолжает литературоведческие принципы якутских филологов В. Петрова, Н. Копырина, П. Слепцова и др., находит новые факты и аспекты в исследовании фольклорных истоков и поэтики изобразительных средств. В монографии на новом этапе по-новому раскрываются такие историко-теоретические проблемы, как своеобразие поэтического идиостиля, диахронное исследование системы тропов, семантика и функции языка художественных произведений, отражающихся на творчестве А. Кулаковского и П. Ойунского и на примере произведений переходного этапа в ис-
тории якутской литературы как ранняя лирика Элляя, Абагинского, Кюннюка Урастырова.
Новое интересное направление открывает монография «Научная биография А.Е. Кулаковс-кого. Личность поэта и его время» (Новосибирск: Наука, 2008. — 294 с). Автором выступает доцент кафедры якутской литературы Л.Р. Кулаковская, внучка классика, известный в республике библиограф, источниковед. Работа является итогом ее кропотливого исследования жизни и творчества Алексея Кулаковского, Анемподиста Софро-нова, Ивана Кулаковского и их литературного окружения. Особая ценность этого труда заключается в том, что автором обнаружена и вводится в научный оборот целая система архивных документов, насчитывающая более тысячи единиц ранее неизвестных источников. В работе по научной биографии систематизация обширного архивного материала и исторических документов 1910—1920-х годов сопровождается освещением истории изучения жизни и творчества основоположника якутской художественной литературы. Выявленные в ходе исследования многие факты его биографии уточняют ряд существенных вопросов и проблем (особенно за период 1917— 1924 гг.), вызывавших разнохарактерные интерпретации и оценки в работах середины и второй половины прошедшего века. «Содержание в целом и по существу раскрывает и решает на высоком научном уровне те цели и задачи, которые ставятся в этой книге с точки зрения возникшего в последние годы нового подхода в изучении биографии — биографики (или науки о биографии) как дисциплины гуманитарного цикла» [3].
В 2008—2009 годах будут изданы включенные в планы издательств «Наука» в Новосибирске и Якутского государственного университета монографии наших молодых коллег. Научные сотрудники ИГИиПМНС СО РАН С.Е. Ноева и
В.Д. Яковлева представили работы по исследованию романов Ивана Гоголева и поэтических циклов как жанровой формы лирики. В первой монографии основное внимание уделяется выявлению своеобразия хронотопа и мифопоэтики в крупной прозе народного поэта Якутии. Во второй — освещаются жанровые типы и особенности поэтики лирических циклов в истории якутской поэзии.
Особого представления, на наш взгляд, новизной и актуальностью поставленных проблем и их своеобразным решением заслуживают рабо-
ты доцентов кафедры якутской литературы
С.И. Ефремовой и Т.Н. Васильевой. В первой монографии представлен сравнительный анализ двух редакций классического романа Амма Ач-чыгыйа «Весенняя пора», во второй исследуется поэтика твердых форм в якутской литературе. Обе работы интересны теоретическими обоснованиями выводов, вниманием к особенностям текстологии в практическом сопоставительном анализе произведений.
Долгожданным значительным изданием станет первый том полного собрания сочинений А.Е. Кулаковского в объеме более 30,0 п.л., принятый издательством «Наука» (Новосибирск). В его основу положено прижизненное издание поэтических произведений. Новое издание сохраняет авторское правописание, разбивку текстов и их хронологическую последовательность. Его значимость состоит в том, что впервые более детально представлен разнообразный справочный материал, сопровождающий тексты поэта. Комментарии сделаны для каждого произведения отдельно по четырем разделам. Это реально-исторический комментарий (автор Л.Р. Кулаковская); анализ художественного своеобразия произведений (авторы А.А. Бурцев — на руссксм языке, В.Б. Окорокова — на якутском языке); анализ стиховой структуры (Н.Н. Тобуроков); сопоставление печатных разночтений в научных изданиях Кулаковского с основным текстом (П.В. Максимова). Все сопровождающие тексты материалы представляются на русском и якутском языках. Также на двух языках даются статьи: вступительная (Л.Р. Кулаковская, А.А. Бурцев), вводная — о текстологических принципах издания (профессор Н.В. Покатилова, П.В. Максимова), обобщающая — о языке художественных произведений Кулаковского (профессор П.А. Слепцов). Работа над данным изданием прошла на кафедре якутской литературы, где по приказу ректора была создана научная лаборатория по изучению наследия классиков.
Таким образом, литературоведческие исследования в целом представляют изучение истории не только словесности, но и различных вопросов ее освещения в научных и публицистических изданиях и документах. При этом особое внимание уделяется важным и характерным этапам в ракурсе выявления роли и значения автора в литературном процессе. Более слабым местом в кропотливой работе литературоведов Якутии и по сравнению с предшествующими периодами выс-
тупает литературная критика. Однако в этом плане можно отметить два объективных момента, главный из которых относится к самой сути понятия «литературная критика современности». Его определение находим в работах по теории этой самостоятельной дисциплины: «Критика не является частью литературоведения», она характеризуется своими особыми задачами. Необходимость критической оценки произведения, «близкой к читательскому восприятию, нежели к научному анализу», выступает «как продолжение идейнотематических читательских запросов» (Г.Н. Поспелов) [4, с. 10]. Второй момент относим к особенностям социальной функции научного анализа и критической оценки произведения. В этом плане безоговорочным подтверждением выступает то, что писателей не вполне удовлетворяют статьи литературоведов на страницах периодической печати, основанные на обобщениях и типологических сопоставлениях, а также чаще всего регламентированные юбилейными датами или различными специальными выпусками. Однако практическим ответом на эту актуальную про-
блему выступает открытие новой специализации «Литературная критика и редактирование» с плановым набором на первый курс десяти студентов на базе отделения якутского языка и литературы нашего университета. Четыре первых выпуска пока набирают практический опыт в редакциях различных улусных изданий и республиканского телевидения и радио. Они, думаем, оправдают наши надежды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Покатилова П.В. Становление литературы. Очерки по якутской раннелитературной традиции. — Якутск, 1999.
2. Смена литературных стилей. — М.: Наука, 1974.
3. Дьячковский К. Диалог с ним продолжается. Книга о биографии А.Е. Кулаковского // Ил тумэн, 2008, 30 апреля.
4. Штейнгольд А.М. Анатомия литературной критики. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
Praskovya V. Sivtseva
SEARCH AND SOLUTIONS IN NEW WORKS BY YAKUTIA’S LITERARY CRITICS
In the article the author considers the centenarian history of literature of Yakutia’s peoples. She gives the review of the research work of scholars who investigate its division into periods beginning with elucidating the origins of literature and terminating with concretizing the perspectives in studying the genres and style.