Научная статья на тему 'Поиск смысла жизни в лирике А. Ахматовой и А. Смородиной (сравнительно-сопоставительный аспект)'

Поиск смысла жизни в лирике А. Ахматовой и А. Смородиной (сравнительно-сопоставительный аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1184
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / "ЖЕНСКАЯ" ПОЭЗИЯ / ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ / ТЕМА / ЛЕЙТМОТИВ / МОТИВ / ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ / "FEMALE" POETRY / THE SILVER AGE / LYRICAL CHARACTER / THEME / LEADING-MOTIVE / MOTIVE / THE PROBLEM OF THE LIFE MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартынова Елена Анатольевна, Степин Сергей Николаевич, Швечкова Наталья Ивановна

В статье рассматривается в сравнительно-сопоставительном плане проблема поиска смысла жизни в творчестве поэтессы серебряного века А. А. Ахматовой и современной поэтессы Мордовии А. И. Смородиной. Выделяются индивидуальные и типологические черты их лирических произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мартынова Елена Анатольевна, Степин Сергей Николаевич, Швечкова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for the Life Meaning in the Lyrics by A. Akhmatova and A. Smorodina (Comparative Aspect)

The article compares the problem of meaning of life searching in the works of the Silver Age poet A. A. Akhmatova and a modern Mordovian poet A. I. Smorodina. Individual and typological features of their lyrical works are singled out.

Текст научной работы на тему «Поиск смысла жизни в лирике А. Ахматовой и А. Смородиной (сравнительно-сопоставительный аспект)»

УДК 821.161.1.09«1917/1991»(045)

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

Мартынова Елена Анатольевна

доктор философских наук, профессор кафедра философии Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Степин Сергей Николаевич кандидат филологических наук, доцент

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Швечкова Наталья Ивановна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

г. Саранск Martynova Elena Anatolievna Doctor of Philosophy,

Professor Chair of Philosophy Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk Stepin Sergey Nikolaevich Candidate of Philology,

Assistant Professor Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk

Shvechkova Natalia Ivanovna

Candidate of Philology,

Assistant Professor Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk martynovaelena56@mail.ru Поиск смысла жизни в лирике А. Ахматовой и А. Смородиной (сравнительно-сопоставительный аспект)1 Search for the Life Meaning in the Lyrics by А. Akhmatova and A. Smorodina (Comparative Aspect)

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы

стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.)..

В статье рассматривается в сравнительно-сопоставительном плане проблема поиска смысла жизни в творчестве поэтессы серебряного века А. А. Ахматовой и современной поэтессы Мордовии А. И. Смородиной. Выделяются индивидуальные и типологические черты их лирических произведений.

The article compares the problem of meaning of life searching in the works of the Silver Age poet A. A. Akhmatova and a modern Mordovian poet A. I. Smorodina. Individual and typological features of their lyrical works are singled out.

Ключевые слова: серебряный век, «женская» поэзия, лирическая героиня, тема, лейтмотив, мотив, проблема смысла жизни.

Key words: the Silver Age, "female" poetry, lyrical character, theme, leading-motive, motive, the problem of the life meaning.

Проникновенные лирические зарисовки о любви, красоте природы, стихи-раздумья о вечном и срочном, временных и пространственных границах бытия, гармонии и разладе в сознании современников ассоциируются с целым рядом поэтов ХХ - XXI веков. Исключением не является и творчество Анны Ахматовой и Анны Смородиной. Именно в творчестве этих поэтесс, на наш взгляд, отражены «сложность и многообразие современной жизни, расширение сферы человеческих переживаний, постоянно умножающиеся богатства художественного опыта и традиций прогрессивного искусства» [3, с. 102].

Начиная с середины 80-х годов XX столетия в поэзии Мордовии, стало проявлять себя «женское крыло» в литературе национального региона, являясь тем самым предметом пристального внимания современной критики и литературоведения. Молодые поэтессы, продолжающие традиции наиболее ярких представительниц «серебряного» века русской литературы, все чаще заявляют о себе, говорят о самых сокровенных нюансах женской души. В эти годы на литературный небосклон вошла целая плеяда женщин-поэтесс. Назовем имена лишь некоторых из них: Н. Рузанкина, Н. Задальская, О. Алиева, Р. Орлова и др. О некоторых мы уже говорили в монографическом исследовании [6]. Именно творчество перечисленных поэтесс «представляет собой многогранную образно-символическую картину мира и тем самым во многом способствует появлению новых оригинальных поэтических образов, важное место в которых занимает их личное мировосприятие, их взгляд на окружающую действительность» [5, с. 78].

Примечательным, на наш взгляд, является то, что поэзия Анны Смородиной особенно близка лирике Анны Ахматовой. Проблема смысла жизни в самых частных ее проявлениях и подробностях, в событиях и лицах занимает центральное место в лирике обеих поэтесс. Характерно, что их творчество часто связано с историей, с философскими и социальными размышлениями, с широким охватом жизни как личной, так и общественной. В их стихах можно найти и критику, и полемику, а иногда и возмущенную самозащиту. При всей соблазнительной легкости слухового восприятия их стихов с тонкими рифмами, отлично продуманными лирическими фабулами, поэзия двух женщин вполне конкретна, придирчиво пристальна ко всему, что их окружает. Часто на первом плане оказывается миросозерцание лирической героини, ее наблюдение за внешней действительностью и собственными внутренними порывами.

Философские мотивы в лирике А. Ахматовой впервые начали звучать в раннем творчестве поэтессы. Хотя, в большей степени еще глубоко интимная, больше любовная лирика поэтессы не имела своей целью углубление в мир размышлений о мире. Впервые мы слышим их в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить...»:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу [1, с. 48].

Стихотворение «Все расхищено, предано, продано.» можно назвать переломным в творчестве А. Ахматовой. Оно свидетельствует об окончательном переходе автора от психологии любовного «романа в стихах» к философской и гражданской лирике. Личная боль и трагедия израненной души А. Ахматовой сливаются с судьбой всего русского народа. Видя озлобленность и несправедливость эпохи, автор пытается указать выход, путь к возрождению духовности - это, по мысли А. Ахматовой, вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью.

Лирическая героиня А. Ахматовой не стремится вызвать у читателя сочувствие, а тем более - жалость, а стихи самой поэтессы, скорее, представляет

собой лирический роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Для А. Ах-

212

матовой искусство способно вбирать в себя весь мир и тем самым сделать его интересней и богаче. Этим и определяется его действенная сила, место и роль в нем художника слова.

Из одного произведения в другое переходит неотступная дума поэтессы о своей судьбе, о своем предназначении и месте в поэзии. Эта мысль стала одним из магистральных лейтмотивов всего творчества поэтессы.

Лирическая героиня А. Смородиной так же как и ахматовская ищет смысл жизни в глубинах мироздания, поэтому ее модель современного мира не укладывается в тривиальные диалектические рамки.

Под струей воды из крана, все обиды прочь.

Завтра утром встану рано, поцелую дочь.

Солнце в небе будет ярким, снег растает.

Все ошибки, все помарки, жизнь стирает [1, с.11].

Трудно не согласиться с Е. А. Мартыновой и О.И. Налдеевой, которые считают, что «В стихотворениях подобного рода присутствуют многие элегические мотивы, темы, стилевые приемы и тональность» [2, с.101].

Поэтесса призывает задуматься и понять: если жизнь неокончательная истина, то и смерть тоже. Автор понимает, что абсолютная истина недостижима, но стремление к ней имеет для него магнитную притягательность. Кто я? Зачем я на земле? Эти вопросы для поэтессы -основная философская проблема, решить которую не дает жизнь:

Мысль так проста в своей первооснове,

Но как несовершенно бытие» [4, с. 65].

А. Смородина пытается постичь глубинную тайну бытия, связь человека с миром природы:

«Гармония в природе разлита -

То божья милость или божья кара...?» [4, с. 67].

Хочется подчеркнуть, что при всей необычности, порой даже экстравагантности в поисках новых поэтических форм, поэзия А. Смородиной не теряет своей художественности и гуманистической направленности. Это выразилось в том, что ее лирика тяготеет к душевности, где рефлексия от узнанного органично соединяется с философским осознанием себя. Как видим, А. Смородиной

вполне созвучны мысли ее великой предшественницы. Обеим поэтессам свойственно не перечисление общеизвестных истин, а тяга к действенному познанию человеческой сути.

Их сближает и то, что поэтессы предельно просто обнажают женскую душу, внутренний мир своей современницы, вскрывают нюансы ее психологии.

В заключении можно сделать вывод о том, что А. Ахматова и А. Смородина - художники истинно философского склада, так как именно философская лирика стала идейно-содержательным ядром всей их поэзии. Какой бы темы ни касались поэтессы, какую бы форму не использовали в создании своих поэтических образов, на всем лежит отпечаток глубоких авторских размышлений.

В центр своего художественного миропонимания А. Ахматова помещает мысль о необходимости гармонии между миром и человеком, обществом и человеком, человеком и временем. При этом поэтесса не абстрагируется от предметной реальности, а выходит на новый уровень художественной изобразительности, концентрирует действие, наслаивает на него диалоги со своими оппонентами, монологи-обращения к миру, времени, народу.

Особый взгляд на предметны и явления, склонность к широким философским обобщениям, умение за конкретным событием заметить проявление закономерности, определили неповторимый стиль А. Смородиной, который можно назвать редким сплавом поэзии и философии.

В целом же мы согласны с авторами коллективной монографии «Философская лирика Мордовии конца ХХ - начала XXI века» в том, что «антропоцентрическая составляющая русской философской поэзии рубежа веков многомерна, так как у каждого поэта свои экзистенциальные предпочтения» [7, с.90].

Библиографический список

1. Ахматова, А. А. Стихи, проза, письма [Текст] / А. А. Ахматова. - М. : Россия, 1996. - 343 с.

2. Мартынова, Е. А. Философское осмысление действительности современной элегией Мордвии / Е. А. Мартынова, О. И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 78-82.

3. Налдеева, О. И. Жанровое своеобразие современной лирики Поволжья [Текст] / О.И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 102-105.

4. Смородина, А. И. Неизбежный контур: Стихотворения [Текст] /

А. И. Смородина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. - 77 с.

214

5. Степин, С. Н. Способы воплощения архетипа «мировое древо» в современной поэзии Мордовии / С. Н. Степин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 78-82.

6. Степин, С. Н. Основные тенденции развития в современной поэзии Мордовии (жанровый аспект) : монография [Текст] / С. Н. Степин ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 172 с.

7. Философская лирика Мордовии конца ХХ - начала XXI века : монография [Текст] / Е. А. Жиндеева, Н. В. Карабанова, Т. Н. Палькина, С. Н. Степин, Ю. И. Щанкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - 100с.

Bibliography

1. Akhmatova, A. A. Poems [Text] / A. A. Akhmatova. - Moscow: Russia, 1996. - 543 p.

2. Martynova, E. A. Philosophical Reality Reflection by Moderm Mordovian Elegy / E. A. Martynova, O. I. Naldeeva // Humanities and education. -

2012. - № 1 (9). - P. 78-82.

3. Naldeeva, O. I. Genre Originality of Volga Region Contemporary Poetry [Text] / O. I. Naldeeva // Humanities and Education. - 2012. - № 2 (10). - P. 102-105.

4. Philosophical Lyrics of Mordovia at the End of XX Century - at the Beginning of XI Century: Monograph [Text] / E. A. Zhindeeva, N. V. Karabanova, T. N. Palkina, S. N. Stepin, Yu. I. Schankina; Mordovian State. Ped. Inst. - Saransk, 2011. -100 p.

5. Smorodina, A. I. Unavoidable Contour: Poetry [Text] / A. I. Smorodina.

- Saransk : Mordov. Book Publishing House, 1998. - 77 p.

6. Stepin, S. N. Methods of "World Tree" Archetype Incarnation in Contemporary Poetry of Mordovia [Text] / S. N. Stepin // Humanities and Education.

- 2012. - № 1 (9). - P. 78-82.

7. Stepin, S. N. Major Trends in Contemporary Poetry of Mordovia (Genre Aspect): Monograph [Text] / S. N. Stepin; Mordovian State. Ped. Inst. - Saransk,

2013. - 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.