Научная статья на тему 'Поиск универсального критерия для оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов'

Поиск универсального критерия для оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ОХРАНА ТРУДА / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОБЫЧА УГЛЯ ОТКРЫТЫМИ ГОРНЫМИ РАБОТАМИ / INDUSTRIAL TRAUMATISM / LABOR PROTECTION / INDUSTRIAL ACCIDENT / FATAL TRAUMATISM / OPENCAST COAL MINING

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Герике П. Б.

В настоящей статье приведены результаты исследований в области поиска универсального вибродиагностического критерия, пригодного для выполнения оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов. Данные исследования осуществлены на основе комплексного анализа параметров вибрации и использования единых диагностических критериев, пригодных для разработки математических деградационных моделей изменения состояния сложных механических систем. Проведенный анализ диагностических данных, полученных на работающем энерго-механическом оборудовании экскаваторов драглайнов, позволил осуществить классификацию дефектов данного типа оборудования по базовым группам, которым в совокупности соответствует более ста двадцати диагностических признаков в области анализа параметров вибрации, и провести их формализацию для удобства использования при разработке кода алгоритма автоматизированного контроля сложных систем по параметрам генерируемых механических колебаний. Разработанный комплекс диагностических правил выявления дефектов по результатам анализа параметров механических колебаний и создаваемые единые диагностические критерии оценки состояния, основанные на анализе параметров механических колебаний, могут выступить в качестве базовой платформы для реализации элементов системы обслуживания техники по ее фактическому техническому состоянию. В данной статье наглядно показано, что только с широким использованием современных методов вибрационной диагностики и неразрушающего контроля предоставляется возможность для своевременного выявления дефектов оборудования горных машин и разработки прогнозных моделей изменения их технического состояния. Полученные в рамках настоящей работы научные результаты безапелляционно доказывают принципиальную состоятельность разрабатываемого нового критерия для оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов, основанного на принципе комплексной реализации группы предложенных единых диагностических критериев. Применение на практике нового критерия повысит эффективность прогнозирования процесса изменения диагностических параметров преобразовательных агрегатов и малых генераторных групп экскаваторов драглайнов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Герике П. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A UNIVERSAL CRITERION SEARCH FOR ASSESSING THEDRAGLINE GENERATOR GROUPS’ ACTUAL STATE DEGRADATION DEGREE

This article presents the results of research in the area of a universal vibrodiagnostic criterion search suitable for assessing the dragline generator groups’ actual state degradation degree. This search was carried out on the vibration parameters’ comprehensive analysis basis and common diagnostic criteria use suitable for the development of complex mechanical systems state change mathematical degradation models. The analysis of the diagnostic data obtained on dragline working power-mechanical equipment allowed to classify this type equipment defects into the basic groups, to which in the aggregate correspond more than one hundred and twenty diagnostic features in the analysis of vibration parameters. In addition, these signs were formalized to ease their use when developing the complex systems automated control algorithm code based on the generated mechanical vibration parameters. The developed set of diagnostic rules for detecting defects based on the analysis of mechanical vibration parameters and the unified diagnostic criteria for estimating the state based on the mechanical vibrations parameters analysis can act as a basic platform for the implementation of the maintenance system elements according to its actual technical condition. In this article it is convincingly proved that only with the wide use of vibration diagnostics modern methods and non-destructive testing we get the opportunity for mining machines’ equipment timely defect detection and development of predictive models for their technical condition change. The scientific results obtained within the frames of the present work categorically prove the principled consistency of the new criterion being developed for assessing the dragline generator groups actual state degradation degree based on a proposed unified diagnostic criteria group complex realizing principle. The application of the new criterion in practice will improve the forecast efficiency of mine draglines’ converter units and small generator groups diagnostic parameters changing process.

Текст научной работы на тему «Поиск универсального критерия для оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов»

I П. Б. Герике // P. B. Gerike [email protected]

канд. техн. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории ФГБНУ «ФИЦ УУХ СО РАН», 650065, г. Кемерово, Ленинградский проспект, 10 candidate of technical sciences, assistant professor, senior researcher of laboratory of Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry of SB RAS, Kemerovo, Russia, 10, Leningradsky Avenue, Kemerovo, 650065, Russia

УДК 53.083(430.1)

ПОИСК УНИВЕРСАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ДЕГРАДАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЕНЕРАТОРНЫХ ГРУПП ЭКСКАВАТОРОВ-ДРАГЛАЙНОВ A UNIVERSAL CRITERION SEARCH FOR ASSESSING THE DRAGLINE GENERATOR GROUPS' ACTUAL STATE DEGRADATION DEGREE

В настоящей статье приведены результаты исследований в области поиска универсального вибродиагностического критерия, пригодного для выполнения оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов. Данные исследования осуществлены на основе комплексного анализа параметров вибрации и использования единых диагностических критериев, пригодных для разработки математических деградационных моделей изменения состояния сложных механических систем. Проведенный анализ диагностических данных, полученных на работающем энерго-механическом оборудовании экскаваторов - драглайнов, позволил осуществить классификацию дефектов данного типа оборудования по базовым группам, которым в совокупности соответствует более ста двадцати диагностических признаков в области анализа параметров вибрации, и провести их формализацию для удобства использования при разработке кода алгоритма автоматизированного контроля сложных систем по параметрам генерируемых механических колебаний. Разработанный комплекс диагностических правил выявления дефектов по результатам анализа параметров механических колебаний и создаваемые единые диагностические критерии оценки состояния, основанные на анализе параметров механических колебаний, могут выступить в качестве базовой платформы для реализации элементов системы обслуживания техники по ее фактическому техническому состоянию. В данной статье наглядно показано, что только с широким использованием современных методов вибрационной диагностики и неразрушающего контроля предоставляется возможность для своевременного выявления дефектов оборудования горных машин и разработки прогнозных моделей изменения их технического состояния. Полученные в рамках настоящей работы научные результаты безапелляционно доказывают принципиальную состоятельность разрабатываемого нового критерия для оценки степени деградации фактического состояния генераторных групп экскаваторов-драглайнов, основанного на принципе комплексной реализации группы предложенных единых диагностических критериев. Применение на практике нового критерия повысит эффективность прогнозирования процесса изменения диагностических параметров преобразовательных агрегатов и малых генераторных групп экскаваторов - драглайнов.

This article presents the results of research in the area of a universal vibrodiagnostic criterion search suitable for assessing the dragline generator groups' actual state degradation degree. This search was carried out on the vibration parameters' comprehensive analysis basis and common diagnostic criteria use suitable for the development of complex mechanical systems state change mathematical degradation models. The analysis of the diagnostic data obtained on dragline working power-mechanical equipment allowed to classify this type equipment defects into the basic groups, to which in the aggregate correspond more than one hundred and twenty diagnostic features in the analysis of vibration parameters. In addition, these signs were formalized to ease their use when developing the complex systems automated control algorithm code based on the generated mechanical vibration parameters.

The developed set of diagnostic rules for detecting defects based on the analysis of mechanical vibration parameters and the unified diagnostic criteria for estimating the state based on the mechanical vibrations parameters analysis can act as a basic platform for the implementation of the maintenance system elements according to its actual technical condition. In this article it is convincingly proved that only with the wide use of vibration diagnostics modern methods and non-destructive testing we get the opportunity for mining machines' equipment timely defect detection and development of predictive models for their technical condition change. The scientific results obtained within the frames of the present work categorically prove the principled consistency of the new criterion being developed for assessing the dragline generator groups actual state degradation degree based on a proposed unified diagnostic criteria group complex realizing principle. The application of the new criterion in practice will improve the forecast efficiency of mine draglines' converter units and small generator groups diagnostic parameters changing process.

Ключевые слова: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ, ОХРАНА ТРУДА, НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ, ДОБЫЧА УГЛЯ ОТКРЫТЫМИ ГОРНЫМИ РАБОТАМИ

Key words: INDUSTRIAL TRAUMATISM, LABOR PROTECTION, INDUSTRIAL ACCIDENT, FATAL TRAUMATISM, OPENCAST COAL MINING

Значительная часть электрических карьерных экскаваторов, эксплуатируемых сегодня на угольных и горнорудных предприятиях Кузбасса, отработала свой нормативный срок, до 25% из этих технических устройств находятся в недопустимом техническом состоянии [1].Фактическое техническое состояние эксплуатируемого оборудования напрямую влияет на безопасность проведения горных работ, непроизводительные простои и количество несчастных случаев на производстве.

В основу настоящей работы положены результаты анализа параметров вибрации энер-го-механического оборудования драглайнов, полученные при обследовании выборки из 30 экскаваторов (ЭШ 10/70, ЭШ 6/45, ЭШ 11/70, ЭШ 15/90) в период с 2004 по 2017 год. Интервал обследований составлял от одного до трех раз в три года, вибродиагностические работы выполнялись в рамках процедуры экспертизы промышленной безопасности технических устройств, эксплуатируемых на опасных производственных объектах. Анализ полученных данных позволяет заключить, что в недопустимом техническом состоянии сегодня находится до 30% от общего числа обследованных экскаваторов типа драглайн.

Результаты анализа диагностических характеристик позволили сделать вывод о широком распространении на генераторных группах электрических экскаваторов большого числа типовых дефектов, развитие которых вполне может стать причиной аварийного выхода машины из строя, среди таковых в порядке убывания распространенности, можно выделить следующие:

• нарушение жесткости системы;

• дефекты подшипников качения (повреждения наружного и внутреннего

колец, сепаратора, изменение формы тел качения, нарушение режима смазки) и ослабление их посадки;

• расцентровка валопровода агрегата;

• дефекты элементов соединительных муфт;

• дисбаланс ротора сетевого двигателя/ генератора;

• дефекты электрической природы.

Исследованиями [2, 3] доказано, что только применение результатов комплексного диагностического подхода к анализу параметров вибрации позволяет повысить эффективность и достоверность получаемых результатов. Кроме того, только расширив диапазон измерений до 7...10 кГц по параметру виброускорения можно в значительной мере решить задачу осуществления полного контроля фактического состояния преобразовательных агрегатов и малых генераторных групп экскаваторов - драглайнов. Ниже на реальных примерах рассмотрены некоторые результаты анализа параметров виброакустических волн, генерируемых при работе энерго-ме-ханического оборудования карьерных экскаваторов (см. рисунки 1 - 4).

Большинство диагностических признаков, подвергшихся формализации, сосредоточены в области прямого спектрального анализа параметров виброакустических волн. Этот факт объясняется наличием дополнительных сложностей в алгоритмизации наборов признаков и правил для выявления дефектов с применением других диагностических методологий, использование которых зачастую является необходимым только тогда, когда получен неявный результат диагностирования или для подтверждения правильности уже поставленного диагноза.

На сегодняшний день в мире не существу-

Ve, мм/с

1............. "I" 1

1 1

II ■ i i

i 1 i I II 1 1 t ' 1

plpj HJU w J ХоЦ 4

200 400 600 800 , _

f, ГЦ

Рисунок 1 - Множественные дефекты подшипника сетевого двигателя ЭШ 11/70 Figure 1 - ESh 11/70 motor bearing multiple defects

ет универсального диагностического критерия, при помощи которого можно оценить фактическое состояние сложной механической системы. Причины этого заключаются в недостаточной изученности вопросов динамики горных машин, ограниченном объеме баз данных по параметрам вибрации однотипного энерго-механического оборудования, сложностью анализа регистрируемых характеристик. Принципиальное отличие настоящей работы заключается в том, что здесь впервые предложена идея о создании базового критерия для диагностики энерго-механического оборудования карьерных экскаваторов, основанного на комплексном использовании единых диагностических критериев, каждый из которых предназначен для диагностирования только лишь одной отдельной группы дефектов (на примере генераторных групп это будут - дефекты подшипников качения, дефекты электрической природы, дефекты соединительных муфт, крепежа, дефекты центровки и балансировки). Уникальность предложенного критерия заключается в том, что его реализация на практике позволит избежать значительных трудозатрат и потерь времени, связанных с использованием для анализа параметров вибрации большого числа громоздких диагностических признаков и правил.

К наиболее распространенной группе дефектов генераторных групп экскаваторов-драглайнов относят повреждения подшипников качения, среди которых выделяют раковины и задиры на наружных и внутренних кольцах, трещины сепараторов, гранность и износ тел качения, нарушение режима смазки, ослабление посадки и увеличение эксплуатационных зазоров. Дефекты этой группы являются наиболее изученными с точки зрения решения задач практического виброанализа, для их идентификации

разработано как большое количество диагностических признаков, так и полноценных методов, ориентированных на контроль технического состояния подшипников (например, метод ударных импульсов, пик-фактор, анализ огибающей и т.д.). По данной группе дефектов накоплено большое количество статистических данных, что позволило ряду авторов с использованием специализированных критериев и признаков предпринять попытки по созданию единых диагностических критериев, пригодных для выполнения оценки фактического состояния и расчета прогноза деградации подшипников [4, 5].

На представленном ниже рисунке приведен реальный спектр, иллюстрирующий одновременное наличие нескольких наиболее распространенных дефектов на примере подшипника, установленного на сетевом двигателе.

В частности, в спектре, представленном на рисунке 1, присутствуют гармонические составляющие на сепараторной частоте, а также частотах, отвечающих за дефекты внешней обоймы и наличие повреждений на телах качения подшипника. Амплитудный вклад отдельных составляющих по параметру виброскорости незначителен, максимумы амплитуд значащих гармоник едва достигают величин около 0,7 мм/с. Однако, использование комплексного подхода к оценке фактического состояния (в частности, оценки по общему уровню виброускорения и анализа огибающей) позволило классифицировать состояние подшипника как недопустимое и обосновать его экстренную замену. Результаты визуального контроля, проведенного в процессе демонтажа, подтвердили правильность сделанных выводов и рекомендаций по замене дефектного узла.

Результаты комплексного подхода к диа-

Ve, мм/с

б

4

2

1

Л w Щ % V V J Jul Лшиk /^AWvavwi

200 400 600 800 1000

f, Гц

Рисунок 2 - Нарушение жесткости системы на генераторе подъема экскаватора ЭШ 6/45 Figure 2 - Excavator ESh 6/45 hoist generator system rigidity malfunction

гностике параметров вибрации позволили разработать единый диагностический критерий для диагностирования подшипников, в основу которого положены четыре основополагающих признака - общий уровень подшипниковых гармоник по параметру виброускорения, общий уровень профильтрованного сигнала виброускорения, мера сходства сигналов по спектру огибающей, а также результаты реализации алгоритма высокочастотного эксцесса [6, 7, 8].

На втором месте по распространенности среди дефектов генераторных групп экскаваторов-драглайнов находится нарушение жесткости системы [1]. Данный дефект может проявлять себя большим числом диагностических признаков, причем частотные составляющие, порожденные наличием данного дефекта, нередко совпадают со значащими гармониками, которым соответствуют повреждениям совершенно иной природы (нарушение центровки, дефекты соединительных муфт), что может значительно усложнить выполняемый анализ. Наиболее распространенным примером, наглядно иллюстрирующим наличие данного дефекта, является наличие в спектре специфического гармонического ряда оборотной частоты, который может состоять из более чем десятка ярко выраженных составляющих (см. рисунок 2).

Данный дефект является провоцирующим фактором, приводящим к росту общего уровня вибрации и появлению, в ряде случаев, паразитных резонансных частот. Этот фактор, как самостоятельно, так и в сочетании с причинами иного характера, может привести к возникновению нарушения центровки валопровода агрегата, что, в свою очередь, приводит к следующим основным проблемам: ускоренному износу элементов со-

единительных полумуфт, преждевременному выходу из строя подшипников качения, повреждению элементов конструкции валопровода.

Помимо прочего, одним из распространенных дефектов электрических машин, является дисбаланс ротора электродвигателя/генератора. Среди других этот дефект выделяет его способность к генерированию мощных низкочастотных колебаний, энергия которых может быть такова, что произойдет ослабление крепежа, нарушение центровки, и, наконец, возможен отрыв агрегата от опор и его самопроизвольное смещение. Анизотропия материалов, применяемых в конструкции электрических машин, накладывает ряд условий на процесс распространения виброакустических волн при возникновении дисбаланса. Признаки дисбаланса должны присутствовать во всех направлениях пространственного положения агрегата, только это может служить надежным фактором, подтверждающим наличие развитого дефекта. В то же время, в ряде случаев может преобладать горизонтальная компонента вибрации, которая наиболее четко проявляется при работе агрегата с жестким ротором, что также является дополнительным косвенным признаком наличия неуравновешенности ротора электрической машины.

Одновременное присутствие на преобразовательном агрегате драглайна нескольких развитых высокоэнергетических колебательных процессов, таких как развитый дисбаланс ротора и нарушение центровки валопровода, неминуемо приведет к значительному росту величин параметров вибрации, что способствует переходу всей машины в недопустимое техническое состояние с высокой вероятностью возникновения аварийных ситуаций (см. пример на рисунке 3).

Рисунок 3 - Расцентровка валопровода генераторной группы, дисбаланс ротора генератора поворота экскаватора ЭШ

15/90

Figure 3 - Excavator ESh 15/90 generator group shafting misalignment, swing generator rotor imbalance

Применение результатов комплексного подхода к диагностике параметров механических колебаний позволяет дать эффективную оценку явлению дисбаланса теплового типа, который достаточно часто встречается на генераторных группах экскаваторов - драглайнов. Исследованиями доказано [9, 10, 11], что тепловой неуравновешенности ротора присущи все основные признаки механического дисбаланса, с той разницей, что каждому определенному тепловому режиму соответствует своя, специфичная по уровню и составу, вибрация. В этом случае наиболее корректным признаком наличия тепловой неуравновешенности является отношение амплитуд значащих гармоник при выбеге нагретого ротора по отношению к величинам этих компонент при разгоне холодного ротора [12].

Кроме того, при решении задачи о подтверждении наличия теплового дисбаланса необходимо учитывать, что аналогичными диагностическими признаками обладают и некоторые другие механические дефекты. Так, на гармонический состав спектра при наличии нарушения соосности валов или при структурном резонансе существенное влияние часто оказывают величины температурных полей работающего агрегата. Присутствие на генераторных группах экскаваторов-драглайнов множественных дефектов механической, тепловой и электрической природы приводит к тому, что специалистами фиксируются уровни эффективного среднеквадратическо-го значения виброскорости порядка 30...50 мм/с и выше, что превышает предельно допустимую величину в 3.5 и более раз [13] и является предпосылкой к созданию аварийных ситуаций, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью

бригаде экскаватора и обслуживающего персонала.

Выполненные ранее исследования в области комплексного анализа параметров вибрации [1, 13, 14] показали, что для диагностики технического состояния генераторных групп наиболее эффективным является сочетание спектрального анализа в расширенном частотном диапазоне, эксцесса и анализа огибающей. Иногда к указанной совокупности методов целесообразно добавить анализ характеристики разгона/выбега агрегата и вейвлет преобразование сигнала. Реализация методологии анализа траектории/ процессии движения ротора значительно увеличивает число диагностических правил и время, затрачиваемое на проведение контроля, кроме того, сложность проводимого анализа существенно возрастает [15]. Именно поэтому было принято решение ограничиться данной группой методов при разработке единого диагностического критерия оценки фактического состояния генераторных групп экскаваторов - драглайнов.

Такой критерий должен включать в себя совокупность единых критериев, число которых равняется количеству групп базовых дефектов, присущих рассматриваемому оборудованию. В случае диагностирования генераторных групп таких критериев понадобится минимум пять -для диагностики подшипников, нарушения жесткости системы и центровки валопровода агрегата, неуравновешенности вращающихся деталей, дефектов соединительных полумуфт и дефектов электрической природы. Каждый из перечисленных единых диагностических критериев должен быть основан на своем, уникальном, наборе диагностических признаков и правил. Так,

Ve, мм/с

4,0

2,0

1 j

К ~ .................. kJ

f, Гц

Рисунок 4 - Замыкание обмоток генератора подъема экскаватора ЭШ 6/45 Figure 3 - Excavator ESh 6/45 hoist generator windings fault

в частности, проведенные исследования [1, 13] позволили предложить обоснованный набор методологий для формирования обобщенного критерия для выявления дефектов электрических машин, включая такие дефекты, как дисбаланс тел вращения, межвитковые замыкания обмотки ротора (см. рисунок 4) или смещение в магнитном поле и т.д. Еще три единых критерия (нарушение жесткости системы и расцентровка, дисбаланс, дефекты полумуфт) только предстоит разработать, для чего потребуется дальнейший сбор информации и проведение дополнительных исследований.

Анализ полученных диагностических данных позволил формализовать пять базовых признаков оценки состояния по параметрам вибрации, пригодных для создания единого диагностического критерия, предназначенного для выявления дефектов электрической природы на генераторных группах экскаваторов - драглайнов:

1. Значительное превышение величины суммы амплитуд составляющих гармонического ряда частоты питающей сети в момент работы агрегата в штатном режиме над той же величиной, но измеренной сразу после отключения электрической энергии (Т,Ак^>> ЕАк^Л*).

2. Гармоническая активность на удвоенной частоте питающей сети и первой гармонике оборотной частоты (при условии наличия боковых частот прохода поля), свидетельствующая об изменении воздушного зазора между статором и ротором в процессе работы агрегата (вращающийся эксцентриситет ротора).

3. Нарушение симметрии магнитного потока, что выражается через генерацию составляющих спектра на частоте скольжения, являющейся разностью частот вращения магнитного поля

и оборотной частоты ротора (свидетельствует о наличии межвитковых замыканий в обмотке ротора).

4. Глубина модуляции спектра огибающей вибросигнала в области ряда частот питающей сети, а также наличие в спектре субгармоник на боковых полосах частоты прохождения поля вокруг ряда оборотной частоты к/К±п/р, подтверждающих наличие повреждений стержней ротора.

5. Мера подобия, определяемая по результатам сравнения характеристик вейвлет-преобразования и временной волны реального и «эталонного» сигналов.

Реализация процедуры клиппирования потребовала решения практической задачи, связанной с очисткой спектра от «лишних» гармоник. Алгоритм выделения информативных составляющих дефектов электрической природы, примененный в рамках настоящего исследования, основывается на удалении из спектра всех «лишних» гармонических составляющих, в нем использована предложенная в работах [8] процедура уточнения оборотной частоты вращения, основанная на принципе поиска составляющих спектра с максимальными амплитудами в низкочастотном диапазоне, зарекомендовавшая себя в качестве эффективного инструмента для автоматизации процедуры клиппирования при работе со спектрами виброскорости и виброускорения подшипников качения, где максимальные амплитуды значащих гармоник априори могут не принадлежать оборотной частоте. Единый диагностический критерий для выявления дефектов электрической природы разработан с учетом реализации многомерного пространства диагностических признаков при помощи алгоритмов скаляризации [8], включающих пошаговую сегментацию групп объектов с различной степенью

развития дефектов.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что предложенный методологический подход к разработке единых диагностических критериев и моделированию деградационных процессов изменения технического состояния может быть использован для внедрения элементов системы обслуживания техники по её фактическому состоянию и эффективного повышения безопасности при проведении открытых горных работ. Создаваемые единые диагностические критерии могут быть применены при реализации алгоритмов адап-

тивных моделей, позволяющих провести краткосрочное прогнозирование процессов деградации технического состояния сложных механических систем. Внедрение качественно более совершенной системы обслуживания горной техники станет залогом минимизации логистических издержек промышленных предприятий [16], уменьшения непроизводительных простоев горной техники и снижения числа несчастных случаев на производстве, связанных с недопустимым состоянием эксплуатируемых горных машин и комплексов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герике П.Б., Нестерова О.А. Применение результатов неразрушающего контроля для создания методики распознавания технического состояния горно-шахтного оборудования по параметрам вибрации // Вестник КузГТУ 2017. № 6. С. 162-169.

2. Гольдин А. С. Вибрация роторных машин. М.: Машиностроение, 1999. 344 с.

3. Неразрушающий контроль: Справочник: В 7 т. / Под общ. ред. В.В. Клюева. М.: Машиностроение, 2005. Т. 7: В 2 кн. 829 с.: ил.

4. V. Pozhidaeva. Determining the roughness of contact surfaces of the rolling bearings by the method of shock pulses. World Tribology Congress III, September 12-16, 2005, Washington, D.C., USA

5. Tse P., Peng Y., Yam R. Wavelet Analysis and Envelope Detection For Rolling Element Bearing Fault Diagnosis—Their Effectiveness and Flexibilities. Journal of Vibration and Acoustics. 2001. Vol. 123. Pp 303-310. DOI: 10.1115/1.1379745.

6. Краковский, Ю. М. Математические и программные средства оценки технического состояния оборудования. / Новосибирск: Наука, 2006. 227 с.

7. Барков А.В. ,Баркова Н.А. Вибрационная диагностика машин и оборудования. Анализ вибрации. Учебное пособие. С-Пб.: Изд-во СПбГМТУ, 2004. 156 с.

8. Сушко А. Е. Разработка специального математического и программного обеспечения для автоматизированной диагностики сложных систем. Дисс. ... канд. техн. наук. М.: МИФИ. 2007. 170 с.

9. Bently D.E., Hatch C.T. "Fundamentals of rotating Machinery Diagnostics", Bently Pressurized Press, 2002, P.726.

10. F. Balducchi, M. Arghir, S. Gaudillere. Experimental analysis of the unbalance response of rigid rotors supported on aerodynamic foil bearings. Proceedings of ASME Turbo Expo 2014: Turbine Technical Conference and Exposition GT2014. June 16 - 20, 2014, Düsseldorf, Germany.

11. Skeinik R., Petersen D. Automated fault detection via selective frequency band alarming in PC-based predictive maintenance systems. CSI, Knaxville, TN 37923, USA.

12. Liu G., Parker R. Dynamic Modeling and Analysis of Tooth Profile Modification for Multimesh Gear Vibration. Journal of Mechanical Design. 2008. Vol. 130. Pp 121402/1 - 121402-13. DOI: 10.1115/1.2976803

13. Герике П.Б. Особенности комплексной диагностики энерго-механического оборудования экскаваторов типа ЭКГ по параметрам вибрации // Вестник КузГТУ 2016. № 3. С. 63-72.

14. Ещеркин П.В. Разработка методики диагностирования и прогнозирования технического состояния дизель-гидравлических буровых станков. Автореф. дисс.....канд. техн. наук. Кемерово, 2012. 18 с.

15. Лукьянов А.В. Классификатор вибродиагностических признаков дефектов роторных машин. Иркутск: Издательство ИрГТУ, 1999. 230 с.

16. Клишин В.И., Зворыгин Л.В., Лебедев А.В., Савченко А.В. Проблемы безопасности и новые технологии подземной разработки угольных месторождений. Новосибирск, 2011. 524 с.

REFERENCES

1. Gerike, P.B., & Nesterova, O.A. (2017). Primenenie rezultatov nerazrushaiushchego kontrolia dlia sozdaniia metodiki raspoznavaniia tekhnicheskogo sostoianiia gorno-shahtnogo oborudovaniia po parametram vibratsii [Non-destructive testing results' application to create the mining equipment technical condition recognizing technique from vibration parameters]. Vestnik KuzGTU - KuzGTU Herald, 6, 162-169 [in Russian].

2. Goldin, A.S. (1999). Vibratsiia rotornykh mashin [Vibration of rotary machines]. Moscow: Mashinostroieniie [in Russian].

3. Kluiev, V.V. (2005). Nerazrushaiushchii control [Non-destructive control]. Moscow [in Russian].

4. Pozhidaeva, V. (2005). Determining the roughness of contact surfaces of the rolling bearings by the method of shock pulses. World Tribology Congress III, September 12-16, Washington, D.C., USA [in English].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tse P., Peng Y., & Yam, R. (2001). Wavelet Analysis and Envelope Detection For Rolling Element Bearing Fault Diagnosis—Their Effectiveness and Flexibilities. Journal of Vibration and Acoustics. Vol. 123. Pp 303-310 [in English].

6. Krakovskii, Yu.M. (2006). Matematicheskie iprogrammnyie sredstva otsenki tekhnicheskogo sostoianiia oborudovaniia [Mathematical and software tools for the equipment technical condition assessing]. Novosibirsk: Nauka [in Russian].

7. Barkov, A.V. (2004). Vibratsionnaia diagnostika mashin i oborudovaniia. Analiz vibratsii. Uchebnoie posobiie [Vibration diagnosis of machinery and equipment. Analysis of vibration. Tutorial]. Sankt-Peterburg: SPbGMTU Publishing house [in Russian].

8. Sushko, A.Ye. (2007). Razrabotka spetsialnogo matematicheskogo i programmnogo obespecheniia dlia

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

avtomatizirovannoi diagnostiki slozhnykh system [Development of special mathematical support and software for automated diagnostics of complex systems]. Candidate's thesis. Moscow [in Russian].

Bently D.E., Hatch C.T. (2002). Fundamentals of rotating Machinery Diagnostics, Bently Pressurized Press. [in English]. Balducchi, F., Arghir, M., & Gaudillere, S. (2014). Experimental analysis of the unbalance response of rigid rotors supported on aerodynamic foil bearings. Proceedings of ASME Turbo Expo 2014: Turbine Technical Conference and Exposition GT2014. June 16 - 20, 2014, Düsseldorf, Germany [in English].

Skeinik R., & Petersen D. Automated fault detection via selective frequency band alarming in PC-based predictive maintenance systems. CSI, Knaxville, TN 37923, USA [in English].

Liu G., & Parker R. (2008). Dynamic Modeling and Analysis of Tooth Profile Modification for Multimesh Gear Vibration. Journal of Mechanical Design. Vol. 130. Pp 121402/1 - 121402-13 [in English].

Gerike, P.B. (2016). Osobennosti kompleksnoi diagnostiki ehnergo-mekhanicheskogo oborudovaniya ekskavatorov tipa EKG po parametram vibratsii [Features of EKG excavators power-mechanical equipment complex diagnostics by vibration parameters], Vestnik KuzGTU - KuzGTU Herald, 3, 63-72 [in Russian],

Yeshcherkin, P.V. (2012). Razrabotka metodiki diagnostirovaniia i prognozirovaniia tekhnicheskogo sostoyaniia dizel-gidravlicheskikh burovykh stankov [Diesel-hydraulic drilling rigs technical condition diagnosing and forecasting methods development]. Extended abstract of candidate's thesis. Kemerovo [in Russian],

Lukianov, A.V. (1999). Klassifikator vibrodiagnosticheskikh priznakov defektov rotornykh mashin [Classifier of rotor machines vibrodiagnostic defect signs], Irkutsk: IrGTU Publishong House [in Russian],

Klishin, V.l., Zvorygin, L.V., Lebedev, a.V. & Savchenko, A.V. (2011). Problemy bezopasnosti i novyie tekhnologii podzemnoi razrabotki ugolnykh mestorozhdenii [Coal deposits' underground mining safety problems and new technologies], Novosibirsk [in Russian],

Главные цели «НЦ ПБ»:

Создать замкнутый цикл в решении проблем промышленной безопасности и охраны труда, обеспечив комплексный подход: от идеи до разработки нормативно - правовой базы и научно-производственных проектов с их полной последующей

реализацией. Оперативно и качественно решать вопросы с учетом индивидуальных особенностей и специфики шахт, разрезов и иных опасных производственных объектов.

НАО «НЦ ПБ»

650002, г Кемерово, Сосновый

бульвар, I. Генеральный директор

Ахлестин Николай Николаевич Моб. 8-96I-708-74-50 Тел./факс: (3842) 77-86-63 e-mail: [email protected] Директор по проектированию Артюшин Игорь Александрович Тел. (384-2) 77-86-57 Моб. 8-923-6II-27-4I e-mail: [email protected]

государственно-частное партнерство^Vi

* ' л * .. 3

Акционеры «НЦ ПБ»

>yj| У V

1 ФГБОУ ВПО «КузГТУ» flol' АО НИИГД

tP

ООО «ВостЭКО»

научный центр, основанный на государственно-частном партнерстве,

сферой деятельности которого является обеспечение комплексного решения вопросов в области промышленной безопасности и охраны труда в горной и других отраслях промышленности.

• ..ч,-:' V %

Стратегические направления деятельности:

1) Научно-исследовательская деятельность в области горных работ

2) Опытно-конструкторская деятельность

3) Производство инновационных научных разработок, применяемых на опасных производственных объектах

4) Испытательные лаборатории, сертификационные услуги.

5) Проектные работы, выполнения всего комплекса проектных работ для опасных производственных объектов. Свидетельство на виды работ N0 2310 от 15 июля 2016, выданное Ассоциацией «Национальный альянс проектировщиков «ГлавПроект» N0 СРО-П-174-01102012

6) Развитие образовательной деятельности Научного центра, ориентированной на подготовку и переподготовку специалистов высшей квалификации в области промышленной безопасности.

на правах рекламы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.